Сочетание недавно начатых активных занятий роллерами, отпечаток прежней трудовой деятельности и полемика на этом форуме вызвали некий дискомфорт в моих извилинах. Изложу немного текста, иначе, могу взорваться. 1. Подшипник. В наших снарядах преобладает РАДИАЛЬНЫЙ 608 разных модификаций. Как очевидно из определения подшипника, он предназначен для нагружения в радиальном направлении. Конечно, всякий радиальный подшипник допускает и значительные осевые нагрузки, но не очень-то их любит. Поэтому при сборке с колесом , осью и вилкой не должен испытывать дополнительного напряжения вдоль оси. Обоймы с шариками собираются по свободным посадкам с зазором 0,01...0,03 мм, что изначально подразумевает люфт, как радиальный, так и осевой. Т.е. теоретически идеально установленное колесо в вилку будет иметь радиальный люфт 0,01...0,03 и несколько больший осевой, порядка 0,05 мм. И это для новых подшипников. В реальности допуски на глубину проточек в ступице под внешнюю обойму, ширину ступицы и на длину внутреннего спейсера в сумме составят 0,3 мм и даже больше, если не изготавливать их с запредельной точностью и соответствующей ценой. Выходит, если сборка роллеров идет без регулировочных шайб и не селективная, надо к этим 0,3 мм прибавить гарантированный зазор 0,1...0,2 мм на эксплуатацию и получить, что люфт колеса по оси может оказаться до 0,5 мм у новых, качественно собранных роллеров. В реальности производители в угоду эстетам, не желающим видеть осевых люфтов колёс, выбирают номинальные размеры деталей не исходя из требований механики, а из коньюнктуры. Например, вместо номинальной длины внутреннего спейсера 10,5 делают 10,2. Часть подшипников в колесах чувствуют себя неплохо, а которым не повезло (так допуски легли), оказываются поджаты вдоль оси. Проблема решается "недотянутой" гайкой при сборке. Дальше ваши проблемы на тему: "Почему я словил клина?"
2. Внутренний спейсер. Не знаю с какого бодуна, но при внешнем диаметре внутренней обоймы 608-го подшипника обычно Ф12 мм (бывает меньше на торце), конструкторы роллеров делают спейсер из прутка Ф10 мм, при том, что сам пруток с допуском в несколько десятых мм в минус. С учетом фаски на обойме и допуска, работает колечко шириной ок. 0,5 мм. Давление - мама не горюй! При изготовлении спейсера из 12 мм алю сплава, он станет тяжелей на 1 г и дороже на копейки. При использовании углеродистой стали достаточно и Ф10 мм, конечно. В итоге имеем самоуменьшающуюся длину спейсера, как на фото (слева).
3. Чудо-шайба. Если у вас при затяжке болта колесо начинает крутиться хуже, вас спасут 1-2 подгоночные шайбы 8х12х0,2 типа: https://ru.aliexpress.com/item/32917089284.html?spm=a2g0s.9042311.0.0.420233edG0uiLH Больше двух шайб ставить не советую, надо разбираться с консерваторией. Подкладывайте эти шайбы везде, где совсем не чувствуется люфт колеса, целей будете, поедете быстрей и не узнаете что такое "клин колеса". 0,2 мм люфта - это меньше угловой минуты по курсу для любых ролей, я пробовал до 0,5 мм, на ходу ничего не заметил. На днях обнаружил у одного товарища около одного(!) мм на колесе, показал ему. Он, как Веденин произнес: "Дахусим!", поехал не жужжа и выиграл гонку. А подшипники вам только спасибо скажут. Некоторые, даже гуру, советуют подбирать спейсеры к колесам или ковырять проточки в ступице. При наличии чудо-шайб это выглядит кощунством.
4. Marwe. Купил я в Marwestore комплект колес в сборе US0, поставил на платформы Lynx, проехал 600 км, причем, с удовольствием. Когда менял колеса на скоростные, заметил, что одно стало плохо крутиться. Ну, дожди, мусор, грязь, мало ли. Стал ставить обратно, пришлось разобрать одно колесо. В нём обнаружена втулка из говна (извините за франц.) на фото выше - слева. Пришлось разобрать остальные три колеса на всякий случай. В них три нормальные втулки, одна из них на фото выше справа, типа из сплава 6000 серии, видно по блеску и нормальным торцам. Такая вот фигня у финнов бывает. Пока положил шайбу 0,3, но втулка плывет - на выброс. Если апологеты Marwe захотят мне сказать, что сам дурак - перетянул, возражу. Я использую болты под 5 мм Г-образный шестигранник. Рабочее плечо ключа не более 70 мм, сила, с которой я могу давить пальцем на ключ максимум 70 Н, иначе, больно. Выходит, закручиваю с моментом до 5 Н*м. Рекомендуемый момент для резьбы М6 - 5...10 Н*м в зависимости от прочности болтов/гаек. Кроме того, три втулки в полном порядке, хотя и дурацкого Ф10 мм.
5. Шамов. Если Marwe делает такую ню в несколько раз дороже, может, лучше его брать? Про платформы от М. было в других постах.
Немного длинновато вышло, но зато на все возможные вопросы ответил. Влияние Ильвовского немного сказалось. Написал в основном для спрашивающих здесь цатый раз по сути об одном и том же.
ЗАЗОРЫ - НАШЕ ВСЁ!!!
PS Вот ведь, нашла Marwe, кому говновтулку посунуть...
как померить. да я уж подтянул, примял спейсер другое колесо щелкало. думаю из-за неплотной посадки. помазал клеем момент - щелчки пропали. были до этого более ранние - там туго сидели, а сейчас от встряхивания вылетают или легкого покалачивания.
Надо, как все: болтик не дотягивать и люфт нулевой! Кстати, делаю лабу №3 про истирание колес, ваши кислотные 82А хорошо держатся. Но ещё с год до её окончания, катаю в одни ноги 7 комплектов, а силы уже не те...
Саша, спасибо за труды! Насчет влияния Ильвовского:
03.10.2019 00:57
оно (влияние) более всего сказывается на самом Ильвовском (сюрприз, сюрприз) . И состоит оно в том, что вышеозначенный Ильвовский заказывает у Рулева гарантированно ДЛИННЫЕ спейсеры в диких кол-вах (не менее 10,5) - и пихает их ВЕЗДЕ! А поскольку производители не дают скучать, меняя расстояние между внутренними ободами ступицы на +- МИЛЛИМЕТР (не десятку!), у разных пар одной модели (не говорю уж про разные), то за 25 лет гонок имеем штук 100 спейсеров от мала до велика (и это - не считая Скивэй, где граната - другой системы ). До кучи имеем шайбочки от Валеры Зайцева (это быстрее и проще, чем покупать у китайцев: там их покупает Валера и продает нам, за что ему спасибо! ). В итоге в процессе сборки скоростных берем штатные, залипли - не думая, меняем спейсер на максимальный новый (10,5). Проблем не было. В процессе сборки тренировочных следим, чтобы колесо хоть как-то крутилось. Тут нужно отличать литол внутри от зажима подшипа: это мы умеем . Если крутится хоть как-то - отлично. Если никак - меняем спейсер из 100 имеющихся. Для обеих процедур необходим штангенциркуль.
А все почему? Потому, что вышеозначенный Ильвовский имеет диплом инженера, или потому, что он выигрывал олимпиады по физике? Нет, не поэтому! (Тем более что в дипломе написано "инженер-МАТЕМАТИК", и 2-е слово перевешивает, в итоге фаски и прочие "Г-образные шестигранники, рабочие плечи ключа, момент для резьбы М6 - 5...10 Н*м" вызывают приступы уважения к Рулеву и Родину, не более того). Так вот: все потому, что на заре роллерных университетов Ильвовский встретил Кукруса, который не выигрывал олимпиад по физике, не имел диплома инженера (и вообще - никакого), но уверенно и с улыбочкой сказал: "Леха! Да пусть оно хоть на сантиметр по оси бьет, твое колесо: че ему будет-то? А вот если зажмешь - не только гонку проиграть можешь, но и клин словить!" Было это году в 94-м, чтоб не соврать. И я ему сразу поверил! И вам всем рекомендую! Ибо устами Андрюхи говорила истина, хоть и без моментов затяжки, площадок текучести и напряжений Сигма... Аминь!
Пользуюсь лыжеролерами Marwe уже более 8 лет. Комплета колес хватает ровно на два сезона. При этом один раз в сезон переставляю колеса и промываю подшипники, закладываю новую смазку. При первой же разборке увидел картину - левого спейсера с раздавленными буртиками. При сборки колес 2 из 4 подклинили. Выточил и отшлифовал набор шайбочек разной толщины. Собираю с шайбами осевой люфт оставляю 0,2-0,4 мм .При следующих разборках наблюдал аналогичную картину все буртики на всех алюминиевых спейсерах раздавленны.
то основное зло это отсутствие единых стандартов для колёс/спейсеров и т.д., чего нет, например, в других роликовых мирах. Решение так же очевидно - купить универсальную платформу с разными наборами фурнитур у Рулева, а секс с проприетарщиной оставить дефолтным пользователям. Кстати и цена/качество у Рулева на фурнитуру намного приятней, чем у поделий норвежских зинданов.
Сочетание недавно начатых активных занятий роллерами, отпечаток прежней трудовой деятельности и полемика на этом форуме вызвали некий дискомфорт в моих извилинах. Изложу немного текста, иначе, могу взорваться.
1. Подшипник. В наших снарядах преобладает РАДИАЛЬНЫЙ 608 разных модификаций. Как очевидно из определения подшипника, он предназначен для нагружения в радиальном направлении. Конечно, всякий радиальный подшипник допускает и значительные осевые нагрузки, но не очень-то их любит. Поэтому при сборке с колесом , осью и вилкой не должен испытывать дополнительного напряжения вдоль оси. Обоймы с шариками собираются по свободным посадкам с зазором 0,01...0,03 мм, что изначально подразумевает люфт, как радиальный, так и осевой. Т.е. теоретически идеально установленное колесо в вилку будет иметь радиальный люфт 0,01...0,03 и несколько больший осевой, порядка 0,05 мм. И это для новых подшипников. В реальности допуски на глубину проточек в ступице под внешнюю обойму, ширину ступицы и на длину внутреннего спейсера в сумме составят 0,3 мм и даже больше, если не изготавливать их с запредельной точностью и соответствующей ценой. Выходит, если сборка роллеров идет без регулировочных шайб и не селективная, надо к этим 0,3 мм прибавить гарантированный зазор 0,1...0,2 мм на эксплуатацию и получить, что люфт колеса по оси может оказаться до 0,5 мм у новых, качественно собранных роллеров.
В реальности производители в угоду эстетам, не желающим видеть осевых люфтов колёс, выбирают номинальные размеры деталей не исходя из требований механики, а из коньюнктуры. Например, вместо номинальной длины внутреннего спейсера 10,5 делают 10,2. Часть подшипников в колесах чувствуют себя неплохо, а которым не повезло (так допуски легли), оказываются поджаты вдоль оси. Проблема решается "недотянутой" гайкой при сборке. Дальше ваши проблемы на тему: "Почему я словил клина?"
2. Внутренний спейсер. Не знаю с какого бодуна, но при внешнем диаметре внутренней обоймы 608-го подшипника обычно Ф12 мм (бывает меньше на торце), конструкторы роллеров делают спейсер из прутка Ф10 мм, при том, что сам пруток с допуском в несколько десятых мм в минус. С учетом фаски на обойме и допуска, работает колечко шириной ок. 0,5 мм. Давление - мама не горюй! При изготовлении спейсера из 12 мм алю сплава, он станет тяжелей на 1 г и дороже на копейки. При использовании углеродистой стали достаточно и Ф10 мм, конечно. В итоге имеем самоуменьшающуюся длину спейсера, как на фото (слева).
3. Чудо-шайба. Если у вас при затяжке болта колесо начинает крутиться хуже, вас спасут 1-2 подгоночные шайбы 8х12х0,2 типа:
Больше двух шайб ставить не советую, надо разбираться с консерваторией. Подкладывайте эти шайбы везде, где совсем не чувствуется люфт колеса, целей будете, поедете быстрей и не узнаете что такое "клин колеса". 0,2 мм люфта - это меньше угловой минуты по курсу для любых ролей, я пробовал до 0,5 мм, на ходу ничего не заметил. На днях обнаружил у одного товарища около одного(!) мм на колесе, показал ему. Он, как Веденин произнес: "Дахусим!", поехал не жужжа и выиграл гонку. А подшипники вам только спасибо скажут. Некоторые, даже гуру, советуют подбирать спейсеры к колесам или ковырять проточки в ступице. При наличии чудо-шайб это выглядит кощунством.
4. Marwe. Купил я в Marwestore комплект колес в сборе US0, поставил на платформы Lynx, проехал 600 км, причем, с удовольствием. Когда менял колеса на скоростные, заметил, что одно стало плохо крутиться. Ну, дожди, мусор, грязь, мало ли. Стал ставить обратно, пришлось разобрать одно колесо. В нём обнаружена втулка из говна (извините за франц.) на фото выше - слева. Пришлось разобрать остальные три колеса на всякий случай. В них три нормальные втулки, одна из них на фото выше справа, типа из сплава 6000 серии, видно по блеску и нормальным торцам. Такая вот фигня у финнов бывает. Пока положил шайбу 0,3, но втулка плывет - на выброс. Если апологеты Marwe захотят мне сказать, что сам дурак - перетянул, возражу. Я использую болты под 5 мм Г-образный шестигранник. Рабочее плечо ключа не более 70 мм, сила, с которой я могу давить пальцем на ключ максимум 70 Н, иначе, больно. Выходит, закручиваю с моментом до 5 Н*м. Рекомендуемый момент для резьбы М6 - 5...10 Н*м в зависимости от прочности болтов/гаек. Кроме того, три втулки в полном порядке, хотя и дурацкого Ф10 мм.
5. Шамов. Если Marwe делает такую ню в несколько раз дороже, может, лучше его брать? Про платформы от М. было в других постах.
Немного длинновато вышло, но зато на все возможные вопросы ответил. Влияние Ильвовского немного сказалось. Написал в основном для спрашивающих здесь цатый раз по сути об одном и том же.
ЗАЗОРЫ - НАШЕ ВСЁ!!!
PS Вот ведь, нашла Marwe, кому говновтулку посунуть...