Тактики профессиональных марафонских лыжных команд

Новогодний подарок главному редактору «Лыжного спорта», фанату марафонов Ивану Исаеву и его многочисленным единомышленникам по яростной ненависти к командной тактике в лыжных гонках, к масс-стартам. Редакционная статья основного медиаресурса марафонской серии SkiClassics.

Эволюция тактики в лыжных гонках на длинные дистанции прошла долгий путь с тех пор, как беговые лыжи были исключительно интервальными гонками с раздельным стартом. .

Постоянное улучшение трасс, совершенствование инвентаря, качественный лыжный сервис, новые методы тренировок – всё это обусловило рост соревновательных скоростей, что в свою очередь заставляет специалистов искать новые инструменты в погоне за современными скоростями. И тактика стала куда более важной частью лыжного бега на длинные дистанции, чем ранее.

Вот вам 12 тактических способов, часто используемых в лыжных марафонах.

 

НЕ ПРЕСЛЕДУЙТЕ ПАРТНЕРА ПО КОМАНДЕ

Зачастую в гонках острые побеги из основной группы инициируются формированием от 1 до 6 лыжников. Как правило, в этой небольшой группе собираются не самые звездные гонщики, а то и совсем неизвестные спортсмены. Команды, чьи представители оказались в отрыве, получают преимущество. Наличие лыжника в ведущей группе означает, что команде не нужно задавать темп в пелотоне, но необходимо в нем держаться. Команды без гонщиков в отрыве, если думают о победе, должны лидировать в основной группе, увеличивая скорость. Иногда эта тактика может решить исход гонки.

 

АТАКА НА ПУНКТЕ ПИТАНИЯ

Эта тактика была распространенной в прошлом - до того, как гонщики стали нести запасы питания сами. В то время лыжники полагались на получение питания от своих сервис-бригад, ожидающих спортсменов на трассе. В наши дни пояса для питья сделали гонщиков менее зависимыми от пунктов помощи, но этот прием все еще применяется в определенных ситуациях. Цель состоит в том, чтобы ускорятьься каждый раз, когда вы приближаетесь к зоне питания и таким маневром не позволять другим лыжникам дозаправиться. При постоянном использовании у ваших соперников могут закончиться запасы топлива. 

Недостаток такой тактики в больших энерготратах на частые ускорения.

(В велоспорте считается очень дурным тоном форсирование скорости на пунктах питания – прим. Ред.) 

SLIPSTREAM В ФИНИШНОМ КОРИДОРЕ («ПОРЮКЗАЧИТЬ» БЛИЖЕ К ФИНИШУ)

Эта тактика наиболее эффективно используется ближе к финишу или на промежуточном спринте, но и на всех спусках в гонке. Расстояние, которое вы должны соблюдать в потоке вслед за лыжником впереди, зависит от разных факторов, в том числе:

  • Длина спуска  — чем длиннее гора, тем больший разрыв вы можете себе позволить.
  • Скольжение ваших лыж и конкурента.  Если у вас отличное скольжение, вы можете позволить себе больший зазор, чем если бы у вас было плохое скольжение.
  • Ваш вес. Тяжелый лыжник скользит быстрее, чем легкий.
  • Погодные условия и состояние снега влияют на необходимый зазор.

Воздушный «карман» сзади дает вам заметное преимущество в скорости на спусках. Чтобы не наткнуться на впереди идущего, лучше подталкивать его за наконечники палок или слегка привставать, чтобы увеличить аэродинамическое сопротивление, тем самым замедлить скорость. Но вот, при приближении к промежуточному или основному финишу есть другие решения. Маневр состоит в том, чтобы дать гонщику впереди максимально возможный разрыв на вершине подъема, а затем броситься вдогонку и обойти его на финишной прямой. В гонках с финишем на спуске, как Jizerská50, крайне важно овладеть этой тактикой. 

ЛИДИРОВАНИЕ ДЛЯ СОКОМАНДНИКА

Это одна из наиболее часто используемых тактик в Ski Classics. Когда лыжники приближаются к промежуточному спринту или к финишу, товарищи по команде приоритетного спортсмена пытаются ускориться, чтобы растянуть группу и затруднить соперникам перемещения в группе. При этом приоритетный лыжник (лидер, фаворит команды) может драфтовать и сэкономить немного энергии. А затем, ближе к спринту или финишу, доместик (командный помощник) уходит в сторону и отпускает напарника.

 

ПОЗВОЛИТЬ ПАРТНЕРУ СДЕЛАТЬ ОТРЫВ

Эта тактика наиболее эффективно используется на узких гоночных трассах с несколькими лыжнями или когда погодные/снежные условия таковы, что некоторые колеи имеют лучшее скольжение. Марчалонга — это гонка, где лыжники должны быть настроены на эту тактику. Если нескольким лыжникам одной команды удастся выйти вперед и рассредоточиться по трассе, один из них может легко вырваться и уйти, прежде чем конкуренты успеют подхватить ускорение и присоединиться к убежавшему.

(Невольно вспоминается 30-км гонка давнишнего Кубка мира 2000 г. в Лахти. Лидировавший дуэт Михаил Иванов и Владимир Вилисов незадолго до финиша разыграли такой сценарий. Один немного «замешкался», находясь на второй позиции в пелотоне, а лидер в этот момент ускорился и убежал от группы. В итоге Иванов выиграл, Вилисов был третьим на финише. - Прим. ред.)  

 

ОТДАТЬ ПАЛКУ КАПИТАНУ КОМАНДЫ

Эта тактика стала более распространенной за последние несколько лет из-за более утонченной командной работы. У команд есть внутренняя иерархия, в которой отдается предпочтение лучшему лыжнику. При необходимости более слабые лыжники должны будут отдать палки сильнейшему напарнику, и значит, пожертвовать своей гонкой. Конечно, эта тактика будет работать, если сокомандники используют палки примерно одинаковой длины.

 

ПРИТВОРИТЕСЬ, ЧТО УСТАЛИ БОЛЬШЕ, ЧЕМ НА САМОМ ДЕЛЕ (СНОВА «РЮКЗАК»)

Это классика. Идея состоит в том, чтобы тяжело дышать и выглядеть максимально измученным, даже если это не так. Когда соперники хотят, чтобы вы заняли свою очередь впереди, вы поднимаете руки и говорите, что слишком устали, или лидируете только на короткое время, а затем замедляетесь. Цель состоит в том, чтобы экономить энергию и заставить конкурентов работать усерднее. Когда вы решите, что остальные подустали, то можно смело атаковать.

Есть бесчисленное множество историй о лыжниках, которые тусуются позади группы и никогда не выходят вперед. Они просто идут на пределе своих возможностей. Но потом, за несколько километров до финиша, именно они вырываются вперед и отрываются.

ДЕВЧАТА, ЖДИТЕ РЕБЯТ

Женщины стартуют в соревнования Ski Classics как правило чуть раньше мужчин, которые вскоре догоняют первых. В таких случаях самые сильные женщины экономят силы и ждут, пока мужчины догонят их, а затем пытаются удержаться за парнями как можно дольше, чтобы сбросить своих соперниц.

 

В БОЛЬШИХ МУЖСКИХ ПЕЛОТОНАХ «ПРЯЧЬТЕСЬ» ТАК, ЧТОБЫ ДРУГИЕ ЛЫЖНИЦЫ НЕ ЗНАЛИ, ГДЕ ВЫ НАХОДИТЕСЬ: ВПЕРЕДИ ИЛИ СЗАДИ

В некоторых гонках женщины оказываются в окружении большой группы мужчин, что иногда может сбивать с толку. Несколько сотен лыжников могут быть вместе. Применив некоторую смекалку, вы можете раствориться в толпе и продвинуться в мужском пелотоне дальше, чем другие лыжницы. Когда группа рассеется, вы получите некоторое преимущество. 

ПОЗВОЛЬТЕ КОНКУРЕНТУ ОТОРВАТЬСЯ, А ПОЗЖЕ СНОВА ВСТРЕТИТЕСЬ

Эта тактика чаще всего используется в ключевых фазах гонки при высокой скорости. Обычно эту тактику используют быстрые лыжники, которые умеют сохранять хладнокровие и расчетливость даже в изнеможении. Не слишком сбавляя скорость, они позволяют лыжнику впереди получить небольшой отрыв. Когда разрыв составляет от пяти до десяти секунд, преследователи бросаются в погоню. 

 

НАЧИНАЙТЕ БЕЗ ПИТЬЕВОГО ПОЯСА, ПОТОМ ВОЗЬМЕТЕ

Недостатком пояса для питания является дополнительный вес, который приходится тащить с собой. Особенно чувствительна такая ноша на подъемах. Поэтому в последние годы стало более распространенным планировать получение ремня на отдельных, не самых тяжелых участках трассы. Например, в Марчиалонге многие стартуют без пояса и едут без него около 20 км в гору в Канацеи. Затем получают дополнительное снаряжение и проходят с ним весь путь вниз по долине прежде, чем бросить пояс у подножия финишного подъема. 

ВЫБРАТЬ БЫСТРУЮ КОЛЕЮ

В определенных снежных условиях существуют значительные различия в скольжении по колеям, даже если лыжни расположены очень близко. Тому есть разные причины, в том числе: как солнце падает на трассу; падает ли снег с деревьев на лыжню; как сработал ратрак при подготовки колеи; как движется снегоход с телеоператором. 

Лыжники учатся распознавать эти факторы, что заставляет менять трек. В некоторых случаях гонщики предпочитают оставаться за телевизионным снегоходом, даже если другие трассы выглядят идеально. Когда снегоход движется по трассе, его снежный след смешивается с воздухом, что уменьшает трение скольжения. Это существенное преимущество особенно при падающем снеге. Эта тактика может определить исход гонки, если использовать ее незадолго до финиша. 


Перевод Кондрашов А.

P.S.  Немного не в тему, но по тому же марафонскому делу.
На днях Юстина Ковальчик выиграла длинный забег в Ливиньо – известную гонку La Sgambeda. Несколько лет этот высокогорный марафон входил в календарь SkiClassics. Победный результат польской лыжницы на дистанции 30 км соответствовал 14-му месту среди мужчин.

С наступающим Новым годом и Рождеством, Иван Иваныч!
 

22 6059 Андрей Кондрашов 23.12.2022 13:14
Рейтинг: +20 +21 -1

Чтобы оставить комментарий, зарегистрируйтесь и войдите через свою учетную запись.

Приятный для чтения и практического использования материал. Андрей, как всегда на высоте.
Ссылка Рейтинг: +7 +8 -1
23.12.2022 15:24
Спасибо, интересное чтиво)
Ссылка Рейтинг: +2 +3 -1
23.12.2022 16:45
Здорово! Вроде ничего нового (особенно когда смотришь велоспорт), но систематизировано и интересно! Про девушек не знал, что могут прятаться.
Ссылка Рейтинг: 0 +1 -1
to Bor Ki - что-то вроде этого сделала Коршгрен с Бъорген, когда убегала от неё на Вассе (19 года ?)
Про 30 км в Лахти с Владимиром и Мишей - помню, это было здорово :)
С снегоходом "мутная" тема - там много "побочек" - снежная пыль, которую он поднимает, потом выхлопы от отработанной соляры - короче на любителя :?:
Да и Юстя, конечно, красава :)
Ссылка Рейтинг: 0 +1 -1
23.12.2022 19:28
Спасибо, Андрей, за интересную статью. Правда, для меня всё сказанное всё равно прозвучало неубедительно - многое просто притянуто за уши. Как, например, "хитрая" командная задумка Иванова и Вилисова на этапе Кубка мира в Лахти в 2000-м году, где Вилисов якобы притормозил пелотон, позволив Иванову уйти в отрыв. Подозреваю, что на данном участке у Володи просто закончились силы, или силы ещё были (самые последние), но Иванов совершил рывок, который Вилисов поддержать уже не сумел и отсёк таким образом (нечаянно!) группу преследователей. Уверен в собственной правоте на 99%, оставляя 1% на чудо командной борьбы :) .

В последние годы обращают на себя внимание многочисленные попытки увидеть признаки командной борьбы в лыжных гонках, но мне кажется, что это преувеличение, стремление выдать желаемое за действительное. Иные по сравнению с велосипедом скорости просто не позволяют реализовывать эти сценарии в лыжных гонках.

Автор статьи (не переводчик, а автор) просто развлекает публику возможными гипотезами, собственными толкованиями тех или иных ситуаций, практически всё притягивая за уши именно что для развлечения публики. Готов разобрать пункт за пунктом всю эту статью, но не уверен, что это кому бы то ни было нужно.

И да, вспоминайте Юрия Михайловича Каминского, который при разговоре о командной тактике в лыжных гонках лишь сдержанно улыбнулся:

- Ну как вы заставите, например, участника финала чемпионата мира работать на какого-то там лидера, если у человека самого есть как минимум шанс подняться на пьедестал почёта, а как максимум, при определённых условиях, и победить?

Понятно, что в Ски Классикс в некоторых случаях (но только в некоторых!) некие признаки командной тактики есть. Из очевидного - спурты на промежуточных финишах россиян на последних этапах позапрошлого сезона, когда они пытались  отобрать горные очки у конкурентов Ермила, боровшегося тогда за майку горного короля. Но эти спурты и попытки отобрать очки были возможны лишь потому, что нашим гонщикам на тех этапах в личном зачёте уже ничего не светило (а Ермилу светила майка горного короля). Если бы светило, никто бы даже не дёрнулся, а спокойно шёл к своей личной победе или подиуму.

Но всё равно, Андрей, спасибо, было интересно :)
Ссылка Рейтинг: +8 +10 -2
" С снегоходом "мутная" тема - там много "побочек" - снежная пыль, которую он поднимает, потом выхлопы от отработанной соляры - короче на любителя "

Не знал, что снегоходы работают на солярке.
А побег с мужиками частенько использовала Бритта Норгрен.  
Ссылка Рейтинг: +1 +2 -1
23.12.2022 21:37
Солярка, бензин - не суть. Выхлоп то есть. Статья очевидная, секреты никто не выдаёт. Любые хитрости в ходу, и порюкзачить можно. Одно ненавижу - участников на классическом старте в коньковых ботинках и лыжах. Классовые враги для меня.  
Ссылка Рейтинг: -4 +3 -7
Не представляю, как можно в жёстких коньковых ботинках приподниматься на носки. Может всё же в ботинках комби? Элита ведь в комби бегает. В основном думаю из-за того, что они более тёплые, чем классические ботинки. На роллерах из-за устойчивости используют комби, я и сам иногда тоже. Но на лыжах не вижу смысла, устойчивость хорошая, тем более в современных ботинках. А то, что комби теплее из-за обхвата щиколотки, уверен. Ну а лыжи какие быстрее, те и используют.
Так что зачем же сразу - "враги"? Мы все на лыжне "братья".

А по теме, так давно вижу, как сокамандники не пускаются вдогонку за убежавшим в отрыв. Это особенно было видно по команде Окландов, с дисциплиной у них всё в порядке. Помню, как молодой Кардин ушёл в отрыв чуть ли не в начале марафона и его отпустили. А Элиассен был в форме и запросто мог убежать с Оскаром, но нельзя. И пока отрыв не достиг нескольких минут, так все и ехали толпой. Когда стало ясно, что Кардин уже выиграл, тогда понеслись. Но финиш у Петтера как обычно был. Конечно, для команды не имеет значение, кто выиграет, а вот лично для человека это огромное значение - бороться за победу или за 4 место.
Ссылка Рейтинг: +4 +5 -1
Правда, для меня всё сказанное всё равно прозвучало неубедительно - многое просто притянуто за уши
Жаль, Иван Иваныч, что ты навсегда остался в олдскульной лыжной секте. Жаль, что известного (скорее даже - легендарного) финского ультрамарафонца Теему Виртанена, автора этой статьи, главного редактора skiclassics.com ты воспринимаешь юмористом. В медиакоманде Скиклассикс в этом году появился Anders Aukland, который наверняка принимал консультативное участие в подготовке этого материала. При всем моем большом уважении к Юре Каминскому, он - не игрок, не специалист на этой поляне лыжных марафонов. Про его заблуждения, в том числе представленные в его книжке, я тебе много рассказывал.  
Но больше всего жалко, что свой большой марафонский резерв, ты так не сможешь раскрыть и реализовать из-за своей ортодоксальной лыжной религии.    
П.С. готов устроить батл-дебаты между тобой и Виртаненом или Андерсом (меня ты давно со счетов сбросил). Наверное, придется подождать какое-то время по  понятным причинам. Зато у тебя будет время для усиления догматов. Возьмешь в помощники Каминского. Согласен ?
Ссылка Рейтинг: +6 +8 -2
24.12.2022 12:33
Согласен с Иваном Исаевым, что многое притянуто за уши. Некоторые приемы не имеют отношения к командной тактике, например: рюкзачество, выбор лыжни, спурт на пункте питания и пресловутый снегоход. Где тут командные действия? Только если водитель снегохода член команды?) Опять же, женщины садятся на хвост мужчинам вне зависимости от командной принадлежности, прячутся в колонне так же.
Отдельно (для Ивана Исаева) хотел бы отметить, что командные действия обеспечиваются жёсткой внутрикомандной дисциплиной, которая, в свою очередь, тесно связана с бюджетом команд и суммой контрактов). При должном финансировании командные действия возможны и в ущерб личным интересам спортсмена даже в условиях ЧМ и ОИ).
Ссылка Рейтинг: +2 +4 -2
Димо КО,
будьте, пжлст, внимательнее. Заголовок статьи "Тактики команд .... ", а не "командные взаимодействия" . Среди перечисленных приемов несколько примеров командных действий. Если нужно красным цветом выделить эти позиции, то могу за авторов это сделать.
Ссылка Рейтинг: +3 +6 -3
24.12.2022 13:22
Уважаемый Андрей, впредь прошу быть более внимательным при написании моего имени (могу выделить красным).
По существу.
1. В моем посте слово "многое" как раз и означает, что  не все притянуто за уши, кое-что есть по делу. Согласны?
2. Тактика команд, командная тактика, командные взаимодействия- все это по сути одно и то же. Не так ли? Вы играете словами. Например, слова "марафон" в заголовке оригинала тоже нет, но, тем не менее, смысл Вашего перевода всем понятен.
С уважением.
Ссылка Рейтинг: +1 +5 -4
Премногоуважаемый Дима КО, примите мои глубочайшие извинения за мою менее внимательность по отношению к Вашему имени. Прошу впредь, если Вам не составит труда, специально для меня выделять красным то, на что нужно обратить мое внимание и согласие. Заранее спасибо.
С глубочайшим уважением.  
Ссылка Рейтинг: +4 +6 -2
24.12.2022 14:01
Уважаемый Андрей, есть ли что-то по существу, например по п.п. 1 и 2? Без общего понимания терминов дискуссии обречены на провал.
Ссылка Рейтинг: -3 0 -3
Уважаемый Андрей, есть ли что-то по существу, например по п.п. 1 и 2?
См.  исх. статью Pro Team Tactics For Long-Dictance Skiing  
Ссылка Рейтинг: +2 +2 0
24.12.2022 15:13
Если кому-то интересно, можем обсудить понятие "командная тактика" (КТ). Для начала предложу один из вариантов возможного общего определения.
КТ- взаимосогласованные действия спортсменов (и тренерского штаба) для достижения заданного спортивного результата.
P.S. Насчёт тренерского штаба пока не уверен.
Ссылка Рейтинг: -1 0 -1
Спасибо. Небольшое замечание. Более тяжёлый лыжник не скользит лучше на спуске, а на него действует бОльшая сила тяжести равная g " m. И при равных силах аэродинамического сопротивления более тяжёлый имеет преимущество.
Ссылка Рейтинг: +1 +5 -4
мальчишки ,, не надо спорить! тема то для разговора,причем за чашечкой чего то вкусненького, а не для переписки здесь.
Ссылка Рейтинг: +5 +5 0
24.12.2022 18:45
Андрей Кондрашов 560 24.12.2022 11:59

...П.С. готов устроить батл-дебаты между тобой и Виртаненом или Андерсом (меня ты давно со счетов сбросил). Наверное, придется подождать какое-то время по  понятным причинам. Зато у тебя будет время для усиления догматов. Возьмешь в помощники Каминского. Согласен ?
Да нет, конечно, Андрей, не согласен. В прежние времена можно было бы и поржать с участием Теему и Андерса, а сейчас не до смеха и, подозреваю, ещё долго будет не до смеха. Так что давай как-нибудь без Виртанена и Окланда...
Ссылка Рейтинг: +4 +6 -2
ещё раз согласен с Иваном ....
Ссылка Рейтинг: +2 +2 0
Хорошая статья. Она про СкиКлассик, что очевидно из заголовка. Хотя ряд рекомендаций работает не только в марафонах.
Что касается элементов командной тактики, то они были заметны в прошлых сезонах во время трансляции гонок СкиКлассик на нашем ТВ. Пусть, конечно, и не в той мере, как это бывает на велосипедных гонках. Но надеяться увидеть подобное на этапах КМ вряд ли возможно. Здесь каждый гонщик работает прежде всего на себя. Хотя помню случай, когда Спицов или Червоткин отдал свою палку Большунову, т.е. сработал на лидера в ущерб себе.
Про коньковые ботинки в ДП. Они для многих (может не для всех) удобней в ДП, причем не только при использовании коньковых лыж, но и в случае, когда на откатке отобрались классические лыжи. Это и собственный опыт, и опыт многих лыжников. К тому же на марафонах трудно, да и практически нереально, во всей гонке все время подпрыгивать на носках. Такой стиль уместен только на коротких ускорениях. Но и в этом случае коньковые ботинки вполне работоспособны, ведь здесь существенно не напрыгивание, а подъем колодки.
Ссылка Рейтинг: +5 +5 0
25.12.2022 13:43
Согласен с ИИ — звучит как полная муть.
1) НЕ ПРЕСЛЕДУЙТЕ ПАРТНЕРА ПО КОМАНДЕ. «Капитан очевидность». Полупассивная тактика: работает только, если кто-то смог сделать отрыв и если оппоненты сами не могут догнать.
2) АТАКА НА ПУНКТЕ ПИТАНИЯ. Полупассивная тактика — зависит от действий оппонентов + неочевидна для профи-команд, где процесс питания репетируют / обеспечивают не хуже пит-стопов в Ф-1.
3) SLIPSTREAM В ФИНИШНОМ КОРИДОРЕ («ПОРЮКЗАЧИТЬ» БЛИЖЕ К ФИНИШУ). Причем здесь команда? В чем «командность» тактики? Или вся команда рюкзачит за одним?
ИМХО, индивидуальные тактические действия + несистемная (трудно запланировать / гарантированно реализовать)
4) ЛИДИРОВАНИЕ ДЛЯ СОКОМАНДНИКА. Так никто и не доказал предсказуемую возможность драфтинга в ЛС. К командной тактике уверенно можно отнести борьбу за отъем бонусных очков / секунд у соперников.
5) ПОЗВОЛИТЬ ПАРТНЕРУ СДЕЛАТЬ ОТРЫВ. Ну наверное и при условии, что есть понятное удобное место, к которому нужно готовиться. При этом, в отличие от вело-, где можно реально командой «сэкономить» лидера под атаку в «нужном» месте, в ЛС это пока выглядит малореальным.
6) ОТДАТЬ ПАЛКУ КАПИТАНУ КОМАНДЫ. Это не тактика — это поступок.
7) ПРИТВОРИТЕСЬ, ЧТО УСТАЛИ БОЛЬШЕ, ЧЕМ НА САМОМ ДЕЛЕ (СНОВА «РЮКЗАК») - в чем здесь командность?
8) ДЕВЧАТА, ЖДИТЕ РЕБЯТ — в чем здесь командность? ИМХО, индивидуальные тактические действия
9) В БОЛЬШИХ МУЖСКИХ ПЕЛОТОНАХ «ПРЯЧЬТЕСЬ» ТАК, ЧТОБЫ ДРУГИЕ ЛЫЖНИЦЫ НЕ ЗНАЛИ, ГДЕ ВЫ НАХОДИТЕСЬ: ВПЕРЕДИ ИЛИ СЗАДИ. В чем здесь командность? ИМХО, индивидуальные тактические действия
10) ПОЗВОЛЬТЕ КОНКУРЕНТУ ОТОРВАТЬСЯ, А ПОЗЖЕ СНОВА ВСТРЕТИТЕСЬ — в чем здесь командность? ИМХО, индивидуальные тактические действия
11) НАЧИНАЙТЕ БЕЗ ПИТЬЕВОГО ПОЯСА, ПОТОМ ВОЗЬМЕТЕ. Это не тактические действия «во время», а планирование гонки «до». Надо тогда написать про правильную расстановку пунктов питания и т. п. - это же никто не относит к «тактическим действиям»
12) ВЫБРАТЬ БЫСТРУЮ КОЛЕЮ. В чем здесь командность? ИМХО, индивидуальная техническая выучка + мозги.

Итого, от силы 2.5 примера, которые скорее можно отнести к априорным «правилам» поведения «в случае наступления соответствующего обстоятельства» в любой конке, чем к тактике «на данную гонку»
Ссылка Рейтинг: +1 +4 -3