Васалоппет- эпическое событие . На этом форуме конечно это никому объясняться нужно. Это самый старый (с 1922 года) и самый длинный (90 км) марафон и третий в моей жизни. Был Бег Пиастов 2013 и Финляндия Хиихто 2014. Для шведов это практически священный грааль. Каждый должен хоть раз в жизни пройти эту дистанцию. Некоторые делают это десятки раз, как например хозяин хостела, в котором мы остановились. Он бежал эту дистанцию вместе со мной и сказал, что за десять Васалоппетов этот был самый трудный по погоде, ветру и снегу.
Чтобы попасть на дистанцию, нужно сначала зарегистрироваться. Регистрация открывается за год онлайн. В прошлом году она длилась 1,5 минуты, все 15 800 номеров были проданы. Я жал клавиши компьютера со всей силы, но не успел. Что делать ? Можно зарегистрироваться на ту же дистанцию неделей раньше, но на ней не будут разыгрываться медали, и не будет мировой элиты лыжного спорта в первых рядах. На призы я не претендовал, поэтому получил номер на 1 марта 2015 Открытая лыжня Васалоппет. Старт открыт с 7 до 8.30 утра. Ура ! Через месяц и этих номеров уже не было !
Нужно было еще в прошлом Марте заказывать жилье. Я все тянул, и в итоге хостел был расположен в 50 км от финиша и в 130 км от старта! Со мной поехал питерский фотограф и лыжник Миша Орлов. На машине мы доехали накануне в Мору- место финиша, получили стартовый номер. Затем поехали на место ночлега и стали готовить лыжи. Ночью подъем в 3.30, завтрак, сборы, и мы едем на старт. Нужно приехать к 7 утра, должны успеть. Начинает идти снег, до старта остается где-то 5 км по шоссе, и мы попадаем в пробку! В 7 часов утра старт, но мы еще не доехали ! ОК, у нас есть время, но хочется стартануть пораньше. Наконец парковка, суета. На старте валит снег и дует ветер. "Надевай жилет,- кричит Миша,- это же 90 км!" И он был прав !
Миша решает просто пройти со мной первую десятку на лыжах, и потом вернуться в машину. Людей вокруг немного, все уехали час назад. Срабатывает электронный чип на правой ноге, время старта 8.06. Гонка началась. Первый и самый сложный подъем в самом начале 3.5 км. Про него я уже начитался и насмотрелся в интернете. Форсировать его не нужно, а то можно наесться -впереди еще 87 км ! Какой форсаж? Под колодкой подлип свежий снег, и я вообще не могу двинуться с места! Вот тебе и рекомендации специалистов Свикс накануне! Закрывали клистер твердым фиолетовым Свиксом, видимо напортачили.Я остановился и стал чистить колодку лыж от снега и льда, который превратился уже в цемент! Чем чистить-то? Скребок я забыл. В подсумке энергетические гели и мазь. Да, еще есть айфон. Вот им чистить и буду! После наночистки лыжи поехали, но останавливаться нельзя, прилипнешь сразу. Мишка ждет меня на вершине подъема. -Ты где был?- Лед айфоном чистил! Помчались! Впереди -группы шведов, которые мы обгоняем пачками! Лыжни нет, все разбито! И еще переметенка ! Я начинаю понимать, что впереди меня где-то 9000 из 10000 человек, ушедших на час раньше, которые всю лыжню и разбили. Через 11 км первый пункт питания. Мишка возвращается к машине. Я иду вперед, предварительно почистив опять прилипший лед о край бачка для мусора, и мажу колодку твердой мазью сверху. Помогло! Как оказалось, опять на время.
Шведы вокруг спокойно едят, пьют, звонят маме, сообщают, что дошли до первого пункта, ждут очереди в туалет и на сервис лыж. В общем, у них -лыжный поход. На каждом пункте дают черничный кисель, это очень старая традиция. Многие уже усталые люди проливают его на себя и поэтому их называют черничниками или черникой, в отличии от элитных спортсменов. "Я почти италья..." то есть черника! Только у меня марафон, а не лыжный поход, поэтому вперед, не задерживаясь! Лыжи поехали, самочувствие отличное, я все время обгоняю чернику целыми пачками! Третий пункт под именем Рисберг. Заправился, попил все, что дают и еще свое. Вдруг очередь! Что дают? Практически расталкивая локтями, подхожу к спуску. На вершине куча народа, и все боятся съезжать, потому что спуск ледяной ! Кто-то снимает лыжи и бежит с горы. Я вам сейчас покажу, как надо спускаться на лыжах ! Начинаю ехать плугом, впереди никого, слева мужик вроде на безопасном расстоянии, но...он падает вперед носом, выставляет концы лыж наружу и попадает лыжей мне в.... пах! Весь Рисберг слышит всем вам известные русские слова и выражения, произнесенные мною на максимальной громкости. Все,- думаю,- теперь оставшуюся часть меня будут везти на спец. желтом снегоходе; впереди еще 60 км ! Мужик произносит "сори, сори", я конечно отвечаю, что он просто чудак-человек.
Три минуты, вроде боль утихла, адреналин видимо работает. Поехал, раскатился, опять обгоны. Висят знаки: слева- быстрые, справа- медленные, ну как на шоссе. Правила никто не соблюдает. Решил поучить правилам одного дядю по-английски, получилось, он отошел в сторону. Дальше- справа дедушка растопырил палки. Палкуубери,- кричу я по-русски и понимаю, что в этом есть что-то шведское. И точно! Он меня понял!
Осталось всего 44 км ! Настроение улучшается, это же уже меньше, чем было! 30 км- это вообще одна тренировка, сзади уже 60. Боже, я же никогда в жизни столько не проезжал! Потеплело, снег перестал валить сверху, но начал таять снизу и превратился в кашу. Последний пункт питания, и еще 9 км. Сил полно. Откуда? Не знаю, готовился наверное. Финиш! 90 км -9 часов. Не супер быстро, конечно, но в протоколе за мной еще 7306 человек! Главное -ощущение, что я могу это сделать еще раз! На следующий день мне исполнилось 52!
Так получилось, что на старт забыл...лыжные ботинки:D С трудом нашел в местном прокате, но в результате стартовал на 30 мин. позже, в 9:30. В протоколе время, ессно, считали с 9:00. Но тоже был приятно удивлен. Примерно 7 км от старта передо мной была абсолютно пустая трасса, не было никакой толкучки, торможений, падений, ломки палок, сразу встал и начал работать в своем рабочем темпе. Потом примерно до 30-го км на трассе практически не было никаких помех. И мне это очень даже понравилось:)
Спасибо за отчет! C погодой в этом году, конечно, "повезло". 8-го вроде как под плюс 10 ожидается, сейчас идет дождь (по крайней мере в 100 км от старта). Кто был (или будет сегодня) на трассе, насколько там плотно?, реально будет 8-го проехать с маленькими лапками или только большие?
Но на самом деле не так. Рано утром ехали на старт вдоль трассы, лыжни там не было. Ретраки прошли только перед самой гонкой. Завтра утром должно быть точно лучше.
и делают лучшее, что можно сделать в данной погодной ситуации. В прошлые выходные, была оттепель в субботу и снегопад в воскресенье до утра понедельника. В обоих случаях резать лыжню вечером бессмысленно.
Чтобы попасть на дистанцию, нужно сначала зарегистрироваться. Регистрация открывается за год онлайн. В прошлом году она длилась 1,5 минуты, все 15 800 номеров были проданы. Я жал клавиши компьютера со всей силы, но не успел. Что делать ? Можно зарегистрироваться на ту же дистанцию неделей раньше, но на ней не будут разыгрываться медали, и не будет мировой элиты лыжного спорта в первых рядах. На призы я не претендовал, поэтому получил номер на 1 марта 2015 Открытая лыжня Васалоппет. Старт открыт с 7 до 8.30 утра. Ура ! Через месяц и этих номеров уже не было !
Нужно было еще в прошлом Марте заказывать жилье. Я все тянул, и в итоге хостел был расположен в 50 км от финиша и в 130 км от старта!
Со мной поехал питерский фотограф и лыжник Миша Орлов. На машине мы доехали накануне в Мору- место финиша, получили стартовый номер. Затем поехали на место ночлега и стали готовить лыжи. Ночью подъем в 3.30, завтрак, сборы, и мы едем на старт. Нужно приехать к 7 утра, должны успеть. Начинает идти снег, до старта остается где-то 5 км по шоссе, и мы попадаем в пробку! В 7 часов утра старт, но мы еще не доехали ! ОК, у нас есть время, но хочется стартануть пораньше. Наконец парковка, суета. На старте валит снег и дует ветер. "Надевай жилет,- кричит Миша,- это же 90 км!" И он был прав !
Миша решает просто пройти со мной первую десятку на лыжах, и потом вернуться в машину. Людей вокруг немного, все уехали час назад. Срабатывает электронный чип на правой ноге, время старта 8.06. Гонка началась.
Первый и самый сложный подъем в самом начале 3.5 км. Про него я уже начитался и насмотрелся в интернете. Форсировать его не нужно, а то можно наесться -впереди еще 87 км ! Какой форсаж? Под колодкой подлип свежий снег, и я вообще не могу двинуться с места! Вот тебе и рекомендации специалистов Свикс накануне! Закрывали клистер твердым фиолетовым Свиксом, видимо напортачили.Я остановился и стал чистить колодку лыж от снега и льда, который превратился уже в цемент! Чем чистить-то? Скребок я забыл. В подсумке энергетические гели и мазь. Да, еще есть айфон. Вот им чистить и буду! После наночистки лыжи поехали, но останавливаться нельзя, прилипнешь сразу. Мишка ждет меня на вершине подъема. -Ты где был?- Лед айфоном чистил! Помчались! Впереди -группы шведов, которые мы обгоняем пачками! Лыжни нет, все разбито! И еще переметенка ! Я начинаю понимать, что впереди меня где-то 9000 из 10000 человек, ушедших на час раньше, которые всю лыжню и разбили. Через 11 км первый пункт питания. Мишка возвращается к машине. Я иду вперед, предварительно почистив опять прилипший лед о край бачка для мусора, и мажу колодку твердой мазью сверху. Помогло! Как оказалось, опять на время.
Шведы вокруг спокойно едят, пьют, звонят маме, сообщают, что дошли до первого пункта, ждут очереди в туалет и на сервис лыж. В общем, у них -лыжный поход. На каждом пункте дают черничный кисель, это очень старая традиция. Многие уже усталые люди проливают его на себя и поэтому их называют черничниками или черникой, в отличии от элитных спортсменов. "Я почти италья..." то есть черника! Только у меня марафон, а не лыжный поход, поэтому вперед, не задерживаясь!
Лыжи поехали, самочувствие отличное, я все время обгоняю чернику целыми пачками! Третий пункт под именем Рисберг. Заправился, попил все, что дают и еще свое. Вдруг очередь! Что дают? Практически расталкивая локтями, подхожу к спуску. На вершине куча народа, и все боятся съезжать, потому что спуск ледяной ! Кто-то снимает лыжи и бежит с горы. Я вам сейчас покажу, как надо спускаться на лыжах ! Начинаю ехать плугом, впереди никого, слева мужик вроде на безопасном расстоянии, но...он падает вперед носом, выставляет концы лыж наружу и попадает лыжей мне в.... пах! Весь Рисберг слышит всем вам известные русские слова и выражения, произнесенные мною на максимальной громкости. Все,- думаю,- теперь оставшуюся часть меня будут везти на спец. желтом снегоходе; впереди еще 60 км ! Мужик произносит "сори, сори", я конечно отвечаю, что он просто чудак-человек.
Три минуты, вроде боль утихла, адреналин видимо работает. Поехал, раскатился, опять обгоны. Висят знаки: слева- быстрые, справа- медленные, ну как на шоссе. Правила никто не соблюдает. Решил поучить правилам одного дядю по-английски, получилось, он отошел в сторону. Дальше- справа дедушка растопырил палки. Палкуубери,- кричу я по-русски и понимаю, что в этом есть что-то шведское. И точно! Он меня понял!
Осталось всего 44 км ! Настроение улучшается, это же уже меньше, чем было! 30 км- это вообще одна тренировка, сзади уже 60. Боже, я же никогда в жизни столько не проезжал! Потеплело, снег перестал валить сверху, но начал таять снизу и превратился в кашу. Последний пункт питания, и еще 9 км. Сил полно. Откуда? Не знаю, готовился наверное. Финиш! 90 км -9 часов. Не супер быстро, конечно, но в протоколе за мной еще 7306 человек! Главное -ощущение, что я могу это сделать еще раз! На следующий день мне исполнилось 52!
Спасибо, что прочитали!