Анатолий Акентьев послал телеграмму соболезнования в адрес норвежской федерации лыжного спорта по поводу кончины Уле Эллефсетера (Ole Ellefsæter)

18 октября на 83-м году ушел из жизни Уле Эллефсетер, знаменитый норвежский лыжник, двукратный олимпийский чемпион (1968г.), чемпион мира (1966), чемпион Холменколленского лыжного фестиваля на 50 км, первый норвежский победитель (1971) королевского сверхмарафона Vasaloppet. Уле многократно выигрывал национальный чемпионат и в легкоатлетическом беге на 3000 м с препятствиями.

        Анатолий Васильевич Акентьев, многократный чемпион СССР, победитель Холменколленских лыжных Игр, бывший президент федерации лыжного спорта России, бывший вице-президент Международной федерации лыжного спорта (FIS) много раз соперничал с Уле Эллефсетером на Олимпийских Играх, чемпионатах мира и других международных турнирах.

        Пиком спортивной славы норвежца стали Игры 1968 г. в Гренобле. Сначала он победил в составе эстафетной команды, доверившей ему последний этап. Советская команда (В.Воронков, А.Акентьев, А.Тараканов, В.Веденин) заняла 4-е место, уступив полсекунды Финляндии. 

NTB
Призеры 40 км эстафеты в Гренобле-1968.
Призеры 40 км эстафеты в Гренобле-1968. NTB

             В последней гонке французской Олимпиады 50 км марафоне Эллефсетер выиграл второе золото. Это был дотоле невиданно скоростной марафон. Определение «гонка» в большей мере нужно отнести к этой самой длинной дистанции, чем к любому другому лыжному состязанию в Гренобле. Победитель промчал полтинник за 2 ч. 28 мин!!! Даже самая быстрая гонка олимпийского турнира – мужская эстафета 4х10км, в которой чемпионская команда показала 2 ч. 08 мин., значительно уступила по скорости марафону. Это неофициальное олимпийское достижение было побито только в 1980 г. Николаем Зимятовым.

На дистанции 50 км марафона
На дистанции 50 км марафона NTB

                Вспоминает Анатолий Акентьев: «В этот день лыжня была ледяной. Мы не смогли выработать оптимальный вариант смазки, устраивающий всю команду, и решили мазаться индивидуально. У меня мазь не продержалась и половины дистанции. На финише скользящая поверхность деревянных лыж казалось, была содрана наждаком, и я тут же их выбросил. Самая удачная смазка оказалась у Веденина, который выиграл серебряную медаль, проиграв чемпиону всего 20 сек.»

NTB

           

       Из дневника Алевтины Колчиной, участницы Игр 1968 г. в Гренобле (публикуется впервые): «Погода морозненькая. Продержался холодок. Павел (Колчин, тренер Веденина и супруг А.Колчиной – ред.) мазал: «Рекс» голубой и растер лампой. «Роде» в тюбике желтый грунт вместе с фиолетовым «Рексом». Растер лампой. Сверху на всё это «Свикс» кристал по всей, а под грузовую – красную «Роде» тонко.

             Я побежала на 17-й км (марафонского круга – ред.) кормить и помогать ребятам. Взяла с собой в лес яйцо, банан и там съела. Старт с 8 час. перенесли на 30 мин. и я очень замерзла, катаясь в лесу долго. Когда появились участники, сразу было видно, что норвежцы идут здОрово и смазаны отлично. С ними мог бороться только Слава (Веденин). Мянтюранта (трехкратный олимпийский чемпион, Финляндия – ред.), Рёнлунд (олимпийский чемпион и чемпион мира, Швеция – ред.) были плохо намазаны. Да, Рёнлунд упал. Я бегала, пересекала, кричала. Помогала, чем могла. Оставалось до финиша 8 км Славе и его состояние было отличным: чистый взгляд и энергичные движения. Лыжи работали отлично: и сначала, и потом, когда уже «отпустило». К 12 часам вышло солнце и появилась вода. Это позволяло надеяться, что к финишу он будет призовым.

            Ура! Слава финишировал успешно. После гонки переобулась и пошла радостная, счастливая домой. Павла и Славу встретила по дороге, поздравила и они счастливые шли рядом!»

Эллефсетер на дистанции 50 км
Эллефсетер на дистанции 50 км NTB

         Алевтина Колчина: "... 7 февраля 1968 г. Ужинала с норвежцами. Они угощали меня своим привезенным из Норвегии молоком. За столом сидели : Уле Элефсетер, Эген (трехкратный чемпион мира),  Грённинген (двукратный олимпийский чемпион, чемпион мира) и биатлонист. Они выпили 4 л молока. Я им помогала."   

          Анатолий Акентьев говорит, что не раз видел Эллефсетера заводилой в разных компаниях и неплохим исполнителем. Даже языковый барьер не сильно мешал им искренне общаться пускай только на уровне приветствий, пожеланий и обсуждения сугубо профессиональных тем. Норвежцы утверждают, что послеспортивной карьерой Уле был непродолжительный период поп-певца.   

NTB
       
 P.S. Вегард Ульванг, чемпион мира и Олимпийских Игр, член норвежской лыжной Ассоциации, многолетний руководитель комитета лыжных гонок FIS поблагодарил Анатолия Акентьева за соболезнование, которое передал семье Эллефсетер.

28 19642 Андрей Кондрашов 20.10.2022 14:03
Рейтинг: +13 +13 0

Чтобы оставить комментарий, зарегистрируйтесь и войдите через свою учетную запись.

В профиль с  Дёмойпохож :D
Ссылка Рейтинг: +1 +1 0
Ненадолго пережил В.Веденина.
В 2009 году на КММ в Отране (местечко, где проводились лыжные гонки ОИ-1968)  были с Николаем Лянгузовым (Екатеринбург) в номере у В.Веденина. Помогали готовить лыжи для его жены Ларисы. Потом пили чай. Много чего он рассказывал, в том числе и об ОИ-1968. Помню, что сильно обижался на тренеров, которые на полтиннике не подсказали о небольшом проигрыше (18 сек.) Элефсетеру незадолго до финиша. Говорил, что мог бы отыграть.
Ссылка Рейтинг: +15 +15 0
Андрей , извини , что не по теме....
просто может кто знает, что нибудь о Геннадии Викторовиче Ваганове, он немного постарше, жив ли ?


 
Ссылка Рейтинг: +4 +4 0
20.10.2022 16:53
Царствие Небесное выдающемуся норвежцу. Ваганов, вроде, жив, 85 лет, если в поиске посмотреть.
Ссылка Рейтинг: +4 +4 0
Что значит "вроде"? Если в Википедии жив, значит жив, Википедия не лажает. Есть Ваганов и в свежих новостях.
Касательно Уле Эллефсетера, вечная память, прослушал на Ютубе неск. песен, весьма недурственно пел и голос звонкий чистый, что необычно для цикликов, у которых в силу интенсивного дыхания обычно испорчены по меркам певческого искусства голосовые связки и глухой никудышный вокал, вспомним потуги Пети Нортуга.
Ссылка Рейтинг: -6 +4 -10
20.10.2022 17:21
Читаешь слова (про то, как сам топ-спортсмен готовит себе лыжи) с рецептами смазки - и кажется, что это из другой реальности (хотя и на самом деле - из другого столетия, и другого тысячелетия). К слову - те мази, которые упоминались - есть (условно) у меня и у многих простых любителей..

Но как же вся тогдашняя "архаика" была гармонична в смысле вклада в результат: намазался сам, пробежал сам - винить (или хвалить) можно только самого спортсмена..

Невольно задаешься риторическим вопросом: при гораздо больших усилиях/затратах (времени, ресурсов) у топ-сервиса сейчас - то, что в результате улучшилось (быстрее пробежал в результате 5/15/50 км на ** минут) - действительно ли имеет такую же пропорционально затратам прибавку в ценности результата? Мне кажется - парадоксально, но ценость победы сейчас ниже, чем тогда. Даже просто потому, что помимо лыжника - делится на всю команду сопровождения/поддержки.
В этом смысле те (уходяшие сейчас) - "богатыри, .. не то что нынешнее племя".

PS Хотя все эти моменты и забудешь тотчас при просмотре нового сезона гонок.
Ссылка Рейтинг: +9 +12 -3
20.10.2022 17:52
"Степнов" : "Википедия не лажает."

Уж точно не истина в последней инстанции. В данном случае - дай Бог, истина.
Ссылка Рейтинг: +6 +7 -1
Мне без разницы, но у вас, верующих, вроде не принято поминать бога всуе. А еще ерунду писать не надо. Если публичная персона удостоена статьи в Википедии, то запись о ее смерти появляется в тот же день. Всегда. Поэтому допущение, что Ваганов мог умереть, заведомо несостоятельно и оскорбительно. Вот новость о нем, датированная февралем с.г. https://www.bashinform.ru/longreads/longreads/2022-02-03/devyat-zvezd-iz-bashkirii-kotorye-blistali-na-zimnih-olimpiadah-2678079

Рустам тоже какую-то ерунду написал, лишь бы пофилософствовать, ведь парадоксальным является лишь его ностальгический субъективизм болельщика-любителя. По всем объективным критериям (результат, трудовые затраты гонщика и коллектива профессионалов, сумма призовых, технологии, медийный отклик) ценность нынешних побед выше и пропорционально, и тем более в абсолюте. По меркам самих победителей - одинаково бесценна
Ссылка Рейтинг: -8 +8 -16
20.10.2022 19:02
Алексей (Степнов): уж кого-кого, а от Вас я не ожидал такой слабой аргументации:
..по объективным критериям (результат, трудовые затраты гонщика и коллектива профессионалов, сумма призовых, технологии, медийный отклик) ценность .. выше
Сумма призовых? :D
Медийный отклик? :D

Оно конечно приятно - что мэтры (как казалось нам) аргументации скатываются до нашего (простых смертных) уровня, но в то-же время - радость омрачается грустью от падения наших кумиров. 8-)
  • Это не мы стали выше - это наши оппоненты упали (и не наша в том заслуга)
Я (из уважения к прошлым заслугам оппонента)  не буду детально разбирать саму смехотворность этих критериев - понятно, что это просто "вырвалось".

PS Единственное, что оправдывает выпад Алексея с подобным уровнем доводов  - это само желание (лишь бы) поспорить (спортивный элемент словесной дуэли). В ненышней застериленной обстоятельствами медиа-среде хватаешься за любую возможность пообщаться/подискутировать с реальным собеседником..
Ссылка Рейтинг: +8 +10 -2
20.10.2022 19:12
Респект Анатолию Васильевичу, не обращая внимания на сложные отношения между странами вообще и федерациями в частности, отдал дань памяти своему старому сопернику.
Ссылка Рейтинг: +20 +20 0
20.10.2022 19:14
Молоко из Норвегии в Гренобль привезли. 🤭
А то у французов лишь вино да лягушки 😂
Ссылка Рейтинг: -2 +1 -3
Не многовато ли смайлов под некрологом?
Ссылка Рейтинг: -3 +6 -9
20.10.2022 20:50
Да, кстати, Алексей(Степнов) - я когда писал свой первый этот коммент, предполагал, что он, в некотором смысле (осознанное восхваление заслуг прошлого) "эпитафичен"..

Но тут в тишину уважительного, почтительного, (по понятной причине - философского), ряда комментов - врывается Алексей со своей суетой уточнений и корректировок .. - и в конце же еще и пожурил за суетность под "некрологом"..
Ссылка Рейтинг: +3 +6 -3
А. Акентьеа всегда был и остаётся самым искренним и простыми человеком в лыжной среде ( никаких понтов и гордынь ) такие люди часто людям говорят Ху Ду Ви сэньк Ви are
Ссылка Рейтинг: -4 0 -4
20.10.2022 21:23
Да.Великий был спортсмен!Вечная память!
Какие люди уходят!
А ценность результата ,индивидуального,у них точно была выше .Готовили лыжи тренеры,но и сам спортсмен всё знал и чувствовал по лыжам сразу чего не хватает и как устранить.Помню (70-74г.)часто на 70 км в Кандалакше спортсмены Сборной СССР уходили в лес от старта и добавляли или перемазывали чтобы тренеры не видели.
Но,как тогда ,так и сейчас главное - лыжи !Если попадёт очень хорошая пара - это как скрипка Страдивари!Редкость!Её берегли.
 
Ссылка Рейтинг: +7 +7 0
Рустам, Эпитафию герою прошлого вы построили на уничижении героев настоящего, "нынешнего племени".  Спортивными победами усопшего вы умалили победы сегодняшних чемпионов. Причем, и прошлые, и нынешние победы не ваши, чужие. Это неверно по сути и пошло по стилю. Обычно эпитафия продолжает жизнь умершего в вечности, и в этом еще одна ваша оплошность. Главным делом жизни усопшего были лыжи, а исходя из вашего поста, они сейчас как бы измельчали, "снизилась ценность победы", растеряно наследие великих чемпионов, кануло в лету вместо того чтобы остаться в вечности. Я с этим категорически не согласен и считаю ерундой, о чем и написал. Если бы вы произносили речь над могилой перед родственниками умершего, я бы, естественно, промолчал, но тут точно нет его близких, о душевном спокойствии которых только и следует волноваться в подобных случаях. В этом смысле конечно можно и смайлы, но они уж совсем не в кассу на мой вкус, еще хуже вашей "эпитафии".
Ссылка Рейтинг: -4 +5 -9
20.10.2022 22:14
Телевидение тогда нас вообще не баловало. Но у кинограмм Эллефсетера  я в 70-х зависал подолгу. Он да Тилдум. Отточенный попеременный двухшажный.
Rest in peace, Ole.
Ссылка Рейтинг: +7 +7 0
20.10.2022 22:20
"Отточенный попеременный двухшажный."

Несравненно более эстетичный и естественный, чем все нынешние потуги. Особенно... понятно что...
Спасибо и за это, что радовали глаз красотой своего хода по лыжне.
Ссылка Рейтинг: +5 +6 -1
20.10.2022 23:00
Покойся с миром, Уле Эллефсетер.
Акентьев - человек.
Современная Федерация лыжного спорта России - отстой.
Ссылка Рейтинг: +2 +5 -3
20.10.2022 23:07
Алексей, аргумент  "не твои (прошлые и настоящие) победы, поэтому и не смей их сравнивать" - мелкий и пошлый  - это понятно. Из той же категории и строки про "родственников и их душевное спокойствие" и про смайлы..

Но интересно, как мой посыл «победы прошлого по объективным причинам:

(историческим, в том числе: прогресс идет вперед, и нельзя время повернуть вспять -  сейчас не будут ЧМ бегать на деревянных лужах, без термобелья, структур на лыжах, карбоновых палок, подготовленных трасс и т д  - а ведь любое такое нововведение - это упрощение/улучшение жизни гонщика; нет ни одного нововведения, которое бы усложняло процесс гонки по сравнению с тем, прошлым временем! ;
тут можно привести аналогию с уже прозвучавшими выше строками про Бородино: сейчас и в будущем никто не будет плотным строем идти маршем под барабанный бой навстречу ядрам и пулям - этот этап в прошлом без возврата.
)

 - остались в прошлом - и служат вечным ориентиром для гонщиков настоящего и будущего»  - в вашей вольной интерпретации поменяли смысл на обратный?!

Резюмируя (и перефразируя Вас), Алексей - все эти ваши доводы никчемны, пошлые порой (..до невольного недоумения - см. выше пример  о призовых и медийности), и  в целом - с учетом их нелогичности и вторичности (стремление перевернуть смысл наоборот)  - не более, чем ерунда.

За попытку развернуто ответить - плюс. За слабость аргументации и логических построений - минус. Надо -  как-то, я не знаю, тщательнее, что-ли, готовиться. Понятно, что хочется ответить, но не так же ведь - с каждым комментом все хуже и хуже..
Ссылка Рейтинг: +5 +6 -1
Рустам (Томск) 2262 20.10.2022 23:07
; нет ни одного нововведения, которое бы усложняло процесс гонки по сравнению с тем, прошлым временем! ;
тут можно привести аналогию с уже прозвучавшими выше строками про Бородино: сейчас и в будущем никто не будет плотным строем идти маршем под барабанный бой навстречу ядрам и пулям - этот этап в прошлом без возврата.
Не удачная аналогия, на мой взгляд, про положительные стороны прогресса. Ехать в бронированном железном ящике, ожидая в любой момент удара ракетой по башне или лежать в подводной лодке на дне моря на глубине сотни метров гораздо хуже, чем в чистом поле. И требует не меньшего мужества.
Ссылка Рейтинг: +1 +5 -4
Рустам
А так, конечно, я восхищаюсь спортивными героями прошлого. Действительно какой-то другой ореол у них. Но, тут, по-моему, как с пророком, только на временной шкале. Близкий кажется не таким героическим, как тот, кто совершал деяния в глубине времен (или как с пророком, сосед это не то, что тот, кто пришел из дальних далей).
Ссылка Рейтинг: -1 +2 -3
Рустам, а сразу после войны в 1940-е многие спортсмены элементарно недоедали, значит ценность их побед еще выше, чем у Уле Эллефсетера?
Примененное вами понятие "ценность победы" имеет 2 значения:
1. Буквальное, т.е. стоимость трудовых и материальных затрат, а также выгодоприобретений в денежном эквиваленте. Тут современные победы ценнее, факт.
2. Ценность в смысле исторической общечеловеской значимости достижения. Тут огромное поле для спекуляций. Чтобы его хоть как-то очертить, надо определиться с критериями оценки. Вы даже не приступали, но уже сделали скороспелые выводы.
Пластик и термобелье облегчают жизнь гуляющему или любителю, но профи пашет не меньше, а больше, чем раньше. Разнообразие пластика и его обработка превращаются в отдельный большой геморрой, которого раньше не было итд.
сейчас и в будущем никто не будет плотным строем идти маршем под барабанный бой навстречу ядрам и пулям - этот этап в прошлом без возврата.
Описали настоящее почти один в один, видимо не следите за новостями
Ссылка Рейтинг: -3 +5 -8
Коллеги, давайте все свои разборки вы не под этой новостью проведете, ок?
Вечная память норвежцу. И Вячеславу Петровичу - тоже.
Ссылка Рейтинг: +10 +10 0
21.10.2022 08:13
Он мчался, гладя махом мили!
Соперник уважал его - за волю первым быть.
Такие люди это путь тропили!..
Их сложно повторить. Но их нельзя забыть.  
Ссылка Рейтинг: +3 +3 0
21.10.2022 08:16
Комментарий скрыт модератором Иван Исаев.Рустам, вас же попросили остановиться :(
Я не знаю, некоторым, которые атеисты почитать бы что-нибудь, там "Войну и Мир" или "Братьев Карамазовых". Может подобрее бы стали от этого. Читать комментарии невозможно без ущерба душевного.
Ссылка Рейтинг: +12 +12 0
Феноменально, как люди совершенно без образования осмеливаются злостно оффтопить, не ведают, что помимо атеистов и верующих есть много категорий, а еще нагло дают советы, что почитать.
Что бы я со своей стороны мог порекомендовать отсталой крестьянской прослойке, плюсанувшей Модесту, из Толстого и Достоевского, заместо хрестоматийной нудятины.
"Смерть Ивана Ильича" - читануть для контраста с обстоятельствами смерти Уле Эллефсетера, который скончался от остановки сердца, работая в своем саду, а за неделю до смерти катался на велосипеде.
"Бобок" - небольшой рассказ Достоевского, тоже могильная тема, но про нас, живых, обязателен к прочтению. Лучше поймете про нашу "нравственную вонь" и диалоги в умершем обществе. Есть в рассказе и про Модеста:
Не люблю, когда при одном лишь общем образовании суются у нас разрешать специальности; ...люди с инженерным образованием судят больше о философии и политической экономии
А чтобы лучше постичь скрытые смыслы Достоевского, вернитесь к Толстому "Так что же нам делать?", это тоже про наше общество 150 лет назад и сегодня. Потому что ходим по кругу. Но на днях перестанем))
Ссылка Рейтинг: -6 +4 -10
Да, ещё есть поклоняющиеся другой высшей силе.
Ссылка Рейтинг: +3 +4 -1