Катаюсь уже пятый сезон. Учился, в принципе, сам. Ставил меня на лыжи друг (он МС). Пока учился, консультировался с ним, с мужиками-лыжниками, катающимися в Красногорске (я только там, в основном, катаюсь), анализировал видеозаписи лыжников и биатлонистов и т.п. На подъемах и равнине уже не чуствую себя "мальчиком для битья", но вот спуски. Когда снег нормальный (не лед) - то все ок. Прохожу уверенно, даже с элементами горнолыжной техники. Но вот когда лед или просто очень плотный, укатанный снег, то просто беда: падаю и все тут. Несколько раз очень сильно падал. Как мне кажется самому, причина - мой страх. Подскажите как все-таки решить данную проблему. Бывает катаюсь, вижу, что спуски, по моим понятиям, "жесткие" для меня и соваться я на них не хочу, но народ-то едет и значит все нормально, они спускаются с них. Подскажите, пожайлуста. Заранее спасибо.
Желательно найти нормальную горку не на трассе и покататься с неё. Причём делать это по разному - можно на ней дугами ездить, можно прямо, по диагонали, поворачивать в самых неожиданных местах... P.S. палки и лыжи лучше не гоночные
Поэкспериментируйте с различными группировками на спуске. Например: В начале самая простая стойка - стоя на выпрямленных ногах руки в разведены в сторону; далее более сложнее руки прижаты; сгруппировав; на полусогнутых ногах и т.д. до нормальной стойки.
кроме вас самого ваш страх никто не поборет. в детстве нас тренер по весне иногда возил на буране за веревку на горку типа горнолыжки. мы специально надевали лыжи-дрова и гоняли с нее. постарше забирались на самый верх, малышня с середины спуска. во-первых, развлекуха для детишек, когда лыжи уже надоели, во-вторых, после таких покатушек никакие спуски на трассах не страшны. а бывает иногда гололед плюс незнакомая трасса, когда много падений на повороте каком - а наши редко падали. ))
Самые страшные спуски не ледянистые, а рыхлые когда из колеи некуда выйти, особенно если колея не очень. А на ледянистых плугом едь и все. Еще очень опасны комбинации рыхлых спусков, если они закрытые (не видно весь спуск) и на спусках наличествуют туристы на карелиях, у которых лыжи со спуска без помощи палок не едут. Или вроде бы сбоку объехать можно, но турист прямо перед тобой падает так что ноги с лыжами в лыжне, а он сам поперек. Есть туристы, которые преднамеренно падают на середине спуска и потом минуту поднимаются.
Могу посоветовать сделать циклевку лыж и не накатывать структуру накатками. На спусках будут ехать ощутимо медленнее, а в подъемы вполне приемлемо для тренировок. У меня 2 недели назад изощренное структирирование скользяка привело к тому, что бугорок после спуска превратился в трамплин. За бугорком тоже был спуск и я из-за подпрыгивания не попал в колею, хорошо что сбоку было укатано плотно, катил быстро перебирая ногами. Я рассказываю к тому, что можно подготовить лыжи так чтобы они сильно не летели на спусках и тогда можно не боятся, что скатывание превратится в скоростной спуск в перемежку со слаломом.
если ставить цель, чтобы лыжи ехали медленно, и чтобы со спуска толкаться палками, а в подъем поработать, то можно на тех же "карелиях" кататься или коньковые лыжи целиком мазью держания намазать ))
А если серьезно, то надо учиться ездить при любых условиях, будь то свежий глубокий снег, твердая лыжня, обледенение или слякоть. С опытом и уверенность придет.
и дописать не успел. О горнолыжной подготовке. Чисто субъективно ИМХО, поскольку на горных никогда не катался, но спуски люблю и практически всегда имею на них преимущество.. 1. Причины падений на спуске: • потеря равновесия, из-за ухода лыжи в сторону, • потеря равновесия из-за резкого смещения вперёд центра тяжести (наезд на снег тормозум, когда лыжня заглянцована, • потеря равновесия из-за ослабления внимания (иногда сводится к первым двум), • неправильное расположение центра тяжести, • падение впереди едущего лыжника. 1. Мои приёмы достаточно просты и очевидны. Помогает комплекс мер. • низкая стойка (даже на последнем Росавтобанке практически все спуски проходил не плужа), • дальняя от центра поворота нога, чуть впереди, опирается на пятку, готовую к соскальзыванию и отработке уводов, • уводы отрабатываю заранее, • на уводах и поворотах работаю уходящей ногой максимально быстро, если нужно переступанием, то тоже быстро и активно толкаясь (не позволяю трассе толкать меня ), а не просто убирая уходящую ногу, • чем сильнее усталость, тем выше контроль за ситуацией на спуске, • ноги и расслаблены и напряжены одновременно, • плуг использую только для подтормаживания (не скольжу постоянно в нём), погасил скорость агрессивным разведением и опять ноги параллельно, поскольку лыжи в плуге плохо управляемы и ноги сильно напряжены, центр тяжести находится на обеих, • соперников перед спуском по возможности либо обхожу, либо отпускаю, • радиусы стараюсь проходить с внешнего на внутренний край, • на спусках типа трамплинного, более точно распределяю центр тяжести по опоре (с мыска на пятку, падения вперёд-назад самые противные и болезненные, потому как не получается соскальзывание, • неровности (типа стиральной доски, бугра, впадины) стараюсь «облизывать» не теряя контакта с трассой, вжимаясь, либо распрямляясь. 2. Приёмы для отработки. Летние. • летний слалом, прыжки с разворотом стоп типа классиков (то, что прыгают дети весной), отлично использовать площадку с автопокрышками, • упражнения с бутылкой , (берём бутылку из под шампанского, кладём доску 100*25*600 встаём на неё и перекатываемся с одной стороны на другую, • футбольная дорожка (бег боком с поочерёдной сменой ноги) и тд. Их море Зимние • наматывание кругов без палок разного радиуса на жесткой основе (поверхность пруда), там же отработка переступанием, • прохождение самых стрёмных (замёрзшие леденистые с резкими поворотами на большой скорости) спусков с постепенным увеличением скорости до максимальной, (психологическая подготовка), ну и куча упражнений на пологом жёстком спуске.
Я тоже страдаю боязнью спусков, и однажды так приложился в Красногорске на льду, что чуть коньки (лыжи) не отбросил. Во первых, обратите внимание на свои лыжи. Если они жесткие, то управлять ими намного сложнее. Во вторых, холодная голова и расчет при выборе траектории. Мне помогает движение по внутреннему радиусу. Там как правило, снег неукатанный, скорость меньше, можно кантоваться. В третьих, правильная стойка. Вас не должно опрокидывать назад встречным воздушным потоком. Обязательно колени согнуты. В четвертых, полюбите скоростные спуски. Получайте удовольствия от контроля над скоростью. Не зажимайтесь психологически.
вы указали верно - страх. Он сковывает мышцы так, что они перестают слушать голову, а потом сажает вас(и меня) на задницу, хотя ещё можно было бороться. 1. Для начала борьбы со страхом учимся падать. Выбираем мягкий, но быстрый склон, разгоняемся, падаем назад-в сторону, заранее убрав из под себя палки. У туристов это называется "торможение падением", пригодится, когда в гонках перед вами будет завал. 2. Чтобы чувствовать себя уверенней очень советую в начале сезона пару раз встать на горные лыжи, покататься на скоростях, которых нет в гонках, желательно с полётами в пару-тройку метров. После этого ваши трассы покажутся проще. 3. Стойка. Ставьте всегда одну лыжу чуть впереди на 10-15см для продольной устойчивости, если лыжни на спуске нет, можно поставить лыжи с промежутком между ними сантиметров в 40 для поперечной устойчивости, шире нельзя, потеряете в управлении. Если чувствуете себя неуверенно, а скорость нарастает, раскройтесь, не выпрямляя до конца коленей, расставьте палки пошире, ни в коем случае не навстречу движению. Короткая опора палкой поможет, если начнёт валить в сторону. Имейте ввиду, что лыжи едут быстрее при переносе центра тяжести на пятки, за счёт этого можно немного выиграть. Более надежное положение ЦТ - посередине стопы, это позволит не падать если дёрнет вперед, или назад. 4. Проходить "лысые" ледяные спуски с поворотами надёжнее на паралллельных лыжах с проскальзыванием, чем переступанием - две опоры лучше, чем одна. Кроме того, пока соперники осторожно переступают по внешнему радиусу, вы спокойно обходите их по внутреннему. 5. И самое главное: никогда не проходите спуски, особенно длинные, в статичной позе. Переминайтесь с одной ноги на другую, двигайте ЦТ вперед-назад, приподнимайте-опускайте корпус, когда нужно будет активно управлять лыжами мышцы останутся свежими и быстрыми. Не бойтесь подолгу плужить, если надо, меняйте его угол, продолжайте играть весом и мышцами, даже после километрового плужения будете живчиком. Удачных спусков. Ходите на них почаще, и всё получится.
1. Насчёт горных лыж. После пары стрёмных спусков в битце, покатался в Волене (один раз) - на синих трассах скорость была МЕНЬШЕ чем в битце на беговых, на красных примерно такая же. Был этому немало удивлён. 2. Стойка. В целом согласен, но при неуверенности надо шире расставлять руки, а не палки - как балансируют канатаходцы или птицы при взлёте. Не думаю что палки чем-то смогут помочь при потере равновесия на высокой скорости - там падение произойдёт мгновенно - ни самая лучшая реакция ни самые тренированные в мире мышцы не успеют помочь. 4. Тут есть риск "проскользить" конкретно
Сам на стрёмных спусках напрягаю ноги до невозможности - чтобы лыжи как нож сквозь масло (снег) проходили, не реагируя на отводы и всякие дефекты-выбоины трассы. Внешняя или удобная нога чуть вперёд, руки в сторону для баланса (если поворот). Это имхо основное.
Учился, в принципе, сам. Ставил меня на лыжи друг (он МС). Пока учился, консультировался с ним, с мужиками-лыжниками, катающимися в Красногорске (я только там, в основном, катаюсь), анализировал видеозаписи лыжников и биатлонистов и т.п. На подъемах и равнине уже не чуствую себя "мальчиком для битья", но вот спуски. Когда снег нормальный (не лед) - то все ок. Прохожу уверенно, даже с элементами горнолыжной техники. Но вот когда лед или просто очень плотный, укатанный снег, то просто беда: падаю и все тут. Несколько раз очень сильно падал.
Как мне кажется самому, причина - мой страх.
Подскажите как все-таки решить данную проблему.
Бывает катаюсь, вижу, что спуски, по моим понятиям, "жесткие" для меня и соваться я на них не хочу, но народ-то едет и значит все нормально, они спускаются с них.
Подскажите, пожайлуста.
Заранее спасибо.