Случайно наткнулся в Ютубе на видео, хотя уже и трёхлетней давности, но всё же был приятно удивлён, что наконец-то в интернет пространстве в российских лыжах, начинают появляться тренеры нового поколения, которые не только сами владеют коньковой техникой в соответствии с канонами мировой лыжной элиты, но и умеют преподнести её ученикам посредством безупречного показа. Причём, правильно продемонстрировать не только технику в целом, но и её отдельные элементы с наглядной расстановкой акцентов и объяснением их смысла. Смотрите - Алексей Петухов в новом амплуа: https://www.youtube.com/watch?v=6J4gBdGZI2c Почему я решил заострить внимание на этом видео? Потому что до сих пор я не видел ни одной тренировки в Рунете, где отсутствовали бы, какие-либо, косяки при демонстрации техники. И не важно какого уровня преподаватели, или просто исполнители демонстрировали там свою "школу": были ли это тренеры сборной страны, или любого другого уровня, просто спортсмены, главное, что все они были НЕбезупречны в вопросах техники. Рад буду ошибиться в своей категоричности и предлагаю открыть в этой ветке обсуждение видео различных технических тренировок, где, на ваш взгляд, тренерами, спортсменами, блогерами и т.п. демонстрируется преподавание, соответствующее современным требованиям в обучении технике.
было бы послушать минусёра. С чем же это он не согласен: - с качеством преподавания техники Алексеем? - с моей оценкой тех многочисленных видео на тему техники, которыми завален интернет? Или это тот самый минусёр, который всегда ставит мне минусы просто так - по умолчанию?
Мимо стартового поста я прошел, ни минус, ни плюс не ставил. Но на посты с нытьем о минусах минус просто необходим, я считаю. Судя по статистике на данный момент (+1/-7) я не одинок в своем мнении
Артём, а прочитать пост, который так возбудил Ваш статистический талант, не пытались между строк? Или читать и понимать смысл неписанного это не про Вас: видимо куда труднее, чем считать до десяти Вы, часом, сайтом не ошиблись? Вам, наверное к математикам надо было . Уж, больно Ваше появление здесь напомнило сцену из известного фильма: https://youtu.be/e-xQrDs8v3Q
осуждение-обсуждение так называемых косяков в технике (за исключением явных, типа траектории центра масс лыжника) считаю непродуктивным. У многих лыжников, в том числе профи, эти так называемые косяки являются результатом приспособления к индивидуальным особенностям их антропометрии и т.п. Есть немало великих лыжников, у которых подобные как бы "знатоки" могут найти по их мнению косяки. А может эти косяки не портят, а напротив, помогают показывать высокие результаты. Тренироваться надо самим больше, показывать результаты в протоколах своих гонок, а не обсуждать-осуждать чужие как бы косяки.
но все же без видения(визуализации) правильного исполнения нельзя качественно освоить технику. А если смотреть на особенности вследствие антропометрии, то не обладая аналогичными можно их у себя закрепить как неправильное исполнение. Первый раз увидел это видео Алексея Петухова и в целом оно достаточно познавательное и информативное.
самое главная ценность увиденной тренировки, это не сами по себе упражнения, которые предлагает тренер, они просты и общеизвестны, а то как Алексей преподносит их учащимся. Во-первых, в его действиях нет технических ошибок, которыми увы страдают тренировки многих тренеров. Но и это не самое главное. Для того, чтобы быть тренером важно чёткое понимание того, для чего именно предназначено то, или иное упражнение. Эта, казалось бы естественная вещь, оказывается не такой уж и простой, а часто вообще недоступной опцией для многих из них. Происходит это, когда тренер не понимает, или понимает неправильно, как разделить целостное движение на составляющие. А не понимая этого, он не может ни расставить акценты в подборе упражнений, ни увидеть причину той или иной ошибки. Всех этих, увы не таких уж и редких тренерских изъянов, у Алексея, в его тренировке, нет и в помине, что, само по себе, уже ценно для нашей действительности. Именно это я и хотел подчеркнуть. Но, вот что печалит: судя по числу сторонников взглядов А. Соловова на вопросы техники, видимо, эта тема вряд ли будет иметь, какое то конструктивное продолжение. Слишком уж живуча, простая, греющая душу, звёзд с неба не хватающего, любителя лыжного спорта, идея "косо, криво - лишь бы живо". Так и живём
подразумевает работу с хорошим тренером, а работа над силовой или функциональной выносливостью можно делать и самому. Мне мой тренер про себя рассказывал, что с ними в школе 90% времени занимались техникой и постоянно, постоянно правили их ошибки.
Это Вы о чём? В таком случае этот Ваш пост тоже флуд, ведь к теме он не имеет отношения, правильно? И не передёргивайте, какие "оппоненты"? Один-единственный оппонент здесь был - А. Соловов. И с ним я не "пререкался", а возражал против его точки зрения, как это и должно быть в разговоре с оппонентом. Или я ним соглашаться должен? А впрочем, Алексей, к чему эти пустые разговоры. Только напрасная трата времени. Замнём, пожалуй. Да и с темой таким же образом, видимо, надо поступать.
И панибратская перепалка в Артемом, который выразил свое мнение по поводу этого "нытья". На форуме 4 человека периодически поднимают эту "тему". Вы автор темы, я среагировал на вашу реплику - в чем флуд? Вы просто "переводите стрелки"... Отвечайте за себя.
не лезьте в бутылку. Не было там никакого нытья. Читайте внимательно пост: он состоял из побуждающих к разговору вопросов. По теме Вам, как тренеру, видимо не чего сказать?
Тренироваться надо самим больше, показывать результаты в протоколах своих гонок, а не обсуждать .....
Скажите, неужели Вы всерьёз считаете, что в любительских, а тем более в т.н. ветеранских соревнования существует, какая либо корреляция между техникой и результатом в протоколе? Ответ на этот вопрос настолько же очевиден, как и надуманность Вашего следующего умозаключения:
У многих лыжников, в том числе профи, эти так называемые косяки являются результатом приспособления к индивидуальным особенностям их антропометрии и т.п.
Что это интересно за отличия в антропологии Вы нашли у профи, которые, по всей видимости, настолько должны быть разительными, чтобы не позволить на стадии становления техники (н-р, в спортивной школе) освоить базовые движения в правильной координации. Вряд ли люди с какими либо отклонениями в физическом развитии находят себя в спорте. Все остальные индивидуальные особенности телосложения не могут быть причиной неспособности освоить технику, которую ему преподаёт тренер. Только вот что это за тренер? И дальше начинаются действительно важные вопросы: - Насколько он разбирается в технике? - И что это за техника, которую он преподаёт: насколько она перспективна в плане становления будущего спортсмена? - А умеет ли он преподавать технику вообще? Ух, ты! Сколько вопросов то, оказывается Правда если этот тренер ухватится за спасительную палочку-выручалочку, которую ему подбросил Александр Соловов:
А может эти косяки не портят, а напротив, помогают показывать высокие результаты
то, наверняка облегчённо вздохнёт и начнёт, как это водится рутинную и, ой нелёгкую тренерскую работу по натаскиванию на, как можно скорейший "результат в протоколе", за который Вы, Александр, так радеете.
демонстраций хорошей, на взгляд кого-либо, техники. А против обсуждения-осуждения так называемых косяков в технике. Тем более у профи. Например, ранее неоднократно встречал обсуждение здесь как бы косяков в классическом ходе у А. Легкова. Или совсем недавно у С. Устюгова в коньке. А еще вспомнился Ханеволд, норвежский биатлонист, которого за особенности его техники называли крабом. Могу сказать и про себя как любителя. Хромой, одна нога короче другой. Одна нога больше как опорная, чем толчковая. Подруга говорит, что похож на Ханеволда. Так что косяки есть, вне сомнения, обусловленные именно этими антропометрическими особенностями. Но все свои результаты на КММ и в ВЛ (см. аккаунт) были достигнуты именно с этими косяками, причем разными стилями. Есть и еще один фактор. В педагогике не рекомендуют показывать ошибки, даже типичные. Психологи считают, что они могут откладываться в подсознании.
не настаиваю на осуждении: можно ограничиться просто обсуждением, выявлением, если хотите, этих ошибок. А как иначе, по Вашему, отличить "хорошую", как Вы выражаетесь, технику от плохой? Разве хорошая техника это не та, которая не содержит ошибок? Что касается этого
В педагогике не рекомендуют показывать ошибки, даже типичные. Психологи считают, что они могут откладываться в подсознании
Ну, во-первых, я здесь не педагогикой предлагаю заниматься. А во-вторых, даже, если говорить о педагогике, то "показывать ошибки", т.е. выносить их на обсуждение какой-либо контактной группы - это совсем не обязательное условие их исправления: можно, при необходимости, сделать это незаметно, чтобы не травмировать психику ребёнка. Ещё раз: выявление ошибок и принятие своевременных решений для их исправления - это всего лишь одна из составляющих тренерской работы над техникой, такая же необходимая, как и предотвращение появления этих ошибок в процессе обучения.
Потому что до сих пор я не видел ни одной тренировки в Рунете, где отсутствовали бы, какие-либо, косяки при демонстрации техники.
С удовольствием посмотрел бы в рунете Вашу тренировку, свободную от косяков. Всегда считаю за благо перенять что-то дельное. Ваши многочисленные и глубокие комменты особенностей техники (как лыжной, так и лыжероллерной, причем на любых колесах) на Скиспорте дают мне надежду увидеть такое правильное видео в Вашем исполнении.
Мы же уже говорили с Вами по этому поводу. Я закончил свою тренерскую практику ещё до эпохи рунета. А так как тренерская карьера меня, по крайней мере на сегодняшний день, не интересует, то и снимать видео тренировок для меня не имеет никакого смысла. Но если Вы меня заинтересуете своим искренним желанием, то я могу помочь Вам в исправлении Ваших слабых сторон в технике.
Рад буду ошибиться в своей категоричности и предлагаю открыть в этой ветке обсуждение видео различных технических тренировок, где, на ваш взгляд, тренерами, спортсменами, блогерами и т.п. демонстрируется преподавание, соответствующее современным требованиям в обучении технике.
На канале ютюба На лыжи есть видео с тренером молодёжки Кравцовым. Рекомендую. Есть ещё хороший канал, но это при серьезном дискуссе. Пс. рекомендовал бы ТС не обращать внимание на +/-. Ерунда это.
первый конструктивный пост, Александр. А то я было хотел обратиться к модераторам (не знаю, правда, есть ли такая опция) с предложением закрыть ветку за ненужностью. С "плюсами/минусами" согласен и цену им давно понял. Кстати, коротко описал своё отношение к ним в ответе Мазурову, но модератор счёл необходимым удалить пост . Что касается технических тренировок с Кравченко (не Кравцовым), то я их видел, конечно же. Но здесь, к сожалению, моя оценка расходится с Вашей: это методика старой школы коньковой техники, ошибки которой я, в своей практике, как раз и старался всячески искоренять. Это, если коротко.
Вернее, две: обсуждать педагогов при учениках и обсуждать учеников при педагогах. По сравнению с моим застойным временем 70-80-х, не может не радовать появление большого количества частных тренеров. Расширилось поле возможностей для любителей, вышедших из детско-юношеского возраста, продолжить, а то и заново начать занятия лыжами под руководством профессиональных тренеров. Да, не бесплатно, но что сейчас даром? И вот, разбирать качество их занятий, правильность построения уроков, способов подачи и показа материала - смертельно для самих этих групп и их тренеров-профессионалов. Спасибо за то, что они вообще есть, волокут этот воз. Палат каменных на этом не наживут, сплошной гимор. Тренеры с энтузиазмом отрабатывают честным трудом, любители в их группах приобретают знания и навыки нашего любимого вида спорта.. Ничто не мешает никому поменять группу на другую, на основе советов друзей, конкурентов и тд.
А вот, когда великое множество любителей начинают выкладывать в сеть ролики из серии "О как я могу, о, как надо ..." Ну, сам бог велел рассказывать ему и остальным – что-куда-почем. Напросился. Если что, в педагогике именно, что есть такой прием - "дети, не делайте так, это плохо." И стишок Маяковского, "Что такое хорошо и что такое плохо" именно, что поучительный. Потому бессмертный. Преклоняюсь перед лидерами любого вида спорта. Добраться до вершин могут только генетически и физически одаренные люди. Их тысячные доли процента всех нас, корявых, приземистых, нескладных человеков, населяющих нашу планету и приспособленных для решения её приземленных задач. Прикиньте, сколько раз в толпе людей, идущих навстречу , мы встречаем рослых, стройных с идеальными формами и чертами лица, "голубоглазых" моделей обоего пола? Так же "часто" тренерам попадаются будущие звездочки спорта; мы, остальные - лишь для наполнения групп. Тем не менее, становясь публичными личностями, выходя на экраны, звезды становятся ролевыми моделями ( role models ) для всех нас. Точно так же, как и таланты в кино / театре / музыкальной индустрии. И тут уж никаких откорячек. Ты спился на вершине славы - "не делайте так, дети!" Ты пренебрегаешь элементарными понятиями биомеханики - "не берите в пример! берите с других хороших мальчиков". С их здоровьем (Ханеволда, Бергер и тп ) они могли бы царить десятилетиями, если бы не... ( далее по списку "косяков" ). Технику А. Соловова никто и никогда не обсуждал. Не видели. Но преклоняемся, Александр, перед вашими достижениями в ветеранском спорте. Технику другого ветерана, финна (Пекку...?) с его проблемами позвоночника и потому бегающим на сверхдлинных палках видели, но тоже не обсуждали. Зачем? Как и немца Акселя Тайхтмана. Но уж тех, кто может служить образцами для подражания, почему нет? Самое легкое (сорри за каламбур) ссылаться на свою "особенность". Костей и мышц у всех одинаковое кол-во, да и внутри, дай боже, у всех все в комплекте. Я кстати держался из последних сил, пока А. Легков еще бегал - не цеплялся . Но уж, выложил он ролик в сеть - могу сказать, что думаю о его технике ( а думаю много ). Не то, чтобы он нас всех лишил десятилетия своего возможного доминирования в мировых лыжах, но... мог бы и совершенствоваться с большим рвением, чем только качаться и наматывать тренировочные объемы... Конечно, "они нам ничего не должны", но и мы им тоже. А уж с чем согласны, с чем нет, решать каждому за себя. Обсуждая технические ошибки ведущих спортсменов мы не покушаемся на их величие. И не пытаемся заставить сложившихся атлетов бежать как-то иначе - это их и их тренеров дело. Но на примерах лыжных баталий, где все конкуренты "бегут в не в ногу, одни мы в ногу" , существует возможность рассмотреть самим и рассказать другим о возможных резервах их собственного технического совершенствования и, как следствие, роста спортивных результатов.
И вот, разбирать качество их занятий, правильность построения уроков, способов подачи и показа материала - смертельно для самих этих групп и их тренеров-профессионалов. Спасибо за то, что они вообще есть, волокут этот воз. Палат каменных на этом не наживут, сплошной гимор
У меня родственницу такие тренера- энтузиасты в фитнес-центре чуть до госпитализации не довели. Не спрашивали ни о чём: заболевания какие, занималась ли ранее, чего хотите достич(какой уровень) и т.д. Только деньги в кассу. Так что "народный контроль" необходим, слишком много развелось доморощенных тренеров, калечущих за деньги людей.
Михаил, если подходить к вопросу с морально-этической стороны, то конечно же Вы тысячу раз правы, говоря что нельзя "обсуждать педагогов при учениках и обсуждать учеников при педагогах". И бесспорно с гуманистической точки зрения, отбирать у тренера хлеб насущный, к тому же добытый таким нелёгким, и малооплачиваемым трудом, будет являться безнравственным поступком. Поэтому, в отсутствии на то каких то особых причин, ни в коем случае нельзя делать того, что выделено ниже из Вашего текста, потому что:
разбирать качество их занятий, правильность построения уроков, способов подачи и показа материала - смертельно для самих этих групп и их тренеров-профессионалов. Спасибо за то, что они вообще есть, волокут этот воз.
Но если мы посмотри на другую сторону медали и задумаемся о ценности профессии в обществе, о качество профессионального образования, а возможно и всей системы образования в целом, то ответ на вопрос "нужно, или не нужно", уже не будет таким однозначным. К тому же, если говорить предметно, постановка вопроса только с позиции "любви к ближнему" будет мешать и развитию Вашей профессии, потому что решение задач, которые стоят перед ней, только усложнит жизнь педагогам-тренерам, и без того с трудом "волокущим это воз", ведь они уже не смогут прибегнуть к спасительной мантре "техника индивидуальна".
десят лет тому назад я пробежался по учебникам физкультурных вузов нашей необъятной. Их числом более 15 и ни в одном вопросам техники лыжных ходов (классика+конек) не было уделено более 7% страниц. C дремучими картинками 80-х в, и без раскадровок в принципе. Лыжных спортшкол и отделений за триста, если не под 500, штатных тренеров за тысячу. Все они родом оттуда, и совсем не на виду. Нам бы в этой глубинной консерватории что-нибудь поправить.
в том числе профессионалы-ученые в этой сфере, что пытаться здесь что-то всерьез обсуждать - это профанация. Даже не пытайтесь.
Но если мы посмотри на другую сторону медали и задумаемся о ценности профессии в обществе, о качество профессионального образования, а возможно и всей системы образования в целом,
Рекомендую ограничить амбиции техникой лыжных ходов, и не впадать совсем уж в графоманство.
Следует отметить, что ни на одной площадке, ни на одном круглом столе ни одной из конференций или семинаров в период 2012-2022 года
профессионалы-ученые в этой сфере
качество содержания учебников по лыжным гонкам вообще, и разделов техники лыжных коньковых ходов в частности, ни разу не удосужились
всерьез обсуждать
Кафедры высших и средних специальных УЗов с периодичностью раз в несколько лет ограничиваются переизданием собственных учебников под редакцией своих же редко сменяемых заведующих,
Учебники не просматривал, но на конференциях видел обсуждения техники лыжных ходов. Например: доклады и статьи Новиковой Натальи. С раскадровками. Еще кто-то из тренеров сборной тоже докладывал о технике.
"Кафедры высших и средних специальных УЗов с периодичностью раз в несколько лет ограничиваются переизданием собственных учебников под редакцией своих же редко сменяемых заведующих" С этим тезисом согласен полностью. Сразу возникают образы о ком и о чем идет речь.
неожиданно! Задал Александру вопрос, ориентируясь на то, что видел у неё раньше, и решил заглянуть на её сайт, чтобы вспомнить что именно не нравилось мне в технике, которую она преподавала. И неожиданно для себя обнаружил вот это новое видео: https://www.youtube.com/watch?v=NiPinWctxfM Это уже совсем другое дело: рекомендую послушать до 11-ой минуты. Правда с исполнителями у неё по прежнему проблема, но говорит она здесь правильные вещи. Удивительно только то, что наша наука (я не имею в виду М. Рудберга) заговорила об этом только сейчас и преподносит это как новость . Кристиан Скелдал, Торе Арне Хетланд и др. демонстрировали то, о чём она говорит только сейчас, уже в первом десятилетии нашего века. Нужно было только это увидеть, оценить как преимущество и давно перенести на тренерскую практику. Но у нас, почему то тупо продолжают преподавать то, что мы видим на видео с юниорами сборной.
Александра Тюличева (СПб) уже лет 5-7 как в ведет обучение и выкладывает ролики в сеть. По коммерческим причинам подает материал в принципе достаточно грамотно. Правде, в теме боковых смещений её куда-то заносило когда-то – отталкивающие разгибания ног при этом почитала за вредоносные.
Извиняюсь - перепутал двух леди из науки: услышал Новикова, а представил в голове Тюличеву . Но это и неудивительно, настолько я привык полагаться в профессии только на самого себя: когда, на рубеже двух столетий, окунувшись в изучение нюансов коньковой техники, и перерыв всю существующую информацию по теме, не нашёл ровным счётом ничего, кроме примитивной, далёкой от реального положения вещей, архаики. Помогли только мотивация, базовое образование, молодость и собственные физические способности. Ночами на пролёт просматривая видео с записями соревнований КМ и проч., изучая технику лучших гонщиков того времени, а потом...... в общем, это был нелёгкий, хотя и интересный путь. Но не буду вдаваться в подробности (чтобы не вызвать гнев А. Соловова ) Вот поэтому сейчас, когда в этом вопросе всё уже давно понято и разобрано по косточкам, многое, в этой связи, воспринимается как белый шум.
Коли уж мы вспомнили Тюличеву, и заглянули к ней на сайт, то не могу не отметить с положительной стороны также и это видео, где она очень наглядно и, на мой взгляд, абсолютно точно преподаёт зрителям информацию, которая ранее не просматривалась в её материалах, тем самым меняя впечатление о своей работе. Смотрите с 1-ой по 30-ю минуты: https://www.youtube.com/watch?v=Hv6NGG8RR_Y Думаю Вы согласитесь со мной, Михаил. К тому же данная информация полностью соответствует теме: - это хорошее преподавание техники, ведь на 3D модели демонстрация техники выглядит не менее наглядно, чем в исполнении техничного тренера..
Если мы представляем КООХ как тот же самый бег, только с более долгим пребыванием на стопе, то насколько верно понимание правильной работы тазом как подключение задней поверхности бедра при КООХ, т.е. основное движение осуществляется не за счет бокового толчка, а выпрямления коленного сустава с подключением ЗПБ и подачи таза вперед как в беге. Когда я смотрел КООХ элиты с квадрокоптера, первое что пришло в голову, что это бег в гору.
думаю, что в КООХ не должно быть никаких ассоциаций с бегом (при "взгляде изнутри" ). По крайней мере работа ЗПБ в беге выражается не в разгибании колена, а наоборот сгибании: при беге стопа совершает подгребающее движение, которое осуществляется за счёт включения в работу ЗПБ, кроме прочего. В КООХ же ничего подобного нет, потому, что отталкивание от опоры совершается абсолютно другим образам (больше похоже на прыжок с места). И хотя ЗПБ здесь также наверняка участвует в работе (М. Рудберг, как специалист в биомеханике, здесь лучше расскажет), но, в отличии от бега более значительную работу в продвижении бедра (таза) вперёд при отталкивании от опоры, на мой взгляд, выполняют другие мышечные группы. Самое главное, что нужно понять, то что по координации (ментально) - это, всё таки, не беговой шаг.
Тем более марафонский) Если возьмем запрыгивание в горку? Приземлились на стопу, согнулись в колене, далее выпрыгиваем от пятки путем выпрямления колена вперёд и слегка в бок, подавая таз вперёд. Насколько верная ассоциация?
Тут такая тема - то, что вы называете задней поверхностью бедра - это двуглавая мышца бедра (бицепс бедра). Отвечает за сгибание ноги в колене (по научному - сгибание голени). В беге высокое поднимание бедра при выносе выполняется этим самым сгибанием маховой ноги в колене (захлестом голени назад ) и сгибанием затем бедра в тазобедренном суставе (коленом вперед-вверх). В отталкиваниях ДБ является антагонистом разгибателя 4-х главой бедра, она растягивается а не сокращается в отталкиваниях ногами. В лыжах ДБ начинают работать после отлета стоп от опоры, когда ноги частично сгибаются, чтобы невысоко над снегом лыжники могли привести маховые стопы к опорным ( пронести рядом в КОДХ под) и вынести затем вперед (вперед-вбок в коньке). Когда после приземления с прыжка опорные ноги начинают сгибаться, это происходит под действием силы тяжести спортсмена, ДБ практически не включается при этом.
Наталья Новикова непрерывно работает в "технической" теме на протяжении практически уже 10+ лет. Ездит со сборной, публикуется и это здорово. Есть ряд разночтений с ней по отдельным техническим действиям в коньковых ходах , но это непринципиально: её конек - классика. В. Колыхматов, отработал несколько лет с Ю. Каминским в лыжах в 10-х годах и, увы, защитился по сторонней, более "перспективной" для защиты теме ( рук. Головачев, кажется ), технику забросил года с 2016 кажется, переквалифицировался. С биатлонистами СБР ездила кто-то в составе КНГ, но аналитики не публиковала, хотя из штатных специалистов/аналитиков техники. Вот все, собственно, и все на 15 с лишним ВуЗов за последнюю декаду. Тренеры сборных команд в большинстве свои знания о технике складывают каждый в свою "тумбочку", по понятным причинам. Не знаю, на чем основана вера А. Соловова о наличии у нас "профессионалов-ученых", обзабоченных уровнем изучения и преподавания в вузах техники лыжных ходов.
Мой комментарий, Михаил, если вы его прочтете, вовсе не относится к технике лыжных ходов. Это всего лишь ответ на замах ТС в одном из его комментариев здесь о профессиональном образовании вообще. А оно, как известно, не ограничивается техникой лыжных ходов и даже сферой физической культуры и спорта. Цитирую его еще раз со всей его орфографией (читайте внимательно): "Но если мы посмотри на другую сторону медали и задумаемся о ценности профессии в обществе, о качество профессионального образования, а возможно и всей системы образования в целом," А в сфере профессионального образования даже в общей (непрофильной) проблематике действительно работают много ученых. Только журналов по этой проблематике издается в России не один десяток. Что касается вашего замечания о переиздании (нередко без корректировок) учебников по физической культуре и спорту, то с этим согласен несомненно. Поскольку сам являюсь соавтором одного из учебников по теоретико-методическим основам физической культуры и спорта для технических вузов. Материал для которого мы готовили еще в конце 90-х для учеьного мультимедиа комплекса на компакт диске, а затем в формате онлайн-курса для дистанционного изучения. Ежегодно с начала нулевых несколько тыс. студентов изучают этот курс дистанционно, не отрывая ни одного часа от практических занятий в зале или в бассейне на лекции по теории. А затем сдают зачет по теории на компьютерах. Я и попал в соавторы не как профильный специалист, а как информатизатор, инициатор и организатор этой работы по созданию учебного мультимедиа комплекса. На основе ранее подготовленных компьютерных мультимедиа материалов в середине нулевых издали бумажный учебник с грифом Министерства образования. Который в дальнейшем переиздавался трижды практически без изменений. В этом году спрашиваю своего соавтора (зав. каф. ФВ в вузе), может надо внести коррективы. А он отвечает, что не нужно, поскольку вузовская программа не изменилась с той поры. С другой стороны в сфере физической культуры и спорта появилось много нового. Спрос на эти знания высокий. Поэтому коммерсанты оживились. В сети появилось много материалов по ЗОЖ, фитнесу и т.п. И среди этих материалов есть не только полезные, но и, порой, вредные. Чего стоят, например, рекомендации типа: "затрачивать на физическую активность минут двадцать в день, но с предельно высокой интенсивностью".
Александр, тогда уж позвольте и мне побыть собственным адвокатом перед лицом прокурора Соловова. Для начала обратите внимание на размер своего поста выше и сравните с с размером короткой фразы, которая стала поводом для Вас в обвинении меня в "графомании":
Но если мы посмотри на другую сторону медали и задумаемся о ценности профессии в обществе, о качество профессионального образования, а возможно и всей системы образования в целом, то ответ на вопрос "нужно, или не нужно", уже не будет таким однозначным
Скажите, с какой стати Вы расценили это, как "замах" на что то большее? Может Вы знаете способ выразить мысль не сказав ни слова? А между тем, и любой внимательный читатель это заметит, эта фраза была только подводящей к мысли о том, что я в действительности сказал Михаилу в следующем абзаце:
К тому же, если говорить предметно, постановка вопроса только с позиции "любви к ближнему" будет мешать и развитию Вашей профессии, потому что решение задач, которые стоят перед ней, только усложнит жизнь педагогам-тренерам, и без того с трудом "волокущим это воз", ведь они уже не смогут прибегнуть к спасительной мантре "техника индивидуальна".
Если Вам, Александр, что то не понятно в этой абзаце - спросите.
Уж не знаю что именно ввело обитателей форума в ступор, моя ли категоричность в оценке ситуации с техникой в Рунете, анонсированная на старте, или "инсайд" товарища Соловова о линии партии на дальнейшее развитие системы образования, особенно профессиональной подготовки тренеров, заявившего что
Об этом думают столько народу, в том числе профессионалы-ученые в этой сфере
Из этого, по его мнению, следует, что думать о положение дел в вопросах техники, это не нашего ума дело и поэтому:
пытаться здесь что-то всерьез обсуждать - это профанация
Не берусь судить о том, что именно вас так напугало . Но то, что ни одного видео с технической тренировкой для обсуждения здесь никто, пока, не предложил - это факт. Ок. Чтобы как то поддержать позитив, не могу не вспомнить о том, что в в отношении техники мне ещё симпатичен, как тренер и спортсмен, Иван Жилинский. Но его видео, в этом контексте, довольно поверхностны, на мой взгляд, и больше походят на рекламу, хотя и довольно качественную, своей тренерской школы.
Но видео Жилинского достаточны для понимания основ, а для совершенствования и исправления ошибок нужен оффлайн занятия. В реальности (то что видел катаясь на УТЦ) он вполне доходчиво и предметно с показом и правками ошибок проводит тренировки.
конечно же Кравченко (заочно извиняюсь). Теперь есть основание пересмотреть оба ролика и понять разницу в подходе. А так я не любитель расписывать и уж тем более оспаривать базу и нюансы техники лыжного хода. Здесь лучше других послушаю.
Посмотрев видео техн.трен.которое в заглавие темы7мин50сек тренер сказал ОДНОВРЕМЕННО понятно что зто очередные ,,вечные ученики,,Каждый может сам себя проверить на знание техничности объяснив понятие ОДНОВРЕМЕННО одношажный коньк.ход и ОДНОВРЕМЕННО двушажный к.х..Какое?событие создаётся на два шага ,а какое на каждый шаг
Во всех видео, никто не хочет чётко объяснить как срабатывает плеч.пояс ,катаются ставят техничность без палок,неудобно наверное на четырёх опорах ,или слишком много затрачивают сил на одновременно. Плеч пояс работает не когда М тела в упоре ,а когда ещё в траектории. Инерции поддерживаются ,а не создаются заново.
Кажутся доступнее по простоте понимания тренировки, упражнений, каких то движений связанных с лыжными ходами..Наверно потому что непонятно что там по норвежски говорят, поэтому сосредоточен только запоминать глазами, довести до мозга, а мозг уже до тела.
и спасительная находка: коли мы хотим сберечь ближнего своего (бедного российского тренера) от нападок на качество преподавания, то уж норвежцев то мы не пощадим Ля ля ля, не будете ли Вы так добры, "прислать в студию" какую-нибудь "норвежскую видео обучалку" ?
Можно ещё на ютубе забить в поиск Клебо, Крюггер или Нордик Ски. У того же Клебо полно видео. Или зайти к Мюллеггу под музычку по самообучаться. Разнообразия полно, нет надобности на чем то одном зацикливаться
тезисно ля ля ля. 1. Сам искать ничего не буду: а) мне, лично, это не интересно (насмотрелся уже ВО сколько) б) от Вас также не исходит, как видится, особого интереса к теме. 2. Свартдал - хороший тренер. Давно обратил внимание на его тренировки: судя по движениям, понимает о чём говорит и в этом он достаточно красноречив. 3. Видео с Иверсеном не интересно, хотя бы потому что, если уж и смотреть на обычное передвижение по дистанции, то всяко не в его исполнении: у норвежцев есть и получше конькисты..
Ключквое слово из Вашего первого поста - "обучалки" (от слова "учить" ). Можете объяснить чему конкретно Вас наУЧИЛо видео с Иверсоном, чему бы не мог научить простой просмотр трансляции соревнований?
Только когда одного показывают, я представляю что это мой тренер показывает мне например КООХ , а я должен повторить.И без всякого разговора, то есть без лишней болтовни. А когда Кубок мира идет, то там как сто разных тренеров да еще каждый со своим КООХом, тут я теряюсь , перебор со зрительной информацией. И вобще Иверсен случайно попал, обычно смотрю Крюггера, Клебо, Рете, Судбю иногда Большунова со Степановой.
получается, что Вы выбрали для себя путь самообучения. Можно конечно и этим ограничится, но тут важно понимать, что всё зависит от Ваших целей, и соответствия им уровня притязаний. Если коротко, то чем выше Ваши спортивные цели (сложнее задачи), тем менее вероятно, что путь самообучения технике будет адекватен этим целям. Надеюсь, Вы это понимаете.
самообучение вполне себе может завести достаточно высоко в любительском спорте. И чем выше уровень, тем сложнее найти тренера, который действительно сможет чему-то научить в техническом плане. Тем более, что коньковый ход - это то, что эволюционировало на наших глазах, и если Вы, Сергей, смогли его ( с Ваших слов), что называется разобрать по косточкам, то это вполне может быть по силам и любому другому, такому же упёртому.... Когда техника уже практически идеальна, то для дальнейшего роста уже необходимы целенаправленные тренировки, а это уже удел профессионалов.
можно и такой путь выбрать. Но, во-первых, вероятность успешного решения задачи ничтожно мала: просто упёртым для этого быть недостаточно . И потом, зачем усложнять себе и без того сложный путь? Сейчас другое время и решения надо выбирать соответственно.
И ещё один нюанс надо учесть, когда мы говорим о спорте высших достижений. Постановка техники - это удел детских тренеров. Поэтому, именно в ДЮСШ решается эта главная задача. Потом уже поздно будет "пить боржоми". И тому мы видим массу примеров в большом спорте, когда люди, самой природой созданные для этого спорта, хотят, но не могут преодолеть ошибки, закреплённые в детстве. Такую же аналогию можно провести и для любителей: - ошибки, сформировавшиеся в начале вашего спортивного пути, потом будет исправить очень сложно.
Согласен с тем, что вероятность безошибочно попасть на хорошего тренера, для реализации высоких амбиций, мала. Но, всё же, сейчас она намного выше, потому что из спорта в тренеры приходит новое поколение, кое чему уже научившееся. И пример А. Петухова здесь достаточно красноречив.
молодое поколение спортсменов учили (не всех конечно) уже с учетом новых аспектов конькового хода, поэтому шансов все же больше правильно ставить технику. Только не все могут доходчиво объяснить и исправить "косяки". Правильное исполнение, не дает автоматического наличия умения преподавать
Как по мне, то их практическая ценность не слишком высока, хотя бы потому, что разобраться в тарабарском языке от гугловского переводчика, не сделав ошибочных выводов, для НЕпрофессионала практически невозможно. Поэтому, в целях изучения техники, такие видосы мало чем отличаются от просмотра записей обычных трансляций с соревнований. Очень часто приходится наблюдать на трассе жертв таких "обучалок". Они легко узнаваемы по тому ЭЛЕМЕНТУ, который сегодня пытаются встроить в свою технику. Сразу бросается в глаза, что этот элемент абсолютно не монтируется в целостную структуру движений и смотрится как седло на корове. Но упёртый самообучающийся, конечно же, этого не замечает, потому что слепо верит в успех, ведь он выполняет ЭЛЕМЕНТ по совету самогО "Вон уж кого", а значит в нём определённо кроется особая магическая сила . При этом, его абсолютно не волнует, что тело просто не способно сейчас адекватно выполнить завет великого наставника из "обучалки". Особенно красноречивы в этом контексте такие простые для понимания самообучающегося вещи, как постановка палок на опору, или поднос маховой ноги к опорной. Ввиду отсутствия рядом профессионального тренера, самообучающиеся лишены важного атрибута - обратной связи "ученик - педагог", когда тренер имеет возможность оперативного принятия мер по исправлению технических ошибок.
Если говорить конкретно о Клебо, то мне он в своей новой роли не очень симпатичен. Уж слишком не педагогично) он "садится на стул" (в этом видео по крайней мере), тем самым демонстрируя недопустимую ошибку, о которой, кстати, и довольно наглядно, рассказал сам ЮВ в видео от ля, ля, ля. И в этом я с ним безусловно согласен на все сто.
Сергей, обучалки больше для расширения кругозора, если что -то необычное увидишь то можно эксперта спросить что это за новаторство или своего тренера. А что бы самому научиться по ним нужно как минимум, что бы тебя кто-то поснимал на видео со стороны, а то часто бывает что ты уже Крюгер по ощущениям, а видео посмотришь и думаешь, что за "крабик" на лыжне, это точно не я а кто-то другой
которые с телевизора базовую технику хватают, знаю таких и в плавании и коньке. И знаю тех, что и при классном тренере никак не воспроизводят. Тут как с музыкальным слухом - он есть или его нет.
что это все же пограничные состояния восприятия. Уверен, что уникумы , которым достаточно одного раза увидеть и понять как это воспроизвести есть, как и прямо противоположное, но если брать в расчет какое-то средневзвешенное состояние восприятия, то лучше править и закреплять на практике под присмотром специалиста (имхо).
У Вас тут сразу два вопроса затронуты: 1. Способность спортсмена к освоению техники. 2. Способность тренера поставить технику. И если на первый вопрос Вы ответили исчерпывающе, приведя аналогию с музыкальным слухом, то ответить на второй посложнее будет
P.S. / P.S И ещё один нюанс надо учесть, когда мы говорим о спорте высших достижений. Постановка техники - это удел детских тренеров. Поэтому, именно в ДЮСШ решается эта главная задача. Потом уже поздно будет "пить боржоми".
Юрий Викторович ни один раз повторил что нужно иметь мощные ноги, хорошую физическую подготовку чтобы обладать современным коньковым ходом. Чтобы делать правильно те движения что он показал. А какие мощные мышцы у детей или юношей? IMHO, ставят то они ставят технику (детские тренера) да катаются дети почти все коряво. Да какое там ИМХО если это сам Юрий Викторович говорит в ролике 🙂 Даже эталлоного Крюггера можно найти детские видео в сети, тож видно что силенок ещё нет.
мало ли что там ЮВ сказал. Ведь договорились не подставлять наших тренеров. Теперь придётся За Вас вот только обидно, Ля ля ля. Ведь напрашивается вывод, что успешное самостоятельное освоение техники Вам не под силу: человек, не способный критически воспринимать увиденное, или услышанное, ориентирующийся только на "яркую вывеску", легко может встать на ложный путь. Слушайте внимательно! То, о чём говорит ЮВ - это прописные истины: - любой тренер, посещавший лекции в институте знает, что успешное освоение техники возможно только если оно идёт в ногу с формирование опорно-двигательного аппарата (не опережая). Ведь в чём заключается проблема воспитанников тех тренеров, которые не только плохо разбираются в технике, но и являются продуктом системы? Вместо того, чтобы своевременно развивать эти два компонента подготовки (подчёркнуто выше), шаг за шагом формируя гармоничную технику, они предпочитают "путь выживания", форсируя подготовку юного спортсмена на скорейший результат в протоколе. Вот мы и подошли к несостыковочке в монологе ЮВ: 1. бесспорным является факт, что при развитии, необходимых лыжнику, физических качеств, нужно учитывать особенности того сензитивного периода, в котором он в данный момент находится; 2. однако, не любой юный возраст является препятствием для развития силовых качеств, в той мере, которая необходима для успешного освоения техники; 3. для успешного формирования технических навыков важна не абсолютная, а относительная сила; 4. для того, чтобы текущая силовая подготовка не вступала в противоречие с формированием двигательного навыка, существует масса методических приёмов, которые позволяют грамотному тренеру решить эту задачу в соответствии с возрастными особенностями.
Выводы: 1. абсолютная сила не является помехой для формирования правильных технических навыков у подростков, в лыжном спорте; 2. не технику надо откладывать на потом, в воспитании юного спортсмена, а чрезмерно высокую функциональную нагрузку, форсирующую результат.
Если и после сказанного выше Вам что то осталось не понятно, приведу простую аналогию, задав наводящий вопрос (не знаю, правда, сколько Вам лет, но думаю не ошибусь). Смотрите: вот Вы, взрослый человек, пытающийся освоить лыжную технику.... Теперь представьте на минутку подростка пубертатного возраста, занимающегося спортом, и сравните себя с ним в простых физических упражнениях, требующих развития физических качеств, коррелирующих с лыжным спортом (в том числе и силовых), н-р: 1. бег 2. прыжки 3. любые гимнастические упражнения. А теперь, внимание, вопрос: - кто выиграет в этом сравнении? Если ответ на вопрос будет не в Вашу пользу (что более вероятно), то почему же Вы так наивны в своём предположении, что Вам под силу освоить технику в совершенстве, а подростку нет.
Сергей P-v! Много раз встречал по юношам/девушкам буквально "кожа да кости". Толкаться, вроде бы, точно нечем, но ритмика и гармония коньковых ходов схвачена. Идут, как дышат. А дальше до парадоксов доходит: через несколько лет на них, гля! – все развалилось. Где-то мышечные группы с перекосом накачаны, где-то тренеры в сборных другую линию "загнули" – и полный раскардаш.
Смотрите: вот Вы, взрослый человек, пытающийся освоить лыжную технику.... Теперь представьте на минутку подростка пубертатного возраста, занимающегося спортом, и сравните себя с ним в простых физических упражнениях, требующих развития физических качеств, коррелирующих с лыжным спортом (в том числе и силовых), н-р: 1. бег 2. прыжки 3. любые гимнастические упражнения. А теперь, внимание, вопрос: - кто выиграет в этом сравнении? Если ответ на вопрос будет не в Вашу пользу (что более вероятно), то почему же Вы так наивны в своём предположении, что Вам под силу освоить технику в совершенстве, а подростку нет.
Фигурное катание девочек, гимнастика где ещё там подростки доминируют. В большинстве видов спорта побеждают взрослые люди и в лыжах тоже, где тут не так? Если вы именно про меня, то я слишком взрослый человек чтобы соревноваться в чем то с подростками спортсменами. И то глядя на тех подростков которые не больше меня занимаются, вижу что у них нет никакого превосходства передо мной в освоении лыжной техники. Вот если бы это было фиг катание, я бы точно подростка не перепрыгнул. И ни в одном посте я не писал что мне под силу освоить технику, а подростку нет. Не знаю зачем вы придумываете. Сначала придумаете, а потом опровергаете. В чем смысл? И так можно каждый ваш абзац чехлить. Не интересно)
не хочу Вас обидеть, ни в коем случае. Просто призываю быть внимательнее, по крайней мере, и фильтровать услышанное и увиденное. Правда не всегда одной внимательности бывает достаточно. Смотрите, вот Вы говорите, что
ни в одном посте я не писал что мне под силу освоить технику
а как же тогда расценивать агитацию за "обучалки", которые должны стать гарантом освоения техники для всех любителей? А про невозможность освоения детьми эталонной техники Вы сказали более чем красноречиво, попеняв на ЮВ.
Фигурное катание девочек, гимнастика где ещё там подростки доминируют. В большинстве видов спорта побеждают взрослые люди и в лыжах тоже, где тут не так?
Тут "не так" сама логика. Ведь вопрос не в том "когда побеждать", а в том "когда ставить технику". Если Вы вспомните, что наш разговор именно об этом, то поймёте следующее: - если уж в таких видах спорта, как фигурное катание и гимнастика, где требуется не меньшая координация и сила, возраст не является помехой освоению сложной техники, то почему он должен помешать этому процессу в лыжах?
Почему я решил заострить внимание на этом видео? Потому что до сих пор я не видел ни одной тренировки в Рунете, где отсутствовали бы, какие-либо, косяки при демонстрации техники. И не важно какого уровня преподаватели, или просто исполнители демонстрировали там свою "школу": были ли это тренеры сборной страны, или любого другого уровня, просто спортсмены, главное, что все они были НЕбезупречны в вопросах техники.
Рад буду ошибиться в своей категоричности и предлагаю открыть в этой ветке обсуждение видео различных технических тренировок, где, на ваш взгляд, тренерами, спортсменами, блогерами и т.п. демонстрируется преподавание, соответствующее современным требованиям в обучении технике.