Путешествия skisport.ru: Тысовец, Украина


Этим летом мини-команда skisport.ru, состоящая из меня и моей жены, отправилась на сбор в Карпаты, а точнее на спортивную базу Тысовец. Компанию нам составил известный лыжник, победитель самого северного марафона в мире Артём Онищенко, по чьей «наводке» мы и оказались на Украине.
Дорога:

Добираться в Тысовец из Москвы можно по-разному. Во-первых, поездом Москва-Ужгород. Время в пути – чуть больше суток, а плацкартный билет стоит около 2500 рублей. Ехать надо до станции Сколе, а оттуда заказывать такси, которые на Украине довольно дешевые.

Во-вторых, можно самолётом вылетать во Львов и заказывать такси уже оттуда. Также от Львова можно добираться и автобусом до Сколе, но от Сколе всё равно вариант один – такси.

Это связано со специфическим расположением спортивной базы. Она находится в горах в 16 километрах от трассы Киев – Львов – Ужгород – Чоп, и общественный транспорт туда не заворачивает. Конечно, есть автобусы, которые несколько раз в день едут в расположенную неподалёку деревню Мита, но тогда от поворота на Тысовец придётся идти пешком несколько километров в гору с вещами или надеяться на попутку. Для экстремалов-одиночек, у которых к тому же совсем тяжело с деньгами, такой способ, наверное, подойдёт, но остальным всё-таки рекомендую воспользоваться услугами таксомотора.

Мы же в своём путешествии избрали третий из возможных вариантов: на автомобиле. Маршрут был выработан следующий: из Москвы мы едем по Минскому шоссе до самого Бреста, затем движемся вдоль границы Белоруссии и Польши до посёлка Томашовка, где въезжаем в Украину, и едем по Украине также вдоль границы через Владимир Волынский и Львов до Сколе. Этот вариант, на наш взгляд, имел несколько преимуществ, как то: хорошая, а точнее даже отличная дорога две трети пути, то есть до самого Бреста, и дешевый бензин (он в Белоруссии сейчас дешевле, чем в России). Если смотреть по карте, то возможно было сделать очень неплохую срезку, свернув с «олимпийской», как её называют в Белоруссии, трассы в Кобрине и проехав через городок Малорита. Однако переход в Малорите не является международным, и пользоваться им могут лишь граждане Украины и Белоруссии, а россияне – нет. Что касается шоссе на Ковель, то там обычно довольно большие очереди.


Такие просторы открываются в Белоруссии, на участке от Минска до Бреста. Дорога, правда, довольно однообразная, поэтому главное - не заснуть

Выехали из Москвы мы из-за внезапно возникших обстоятельств лишь во второй половине дня, поэтому решили переночевать в гостинице в Раубичах. Цена за двухместный номер в гостинице комплекса составила около 1200 рублей на наши деньги. Рано утром мы отправились дальше и довольно скоро оказались на границе. Перейдя её, мы сразу же поняли, чем отличаются украинские дороги от белорусских, но это, оказывается, были ещё цветочки по сравнению с тем, что ждало нас дальше. 150-километровый участок между Владимиром Волынским и Львовом особенно в районе Червонограда оказался настоящим испытанием и для нас, и для подвески и колёс нашего автомобиля. Самый мягкий эпитет, который можно было применить при описании дороги – это «военная», причем не просто военная, а после хорошей бомбёжки. К счастью, после Львова, когда мы выехали на шоссе до Ужгорода, дорога стала хорошей, местами даже было две полосы для обгона, и ехать по ней было довольно комфортно и приятно. В Тисовец мы приехали под вечер. Общая протяженность маршрута от Москвы – приблизительно 1400 км.

Естественно, пребывая под впечатлением от этой дороги, обратно мы так ехать не захотели. Совместный мозговой штурм помог нам выработать более удачный вариант: из Львова мы не сворачивали с шахтёрские угодья Червонограда, а продолжили движение по киевской трассе до Дубно. Дорога там очень хорошая и в плане покрытия, и в плане удобства обгонов. Из Дубно мы направились на Луцк, а оттуда – на границу в районе белорусского города Иваново. Там дорога была значительно хуже киевской, но всё-таки вполне проезжаемая. Единственное, настоятельно не рекомендую пересекать границу в этом месте (переход называется Махро) в выходные дни. Там скапливаются очень серьезные очереди, в которых можно простоять больше пяти часов. Мы-то проскочили довольно быстро, так как на борту был маленький ребенок, а вот остальным, в основном, местным жителям, стоять пришлось очень и очень долго. Ещё прямо во время пересечения границы мы обнаружили, что правое заднее колесо спустило практически полностью, и нам пришлось ковылять около 30 км до шиномонтажа в Иваново на «костыле», то есть на докатке. Видимо сказались последствия червоноградской дороги: литой диск с внутренней стороны был капитально погнут, но, как ни странно, давление держал. Мне его промазали герметиком, и до Москвы я доехал без особых проблем. Уже в Москве выяснилось, что погнут не один, а все четыре диска, поэтому пользоваться той дорогой не рекомендую никому.


По этому снимку не очень видно, но эти ямы действительно глубокие, как воронки


На следующий год в Украине пройдут матчи чемпионата Европы по футболу. Это строящийся к Евро-2012 стадион во Львове. Как видите, расположен он в "чистом боле". Кстати, дорога, по которой к нему можно будет подъехать, состоит из двух полос: по одной в каждую сторону.


Городок Стрый, в который мы заехали, чтобы приобрести СИМ-карту. Несмотря на проходящий в это время в городе конгресс украинских националистов, к нам на улицах относились вполне дружелюбно. По-русски не говорили, но понимали и отвечали.

Условия проживания и питания:

Жить на базе есть где, места для этого предостаточно, поэтому можно не опасаться, что места вам не найдётся. Конечно, если вы вывозите целую команду, то, наверное, лучше забронировать места заранее, а спортсмены-одиночки могут ехать и так. Во-первых, на территории базы есть гостиница, но жить там я бы не рекомендовал. Построена она была к Спартакиаде народов СССР начала 80-х, и с тех пор там, похоже, мало что поменялось. Если кто был в гостинице «Кавголово», что под Питером, то там приблизительно то же самое. Также на территории комплекса есть с десяток коттеджей – многокомнатных домов гостиничного типа с уникальными названиями в честь карпатских вершин, например, «Говерла», «Верховина», «Бескид» и т.д. Там условия получше, и если есть возможность, то рекомендую жить там. Стоимость проживания точно не назову, но она действительно низкая – порядка 70 гривен, то есть около 250 рублей на наши деньги. Мы же жили в самом настоящем таунхаусе, то есть в трехэтажном доме, где подъезд и есть вход в квартиру, занимающую три этажа. Таких квартир в таунхаусе около 10, условия разные, потому как они принадлежат частным лицам, но все гораздо лучше, чем в гостинице или коттеджах. На первом этаже обязательно есть своя кухня, на втором и третьем – спальни. У нас на каждом этаже также были свои душ и туалет. На кухне была вся необходимая бытовая техника: плита, чайник, холодильник, стиральная машина и даже кофеварка. Так как жили мы с Артёмом Онищенко и его семьёй, то цена для нас была очень дешевая – 150 гривен в день на двоих (1 гривна – приблизительно 3,5 рубля), Артём формально пользовался двумя комнатами, поэтому платил 200 гривен, по факту же в нашем распоряжении находился целый дом. Таких таунхаусов на территории базы несколько, так что возможность поселиться там есть. Кстати, так как база принадлежит министерству обороны Украины, там заправляют военные, у которых также можно снять квартиру в предназначенном для их проживания доме. Правда, сначала рекомендую проверить наличие холодной воды, так как, по словам живших там спортсменов, в одном из подъездов её нет. Кстати, совсем забыл добавить, что в нашем доме была настоящая дровяная сауна, и мы несколько раз с успехом её топили.


Внутри дома


Наш "таунхаус"


Как видно на этом снимке, вся база расположена на склонах

Что касается питания, то на базе есть столовая, в которой кормят по смешным по российским меркам ценам – около 50 гривен на человека в день. Кормят, конечно, по-столовски, но есть вполне можно, а порой даже и вкусно. Нам, например, очень понравился местный борщ с пампушками. Также украинская кухня отличается обилием блюд из свеклы (или, как там говорят, буряка), поэтому надо быть к этому готовым. В столовой есть буфет с вкусной и дешевой выпечкой, а также можно купить необходимые для самостоятельного приготовления пищи продукты. Кстати, Артём в столовую не ходил – они готовили самостоятельно, периодически спускаясь на машине в город за продуктами. Мы же дома ели в завтрак, а на обед и на ужин ходили в столовую.


Коттеджный поселок


Коттеджный поселок

Условия для тренировок:

В этом разделе самое время сказать о том, что база находится на высоте 900-1100 метров, и рельеф там горный, то есть сильнопересеченный. Тренироваться там тяжело и из-за высоты, и из-за трудного рельефа. К счастью для нас, спонсором подготовки нашей мини-команды в этом году является НПО «Вита», предоставившая нам спортивное питание SQUEEZY, которое очень сильно помогло нам в тренировочном процессе. Достаточно сказать, что моя жена за пять дней перед сбором сбросила три килограмма благодаря диетическому питанию SQUEEZY ATHLETIC и залетала во все местные горы, как лань. Также в нашем арсенале был спортивный напиток SQUEEZY ENERGY FORTI с коллагеном, исключивший все проблемы с суставами и связками, да и просто приятный на вкус. В жару и не только он отлично защищал от обезвоживания, а также придавал энергии для прохождения очередного круга, что было особенно ценно во время тренировок на лыжероллерах.

Самое основное, что должно быть на любой лыжной базе высшего уровня – это роллерная трасса, и она в Тысовце есть, и надо сказать, что трасса эта очень и очень неплохая. Она довольно безопасная и в то же время очень разнообразная по рельефу. Протяженность самого большого круга там составляет 6 км, а рельеф для тренировок можно варьировать, срезая или добавляя петли. Лидеры украинской национальной команды по лыжным гонкам, как, например, тренировавшаяся там этим летом Валентина Шевченко, используют в своих тренировках сильнопересеченный круг длиной 3,2 км, состоящий из двух очень крутых подъёмов и двух спусков. Если говорить о 6-километровом круге, то один из подъёмов по перепаду высоты такой же, как первый подъём мурманского марафона, то есть около 75 метров. Правда, подъём этот не сплошной. Он включает в себя пологие участки и даже небольшие спуски, но в основном всё-таки идёт вверх. Заключительная часть начинается с крутого торчка по длине и крутости сопоставимого со знаменитой раубичской «печкой» и заканчивается длинным 500-метровым выходом, похожим на первый подъём в Одинцово. Для любителей биатлона есть стрельбище, но надо отметить, что пользование лыжероллерной трассой платное и стоит 90 гривен в день с команды. К нашему счастью, в то же время, что и мы, в Тысовце тренировалась группа нашего знакомого тренера Любови Алексеевны Лядовой из Одинцово, которая и взяла нас под своё крыло.


Вид с середины выхода наверх


Вид с середины выхода вниз


Самый длинный подъем на трассе. После окончания крутой части начинается поворот влево и длинный 500-метровый выход

Силового городка на базе как ни странно нет, точнее есть какой-то, но пользоваться им опасно для здоровья, поэтому мы за весь сбор (18 дней) не встретили там ни одного спортсмена. Все ходят тренироваться в крытый спортивный зал, расположенный рядом со стрельбищем, но это тоже не бесплатно, поэтому нам там побывать не довелось. Мы ограничились резиной, которую, к счастью, можно привязать в любом месте, и специальным комплексом упражнений с гантелями, которые мы предусмотрительно взяли с собой из Москвы.

Теперь к беговым тренировкам, которые составляют значительную часть летней подготовки гонщика. И вот это – настоящая Ахиллесова пята Тысовца. Дело в том, что если идти бегать кросс по дороге, то всю его первую половину ты будешь бежать вниз, а вторую – всё время вверх. Согласитесь, это довольно специфическая работа. Казалось бы, вокруг горы, и можно сделать отличный кроссовый и имитационный круги, но не тут то было. Круг для имитации, конечно, есть но, самостоятельно понять, как по нему бегать, довольно сложно. Некоторые подъёмы необходимо преодолевать по несколько раз, что, конечно, утомляет в первую очередь психологически. Но если вы крепкий орешек, то в вашем распоряжении будет круг длиной в шесть километров. Лично мне с учетом невысокой тренированности и высоты по рельефу его хватало за глаза, однако крутыши жаловались на большое количество отбежек и чего только ни делали, чтобы увеличить сложность: и один и тот же подъём по нескольку раз брали, и противоходом бегали, в общем, всё там непросто. Однако мой рассказ о кроссовом круге был бы неполным, если бы я не написал, что он не просто грязный, а очень грязный. Даже в июльскую жару он не просыхает, а надо сказать, что по-настоящему жаркие деньки в Тысовце - редкость. База расположена на горе, за которую так и норовят зацепиться проплывающие мимо облака – и тогда держитесь лыжнички! Ваш удел приходить с кроссовой или имитационной тренировки по уши в г… рязи.

Конфуз с бегом полностью однако компенсирует возможность ходить в прекрасные кросс-походы по местным хребтам. Почти везде есть дороги, вокруг открываются прекрасные виды, а заросли малины, черники, брусники настолько обильны, что порой хочется бросить всё и заняться собирательством. Один раз мы брали с собой в поход нашу двухлетнюю дочку, несли её в специальном рюкзаке за спиной, и тут лесные дары пришлись как никогда кстати.


Во время кросс-похода


Вид на трамплины с соседнего хребта


Местные красоты


Как видите, теперь все ходят с мобильниками. Кстати, на Украине есть операторы, дающие полностью бесплатные звонки внутри сети! Так что болтать можно сколько угодно, пока не сядет аккумулятор


Чтобы коровы не затерялись в горах, их снабжают вот таким нехитрым приспособлением

В целом, впечатление от Тысовца у нас осталось крайне положительное. Отмеченные недочёты абсолютно не портят картины, а плюсов несоизмеримо больше. Короче, дёшево и сердито!

Окрестности:

Для любителей попутешествовать в дни отдыха, особенно приехавших на сбор на своей машине, Карпаты открывают великолепные возможности. В окрестностях есть серные ванны, известный оздоровительный курорт Трускавец, а также полным-полно древних городов с красивыми средневековыми замками. Есть Львов, но ездить туда не советую – можно наткнуться на неадекватное отношение к русскоговорящим. Хотя, конечно, большинство населения относится к русским нормально, и хоть и общается с тобой на украинском, но твои вопросы и ответы по-русски нормально понимает.


В Мукачево. Андрей Арих назвал этот город в своём репортаже для "Л.С." островком Европы


Но, на самом деле, в Закарпатье таких островков очень и очень много!

Я бы настоятельно советовал съездить в Закарпатье: в города Мукачево и Ужгород, до которых, правда, порядка ста километров. Там можно не только познакомиться со старинными замками и посетить этнографическую деревню, но и сытно, вкусно и очень недорого поесть в ресторане, почти даром помыть машину и закупиться продуктами. Мы с Артёмом, например, сделали ТО для своих автомобилей у официального дилера. Так вот стоимость обслуживания машины KIA Ceed на 45000 км пробега составила всего 2500 рублей на наши деньги! Это ли не фантастика?!

Итог:

Очень хорошее место, горы, есть, где потренироваться и на что посмотреть. В общем, skisport.ru рекомендует!



16 9969 Андрей Краснов 01.09.2011 12:21
Рейтинг: 0 0 0

Чтобы оставить комментарий, зарегистрируйтесь и войдите через свою учетную запись.

01.09.2011 13:04
Классный отчет, зачиталась :)
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
потысовались красиво
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
01.09.2011 13:21
Нахлынуло...
Я был на сборах со сборной области в Тисовце в 1978году. В тысяча девятьсот!!! Неужто я так давно живу...Офигеть...
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
Супер-отчет...
Бывал в тех краях в детстве. Сейчас все как-то по-другому выглядит:)
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
И у меня ... нахлынуло. Был там раза 4. В 1987 г. в Мукачево мне предлагали работу гл.конструктора на лыжной фабрике и 3 комн. квартиру (бесплатно-советское время). Но немного поработав, понял - мне там не выжить психологически. Вернулся домой - "Где родился там и пригодился" :)
А зАмки там великолепные.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
01.09.2011 15:45
Интересно, как там зимой со снегом обстановка??
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
На прошедший НГ снега небыло, т.е небеспроблемно :)
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
Там прошла одна из последних Спартакиад народов СССР или даже последняя...на самом закате всего..в 1990 г.
Никто не хотел принимать эти соревнования ..приняли они. Это база была армейская. Была страшенная оттепель.Возили снег, подсыпали. Тогда сильно выступили эстонцы- очень молодой Вээрпалу, не очень молодой Теппан, даже Зеленцов вроде еще бежал..Эстафету выиграли они или не они, кто помнит? Короче места с историей.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
Спасибо автору, и редакции. Побольше бы таких зарисовок с мест. Да и в России много мест, где можно и нужно тренироваться. А не возить деньги в Австрии и Цахназоры (может неправильно написал. Но суть понятна)
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
02.09.2011 09:34
Спасибо за рассказ.

Вспомнилось - Анатолий Васильевич Акентьев в своё время рассказывал, что большой кусок своей жизни на излёте существования СССР посвятил строительству армейской спортивной базы в Тысовце. Как я понял, именно он и руководил этим строительством. А как построил, так Украина сразу же и стала заграницей. История, очень похожая на спортивную базу в Бакуриани.

Но это так, к слову.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
02.09.2011 11:08
Эх, где мои 17 лет? В Тысовце небыл, а в Ворохте (это где-то там, недалеко) был и на сборах и на соревнованиях много раз... Там очень красиво и бегать по этим горкам ой как не просто!
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
02.09.2011 11:10
Андрюха, респект! А старший с вами ездил? Надо было по Киевке и через Апрелевку! ;-)
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
02.09.2011 11:58
Андрей Арих (cross-country@mail.ru) ,    02-09-2011 11:10
Андрюха, респект! А старший с вами ездил? Надо было по Киевке и через Апрелевку! ;-)

нет, он только в Отепя 2 раза))) по Киевке неплохой вариант, но цена на бензин за счет гораздо большего куска по Украине очень сильно возрастает + хотелось как можно больше проехать по брестской трассе: она по-настоящему хороша и удобна, обгоняешь опять же без проблем, так как везде 2 полосы в каждую сторону и 120 разрешено (в Белоруссии).
Ну, а в Апрелевку мы и так заедем, приглашаешь?)))
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
02.09.2011 13:50
You are welcome!)
А в Белоруссии гаишники под кустами сидят? Радаров много по пути? Все-таки Батька, что ни говори, настоящий молодец! Пусть кремлевские агитаторы бьются головой об стенку, но мы-то знаем цену белорусской демократии =)
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
02.09.2011 14:14
Практически никого не встретили в Белоруссии, но там особо сильно и не нарушишь при разрешенных 120. А вот у нас на минке 90 и куча населенок и, естественно, они сидят. Хохлы тоже сидят, но им можно много не давать. 50 гривен за глаза))))
Ссылка Рейтинг: 0 0 0