9 марта под Иркутском состоится традиционный 110-километровый лыжный пробег через хребет Хамар-Дабан. Насколько я понял со слов Володи Белова, в процессе этой гонки участникам предстоит набрать высоту в 700 метров, стартовав с берегов озера Байкал в посёлке Слюдянка, далее перевалить через хребет, и спуститься к посёлку Утулик. Стиль - классический. Пробег представляет собой яркий образец российского экстрима. Хочется сделать большой репортаж с этой гонки с большим количеством цветных фотографий (что-то наподобии репортажа из Гренландии (см. ЛС №19)). Ищу компаньонов, товарищей, с кем мы смогли бы объединиться и вылететь из Москвы одной группой. Возможно, удастся даже удешевить перелёт, воспользовавшись групповыми скидками Аэрофлота. Будем рады попутчикам и товарищам и из других городов. <br>
<br> Россия по настоящему велика, и в ней много заслуживающих внимания и описания интереснейших лыжных проектов. "Хамар-Дабан" - из их числа. Присоединяйтесь!
какой-нть лыжный поход организовать. Там в апреле очень хорошо - солнышко, снега море, кроме того у нас там есть отличные знакомые - спасатели, они все хребты и перевалы отлично знают.
Только ведь дело это хлопотное, кто возьмётся за организацию? Нужны совсем другие лыжи, рюкзаки, палатки, печки... Список необходимого снаряжения огромен. Ты когда-нибудь бывал в зимних лыжных походах? Это очень тонкая материя - один неподготовленный человек в компании, и весь поход насмарку. Или ты что-то иное имел в виду?
Марафон Хамар-Дабан протяженностью 110 км. проходит по одноименному хребту который протягивается вдоль озера Байкал. Максимальная высота на которую выходят спортсмены пересекая хребет - 1800 м над уровнем моря (Старт на высоте около 550 м) Максимальный подъем около 25 км. Спуск 15 км, и по реке Утулик около 70 км. Марафон требует от участника хорошей физической, лыжной и даже альпинистской подготовки т.к. трасса сложна как профилем так и участками такими как перевал "Чертовы ворота", скальные прижимы на реке, действительно настоящий экстрим. Планируя участвовать в сверхмарафоне нужно обязательно учесть все эти моменты и настраиваться на победу над собой. Вопросы можно задавать и по емаил, отправлю положение. Заявки принимаются до 23 февраля.
Володя забыл здесь написать, но написал мне письмом, что старт даётся в 4-00 утра, так что неплохо бы иметь с собой налобный фонарь. В принципе, если фонаря нет, это не должно стать непреодолимой преградой, по моему мнению, ибо 3 часа до рассвета вполне можно пройти вслед за кем-то, чья скорость примерно совпадёт с вашей. <br>
<br> Володя, а у меня ещё несколько вопросов: <br> 1. Я правильно понимаю, что лыжню никто не готовит, придётся идти по набитой ногами лыжне? <br> 2. В связи с этим второй вопрос: на льду реки все действительно идут классикой, или правила пробега не столь строги и по льду можно раскатиться коньком? <br> 3. По Утулику мы пойдём вверх или вниз по течению? <br> 4. Будут ли какие-то промежуточные пункты питания, или нужно абсолютно всё нести с собой? <br> 5. Эта гонка - инициатива группы энтузиастов, или вы пользуетесь какой-то поддержкой (финансированием) со стороны властей? <br>
<br> А вообще, страшно интересно! Мне уже откровенно невтерпёж - хочется поскорее приехать к вам туда. Впрочем, ждать осталось совсем немного.
Еще один вопрос - чайник без специальной подготовки сможет пройти это рассояние. То есть есть ли ограничение по времени? Вернее будут ли ждать на финише и снимать с трассы обмороженных =)
Андрей, уже подумываешь, не поехать ли? Я тебе могу сказать, что на подобной гонке в Десногорске на старт выходили люди, ни дня не стоявшие на лыжах, и доходили, если мне не изменяет память, 100 км часов за двенадцать. <br> Более того, на трёхдневном 160-километровом супермарафоне в Гренландии мы познакомились с одним французом, который прошёл всю гонку, тоже ни дня не стоявший до этого на лыжах (ситуация подробно описана в ЛС №19). <br> Сила духа и здоровая тяга к приключениям - вот что нужно человеку для того, чтобы участвовать в такого рода авантюрах. <br>
Сверхмарафон Хамар-Дабан чайник не пройдет совершенно точно. <br> Обычно туристы проходят трассу за 2 дня, а то и за 3, причем туристы регулярно катающиеся на лыжах. <br> Потом, при регистрации существуют строгие ограничения по возрасту, подготовке физической, технической и степени укомплектования того что обязан взять с собой. <br> Если хотя бы один пункт не выполняется - до свидания. <br> Последнего конечно ждем, в том году пришли двое к 19.00. На трассе будут спасатели и пункты питания и поддержки. <br> Так что готовьтесь.
Володь, а что именно надо брать с собой? Напиши, это не только интересно, но и важно знать будущему участнику. Да и интересно сравнить этот список со списком тех вещей, что должен был взять каждый участник с собой в Гренландии
Налобный фонарь конечно можно и не брать, но придется держаться за участниками с таковыми приборами, иначе пешком пойдешь до рассвета. <br> 1. Лыжня частично есть, т.к. по кругу ходят туристы за 2 - 3 дня. мы <br> планируем перед гонкой пройти большой группой для подготовки лыжни (Бураном <br> в принципе не возможно из-за сложности трассы) <br> 2. Коньком не пойдешь, т.к. снег на реке. <br> 3. 70 км. вниз по реке, в принципе под горочку, но не заметно. <br> 4. Пункты питания будут, но с собой требуется взять перекус (на всякий <br> случай). <br> 5. Эта гонка моя личная инициатива и как спортивный функционер я привлекаю <br> к участию и власти и предпринимателей и уже чувствуется большой интерес к <br> гонке в стране, хотя статус соревнования присвоен гонке в 2001 г. Думаю в <br> 2003 буду участвовать и буржуи, они это любят. <br> Приезжайте, не пожалеете. <br>
Иван вот письмо на мой ящик от Володи по моему. И скорее всего ответ на твои вопросы. <br> Размещаю здесь <br>
<br> Здравствуйте! Отвечаю. <br> 1. Лыжня частично есть, т.к. по кругу ходят туристы за 2 - 3 дня. мы планируем перед гонкой пройти большой группой для подготовки лыжни (Бураном в принципе не возможно из-за сложности трассы) <br> 2. Коньком не пойдешь, т.к. снег на реке. <br> 3. 70 км. вниз по реке, в принципе под горочку, но не заметно. <br> 4. Пункты питания будут, но с собой требуется взять перекус (на всякий случай). <br> 5. Эта гонка моя личная инициатива и как спортивный функционер я привлекаю к участию и власти и предпринимателей и уже чувствуется большой интерес к гонке в стране, хотя статус соревнования присвоен гонке в 2001 г. Думаю в 2003 буду участвовать и буржуи, они это любят. <br> Приезжайте, не пожалеете. <br> -- <br> Всего хорошего, жду сообщений, Володя.
Журнал №19 ЛС прочитал только вчера, <br> Естественно сразу открыл про Гренландский свехмарафон. Я так и не <br> понял <br> почему он называется сверхмарафоном если дистанция разбита на 3 этапа <br> примерно 3 по 50, с отдыхом в неплохих условиях (организаторы там на <br> западе <br> конечно молодцы, не понаслышке знаю, сам участвовал в Мар. <br> WorldLoppet),даже <br> в палатках, для человека занимающимся экстр. видами спорта ночевка в <br> палатке <br> все равно что дома (иногда только нос мерзнет). Это примерно то же что <br> провести 3 тренировки по 50, например на вкатке. Согласись пробежать зараз <br> 110 км. тяжелее многократно чем 3 по 50. Так что я думаю, впрочем как и <br> все <br> участники Свехмарафона Хамар-Дабан, датчане поторопились назвать свой <br> марафон самым тяжелым и красивым - По перепаду высот, подъемам и спускам <br> ну <br> и по красоте тоже (хотя тут уже как говорится кулик только свое <br> болото...). <br> Но ведь там же ни одного деревца, а здесь в зоне леса - кедры , пихта, <br> ели, <br> снежные шапки огромные, выше - горные вершины. Так что передавай им от нас <br> огромный привет и приглашение. Будем стараться поднимать уровень марафона. <br>
Поднял схемы трасс марафона в Гренландии. Там мы с уровня океана в первый и третий день поднимались на высоту за 400 метров несколько раз (минимум - три). При этом было довольно много подъёмов поменьше. Во второй день с уровня озера (около 200 метров над уровнем моря) поднялись на 600 метров. Но, конечно, самыми трудными были первый и третий дни, когда 400 метров набирали и теряли по несколько раз. Плюс - очень тупой ход - лыжа буквально втыкалась в перемороженный порошок. Плюс - пятикилограммовый рюкзак. Плюс - очень серьёзный мороз (- 23 - 25).В общем, мне никогда не было так тяжело. Даже 90-километровая Васалоппет далась мне гораздо легче. <br>
<br> Впрочем, Володя абсолютно прав - я пока ещё не бегал Хамар-Дабан, быть может, это будет задачка потруднее. Хотя, навскидку, из описания маршрута видно, что настоящая пахота (когда всё время вверх) предстоит только на первой четверти дистанции, а потом всё время вниз и по равнине. Но 110 км, включая ТАКОЙ подъём, это, конечно, неслабо. Тем интереснее будет попробовать. <br>
<br> Кстати, Володь, а как принято экипироваться в этом пробеге - все бегут с рюкзаками? А то что-то не очень понятно, куда класть перекус, запасную куртку (всё-таки перевал) и лампу, когда она будет уже не нужна. В подсумок всё это не положишь. А как у вас поступают лидеры?
Теоретически под гору, но практически после перевала спуск крутой - мало не покажется, потом вниз вдоль речки "Спусковая" - крутые повороты, бревнышки - не расслабишься. А 70 км. по реке самые трудные, хотя и вниз но этого не заметишь (как на Васалоппете, ты заметил что вниз ? Я нет) Первые 25 км. вверх проходишь в кайф, если готов. С собой все берут рюкзаки или большие сумки, в том числе и лидеры (они тоже люди). Температура на старте была в 2001 г. -15 С
Очень интересное описание Хамар-Дабана новым челов
24.01.2002 16:47
Надя Рязанская обратила внимание на то, что на www.vvv.ru появилось очень интересное описание этого пробега от Александры Конториной. Читайте ниже. <br>
<br> Подробнее о сверхмарафонском лыжном пробеге «Хамар-Дабан». <br> Впервые эти экстремальные соревнования провели весной прошлого года. <br> (О нем мы делали репортаж в программу новостей.) Старт в 4 часа утра и <br> 110 километров трассы по хребту Хамар-Дабан (озеро Байкал). Тогда <br> участвовать в супермарафоне отважились 10 мужчин и 3 женщины. Половина <br> участников – альпинисты. <br> Супермарафон проходит по известному в Иркутской области и Прибайкалье <br> лыжному туристическому маршруту Слюдянка-Утулик. А это большой набор <br> высоты (до 1800 метров над у.м.), неимоверные спуски, кое-где лыжня <br> отсутствует и даже приходится лезть с лыжами по скалам. Обычно этот <br> маршрут проходят в два или три дня. Лыжники говорят, что экстремальнее <br> старта в Иркутской области нет и в ближайшее время не предвидется. <br> 4 часа утра – традиционное время выхода на маршрут. Если выйти позже, <br> то за световой день трассу можно и не преодолеть. На маршруте <br> соревнований в прошлом году организовали три пункта питания. Первый из <br> них ждал лыжников после подъема по реке Слюдянка на метеостанции <br> «Хамар Дабан». Там спортсмены немного отдыхали и отправлялись дальше. <br> Хотя соревнования и проходили в один день, но с собой участники брали <br> рюкзаки. Все-таки 110 километров, причем в горах, где может случиться <br> всякое. Поэтому кроме лыжной мази и еды у спортсменов была и запасная <br> одежда. <br> В прошлом году абсолютным победителем супермарафона стал Алексей <br> Толматов из Улан-Уде (Бурятия). Маршрут он прошел за 9 часов три <br> минуты и 44 секунды. Алексей говорил, что в горах по бурятской <br> традиции он задабривал местных богов: «капал» минералкой и оставлял <br> конфеты. <br> Несмотря на сложный и длинный маршрут первый супермарафон “Хамар <br> Дабан” обошелся без травм. На финиш пришли все. Хотя последние два <br> участника закончили дистанцию только около семи часов вечера. <br>
<br> Александра Конторина «Сибирское телевидение 21 канал». Иркутск. <br>
Информация для приезжающих в Иркутск и в Слюдянку. <br> Самолеты прилетают в аэропорт Иркутск, размещение в гостиницах Иркутска от 150 руб., далее автобусом или электричкой до г. Слюдянка. размещение в гост. недалеко от старта - 70 руб/сутки или на базе отдыха "Утулик" (там финиш) от 350 руб/сутки с питанием. Если поездом то до ст "Слюдянка" там все поезда стоят, и далее так же.
В связи с аномально теплой погодой стоявшей на территории Сибири, раньше времени вскрываются реки. Поэтому сверхмарафон "Хамар-Дабан" сокращается в 2 раза до 55 км. Полный сверхмарафон будет проводиться в 2003 г. 9 марта ! Добро пожаловать !!!
Говорят, не исключено, что и Слюдянка вскроется, хотя это маловероятно. Владимир, а какой маршрут 55-километрового. До гольца и назад, или через Комар?
Пока на Слюдянке нормально. <br> Старт планируется в 8 часов 9 марта в том же месте, на метеостанции направо по Комару, финиш наверху перед серпантином, 2 пункта питания, призы, море удовольствия !!!
А как (где, когда, кому) можно подать заявку, какие условия (извиняюсь, если я проглядел эту информацию выше, но вроде ее нет). И как можно оперативно связаться с организатором?
Информация для Михаила Мазура <br> К сожалению, по условиям регистрации, мы не можем вас зарегистрировать <br> на марафон Хамар-Дабан по результату на марафоне БАМ - 5.34.53
Конечно отвечать с интервалом в год это оригинально, но поскольку эта ветка конфы довольно малопосещаема, только сейчас прочитал об этом интереснейшем мероприятии. Сам очень интересуюсь подобными мероприятиями, постоянный участник Супер Сотни, начавшей свою историю с 2002 года. Сейчас уже конечно все прошло, но мне было бы крайне интересно узнать о вашем марафоне на будущее (возможно в след. году получится к вам прилететь). Можно узнать подробнее об условиях допуска? Что означает, например, что вот Михаил "не прошел" по результату на марафоне БАМ (это какой марафон - 50 км или более?). И пройду ли по результату, например, я? Мне 27 лет, и на Супер сотне я обычно выходил из 6 часов (дистанция - 100 км. коньковым ходом) за исключением 2003 года, но в прошлом году у меня был малый объем тренировок из-за нехватки времени по работе . В этом году - 5.58 и 31-й результат из ~180 прошедших всю 100 км. дистанцию (там были еще и промежуточные финиши, их я не учитываю).
что если уж девушки решились на такое испытание, то они покрепче многих мужчин
Судя по временам, участники как-то группировались по силам, чтобы помогать друг другу? Или каждый был за себя?
По количеству участников - наверное, все- таки на всю страну можно найти намного больше отчаянных людей, просто не ставилась задача массовости, так? Вот мой муж тоже хотел принять участие в этом марафоне (загорелся еще в прошлом году), но именно малое количество людей его отпугнуло...
Да. действительно Влад Хахулин и Иван Кузьмин реально боролись до самого финиша временами меняя позицию и примерно за 30 км. до финиша Иван остановился на пункте питания и после него уже Влада догнал только на финише.
Всем привет ) К сожалению внуждены были взять долгую паузу вызванную рядом причин, основная - обеспечение безопасности участников, для меня каждый марафон - было испытанием. Обеспечить безопасность это как по бюждету затратно так и людскими ресурсами. Пока веду работу со всеми заинтересованными сторонами. Есть хорошая новость: На сегодняшний день есть группа людей которые готовы готовить лыжню по участку река Утулик, а это примерно 70 км.!!! Пока прошу Марафон не хоронить!
На проработке вариант двухдневного участия. В первый день 18 км. до Метеостанции Хамар-Дабан и второй день до финиша 60 км., это примерно 5 км. пересеченки до перевала Чертовы ворота и потом "спуск" до Утулика. По последним данным вычисления длины Марафона, остановились на цифре 78 км., вот такая вот погрешность была, раньше же жпс не было. Но многие по условиям, категорично верят в 110 км.
Володя, ты хочешь сказать, что в 2005 году мы бежали не 110 км, а 78? И победители гонки Влад Хахулин и Иван Кузьмин бежали эти 78 км 9 с лишним часов? Неужели правда?
абсолютно тоных данных нет, но пришлось пока сойтись на этой цифре, длина колеблется от 78-90 км. по разным данным, я еще делал анализ, разбивая дистанцию на 5-ки, 5 ку вы бежали примерно в среднем по 30-33 мин, это и есть 9 часов примерно, лучший результат был примерно в среднем 26 мин пятерка. В любом случае 110 не получается, жаль конечно. Эти 110 км. они были посчитаны по старым картам, еще в 80х годах, так что точность там была никакая, да еще Утулик петляет как змея.
<br>
<br>
Россия по настоящему велика, и в ней много заслуживающих внимания и описания интереснейших лыжных проектов. "Хамар-Дабан" - из их числа. Присоединяйтесь!