Прямая линия со смазчиками сборной команды России

Итак, представляем вашему вниманию прямую линию со смазчиками сборной команды России по лыжным гонкам. Помимо Юрия Фролина, выбранного вами июньским собеседником www.skisport.ru, на некоторые вопросы читателей также согласились ответить Виктор Чуркин и Виктор Смирнов. Благодарим всю сервис-группу за содействие и терпение, проявленное во время интервью.
Иван Бездомный (jon_duo@mail.ru) , 19-06-2006 01:41

- Здравствуйте, Юрий. Раз уж я первый, кто хочет у вас спросить что-либо, то легкий вопрос для разминки. Хотя, несмотря на свою простоту, он в конце каждой зимы встает ребром на форуме =)! Нужно ли парафинить лыжи на лето? Это обязательно или добровольно/по желанию?


Ю.Ф.: Для меня вопрос «парафинить или нет» вообще не стоит. В ранней юности я имел печальный опыт не запарафинить на лето единственную пару беговых лыж... В результате пластик высох, и никакая циклёвка не помогла этим лыжам вернуть первозданный вид. В дальнейшем я таких ошибок не допускал и вам тоже советую не рисковать.

- Что значит «пластик высох»? Вы можете рассказать подробнее?

Ю.Ф.: Поверхность стала ворсистая. Обработка циклей не придавала желаемого эффекта. Обработка парафином также не могла ничего изменить. Лыжи потеряли свою универсальность и работали только на определённый снег и погоду.

- Если да, то для чего и чем лучше? Базовыми, графитовыми или фтористыми парафинами?

Ю.Ф.: С целью сохранения пластика, я не вижу разницы, каким парафином обрабатывать лыжи на лето. Но всё-таки для бОльшего «полезного» эффекта я считаю, что лучше использовать парафин, содержащий фтор, чтобы за счёт диффузии молекул пластик насыщался фтором всё это время. Ведь не просто так некоторые производители выпускают лыжи с пластиком Cera F.

- Надо ли в течении лета/осени их перепарафинивать? Будет ли от этого толк пластику или это будет просто плавление денег? Мое мнение - современным топовым пластиковым лыжам это ни к чему. Я прав? =)

Ю.Ф.: Я считаю, что достаточно один раз по окончании сезона хорошим слоем оплавить скользящую поверхность. Что касается вашего предположения о топовых лыжах, то это неправда. Топовые лыжи ни чем не отличаются пластиком от серийных. Главная причина того, что пластик на них, возможно, более чёрный и гладкий – это то, что основную часть их использования лыжи находятся в парафине. Мы работаем с инвентарём очень много, ухаживаем за ним, поэтому он и становится «топовым» (улыбается).
***


Айрат Хадыев (ekoprom@yandex.ru) , 19-06-2006 08:05

Много вопросов, по порядку:
- Есть ли принципиальные различия между смазкой горных лыж и беговых (на конек, естественно)?


В.С.: Есть, и они продиктованы различными условиями, при которых используются лыжи и проводятся соревнования.

Ю.Ф.: Я не специалист в области горных лыж, поэтому не могу сказать, чем наша беговая смазка отличается от горнолыжной.

В.Ч.: Принципиальных различий нет. Только в горных лыжах имеется своя линия парафинов, и порошками горнолыжники пользуются редко - больше ускорителями.

- Какие НИИ и учреждения ведут исследования в РФ в направлении разработки парафинов и мазей? Какие отношения ФЛГР и ними?

Ю.Ф.: Когда наступили тяжёлые времена, и люди начали считать деньги, то государство отказалось от финансирования и более важных проектов в стране... В данный момент в области разработки мазей никакие исследования со стороны государства не ведутся. Этим занимаются энтузиасты своего дела. Соответственно, если на государственном уровне нет никакой программы, то и отношений с ФЛГР тоже никаких нет.

В.С.: Все разработки и производство ведутся частными предпринимателями, которые вкладывают в это свои деньги и время.

- Что принципиально нового может появиться в ближайшие 10-15 лет в этом направлении? Лично ваши прогнозы?

В.С.:
Всё зависит от их энтузиазма (улыбается).

В.Ч.: Здесь можно говорить много. В России ведётся большая работа по разработке и опробованию (откатке) новых мазей, порошков, эмульсий и методик их нанесения на лыжи. Только это не НИИ и госучреждения, а частные небольшие фирмы, производящие лыжные смазки. Если конкретно, то это такие фирмы, как ФЕСТА, УКТУС, VORTEX, ZET, 9 ЭЛЕМЕНТ, ДИАЛАН. К сезону набираются десятки образцов, которые мы откатываем. Среди них попадаются очень достойные варианты, и мы ежегодно приобретаем их у отечественных производителей. Мы имеем в своём арсенале наши мази, порошки, эмульсии... Применяем их при определённых погодных условиях, и не редко имеем при этом преимущество. Кроме сборной команды, производителями ведётся работа и на местах, по внедрению нового, расширению старого ассортимента. Чепалов Анатолий Михайлович и его небольшая сервис-группа также много работают с отечественными смазками. Контрактов у ФЛГР с отечественными лыжными фирмами нет, но работать с ними никто не запрещает. Из НИИ в этом сезоне пыталось работать с нами ВИСТИ, предлагали отдать нам лыжи на бомбардировку атомами в реакторе, но предыдущая практика положительных результатов не имела, поэтому мы отказались.

Что касается прогнозов и тенденций в ближайшие годы, то уже очень скоро появятся новые смазки, сделанные по NANO-технологии. Это должно изменить и процесс обработки лыж. Чепалов А.М. привлёк к работе в сборной команде Зайцева Юру - это "Кулибин" лыжных технологий. Его детище - ультразвуковой утюг – возможно, даст новое направление в обработке лыж.

Турин-2006. Смазочная кабина российской сборной. Фото на память. Слева направо, верхний ряд: Алексей Прокуроров, Александр Воронин, Евгений Лопухов, Виктор Чуркин, Юрий Фролин. Нижний ряд: Евгений Дуркин, Михаил Сибирцев, Виктор Смирнов. Фото: И.Исаев
Турин-2006. Смазочная кабина российской сборной. Фото на память. Слева направо, верхний ряд: Алексей Прокуроров, Александр Воронин, Евгений Лопухов, Виктор Чуркин, Юрий Фролин. Нижний ряд: Евгений Дуркин, Михаил Сибирцев, Виктор Смирнов. Фото: И.Исаев

- Бывают ли случаи, когда "дилетанты от смазки" или сами лыжники лучше "попадают" в мазь? Или случайности исключены?

Ю.Ф.:
Исключения бывают в любом правиле. Достаточно высокие профессионалы, к коим я себя пока не отношу, бывает, не попадают в мазь, а люди, располагающие 1-2 вариантами на данные погодные условия, подбирают вариант, который оказывается лучше. То есть, от безысходности они оказываются в более выгодном положении.

В.Ч.: А на мой взгляд, всё-таки это маловероятно. Дилетанты и спортсмены не имеют возможности качественного тестирования смазок перед соревнованиями - попасть точно в вариант практически невозможно, хотя теоретически...

В.С.: Также считаю, что случайности исключены. За любым таким случаем стоит хоть какой-то, но опыт.

- Расскажите про керосин.

В.Ч.: Речь идёт о солярке? На международных соревнованиях она запрещена экологами, и к тому же стоит на подготовленных лыжах проехать по солярке, как вся смазка растворяется.

Ю.Ф.: Керосин – это углеводородное соединение, продукт перегонки тяжёлых нефтепродуктов. Формулу, к сожалению, привести не могу – с органической химией я не в ладах (смеётся). Применяется как топливо и как растворитель…

- А ещё применяется как ускоритель в лыжных гонках…

Ю.Ф.: (улыбается) Да, применяется и в лыжных гонках. Но, скорее всего, вы имеете в виду не керосин, а именно солярку. Она официально запрещена на соревнованиях. В своей недолгой практике на должности смазчика сборной я ни разу солярку не применял. Когда ещё сам выступал на соревнованиях и когда она ещё не была запрещена правилами, иногда её использовал, и это давало очень большую прибавку в скорости. Правда, со своими недостатками: после приблизительно 500-700 метров лыжи вставали колом, и необходимо было заново их смазывать. В наши дни спортсменов, применяющих солярку для улучшения скольжения, дисквалифицируют, если я не ошибаюсь, по пункту «оказание помощи на дистанции», а по существующим правилам любая помощь запрещена.

- Как вы оцените "соперничество" запада и наших в этом деле. Ваш рейтинг (по странам) "продвинутости" в этих делах.

В.С.: Россия далеко не на первом месте. Впереди Норвегия, Италия, Германия, Финляндия…

В.Ч.: Сравнение западных лыжных больших фирм и наших «фирмочек» не в нашу пользу. Но есть наши смазки, не уступающие и даже превосходящие импорт, поэтому всё чаще иностранные сервисмены подходят и просят посодействовать в приобретении продукции отечественных производителей.

Ю.Ф.: Мы отстаём, потому что, как уже здесь прозвучало, у нас нет ни одного специализированного НИИ. Но это не значит, что в России нет своих производителей. Продукцию отечественных партнёров мы часто используем на самых крупных соревнованиях.

- Например…

Ю.Ф.: В этом году мы использовали эмульсии и порошки ФЭСТА, мази и эмульсии УКТУС, порошки и эмульсии ВОРТЕКС. Некоторые из перечисленных не уступали, а порой и превосходили в определённых погодных условиях свои зарубежные аналоги. Например, в Мурманске на Празднике Севера мы тестировали «9 элемент», и он обыграл Swix Cera.

- Даже на Олимпиаде вы использовали продукцию отечественных производителей?

Ю.Ф.: Да, а что в этом необычного? В том числе и в Турине. Ни для кого также не секрет, что в женской эстафете в Оберстдорфе лыжи спортсменкам готовили УКТУСом. А уж кирово-чепецкие эмульсии мы используем вообще на всех международных стартах, и если они работают, то готовим ими гоночные пары.

- Бывают ли разногласия между вами и лыжниками, предъявляют ли к вам претензии? (В вопросах смазки).

В.С.:
Бывают, но редко. Не более 2-3 раз за сезон.

В.Ч.: Конечно, претензии у спортсменов бывают на некачественно подготовленные лыжи, но мы стараемся, чтобы это было как можно реже.

Ю.Ф.: Когда действительно бывают промахи, хотя они бывают очень редко, нам не обязательно предъявлять претензии, потому что мы сами признаём свои ошибки и объясняем причины.

- Как вы считаете, могут ли настать времена, когда появится орган, аналогичный ВАДА, только контролирующий вопросы применения ультратехнологичных методов смазки? Или это из области фантастики?

В.Ч.:
Это из области фантастики.

Ю.Ф.: Прогресс не остановить, поэтому разработки передовых технологий как велись, так и будут вестись дальше. Применятся будут всегда лучшие смазки, потому что борьба сегодня ведётся за десятые доли секунды. Пока такая жёсткая конкуренция будет существовать, определение сильнейших будет вестись не только среди спортсменов, но и среди производителей инвентаря, смазки, экипировки и др.

В.С.: На мой взгляд, такие времена не наступят, потому что спорт - это целая индустрия, работающая на результат, где цена - победа.

- Какие марки лыж более капризны, а какие более универсальны к смазке, и с какими лыжами вы любите больше работать?

Ю.Ф.:
Наверное, всё зависит от нанесённой на эти лыжи смазки. Это в большей степени будет являться лимитирующим фактором, нежели фирма-производитель. А работать мне нравится с лыжами Madshus, потому что они поступают с фабрики с идеально ровной красивой структурой и качественным пластиком по всей скользящей поверхности.

В.С.: Я люблю работать с Fischer и с Atomic

Турин-2006. Тестовые лыжи сборной России. В тот год в сборной их было 11 пар. Все – «Atomic» с очень близкими характеристиками по работе и скольжению. Именно их и использовали для определения лучших парафинов и порошков. Фото: И.Исаев
Турин-2006. Тестовые лыжи сборной России. В тот год в сборной их было 11 пар. Все – «Atomic» с очень близкими характеристиками по работе и скольжению. Именно их и использовали для определения лучших парафинов и порошков. Фото: И.Исаев

- Скажите, пожалуйста, каким составом и в какой последовательности снимаете старые парафин и мазь.

Ю.Ф.: «Старым» парафин у нас не может быть по определению, потому что он у нас на лыжах долго не лежит... Наверное, имеется в виду парафин, на котором провели одну тренировку или пробежали гонку. Тогда его достаточно убрать металлической щёткой. Затем уже «почистить» лыжи. А мазь снимается традиционным способом – смывкой. Из смывок мне больше всего нравится Swix, потому что она медленнее испаряется, а следовательно лучше снимает мазь. Другие смывки очень быстро высыхают и уже после того, как несколько раз провёл по колодке, тряпка становится сухой. К тому же смывки Swix меньше сушат скользящую поверхность лыжи, чем аналоги других производителей.

- В общих чертах расскажите, пожалуйста, основные принципы подготовки лыж на сверхмарафоны: Вассалоппет, например. Здесь ведь и классика, и 90 км, тут ведь принцип "толще и гуще" не совсем работает?

Ю.Ф.:
В моей жизни был всего один Вассалоппет, поэтому опыта в этом плане у меня пока ещё нет. Относительно неплохие варианты смазки, с которыми мы вышли с Андреем Нутрихиным на старт в Швеции, были выбраны, исходя из прошедшей накануне женской гонки, а также тестирования накануне соревнований. Что касается количества слоёв мази, то это определяется состоянием лыжни. Если лыжня жёсткая, то не обойтись и без грунта. А вообще сверхмарафонская дистанция сильно не отличается в подготовке лыж от обычной короткой гонки.
***


Михаил Зарицкий (Zaritsky@rambler.ru) , 19-06-2006 10:46

Традиционные для форума вопросы:
- Как часто в сборной применяют циклевку? Какие цикли используют? Бегают ли на «голых» лыжах?

В.Ч.:
На «голых» лыжах в сборной команде не бегают. Цикли применяем, но редко. Спортсмены имеют одну пару процикленных лыж (конёк и классика) для очень сильного мороза. Цикли, имеющиеся в распоряжении, сделаны из специальной стали заточки г.Екатеринбурга.

Ю.Ф.: За проведённый мною один сезон в качестве смазчика сборной страны также не было ни одного случая, когда спортсмены выходили на гонку на «голых» лыжах. Имеется в виду сразу после циклёвки. И вообще случаи циклёвки лыж у нас в команде единичные, потому что на всех парах лежит определённая структура. Мы прибегаем к циклёвке только в том случае, если спортсмен сам изъявил желание.

В.С.: Вместо циклёвки мы наносим необходимый штайшлиф. Проводимые тесты "голых" лыж, по сравнению с приготовленными, не впечатляют... Соответственно, их в практике не используем.

- Вы не считаете, что за сезон структура может устареть? Или лыжи сразу выбрасываются в таком случае?

Ю.Ф.: Если в течение сезона какая-то конкретная пара лыж достаточно востребована, и спортсмен выступает на ней в нескольких гонках, то структура на неё наносится, как минимум, два раза за зиму.

- Прямо поверх старой? Без циклёвки?

Ю.Ф.: Если я правильно понимаю процедуру нанесения штайншлифа, то сначала по лыже проходят специальным камнем, снимающим с неё старую структуру, и только потом уже наносят заказанный рисунок штайншлифа. Отсюда следует, что циклить лыжи не обязательно. В этом году мы опробовали много машин, установленных на различных фабриках. Спортсмены уже сделали свой выбор в пользу определённого производителя. Могу сказать, что хороший штайншлиф делают в Италии в Предаццо.

- На нашем сайте очень долго велось обсуждение темы «циклить или парафинить?»… Главный вопрос заключался в том, имеет ли смысл бежать гонку на свежепроциклинных лыжах без насыщения парафином и нанесения на них мазей скольжения. Как вы считаете? Может быть, это действительно даст прибавку в скорости, когда трасса, например, очень грязная?

Ю.Ф.: Однажды мой друг бежал гонку на абсолютно «голых» свежепроцикленных лыжах, и они ехали на порядок лучше, чем у остальных. Трасса, кстати, была чистая (улыбается).

- Так всё-таки давайте определимся, стоит или не стоит… А то в сборной на «голых» лыжах никто не бегает, а ваш друг, тем не менее, всех на них обкатывал…

Ю.Ф.: И вновь я акцентирую внимание на том, что в каждом правиле есть исключения. Если есть возможность приготовить на гонку несколько пар лыж, одну из которых просто проциклить и оставить незапарафиненной, то это самый лучший вариант. Потом при «откатке» будет возможность выбора… Так как я сам в своей практике ни разу не пытался выступать на «голых» лыжах, то порекомендовать циклить лыжи пред гонкой я не могу.
***


v. s. (vlad2k@pochtamt.ru) , 19-06-2006 10:56

Здравствуйте, Юрий! Скажите, пожалуйста, что лучше после покупки лыж:
1) Пользоваться готовым, уже нанесенным промышленным способом штайншлифом;
2) Нанести штайншлиф самому в каком-нибудь сервисном центре (и если можно, скажите где?);
3) Не использовать штайншлифт, наносить структуру накатками?

Ю.Ф.:
С завода лыжи выходят с универсальной структурой, но не всегда эта структура является подходящей, поэтому все варианты могут подойти. Всё зависит от потребностей. Можно нанести структуру по рекомендации на удачной машине. Можно проциклить и наносить по погодным условиям накатку. Ведь нанесение штайншлифа – это всё-таки дорогое удовольствие… А можно нанести структуру и всё равно наносить потом накатку. Одно другому не мешает.

В.С.: Заводская структура - не лучший вариант. Лучше нанести штайшлиф на среднестатистическую для данного региона погоду, если в наличии одна пара.
***


Максим Чуриков (korolev@eleron.ru) , 19-06-2006 11:32

- Уважаемый Юрий, расскажите, если можно, подробно, пошагово о процессе подготовки коньковых лыж.
1. Чистка: сколько раз, даете ли остыть, какие щетки используете?
2. Основной парафин
3. Самое интересное о порошках: как сыпете, как ведете утюг (по всей «скользячке» или сбоку от желобка), с какой скоростью (то, как рекомендуют производители, т.е. за несколько секунд проходить всю лыжу, не дает "звездный" результат), как проводите финишную обработку?
Понимаю, что тонкостей много, но м.б., как практик, вы поделитесь с любителями?

Ю.Ф.:
Рассказав о методике подготовки лыж, я, наверное, не открою ни для кого Америки, потому что всё делается традиционными способами. Так как нам лыжи достаются достаточно «чистыми», то особой необходимости в том, чтобы их «промывать» много раз нет. Это лыжи либо с откатки, которые проехали пару сотен метров, либо с гонки, которая проходила по хорошо подготовленной трассе. Даже после гонки двух раз вполне достаточно, чтобы вычистить всю грязь из пор. Производители штайншлифов рекомендуют давать парафину остывать, чтобы не нарушать структуру лыж, подверженную деформации в нагретом состоянии острой пластмассовой циклей.

- А ведь говорят, что именно при чистке рекомендуется снимать парафин горячим?..

Ю.Ф.: Это бессмысленно, потому что при плавлении парафина он, так или иначе, попадает в поры скользящей поверхности. Излишки удаляются щётками. Некоторое исключение составляют жёсткие морозные парафины. А если есть вероятность повредить штайншлиф, то лучше уж подождать некоторое время, пока парафин остынет.

В.С.: На словах подготовку лыж не объяснить. Процесс хоть и несложен, но и не так прост. Порошка хватает на 4-5 пар. Температуру плавления производитель указывает на упаковке, и желательно её соблюдать и не перегревать лыжу.

Турин-2006. За соседним столом расположились Виктор Смирнов и Евгений Дуркин. Фото: И.Исаев
Турин-2006. За соседним столом расположились Виктор Смирнов и Евгений Дуркин. Фото: И.Исаев

- А какие щётки используются?

Ю.Ф.: Для более тщательного удаления парафина при «чистке» используется щётка с тонкометаллической щетиной. Если необходимо оставить гоночный парафин в порах, то нужно использовать нейлоновую щётку. Я придерживаюсь той точки зрения, что чистящий парафин не должен отличаться по погоде от базового, поэтому советовал бы даже чистить лыжи перед соревнованиями парафином из того же температурного диапазона, что и гоночный.

- Лично я чищу лыжи всегда тёплым дешёвым парафином, который не жалко… Он легче наносится, чем морозный, а также это не сильно бьёт по карману. Это неправильно?

Ю.Ф.: Если гонка будет проходить в мороз, то это может пойти в ущерб результату, даже несмотря на то, что вы всё вычистите железной щёткой и сверху закроете лыжу более холодным парафином. Это моё личное мнение.

- Ну, и самое интересное… Порошки…

Ю.Ф.: Сколько сыпать?.. Производители рекомендуют 30-граммовую упаковку рассыпать на 3-4 пары лыж, но фактически её хватает на 5. Примерно из этого расчёта и сыпем. Я стараюсь оплавить порошок одним движением утюга, так как существует вероятность сжечь скользящую поверхность. Утюг при этом должен быть достаточно горячим. Но иногда при этом действительно не достигается «звёздный» эффект. Если следовать последним рекомендациям производителей, то порошок можно полностью не расплавлять. Его можно оставить в таком состоянии.
***


В. Белов (v.belov@nnov.intercolor.ru) , 19-06-2006 11:45

- Привет Юра! У самого-то время остается потренироваться? Собираешься ли еще погонять для души? :-)

Ю.Ф.:
Профессионально тренироваться времени уже не остаётся…

…- Но это не мешает вам попадать в десятку сильнейших на крупнейшем марафоне Праздника Севера…

Ю.Ф.: (улыбается) На дистанциях 50 километров и выше «терпёжки» у меня пока ещё хватает…

- Кстати, в начале сезона на контрольной тренировке в Рамзау вы пробежали в одно время с Максимом Булгаковым и проиграли будущему олимпийскому чемпиону, победителю контрольной, Евгению Дементьеву, меньше минуты на 12 километрах… Результат, прямо скажем, для смазчика сборной более чем хороший. Как часто вы тогда тренировались?

Ю.Ф.: В принципе, с конца октября до начала первых этапов Кубка мира я всегда успевал проводить по одной тренировке в день. График работы был довольно свободный, поэтому было время на физическую подготовку. Когда идут соревнования, то за редким исключением удаётся потренироваться 1-2 раза в неделю, как говорится, «для души», а в остальном, сказывается то, что я всё время на лыжах… Пробую, откатываю, выбираю лучшую смазку… Это ведь тоже какая-никакая нагрузка.
***


Айрат Хадыев (ekoprom@yandex.ru) , 19-06-2006 15:52

Скорее всего, не нашего ума дело, но вопрос задам В.Смирнову… Озвучьте, пожалуйста, цифры в деньгах, которые фигурируют в вопросах подготовки лыж:
- Сколько выделяется у нас и у "них" от бюджета или нет такого понятия?

В.С.:
Не знаю, как "у них", а у нас на смазку уходит 25-30 тысяч евро, из которых больше половины SWIX, START, MAPLUS предоставляют по контрактным обязательствам. Остальное у них и у других производителей приобретается за "живые" деньги.

- Какая сумма в рублях необходима средней руки лыжнику, чтобы иметь «джентельменский» набор для подготовки лыж?

В.С.: Всё зависит от финансового достатка и уровня амбиций. От 6 до 30 тысяч рублей.

- В ходу ли как раньше, "фарца" между лыжниками, сервисменами из разных стран?

В.С.:
На лыжне соревнуются не только спортсмены и их сервис-группы, но и производители лыж, лыжных смазок. Они, как и спортсмены, тоже пытаются определить лучшего.

- Вообще, практикуется ли раскрытие секретов между группами сервисменов или это тайна за семью печатями, или это вопрос "полноты налитого стакана"?

В.С.:
Как и во многих видах деятельности существует профессиональная тайна.
***


Модест Соловьев (smodest@yandex.ru) , 19-06-2006 16:07

- Сколько порошка вы расходуете на подготовку одной пары лыж для гонки.

Ю.Ф.:
Как мы уже говорили, банки порошка хватает, в среднем, на 4-5 пар лыж.
***

Турин-2006. Процесс пошёл. Мне велели оставаться в кабине не более минуты после того, как начали плавить порошки. На переднем плане – Алексей Прокуроров, в глубине кадра слева – Виктор Чуркин, справа – Юрий Фролин. Фото: И.Исаев
Турин-2006. Процесс пошёл. Мне велели оставаться в кабине не более минуты после того, как начали плавить порошки. На переднем плане – Алексей Прокуроров, в глубине кадра слева – Виктор Чуркин, справа – Юрий Фролин. Фото: И.Исаев


Александр Вертышев (avertyshev@mail.ru) , 19-06-2006 16:37

- Насколько широко применяются накатки для подготовки лыж на уровне сборной?

Ю.Ф.:
Мы очень часто используем накатки при подготовке лыж. Это накатки производства Юрия Зайцева. В народе их ещё называют «владимирскими». Я считаю, что это одни из лучших накаток не только в стране, но и в мире.

- Насколько эффективна обработка накатками, по вашему мнению? Проводились ли тесты лыж для выявления влияния именно накаток?

Ю.Ф.:
На крупных соревнованиях, прежде чем нанести накатку на лыжу, мы всегда проводим её тестирование. Если накатка даёт прибавку, то мы уже наносим её на гоночные лыжи. Накатка может подойти как для влажного крупнозернистого, так и для холодного мелкозернистого снега.

- Какие структуры, наносимые накатками, лучше всего работают? Накатки каких производителей вы предпочитаете?

Ю.Ф.:
Всё зависит от погоды. А что касается производителей, то ещё раз отмечу, что накатки Юрия Зайцева – самые лучшие.
***


KL l (Artaban@vpost.ru) , 19-06-2006 16:46

- Добрый день. Как вы относитесь к идее разрешить смену лыж в ходе гонки во время "пит-стопа"? Облегчит ли это жизнь смазчиков? Сделает ли результат более справедливым для гонщика (не "попал в мазь" - можно поменять лыжи)?

Ю.Ф.:
Если руководство FIS решит, что это привлечёт людей на лыжные стадионы, то ни моё, ни ваше мнение их не остановит (улыбается). С одной стороны, это, конечно, привнесёт нечто новое в лыжные гонки, но с другой стороны, это дополнительная головная боль как для спортсмена, так и для смазчиков. Смазчикам это точно жизнь не облегчит! Думаю, что и спортсменам аналогично… потому что не все спортсмены бывают психологически устойчивыми… Начнут «дёргаться» - менять или не менять… В результате получится борьба тактик и нервов, а не сил. К тому же не факт, что смена лыж даст преимущество в скольжении. Дело в том, что окончательный вариант смазки мы наносим только после того, как ребята сами попробуют инвентарь. Они самостоятельно выбирают, какая им смазка нравится, а какая – нет. У каждого гонщика свои предпочтения: если говорить о «классике», то кто-то любит, чтобы лыжи хорошо держали, а кто-то, наоборот, чтобы лучше скользили… Подготовить лыжи без участия спортсменов очень проблематично.
***


Юрий М. (miouri@mail.ru) , 19-06-2006 17:36

- Постольку поскольку большинство вопросов и так касаются профессиональной деятельности смазчиков, позволю себе спросить, а как, собственно, вообще люди попадают в бригаду сервисменов сборной страны? Знаю лично двоих из них, и даже делили одну комнату на сборах не раз. Что это – призвание? Возможность работать в любимом виде спорта после карьеры гонщика? Теплое, хорошо оплачиваемое местечко, куда можно попасть только по знакомству или просто так судьба повернулась?

Ю.Ф.:
Просто так судьба повернулась. Нужно оказаться в нужное время в нужном месте.

- Это как?

Ю.Ф.: Мне работать в сборной команде предложил лично Юрий Викторович Бородавко по окончании сезона на чемпионате России в Сыктывкаре. Чем он руководствовался, я думаю, лучше спросить у него самого. Поэтому я и говорю, что нужно оказаться вовремя там, где надо (улыбается). Человек, проведший более 20 лет в лыжном спорте, не так легко может расстаться со своим любимым делом. Возможность провести ещё несколько лет в спорте и заниматься тем, чем ты умеешь, да и плюс ко всему, чего скрывать, «тёпленькое», хорошо оплачиваемое место – всё это в сумме заставляет задуматься, когда тебе делают такое предложение.
***

Турин-2006. Парафины откатаны, порошки-«лидеры», выявлены, приоритеты расставлены. Руководитель бригады сервисменов Виктор Смирнов распределяет порошки по сервисменам. Фото: И.Исаев
Турин-2006. Парафины откатаны, порошки-«лидеры», выявлены, приоритеты расставлены. Руководитель бригады сервисменов Виктор Смирнов распределяет порошки по сервисменам. Фото: И.Исаев


Алёська ... (alenka-trubina@rumbler.ru) , 19-06-2006 19:27

- Какая смазка лучше работает в Коми? И если нет большого выбора, то чем лучше пользоваться?

Ю.Ф.:
В бытность спортсменом у меня не было возможности сравнивать варианты, а, работая смазчиком, я также пока ни разу не бывал на лыжных трассах Коми. Мне проще сказать, что работает в Италии, потому что мы очень много времени там провели, но думаю, что это никому не нужно.

В.Ч.: В Сыктывкаре я готовил лыжи много раз, но не заметил преимущества какой-нибудь одной конкретной фирмы. Всё зависит от погодных условий. В Коми большая часть зимы – морозы, поэтому лучше для скольжения брать парафины и присыпки START и мази RODE.

В.С.: START, SWIX, RODE.
***


Илья Колпаков (Bjorn86@mail.ru) , 20-06-2006 00:11

- Можно узнать, как сборная получает смазку: покупает в обычных магазинах или получает от официальных представителей компаний, производящих лыжную смазку? Уместно ли здесь, что для сборных из "спеццеха", а для всех других из того, что "не очень получилось".

В.Ч.:
Вся западная смазка обычная, серийная... Получаем (с кем есть контракты) или покупаем у представителей фирм на этапах Кубка мира или у российских представителей. Русскую смазку заказываем с учётом своих пожеланий, у производителей. Никаких спецзаказов и номерных мазей запад нам не даёт (исключение - MAPLUS и русские смазки).

- Есть ли такое, что для своих получше, а для других что-нибудь не очень? Этот вопрос касается и лыж, и смазки. Если такое есть, то как часто сталкиваетесь?

В.С.: Сборная получает смазку напрямую от производителей. Естественно, все новинки сначала попадают к нам, а уж потом - на прилавки магазинов. Не исключаю, что самое передовое сначала попадает к "своим", а потом к другим TOP-командам.

- Если не секрет, то можно поинтересоваться, есть ли у нашей сборной какие-нибудь собственные наработки в области смазок, выделяются ли на эти исследования средства?

Ю.Ф.:
Средства на исследования не выделяются, поэтому каждый производитель финансирует себя самостоятельно.

В.Ч.: Свои наработки у нас есть и по мазям, и по порошкам, и особенно по эмульсиям. Пытаемся варить эмульсию по погоде, непосредственно перед гонкой (спринт).

-Появились ли какие-нибудь концептуально новые способы наложения смазок держания за последнее время?

В.Ч.: В применении смазок держания ничего нового не появилось.

- Может, немножко глуповатый вопрос, но тем не менее… Часто к соревнованиям готовлю несколько пар лыж, в основном, использую линейки SWIX и REX, другие меньше (разве только мазь RODE, TOKO) и откатываю их, так вот всегда получается один результат (речь здесь идёт о парафинах) HF REX всегда лучше, чем HF SWIX. Когда использую LF, то получается наоборот. Причём эта зависимость соблюдается при всём диапазоне температур и вот уже несколько лет. Как можно объяснить это: качество смазок, такой микроклимат, так звёзды сошлись, попалась плохая партия смазок (хотя такое наименее вероятно, т.к. покупал много раз и в разное время или)?..

Ю.Ф.:
Swix не раз подчёркивал, что в его парафинах содержание фтора выше, чем у конкурентов. Соответственно, в высокофтористом Swix фтора больше, чем в высокофтористом Rex, но это не даёт прибавки в скорости… А в низкофтористом Rex фтора меньше, чем в низкофтористом Swix, и это также не сказывается на скольжении в лучшую сторону. Если среди высокофтористых парафинов этих двух производителей лучше едет Rex, а среди низкофтористых – Swix, то это говорит о том, что при относительно среднем содержании фтора смазка работает лучше. То есть, слишком большое или, наоборот, слишком маленькое содержание фтора – не самый подходящий вариант. Лучше использовать или Rex HF, или Swix LF, которые находятся как бы по середине по шкале содержания фтора.

В.Ч.: Совет по вопросу о парафинах SWIX и REX - больше обратить внимание на тест порошков, которые будут положены на один из этих парафинов. Если большой разницы между парафинами нет, под порошком это не существенно, так как работает именно верхний слой – то есть, порошок, а, вот, если он подобран не правильно, то не спасёт уже никакой парафин.

- Ну, и напоследок. Готовят ли лыжи сами спортсмены или это только дело специалистов?

Ю.Ф.:
На гонки – никогда. На тренировках такая практика существует, но в этом году мы баловали спортсменов, поэтому сводили к минимуму их работу над лыжами.
***


malex (malex001@mail.ru) , 20-06-2006 11:20

- Связаны ли вы какими-то контрактными обязательствами с производителями смазок? Ну, например, SWIX запрещает вам ругать SWIX, а ТоKo запрещает хвалить HOLMENKOL. Если да, то какие фирмы и что именно нельзя? (ясно, почему этот вопрос стоит первым :)

В.Ч.:
Контракты у нас есть со SWIX, START , MAPLUS. Соответственно, есть и рекламные обязательства перед ними, но хвалить или ругать никто никого не запрещает.

В.С.: Контракты с перечисленными фирмами действительно «лояльные»: работает смазка - используешь, не работает – не используешь.

- Какие производители используете наиболее часто?

В.С.: Наиболее часто к выше перечисленным используем Rode, Vauhti, Holmenkol.

Ю.Ф.: Мы используем весь спектр производителей. Действительно, вариантов очень много и стараемся, чтобы ничего без внимания не оставалось. Есть производители, которые себя зарекомендовали на конкретном снегу в каком-то конкретном месте, тогда им отдаётся приоритетное значение, но это не значит, что остальные варианты не используются.

В.Ч.: В принципе, зимы бывают разные: один год больше используем одни смазки, другой год - другие. В прошедшем сезоне чаще бежали на порошках HOLMENKOL, MAPLUS, STAR, SWIX.

- (дополнение к вопросу 2 от v.s) Какую структуру для мосрегиона в качестве универсальной посоветуете?

Ю.Ф.:
Универсальная структура – это значит «никакая»! Больше ничего не могу сказать…

- Любимые варианты смазок для мосрегиона.

В.С.:
Любимый вариант смазки - это не любимое блюдо, которое долгое время может оставаться одним и тем же. Любимый вариант – значит, лучший вариант, а он иногда и не повторяется.

В.Ч.: Варианты для мосрегиона? Неблагодарное это дело! Даже в одном месте одинаковых погодных условий не бывает, как не бывает и одинаковых вариантов смазки (бывают похожие), поэтому конкретно порекомендовать ничего не могу.

- Действуете ли вы строго по "методичке" Свикса/Токо/Vauhti/Rex-a? Если нет, то какие именно попытки инноваций и отступления от правил?

Ю.Ф.:
Всё-таки больше мы действуем от себя. Разницы в производителях при подготовке лыж для меня нет. Главное, чтобы была прибавка к скольжению.

В.Ч.: Методичками не пользуемся - это для начинающих. Методика обработки лыж - традиционная, кстати, широко используем щётки с тонким металлом.

В.С.: Как можно действовать по методичке, если в процессе приготовления одной пары лыж может использоваться смазка различных производителей? По какой из них?

- Как часто и в каких условиях используете безфторовые мази держания? Какие?..

В.С.:
Безфторовые мази используются на малую влажность, сухой снег. Используем Rode и Swix.

В.Ч.: Безфторовые мази используем часто, особенно на высоте в горах, где низкая влажность. Лучше идут старые мази из натуральных материалов.
***

Турин-2006. С помощью таких вот датчиков, закрепленных на ноге,  сервисмены сборной засекают время прохождения контрольного отрезка на тех или иных лыжах. Фото: И.Исаев
Турин-2006. С помощью таких вот датчиков, закрепленных на ноге, сервисмены сборной засекают время прохождения контрольного отрезка на тех или иных лыжах. Фото: И.Исаев

lena_ m (78ru@mail.ru) , 20-06-2006 11:38

- Что делают сервисмены с мая по сентябрь? Находятся в долгосрочном оплачиваемом отпуске, :)) дома, с семьей или сборная как-то задействует вас вне сезона?

Ю.Ф.:
Отвечаю только за себя (улыбается). В этом году я ввиду отсутствия в команде второго тренера выполняю его роль. Соответственно, участвую во всех учебно-тренировочных сборах и при этом тренируюсь, поскольку это полезно и для здоровья, и для предстоящей работы на снегу.

В.С.: Этим летом я помогаю Алексею Алексеевичу Прокуророву воплощать в жизнь его тренерские задумки.

- Расскажите, пожалуйста, насколько вредит здоровью химия, используемая для подготовки лыж? Есть ли какие-либо средства защиты от паров кроме респираторов? Молоко за вредность дают? :))

Ю.Ф.:
Лыжная химия достаточно вредна. Были случаи, когда люди, проработавшие с лыжами не один год и пренебрегавшие защитой, зарабатывали себе астму. У нас есть достаточно качественная защита, и мы её постоянно используем. Это вентилируемый респиратор Briko – очень полезная вещь. Воздух берётся из-за спины и подаётся по шлангу так, что даже лицо обдувает… Соответственно, вредные испарение не попадают в дыхательные пути.

В.С.: Кроме респираторов - ничего, а от молока не отказался бы (улыбается).
***

Турин-2006. В маске смазчика – олимпийский чемпион Алексей Прокуроров. Пока ещё – не старший тренер женской сборной России. Пока ещё улыбающийся и живой. Как будто это было вчера, а ведь прошло уже три года… Фото: И.Исаев
Турин-2006. В маске смазчика – олимпийский чемпион Алексей Прокуроров. Пока ещё – не старший тренер женской сборной России. Пока ещё улыбающийся и живой. Как будто это было вчера, а ведь прошло уже три года… Фото: И.Исаев

Александр Коробков (kaa@latec.ru) , 20-06-2006 12:36

- Дополню вопрос malexа. Какие мази (порошки) лучше катят на подмосковном снегу? Особенно свежем? Особенно в мороз? (имеется в виду конек).

В.Ч.:
Попробуйте отечественные порошки: ФЭСТА -3-23 на мороз, VORTEX +4-2 (белый) на свежий снег около 0 градусов. Удачно применяли их в Москве.
***


Сергей Мешков (meshline@mail.ru) , 20-06-2006 14:22

- Виктор, Юрий, добрый день! Расскажите, пожалуйста, как происходит тестирование новых партий лыж? Кто его проводит: сервисмены или сами спортсмены? Под тестированием имеется в виду промер жесткости, построение эпюры и т.д.?

В.С.:
Подбор лыж для спортсменов - это дело производителей лыж, тем более что они имеют для этого все возможности.

Ю.Ф.: Лыжи к нам приходят с фабрики уже тестированные, подобранные под росто-весовые характеристики конкретного спортсмена, поэтому необходимости в тестировании никогда не возникает.

В.Ч.: Спортсмены получают индивидуальные лыжи с фабрики, то есть лыжи подобранные под рост, вес, отталкиванаие гонщика. Лыжи, в которых учтены даже личные пожелания спортсмена. На каждой лыже указана жёсткость носка, колодки, пятки, в целом пары.

- Делается ли это до установки креплений (например, чтобы можно было сразу отбраковать и вернуть "некондицию") или крепления сразу устанавливают на все полученные лыжи?

В.Ч.: В первую очередь, устанавливаются крепления, затем лыжи насыщаются парафинами и порошками (3 варианта насыщения), и только тогда спортсмены откатывают лыжи, сравнивая их с гоночными парами прошедших сезонов. Если новые лыжи не хотят ехать, они или меняются у «фирмача» на другую пару или на них наносится другой штайншлиф, и они снова тестируются.

Ю.Ф.: С появлением системы NIS это можно сделать в любое время.

- Есть ли в сборной соответствующее оборудование, позволяющее еще до использования лыж на снегу предсказать их поведение в реальных снежных условиях?

В.Ч.:
Обязательно все лыжи откатываются спортсменами на снегу. Лучшее оборудование - это откатка!

- Расскажите вкратце о конструктивных особенностях лыж различных фирм. В частности, на форуме сайта www.skisport.ru одно время шла бурная дискуссия о том, что лыжи MADSHUS сильно проигрывают конкурентам по прочности ввиду особенностей материалов клина. Говорилось, что тяжелому спортсмену их достаточно легко продавить, наехав на ямку или кочку. Как вы можете это прокомментировать?

Ю.Ф.:
Раньше такие случаи имели место быть. Спортсмены с достаточно большой массой тела продавливали лыжи MADSHUS. Но это, правда, относится не только к MADSHUS, но и к остальным брендам. Неаккуратное отношение к лыжам не различает фирм-производителей… Сейчас MADSHUS выпускает новые лыжи с двойной жёсткостью. В основном, продавливание лыж MADSHUS происходило из-за перегревания конструкции лыжи. Конструктивные особенности инвентаря этой марки заключались в том, что он очень чувствителен к перегреву. В основном, перегрев происходил в задней части колодки, где чаще всего проводится утюг при подготовке. Так как клин, из которого сделан MADHSUS, целиком синтетический, он более чувствителен к высоким температурам и подвержен деформации. Повторюсь, что сейчас эта проблема уже устранена, насколько мне известно.
***


Владимир (vladsh@bk.ru) , 20-06-2006 16:39

- Лыжи, пришедшие с завода, с штайншлифом, циклят дополнительно, перед тем, как использовать? Если да, то какой наблюдается выигрыш циклеванных лыж от нециклеванных?

Ю.Ф.:
Штайншлиф для того и наносится, чтобы он был... Если лыжи приходят с завода со структурой, то не имеет смысла их циклить. В противном случае о прибавке в скорости говорить не приходится…

- Вопрос пересекается с вопросом Сергея Мешкова, но более конкретный: как сборникам подбираются лыжи по жесткости, классические и коньковые? К примеру, какие измерения по флекстестеру должны быть и в каких точках относительно ЦТ? Я понимаю, что это зависит от модели лыж, гонщика, трассы и погоды, но можно привести несколько типичных примеров? Дело в том, что у лыжников-любителей, насколько я понимаю, до сих пор нет единого мнения, какая жесткость оптимальна, особенно что касается классических лыж.

Ю.Ф.:
Повторюсь, что лыжи спортсменам приходят уже подобранные. Даже если бы такой практики не было, то никакой флекстестер не поможет, если лыжи не держат. Любой спортсмен намажет такую колодку, которая будет обеспечивать уверенное держание, несмотря на показания всяких приборов. Он сделает слой или длиннее, или толще.

- Среди лыжников-любителей существует мнение, что колодку классических лыж нужно мазать мазью, нижняя граница диапазона которой выше текущей температуры на несколько градусов, то есть, текущая температура вообще не попадает в диапазон мази. А как у профессионалов?

Ю.Ф.:
В зависимости от влажности и структуры снега такие случаи возможны. При более высокой влажности на жёсткой лыжне иногда мажутся более тёплыми мазями.
***


Орехов Дмитрий (nuts-fersi@rambler.ru) , 20-06-2006 19:35

Мой первый вопрос – это вопрос любителя, возможно, он кому-то покажется смешным, ну и пусть, но дайте на него ответ пожалуйста.
- Мне на мои классические лыжи нанесли структуру для достаточно теплой погоды, и на лыжах, естественно, осталась эта структура (лыжи Fischer RSC classic plus). До этого на них была заводская структура… Как мне теперь убрать эту структуру, обязательно ли циклить?

Ю.Ф.:
Естественно, по науке, лыжи для «воды» должны быть отдельными и, соответственно, не должно возникать таких проблем. Если же пара лыж является единственной, то мой совет нанести мелкий или средний, то есть минусовой, штайншлиф на лыжи и при более тёплой погоде наносить поверх него неглубоко накатку - тогда структура при прогреве утюгом через 1-2 раза исчезает.

- Во время Олимпийских игр комментаторы на телевидении говорили о какой-то чудо-машине для обработки лыж в нашей биатлонной команде. Так вот, собственно, в чем чудо-то? А использовали эту машину наши лыжники?

Ю.Ф.:
Это я точно также могу спросить у комментаторов… Не могу сказать, что они имели в виду.

В.С.: Лыжники эту чудо-машину не использовали и вообще в глаза не видели.

В.Ч.: Наверное, речь идёт о машине для нанесения структур на лыжи. Такая машина бала установлена в автобусе, который стоял в стартовом городке биатлонистов. Установка эта не наша а «фирмачей». Возможно, наши биатлонисты и пользовались ей. «Изюминка» в том, что в день гонки откатывались структуры, лучшая в данных погодных условиях наносилась на гоночные лыжи, потом уже на структуру - смазка. Несколько пар лыж мы отправили, нам сделали структуры, которые работали у биатлонистов, но у нас они, к сожалению, не "сработали»… Погода часто менялась, да и соревновались мы в другом месте…

- Две трассы: одна в сосновом бору, другая в березовой роще. Какие будут принципиальные отличия в подготовке лыж? Что посоветуете для каждой трассы?

Ю.Ф.:
Отличие этих двух трасс – только в грязи по весне. Поэтому не вижу разницы в подготовке. В разгар сезона тем более... Знаю, что летом в сосновом лесу немного суше, чем в берёзовым, а зимой… хм… не могу сказать.

В.Ч.: Здесь я не соглашусь. Думаю, что микроклимат в сосновом бору и берёзовой роще разный - значит и варианты смазки также должны быть различные… Возможно, в сосновом бору будет помягче, повлажнее и потеплее - значит и смазка будет сдвинута в более тёплый сектор... Конкретно варианты в середине лета не актуальны! (улыбается).

- Вопрос, который уже поднимался на форуме, но теперь
хочется узнать ваше мнение. Что необходимо сделать для того, чтобы трансляции лыжных гонок собирали миллионные аудитории, и чтобы лыжные гонки начали больше показывать по телевидению?

Ю.Ф.:
Вопрос, конечно, непростой… Могу ответить только общими словами: необходимо придумать что-то такое, чтобы интрига в гонке сохранялась с самого старта и до последнего метра дистанции. Как это сделать?.. Тот, кто придумает, как это сделать, будет богатым человеком (смеётся).

В.С.: Помочь может пропаганда спорта вообще и лыжного - в частности.

- Спортсмену страна за победу на ОИ платит деньги, дарит машины. А что сервисной группе? А делятся ли с вами спортсмены?

Ю.Ф.:
Делятся.

В.Ч.: Сервисной группе бывают премии. И со спортсменами хорошие отношения!

- А кто, кстати, лыжи Дементьеву готовил на «золотом» дуатлоне?

Ю.Ф.: Вот, не поверите… все! Один чистит, другой порошит, третий снимает, четвёртый ещё что-то делает… в общем, очень сложно определить, кто внёс решающую лепту. Никто, на мой взгляд, не может ударить себя в грудь и сказать: «Я приготовил лыжи олимпийскому чемпиону!».

- А где вы, Юрий, были, когда Евгений пересёк первым финишную черту? Что творилось в штабе нашей сборной?

Ю.Ф.: Я успел встать на последний спуск, где Евгений ещё был четвёртым, а потом побежал на финишную прямую. Сзади было сложно определить, кто выиграл, потому что разница заключалась в каких-то там 2-3 метрах, но судя по тому, как начал кричать в рацию Раменский, мы поняли, что победа за нами! Если бы Женя финишировал вторым-третьим, то, думаю, мы бы хоть что-нибудь разобрали из слов Геннадия Михайловича… а так… ничего было не понятно (улыбается).

- Что чувствовали?

Ю.Ф.: Если честно, я к Жениной победе спокойно отнёсся. Не было особой эйфории. Да, я был очень горд, но не меньше, чем, допустим, на этапах Кубка мира. Намного сильнее задевало поражение… Вот, когда Василию не хватило 4 секунды до медали в классической гонке… и я его потом увидел в нашей кабинке чуть ли не плачущим… вот тогда кошки на душе стали так скрести, что просто нет сил! Мучили мысли: «А всё ли я сделал правильно?»…

Турин-2006. Прежде чем сделать этот снимок, я, естественно, спросил разрешения у руководителя бригады смазчиков Виктора Смирнова – не хватало ещё по неосторожности выдать какие-то секреты сборной. Виктор разрешил. Снимок перед вами. Фото: И.Исаев
Турин-2006. Прежде чем сделать этот снимок, я, естественно, спросил разрешения у руководителя бригады смазчиков Виктора Смирнова – не хватало ещё по неосторожности выдать какие-то секреты сборной. Виктор разрешил. Снимок перед вами. Фото: И.Исаев

- Кто из наших лыжников-гонщиков (гонщиц) самый «продвинутый» в области подготовки лыж? Бывает ли так, что спортсмен сам готовит себе лыжи, не обращаясь к сервисной группе (имеются в виду крупные соревнования)? Если можно, приведите примеры.

Ю.Ф.:
Как я уже говорил, на соревнованиях такого не бывает. В обязанности спортсменов входит показывать результат, а подготовкой лыж занимаются специально подготовленные люди. Что касается «продвинутости» наших ребят, то я не видел ни разу, как они готовят лыжи, поэтому сказать не могу.

В.Ч.: Все спортсмены мужского состава прекрасно работают с лыжами!

- Сколько лыж необходимо для «счастья»?

Ю.Ф.:
С точки зрения сервисмена, чем меньше – тем лучше (смеётся). Больше всего в этом плане мне понравилось работать с Андреем Нутрихиным на этапе Кубка мира в Швеции, на гонке Вассалоппет. Он попросил подготовить меня только одну пару лыж. Мало того, на мой вопрос, не попробовать ли мне протестировать мазь перед гонкой, Андрей ответил, что не надо. Мы намазались тем, чем мазались девчонки за день до этого и поехали… и это на 90 километров! (улыбается). А вообще у каждого разные представления о счастье… Я со своей стороны могу сказать, что хороших лыж много не бывает!

В.С.: Может быть, достаточно и одной... но той, на которой становятся олимпийским чемпионом! (улыбается).

- Какие принципиальные отличия существуют между различными производителями: SWIX, STRAT, ToKo, BRICO, REX и т.д.

В.Ч.:
Думаю, различны исходные материалы: и фтор разный и парафин разный, и процент содержания фтора в смазках… различна также и методика их производства. Вот, почему на этикетке температура порой одинакова, а смазка работает по-разному?.. В следующий раз температура такая же, но снег другой и эти смазки могут поменяться местами. Нет плохих смазок. Есть только правильно и неправильно подобранные…

- Приходится ли подмазывать лыжников прямо на трассе? Часто ли это бывает и в каких условиях? Если можно, то приведите примеры.

В.Ч.:
Подмазывать лыжников на трассе запрещено правилами, за это снимают с соревнований.

В.С.: Ни разу не приходилось.

- Применение силиконовых смазок, купленных в хозяйственном магазине, для обработки лыж на гонки в теплую погоду… Что вы думаете по этому поводу?

В.Ч.:
Силиконовыми смазками мы давно уже не пользуемся - это вчерашний день.

- Лыжи с насечкой: нужны ли они, или все-таки смазка?

В.Ч.:
Сейчас используют лыжи с поднятым ворсом под колодкой (свежий снег и температура около 0 градусов). В сборной у каждого есть по такой паре лыж. Это классические лыжи, "концы" которых готовятся как обычно, а колодка - по специальной методике.

В.С.: Хороший вариант смазки всегда будет лучше.

Либерец-2009. А этот снимок родом из 2009 года. Чемпионат мира в Либереце. Бригада смазчиков сборной России пытается решить задачу перед дуатлоном – отправлять гонщиков на классический этап на смазке или на специальных лыжах с поднятым ворсом? На снимке – Виктор Смирнов и Василий Рочев-старший пытаются угадать со слоем порошка, втираемого под колодку. Втереть порошка нужно ровно столько, чтобы ворс не цеплял снег, не провоцировал подлип, но при этом и не лишить лыж держания. Фото: И.Исаев
Либерец-2009. А этот снимок родом из 2009 года. Чемпионат мира в Либереце. Бригада смазчиков сборной России пытается решить задачу перед дуатлоном – отправлять гонщиков на классический этап на смазке или на специальных лыжах с поднятым ворсом? На снимке – Виктор Смирнов и Василий Рочев-старший пытаются угадать со слоем порошка, втираемого под колодку. Втереть порошка нужно ровно столько, чтобы ворс не цеплял снег, не провоцировал подлип, но при этом и не лишить лыж держания. Фото: И.Исаев

__________________________________________________________
Вопросы лично Юрию Фролину
- Что вы всегда берете с собой, выходя из дома?


Ю.Ф.: Голову.

- Какую книгу вы прочитали последней?

Ю.Ф.:
«Волшебник Изумрудного города»... Дочке читал на ночь (улыбается). А если серьёзно, то увлёкся детективами Акунина.

- Когда вы последний раз напивались?

Ю.Ф.:
(смеётся) Если отвечать правду, то это личное… А наврать можно всё, что угодно.

- Ну, наврите… :)

Ю.Ф.: На Новый год.

- Какой цветок растет у Вас на окне.

Ю.Ф.:
У меня на окне ничего не растёт, потому что за цветами надо ухаживать, а с моими разъездами выживет только кактус.

- Ваша любимая песня.

Ю.Ф.:
По состоянию души. Любимой песней будет та, которая соответствует этому состоянию.
__________________________________________________________



Марина Фирсова (marina_firsova@mail.ru) , 20-06-2006 21:20

- Приветик, Юрик. Как жизнь молодая? Хочу спросить для спринта вы берете лыжи короче обычных или нет ни какой разницы?

Ю.Ф.:
На лыжах бегают спортсмены. Мы ничего не берём :). Мы готовим то, что нам на гонку дают ребята, но, насколько я понимаю, лыжи не различаются по ростовке для спринта и для обычных гонок.
***


Сергей Коновалов (single_l@inbox.ru) , 20-06-2006 21:54

- Сколько примерно километров «остается за плечами» сервисмена в процессе подготовки лыж в дни проведения крупных соревнований?

Ю.Ф.:
На Олимпийских играх в Турине мне приходилось в дни гонок на лыжах стоять до 4 часов, и за это время я преодолевал приблизительно 20-25 километров.

В.С.: 15-20 километров.

- И всё это на откаточной горке?

Ю.Ф.: В основном, да. Пару раз, может быть, приходилось проехать небольшой круг или небольшое расстояние туда - обратно, чтобы лучше прочувствовать скольжение и «раскатать» смазку.

- Расскажите, чем живет сервис-группа в «снежное» время года помимо своей основной работы?

Ю.Ф.:
Помимо работы зимой свободного времени практически не остаётся. Много занимают переезды, разбивка и сворачивание сервис-кабинки, ну и тренировки по возможности…

В.С.: Работа нелегкая, поэтому свободное время уходит на отдых.

- Есть ли у вас секреты подготовки лыж (классика/конек) на сильный (более -20 градусов) мороз? Не могли бы вы их чуть-чуть приоткрыть?

В.Ч.:
Несколько рекомендаций подготовки лыж на сильный мороз:
- лыжи должны иметь очень мелкую (морозную) структуру или быть проциклены;
- промыты морозным парафином (ни в коем случае не мягким);
- под основной парафин закладывается жёсткий графит, хорошо вычищенный металлической щёткой;
- основной жёсткий парафин тоже вычистить тонкой металлической щёткой;
- фторпорошки по морозу не работают, но стоит попробовать синтетические присыпки, отвердители, порошки Фэста -3-23(они низкофтористые и способ нанесения не обычный)
- остывшие лыжи на морозе можно пройти ещё раз без нажима металлической щёткой.
***


Александр Бахарев (bacharev60@mail.ru) , 21-06-2006 23:23

- Юрий, каким образом готовят новые лыжи сборникам? Они явно отличаются четким рисунком нанесенной структуры, черным насыщенным цветом, без намеков на ворс, явно лучше скользят. Поделитесь секретом, если можете, только не надо рассказывать о процессе описанном в 33 номере "ЛС". Можно неоднократно повторять процесс подготовки, но желаемой СП лыж не добьешься.

Ю.Ф.:
Я не помню, что было написано в том номере «Л.С.», поэтому не могу сравнить свой ответ с тем, что было написано в журнале. Во-первых, ровная и красивая структура, без ворса, получается при качественном нанесении штайншлифа. Во-вторых, как я уже говорил, лыжи должны всегда хранится в парафине и должны быть обработаны достаточное количество раз парафином, чтобы этот ворс удалить. Ведь он обязательно образуется даже при идеальном нанесении штайншлифа.

- Другой вопрос: возможно ли нанесение порошка на чистую СП? Если да, то в каких случаях?

Ю.Ф.:
Нет, такое не практикуется.
***


Дмитрий К (master_D_A_K@mail.ru) , 22-06-2006 01:21

- Здравствуйте, Юрий! Мой вопрос: как наиболее успешно можно подготовить лыжи к спринтерской гонке (конёк)? Какие средства (и в какую погоду) более целесообразно наносить? Приведите пример подготовки лыж к спринтерской гонке от начала и до конца.

Ю.Ф.:
Подготовка лыж к спринтерской гонке ничем не отличается от подготовки лыж к любой другой гонке. Сначала «чистка», потом нанесение базового парафина, нанесение порошка, и, наконец, финишный слой. Он как раз, наверное, и будет являться единственным отличием «спринтерской» смазки от какой-либо другой. Просто обычно на нём не выпускают спортсменов на длинные гонки ввиду того, что он не «сработает» на всю дистанцию. Это эмульсии, ускорители, которые довольно быстро стираются.
***


Алексей Жилин (a_z@mail15.com) , 22-06-2006 10:26

- Используете ли в каких-то условиях, для тренировок, смазки неверхних линеек - может быть, клистеры, жидкие смазки скольжения?

В.Ч.:
Нефтористые простые мази, твёрдые и клистеры мы используем чаще, чем фтористые и на тренировках, и на соревнованиях.

- Ваше мнение о гоночных мазях держания на сверхширокий температурный диапазон (например, skigo racing)?

В.Ч.:
Лично мне skigo racing не нравится, потому что, как правило, они дают держание, но ухудшают скольжение (бывают исключения).

- Используются ли смолянистые мази держания на соревновательном уровне?

В.Ч.:
Используем на мороз смоляной Уктус на -15-30 градусов, на скольжение.

- О фторе в топовых мазях держания - у разных фирм содержание его разное, ТОКО вообще игнорирует. Ваше мнение по этому поводу?

В.Ч.:
Мази Токо мы не применяем, потому что бытует мнение, что они «закатываются» и перестают держать после 6-7 километра. Я сам «попадал» на этом несколько раз. Разное количество фтора - да какая разница?.. Лишь бы мази были хорошие.
***


Василий Чижов (wasski@mail.ru) , 23-06-2006 00:07

- Вопрос к Юре. Нет ли у вас задумок на будущее издать свои наработки? Передать, так сказать, свой опыт массам. Пусть не в полном объеме, а только основополагающее (думаю, это многих бы заинтересовало). Или передадите свой опыт только избранным?

Ю.Ф.:
Это полное издевательство надо мной (смеётся).
***



Владимир Федоров (fff63@mail.ru) , 20-06-2006 11:10

Ряд вопросов Виктору Смирнову:
- Любой профессионал всегда стремится к совершенствованию своего мастерства или умения. Как это происходит у людей Вашей профессии?

В.С.:
Различные фирмы-производители проводят семинары, в которых мне не раз приходилось принимать участие и из которых всегда можно почерпнуть что-нибудь важное и нужное. Используем опыт коллег по ремеслу.

- Происходит ли у вас общение с коллегами из других команд? Если да, то о чём идёт речь? Понятно, что тайнами с ними не делитесь и с просьбами «одолжить баночку «свикса» или «щепотку порошка» не обращаетесь…

В.С.:
Очень часто приходится общаться с коллегами из команд бывшего советского пространства. Также не обходим свом вниманием представителей и сервис - группы производителей лыжных смазок.
***


Игорь (ig-p@yandex.ru) , 23-06-2006 11:15

- Если не составляет секрета, огласите пару-другую вариантов смазки от на тяжелые условия: сильный мороз с "переметёнкой", дождь со снежной "кашей", успешно использованные в практике вами.

В.Ч.:
Про подготовку лыж на мороз я уже отвечал. А в дождь со снежной "кашей" попробуйте лыжи с поднятым ворсом. Игорь, не обижайся, но лучше в середине октября напиши мне на e-mail, обсудим все варианты (адрес спроси у Андрея Ариха).

В.С.: Лично я на мороз бы посоветовал Start -9-20, а на «воду» - Swix FC80.

- Еще пожелание. Огромная армия лыжников были бы очень признательны Вам, если бы Вы сочли возможным написать книгу о своём видении процесса выбора и подготовки лыж. Есть ли такие мысли в перспективе? Был бы рад Вам помочь!

Ю.Ф.: Я не писатель. Я - читатель. И свой опыт я передам только читателям www.skisport.ru... Сейчас, а также, возможно, и в будущих публикациях на этом сайте (улыбается).
***


Никита Кузин (nekit2203@rambler.ru) , 24-06-2006 14:41

Здравствуйте Юрий у меня такие вопросы:
- Зачем надо грунтовать лыжи, если убрать неровности можно с помощью цикли и фибертекса?

Ю.Ф.:
А грунтуют лыжи не для того, чтобы убрать неровности. Грунтовка обеспечивает надёжное сцепление базового, более дешёвого, парафина с основным, то есть «гоночным».

- Что лучше использовать в качестве держащей мази при плюсе - клистеры или полутвёрдые мази в баночках?

Ю.Ф.:
«Плюс» бывает разный… Полградуса или пять… Смазка будет сильно отличаться. Часто бывает и так, что «срабатывает» смешение твёрдой и жидкой мазей.

- Для чего используют синтетическую и для чего используют натуральную пробки?

Ю.Ф.:
Синтетическую – только для мази, а натуральную можно использовать для всего, чего угодно. В основном, натуральные пробки используют для растирания ускорителя.

- Вы какие предпочитаете пробки и щётки обычные или роторные? (в чём их отличие)?

Ю.Ф.:
Мы в команде работаем обычными щётками. Работа роторными щётками у нас не практикуется. Ручная работа больше ценится (улыбается). А если серьёзно, то я однажды попытался подготовить лыжи роторными щётками, но Юрий Викторович сделал мне замечание. Руками всё-таки лучше чувствуешь лыжу и усилие, с которым ты нажимаешь на неё. Также можно контролировать количество раз, которое ты провёл щёткой по скользящей поверхности. В общем, очевидно, что руками работа выполняется более аккуратно

- И ещё вопрос: как становятся смазчиками? Поступают в вуз или ещё куда-нибудь? Все смазчики - бывшие лыжники или нет?

Ю.Ф.:
К сожалению, пока ВУЗов таких никто не придумал, хотя в любом деле нужно быть специалистом, если хочешь, конечно, достичь высокого уровня. На сегодняшний день такие специалисты вырастают только из бывших лыжников, которые сами прошли нелёгкую школу и всё испытали на собственной шкуре.
***


Vasilii Rochev (vasilrochev@mail.ru) , 26-06-2006 22:38

День добрый, уважаемые господа сервисмены. Мои вопросы:
- В чём причина промахов в смазке?

В.С.:
Чаще - резкая перемена погоды и при этом нехватка рабочих рук.

Ю.Ф.: Главная причина промахов - человеческий фактор. Как говорится, "дрогнула рука", "вылетело из головы" и т.д. А опыт - дело наживное…

В.Ч.: Причины промахов в смазке, на мой взгляд, заключатся в следующем:
- нехватка рабочих рук сервисменов. Типичный пример: оттестировали смазки, бросились готовить лыжи, в это время погода меняется, к старту варианты «нерабочие». Когда смазчиков двое, то нет возможности кому-то отправиться на дистанцию и катать до самого старта лыжи с вариантами. Надо готовить их! А в это время, ближе к старту, хорошо бы оттестировать и структуры…
- наши автобусы. Мне бы хотелось взять с собой ещё смазок и оборудования и того, что остаётся дома, но куда это затолкать, если автобус набит под завязку?..
- нежелание некоторых спортсменов отдавать лыжи на переделку сервисменам между забагеми. Своим сервисменам нужно верить!
- непериодическое обновление штайншлифа на лыжах. Необходимо вести работу совместно с сервисменами, делать шлиф у разных мастеров, чтобы иметь больше вариантов, вести записи удачных вариантов смазка/шлиф и обязательно держать их «в уме».

А вообще сервисмены - тоже люди и имеют право на ошибку. На мой взгляд, этих ошибок бывает не так уж и много.

- Кто в команде принимает окончательное решение по смазке лыж спортсменов перед стартом?

Ю.Ф.:
Решение об окончательном варианте смазки лежит на ком большая степень ответственности.

В.Ч.: Окончательное решение по смазке, как правило, принимается коллегиально, во главе со старшим тренером Бородавко Ю.В. В основе решения лежит тестирование.

- Приходится ли вам испытывать нехватку "сортов" смазки и готовить лыжи "чем придётся"?

В.Ч.:
Сейчас в команде есть любая смазка, какую мы захотим, и в любом количестве. Если чего-то не хватает, то мы берём у «фирмачей». Никогда ещё не готовили лыжи, «чем придётся»!

В.С.: В этом сезоне точно не приходилось испытывать такие неудобства.

- Как вы можете сравнить свой труд с трудом тренеров и с трудом спортсменов? Ваше дело тяжелее или нет?

Ю.Ф.: Любую работу для успешного результата надо выполнять с полной самоотдачей каждому на своем месте, а это всегда и всем тяжело.

В.С.: Каждый должен внести свой вклад в результат, и тогда он будет на высочайшем уровне.

В.Ч.: Каждый должен делать своё дело, тянуть свой воз… Лучше, если хорошо. У каждого свои трудности, не должно быть никаких противопоставлений, а должна быть помощь друг другу. Делаем-то общее дело!

- Вы считаете, что ваш труд достаточно оценён нашими работодателями и спонсорами?

Ю.Ф.:
Главное, чтобы наш труд ценили спортсмены. А мы делаем всё, чтобы эта оценка всегда оставалась на высоком уровне. Ваши поражения - наши поражения, независимо от их причины.

В.Ч.: С этого года мы получаем достойную зарплату - грех жаловаться!

В.С.: Жаловаться не на что, но нет пределов совершенства…


Другие прямые линии:
(Лыжные гонки / сервис / смазчики / врачи / любители / журналисты / бизнес)

Евгений Нефёдов: "Работать бессистемно - только терять время!"
Артём Онищенко: "Тренироваться, как Сергей Иванов, позволить себе не могу - мне очень хочется жить!"
Юрий Сластенников: «Наверное, только раз в жизни можно, стартовав второразрядником, финишировать мастером спорта»
Массажисты сборной России по лыжным гонкам: прямая линия с читателями журнала "Лыжный спорт"
Андрей Митьков: «Если работа выполнена честно, если написана правда, то это именно то, чем должен заниматься журналист»
Елена Вайцеховская: «Более "телевизионного" вида спорта, чем биатлон, я просто не знаю»
Иван Исаев: "Хочу, чтобы журнал был интересным, резонансным, цепляющим, заставляющим задуматься..."
Андрей Кондрашов: «Журналистика для меня – хобби, а не профессия»
Сергей Медведев: «Лыжи помогают мне найти баланс между телом, духом и окружающей средой»
Александр Кравцов: прямая линия с читателями журнала "Лыжный спорт"
Станислав Лёвочкин, президент МФЛГ: «У нас много идей, которые достойны того, чтобы их копировали, а выиграет от этого только спорт!»
Юрий Ласточкин: прямая линия с читателями журнала "Лыжный спорт"
Николай Дурманов: прямая линия с читателями журнала "Лыжный спорт"
Ильдус Ахметов: прямая линия с читателями журнала "Лыжный спорт"
17 43141 Андрей Арих 05.07.2006 01:05
Рейтинг: 0 0 0

Чтобы оставить комментарий, зарегистрируйтесь и войдите через свою учетную запись.

05.07.2006 07:36
Большое спасибо!!!
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
05.07.2006 10:12
Неплохо.
Однако настораживает отсутствие базовой теоретической подготовки и как следствие понимание процессов происходящих при том или ином виде обработки лыж лыж. В этом случае вероятность промахов, о которых говорит Василий Рочев, значительно увеличивается.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
05.07.2006 10:16
Я  не совсем понимаю,Анатолий,что Вы имеете в виду под базовой теоретической подготовкой:химфак МГУ, что ли?Понятно же, что у нас нет в РФ высшего образования в данной сфере.90%- успеха,на мой ИМХО,это практика.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
05.07.2006 10:19
Практика и ещё раз практика! Это - самое главное (IMHO).
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
05.07.2006 11:27
Всегда было интересно: из чего же варят мазь? Вопрос так и не освещен :)
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
05.07.2006 11:32
Спасибо, ознакомился.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
05.07.2006 11:39
Теоретическая подготовка скорее нужна тем, кто разрабатывает смазки, а не тем кто ею пользуется. Когда мы используем Windows или автомобиль, не вдаемся в теоретические и практические детали их создания и разработки. Самая острая проблема это как из всего многообразия смазок выбрать нужную комбинацию, с учетом возможных изменений погоды, и успеть во время ее нанести.

Спасибо Всем за интервью! Получилось очень позновательно и интересно.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
05.07.2006 12:07
Базовая теретическая подготовка даёт понимание того, что делаешь и неважно, химфак МГУ или физфак другого института, важно понимание. Что такое откатка? Это эксперимент, а результаты эксперимента хотя бы надо уметь обрабатывать. Практика очень важна, но без базового образовательного уровня НИКОГДА не даст тех результатов, которые могла бы дать.
Ощущения и интуиция подводят и очень часто, в борьбе за секунды и доли секунд "90%" практики просто смешно.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
16 malex
05.07.2006 13:48
неплохо бы и фото героев невидимого фронта
а то как-то...(
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
05.07.2006 14:12
Мне тоже смешно ха-ха,ха-ха
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
05.07.2006 14:21
Фото нет.
А чем вам это не фото?)
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
05.07.2006 14:38
Немного не понимаю Анатолия Нестерова.Кто-то больше,кто-то меньше, но все имеют необходимый теоретический минимум. Можно не знать из чего состоит малина и сахар, и какие процессы происходят при их взаимодействии, но при этом варить прекрасное малиновое варенье. Если, конечно, знать: что, когда и сколько. А это уже дает практика.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
05.07.2006 16:39
Я понял основной секрет смазки - использование фтористых порошков - это 90%, все остальное - парафины, механическая обработка - 10%. Ведь сами смазчики признаются: при расходе 30 грамм на 4 пары лыж, лыжи скользят на фторуглеродной корке, что там под ней swix, rex, hf или lf, уже такого большого значения не имеет. Ну и ШШ на хорошей машине с минимальным количеством ворса.
Ссылка Рейтинг: +1 +1 0
16 malex
05.07.2006 18:03
Модя, наконец то ты что-то понял! :)
только имхо понял не совсем так
если именно смазка, то так
но структура и состояние пов-ти это часть процесса
шш сейчас развивается сильнее чем порошки
и вклад вносит в скольжение больше
и по их ответам это тоже видно
Ссылка Рейтинг: -1 0 -1
16 malex
05.07.2006 18:05
Юрий, выслал бы Ариху фотку с товарищами (и без противогазов :)
ей богу
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
06.07.2006 15:48
Огромное спасибо Юрию Фролину, Виктору Чуркину и Виктору Смирнову за крайне интересную беседу. Отдельная благодарность Андрею Ариху и всем труженикам «Лыжного спорта», организовавшим встречу. Хотелось бы отметить одну общую деталь. И в системе тренировок, и в системе питания, и в системе подготовки лыж на первом месте стоит, по моему мнению, творческий, экспериментаторский подход, основанный на опыте и знаниях. Прошу прощения за банальность высказанных фраз, но тем не менее, уважаемые сервисмены, профессионалы в своей области, еще раз подтвердили – средства и способы стремления к цели заложены в первую очередь в самом человеке. Его целеустремленности, терпении, опыте, любознательности. Если хотите, в мудрости отношения к делу. Нет универсальных рецептов, как стать быстрым и сильным. Есть многообразие способов, сотканных в сложно взаимосвязанную, но всё-таки систему. Научимся выбирать верное направление – будем выигрывать у себя. Научимся выбирать кратчайшее направление среди верных – станем профессионалами, как Фролин, Чуркин, Смирнов, каждый в своём деле.
Виктор, с огромным удовольствием напишу Вам, поговорим о смазках, если у Вас найдется время. Копаться в нюансах вариантов смазок люблю не меньше, чем бегать на лыжах!
Желаю всем успехов, «метких» вариантов, благодарных слов гонщиц и гонщиков, делящих с вами радость ДОБЫТОЙ ПОБЕДЫ!
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
06.07.2006 23:29
Большое спасибо Вам за интересные ответы.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0