На лыжи я встал несколько дней назад, хочу научиться коньком кататься, про технику хода в форуме написано уже немало и я потихоньку стараюсь, на равнине разгоняюсь, в подъём - как-нибудь карабкаюсь, а вот спуски - это просто беда. На первом же спуске лыжи разъехались в стороны и тормозил несколько метров носом по снегу, раскинув лыжи по всей ширине трассы (просто счастье, что сзади никто не ехал). На втором спуске решил поднапрячь ноги, чтоб лыжи не разъехались, в результате лыжня ушла вправо, а я поехал по прямой в сугроб, где от души повалялся, прежде чем удалось встать и выбраться. К следующему разу спланировал набок, но зато не грохнулся об дерево. В общем, с меня все лыжники ржали, да и сам повеселился Так вот в чём вопрос, подскажите мне, какие технические особенности есть при сложных спусках, что делать-то ногами надо? А может, стоит немного поучиться горным лыжам (или это без толку)? Заранее спасибо всем ответившим.
Вообще-то на спусках нужно катиться в колее, а если нет колеи, то значит трасса не подготовлена, кататься на такой трассе опасно, даже если вы имеете горнолыжную подготовку. Вдруг там где нибудь арматурный штырь торчит или камень под тонким слоем снега?
На всякий случай простой совет. На спусках нужно, чтобы центр тяжести был как можно ниже. Поэтому следует присесть пониже. Лыжные палки следует раздвинуть в стороны и использовать их для балансирования, как использует шест канатоходец. В сугроб заезжать самое опасное - там под снегом может быть камень, бревно, глубокая яма. Лучше "расположится" прямо на трассе. Если страдаете "падучей", то не стоит одевать ничего обтягивающего типа лайкры. Лучше курточку из флиса\полартека и рейтузы.
Такие горки в Долине Уюта, что в Муманске... Конечно, для профи это всё семечки но у меня проблемы. Колея есть, но на резком повороте она либо "тает", либо меня из неё уносит Спасибо за советы, буду пробовать.
особенно с инструктором. Единственно, переход на беговые лыжи требует дополнительного привыкания, канты ведь не стальные. Хорошая статья Владимира Преображенского была в номере "Лыжного спорта" с год назад, немного раньше там же была статья Е. Кожевниковой. Вообще стоит полистать первые половины ЛС, хотя мне за этот совет достанется от софорумцев.
Общая схема занятий примерно такая:
1. Скатываемся с прямой горки в стойке. Постепенно крутизну увеличиваем. Обратить внимание на какую часть ступней приходится центр тяжести. Для продольной устойчивости нужно одну ступню выдвинуть вперед на 15-20см, палки держать широко (для поперечной устойчивости), готовыми к толчку, лапки обязательно сзади ступней. На длинных спусках время от времени переносим центр тяжести с одной ноги на другую.
2. Тормозим плугом, меняем угол постановки лыж.
3. Учим повороты из плуга, змейки переступанием.
4. Учимся боковому соскальзыванию, и, наконец поворотам на параллельных лыжах.
5. Катаемся по бугристым склонам, учимся сглаживать возмущающее воздействие рельефа.
Все эти пункты надо пройти на каких-нибудь лысых (и мягких)горах, а то можно надолго отбить охоту кататься.
После этого можно спокойно выходить на сложные лесные спуски.
Все это только общая схема, каждый элемент требует дополнительных пояснений, желательно с показом. Если будете заниматься сами - лучше поищите две упомянутые статьи.
Спасибо за такой развётрнутый ответ, попробую освоить всё это по пунктам. Вот только пытался я тормозить плугом, но у меня лыжи рзъезжаются, а носки не сходятся (может стопа кривая ), вобщем именно так я и свалился в первый раз.
Есть у меня несколько друзей, хоть и не горнолыжников, но регулярно и уверенно катающихся на горных лыжах. Так вот, для них спуск на обычных, беговых лыжах - такое же мучение, как и для Андрея Чайника. Точнее говоря, веселье, а не мученье - действительно, и все вокруг веселятся, да и сам "падун" вскоре начинает угорать от собственной неуклюжести. Дело в том, что если в гладких лыжах будешь закантовывать лыжи по-горному, то ты уверенно навернешься. Вообще, главное в беговых лыжах на спуске, ИМХО, это переступание - помню, когда я первый раз катался на горных, как раз-таки пытался переступать, но лыжи-то тяжелые, так что с трудом удерживался. Со второго раза привык В общем, я уверен, что гладкому лыжнику встать на горные лыжи(понятно, не на черную трассу) нетрудно, а вот горнолынику - на гладкие - проблема!
но технология обучения там отменная. Я ведь писал, что при переходе на обычные лыжи приходится привыкать. А вы берите горные методики и занимайтесь на беговых. Тренеры, которые меня-школьника учили, ничего толком объяснить не могли, все долдонили:"сядь пониже и не падай". Вон Модеста (в Сыктывкаре!) видно аналогично научили. Только не объяснили враги горных лыж, что в низкой стойке к концу спуска четырехглавые закрепощаются, а на трясущихся-негнущихся ногах еще и повернуть надо, много не напереступаешься. Здравствуй дерево!
Низкая стойка с переносом тяжести на пятки для опытных гонщиков для большей скорости, когда эта скорость перестает контролироваться, они привстают, ставят лыжи пошире, вразножку, разбрасывают палки, внимательные зрители могут заметить это даже у мировой элиты. А ведь чайнику скорость ни к чему, ему бы не упасть. Так что катитесь в высокой стойке (колени конечно согнуты), плужите почаще.
По поводу переступания. Этот способ конечно основной, но на ледяных лысых поворотах становится опасным - приходится двигаться всего на одной из ног. Здесь очень пригодится умение поворачивать на параллельных лыжах за счет бокового соскальзывания, а за этим лучше опять обратиться к горнолыжным методикам. Гонщики так конечно тоже умеют, но действуют, как правило, интуитивно и объяснить не смогут.
А в Долине Уюта есть замечательный "марафонский подъем", никуда не надо ехать. Вверх отпахали - вниз отрабатываем повороты. Повысилось умение - забираемся выше.
Я бы сначала по срезкам выбрал круг с максимально простыми спусками и без поворотов на онных. Центр тяжести при прямом спуске можно найти наклонившись и достав руками крепления. Этот совет давал в "детях и лыжах" Анатолий Назаров. Попробовали на своих детях - работает. Еще локти на колени можно попробовать. Лучше без палок сначала чтоб не мешали. И самое главное - по простому рельефу с маленькими спусками катать километры в большом количестве. Рельеф постепенно усложнять можно уже после первой сотни.
Моя младшая сестра перестала сильно бояться сложных спусков к концу первого сезона.
Все советы правильные даны, но учиться спуску на беговых лыжах по книжке и советам, считаю, бесполезно. Надо самому прочувствовать равновесие и мягкую реакцию ног на бугры и колдобины. Это похоже как кататься на велосипеде, пока сам не поймешь никакими советами не помочь. Сам падал много в начале спорт карьеры, и советы тренер давал в точности как уже изложили. Но пока свое не отпадал не научился. Один правильный совет дали: надо одеться так чтобы не бояться падений. Толстая одежда, можно даже накаленники как для ролликов под штаны.
Все прийдет с тренировками и торможение плугом закантованной лыжей и поворот переступанием.
Андрей, купите себе боксерскую капу и мотоциклетный шлем, впрочем, шлем, да и лыжная шапочка не нужны. Падайте почаще, мозги у настоящего гонщика должны быть отбиты и отморожены. И, главное, не читайте вы журнал "Лыжный спорт" №15, стр.16, №16,стр.30, №24, стр.22, чтение до хорошего не доведет. Падайте, и общество гонщиков примет вас за своего.
) Советам внял... А вот, что касается шлема - идея заманчивая. Как вы думаете, меня лыжники поймут, если я буду кататься на беговых лыжах в сноубордском шлеме. (У нас ведь, в основном, серьёзные спортсмены катаются, как бы им тренировки не испортить, попадают ведь от смеха )
Soglasen s tem, chto stoika dolzhna byt' vysokoi, i chto nado bol'she pluzhit'. Vo-pervyh skorost' pogasish' ot soprotivelniya s vozduhom, vo-vtoryh, ne tak stremno budet kazat'sya (kogda glaza okolo zemli, kazhetsya, chto NAMNOGO bystee edesh'... chem chasto pol'zuyutsya, kogda snimayut video s nizkoi tochki... tak effektnee )) ).