Суровая гонка – на мой взгляд, это слово характеризует ее полнее всего. Я бежал ее дважды - в 04 и 09 годах, и несмотря на коренным образом отличавшуюся погоду, оба раза марафон оказывался тяжелейшим. Своеобразный рельеф, весна, классика, запредельный перепад высот на трассе, фантастически высокий средний уровень участников – в общем, полный «набор мазохиста» в одном флаконе. Биркебейнер-04 в офиц. послегоночном отчете был назван самым тяжелым за последние 25 лет, прошедших после внедрения в массы пластиковых лыж: +2 и дождь на старте, -2…-3 и снег стеной в горах, +4 (хорошо, без дождя) на последних километрах перед Лиллехаммером. Бр-р-р! На первом плато мы шли по сплошному коридору из перемазывающихся лыжников, от лыжней остались извилистые следы, лежащие в одной плоскости с поверхностью снега, при шаге с которых в сторону лыжи прилипали насмерть. Я несколько раз останавливался, снимал лыжи, приставлял одну из них к плечу, брал вторую двумя руками и крест-накрест отдирал ею снег от первой – в общем, чувствовал себя героем картины «Переход Суворова через Альпы». Однако стопарик (Birkebeiner medal) я тогда заработал, чего не получилось у многих знакомых. Никакой красоты норвежских гор мы в тот раз не увидели - туман, дождь, в лучшем случае снегопад…. В столице ОИ-94 Лиллехаммере по окончании гонки почти все места, где можно поесть, были закрыты – это место, куда на финиш марафона приезжают 10+ тысяч (!) участников: казалось бы, только работай и зарабатывай! Воспоминаний хватило примерно на четыре года, после чего развлечение захотелось повторить Уже в начале лета я забронировал дом в Элверуме, примерно в 30 км от старта и зарегистрировался на гонку. По возможности стараюсь поступать именно так, чтобы отрезать себе путь к отступления и попутно сэкономить на стартовом взносе. Уже тогда не сомневался, что компания на дом наберется - и так и получилось, пришлось даже отказать паре поздно созревших желающих. В феврале купил билеты на паром (Викинг до Стокгольма и обратно, автопакет на 4-х чел и шведский стол на ужин и завтрак в обоих направлениях стоили 22 300 р.) и оплатил дом (8-местный дом на 4 ночи с оплаченной финальной уборкой – 18 070 р.). 17 марта мы с Андреем и Катей Золотых и Вадимом Присивко выехали из Питера. Уже в Элверуме к нам должны были присоединиться Леша Гуменюк, Олег Петров и Сергей Иванов из Балашихи. Все так и получилось – на этот раз в организационном плане поездка прошла как по нотам, даже при желании придраться не к чему. Компания подобралась великолепная, и время (и в дороге, и на месте) пролетело замечательно! Кататься ездили в деревеньку Skamstaedtra (вроде бы так: норвежские имена собственные моя память не воспринимает), это 9-й км трассы, высота порядка 600…650 м. Въезд на территорию деревни в эти дни стоит 50 крон С погодой повезло: солнце, тепло, лыжня твердая, снег белый – просто блеск! Наверное, за счет низкой влажности уверенно работали более холодные, чем я привык, мази: например, при t° воздуха +1 и старом снеге уверенно держал Кристалл VR45, а 50-ка даже слегка прихватывала. В пятницу накануне гонки Сергей Иванов показал нам братьев Оклендов, Арлина, Тюннела, Сандру Хансон – стало понятно, что катаемся мы в правильном местечке. В пятницу же получили номера, Олег с Лешей сгоняли в Лиллехаммер и получили для нас с Олегом и еще группы наших лыжников дипломы и медали WL-мастеров, так что мы тоже влились в эту когорту. Сделали лыжи, вечером слегка отметили это дело, рано легли спать. Замечу, что в подобных поездках я стараюсь жить по московскому времени, вставая в 5:00-5:30 по времени местному – думаю, это облегчает ранний подъем в день старта. В пятницу при получении номеров я заручился обещанием, что машину с 7 лыжниками (я сказал, что это Team Bus) пропустят к месту старта (в нормальном случае нужно было бросать ее в Рене и добираться до старта шаттл-басом). С вечера приготовил свою Зафиру, разложив задние места – этой возможностью я воспользовался в 3-й раз за 2.5 года пользования машиной. Но, как всегда, к месту И вот настал день гонки. Потеплело: после вчерашних -8 термометр показал всего-то -2.5, но небо затянуло дымкой, и мы решили, что во время гонки солнце будет жарить не столь сильно, как до того. Загрузились, поехали. К месту старта нас действительно пустили, а на парковку уже нет. Через двести метров от нее зарулили в частный дворик, хозяин которого (совсем не говорящий по английски) специально расчистил от метрового снега несколько паркомест и пускал к себе желающих бросить машину на время гонки. Бесплатно. Норвегия! Мы после финиша купили ему сувенирную кружку с эмблемой марафона – увы, когда я забирал машину, его не было дома, и пришлось оставить кружку с вложенной запиской на крылечке. Серега Иванов стартовал в элите и умчался раньше всех, я – в третьей группе, Андрей в четвертой, Олег и Вадим в пятой, Алексей в седьмой, а Катя в двадцатой, то есть старт нашей “Skisport.ru-team” получился затянутым. На месте старта было -3.5, и я решил мазаться VR45 поверх грунта, не подкладывая под него более теплую мазь в надежде, что в горах намного холоднее не будет, а на финише потерплю. Старт, поехали! Лыжи не едут – но на подъеме они вообще редко едут сами , зато держат железно. Я стартанул в самом конце своей группы, и это оказалось для моей готовности более чем нормальным (не Япония, далеко не Япония!). Как же фантастически норги ходят классикой!!! Если одновременными я им еще не проигрываю, то на попеременных шансов нет. Уезжают, и ничего не сделать! Идется тяжело, терплю (на гонку настраивался оч. серьезно, для меня это был один из двух основных стартов сезона), но при всем том так и болтаюсь в хвосте. Первую пятерку проехал за 24:17 (!), поднявшись на 230 метров(!) К 6-му километру нас прихватывают лидеры 4-й группы, стартовавшие в 5 минутах сзади… Похоже, не мой сегодня день – но все равно надо царапаться. Как позже выяснилось, уже к первой отсечке (та самая Скамстаедтра) Андрей вез мне минуту – это при том, что до того я проиграл ему на классике всего один раз в жизни… После Скамстаедтры идет небольшое, где-то на полкилометра, плато, где подъем почти сходит на нет – здесь я чувствую себя вполне достойно, уже ни от кого не отстаю, только это не надолго. Вторая пятерка – 23:27, еще +145 м… Снова вверх, и на залитом солнцем рыхлом подъеме появляются проблемы с держанием. Этого только не хватало! Однако на верхушку забираюсь, и вместе со всеми мчусь вниз с первого (пока по тамошним меркам маленького) спуска. Оказывается, что лыжи у меня едут лучше, чем у большинства соседей, и мне приходится попрыгать из лыжни в лыжню… Второй подъем – очень длинный тягун с ничтожным уклоном (где-то 130 м набора за 6 км). В нормальном состоянии я наверняка затолкался бы в него одновременным одношажным – но в субботу был не тот день и не то место (позади первый подъем, оставивший мне не так много сил). Поэтому приходится работать попеременным, вновь пропуская соперников. Рядом скользит женщина лет 50…55 с наклейкой КЕ (женская элита) на рюкзаке – ростом сантиметров 150-155, довольно полная, совершенно не спортивного сложения, но КАК ОНА ЕДЕТ! Хотел бы я так уметь… Потом мы несколько раз пересекались с ней по гонке, пока она не бросила меня на 3-м подъеме. Это не женщина, это НОРВЕЖКА… Потихоньку гонка (с самого начала не слишком быстрая и удачная для меня) превращается в мучение. К сожалению, на спусках к 27-му км восстановиться не удается. На пункте питания (Квар….чего-то) я съедаю уже третий гель, беру банан, хорошо напиваюсь и начинаю восхождение №3. Писать об этом восхождении неловко, а вспоминать неприятно – были и остановки, и злоба на себя за собственное бессилие и недостаточную готовность, и много-много неуклюжего карабкания наверх, когда лыжи не держат, а на бег елкой сил нет. Самая большая неудовлетворенность, оставшаяся после марафона, касается именно собственного прохождения этого подъема. Черт с ним с местом, черт с результатом – когда в след. раз поеду на Бирку, хочу пройти этот подъем по-человечески. А лучше по-норвежски: легко, красиво, скользящим шагом… Потом было длинное плато на вершине перед Шушоеном, бесконечное ожидание спуска, вместо которого почему-то один за одним возникали горушки (а лыжи уже ни фига не держали: почему-то в этот день солнце топило трассу намного сильнее, чем в два предыдущих), судороги во всех мышцах тела… Хватало пресс, широчайшие, трицепсы, понемногу ноги – довольно крепко, но все же в меру, останавливаться не приходилось. Наконец – вот оно! Помчались вниз! Блин, сколько же вокруг народу, причем ведут себя соседи крайне по-разному: одни, как я, готовы лететь вниз в красивой техничной стойке, другие стараются этому помешать, спускаясь в жестоком плуге с раскинутыми в стороны палками… В общем, худо-бедно едем. Где-то за 7.5 км до финиша спуск кончается, и на участке с маленьким подъемчиком я обнаруживаю, что лыжи ни фига не держат, а судороги, особенно пресса, по-прежнему тут как тут. Память в истерике подсказывает, что спусков больше не будет, а вот несколько небольших холмиков еще ждут впереди. Паникую . Думаю: «Так не доеду!» Встаю, схожу в сторону, подмазываюсь VR55, кое-как растираю. Стало чуть получше держать, а главное – за это время немного пришли в себя мышцы. Еду дальше, и через 100 м за поворотом вижу продолжающийся спуск! Как видно по Поларовскому графику, подмазывался я ровно в середине финишного спуска, и затратил на это 3 + минуты Причем внизу, когда мы спустились еще почти на 200 м от места остановки, было еще теплее, и лыжи опять перестали держать, так что концовку я все равно доехал на руках – но организм уже почуял финиш и заработал нормально. Доехал. Именно доехал, а не ДОЕХАЛ!!! как обычно: радости – ноль . На выходе из коридора вижу ряды весов для новорожденных и придирчиво щупающих рюкзаки контролеров. Похоже, на этот раз все у норвежцев строго: пять лет назад на вес рюкзаков смотрели сквозь пальцы. Я-то спокоен, мой рюкзак без кэмелбэка и впитавшегося пота весил 3 400, кэмел я не допил, а пропотел явно основательно. Так и есть: вопросов у контролера не возникает. Меня встречает Андрей Золотых, уже приехавший на финиш. Похоже, он проскочил мимо меня, пока я пытался испортить скольжение лыж посреди спуска Ни есть, ни пить особо не хочется. Быстро начинаю мерзнуть и иду к месту посадки на автобус до Хакансон Холла, куда доставляют одежду. Наверное, впервые в жизни после финиша марафона не ощущаю прилива счастья, сил и эмоций – только предельная усталость, затраханность и желание быстрее оказаться в постели… Но впереди еще двухчасовая поездка к месту старта за машиной, возвращение в дом, сборы… Эндорфин, в общем, почему-то не выделился Проехал я на 15 минут быстрее, чем 5 лет назад, но погода была несравнимо легче. Четверо из нас (С. Иванов, А. Золотых, О. Петров и я) заработали рюмки (я почему-то думал, что на второй раз дадут что-то другое, и первая рюмка сделана лучше). Кстати, рюмки по новым правилам достаются НАМНОГО легче. Доехали все. Больше всех хлебнули Вадик, упавший километров за 7 до финиша (травма плеча + сломаны обе палки, финишировал без палок на недержащих лыжах) и Катя Золотых – до ее 20-й группы лыжня почти не дожила, а марафон классикой без лыжни – это не просто для мазохистов, а для настоящих маньяков. Потом был очередной вечер в прекрасной компании, ночь в доме (звукоизоляция между комнатами там отсутствовала в принципе, каждый скрип каждой из кроватей слышали все), сумбурный подъем утром, когда около 6 утра выяснилось, что автобуса, на котором Сергей рассчитывал доехать до аэропорта, не будет, а до вылета ему осталось 3 часа, и дорога домой под аудиокнигу «Три мушкетера». Даже узнали, чем дело кончилось Как ни странно, в этот раз я уверен, что на Бирке еще побываю – на след. год вряд ли, но чуть позже наверняка. Должен же я по нормальному вылезти злосчастный третий подъем! Спасибо всем партнерам по поездке. С этой компанией я готов ездить еще и еще – было б на что !
на сайте посмотреть результаты - ничего не понял Похоже, понятие "абсолют" отсутствует, только возрастные группы, а общий протокол по-норвежски и по алфавиту.
Выделяешь цветом интересующие фамилии, потом сортируешь по столбцу с итоговым результатом, отбрасываешь детей, бежавших 15 км и оказавшихся в том же протоколе . В итоге получаешь протокол в абсолюте. Легких путей норги не ищут
Вот результаты россиян (не всех конечно же, а тех кого знаю): Место ФИО Результат 288 Ivanov Sergey 3:06:04 1010 Iakovenko Alexandre 3:23:17 1741 Zolotykh Andrey 3:35:22 2203 Jitenev Vladimir 3:42:21 2377 Makarov Yuri 3:44:44 2377 Urusov Ravil 3:44:44 2568 Oleg Petrov 3:47:11 3627 Prisivko Vadim 4:02:12 4181 Kochetov Vladimir 4:10:03 5054 Goumeniouk Alexei 4:21:47 10711 Zolotykh Ekaterina 5:57:25
Пробежал в этом году третий раз Бирку .Впечатляет место которое занимаешь в своей возрастной категории. По тем россиянам где мне известен возраст сделал выборку по возрасту времени и их место в своей возрастной. Золотых Андрей 35 3-35-22 249 в группе Яковенко Александр 40 3-23-17 184 Комлев Юрий 40 3-12-58 90 Житенев Владимир 40 3-42-21 382 Строганов Юрий 45 4-32-58 746 Урусов Равиль 45 3-44-44 325 Михайлов Александр 45 4-44-15 862 (Магнитогорск) Осокин Анатолий 50 3-36-27 158 Кочетов Владимир 50 4-10-03 420 Михайлов Александр 55 3-43-15 89 (Омск) Нефедов Игорь 55 4-49-00 389 Когда начинаешь рассказывать про этот марафон всегда задают вопрос , а какой в группе? Ответ не для слабонервных из 1000 закончивщих в возрастной категории какой 150 для примера. А для России в принципе более 100 человек всех участников уже очень ПРИЛИЧНЫЙ марафон. По поводу смазки в этом году свикс +60 +55 +55 + 50 . Стартовал из 4 коридора .Лыжи работали везде, если не считать солнечных участков, когда выходил из лыжни и шел по насту без проблем. На последних 3 км под ЛЭП ни у кого не держало. Все кто финишировал после 14 часов попали в откровенную кашу из полностью раздолбанной лыжни. Я встречал 18 и 19 коридоры .Они финишировали при + 8 градусах.Бежать никто даже не пробовал . Все просто шли и шаг их был коротенький. Надо иметь огромное мужество и безграничное терпение чтобы в таких условиях заканчивать гонку. Удивительно как эти лыжники ещё улыбались и шутили. Я стоял на 51 км у поворота к ЛЭП. На тягунок под ЛЭП входили и ёлочкой и лесенкой и ... . А вообще гонка остаётся в памяти на всю жизнь. Ёе сравнить нельзя даже с ВАССой ни по рельефу ,ни по условиям. Хорошо помню 04 год, когда всю гонку шли при падающем снеге. Глаза забивало, очки залепляло и лыжи, то не держат , то прилипают . Одно слово ВИРКЕ и у прошедших гонку всегда море эмоций , а также огромное уважение к себе как к человеку прошедшему настоящий НОРВЕЖСКИЙ марафон. После него понимаешь , выиграть у норвежцев на лыжах классику - это сродни подвигу.
Судя по фоткам, красиво было. Смазку для групп 0-4 swix предлагал такую - VG35+V40 как грунт, 2 слоя V40 или VR40, 3 слоя VR50, для группы 1 - сверху слой VR45. Попеременный и норвежцы - Педерсен, в 3-й раз подряд выигравшая Бирке, Васу не бегает - "не моя трасса". А как изменились рюмочные правила?
Во время гонки - в основном разноцветные задницы и ботинки
Я стартовал в 3-й группе. Возможно, на VR50 и можно было проехать, но для меня это непонятно. Дело в том, что на Биркебейнере в ясную погоду противодействуют два фактора: время+солнце с одной стороны, и высота с другой: с течением времени ты лезешь и лезешь вверх, и почти весь марафон проходит на 400 и больше метров выше уровня старта. В памяти у меня сидит рекомендация мазаться на старте на небольшую отдачу...
В этот раз время и солнце победили, и мазь, железно державшая на старте, начала постреливать уже в конце первого подъема (примерно часом позже), при этом мазь НЕ СОШЛА до финиша.
Двумя днями раньше, в четверг, при чуть меньшей температуре утром + более чистом поутру небе комбинация 50 + 45 на высоте порядка 700 м в полдень (то есть спустя три часа после прохождения этого места) имела явный перебор по держанию и чуть-чуть подтупливала. Поэтому я и решил обойтись одной сорок пяткой (понятно, что грунт не обсуждается, я пользовался проверенным Rex'ом), и до сих пор не уверен, что был не прав: потеря держания совпала с потерей сил мною, и что было главнее - сказать не могу.
С красотами при взгляде сверху там действительно все в порядке, вот только лыжники сверху могут смотреть только на спуске, когда им не до красот...
Про рюмочные правила - с этого года результаты стартующих в группе элиты спортсменов каждой из возрастных групп не учитываются при определении рюмочного норматива. В результате он высчитывается на основании среднего результата не пяти лучших в возр. группе, как раньше, а средн. результата занявших в ней непонятно какие места (по стартовавшим в первой и далее группах). Например, пять лет назад я был 182-м в группе М35 и заработал запас до "медали" всего в 2 минуты, а сейчас - 382-м (вроде) в М40, но запас уже 8 минут. Понятно, что рюмки на этот раз получило НАМНОГО большее число участников.
Посмотрел сейчас - Педерсен бежала на жесткой паре, клистер в базу, потом "много мази" и vr60 (!) сверху, говорит держание и скольжение супер. Это я так, для информаци, сам свиксами не мажусь. И спасибо за рассказ.
Как говорит Равиль Урусов "Это моя самая любимая и самая ненавидимая гонка." Я могу сказать, что из этой фразы пока только ЛЮБИМАЯ подходит ко мне. Боялся я Биркенбайнера. Так много о нём слышал: как людей снимали с гонки из-за бурана, как с солью мазали лыжи, какой ужасный профиль трассы и первый подъем. Просто, извините за признание в слабости, боялся я этого марафона. Но поскольку задачи этого года, были уже выполнены: в Польше закрыл 10-ую гонку WL. План на гонку был очень простой - прогуляться в своё удовольствие, как говориться "для загара". И была вторая задача - получить заработанное, прием не только мной. Написал письмо Президенту WL Angelo Corradini и поросил привезти медаль и диплом на Биркенбейнер, а потом и еще шесть копий паспортов отправил в догонку.
Прилетли мы с Лёшей Гуменюком в Осло в четверг 19 марта, радостно подгребли к стойке бронирования машин и УПС, выяснилось что машину я заказал в другой аэропорт Торп, недоразумение быстро разрешилось и на новенькой Honda civic мы за 1,5 часа доехали до Elverum, где Володя Житенев забронировал домик. Покатались на лыжах, начиная с 10-го километра от старта и до 14-го, составили представление о профиле трассы. В субботу съездили в Лилихамер, получили стартовый номер для Сергея Иванова и дипломы и медали Worldloppet мастеров. Самое приятное впечатление от Анжело и его помошницы Клудии. Выполнив роль почтальона можно было подумать и о подготовке лыж. Для этого мы поехали с Лешей на 40-й километр трассы марафона и поползали по верхушкам гор. Оба дня я откатывал Fischer zero. Держало неуверенно, ну дак и свежего снега не было. На обратном пути заехали в Хамар к Равилю Урусову и получил от него совет мазаться клистером. Что и было сделано по приезду домой: синий SWIX, в качестве грунта и розовый REX универсал. Поскольку смазчик я еще более начинающий чем лыжник, получилось толсто, коряво, но зато сам. Перед началом гонки закрыл все это сверху START MWF 0 -3.
Фантастически грамотное расположение участников на старте. В 7 утра стратуют ветераны старше 65 лет. Через час элита, а затем каждые 5 минут группы с 1-ую по 20-ую. При этом группы формируются по результам Норвежских и WL марафонов. Я стартовал из 5 группы, и догал из 4 группы всего человек 6-7, из 3 группы одного, и меня из 6 группы обогали 5-6 человек. То есть едешь среди примерно равных тебе по силам. По всей трассе минимум 8 лыжней! Только на спуске за 10 км до финиша - 4. Так что никакой толчеи, никто ни кому на пятки не наезжает. Первые 5 километров двигался спокойным шагом и старался на зарубаться и представлять что еду на тренировке. К 5-му километру понял что тренировка закончилась, к 10-му начал наматывать сопли на ручки палок. Блин! а впереди еще 44 километра. Ведь мы как привыкли бегать?: подъем 100 метров, спуск -отдых, ну 200 метров ну 500 максимум. А тут со старта 14 километров непрерывный подъём. Потом небольшой спуск, за котрый успел съесть гель, но не восстановиться и снова подъём. Лыжи держали как на гвоздях, что при моей слабой физ.подготовке был единственно возможным вариантом. К 30-му километру солнце сделало свое дело, стало отпускать, и -2 на стате превратились в +. Старался держаться тени и глянцевой лыжни, потому что если съезжал на сыпучку или после подъемов елочкой, лыжи втакались как в песок. Я слышал такое выражение "лыжи продёргивают", но чтобы так..., но мазь была отходчивая ( в смысле от снега). К 35-му километру закончилось своё питьё и стал навещать пункты питания. А дальше начался спуск и тут пришлось вспомнить горнолыжную подготовку. До финиша я доезжал вполне довольный собой, даже не подозревая что попаду "в рюмки". Дальше финиш, где ожидал Андрей Золотых, переезд к Ханнес холлу, душ, обед, дипломы и... вот тут позвольте не согласиться с Володей Житеневым, вручение нет не "... стопариков" а МИНИ КУБКОВ! Из обратного маршрута запмнилось, что пришлось в воскресенье срочно подниматься, чтобы отвести Серегея Иванова в аэропорт. А дальше стал с Лешей искать где позавтракать. Все придорожные кафе, включая Макдональдс были закрыты. И мы заехали в шикарный мотель, где всего за 100 крон, получили завтрак шведский стол. Чтобы вы представляли, Норвегия очень дорогая страна. Рекламный щит Макдональса предлагает бутерброд и стакан газировки за 79 крон. Мы посетили музей корабля ФРАМ и музей Кон-тики, Тигриса и Ра. И вполне довольные улетели домой. Выводы: 1. Я ещё этого хочу. 2. Я это могу. 3. Это лучший по организации марафон. 4. С ума сходить лучше в коллективе, а если это Такой коллектив, то получаешь двойное удовольствие и от гонки, и от общения с замечательными людьми. Спасибо всем соучастникам! Так что всем рекомендую: дерзайте! Это Вы можете!
Впервые пробежал этот марафон. Впечатления самые наилучшие!!!
Для успешной поездки на марафон необходимы: 1) хорошая компания; 2) продуманный маршрут и организация путешествия; 2) умело подготовленная трасса; 3) хорошее собственное самочувствие и готовность. При наличии этих составляющих впечатления будут гарантированно хорошие! Проверено уже неоднократно!
За первые 2 фактора спасибо огромное Володе Житеневу – путешествовать с ним и с Вадимом Присивко – нам с Катей доставило огромное удовольствие!!! Володя заранее организовал дорогу и проживание и собрал отличную компанию. Нас было «семеро смелых»!
Очень хорошо, что поездку запланировали заранее (за полгода до старта) это позволило мне лично хорошо подготовиться к тяжелой трассе. За 3 месяца перед марафоном мой объем составил около 1000 км. на лыжах (преимущественно классикой, т.к. Биркебейнер - был для меня главной гонкой этого лыжного сезона), 200 км. бега, 120 часов тренировок (включая также еще ОФП и велотренажер).
Гонка действительно суровая. Профиль трассы выглядел и на картинке-то ужасающим, а в реальности оказался сверхъестественно неправдоподобным – затяжные подъёмы (первый из которых длиной 14 км (!!!), остальные 2 не намного проще, а показались даже тяжелее на фоне навалившейся усталости) и скоростные спуски, которые пролетают слишком быстро.
По сравнению с Васалоппетом Биркебейнер показался мне намного тяжелее, несмотря на то, что там 90 км, а тут 54, но в Швеции нет этих высасывающих силы тягунов, там намного более ровная и спокойная дистанция.
Удивил очень сильный состав участников. Я слышал, что норги очень сильны, но чтобы настолько?! На Васалоппете я в 2007 году занял 806 место с результатом 5:21:05, а тут занял 1741 место с результатом 3:35:22, при этом совершенно точно сейчас не слабее чем 2 года назад. И выложился на все 100%. Получается, что на домашних норвежских гонках непросто оказаться в верхней части протокола, т.к. в Норвегии очень много сильных лыжников среднего уровня.
Мазался примерно также как и Володя, тоже «Swix»-ом, отдача появилась во второй половине гонки (в основном из-за сильного потепления от солнца), пришлось потерпеть, но последние 7-8 км. уже на руках можно было вполне доехать.
Кстати, для тех, кто будет стартовать в следующие годы – советую пытаться заявиться, как можно в более раннюю стартовую группу. Для этого необходимо организаторам сообщить свои наилучшие места на классических гонках WorldLoppet за последние 2 года. Если не получится хорошо заявиться, то можно «перепосеяться» уже накануне старта (при получении номеров). Правда уже за деньги, за 250 крон (~ 1000 рублей). Номер стартовой группы важен, т.к. время старта от первой группы до 20 (последней) разнесено почти на 2 часа. Гонка весенняя, солнышко там печёт очень хорошо, и чем позже стартуешь, тем по более сложной (для скольжения и смазки) и разбитой лыжне приходится ехать.
И еще совет. Я впервые на лыжном марафоне испытал мышечную судорогу – свело руки и спину, даже остановился, чтобы немножко помассировать мышцы – после этого отпустило. Надо было в питательный раствор добавить магния или что-либо еще против судорог. Похоже, что нашим тренированным телам очень непривычна такая работа в сверхзатяжные подъёмы и за это приходится расплачиваться во время гонки.
Очень понравилась организация проведения марафона. 14,5 тыс. человек – эти огромные людские потоки, отлично регулировались, и нигде (ни до старта, ни на дистанции, ни после финиша) не пришлось столкнуться с толчеей или давкой. Молодцы норвежцы!!!
"За 3 месяца перед марафоном мой объем составил около 1000 км. на лыжах (преимущественно классикой, ..., 200 км. бега, 120 часов тренировок..." У меня за декабрь-февраль набралось всего 88 часов, и тоже порядка 1 000 км лыж (но классикой всего-то около 400). На большее мне рассчитывать было наивно . Все же странно Полар суммирует набор высоты: на второй пятерке он показал непрерывный подъем на 172 м, но при этом сумма набора оказалась равной 145 .
я, что не с той компанией поехал,надо было инфу о своих объемах сообщить до, а не после, тогда бы я и лыжи зря б не брал, зато здоров был бы. посмотрел свои объемы, м-да.. однако, всего с конца ноября по конец марта 70 часов занятий( 9 -бег. остальное лыжи.. лыжи всего с марафонами 1000 км, из них 250 -классика вместе с васой), отсюда и "прекрасное" самочувствие после 2 подъема, зато есть куда стремиться
Владимир Житенев здесь достаточно подробно рассказал об особенностях этой гонки. Я добавлю впечатления чайника, имеющего совсем другой опыт и физические кондиции и которому до рюмки как до Луны. Это мой третий Worldloppet марафон, до этого несколько раз проезжал Хиихту и в этом году впервые Марчелонгу. Заявляясь, я не указал имеющийся в предыдущем году рузультат Хиихты и получил 14 тысяч какой-то номер (18-я волна), причем уже после 1 марта. Написал организаторам письмо чтобы пересеяли согласившись заплатить 250 крон. По результатам Марчелонги и Хиихты этого года (4:34 и 3:16, соответственно), получил 4916 номер в 7-й волне. Кстати, денег с меня так и не взяли когда получал номер несмотря на то, что я об этом напомнил. Первую ошибку совершил с выбором лыж. Взял достаточно жесткую пару, которая хорошо работала на Хиихте и Марчелонге, а надо было имеющуюся у меня помягче. Смазка – несколько слоев Свикса, самый теплый VR60 и катнувшись на разминочном кругу добавил сверху тонкий слой VR45. Встал во второй половине своей волны но ближе к середине. Первые километры подъема лыжи держали и катили превосходно. Ехать в потоке было хоть и довольно тяжело, но без чрезмерного напряга. Я использовал малейшую возможность передохнуть и даже понемногу продвигался вперед. Трудно сказать, насколько меня бы хватило если бы так продолжалось дальше. В районе 6-го или 7-го км солнце осветило склон и началась отдача. Я шел, мучался и понимал что долго так не выдержу. Совсем забыл где находится пункт смазки и совершенно по-глупому остановился перемазать лыжи менее чем за километр от Waxing point. Надо сказать, что следуя рекомендациям Володи Кочетова я несколько раз тренировался с рюкзаком и тщательно все подогнал, так что практически не чувствовал его во время гонки. Однако и достать из него что-либо было весьма затруднительно. Вообщем у меня ушло не менее 5 минут на то, чтобы достать и положить на лыжи VR70 не растирая (пробка была в рюкзаке, но откопать ее не смог). Время оцениваю не менее 5 мин т.к. после смазки я попал даже не в передний фронт а в гущу следующей волны. Далее худо-бедно заехал в первый подъем. На первой отметке 9 км я проигрывал рюмке 7.5 мин. Если даже выбросить 5 мин на смазку все равно я сильно от нее отставал, правда километра 2 из 9 шел с отдачей. Коротенький, всего 5-километровый и как здесь писали пологий второй подъемчик, мне показался бесконечным. Несмотря на высоту, солнце грело снег все сильнее и сильнее и лыжи держали хуже и хуже. Трудно сейчас описать состояние лыжни, то-ли глянец, то-ли лед. Нормальный лес на той высоте уже не рос, редкие невысокие сосны и впереди видно все очень далеко. Где-то на горизонте верхушка подъема. Кажется, что достигнув ее увидишь долгожданный спуск. Но видишь опять ту же картину, снова верхушку подъема на горизонте и так далее. Перед третьим подъемом, о котором я слышал как о самом трудном, остановился подмазать лыжи у смазчиков Свикс. Положили тот же совершенно бесполезный VR70. Я спросил сколько километров тянется этот подъем. Мне сказали, что 5 км, потом еще немного равнины и дальше мазь мне уже не потребуется. Если бы это было так. Подъем тянулся с 27-го по 40-й км. То есть не через 5, а через километров 8 непрерывный подъем сменился чередующимися спусками, равнинными участками и подъемами. Однако, лыжи и не держали и плохо ехали, руки и брюшной пресс давно уже сводило судорогами, я не скользил или бежал а корячился, так правильнее назвать этот способ передвижения. Перед глазами стоял тюбик желтого клистера Rode 0 +2 на свежевыпавший снег, для которого я не нашел места в рюкзаке. Сейчас считаю, что при правильно подобранной толщине слоя можно было бы добиться нормального и держания и скольжения. Замечал, что среди обгонявших меня далеко не все так мучались, многие вполне нормально толкались ногами, видимо сумели намазаться. Давно уже было не до результата, только бы выжить в этой гонке. Последний весьма крутой вначале спуск. Мне не до красивых стоек и скорости, ноги так сводит судорогами что главная цель – не упасть, боясь что встать будет трудно. Результат 4:49, рюмка в моей группе 55-59 проехала за 4:02. Место – во второй половине общего протокола. На Марчелонге и Хиихте этого года был в первой четверти. Трудно сказать что было бы при нормальной смазке, но на рюмку бы не потянул. Облегченные правила вряд ли работают в моей группе. Большую часть пути ехал и думал, что надо дойти, но больше меня сюда не заманишь. Сейчас успокоился и хочется просто нормально для себя проехать с учетом появившегося опыта. Трудностями гонки меня достаточно запугали еще до старта, так что длинные подъемы и спуски не были неожиданными, а вот таких проблем со смазкой я не ожидал. Что касается норвегов, то согласен - это особо выведенная порода людей.
Как говорит Равиль Урусов "Это моя самая любимая и самая ненавидимая гонка." Я могу сказать, что из этой фразы пока только ЛЮБИМАЯ подходит ко мне. Боялся я Биркенбайнера. Так много о нём слышал: как людей снимали с гонки из-за бурана, как с солью мазали лыжи, какой ужасный профиль трассы и первый подъем. Просто, извините за признание в слабости, боялся я этого марафона. Но поскольку задачи этого года, были уже выполнены: в Польше закрыл 10-ую гонку WL. План на гонку был очень простой - прогуляться в своё удовольствие, как говориться "для загара". И была вторая задача - получить заработанное, прием не только мной. Написал письмо Президенту WL Angelo Corradini и поросил привезти медаль и диплом на Биркенбейнер, а потом и еще шесть копий паспортов отправил в догонку.
Прилетли мы с Лёшей Гуменюком в Осло в четверг 19 марта, радостно подгребли к стойке бронирования машин и УПС, выяснилось что машину я заказал в другой аэропорт Торп, недоразумение быстро разрешилось и на новенькой Honda civic мы за 1,5 часа доехали до Elverum, где Володя Житенев забронировал домик. Покатались на лыжах, начиная с 10-го километра от старта и до 14-го, составили представление о профиле трассы. В субботу съездили в Лилихамер, получили стартовый номер для Сергея Иванова и дипломы и медали Worldloppet мастеров. Самое приятное впечатление от Анжело и его помошницы Клудии. Выполнив роль почтальона можно было подумать и о подготовке лыж. Для этого мы поехали с Лешей на 40-й километр трассы марафона и поползали по верхушкам гор. Оба дня я откатывал Fischer zero. Держало неуверенно, ну дак и свежего снега не было. На обратном пути заехали в Хамар к Равилю Урусову и получил от него совет мазаться клистером. Что и было сделано по приезду домой: синий SWIX, в качестве грунта и розовый REX универсал. Поскольку смазчик я еще более начинающий чем лыжник, получилось толсто, коряво, но зато сам. Перед началом гонки закрыл все это сверху START MWF 0 -3.
Фантастически грамотное расположение участников на старте. В 7 утра стратуют ветераны старше 65 лет. Через час элита, а затем каждые 5 минут группы с 1-ую по 20-ую. При этом группы формируются по результам Норвежских и WL марафонов. Я стартовал из 5 группы, и догал из 4 группы всего человек 6-7, из 3 группы одного, и меня из 6 группы обогали 5-6 человек. То есть едешь среди примерно равных тебе по силам. По всей трассе минимум 8 лыжней! Только на спуске за 10 км до финиша - 4. Так что никакой толчеи, никто ни кому на пятки не наезжает. Первые 5 километров двигался спокойным шагом и старался на зарубаться и представлять что еду на тренировке. К 5-му километру понял что тренировка закончилась, к 10-му начал наматывать сопли на ручки палок. Блин! а впереди еще 44 километра. Ведь мы как привыкли бегать?: подъем 100 метров, спуск -отдых, ну 200 метров ну 500 максимум. А тут со старта 14 километров непрерывный подъём. Потом небольшой спуск, за котрый успел съесть гель, но не восстановиться и снова подъём. Лыжи держали как на гвоздях, что при моей слабой физ.подготовке был единственно возможным вариантом. К 30-му километру солнце сделало свое дело, стало отпускать, и -2 на стате превратились в +. Старался держаться тени и глянцевой лыжни, потому что если съезжал на сыпучку или после подъемов елочкой, лыжи втакались как в песок. Я слышал такое выражение "лыжи продёргивают", но чтобы так..., но мазь была отходчивая ( в смысле от снега). К 35-му километру закончилось своё питьё и стал навещать пункты питания. А дальше начался спуск и тут пришлось вспомнить горнолыжную подготовку. До финиша я доезжал вполне довольный собой, даже не подозревая что попаду "в рюмки". Дальше финиш, где ожидал Андрей Золотых, переезд к Ханнес холлу, душ, обед, дипломы и... вот тут позвольте не согласиться с Володей Житеневым, вручение нет не "... стопариков" а МИНИ КУБКОВ! Из обратного маршрута запмнилось, что пришлось в воскресенье срочно подниматься, чтобы отвести Серегея Иванова в аэропорт. А дальше стал с Лешей искать где позавтракать. Все придорожные кафе, включая Макдональдс были закрыты. И мы заехали в шикарный мотель, где всего за 100 крон, получили завтрак шведский стол. Чтобы вы представляли, Норвегия очень дорогая страна. Рекламный щит Макдональса предлагает бутерброд и стакан газировки за 79 крон. Мы посетили музей корабля ФРАМ и музей Кон-тики, Тигриса и Ра. И вполне довольные улетели домой. Выводы: 1. Я ещё этого хочу. 2. Я это могу. 3. Это лучший по организации марафон. 4. С ума сходить лучше в коллективе, а если это Такой коллектив, то получаешь двойное удовольствие и от гонки, и от общения с замечательными людьми. Спасибо всем соучастникам! Так что всем рекомендую: дерзайте! Это Вы можете!
Любимую жену и мамочку нашего сына Егора, которого мы "привезли" с круиза Васа-Енгадин-Биркибеинер 2006!И по нашим подсчётам Лена прокатилась все эти полные марафоны с Егором под сердцем!Но мы о этом пока не знали!А вот их результаты - Васа 7.24, 145 место, Енгадин 3.06, 192ая, и Бирка 5.37, место не знаю, но на старте её подташнивало.Сейчас Егор уже балдеет от лыж! Здоровья, любви и счастья с нами!
самое замечательное путешествие в моей жизни, поехали на Гетце вместе с Олей и Виктором Бушуевыми, Лена и я. Готовился крепко( 2000 км по снегу), но что-то дорога за рулём через всю Россию, таможни и паромы с обжорством и вином, отсутствие треньки подвыбили из формы. На Васу дали номер 11000 какой-то, на выдаче на ломаном анг. сильно попросил поближе, долго уговаривал судий и наконец выбил 215ый(вроде), На старт приехал пораньше и занял место в 1 ряду, элита бодбежала к самому старту( был этап кубка мира), старт, справа Нутр, слева Алексей Иванов, улетели мухой, залетели в подьём и начался марафон.Погода в тот год была фуфло - мороз, снег и ветер.Обгоняли все кому не лень, в итоге заехал 364, 5.17 мин. Сколько сьел на финише не счесть, а походу гонки только пил. Переоделся сел в машину и поехал в то место перед финишем где трасса пересекает дорогу ждать Лену, Только встал а она уже тут как тут, я на встречу бегу обнимать её, а она мне шапочку кидает - " встречай на финишеееее", на финише её встретили, лыжи "отобрали",в автобус усадили и увезли в неизвестном направлении, она обьяснить нифига не может, плачет, боится потеряться. Вечером, спустя часа 4, сытая, помытая, довольная и даже датая заявилась.Гости зовут за стол, 10 минут.
паромом Гётебург Киль, вино и обжираловка. тоесть на следующее утро после Васы на авто до Гётебурга - паром - утром авто - поздний вечер у друзей на границе Герм и Австр, район Рупфольдинга, опять вино. Через пару весёлых дней сворачиваемся в Швейцарию.Там всё нормально. Но чувствую себя хуже и хуже.в итоге только 113ый 2.05мин. до этой поездочки ниже сотни не опускался.Хорошо...Едем в Норв. ощущаем: времени вагон, решаем: тормознуться в Герм на пару дней, выбираем: город Аален, ооогромный аквапарк, дешёвое пиво, недорогие апартаменты. И так 2 дня, а потом паром Киль Гётебург(всё понятно)Норвегия.Лиллехамер. здесь остановимся. Старт с Элит группой мне никакого приемущества не дал. Все ушли не попрощавшись, не долго я шёл один - накрывает вторая волна, и третья. Когда кончится этот подьём? гонка очень не простая, таких у нас пожалуй не будет. Замете, друзья, что её проходят пожалуй все норги будто. Для них это так естественно,ни на одном марафоне я не встречал на финише таких разношёрстных компаний, шумные Студенты, ботаники, пропускают за горячим после финиша упакованых домохозяек, видел совсем старушек и и массу людей просто по одному, типа " чё то делать завтра нечего, пройдусь ка марафонку",поели, переоделись в углу и домой. У них на это дело совсем другие виды, завидую. В общем мой путь занял 3.30, Место не знаю.Не буду рассказывать о дороге домой, всё понятно. Вывод: всё супер, но если едешь за результатом так не делай!Всем кто вспомнил нас ОГРОМНЫЙ привет!