Под терминологической аббривиатурой Ксц, понимается коэффициент сцепления с трассой (заимствование у авиации). Суть проблемы в следующем: При сдвиге креплений NIS, на 2позиции назад относительно ЦТ, наблюдалось "рысканье" лыжи, при ходе "на каждый шаг" по равнине.. Чем можно объяснить такое поведение лыж? Оговорюсь. При возврате креплений в положение "default", всё нормализовалось. Из вышеизложенного явствует, не имеет ли место столь малоизученный фактор?
Хотя обычно при сдвиге креплений чуть назад курсовая устойчивость улучшается, бывают исключения именно с мягкими лыжами. Лыжа, находящаяся под нагрузкой, имеет две зоны контакта со снегом: одну - в начале колодки и вторую, более нагруженную, - ближе к пятке. Если отбросить иные факторы, влияющие на курсовую устойчивость, лыжа тем устойчивее на прямой, чем больше "опорная база", то есть расстояние между зонами контакта. У достаточно жесткой лыжи при сдвиге нагрузки назад передняя зона контакта "уползает" в сторону носка, в результате чего опорная база увеличивается. Но если со сдвигом переборщить, то происходит следующее: переднее пятно контакта становится настолько малонагруженным, что перестает принимать участие в обеспечении устойчивости, а даже наоборот - ввиду своей малой нагруженности легко уходит в сторону при встрече с любой неровностью. Получается, что лыжа едет только на пяточной части, то есть длина опорной базы равна длине заднего пятна контакта. Если на жестких лыжах такого безобразия можно добиться лишь сместив крепления сантиметров на пятнадцать - двадцать, на мягких это происходит гораздо раньше. Даже небольшой сдвиг назад настолько продавливает пяточную часть, что заднее пятно контакта стремится превратиться в чрезмерно загруженное пятисантиметровое пятнышко, а носок откровенно приподнимается. Такая лыжа вертится как волчок. Ну а МАДЧУЗ как раз мягкие лыжи с "вялой" пяткой... Добавлю, что это не теоретические измышления, а результат дурацких экспериментов, когда много лет назад я пробовал двигать крепления туда - сюда, параллельно снимая статические характеристики на измерительном станке. Фигня, а вот ведь пригодилось:)
Полностью согласен. Тезисы имют право на жизнь. Спасибо за внимание и участие. Любые статистические данные представляют практический интерес. Даже такая "мелочь", как форма канта, полировка боковин, смазка желобка...
я правильно угадал? Просто с NIS-ом либо РОССИ, либо МАДЧ, но у РОССИ такой эффект в принципе невозможен ввиду достаточно длинной колодки и задника переменной жесткости.
подобное происходит. Задавишь пятки и сядешь на зад - поедешь быстро и неуправляемо. Давишь на носки - управляемость резко возрастает. Думаю, принцип тот же.