Сохранением чистоты классического стиля в лыжных гонках озабочены не только физкультурники староверы. В руководстве FIS тоже есть товарищи, у которых душа болит и одно место припекает от перспектив окончательного забвениия классики и вытеснения её коньком, как это уже случилось в биатлоне и двоеборье. До сегодняшнего дня в арсенале хранителей был только кнут в виде штрафных санкций за нарушение техники хода плюс редкие зоны запрета даблполинга. Но теперь будет и пряник для тех кто не нарушает, а наоборот - хорошо и красиво бежит! На сайте ФЛГР ни копейки информации по этому поводу, как будто там считают что это нас не касается, потому что непонятно когда мы на КМ вернёмся, так что все данные с сайта FIS и зарубежных СМИ.
В следующем сезоне участников Кубка Мира ждут интересные изменения в правилах, а именно введение технического зачёта вдобавок к спринтерскому и дистанционному. "Технический" здесь означает, что очки начисляются за качество техники классического хода. То есть за эстетику, красоту, правильность и всё такое прочее, что отличает классику от конька. Пока это экспериментальная фаза, разыгрываться технические очки будут только на трёх этапах, раздачи глобусов не предусмотрено, но в протоколах строчки появятся. А по итогам сезона посмотрят насчёт дальнейшего развития.
Для оценки техники хода на индивидуальных гонках классикой будет использован выделенный участок трассы протяженностью 100-150 метров с нулевым градиентом или небольшим подъёмом. Требования к уклону предъявляются для того, чтобы использование двушажного или одношажного хода было оправдано рельефом трассы и чтобы исключить ситуации, когда лыжнику на спуске выгодно вообще не толкаться, а на крутом подъёме оценивать технику тоже такое себе. На картах в документах гомологации трасс технические участки должны быть отмечены особым знаком.
На этом участке устанавливается автоматическая компьютерная система видеоконтроля, которая по движениям гонщика будет начислять ему технические очки. Присутствие болельщиков в этой зоне ограничено специальным ограждением, а выход к трассе тренерам и техническому персоналу запрещён, чтобы в кадр не попадали лишние силуэты. На гонках с числом кругов меньше трёх в качестве окончательной оценки будет использоваться среднее значение по всем кругам, на более длинных гонках оценка будет определяться как среднее значение за три лучших круга.
Отдельно сделают стадионный этап. На стадионе размечается трасса с прямым участком от старта не менее ста метров, далее разворот на 180 градусов радиусом не менее двадцати метров, и финишный участок параллельный стартовому. Такая микроразделка туда-обратно. На стартовом участке гонщик демонстрирует технику попеременных ходов, а на финишном бежит одновременным. Время не учитывается, но устанавливается разумный лимит прохождения для обеспечения интервала между участниками.
Разговоры в кулуарах FIS о необходимости мер по спасению классики велись давно. Конкретной реализации препятствовали как технические сложности, так и неясность в критериях оценки. Как объективно определять хорошую технику и в каких попугаях её измерить? Лыжные функционеры наверное ещё долго ходили бы вокруг да около, но к переменам подтолкнули два фактора. Во-первых интервью Вегарда Ульванга в конце 2021 https://www.skisport.ru/news/cross-country/108209, где он прямо заявил об опасности окончательной потери классики. А во-вторых прогресс в компьютерных видеотехнологиях вообще и нейросеток в частности. Специалисты факультета спортивных исследований Стокгольмского Университета (https://www.su.se/) разработали компьютерную программу, позволяющую в реальном времени сопоставлять движения лыжника с определенным эталоном и давать оценку. Образец идеальной техники получили комбинацией эмпирических моделей движения на основе научных работ по спортивной биомеханике, плюс нейросеть обучали на нескольких десятках конкретных спортсменов, чья техника считалась хорошей по общему мнению. Российские лыжники тоже приложили к этому свои руки и ноги, потому что среди прочих кинограммы хода трёх наших спортсменов были использованы для обучения модели.
Реакция в мировом лыжном спорте разная. Позитивнее всего отреагировали шведы. Что и понятно, ведь новшество по сохранению лыжной старины почти полностью их детище, да и два технических этапа из трёх будут шведскими: в Фалуне и Оре. Svenska Dagbladet разместила большую статью с мнениями шведских лыжников, как действующих, так и легенд прошлого, в том числе Гунде Свана: "Я чуть не убил классику, давайте теперь о ней позаботимся".
Норвежцы отнеслись спокойнее, им наверное без особой разницы каким стилем выигрывать и каким образом очки зарабатывать. Ну техникой так техникой. Основная критика была из-за океана. Американцы считают новую систему слишком искусственной, а Дэв Кершоу в своём подкасте fasterskier.com/podcasts/ и вовсе обозвал её чепухой. Впрочем, аргументация канадца не лишена смысла. По его мнению новая система может как раз повредить имиджу классики, если окажется, что максимальные баллы за технику будут получать совсем медленные гонщики. Это будет означать, что правильная техника не такая уж эффективная в спортивном смысле, и такая ситуация дискредитирует как новый зачёт, так и само понятие хорошей классической техники. Может он и прав, кто знает?
вряд ли это будет способствовать сохранению ДК. Во всяком случае, в спорте высших достижений. Где главным критерием является эффективность. Многое из старого отмирает само собой. Например, обратил внимание, что на ЧР в Тюмени народ на классике крайне редко уже использует одновременный одношажный. Все вваливают, в том числе и женщины, преимущественно бесшажным, чередуя его с попеременным. А техника С. Устюгова на полтиннике вовсе не идеальна, мягко говоря, с точки зрения красоты. В этом плане выгодно отличается А. Червоткин. Но на пологих участках. А на крутых подъемах он смотрится хуже, чем тот же С. Устюгов. Но, как говорят, чем бы дитя ФИС не тешилось, лишь бы работало. С приходом нового руководства пытаются вносить какие-то изменения. В этом сезоне изменили систему начисления очков в КМ, в следующем планируют другие инновации. Посмотрим, будет что еще пообсуждать. Что гораздо интересней, чем дебаты типа кто и где круче.
ЧР Червоткин действительно выглядел эстетично хотя и саромодно, кмк. Но в Малиновке, когда он из последних сил старался усидеть за Болшим, смотрелся весьма зажато. Это кроме меня отметил Рутберг. Возможно действительно на ЧР шел на раслабоне Большунов, кмк, эталон в любой ситуации как и Вылегжанин, Сундбю, Полторанин.
Сорри, Дмитрий, не сдержался Господа, простите меня балбеса! Но bruno Великолепен! Мне потребовалось три раза прочитать, что бы осознать всю степень вброса, очень качественно
Пожалуй, это должен быть не отдельный технический зачёт, а дополнительные очки в общий зачёт Кубка мира по итогам каждой гонки. Количество присуждаемых очков за результаты в техническом зачёте в гонке нужно просчитать, конечно. Тогда у гонщиков появится выбор и дополнительная стратегия: проехать быстрее, но потерять баллы за технику, или проехать медленнее, но добрать баллов за исполнение. Думаю, с развитием нейросетей, фиксирующие камеры можно будет по всей трассе расставлять. Тогда возможен интересный эффект, что условный Клэбо, выигравший финишный спринт "собакой" в гору, в зачёт Кубка мира очков получит меньше, чем лыжник, въехавший в этот подъём красивым попеременным ходом. Интрига!
Но новое - хорошо забытое старое. В конце 1930-х годов норвежцы, обеспокоенные успехами финнов в то время, озаботились более качественной подготовкой молодежи и для юниоров ввели оценки за технику. В заранее неизвестных местах на разных участках рельефа прятались судьи, часто из бывших лыжников, и оценивали технику, причем по образцам своей молодости ) Молодежь, однако догадывалась, где их подсматривают, и старались продемонстрировать старый добрый стиль, пусть и ценой потери в скорости. Или брали скоростью, забив на оценки за технику.