Техника, методика

Переход на очередную опорную ногу в шаге КООХ

Выбор способа завершения конькового отталкивания ногой зависит от состояния трассы, физических кондиций и тактических задач спортсменов. В предыдущей статье, мы уже разобрались, что лыжники завершают разгибание и отведение ноги не только прижатой к колодке стопой, но в ряде случаев и её резким сгибанием. 

Оба варианта выполняются не сами по себе, но в упряжке с постановкой  очередной опорной лыжи, выпрямлением туловища и отмашкой рук. Вышеперечисленные действия радикально отличаются от предыдущих и по движениям и по задачам, поэтому целесообразно выделять их в обособленную фазу движений, именуя переходом на очередную опорную лыжу. Сей “золотник” в одну десятую долю секунды может и мал, да дорог.

Правда, Н.Б.Новикова все отрицает: “…сильнейшие лыжники при передвижении на равнине заканчивают отталкивание ногой и руками одновременно”[3], стр.71, 1-й абзац сверху (https://www.biathlonrus.com/upload/iblock/9f0/9f094082fff6689d5e7fe14f9e6fd652.pdf 

Так ли это? Вспомним две анимации этой фазы на лыжероллерах и лыжах из предыдущей статьи  "Сгибание стопы  в КООХ", gif1, 2. Из этих анимаций следует, что утверждение о такой  “одновременности” не верно.

1.                                                                                         

2.              

gif 1,2    Шведский лыжник на л/роллерах и швейцарская гонщица в разделке спринта ЧМ-2019 демонстрируют, что моменты отлета палок от опоры и  окончания отталкивания лыжей не одновременны. 

О том же позволяют судить данные норвежских и финских научных исследователей, извлеченные из материалов их докторских диссертаций 2015-16 годов [1], [2],  рис.1.                        

рис. 1   Фазовые структуры КООХ:  а)  подъем 7º на лыжероллерах по H. Myklebust [1]; б) на лыжах по равнине O. Ohtonen [2]. “Pole/arm” - отталкивания палками, ski/leg – отталкивания лыжами.                   

Обе относительно недавние работы показали, что структуры циклов КООХ тестируемых атлетов, на лыжероллерах в небольшой подъем (а) и на лыжах по равнине в туннеле (б), включают в себя отрезки порядка 6-ти % от общего времени цикла, когда отталкивания лыжами продолжались и после потери палками контакта с опорами. (Эти периоды выделены автором статьи вертикальными пунктирами). При общем времени двух шагов цикла около двух секунд, эти 6%, составляют около 0,1 с  

Если, по Наталье Новиковой, “отталкивание палками завершается одновременно с отталкиванием лыжей”, то когда же лыжники переходят на очередную опорную лыжу? Её, ведь, следует приземлять перед отлетом толчковой. Если отмотать назад среднее время таких двухопорных скольжений у элиты в 0,1 с, мы отступим к моменту, когда толчковая лыжа находится в самой эффективной зоне бокового жимового отталкивания. Зачем здесь торможение преждевременной постановкой  маховой лыжи?

Может ли быть, что норвежский с финским институты заблуждаются в приведенных выше расфазовках? И неужели, сборникам РФ рекомендуется переносить вес тела с толчковой на опорную мгновенно, или чего доброго прыжком, как в скоростном подъемном? 

Слава богу, если такие рекомендации и выдаются, то к ним никто не прислушивается, gif 3,4.

3.                                                                                            

4.   

gif 3, 4    А.Большунов КОО ходом в подъем доталкивается сгибанием стопы и укорачивает отмашку рук,  Е. Белов на равнине отталкивается полной стопой и отмахивается руками далеко за спину. Однако и тот и другой за время до отлета толчковых лыж  успевают поставить маховые  и приступить к разгибанию  туловища. На все про все у обоих уходит 0,08 – 0,1 с.

Современные телевизионные трансляции соревнований идут частотой 25 кадров в секунду. Это означает, что терпеливый аналитик может выполнить подробную раскадровку интервалами  в 0,04 секунды. Если повезет и режиссеры трансляций расщедрятся на замедленное воспроизведение, разрешение будет выше, а тайминг соседних кадров укоротится. 

Рассмотрим с этой позиции некоторые из кинограмм на рис.2.   

        

рис.2  Фаза перехода на очередную опорную ногу: а) Э.Йонссон дистанционный КООХ на равнине; б) Б.Линд скоростной КООХ на равнине; в) Я.Фак КООХ в подъем. К моменту отлета толчковых лыж от опоры, у всех ранее отлетевшие палки успевают на выносе рук  прийти в горизонтальные положения.

Верхние две линейки кинограмм собраны из трансляций КМ по спринту (равнина) конца первого десятка этого века. От момента отлета палок и до отлета лыж от опоры проходило по два кадра – три промежутка времени по 0,04с. Нижняя линейка  с биатлонистом на подъеме, КМ 2015 года – один промежуточный кадр, два отрезка по 0,04 с.  Итого в среднем по 0,1 с секунды на переходы с одной лыжи на очередную.

Помимо смены лыжных опор хорошо видна и динамика выпрямления спортсменов разгибанием туловища. Оно начинается сразу после отлета палок, когда толчковая лыжа еще продолжает отталкивание .  

Нагляден этот приподнимающий тренд финала шагов КООХ и в анимациях gif 5, 6. Здесь ЧМ на 50 км, 2019,  Х. Холунн начинает разгибаться туловищем не раньше, чем палки отлетают от опоры. Толчковые лыжи после того начинают показывать просветы с трассой спустя приблизительно те же 0,1 с.


5.   


6. 

gif. 5, 6   Х. Холунн на дистанции 50 км ЧМ-2019 после отлета палок от снега, и в двух подряд  левых шагах, ставит очередную опорную лыжу, значительно разгибается туловищем и не укорачивает  отмашку рук. Его финалы отталкивания ногой варьируются: в цикле (5) левая нога завершает стопой прижатой к колодке, а в цикле следующего шага (6) дорабатывает финал её сгибанием. 

Если бы Х. Холунн начинал разгибание туловища раньше, еще во время отталкивания палками, уход плечевых суставов вверх ослаблял бы передачу усилий рук на штыри. Если бы в момент отлета палок еще и толчковая нога завершала отталкивание, то реактивная сила перемещения большой массы туловища вверх-вбок резко нагрузила бы очередную опорную ногу её свободном скольжении. То есть разница во времени отлета палок и отлета  ноги используется гонщиками с пользой – толчковой опорой для выпрямление и плавного перемещения туловища в сторону от толчковой. Каждому действию свое время.

Интересно, что Чемпион Мира на 50 км 2019 года, своей техникой КООХ, не укорачивает отмашку рук.  Он завершает отталкивание как и все, кистями у бедер. Но не уходит моментально с палок, а еще пару сотых секунды  остается в низком наклоне туловища, пока инерция отмашки не иссякнет далеко за спиной. Импульс силы такого противохода рук движению вперед  поначалу осаживает гонщика и снижает импульс   движения его ОЦМ вперед-вверх. Последующее разгибание приходится начинать резвее, и такая работа Холунна туловищем  составляет особенность его техники. Что ж, этот технический резерв, давно усвоенный  конкурентами по КМ, пока им нереализован.

Что еще привлекает внимание в gif 5, 6? Два подряд отталкивания левой ногой Х. Холунн завершает сначала всей стопой (5), затем уже её сгибанием (6). Такую вариативность следует отнести к неоднородному состоянию  "соленной" трассы, которая в Зеефельде при +10º Цельсия неуклонно “плыла”. Линзы рыхлого снега, впрочем,  вынуждали к осторожности не только чемпиона, gif 7, 8.

7.  

8. 
   

gif 7,8   Правые толчковые лыжи Э. Масгрейва и Д.Колоньи синхронно отлетали от трассы спустя около 0,1 с после потери палками опоры. При этом англичанин  наглядно варьирует доработку отталкивания правой стопой в двух последовательных циклах КООХ:  всей стопой (7) и её сгибанием (8). 

Итак, изменения внешних параметров – кинематика движений рук, ноги туловища ясна. Какова же кинетика шагов КООХ, продвигающие лыжника силы в них? Конкретно в интересующем нас промежутке действий от момента отлета палок до толчковых лыж им вослед. 

Как мы уже знаем, последние несколько лет о величинах сил все чаще судят по линейным и угловым ускорениям отдельных кинематических цепей и ОЦМ лыжника в целом [1], [4], рис. 3 а), б).  

  

рис.3   Графики линейных ускорений в цикле КООХ: а) продольных по H.Myklebust [1], продольных (бирюзовые) и комбинированных (красные) по М.Рудбергу [4].

Интересующие нас ускорения, а стало быть динамика сил их генерирующих, начинаются с отлета палок от опоры. В чарте б) они обозначены вертикальными пунктирными линиями на точках отметок (39% и 89% общего времени цикла). Перед этим продольные ускорения в показывают самый высокий уровень в шаге и было бы неразумно тормозить здесь постановкой маховой лыжи. 

Вслед за отлетом палок в районе 42% времени правых шагов просматривалось некоторое противодействие торможению, а в левых к 92% приключался и всплеск продольного ускорения. И там и там это - активный уход лыжника с палок,  подачей туловища вперед при укороченной отмашке рук и эти действия в левых шагах испытуемого был явно предпочтительней.

Далее продольные ускорения “вперед” (бирюзовый график) начинают уступать в приоритете комбинированным ускорениям “вперед-вверх-вбок” (красный график), вплоть до моментов отлета толчковых стоп от опоры (отметки 45% и 95% процентов времени цикла).  То есть, толчковые стопы покидали опору примерно через 5% общего времени цикла после потери палками опоры. По времени интервал длился 1.97с  х  5  : 100  = 0,098 с, все ту же одну десятую долю секунды. 

В тестах рис.3, а) норвежские лыжники высокой квалификации показывали на лыжероллерах схожие тенденции продольных ускорений в тех же фазах перехода на очередную опорную лыжу. При этом динамика их финальных отталкиваний в лаборатории  далекой Скандинавии оказалась аутентичной пикам комбинированных ускорений, показанных сильным московским мастером зимой 2019 года на пологом подъеме в Битце.

Таким образом,  не удается отыскать ни одного подтверждения тезису Н. Б. Новиковой об одновременности завершений отталкиваний палками и толчковыми лыжами в шаге КООХ [3]. 

И напротив, материалы недавних научных исследований [1], [2], [4], вкупе с опубликованными кинограммами и анимациями ТВ-трансляций недавнего ЧМ-2019 позволяют судить о том, что между двумя вышеуказанными граничащими положениями наличествует полноценная фаза движений перехода на очередную опорную лыжу. Она длится около 0,1 секунды и включает в себя приземление маховой лыжи, разгибание туловища, обработку отмашки рук и наконец завершение отталкивания ногой вариантами “всей стопой”, или “сгибанием стопы”.

Список литературы:
1.  H. Myklebust, “Quantification of movement patterns in cross-country skiing using inertial measurement units”, DISSERTATION FROM THE NORWEGIAN SCHOOL OF SPORT SCIENCES, 2016 
2. , “Biomechanics in Cross-country Skiing Skating Technique and Measurement Techniques of Force Production”, Dissertation from University of Jyvaskyla, 2019
3. Современная система спортивной подготовки в биатлоне : материалы VII Всероссийской научно-практической конференции. Омск, 18 апреля 2019 г., стр.68, “Основы техники коньковых лыжных ходов и актуальные аспекты технической подготовки спортсменов разного возраста”,   Н. Б. Новикова, г. Санкт-Петербург
4.  Материалы Всероссийской научно-практической конференции ВНИИФК, 16.05.2019 г. “Акселерометрия как метод качественного контроля внутрицикловых действий и перемещений лыжников-гонщиков” , М. Ю. Рудберг, Москва.

63 18424 Михаил Рудберг 08.06.2020 14:10
Рейтинг: +6 +8 -2

Чтобы оставить комментарий, зарегистрируйтесь и войдите через свою учетную запись.

08.06.2020 14:18
Спасибо за статью, только не Х. Крюгер, а Х. Холлунд
Ссылка Рейтинг: +1 +1 0
Кого и чего я только не читал и не смотрел...
И сверх заумные динамограммы от Манжосова и Кобзевой, и внушительные хронограммы Аграновского, и числа с цифрами Кондрашова, и философию Аникиной - ну, а сколь Гросс вылил воды по этому поводу- остаётся только догадываться...
Глубоко уверен, что на сегодняшний день , в этой области ,М. Рудберг, впереди планеты всей, то бишь, в области коньковый "ипостасей"
Ссылка Рейтинг: +4 +4 0
Единственное ,  где лично я могу ещё поумничать в этой области , это в том, что разворот тазобедренного сустава в нутрь - и это первично , как это делали; Сван Соукалова Сундбю, но; не как это делал Фуркад , т.е. , разворачивал бедро внутрь - что блокирует полноценную работу тазобедренного пояса , препятствует более качественному переносу масс тела с ноги на ногу и лишает монолитной , более мощной работы ягодиц, верхней части четырех главой , самой четырехглавой и задней поверхности бедра. Всё это испытано на собственной шкуре.  
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
08.06.2020 15:14
Забанен пожизненно.
Поучительно. Михаилу большущий респект за его труды.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
08.06.2020 15:52
В предыдущей статье, мы уже разобрались, что лыжники завершают разгибание и отведение ноги не только прижатой к колодке стопой, но в ряде случаев и её взрывным сгибанием.
Не разобрались.
Так же не разберемся и с данной темой. И я бы не пел "оды радости" в честь публикаций Михаила и его анализа статей Н.Б. Новиковой.  Михаил основывается на видеозаписях гонок и исследованиях партнеров, Н.Б. Новикова рассуждает как инструктор-методист, обучающий лыжников технике. Это разные подходы и разные цели. Но главное, чего нет у Михаила - у него нет измерения момента силы, а есть проекция движения.
П.С.  Я не претендую на свою 100процентную правоту и основываюсь на собственных мышечных ощущениях.
Ссылка Рейтинг: -1 +3 -4
08.06.2020 16:05
Игорь Новиков  А график на рис.3,б), который представлен  в статье - это и есть мои  измерения 500 раз в секунду  ускорений, которые в каждый из этих 1/500 моментов равны удельной силе (приложенной к 1 кг веса спортсмена  по сэру Исааку Ньютону). Нижний чарт это то, что я измеряю, просто в виде графиков он доступней к аналитике, нежели распечатка на 5-ти листах А4 с колонками цифр. Так что, с "главным" мы разобрались.
   Как раз собственные мышечные ощущения есть не объективный, а субъективный подход, которого исследователи стараются избегать. Ведь собственные ощущения – это лишь критерий опыта, а он порою "сын ошибок трудных".
Поэтому, даже если ты расскажешь, что твои палки и толчковая лыжа отлетают от опоры одномоментно, не исключено, что видеозапись покажет другое.
Ссылка Рейтинг: +2 +4 -2
08.06.2020 16:21
Алексей Седенков  Вы разве опровергаете "работу тазом"? То есть поддержку выпада маховой ноги его продольным разворотом. Так это и есть вращение толчкового бедра в т/б суставе "внутрь" относительно тазовой кости.
Ссылка Рейтинг: +2 +2 0
08.06.2020 17:17
Михаил, ты трактуешь траекторию движения, как продолжение приложения импульса силы. Мое мнение, что уже никакого импульса нет, а есть инерционное движение без приложения силы. Ты НЕ ИЗМЕРЯЕШЬ усилие.
Ссылка Рейтинг: +4 +4 0
Михаил, я поддерживаю его первичность ! зри в корень ( тазобедренный пояс )  именно в нём начало всех начал биокинематических цепочек. именно в тазобедренном и плечевом поясах надо начинать все активные двигательные действия, которые обеспечивают биомонолитность ( о которой чуть выше писа); именно в тех местах, которые находятся ближе всего к телу, в которых находятся самые мышцы ( ближе к телу, ближе с сердцу )
Михаил, снова поняли друг друга , но посредством разных слов. это , наверно, потому, что нам биомеханику читали разные профессора. каждый профессор имеет свой биослог, который каждый ученик начинает трактовать по своему...
Ссылка Рейтинг: +1 +1 0
08.06.2020 17:42
Игорь Новиков  
...трактуешь траекторию движения, как продолжение приложения импульса силы
Ну, на этот счет я в хорошей компании :D:D:D.  То, что ты называешь "траекторией движения" является приращением Импульса тела, который есть  результат приложения к телу Импульса силы ( и равного ему, опять Ньютон). Если я знаю левую часть равенства, то знаю и правую, и наоборот.
С точки зрения эффективности нас  не интересует, какие усилия прикладывает спортсмен. Важно, какова их результативность. Ускорение, образно говоря,   есть та зарплата, которую ты получаешь с продаж, а не с работы "на склад".
Ты НЕ ИЗМЕРЯЕШЬ усилие
Усилие равно ускорению одного килограмма, которое оно вызывает,  масса лишь постоянный для данного измерения коэффициент в формуле F=ma. Посмотри единицы измерения  силы и ускорения.
Ссылка Рейтинг: +2 +3 -1
08.06.2020 17:49
оперирование только суммарным импульсом силы из ОМЦ   в  случае  подробного разбора работы   например стопы, это довольно приближенный метод.Точность и достоверность других методик могут быть выше..
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
08.06.2020 17:56
борис иванов Вы забыли, мы в этой статье  обсуждаем "одновременность" окончания  отталкивания палками и лыжей. А "на стопе" мы изучали электромиографию работы икроножной мышцы и угловые скорости суставов.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
08.06.2020 18:04
Для "железяк" законы Ньютона даже не обсуждал бы. Но в человеческих движениях есть разница с "железяками". Ты принял за базис кинематику твердого тела. Мое же мнение, что в описании движения человека есть масса нюансов, для которых пока нет матмодели. Или частью нюансов просто пренебрегли. Ты же пытаешься "ловить блох", но применяешь матмодели с ограничениями. В этом и есть некорректность твоих исследований. При изменения аргумента в дельта-окрестности, функция меняется в епсилон-окрестности
Ссылка Рейтинг: +3 +3 0
08.06.2020 18:14
на всех кинограммах  что я лично  видел толчок палкой  заканчивается раньше толчка ногой .Толкаются одновременно начинающие  спортсмены.Может про это у Новиковой.?
Ссылка Рейтинг: +1 +1 0
08.06.2020 18:27
...принял за базис кинематику твердого тела
Игорь Новиков  Да, место расположения датчика  на крестце - суть  материальная точка человека.
На мой вкус, из космоса видно лишь её перемещение и наклоны/отклонения :
1. Определить текущий оптимум возможно лишь отправляясь от кинематической модели (которую тебе являет элита). Это не я, это спортивная биомеханика.
2. Ни секундомер, ни датчик размером с пилюлю на пояснице все наши персональные кривляния не интересуют – регистрируются только продвижение вперед.
3. Если после взгляда на часы и результаты измерений  возникнет вопрос каким путем уменьшить секунды, увеличить скорость и тд – смотри п.1  и пробуй как они.
4. Если вопросов не возникнет - peace!
Напиши уже что-нибудь про технику: ты одновременно завершаешь "палки и ногу"?
Ссылка Рейтинг: +2 +2 0
08.06.2020 18:32
борис иванов О, прочитайте же статью хотя бы до третьего  абзаца! Там оспариваемая мной цитата из  Н.Б. Новиковой о "сильнейших лыжниках..."
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
08.06.2020 19:16
Честно ,сильно внимательно статью не читал,для меня тут нет вопроса,может сама Новикова напишет,что она имела ввиду.Порадовала импортная методика ,где отдельно отслеживается каждая рука и нога.Тут  много  интересного можно посмотреть.
Ссылка Рейтинг: +1 +1 0
08.06.2020 22:08
И у Большунова тоже.. Пятка отрывается и лыжа сразу разгибается. Не видно никакого доталкивания носком. :)  

Одновременно оттолкнуться ногами и палками? Как и Борису, интересно было бы узнать как такое возможно?  С дилетантской любительской кочки зрения смысл палок в навале на них корпусом. Толчок плечевыми и трицепсами эффективен пока мы распрямляем руки на манер жима на брусьях, причем заканчивается он существенно раньше, чем наступает максимальное распрямление. Нам же не надо повисать на костях. Распрямление если дальше и есть, то идет уже по инерции. А тогда, если посмотреть на лыжника (лучше лыжницу), сбоку, то, в конечной фазе распрямления толчковой ноги, правильно подобранные (для навала) палки толчка не совершают, да и просто-напросто до снега уже не достают. ))
Конечно пропорции у всех разные. Но Михаил привел очевидные видео-доказательства, на которых у разных лыжников (и лыжниц) палки отрываются раньше.
Палки в КООХ для навала, а не для доталкивания.  Или нет? :)
Ссылка Рейтинг: +2 +2 0
08.06.2020 22:28
Напиши уже что-нибудь про технику: ты одновременно завершаешь "палки и ногу"?
Сегодня катал на равнине, в ЛО. Специально контролировал эти моменты. На скорости, близкой к соревновательной, ноги и руки толкаются почти одновременно. Во всяком случае основной импульс они делают одновременно, а потом руки продолжают движение назад, но какого то реального вклада в скорость они не оказывают. Было бы лучше сразу завершить движение, но не получается. У меня есть "классическая" привычка выпрямлять руку после отталкивания. Борюсь с этой привычкой. Современные гонцы освоились не делать этого движения.. Думаю, тебе надо посмотреть на связку пресс+руки+ноги. От скорости выполнения импульса отталкивания и от его мощности зависти гораздо больше, чем от доталкивания палками вдогонку.
Ссылка Рейтинг: +1 +1 0
09.06.2020 04:18
Основной   момент, это параметры импульса силы каждой руки и ноги.То когда палки или лыжи ставятся или отрываются от снега ,угловые скорости суставов  и суммарный вектор совершенно недостачно.Рискну предположить что внутренние ,мышечные ощущения о  парамметрах импульса будут  более достоверными.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
09.06.2020 07:19
Михаил, как Вы думаете, для более точного понимания читателями, будет ли важным добавить к данному перечислению:
фаза движений перехода на очередную опорную лыжу. Она включает в себя приземление маховой лыжи, разгибание туловища, обработку отмашки рук и наконец завершение отталкивания ногой вариантами “всей стопой”, или “сгибанием стопы”.
замечание о том, когда именно  происходит перенос веса на маховую-опорную ногу?
Ссылка Рейтинг: -1 0 -1
А про сам переход ничего. Напрыгиванием или вкатывать? Ногу далеко или под себя? В каком положении и тонусе голеностоп перед постановкой?
Ссылка Рейтинг: +2 +2 0
Еще раз благодарю за такое пристальное внимание к моей статье. Но тогда и читать надо внимательно. Я пишу, что одновременный одношажный ход включает 4 фазы, но для практического применения можно использовать 3-х фазное деление. С моей точки зрения спортсмен не отслеживает ту десятую долю секунды, когда завершается отталкивание ногой, а руки уже совершают мах. Движение должно быть согласованное, слаженное, а не разделенное на фазы. Спортсмен одновременно вкладывается в отталкивание и своевременно переносит вес на маховую ногу. Хотя, конечно, мы знаем, что лыжа отрывается от снега позже, тут никто не спорит.
На самом деле - это самое сложное в обучении технике движений, сформировать необходимые внутренние ощущения. Очень часто спортсмен знает что требуется сделать (внешняя картинка), но не знает как (внутренние ощущения). Ситуация усугубляется тем, что мышечные ощущения каждого человека различны и каждому надо подобрать свои слова или специальные упражнения, если конечно существуют проблемы, которые надо исправлять. Были случаи, когда спортсменам говорили: не толкайся, просто иди, и он начинал толкаться именно так как требовалось. А по внутренним ощущениям он "вообще не толкался".
Я вот думаю, что будет, когда уважаемый Михаил прочитает статью до конца. Там я привожу замечательные упражнения для обучения технике из швейцарской брошюры. Не думаю, что многие имели возможность ее почитать, потому что оригинал был на французском языке. А упражнения и игры действительно интересные, например упражнение кетчуп: "раздавите помидор пальцами ног". Представляю, какие подробные исследования можно провести, чтобы доказать, что на самом деле помидоры не используются в подготовке спортсменов!:)
А если серьезно, у меня достаточно много публикаций с точными измерениями, статистической обработкой, корректным анализом. Читайте лучше их, если интересно. Я отвечаю за каждую цифру, потому что собственноручно произвожу съемку и считаю все показатели в программах видеоанализа.  
Ссылка Рейтинг: +4 +4 0
Всё хорошо - и тем не менее, Вяльбе и вверенные ей Бородавко с Перевозчиком никогда не скажут: Рудберг, если ты такой деловой и умный специалист , то иди и сам ставь технику Большунову ! Так же они поступали и раньше, не говоря доктору мед.наук Сергееву, - если ты такой деловой , то или и сам тренируй по своему босстом, или, те же слова д.б.н. Волкову с его суммарным эффектом нагрузок, или, д.п.н Бойко е его арифметической прогрессией скоростных режимов. Этого никогда не случится , пока в сборной будут такие , как Вяльбе, Вылегжанин, Большунов , которые выигрывают медали вопреки всем законам физиологии, выводя тренерский состав в люди и делающие их сверх горделивыми  "специалистами"
Так и живём...
Ссылка Рейтинг: -2 +1 -3
09.06.2020 11:46
Алексей, а на чем основана Ваша идея, что Михаил Рудберг пойдет учить технике большуновых и , если пойдет, то сможет их чему-нибудь научить? У него есть спортсмены с идеальной техникой? Михаил исследователь. Со своей теорией и со своим виденьем лыжной техники. Но это одна из теорий, но никак не истина в последней инстанции. Все сказанное в полной мере относится и к Вам. Если хотите что-то доказать, то сделайте. Наберите учеников, создайте СВОЮ школу. И когда Ваши воспитанники будут побеждать большуновых, вот тогда Ваши слова хоть что-то будут значить против опыта и успехов Бородавко и Перевозчикова.
Ссылка Рейтинг: +4 +4 0
09.06.2020 11:49
Спасибо Михаилу за статью! Очень интересно!! Никогда не обращал внимание и не задумывался над таким нюансом. Вчера тренируясь на л/роллерах поэкспериментировал.  Затягивая толчок руками за спину, получается выпрямление корпуса с большой амплитудой вверх-вниз, падает частота движения. А если стараешься сохранить частоту движения, то полноценно выпрямить корпус не получается.
Ну а если сокращать продолжительность толчка ногами, чтобы одновременно закончить с руками, то это не для темпового бега и тем более не для ускорений.
Ссылка Рейтинг: +2 +2 0
09.06.2020 12:18
Наталья, вам Михаил на примере топовых лыжников показал, что Вы не правы. Зачем спорить? Лучше сделайте работу над ошибками.
Ссылка Рейтинг: 0 +2 -2
09.06.2020 12:35
Ramen
не вам, безликому анониму давать советы Наталье Борисовне. Выскажете свое отношение к исследованиям в статье Михаила, а Наталья Борисовна свое уже озвучила.  
Ссылка Рейтинг: -1 +2 -3
09.06.2020 12:52
Сергей P-v   Александр Кормушкин
когда именно  происходит перенос веса на маховую-опорную ногу
Посмотрим на Масгрейва или  Колонью. В момент отлета палок их маховые еще на весу и приземляются спустя 0,02с. Вся фаза до отлета толчковой занимает  0,1 - 0,12 с, след-но у них перенос веса ( он же переход)  занимал 0,08 - 0, 1 с.
     Теоретически  с момента постановки маховой лыжи (она же очередная опорная) её загрузка плавно нарастает от нуля до почти полного веса лыжника . Одновременно с этим загрузка  толчковой лыжи  от момента постановки очередной опорной начинает падать с полутора веса ( гонщик+ сила отталкивание) до нуля в момент её отлета до опоры.
Ссылка Рейтинг: 0 +1 -1
Игорь , доказательства имеются. Например, по системе доктора Сергеева, которая была разработана для наушников сборных,  выходили в люди в следующие атлеты: Кравцов ( жим лёжа и его мировой непобитый рекорд) , Вяльбе, Смирнов, Прокуроров, Чайко ( всё лыжники) . Ещё были гребцы - заурядные КМС и МС которые обыграли сборников. Мы с Михаилом Рудбергом про них тут писали.
На счёт меня. В 2012 ( апрель, Омск ) я выступал на всероссийской научно-практической конференции ( биатлон ) с темой : кинематика подседа одновременного двушажного конькового. Сам Тихонов за меня Маматову втирал по существу дела, то бишь, протеже делал. Иваныч тогда ещё при памяти был, и был всегда практически прав ! Я там рассказывал про тихий ужас, который Гараничев выписывает левой коленкой. Мы тут с Михаилом про это писали уже.так вот, о чём я там рассказывал и уже чуть выше написал, через пару лет Шипулин стал показывать. Но это я не связываю с собой. Скорее всего мать природа блокировала его ошибки, связанные с коленками , которые Гараничев до сих пор демонстрирует.
Ссылка Рейтинг: -2 0 -2
Игорь, еще почитай мой коммент в соседней ветке в новостях Каминский научится совмещать бег со стрельбой. Там фото Крюкова  
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
Игорь, из-за этого у меня и болит душа за начавшего "хромать" Спицова. Что мешает тренеру Бородавко реанимировать этого талантливого парня системой доктора Сергеева ??? Валюнтаризм, гордыня сверх специалиста в области спортивной тренировки или слабограмртность ??? Ну как тут не относиться с Юрию Викторовичу с фамильярность , называя его дядей Юрой.
Ссылка Рейтинг: -2 0 -2
09.06.2020 14:02
Наталья Новикова  Я обращаю внимание наших читателей и дословно цитирую  курсивом  те ваши  пассажи из статьи в научном сборнике, где вы категоричны и недвусмысленны,  например
[“…сильнейшие лыжники при передвижении на равнине заканчивают отталкивание ногой и руками одновременно” [3], стр.71, 1-й абзац сверху].

А в полемике  уже пишете:

Хотя, конечно, мы знаем, что лыжа отрывается от снега позже, тут никто не спорит.
То есть, опять "летают, но низенько " Какое же утверждение должны взять на вооружение спортсмен и его тренер, прочитавший вашу статью, но не заглянувший  на наш сайт?
Ответ– неверное!
Движение должно быть согласованное, слаженное, а не разделенное на фазы.
Должно-то оно  должно, но обучение  "от простого к сложному" и " по разделениям" вы же не отменили? Было бы жаль отцов-основателей.

Действия, скажем ногами в полуцикле КООХ  состоят из 8-ми :
1-2.  проката на опорной ноге с приведением маховой;
3-4.  подседания на опорно-толчковой ноге с удержанием маховой на весу;
5-6.  отведения и разгибания бедра и голени толчковой ноги с выпадом маховой;
7.  финального отталкивания всей стопой (дист.вар.) или сгибанием стопы (скор.вар.)
8.  перехода на очередную опорную ногу;
В каждом из действий разные движения и разные задачи.

Вычеркните, как необязательное к отдельному разучиванию.
Впрочем, вы уже:  по-вашему 7 и 8. А  тому, что изображают элитные гонщики на приведенных анимациях и кинограммах, как этому научатся молодые спортсмены, если со страниц научного издания вы вводите их в заблуждение? Если для:
практического применения можно использовать 3-х фазное деление
Как можно не обращать внимания на действия, занимающие у сборников до 12 процентов процентов времени цикла?. А у остальных и до 15%!
... спортсмен не отслеживает ту десятую долю секунды, когда завершается отталкивание ногой, а руки уже совершают мах.
Скажите это прыгунам в длину и  высоту, дорабатывающим толчковыми стопами стопами за сотые доли.  Вот они, дурни ! А ученые по 500 раз в секунду отслеживают изменения в координации движений, динамике  сил и ускорений!  Получается – лыжники сами когда-нибудь въедут? То-то они в сборной только и начинают кумекать, под ТВ камеры, что на 3-х ваших фазах далеко не уехать.
Я отвечаю за каждую цифру, потому что собственноручно произвожу съемку и считаю все показатели в программах видеоанализа.  
Ну и привели бы из террабайтов собственноручных видеосъемок кинограммы, подтверждающие ваши тезисы. Там по 50 кадров в секунду, ничего не скроется. Из уважения к спортсменам и тренерам, пытающимся отыскать секреты мастерства в ваших статях.
Ссылка Рейтинг: +2 +3 -1
09.06.2020 14:34
alex57 Чуть не упустил!
у Большунова тоже.. Пятка отрывается и лыжа сразу разгибается
На  гифке 3  Большунова 5 кадров - 4 интервала по 004 с. Вы фиксируете внимание на последнем кадре где  пятка отошла сантиметров на 15 и  носок стопы перестал прижимать лыжу к опоре. А  следует "ловить"  три предыдущих, где за два  интервала по 0,04 с пятка  последовательно приподнимается на 5 и потом на 10 см.
Вот Белов как раз прижимает пятку до упора и поднимает её лишь утаскивая за стопой лыжу. Зрите по Козьме нашему Пруткову, в пятку!:D
Ссылка Рейтинг: +2 +3 -1
09.06.2020 21:44
Да я верю и ставлю плюс... но если считать с 0, на 0 кадре пятка прижата - лыжа плоская (прикладываем к экрану линейку - глазам не верим); 1 кадр - пятка прижата, лыжа плоская; 2 кадр, пятка только начинает отрываться 1-2см - лыжу можно считать плоской, но неясно; 3 кадр, отрыв пятки сантиметров 5-6, казалось бы самое время передней частью ступни задавить лыжу - линейка же показывает однозначный прогиб лыжи. А дальше больше. А начинается прогиб, поскольку на 3 кадре он уже очевидно существует, где-то в районе 2 кадра, т.е. когда пятка как раз только начинает отрываться. Не едет Большунов на передней части стопы, если смотреть в пятку...  Платон мне друг, но... :)
Ссылка Рейтинг: +2 +2 0
09.06.2020 22:58
alex57 4097
09.06.2020 21:44

Это Вы заметили, как практикующий лыжник. Михаил же - теоретический лыжник. (Михаил - без обид)
Ссылка Рейтинг: -2 0 -2
10.06.2020 00:05
Игорь Новиков Какие обиды, Игорь? Коряво  "практикующих" стариканов, в молодости бывших лыжниками, по России тысячами бегает.И дай всем бог получать удовольствие от этого.  Я  счастлив тем, что   спецов,  как я, на всю Европу с десяток не наберется.  По  технике одновременного отлета палок и лыжи поделись с   сообществом, что-ли.
alex57  Если продолжите  настаивать, что на этом четвертом кадре между колодкой и трассой есть зазор... выхожу из дискуссии.
Ссылка Рейтинг: +4 +4 0
10.06.2020 00:37
Что-то у корявого старикана Ваш файл не загружается. :-)
Но я разбил Вашу гифку на кадры и сам. Прикладываю линейку в четвертом по счету кадре - зазор есть.
Зачем нужны дискуссии? Просто приложите линейку. Даже единственные специалисты в мире прикладывают линейки.
Если линейки нет, то дискуссию лучше было и не начинать.
Ссылка Рейтинг: 0 +1 -1
10.06.2020 01:39
alex57  А так?  5acc1faebf303406f9563811e3a47a3d.jpg В  этой позе прикладывать линейку к лыже арочной конструкции и закантованной на 30-35º  неверно в корне. При доталкивании носком стопы она  сильнее загружена  в своей передней части  и по дуге уходит в сторону, перед тем как отлететь  опоры.Помните: "следы на вельвете"?
Туда же выложил и кадр Белова с техникой "прижатой пятки" непосредственно перед  отлетом лыжи.  https://www.skisport.ru/photos/album/44/view/103382/. Пятки разные с Большуновым, а "линеечный метод" схож. .Я исчерпал свои доводы.
Ссылка Рейтинг: +1 +2 -1
10.06.2020 04:20
Вот интересно было бы спросить у самого Большунова.  доталкивается он здесь стопой .А  то может он сам непонимает что делает..Новикова Н Б пишет такое бывает.:D
Ссылка Рейтинг: +1 +1 0
10.06.2020 07:45
По  технике одновременного отлета палок и лыжи поделись с сообществом, что-ли.

Палки "отлетают" после ног, но именно отлетают, а не толкают.

Михаил, а проводили исследования воздействия стопы спортсмена на лыжи (роллеры) с помощью тензодатчиков? Наверняка. Выложи, если можно.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
10.06.2020 08:07
Игорь Новиков  
Палки "отлетают" после ног, но именно отлетают, а не толкают
Ты точно так чувствуешь? Ну, это многое объясняет.
Моя-то статья о том, что толчковая лыжа отходит от опоры спустя 0,1 секунды ПОСЛЕ отлета палок. Оспариваемый  тезис Натальи Новиковой о том, что ОДНОВРЕМЕННО. Практикующий лыжник Игорь Новиков чувствует, что заканчивает отталкивание ногой ДО отлета палок! Ты не ошибся?

Добавлено примечание   21 июня 2020  видеокамера Сергея Зябрева   https://youtu.be/INZA5mglZZU с 37:50 показала, что на самом деле у  Игорь Новиков   и палки отлетают до окончания отталкивания ногой, и само отталкивание (там где асфальт сухой) он дорабатывал сгибанием стопы. При  полном убеждении, что всегда "отталкивается, не отрывая пяток, а палки..."(см. цитату выше).

...исследования воздействия стопы спортсмена на лыжи (роллеры)
В конце предыдущей статьи по сгибанию стопы я, в ходе обсуждения, выложил один  график по степени напряжения мышц толчковой ноги, рис.3. Там в последней трети отталкивания, чуть позже остальных разгибателей ноги   Икроножная Мышца на л/роллерах дает  быстрый всплеск электромиографического возбуждения. Это – относительно сильное сокращение сгибателя стопы. При подъеме пятки  "по инерции" вслед за этим  уже напрягается Большеберцовая Мышца - разгибатель стопы, на которой повисает лыжа.
Загляни для начала туда.
Ссылка Рейтинг: +2 +2 0
10.06.2020 09:17
борис иванов "Когда сороконожку спросили, как она ходит,та начала спотыкаться" :D
Ссылка Рейтинг: +2 +2 0
11.06.2020 11:08
Михаил, во-первых, конечно же хочу согласиться и с Вашей принципиальной позицией, и в отношении опережающего отталкивания руками, высказанной в этой статье, и в отношении работы стопы в отталкивании ногами. И если к работе рук , принципиальных вопросов нет, то в отношении стопы хотелось бы потолковать.
Вот здесь в своём посте от 09.06.2020 14:02, Вы занесли отталкивание стопой, как я понял, в отдельную фазу:
7.  финального отталкивания всей стопой (дист.вар.) или сгибанием стопы (скор.вар.)
Что тут, на мой взгляд, не так:
1. дело в том, что сгибание стопы, хотя и является завершающим действием в отталкивании ногой, но выносить это в отдельную фазу не  желательно, так как в динамике работу стопы невозможно воспроизвести дискретно, вне связки с коленным и тазобедренным суставами - это единое действие;
2. относиться к сгибанию стопы, как атрибуту только скоростного варианта, думаю не справедливо;
3. нельзя противопоставлять "отталкивание всей стопой" "сгибанию стопы":
- будет ли это "отталкивание со сгибанием", или "отталкивание без сгибания, в силу каких-то мешающих обстоятельств", и в том и в другом случае это будет "отталкиванием всей стопой".
Дело в том, что этот термин "отталкивание со всей стопы" традиционно используется для того, чтобы подчеркнуть недопустимость отрыва пятки при "зарядке стопы голенью" перед отталкиванием от опоры.
Ссылка Рейтинг: 0 +1 -1
11.06.2020 13:30
Сергей P-v     Понял и согласен с вашей позицией: у нас три кинематических цепи ( руки, ноги, туловище) и  каждое их действие выносить в отдельную фазу нецелесообразно, тем более, что некоторые "перетекают" из одной в другую. НО!
В том же интервале времени, что сгибаются (или не сгибаются) толчковые стопы, еще и приземляется маховая лыжа, руки обрабатывают (или не обрабатывают) отмашку, а туловище начинает( или запаздывает) с  приподнимающим разгибанием.
Да, верно, стопа дорабатывает здесь вместе с завершающимися разгибанием и отведением толчковой ноги. Но эти разгибания и отведения перестают быть ключевыми по эффективности в финале отталкивания ( их максимальный КПД отработан в предыдущей фазе).
Так  вот, эти четыре действия, в корне отличающиеся от предыдущих, очень важных для "взлета" в обеспечение дальнейшего свободного скольжения обязательно  надо разучивать,а для этого сначала определить,  и конечно же,  в координации друг с другом.
Как называть доработку стопой с прижатой пяткой? Всей стопой? Полной стопой (не худой, что ли)? Прижатой пяткой? Не знаю как лучше, поэтому в статьях чередую и так и эдак. Но как-то же  надо отличать от сгибания стопы!
Ссылка Рейтинг: +1 +1 0
11.06.2020 14:07
Ок.
Тогда, если позволите, ещё один вопрос не по данной теме, но связанный с обсуждением статьи Новиковой.
В таблице 2 на 71 странице Наталья выделяет фазы хода таким образом:
1.Скольжение (с момента отрыва толчковой ноги до постановки палок)
2. Подседание – сгибание опорной ноги (с момента постановки палок до начала разгибания коленного сустава опорной ноги)
Если я правильно понял прочитанное, то постановка палок на опору, в видении автора, опережает подседание. Согласны ли Вы с этим?
Ссылка Рейтинг: -1 0 -1
11.06.2020 14:29
Да, конечно, согласен.
Постановка палок хоть и начинается сгибанием опорной ноги), но подседанием по сути становится лишь после постановки палок.
До того, ключевым действием все же является активная постановка палок, навал ими на опору. И называть фазы следует по доминирующим действиям.
Сначала – постановка, затем – подседание.
Ссылка Рейтинг: +1 +1 0
11.06.2020 14:46
И всё-таки Вы считаете, что "сгибание опорной ноги" опережает постановку палок на опору. Правильно?
Ссылка Рейтинг: -1 0 -1
11.06.2020 15:14
Ну, а как же? В положении наивысшей точки разгибания лыжника, в замахе руками, нога почти выпрямлена, туловище разогнуто. Далее постановка палок на опору инициируется не только разгибанием плеч,  наклоном туловища, но и началом сгибания опорной ноги, которое потом безостановочно  продолжается  подседанием.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
11.06.2020 15:40
постановка палок на опору инициируется не только разгибанием плеч,  наклоном туловища, но и началом сгибания опорной ноги, которое потом безостановочно  продолжается  подседанием.
Безоговорочно согласен! Особенно с тем, что
сгибания опорной ноги ......... потом безостановочно  продолжается  подседанием
Но тогда из этого следует, что "начало сгибания опорной ноги" и есть по сути "начало подседания", правильно?
А если так, то надо признать, что в трактовке Н. Новиковой нарушен хронологический порядок действий, что может привести к путанице, не смотря ни на какие "ключевые и доминирующие" факторы. Согласитесь?
Ссылка Рейтинг: -1 0 -1
11.06.2020 17:49
Есть сгибание ноги  как действие. Вот оно начинается от высшей точки замаха руками, инициирует навал палками на опору, наклон туловища  и завершается  в нижней точке подседа.
Однако руки после постановки палок начинают принципиально иное действие после вонзания штырей –  создают  вертикальный упор  и   другими движениями, чем до постановки. И маховая нога после приведения должна притормозить перед последующим выпадом. Логично все это обособить другой фазой (3-4,  пост 09.06.2020, 14:02). По доминирующему признаку это названо подседанием в этой второй фазе . А в фазе 1-2 "сгибание ноги" никак не упоминается, хотя и есть там.
Там основное действие  – прокат
Так что хронологически "сгибание" начинается конечно раньше постановки. А подседанием  сгибание  становится уже на больших углах коленного и т/б суставов и после постановки палок.

Кстати,  это неумение многих толкователей подробно описать не только фазы движений, но и граничные положения тела их разделяющие, и ведет к такому вот разночтению.
Ссылка Рейтинг: +2 +2 0
11.06.2020 20:57
Ок. Предположим условно можно договориться что "сгибание ног", которое мы делаем в начале - всего лишь "действие", необходимое для инициации чего-то более важного (доминирующего), что кстати, на мой взгляд, очень спорно (но ладно). Но тогда необходимо подчеркнуть важность этого действия каким-то образом, ведь не случайно мы употребляем здесь словосочетание "инициация отталкивания". Однако текст данного абзаца, который можно увидеть внизу стр. 70 статьи Н. Новиковой:

В полуцикле одновременного одношажного конькового хода различают 4 фазы: свободное одноопорное скольжение; скольжение с  одновременным отталкиванием руками; скольжение с одновременным отталкиванием ногой и руками; скольжение с отталкиванием ногой
лишь подчёркивает полное отсутствие какого-либо участия ног в начале отталкивания руками.
Наталья, что это оплошность или такого Ваше видение?
Ссылка Рейтинг: -1 0 -1
12.06.2020 06:21
На это накладываетс работа смещенным весом. Вот тоже интересная тема.:D
Ссылка Рейтинг: +1 +1 0
12.06.2020 09:25
На это накладываетс работа смещенным весом
Всё правильно, Борис:
здесь начало отталкивания палками инициируется и активным "сгибанием ноги" (я бы сказал подседом), и началом смещения веса.
Но, видимо, Наталья предлагает ограничиться только "работой смещённым весом", исключив из этого процесса сгибание ног по принципу известного "управляемого падения", тем самым лишив процесс навала на палки мощной воздействующей силы.
Ссылка Рейтинг: 0 +1 -1
12.06.2020 17:26
Крайне не разумно толкатся руками ногами одновременно,в момент вашего толчка создается противовес.Руки связаны с телом и все усилиечерез тело проходит,создавая упор палками вы лишаете прокат массы,Это типа как опираются на трость при больной ноге.Работа рук и основана на том чтобы снабжать массой прокат.При дублировании работы ног создается басня лебедь , рак,щука.
Ссылка Рейтинг: -4 0 -4
12.06.2020 18:40
СергейСидоров, ну как же так?
Во-первых, басня создаётся при работе головы, а не "дублировании работы ног" :D.
А во-вторых, где Вы тут увидели "толчок ногами одновременно с руками"? Читайте внимательнее, а главное, читая не забудьте включить голову.
Ссылка Рейтинг: 0 +2 -2
13.06.2020 19:04
Ну, на этот счет я в хорошей компании .  То, что ты называешь "траекторией движения" является приращением Импульса тела, который есть  результат приложения к телу Импульса силы ( и равного ему, опять Ньютон). Если я знаю левую часть равенства, то знаю и правую, и наоборот.
Я правильно, понимаю, что вам удалось измерить горизонтальное ускорение центра масс  вдоль трассы? Как вы этого добились. Интересно взглянуть на методику измерений...
Ссылка Рейтинг: +1 +1 0
13.06.2020 19:57
Любому действию у специалиста должно быть обоснование по принципу по какой причине и с какой целью.Допустим подсед ноги перед прокатом .Что до этого происходит с массой тела.После отрыва старой ноги тело на некоторой высоте проходит путь по траектории типа снаряда.Лыжи разгружены.Руки начинают работать ,упор палками,плечевой пояс максимально загружен,Цель как бы продлить траекторию,обеспечить вложить массу плюс инерция в прокат предстоящий.Эта фаза "окошко" короткая ,поэтому работа палками выглядит как тычок,удар , стремительная.Для чего ,после совершения работы руки сами по себе имеющие массу вес  не могут быть пассивными а устремляются помогать прокату своей массой.И это все надо успевать до самого проката ,если работу проводить во время проката срабатывает противовес ,через упор палками вы лишаете прокат массы заряж.энерцией.Работа рук заверш.работу и вся эта масса-инерция летит вкладывается в прокат ,естественно нам надо самортизировать.Кстати в этом моменте амортизации чуть раньше и заключена главная тайна секрет коньк.хода.Здесь макс.скорость и миним.напряжение.Это как бы награда за правильные действия.Тело на короткое время как бы в НЕВЕСОМОСТИ и мозг это  чувствует получая удовольствие.Затем полный загруз прокатной опорной лыжи,максимальная масса,т.к. на помощь своей массой поспевает маховая нога....на этом пока все .
Ссылка Рейтинг: -1 0 -1
13.06.2020 20:26
Боже, что это ???
Я не в силах остановить этот поток сознания Сидорова.
Михаил, помогите!!! :D
Ссылка Рейтинг: -1 +1 -2
13.06.2020 21:19
СергейСидоров  Если у вас сложилось впечатление, что любой набор слов сам по себе сложится в смысловую последовательность, вы жестоко ошибаетесь. Ваш пост  выдает полную мешанину и неразбериху в  элементарных понятиях. Лично я заскучал и ничего не разобрал. Какова бы ни была ваша идея, все же надо прикладывать некие старания, чтобы донести её до  слушателей и читателей.
Сережа Попов  Да, мы вычисляем продольное ускорения,. Так же как и норвеги. Данных трехосевых акселерометра и гироскопа  для хороших программистов оказалось достаточно и у нас и у них. В чем и можно убедиться, сравнивая графики рис. 3 а) и б).  Но что, да как–  уже know how.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
26.06.2020 07:15
Мне тут пришла в голову аналогия с поршневым механизмом и колен валом .Если убрать не загруженную ногу . Поршень ходит вниз вверх - в нашем случае вставание на ноге это накопление энергии гравитации.Только коленвал крутиться в пределах 180 градусов.
А по существу освоение хода нужно разбить на два этапа.
Первый этап скольжение в упоре со смещением и сидя на пятках.
Второй этап доталкивание стопой что бы эффективней поднять центр тяжести.
Нужно все равно понимать что это не основное движение . Основное движение выдавливание весом лыжи в сторону немного сместив центр масс .Если сразу заморочить лыжника доталкиванием стопой , то получим запаздвающий толчок и полное непонимание сути процесса
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
26.06.2020 07:20
а с руками вообще не нужно заморачиваться . Поршень ( вес ) идет вниз  палки привязаны жестко к центру масс. естественно они упираются в снег. Только вес идет вниз не за счет проседания , а за счет ухода лыжи в сторону (как колен вал). Подседание  без выдавливания лыжи бессмысленно.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
26.06.2020 08:33
SergeyA
Первый этап скольжение в упоре со смещением и сидя на пятках
Вы точно  описали  не первую, а третью фазу шага -  подседание. Оно действительно выполняется в задней стойке ( протяжка  стоп  под себя, загрузкой  пяток ) . И, действительно в упоре палками.
А то, что имели в виду , четвертая фаза –  жимовое отталкивание ногой и оно выполняется уже с постепенным продвижением вперед своего  ОЦМ относительно толчковой стопы, к к её носку. И уже с помощью отталкивания палками.
Тогда финал отталкивания в пятой фазе, сгибанием стопы, будет подготовлен таким перемещением.
Всю эту расфазовку  https://www.skisport.ru/news/blog-rudberg/69149/  лучше не пытаться охватить "в два щелчка". Разные действия, разные задачи, поизучайте все же. Именно так  Н.Новикова и выплеснула с водой ребенка из корыта.
В  данной статье мы разобрали исключительно финальную стадию шага КООХ.
вес идет вниз не за счет проседания , а за счет ухода лыжи в сторону
Почему "или – или"?  И то,  и то !
Ссылка Рейтинг: +2 +2 0