Маркус Крамер. "Вышедший из тени"

Предлагаем вниманию читателей большое интервью Татьяны Секридовой с тренером сборной России по лыжным гонкам Маркусом Крамером, опубликованное в последнем бумажном номере "Лыжного спорта" №67 за 2016 год.

О том, что Александр Легков готовился к своим триумфальным Олимпийским играм в Сочи по планам этого немецкого специалиста, знали лишь единицы. Официально его наставниками считались Рето Бургермайстер из Швейцарии и помогавшая ему физиотерапевт Изабель Кнауте. И только в 2015-м Маркус Крамер вышел из тени, став официальным тренером сборной команды России с собственной мини-группой, в которой вместе с Александром Легковым начал тренироваться его спарринг-партнер Сергей Турышев. Еще сезон спустя группа Маркуса Крамера стала самой многочисленной в составе российской сборной команды. В ней тренируются уже трое мужчин: к Легкову и Турышеву добавился многократный чемпион мира среди юниоров, участник ванкуверской Олимпиады (8 место) Петр Седов, а также сильнейшие российские лыжницы: ​Наталья Матвеева, Юлия Чекалёва, Наталья Жукова, Полина Кальсина, Анастасия Седова, Наталья Непряева и Юлия Белорукова.

Естественно, в самом начале этой беседы с Маркусом Крамером мне было интересно узнать, каким образом зародилось его сотрудничество с Александром Легковым и российской командой.

— Это случилось в 2010 году, — ​рассказывает Маркус Крамер. — ​Было начало первого лета после Олимпиады в Ванкувере. Я находился дома, в Германии, Александр Легков — ​с мужской сборной командой России, которую начал тренировать Олег Перевозчиков, в тренировочном лагере в Рамзау. Тогда же Изабель Кнауте начала работать как физиотерапевт с этой группой. Однажды Изабель и Александр между собой переговорили и позвонили мне с вопросом: возможно ли, чтобы я как тренер поработал с Александром?

— Как вы восприняли этот звонок и вопрос?

— О, это стало для меня большим сюрпризом! Они объяснили, что Александр хочет что-то изменить в своей подготовке, оставаясь при этом членом российской сборной команды. Но это очень сложно — ​готовиться по индивидуальному плану и при этом находиться в основной команде. Я сказал им, что нужно согласовать всё это со спортивным руководством страны: с президентом Федерации лыжных гонок России Еленой Вяльбе и другим начальством… После нашего первого разговора прошло два месяца. И в сентябре меня пригласили приехать в Москву на переговоры. Мы встретились с Еленой Вяльбе в аэропорту, поговорили и решили, что Легков будет ездить на сборы с основной командой, но тренироваться по моему плану. Сначала договорённость была такой. Но позже мы решили всё-таки кое-что изменить.

— И тогда вы задумали создать небольшую группу?

— Да, потому что уже вскоре мы столкнулись с целым рядом проблем. И прежде всего с тем, что места для тренировочных сборов, которые я запланировал для Александра, не совпадали с местами, где тренировалась команда Перевозчикова. И я стал искать парня, который смог бы ездить с Александром на сборы и работать с ним по моему плану. Это было в 2011 году. Я решил поговорить об этом со своим бывшим подопечным из швейцарской сборной команды, который как раз закончил активно тренироваться и выступать — ​Рето Бургермайстером. Я спросил у Рето, интересно ли ему попробовать себя в такой роли? Поначалу он ответил, что не знает, что ему надо подумать… Но потом всё же согласился. Однако Елена Вяльбе настояла на том, чтобы в группе был не один Легков. Так в эту мини-команду добавили Илью Черноусова, Михаила Девятьярова и Сергея Новикова. И мы начали работать.

Читать статью полностью

32 11489 Андрей Краснов 02.03.2017 10:12
Рейтинг: +8 +8 0

Чтобы оставить комментарий, зарегистрируйтесь и войдите через свою учетную запись.

Спасибо редакции за интервью! Какая крупная удача для наших спортсменов - поработать с таким неординарным специалистом, который не просто выжимает все соки и группы предварительно отобранных лучших гонщиков того или иного уровня запредельными нагрузками, когда выживает сильнейший, остальных - на замену..., а бережно развивает и выводит каждого на его максимально возможный уровень!
Ссылка Рейтинг: +15 +15 0
02.03.2017 10:59
Классное интервью и классный дядька!
Спасибо большое!
Ссылка Рейтинг: +4 +4 0
00
02.03.2017 11:42
О  как! Оказывается Рето Бургермайстер всего-навсего "зицпредседатель Фунт"- парень, чтобы ездить...
А после Сочи превозносили как тренера-волшебника. Ну тогда понятно, почему погнали. Никто и звать никак.  
Ссылка Рейтинг: -2 +6 -8
Привет, Anton*!
У нас с тобой прямо литературный флешмоб постоянно получается :)
Ну что же, продолжу твой почин и на этот раз:
"Крамер -- это голова"! (с)
Ссылка Рейтинг: -6 +1 -7
По поводу нивелирования роли тренерской группы Изабель-Рето: написать план - это одно, обеспечить его эффективное выполнение с учетом необходимой корректировки в момент выполнения задания и по ходу текущих микроциклов в зависимости от состояния спортсмена - это гораздо более сложная задача, с которой указанная тренерская группа справилась блестяще, если не считать "запоротого" ими же М. Девятьярова, отсутствия "прихода" у С. Новикова... и обнаруженных в дальнейшей работе очевидных педагогических просчетов, в результате которых и распалась вторая группа во главе с С.Устюговым.
Ссылка Рейтинг: +13 +13 0
02.03.2017 12:07
В интервью ни слова о том, что спорт высших достижений в ГДР на 100% держался на допинге. Улыбнуло и рассуждение о прогрессе норвежских лыж с 10-11 годов - как раз тогда Бьерген и К начали принимать симбикорт в неограниченных количествах.
Ссылка Рейтинг: +5 +11 -6
02.03.2017 12:09
Много раз разговаривал с бывшими членами сборной страны по лыжным гонкам. Так они просто избегают российских тренеров, которые действительно выжимают все соки из спортсменов. Так, например, зарядка по их плану должна состоять из кросса 8 км. А потом еще 2 сверхпредельные тренировки. От таких сборов сборники отказываются и предпочитают тренироваться самостоятельно.    
Ссылка Рейтинг: +15 +15 0
Спасибо за интервью. Крутой дядька. Смешение мужчин и женщин вообще классная идея. И про комфорт хорошо :)
Ссылка Рейтинг: +4 +4 0
to Юрий Громов.
Истинно так!
Раньше по всему большому Союзу здоровых искали, нагружали их, и смотрели, кто выживет. Естественный отбор. Отношение тренеров было просто варварским.
А сейчас рамки страны значительно сузились, да и в современной молодёжи столько здоровья нет, ломаются быстрее.  
Ссылка Рейтинг: +7 +9 -2
02.03.2017 12:43
Бойкову Александру: Ваши комментарии отличаются правдивостью, справедливой критикой, нет лицемерия и шапкозакидательства.
Ссылка Рейтинг: -4 +3 -7
Юрий, большое спасибо! А мне Ваши посты очень нравятся, там всё по делу, и видно, что в предмете Вы разбираетесь досконально.
Ссылка Рейтинг: -3 +1 -4
02.03.2017 12:51
Юрий Громов "зарядка по их плану должна состоять из кросса 8 км"
Покойный Николай Васильев из Волгограда (был одно время и старшим тренером сборной СССР по ориентированию) такую зарядку давал своим ученикам. Надо сказать, беговые кондиции они имели отменные.
Ссылка Рейтинг: +5 +5 0
Спасибо Татьяне и Крамеру за интервью, Спасибо Крамеру за результаты и ту атмосферу комфорта и дружелюбности, которую он создал в своей смешанной команде, став примером для некоторых наших тренеров, бездумно выхолащивающих из спортсмена все силы экстенсивными тренировками,  По-существу, его методы тренировочного процесса - это новый виток развития методологического подхода к подготовке спортсменов высшей квалификации.   Есть работа, есть взаимопонимание, есть мотивация - есть результат!  И есть чему поучиться!
Ссылка Рейтинг: +5 +5 0
Смешение мужчин и женщин вообще классная идея.
Согласен, поддерживаю!
Ссылка Рейтинг: +3 +3 0
02.03.2017 13:39
Игорь Нефедов тогда может и имели, но сейчас, мы видим на примере группы Акимова, что эти подходы не работают от слова "совсем"
Ссылка Рейтинг: +5 +5 0
02.03.2017 13:53
Отличное интервью! Хотелось бы еще подобное по итогам текущего сезона услышать.
Что стало с Жуковой? Несколько консультантов из научного института - круто, взять все лучшее от разных мировых методик это и есть современный подход, а не бить себя в грудь кулаком "советские методики были лучшими". Да они были хороши, но мир и технологии меняются и кто это не улавливает тот в пролете.
А так сегодня в женской эстафете 4 Крамеровские девчонки и мы надеемся на медаль, а еще год назад об этом и не мечтали. Причем 2 молодые и 2 поопытней отличный симбиоз и перспектива на будущее.  
Ссылка Рейтинг: +2 +2 0
интервью доказало и показало, что Крамер отменный педагог - психолок - что немаловажно...будем надеяться на сохранение результатов, тем более, что Маркус разбирается в молочной кислоте в отличии от Пихлера...
Ссылка Рейтинг: +1 +1 0
02.03.2017 14:10
Ramen Да я вовсе не имею в виду что такие подходы являются наилучшими. Просто тогда такой взгляд на тренировочный процесс был вполне обычным.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
02.03.2017 14:22
Возможно, Крамер не читал всей полемики по "сочинскому коктейлю", а то  поспокойней отвечал на вопрос об этом.  
Эффективность  такой смеси специалисты не отрицают и даже нашли его гениальным. Трудно пока с прямыми доказательствами, а косвенных то вполне достаточно..Да и знания Г.Родченкова никто не отрицает, под сомнения ставятся его моральные качества, но он хоть и на чужбине, зато жив.. Короче, не такое уж и "безумие в горах", как говорит Крамер.
Кроме того работать по контракту с сб. командой одной страны и негласно, как это не раз говорилось, консультировать команду другой, это тоже не "айс". Немцы наверно "рады" были, когда узнали.
Кстати сам Маркус не выходец из восточной Германии? Я нигде не нашел информации .
Ссылка Рейтинг: -5 +2 -7
Игорь Нефёдов, и атлеты были с лошадиным здоровьем...
Ссылка Рейтинг: +1 +1 0
02.03.2017 14:42
Классный :)) Поняла, в чем его "фишка" как тренера. Наших биатлонисток бы ему под начало.
Ссылка Рейтинг: +2 +2 0
02.03.2017 14:51
Еще хотелось послушать его мнение насчет спринтерской специализации у женщин.
Ссылка Рейтинг: +1 +1 0
skipatrol - если вам это важно, Маркус родом из города Винтерберг, Западная Вестфалия (город между Дюссельдорфом, Дортмундом и Касселем). Самый центр Западной Германии.
Ссылка Рейтинг: +4 +4 0
02.03.2017 17:45
Спасибо за интервью. Повезло нашей сборной.
Ссылка Рейтинг: +4 +4 0
Еще один штрих к портрету Маркуса Крамера. Не сочтите за саморекламу.  На сборах, он и трое наших сервисменов подошли нежданно посмотреть мои приборы... Быстро распаковал откатчик, включил и, конечно, сработал "визит-эффект" - произошел сбой. Наши поулыбались и потихоньку "слиняли". Он остался один, дождался когда все заработает, и несмотря на мой очень плохой немецкий, вник во все детали. Очень заинтересовался - "в Европе это пойдет".  Попросил ссылки на более подробные печатные материалы, пожал руку и сказал "крэйзи".
Ссылка Рейтинг: +8 +8 0
02.03.2017 20:11
Да, спасибо Татьяна.  Теперь я спокоен. Этот треугольник в Западной Германии и даже, я там бывал.
Я бы, на месте большинства, с такими восторгами повременил...Только свои комплексы неполноценности подчёркивают.
Ссылка Рейтинг: -4 +1 -5
03.03.2017 00:18
Алексей Седенков  На самом деле какое-то время я сам делал такие зарядки (а зарядка это то что ты делаешь независимо от основных тренировок, т.е каждый день). Даже на моем уровне 1 разряд ЛГ и КМС в ориентировании для меня это было необременительным. Главной проблемой было то что работать приходилось не 8 часов а более что приводило к хроническому недосыпанию. А так это были совсем неплохие для меня времена. Другое дело, понятия о более-менее научной стистеме тренировки я не имел.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
03.03.2017 02:42
— Насколько я помню, вы были в 2002 году на Олимпиаде в Солт-Лейк-Сити?
— Да, я был тренером женской швейцарской команды
и что показала женская сборная Швейцарии по ЛГ в эстафете?
Ога.... ;)
Ссылка Рейтинг: 0 +1 -1
Если мне не изменяет память,женская сборная Швейцарии на ОИ в СЛС в эстафете стала бронзовым призером
Ссылка Рейтинг: +1 +2 -1
У швейцарок еще на четвёртом этапе бежала Наташа Леонарди-Кортези. Очень хороший человек! :)
Ссылка Рейтинг: +2 +2 0
07.03.2017 17:14
Татьяна Секридова про такого матёрого специалиста можно, наверно, и книгу написать и она будет не менее интересна книги  Каминского :)
Ссылка Рейтинг: +2 +2 0
Pavel
про такого матёрого специалиста можно, наверно, и книгу написать и она будет не менее интересна книги Каминского
Интересной - это однозначно. Только в настоящий момент я работаю над новой книгой со Светланой Хоркиной. А вот материал с Маркусом надо собирать, согласна. А еще сейчас важнее - взять от него методические материалы, чтобы тренеры сборной (как основной, так и юниорской) работали по современным тенденциям, а не по старинке.
Ссылка Рейтинг: +2 +2 0