• О журнале "Лыжный спорт"
  • Архив номеров
  • Михаил Рудберг

Некоторые ошибки лыжников при беге коньковым одновременным двухшажным ходом в подъемы

Очевидно, что в каждый момент цикла лыжного хода существует весьма ограни-ченный набор пространственных положений частей тела, оптимальных для развития максимальных продвигающих сил минимальным физиологическим обеспечением. Любые другие порядок и форма действий – вынужденная компенсаторика повышенными усилиями и обводящими траекториями движений, ценой вовлечения дополнительных мышечных групп. 

  Точно так же и механизмы двигателей внутреннего сгорания включаются в работу строго определенным способом. Моменты подачи топлива в камеры сгорания и последующая вентиляция отработанных газов настроены в строгой последовательности. Ранее или позднее зажигание смеси понижает мощность мотора.         Преобразование поступательных движений поршней во вращательное коленчатого вала обеспечивается сходным кривошипно-шатунным механизмом, сбалансированным маховиками и противовесами, какой бы производитель ни приступал к разработке очередного ДВС. Кстати, V–образные двигатели используют преимущества поперечного разлета цилиндров в той же мере, что и боковые усилия лыжника в коньковых стилях передвижения привносят выигрыш в скорости, по сравнению со старой доброй однорядной классикой.  

    Зачастую отклонения в отдельных движениях встречаются и у самых титулованных атлетов. В первую очередь, они могут быть вызваны неправильной установкой на выполнение действий. В отсутствие общепринятой структуризации и детализации коньковых ходов наши спортсмены и тренеры лишены здесь элементарных знаний и вынуждены действовать по наитию. Полтора десятка отечественных высших учебных заведений пока еще по-просту игнорируют преподавание современных стандартов технических действий в коньковых ходах.

    На ранних этапах становления спортивного мастерства ошибки могут быть вызваны и текущей диспропорцией развития мышечных групп. Вместо её ликвидации, некоторые выбирают путь к скорейшему достижению результатов, эксплуатируя свои сильные стороны. Наработанные навыки создают ложную комфортность привычно  ошибочных действий, которые не имеют ничего общего с их эффективностью.

     Впрочем, на то и многолетний тренировочный процесс, чтобы спортсмены, начиная испытывать тот или иной дискомфорт в попытках воспроизведения кинематических стандартов выполнения определенных действий, могли направлять свою подготовительную работу на подтягивание “отстающих” мышечных групп  опорно-двигательного аппарата. Такая корректировка, с определенной степенью вероятности, успешно скоординирует бывшие слабые звенья лыжника в слаженную работу рук, ног и туловища, в том числе и по преодолению подъемов шагом КОДХ. 

    Что касается отсутствия установки на правильное выполнение отдельных действий хода, то его причиной является и наличие в коньковых ходах доселе не систематизированных действий и фаз движений. К таковым относится, в частности, разгон палками в начале второго, основного шага КОДХ в подъемы. Здесь – воистину кладезь ресурсов повышения эффективности КОДХ в подъемы и две из характерных ошибок рассмотрим в этой статье.

Отклонение туловища к основной лыже

    Реактивные силы, которые гонщик получает навстречу своему отталкиванию опорной рукой, приходят на плечевой сустав и направляют туловище не только вперед, но и вбок, в сторону противоположной опорной лыжи. 

     Однако спортсменам здесь выгодней противостоять боковому отклонению в эту сторону. Удерживая туловище в поперечно-вертикальном положении, легче передавать  усилие опорной руки к пятке ускользающей вбок стопы.  

И напротив, перевешивание туловища за скользящую лыжу увеличивает её загрузку и  повышает торможение. Происходит своеобразное зажимание опорной стопы весом нависающего над ней туловища и вертикальными силами реакции лыжной опоры. Очевидно, что развить продольное ускорение в таком разгоне крайне затруднительно.

Характерным маркером перегрузки разгоняемой лыжи служит нависание во фронтальной проекции плечевого сустава за наружные габариты опорной стопы. 

Лыжники мировой элиты стараются не свешиваться вбок за скользящую лыжу, рис. 49. Вместо этого, к окончанию разгона и началу конькового отталкивания, их опорная стопа, напротив, выезжает вбок из-под плечевого сустава.

 гр.п. 3        гр.п. 4 / 6              гр.п. 5             гр.п. 7

рис. 49   А. Черноусов почти вертикально ставит ведущую палку (свою правую) и разгоняется, располагая эту руку отведенным наружу локтем, что помогает ему удержаться от поперечного отклонения туловища за опорную стопу.

 гр.п. 4                       гр.п. 5 / 6                       гр.п. 7

рис. 50    Я. Ярош иллюстрирует ошибку в постановке ведущей палки отрицательным углом, "низким" локтем и штырем, слишком близко поставленным к внешней стороне опорной стопы; попытки удержаться туловищем от утягивания в сторону сильно отклоненной палки при таких положениях тщетны (белые пунктиры обозначают желаемые углы отклонений палки и туловища).

Устранение ошибки. 

                 Повышению поперечной устойчивости туловища помогают:

– практически вертикальная во фронтальной проекции постановка ведущей палки,  наклоненной на 2-3 градуса ручкой к спортсмену; 

– высокое отведение плеча этой руки, при котором согнутый локоть во фронтальной проекции выступает снаружи от ведущей палки; 

– создание встречного поперечного упора противоположной ведущей рукой  в противодействии отклонению верхней части туловища в сторону  опорной лыжи;

– одновременное напряжение мышц плечевого пояса и брюшного пресса в скрестной передаче усилий от опорной палки к пятке разгоняемой стопы, при удержании туловища в поперечно-вертикальном  положении.


 Слабый разгон основной лыжи

    В завершение перехода на основную лыжу, к окончанию её загрузки, колено опорной ноги у элитных гонщиков накрывает носок стопы в боковой проекции. С этого момента продольный наклон голени сохраняется  стабильным  на  протяжении дальнейшего разгона, рис. 53. 

    Это говорит о правильной передаче усилий рук и плечевого пояса на опорную стопу во время её разгона, когда та несколько ускользает вбок, но не отставая в  продольной проекции от таза спортсмена.

    гр.п. 5                                                            гр.п. 7

рис. 53    От загрузки опорной ноги и до окончания разгона белорусский спортсмен незначительно изменяет продольный наклон этой голени. Это означает, что усилия рук в этой фазе действий хорошо передаются на опорную стопу. По ходу разгона пятка скользит на  значительном расстоянии впереди от заднего габарита таза.


     У некоторых лыжников подчас наблюдается постоянное увеличение продольного наклона голени во время фазы разгона.  Это означает, что гонщик не просто подседает на опорной ноге, но и взамен начального разгона стопы перегружает её преждевременными попытками развить боковые усилия конькового отталкивания.  На рис. 54 иллюстрирована симптоматика повышенного торможения опорной стопы при разгоне из-за слабой передачи усилий рук на неё. За время перехода и последующего разгона продольный наклон опорной голени значительно увеличивается, а таз догоняет стопу.

       гр.п.  5                                                       гр.п. 7

рис. 54  Другой белорусский лыжник, от момента перехода на основную ногу (гр.п. 5) и до окончания разгона (гр.п. 7), задавливает стопу чрезмерным наклоном голени вперед. Притормаживая этим опорный лыжероллер, он догоняет его тазом, упуская возможность предварительно разогнать стопу перед началом  бокового конькового  отталкивания.                                     

       Элитные лыжники во время разгона палками удерживают продольный наклон голени опорной ноги практически неизменным, увеличивая его после загрузки стопы в пределах  всего нескольких градусов, рис. 55.

            3                               2                                1

рис. 55  Приземляясь на очередную опорную стопу М. Сундбю (вверху) и П. Нортуг (внизу) накрывают коленом носок ботинка, подаваясь вперед и наклоняя голень на 3-5 º(1–2). По ходу дальнейшего разгона продольный наклон голени стабилизирован и это говорит о полноценной  передаче усилий плечевого пояса на скользящую лыжу в её разгоне (2–3).

   Сами по себе продвигающее отталкивание опорной рукой и разгружающие действия ведущей руки еще не являются гарантией хорошего разгона опорной лыжи. Третьим компонентом правильно выполненного действия является торсионный доворот плечевого пояса вдогонку отталкиванию опорной палкой. Этим компенсируются силы, направленные на нежелательное отклонение туловища в сторону скользящей опорной лыжи.

     И наконец одновременный со всеми тремя действиями, акцентированный выезд опорной лыжи вбок из-под плеча гонщика. Правильно выполняющий действие спортсмен загружает при этом в большей степени пятку разгоняемой стопы и скользит позади и чуть сбоку от нее.  

   На рис. 56 российский гонщик ошибается в поперечном свешивании туловища, к окончанию разгона его опорная стопа остается под ним. Из-под плечевого сустава она выезжает лишь к середине конькового отталкивания. Все это время лыжник вместо прямого разгона преждевременно пытается развить боковое усилие конькового отталкивания. Характерным маркером таких попыток является вынужденное подгибание колена толчковой ноги внутрь.

 гр.п. 3/4                 гр.п. 5/6                     р.п. 7

рис. 56   Попытки приступить к коньковому отталкиванию лыжей, перегруженной нависающим над ней туловищем, приводят к подгибанию внутрь коленного сустава опорно-толчковой ноги, зажатого сверху весом гонщика, а снизу – силами реакции опоры.

       И, напротив, на рис.57 М.Фуркад удерживаясь в поперечно-вертикальном положении туловища, в первую очередь разгоняет из-под себя опорную стопу (гр.п. 5/6 – гр.п.7), и лишь затем начинает уходить с толчковой лыжи в противоположную сторону – к предстоящей постановке маховой лыжи. 

 гр.п. 5/6                                                       гр.п. 7

рис. 57 М. Фуркад демонстрирует оптимальный уход с опорно-толчковой лыжи в сторону маховой на протяжении её разгона и конькового отталкивания.


     Суммируя причины слабого разгона лыжи палками, можно констатировать, что ключом к пониманию его причин здесь является отсутствие установки российского лыжника на разделение двух принципиально разных действий опорно-толчковой ногой в начале второго, основного шага КОДХ в подъемы:

прямо-направленного начального разгона палками отъезжающей вбок опорной лыжи;

– последующего бокового конькового отталкивания ею. 

      Эти два действия разделяются “смещенным подседом” (граничным положением тела 7, когда предплечье ведущей руки поворачивается до горизонтального положения). Лишь после него лыжник должен приступать к разгибанию толчковой ноги.

Устранение ошибки. 

      Правильному выполнению  разгона опорной лыжи в начале основного шага помогают:

– передача поперечных усилий опорной руки к ускользающей вбок опорной стопе;

– разгружающее вертикальное усилие ведущей руки на отвесно поставленной  палке;

– возвратный, после замаха, торсионный поворот плечевого пояса в поддержку отталкивания опорной рукой;

интеграция всех трех усилий в разгон опорно-толчковой лыжи и удержание туловища от нависания над ускользающей вбок опорной стопой.

81 18385 Михаил Рудберг 12.12.2017 05:00
Рейтинг: +12 +21 -9

Чтобы оставить комментарий, зарегистрируйтесь и войдите через свою учетную запись.

12.12.2017 06:14
Большое спасибо за интересную статью!
Как говорил Винни-Пух, "слово "торсионный доворот" меня только расстраивает", но в такой механико-математической теме на одних междометиях не покатишься  8).
Ссылка Рейтинг: +6 +7 -1
12.12.2017 08:37
Очень хорошо,спасибо.Но хотелось бы большей четкости в терминах.Например:ведущая рука- противоположная ведущая рука.Понятно конечно,но несколько коряво.Приходится перечитывать несколько раз.
Ссылка Рейтинг: +7 +7 0
12.12.2017 08:41
Суммируя причины слабого разгона лыжи палками, можно констатировать, что ключом к пониманию его причин здесь является отсутствие установки российского лыжника на разделение двух принципиально разных действий опорно-толчковой ногой в начале второго, основного шага КОДХ в подъемы
Или что-то с русским языком, или у меня лыжи не едут..
Ссылка Рейтинг: +13 +15 -2
12.12.2017 08:49
Удивительно, что под такой статьей вообще появляются "минусы". Точнее, минусы без комментариев. Заметки Михаила - уникальный контент. Золотой фонд скиспорта. Это не означает, что с ними обязательно надо соглашаться. Но если ставишь минус - может, имеет смысл прокомментировать?
Я вот, например, не совсем понял, к каким подъемам это все относится. На кинограммах усматривается довольно пологий рельеф и в процессе чтения, незаметно для себя, я соображения автора мысленно примерил на обычное передвижение по равнине. Только потом перечитал заголовок и ... ммм переосмыслил немного. Да сейчас приличные гонщики КОДХ на равнине и не используют, но у меня немного другой уровень ).
На мой дилетантский взгляд - многие моменты, которые Михаил отмечает, являются, скорее, не причиной низкой эффективности, а ее следствием, но если смотреть на саморазвитие комплексно - то каждый элемент становится важен - и его можно отдельно шлифовать: и локоть наружу, и угол наклона голени, и торсионный доворот.
Вспомнился рассказ о том, как Крамер примотал изолентой палку к кисти Матвеевой, заметив небольшой, но важный пробел в технике.
Ссылка Рейтинг: +4 +8 -4
После слова "компенсаторика" я получил ни с чем несравнимое сатори и дальше не смог, увы :)
Ссылка Рейтинг: +8 +9 -1
02 alex57
12.12.2017 11:22
"Удивительно, что под такой статьей вообще появляются "минусы"."
Обычное дело. Если попробовать изложить точно биомеханику простой ходьбы, то 1) окажется, что она вовсе не проста, 2) мало найдется людей, которые дочитают до конца. Лыжники народ практический - большинство привыкло к тому, что тренер просто показывает или объясняет междометиями (или приматывает палку скотчем - но это уже топ уровень! :) ).
Не уверен, что точный (близкий к математическому) язык биомеханики вообще существует. Поэтому, наверняка, приходится много изобретать. Адаптировать бытовой и технический языки. Точно выразиться без математического языка трудно, это ведет к громоздкости выражений. А это как раз мало кто любит.  Однако в статье ИМХО почти все понятно. Кроме "торсионного поворота". Torsio - кручение. Получается поворот-поворот. Мб имеется в виду поворот вокруг вертикальной оси?
Еще насчет единственности решения (биомеханической задачи) - не уверен. Столько степеней свободы. Если даже движения по отдельным степеням описываются дифурами хотя бы второго порядка, то уже два решения.  Степеней свободы минимум десятки.. Возможно речь о решениях, соответствующих минимуму затраченной энергии? Но и тут могут быть возможны несколько локальных минимумов. Вобщем не очевидно это...
В словах "Ранее или позднее зажигание" одной "н" не хватает.
По делу ничего сказать не могу. В подъем держать "ось" вертикальной силенок не хватает... :(
Ссылка Рейтинг: +5 +6 -1
12.12.2017 11:39
Никита Давыдов и  alex57  пишу статьи из расчета, что и предыдущие 15 прочитаны и "переварены". Термин "торсионный поворот" я уже употреблял почитай, что год назад ( https://www.skisport.ru/news/blog-rudberg/83587/ ). Имел ввиду именно разворот плечевого пояса по оси позвоночника. Раз есть торс, должен быть и его поворот, доворот. Торсовый? Нет. Есть торсионные переломы, не к статье будь сказано. Есть торсионные силы – уже к нашей теме ближе.  Один из переводов слова tortion –скручивающий (поворот). Помня о том, что таз разворачивается в это время навстречу торсу, вполне можем назвать это действие, как скручивающий поворот (плечевого пояса). Этот термин  применил к лыжам впервые,  в этом и состоит часть моей работы: "найти и обозвать".
И спасибо вам за лестные, в целом, отзывы. "Н" поправил, опять спасибо.
Александр Медведев, напиши я "компенсация", получится разовое действие. В  варианте статьи имею ввиду целый механизм, которым мы наделены сызмала. Компенсаторика дается к пониманию в наблюдениях   частично парализованных людей. Они не назло нам хромают и тянут за собой отказавшие конечности. Не имея возможности выполнить простейшую двигательную задачу штатными мышцами (скажем, вынос ноги вперед при ходьбе  4-х главными  бедра, которые в первую очередь для того приспособлены),  инвалиды вовлекают в действия и подъем таза, и его вращение в продольной плоскости, и руками придают себе дополнительный импульс, утрировано взмахивая. Это целая тема, жаль что вы впали в транс до того, как хотя бы набрали Вики.
Ссылка Рейтинг: +6 +8 -2
12.12.2017 12:02
Денис Ярош  "Суммируя причины слабого разгона лыжи палками, можно констатировать, что ключом к пониманию его причин здесь является отсутствие установки российского лыжника на разделение двух принципиально разных действий опорно-толчковой ногой в начале второго, основного шага КОДХ в подъемы".
Еще раз разобрал предложение.
1. Да уж, не Пушкин.
2. Отсутствие знания лыжника "что делать" лежит в  причине его  незнания "как делать".
3. То есть,  не вредитель, не назло нам и тренеру "хромает".
4. А чего же такого не знает наш лыжник?
5. В данном предложении – того, что не надо сразу приступать к одному действию , пока не сделал другого, предыдущего.
6. Потому, что эти действия принципиально разные.

Сформулируйте в одно стройное предложение  все шесть пунктов, что я перечислил. С удовольствием заменю свое, если посчитаю ваш вариант элегантней. Ну или поправлю чего.
Ссылка Рейтинг: +2 +4 -2
15 malex
12.12.2017 12:10
основной постулат: переносить вес с ноги на ногу не надо
почему при подъемном ходе это так, а при равнинном наоборот?
Ссылка Рейтинг: +1 +1 0
12.12.2017 12:18
malex  Ответ однозначный – нехватка времени для выхода на ногу и обратно. Торможение в гору повышено: появляется скатывающая назад сила. Начинать работать надо сразу. Потому и тяжко нам, в подъемы-то
Ссылка Рейтинг: +2 +3 -1