В соседней теме при обсуждении колёс всплыла тема материала ступицы. Дмитрий Рулев привёл интересный факт: "У одного известного производителя гоночных колес есть версии на дорогом алюминиевом сплаве и на дешевом экструдированном. Все гоняются на дорогом. В лыжероллерах пластик не бежит и не надежен. (для справки дорогая версия диска получается из 300 г сплава. Из 300 г получается ~ 240 г стружки. У экструдированного в стружку уходит ~ 20 г)." И, при наличии соотв темы и времени обещал объяснить, заметив, что это не маркетинг.
До кучи: Тема, довольно интересная, особенно в разрезе жёсткости всей конструкции роллера (рамы в том числе) - ИМХО, при такой борьбе за общую жёсткость имело бы смысл в первую очередь усиливать раму...
Предлагаю не мешать в одну кучу разное. Можно рассмотреть жесткость системы. Нельзя рассматривать жесткость материала. И это не смотря на то, что измеряемая величина может свестись к одним единицам ( размер перемещения к приложенной силе). Жесткость системы "ботинок-крепление-рама" очень важен. Для спидскейтинга он должен быть максимальным. Также максимальным он должен быть для лыжероллерного спринта. Для длинных дистанций для большинства спортсменов он должен быть ниже.
В соседней теме была затронута другая проблема: влияние материалов и исполнения на скорость.
чтоб услышать развёрнутый комментарий Дмитрия. "Я сам злобный борец с маркетингом, но в данном случае маркетинг не при чем. Заводите соответствующую тему - объясню подробнее при наличии времени " . https://www.skisport.ru/forum/rollerski/78356/#1012716
разрешено использовать 2 колеса на ноге в одну линию. В спидскейтинге можно хоть сто. Нагрузка на 2 колеса гораздо больше, чем на 4 на одной ноге. В то же время существенное значение имеет масса колеса, особенно если их 4. Масса колеса с пластиковой ступицей меньше, чем с алюминиевой. Поэтому в спидскейтинге пластик выгоднее. Пластиковый диск сделать точным невозможно как бы точно не была бы сделана форма для отливки. Кроме того будут усадочные деформации пластика и остаточные напряжения, которые не снять. На металлическом диске, даже если возникли напряжения - их можно снять рекристализацией при термообработке. Экструдированные металлические диски невозможно сделать из очень прочного материала. Хорошие диски, как я уже писал, можно сделать из более дорогих материалов по более дорогим технологиям. Диск получается легче, прочнее и, если хотите, жёстче. Кроме того, часть энергии теряется на нагрев и деформацию диска и рамы. Есть материалы с минимальными потерями. Именно они дают возможность тратить немного меньше энергии для перемещения или при одних затратах перемещаться немного быстрее. По моим расчетам рама Lynx позволяет выиграть 1-5 секунд на км. Диск может дать 0.1-10 секунд на км по сравнению с менее серьезными дисками. Нетрудно посчитать: при выигрыше за счёт диска в скорости 0.1 секунды на км при дистанции 50 км получается 5 секунд или ~40 метров на финише.
читаю внимательней: "Кроме того, часть энергии теряется на нагрев и деформацию диска и рамы. Есть материалы с минимальными потерями. Именно они дают возможность тратить немного меньше энергии для перемещения или при одних затратах перемещаться немного быстрее." Нагрев и деформация зависят от той же самой жёсткости. Из этого следует, что диск получается жёстче. Но, если действительно дело в этом - почему мы не видим этих суперступиц ни в одной роликовой дисциплине - скоростном слаломе, супер слаломе, даунхиле, спидскейтинге, кроссе? Только в роллерах, где, как говорит Алексей, гоночных колёс с пластиковой ступицей нет вообще.
физический объект. У него есть параметры - вес, конструкционая жёсткость, прочность и т.д. и т.п. Если эти параметры одинаковы - ступицы одинаковы. Иначе - мы имеем дело с гомеопатией "По моим расчетам рама Lynx позволяет выиграть 1-5 секунд на км. Диск может дать 0.1-10 секунд на км по сравнению с менее серьезными дисками." По каким параметрам рама Lynx превосходит конкурентов? По каким параметрам хороший диск превосходит плохой диск?
этот материал пластичен и хорошо "тянется". В дальнейшем его закаливают. Так в конце маркировки появляется буква "Т" - АД31Т. Для колес не элитных и массовых этого достаточно. В случае с элитными колесами, скорее всего, применяют алюминиевый сплав В95Т или 7075 в буржуйской маркировке. Этот сплав на 40% прочнее АД31 и более жесткий, не экструдируется, практически не штампуется. Обрабатывается резаньем и по некоторым показателям приближается к легированным сталям. Скорее всего именно такой параметр, как "жесткость" и придает катучесть элитным колесам. И , возможно, вес элитных колес меньше обычных массовых, но я не измерял, поэтому говорить не буду. Думаю, что если сделать тело колеса из титана, то получим более быстрые колеса, возможно это уже и делали.
конечно, "придает", но как я уже писал " модуль упругости одинаковый". Серьезная разница в потерях энергии на увеличение собственной температуры и энтропии. Если мять пластилин - все уйдет в нагрев и энтропию.
пикантность ситуации придаёт то, что устанавливаются эти супертехнологичные колёса на нефигово пружинящую палку из подлого ширпотребного профиля, в то время как в том же спидскейтинге используются рамы, выточенные на станках с ЧПУ, вкупе, с бомжацкими плацмассными колёсами, правда
P/S Эффект плацебо проявляется даже когда поциэнт информирован о том, что его потчуют фуфломицином и не верит в него, на 30% исцелившихся всегда можно рассчитывать, но для подтверждённой клинической эффективности этого маловато.
Дмитрий толсто намекает, что ограничивая количество физических параметров (жесткость, твердость, плотность...) не учитываются потери энергии внутри материалов, типа дефектов кристаллической решетки, перепадов плотности и т.д., а это зависит от состава, технологии и др. Возьмите кованый клинок и точеный, например. Или автодиски: кованый и литой. В электронике есть такое понятие - добротность, многое объясняет, а здесь мы отказываемся об этом говорить. Грубо: в контуре с высокой добротностью, которому дали электрического пинка, конденсатор с катушкой остаются холодными, а иначе - греются. Ёмкости, индуктивности, сопротивление, тангенс потерь одинаковые, а... поди ж ты...Так же и в механике. Наверняка и там есть стройная теория, но я не спец. Загрузили один диск, выделилось Q тепла, другой - Q+q
та же экструзия и точение применяются при изготовлении рам. И отличия будут не только в обработке, но и в самых материалах - то, о чём совершенно правильно говорит Игорь - сплавы будут разные с разными свойствами. И физические параметры готового изделия так же будут различаться - жёсткость, прочность, масса... Насколько это оправдано, применительно к ступицам - а о каких колёсах, мы, собственно говорим? Если посмотреть rool`x http://www.rollx.fr/21-roues-rollerski? то там всё прозаично: для лёгких гонцов есть гоночные с пластиковой ступицей, алюминиевые различаются точностью изготовления (возможно сплавами) - супер чуть легче и подшипы ставятся без инструментов, обычные - ну обычные. И никакой аудиофилии и прослушивания проводов
момент - считать какие-либо потери в алюминиевой ступице при реально гнущейся раме, в то время как в действительно жёстких рамах используют колёса с пластиком слегка лишено смысла И это при том, что в общем технологическом плане (ботинок, рама, подшипы) спидскейтерские коньки изрядно превосходят роллеры...
Ну, а борцам за истинную жёсткость можно посоветовать не забывать и болт - наверняка замена его на аудиофильский даст истинный прирост скорости
Забиваем на открытую вами тему аудиофильский болт. Реально физическим моделированием по теме здесь занимался один человек, математическим - ни одного, натурными испытаниями - несколько "Свидетелей зарождения скоростных роллеров" (с) konak, но у них не было возможности провести относительно чистые испытания из-за отсутствия производственной базы. Так что за истину принимаем троллинг топикстартера. Аминь
"У одного известного производителя гоночных колес есть версии на дорогом алюминиевом сплаве и на дешевом экструдированном.
Все гоняются на дорогом. В лыжероллерах пластик не бежит и не надежен.
(для справки дорогая версия диска получается из 300 г сплава. Из 300 г получается ~ 240 г стружки. У экструдированного в стружку уходит ~ 20 г)."
И, при наличии соотв темы и времени обещал объяснить, заметив, что это не маркетинг.
До кучи:
Тема, довольно интересная, особенно в разрезе жёсткости всей конструкции роллера (рамы в том числе) - ИМХО, при такой борьбе за общую жёсткость имело бы смысл в первую очередь усиливать раму...