Юрий Каминский: прямая линия с читателями журнала "Лыжный спорт"

Предлагаем вниманию читателей «Лыжного спорта» ответы заслуженного тренера России по лыжным гонкам, тренера Олимпийского чемпиона и трехкратного чемпиона мира Никиты Крюкова, чемпиона мира и призера Олимпийских игр Алексея Петухова, призера Олимпийских игр Александра Панжинского, экс-тренера спринтерской сборной России по лыжным гонкам Юрия Михайловича Каминского на вопросы прямой линии.

Василий Строев 14.05.2018 12:24

Вопрос очевидный: что случилось с Крюковым? Почему последние 2-3 года такая ужасная форма (в сравнении с ним же в лучших кондициях)? Это физиология или психология? Неужели так на него повлияла семья? Хотелось бы максимально честного ответа.

- В таких процессах всегда присутствуют как объективные, так и субъективные причины. Объективной причиной является возраст – моложе Крюков не становится, быстрее тоже. Появляются другие интересы, семья, дети, необходимость думать и подбирать работу, которая будет после окончания карьеры и так далее. К этому добавляются травмы – в последние два года Никита пропустил из-за них очень много соревнований. Кстати, в тренировочной программе было упущено не так много, с планом мы в основном справлялись, а вот в соревнованиях проблемы со спиной постоянно давали о себе знать. Всё это, естественно, влияет на результат.

Что касается субъективных причин, то это в первую очередь проблемы мотивации. За свою карьеру Никита выиграл почти всё, что можно. Поэтому ему очень тяжело настраиваться на «обычные» гонки: чемпионат России или даже этап Кубка мира. В последние два-три года его волновали только гонки чемпионата мира и Олимпийских игр, и подготовка велась с учетом того, что на других соревнованиях результаты будут чуть хуже.

Конечно же, в последние годы много приходилось и экспериментировать. Сейчас всё меняется стремительно, появляются новые тенденции, которые необходимо учитывать. Также мы много экспериментировали в связи с травмой спины. Это касалось подбора упражнений, которые могли бы минимизировать риск травмы. Упражнения подбирались таким образом, чтобы усиливать мышцы, которые отвечают за стабилизацию туловища и позволяют избежать травм и дискомфорта во время соревнований.

- Вы оцениваете эти эксперименты как удачные?

- Считаю, что да. В итоге мы – я, мануальный терапевт Сергей Чечиль и Андрей Крючков – разработали комплекс упражнений, который позволяет поддерживать мышцы конечностей и спины таким образом, чтобы минимизировать риск травмы. И у нас олимпийский сезон прошел без срывов. Конечно, можно сказать, что Никита там мало стартовал, но, по крайней мере, в тренировках проблем у него не было. Считаю, что с этой проблемой мы справились.

Возвращаясь к вопросу, ещё одним субъективным фактором является то, что психологически тяжелее работать с чемпионом, чем с молодым спортсменом. В прошлом сезоне мы тренировались рядом с группой Бородавко, на что я пошел специально, предполагая, что с молодыми Никите будет интереснее. И действительно Никита подружился с Большуновым. В чем-то Саша его мотивировал своим голодом до побед, где-то наоборот Никита был для Большунова примером. В общем, им обоим такое соседство принесло пользу.

Жалко, конечно, что не удался олимпийский сезон. Очень сильно повлияло отстранение. Конечно, не факт, что на Олимпийских играх всё бы получилось именно так, как мы задумывали, но сейчас это не представляется возможным оценить – очень жалко, что проверить на практике этого не удалось. Ведь если говорить о функциональных и скоростно-силовых тестах, то Никита почти не изменился. Но уже начиная с января он просто перестал должным образом относится к тренировкам – стимул пропал, и не только по Никите это было заметно. Все спортсмены, кто хоть на что-то претендовал на Олимпийских играх: Устюгов, Белов, Легков – все они на том же Кубке России смотрелись довольно-таки бледно.

- А Вылегжанин?

- Вылегжанин тренировался очень здорово до самого конца. У него в этом плане было чуть больше стимулов. Всё-таки в марафонах он очень хорош, и ему было интересно проявить себя в них. Конечно, это очень сильно зависит от самого человека.

Был вопрос по взаимоотношениям с Крюковым. Взаимоотношения с ним, конечно, особые. В двух словах сложно сказать, какие чувства к нему я испытываю. Всё-таки это человек, с которым я бок о бок прожил и проработал 25 лет. Естественно, к нему испытываю и дружеские чувства, и отеческие, и профессиональные как тренер. Будет ли он дальше тренироваться, он сам решит, но думаю, что один сезон он еще пробегает. Пока мы договорились, что до июля он будет на самоподготовке, хотя, естественно, я ему буду что-то подсказывать. А дальше он принимает решение и либо начинает готовиться, либо заканчивает.

- Есть информация, что Крюков будет готовиться вместе с вами в сборной Казахстана…

- Да, речь идёт о Крюкове и Петухове. Почему это интересно ребятам – понятно. Им хочется ещё чего-то добиться, показывать результаты, и они решили, что со мной им будет лучше. Ну а команде Казахстана тоже будет интересно, потому что они могут многому научиться у наших ребят – это взаимовыгодный процесс, так что мы предполагаем, что они будут где-то рядом со мной.

- Что это вообще было с Петуховым и его уходом к Крамеру?

- Во-первых, он эмоциональный человек, и на него довольно сильно повлияла Елена Валерьевна (Вяльбе – прим.ред.). Не берусь судить, как и что она говорила, но сам факт, что как только спортсмен начинает общаться с Еленой Валерьевной – я эту тенденцию уже давно наблюдаю – начинаются какие-то переходы, перестает устраивает тот тренер, с которым человек работал. Алексею хотелось чего-то нового. Он попробовал, но это новое оказалось хуже старого.

- Жаль! Как мне кажется, звёздный тандем распался на экспериментах бегать без мази.

- Хотим мы или не хотим, мы должны идти в русле современных тенденций. Я считаю, что попеременный ход так же важен, как и одновременный. Другое дело, что классический попеременный ход сейчас не соответствует веяниям современного спринта, которые есть. Дело в том, что в современном спринте сейчас важна не экономичность, а мощность. И, кстати, то же самое переходит и в дистанционные гонки. Это и напрыгивание на палки, и мощное отталкивание в одновременном ходе, а в попеременном ходе начинают подбегать, причем силовым способом, вроде, Клэбо. Я в отличие от многих не считаю попеременный ход Клэбо идеальным…

Александр Кормушкин 15.05.2018 07:21

1) Почему некоторые не могут выдавать полную скорость сразу со старта, а только через пару км? Это факт или ощущения (просто его скорость не проседает, а остальные пошли медленнее). Какие возможны методы этот факт преодолеть? Просто разминкой или это что-то индивидуальное?

- Я считаю, что это, скорее всего, связано с соотношением быстрых и медленных мышечных волокон в мышечной композиции спортсмена. И, соответственно, одни больше предрасположены к проявлению быстроты, а другие – больше к проявлению выносливости. Также это может зависеть от методики тренировок, которые могут больше развивать выносливость и меньше быстроту и наоборот.

2) Для спринтера важна просто быстрота движений или мощность как первичное качество?

- Спринтер сегодня – это спортсмен, обладающий высокой мощностью движений и выносливостью, а также быстротой, которая требуется на финише. На сегодня эти качества проявляют такие спортсмены как Пеллегрино, Нортуг, Клэбо, Крюков, Устюгов и другие, которые умеют не просто удержаться за соперником на дистанции гонки, но и на финише взорваться.

Сергей 17.05.2018 14:39

Здравствуйте. Чем глобально отличаются тренировки спринтеров от тренировок дистанщионщиков согласно вашим методикам?

- Как я уже сказал, экономичность сейчас отходит на второй план в угоду мощности. Сейчас важно поддерживать высокую скорость на дистанции в том числе и на некоторых дистанционных гонках, таких как 10 и 15 км. Исходя из технического навыка и определяющих качеств спортсмена одни более быстрые, другие более выносливые, а в методическом плане таких различий, как были раньше, в подготовке почти не стало. Правда, некоторые различия остаются, специализация продолжает сохраняться. Если говорить о методике тренировки, то главенствующим качеством спринтера является мощность, поэтому при подготовке больше внимания уделяется развитию мощностных качеств. На дистанции более важна экономичность, и тут уже важно, как спортсмен и его тренер подходят к развитию этих, казалось бы, противоположных качеств. Конечно, они не взаимоисключающие, и можно одновременно тренировать и мощность, и выносливость, хотя чему-то придется уделять больше времени. Есть и спортсмены, которые имеют хорошую мышечную композицию в силовом компоненте, как тот же Вылегжанин, но при этом проявляют себя как дистанционщики. Но мы видели, что иногда Максим здорово бегал и спринты, так что если бы его посильнее подвигать в сторону быстроты, то он мог бы ещё добавить в спринте.

- Даже в этом возрасте?

- Сложно сказать. У нас же нет предельных качеств быстроты, мощности, силы. Всё требуется в сочетании с выносливостью. Поэтому мы можем развить какое-то качество чуть сильнее. Что касается возраста, то с годами спортсмен становится сильнее в тактическом плане. Тем более спортсмен-победитель, который выигрывал большие соревнования. С годами тактика становится его преимуществом. Ну и, конечно, есть спортсмены, у которых очень хорошо сочетаются мощностные качества и выносливость. Хотя такого спортсмена, который мог бы бегать всё в одно и то же время, нет. Пример того же Нисканена (олимпийский чемпион Сочи-2014 в командном спринте и Пхенчхана-2018 в марафоне – прим.ред.) очень ярок. В Сочи он выиграл командный спринт, на чемпионате мира в Лахти – пятнашку, в Пхенчхане – 50 км. Я наблюдал его в Вуокатти в последние два года. В 2017 году перед Лахти было заметно, что он готовится к гонке на 15 км: он больше тренировал силовой и скоростно-силовой компонент. А в прошлом году у него было гораздо больше объемных аэробных тренировок, то есть он явно готовился к полтиннику. И если сравнить с тем же Лёшей Полтораниным, Ииво смотрелся в плане выносливости намного предпочтительнее. Конечно, тут сравнивать не совсем правильно, потому что мы не знаем тренировочный процесс в деталях, но факт на лицо – человек готовился к конкретной дисциплине и на ней очень хорошо себя проявил.

Eff 15.05.2018 10:12

Юрий Михайлович, добрый день.

Сейчас участников спринтерских соревнований можно, пусть даже весьма условно, "разделить" на чистых спринтеров (занимают куда более высокие строчки именно в спринте, чуть менее выносливы, мощнейший финиш) и универсалов (бегают все от спринта до марафона, как правило выносливы, не так сильны на финишной прямой).

Зная, что Вы отзываетесь "за" создание специализированных спринтерских групп, можно предположить ваше мнение, но все же несколько вопросов в этом направлении:
- За кем, как Вы думаете, будущее?

- Позиция FIS, которую озвучивают представители федерации – это универсализм. То есть все должны быть одинаковыми. Вынужден констатировать, что в данном случае FIS выбрала позицию, которая противоречит всем тенденциям развития лыжных гонок. Сейчас появилась спринтерская специализация, появился Ski Classics с его длинными гонками даблполингом, была российская попытка проводить спринтерскую многодневку «Спринт-Тур». Почему бы не поддержать эти соревнования и не развить их, к примеру, в отдельный Кубок мира для спринтеров? Ведь ни для кого не секрет, что, во-первых, спринты развивают лыжные гонки в методическом плане. А во-вторых, в зрелищном плане командный спринт это сейчас дисциплина номер один, а на втором месте стоит спринт индивидуальный. Конечно, в некоторых странах с ними соперничают и другие дисциплины в зависимости от того, как бегают спортсмены этих стран.

- В Норвегии, наверное, очень любят марафон с раздельным стартом?

- Это пока они в нём будут побеждать, а выиграют его, например, русские, и они его сразу не полюбят. Ведь та же самая история случилась, когда мы их в спринте даблполингом начали обыгрывать… Сразу начались какие-то ограничения, борьба с даблполингом.

Если проводить аналогию с лёгкой атлетикой, то там даже такие близкие дистанции как 800 и 1500 метров бегают разные люди. Конечно, есть и те, кто их совмещает, но такие примеры мы видим всё реже и реже.

- Как вы думаете, почему в спринте гонщиков, которые одинаково хороши и в "коньке", и в "классике" значительно меньше, чем в дистанционных гонках?

- В спринте каждая мелочь играет бОльшую роль, чем на дистанции. Допустим, в дистанционной гонке ты допустил какую-то ошибку – ты легко можешь её поправить. А в спринте в контактной борьбе любая ошибка приводит к тому, что спортсмен проигрывает. Даже серия каких-то мелких помарок может повлиять на исход дела. Приведу в пример выступление Глеба Ретивых в Лахти. Когда мы там тренировались – а мы и финны провели там перед чемпионатом больше всего времени – спортсменам указывалось, что на переходе в финишный створ после поворота будут ямы. Там была куча снега, от которой после работы ретрака остались неровности, и в этом месте надо было быть внимательнее. Но Глеб, я не знаю… Мы, конечно, говорим, что это случайность, но эта случайность радикально повлияла на его результат. Он выходил в коридор третьим, были силы бороться, и уж четвертьфинал он точно должен был проходить. Но он попал в ямку, случился сбой, и на это чемпионат мира для него закончился. На дистанции такое тоже могло бы произойти, но там скорости меньше и времени больше, а поэтому больше возможностей эту ошибку либо минимизировать, либо вообще нивелировать её последствия.
Ну и нельзя не сказать, что у спринтеров сейчас фактически осталась всего одна дисциплина – индивидуальный спринт. В командном спринте сейчас зачастую бежит один, а иногда и два дистанционщика. Поэтому идёт точечная подготовка, стараются максимально выжать всё, что только можно. Конечно, в некоторых странах, где спортсменов не так много, спринтеров могут заявить и на дистанционные гонки, но мы себе такого позволить не можем, потому что на эти гонки своя очередь стоит. У норвежцев та же проблема: чистые спринтеры перестают бегать достаточно часто, чтобы совершенствоваться – гонки-то проводятся приблизительно раз в две недели. Тут по-хорошему надо проводить что-то вроде Кубка IBU в биатлоне: для спортсменов, у которых нет возможности стартовать на главном старте. А так мы приезжаем на Кубок мира, и чтобы стартануть – надо очень далеко ехать, и не всегда есть такая возможность. Хорошая всё-таки была идея со «Спринт-Туром». Правда, в конце сезона, но соревнования были очень интересными и сразу же вошли в число самых лучших по телерейтингу – даже конкурировали с футболом. Почему эти соревнования не подхватили, я не понимаю… Ведь и человек был – Сергей Баталов – который Спринт-тур поднял на солидный уровень, всё было очень смотрибельно, но почему-то спонсоры ушли, а федерация не поддержала.

03 Murmanchanka 17.05.2018 22:46

Почему спринтеров в принципе меньше, чем дистанщионников?

- А вот по этой же причине: стартовать-то особо негде, на самом-то деле.

01 Sergey 14.05.2018 22:22

Недавно Вы высказались в пользу наличия в сборных спринтерских групп, приводя в пример норвежцев, К слову, и Нортуг, и Крог, после неудачных (по разным причинам) сезонов решили тренироваться именно со спринтерами. В чем преимущество подготовки дистанционщиков (или, скажем так, универсалов) вместе со спринтерами, помимо развития собственно спринтерских качеств?

- Почему-то мало кто обратил внимание на то, как Крог бежал на чемпионате мира в Лахти последний этап в большой эстафете. И как же хорошо, с моей точки зрения тренера по спринту, он провел этот этап! Наверное, по технико-тактическим действиям это была идеальная с его стороны гонка. Он уступал в абсолютной скорости: как во взрывной, так и в дистанционной – Устюгову. Но тем не менее он смог противостоять Сергею, и противостоять очень эффективно. Считаю, что это произошло именно благодаря тем спринтерским навыкам, которые он приобрел во время совместной подготовки со спринтерами. Видимо, норвежцы решили именно так готовить финишеров для эстафет и масс-стартов. Специально ставят спортсменов, которые, по их мнению, претендуют на победы в таких гонках, в спринтерские группы, чтобы они научились финишировать. Но, конечно, это не только финиш, там очень много всего. Например, техника: техника переключения с хода на ход, техника прохождения поворотов. На примере того же Клэбо мы видим, насколько это важно.

01 Zimmerwalder 15.05.2018 10:50

2) Сергей Устюгов и Александр Большунов, при всей своей одаренности, проигрывают норвежцу Клэбо все спринты, в которых он принимает участие. В чем сильные стороны норвежца, и как можно его "побить"?

- Мы в прошедшем сезоне проводили исследования. Засекали время прохождения спортсменами разных отрезков трассы. Замеряли, как едут лыжи на спуске, засекали время на подъемах, а в Лиллехаммере я пощелкал секундомером ещё и на финишном отрезке. И, представьте себе, Клэбо ни на одном из этих отрезков не был лучшим! Второй, третий, четвертый, шестой, седьмой… Это говорит о том, что абсолютная скорость у него на том же уровне, что у всех лидеров, что лыжи у него не едут лучше, чем у остальных, хотя бывает, что у какого-то спортсмена лыжи едут явно лучше и он из-за этого выигрывает – но это очень редко. В чем же его секрет? Клэбо отличается тем, что он очень здорово переключается. Ведь в спринте важно не просто взорваться, а взорваться так, как это не сделают твои соперники: четко переключиться с хода на ход, качественно уйти на спуск, пройти поворот – в этом он очень силен, сильнее многих спортсменов и особенно наших российских.

В этом году на юниорском чемпионате мира в Гомсе мы наблюдали, как же плохо наши юниоры проходят повороты. Это просто беда! На каждом повороте проигрывали по одной-две секунды. Все европейцы нас в этом превосходят, потому что специально тренируют эти вещи, а мы нет. А Клэбо и среди них выделяется.

Кто в ближайшие годы будет сильнее "спринтеры" или все-таки "универсалы"? Почему надо уделять внимание именно "чистым спринтерам"?

- А вот того же Клэбо кем считать: спринтером или универсалом? (смеется) Но всё-таки Пелегрино в Лахти обыграл и Клэбо, и Устюгова… Наверное, самый универсальный спортсмен на сегодня – это Большунов, но он ничего пока не выиграл. Дай бог, чтобы он выиграл всё и меня опроверг, буду за это болеть. Но что-то мне подсказывает, что сейчас, чтобы выиграть всё, надо быть на голову сильнее.

- В этом сезоне, когда А. Большунов в части спринтерских гонок шел с первых метров "на все деньги", мнения зрителей разделились. Многие считали, что такая тактика оправдана, потому что дает шанс "загнать" спринтеров-финишеров, многие наоборот говорили, что надо было начинать медленнее и оставлять силы на финиш. Скажите, пожалуйста, как Вы думаете, насколько такая тактика оправдана? И как вообще стоит тактически вести забег против, например, Клэбо и Пеллегрино тому, чей финиш чуть менее резкий?

- Начнем с того, что Большунов более слабый финишер, чем Пеллегрино в коньке и Клэбо в классике. Соответственно, ему надо что-то придумать, чтобы их обыграть, и тут есть два варианта. Один – это тот, который показывает нам Большунов – взять абсолютной скоростью. Но, как показывает практика, это не получается, потому что эту скорость такие спортсмены выдерживают и на финише обыгрывают. И есть второй способ – раздергивать соперников рывками по дистанции, но эти рывки надо тщательно готовить. То есть чем-то надо удивить, тогда не будет такого быстрого финиша.

Виталик Чекаленко 20.05.2018 21:08

Вы пришли в команду в 2008 году. И вы приняли сборную у Н.П. Лопухова, костяк которой составляли люди, с которыми Вы позже и добивались успеха: Крюков, Гафаров, Парфёнов, Петухов, Девятьяров. В 2009 к вам присоединился Морилов (был уже несколько лет в сборной, но тренировался у Ю.В.Бородавко) и Панжинский. Все остальные люди, по сути, не могли закрепиться в сборной (Ретивых, если не ошибаюсь, начал тренироваться у вас только в 2016 году). Соответственно, это поколение ушло, новое не выросло, ваша группа перестала показывать результат и от ваших услуг отказались. А почему не получилось с новыми людьми?

- Для того чтобы вытеснить из сборной призеров этапов Кубка мира (все названные лыжники ими являются), необходимо обладать талантом и большим трудолюбием. Дело в том, что наше руководство, а это у нас в одном лице и президент Федерации, и главный тренер, и по факту председатель тренерского совета Елена Валерьевна Вяльбе считает, что будущее за универсалами. Собственно, поэтому сейчас спринтерскую группу и ликвидировали. И если я составлял список из пяти-шести спортсменов, с которыми я хотел бы работать, то эти спортсмены ко мне не попадали. В лучшем случае пятые номера. Вот один сезон у меня готовился Паша Петров – хороший спортсмен, но он проявлял себя как чистый спринтер. Чтобы довести его по выносливости, надо было с ним проработать достаточно долгое время – за год-два это сделать очень тяжело. Тот же Антон Гафаров шел к призовым местам на этапах Кубка мира три-четыре года, а этого времени нам не давали. Моя мечта, чтобы этим ребятам сейчас дали шанс проявить себя, чтобы они попали в национальную команду, где смогли бы дальше развиваться. А так получается один год у нас парень занял третье-пятое место на Континентальном Кубке в Вершине Тёи, затем несколько хуже выступил в Красногорске, но там была болезнь – и всё, он уже сборной не нужен. Но он продолжил тренироваться и в прошлом сезоне выиграл молодежное первенство России и был 11 на предолимпийской неделе. То есть он где-то проявляется, но в этом году ему даже не дали шанса выступить на этапе Кубка мира. Вот такая картина у нас со спринтом получается.

Ну а вторая причина, как я уже говорил, заключается в том, что и FIS отдает предпочтение универсалам.

- Как же вашим «старичкам» удавалось подстраиваться под новые веяния?

- Дело в том, что мы по методике подготовки каждый год наращивали аэробный компонент. Самые маленькие объемы у нас были в 2008-2009 и 2009-2010 годах. Затем объемы циклической работы постоянно увеличивались, и аэробная составляющая постоянно росла. В конце концов, например, у Крюкова и Петухова по МПК – чему я, кстати, был очень удивлен – она была близкая или почти такая же, как у Вылегжанина и Легкова. Но чтобы спортсмен прошел этот путь, нужен не один год и не два.

7. В сентябре 2010 на сборе в Раубичах вы провели совместный сбор спринтерской сборной России и всех спринтеров России высокого уровня (приехало несколько десятков спортсменов со всей страны). Какую цель вы тогда преследовали, проводя такое мероприятие? Ведь никто, если я не ошибаюсь, тогда на подготовку в сборную не был приглашён. И почему вы больше не проводили таких совместных сборов?

- Такие сборы были не только в Раубичах, но и летом в Рыбинске и Отепя. Тогда действовал единый план подготовки к Олимпийским играм в Сочи, и в соответствии с этим планом мы должны были увеличить состав команды до двойного. То есть с 6-7 человек мы должны были увеличить команду до 12, также у меня одновременно готовилось семь женщин. Остальные люди либо просто готовились рядом с командой по просьбе личных тренеров, либо это была группа из трех-пяти человек, которую брал с собой наш третий тренер Евгений Лопухов – он не хотел терять этих ребят после ухода в сборную, и мы ему пошли навстречу. Вот из-за этого и создалась иллюзия, которую потом не раз озвучивала Вяльбе, что через меня прошло более ста человек. Я посчитал – за всё время моей работы в сборной под моим руководством готовилось 22 спортсмена-мужчины и, если не ошибаюсь, девять женщин. Это за десять лет!
То есть один год был двойной состав, на следующий год – полуторный, а ближе к Олимпийским играм – снова один основной. Мы этот план выдерживали, спортсмены отсеивались, кто-то уходил в дистанции, но никто себя там ярко не проявил. Более-менее только Коля Морилов – и то только первый год, после того как от нас ушел. Хотя я очень рассчитывал, что он, тренируясь в дистанционной группе, сможет показывать результаты высокого уровня, потому что он сам по себе очень интеллектуальный спортсмен, много чего умеющий и в тактическом, и в методическом плане. Так что он вполне мог бы и самостоятельно удержаться на плаву, но почему-то не получилось…

- Ермил Вокуев?

- Вокуев всё-таки не чистый спринтер, а ярко выраженный универсал. Но у него и не было особо ярких результатов, кроме чемпионата России. Ну а то что люди с хорошей спринтерской подготовкой ярко себя проявляют в марафонах – это вполне закономерно. Они обладают хорошим финишным рывком, и их задача заключается в том, чтобы удержаться в группе до финиша. Повышай аэробный компонент – и всё будет отлично. А вот держать непрерывную скорость в течение 30 и более минут – это очень непросто и требует несколько другой подготовки, смещения акцентов.

- Со стороны складывается впечатление, что всем "старичкам" вашей группы заложили огромную базу предыдущие тренера и при наложении с вашей методикой был результат, а кто приходит без этой базы, не имели при работе с вами результатов. Насколько это наблюдение верно?

- Панжинский готовился со мной с 14 лет, Крюков – вообще с раннего детства. Если говорить о какой-то заложенной до меня базе, то можно только в случае с Петуховым. Ну и, как я уже говорил, у нас постоянно шло увеличение этой самой базы, но что это нам дало, я пока точного ответа на этот вопрос не имею. Так, Крюков, когда выиграл Олимпиаду, его годовой объем составлял около 7500 км. Перед Сочи он делал уже 8500 км в год, а в год перед чемпионатом мира в Лахти Никита сделал больше 9000 км. Это уже вполне дистанционный объем, который позволил ему неплохо себя проявить в некоторых длинных гонках.

natalia_chivkunova 14.05.2018 16:39

Спасибо администрации сайта за такую возможность!

Юрий Михайлович, спасибо за Вашу работу, Вам дальнейших успехов и главное - здоровья!
Вопрос 1 - какие, на Ваш взгляд, главные принципы тренировочной работы для девушек?

- Наверное, этот вопрос лучше задать тренерам, которые много работали в женском коллективе. Я работал с девушками в спортивной школе, у меня там всегда были девушки, и некоторые из них были призерами страны, но всё-таки потом у меня были большие перерывы в работе с женщинами, поэтому более квалифицировано на этот вопрос ответят другие специалисты.

Я же хотел бы отметить два принципа. Первое – это надо учитывать гендерные различия, такие как женский биологический цикл. И под это подстраивать методику: объемы и интенсивность. А второе – в работе с женщинами очень важна психологическая эмоциональная составляющая. Женщины более эмоциональны, обидчивы и восприимчивы, и с ними себя надо вести немного по-другому, чем с мужчинами.

Остальные различия минимальны, и по примеру групп Бородавко и Крамера мы видим, что в них женщины тренируются практически наравне с мужчинами. Я, находясь рядом с Юрием Викторовичем, не заметил каких-то принципиальных отличий в работе между мужчинами и женщинами, и мы видим, что у Непряевой в этом году был самый впечатляющий прогресс среди всех наших спортсменов. А годом ранее также спрогрессировал Большунов.

- Видимо, Юрий Викторович нащупал правильную методику…

- Базовая подготовка всегда была его коньком, и, видимо, он учел те ошибки, которые допускал ранее, и о которых я писал в своей книге. Он очень сильный экспериментатор, и за свою тренерскую карьеру он провел очень много методических экспериментов. Когда он после Ванкувера ушел из сборной команды, у него появилось время взглянуть назад, оценить свою предыдущую работу, проанализировать новые веяния, и та методика, которую он предложил сейчас своим спортсменам, сработала, большинство спортсменов спрогрессировали очень качественно.

Вопрос 2 - какое, на Ваш взгляд, оптимальное примерное % соотношение скоростной работы и работы на выносливость в тренировочном цикле.

- В принципе, на этот вопрос можно отвечать несколько часов. Если вкратце, то сейчас спринтеры делают работу, очень похожую на дистанционную. Меньше объемы циклической, но несколько больше объемы скоростно-силовой и мощностной работы. Если говорить о цифрах, то примерно 90% циклической работы проводится в первой-второй зонах.

Вячеслав ,Нижний Новгород 14.05.2018 17:12

Юрий Михайлович, спасибо за Вашу огромную работу !  В дополнение к вопросам natalii_ chivkunovoi хотелось бы узнать Ваше мнение о % силовой работы для мужчин. Спасибо.

- Для какого мужчины, какого возраста, какого уровня мастерства? Вопрос совсем не конкретный, обо всех рассказывать? Существуют аналитические статьи, в которых это описано лучше, чем расскажу я.

nik84 15.05.2018 09:27

Юрий Михайлович, спасибо за медали ваших спортсменов!

Вопрос по подросткам-спортсменам, на что делать упор в возрастной группе 12-16 лет (в переходный период), как правило, информация у разных источников противоположная, от преимущественно скоростной работы, до полного её отсутствия.

- Это довольно подробно описано в моей книге. Самая распространенная ошибка заключается в том, когда со спортсменами такого возраста работают, как со взрослыми. Это в корне неправильно и сразу губит спортсмена, создавая ему сложности в дальнейшей карьере. На этом этапе надо решать те вопросы, которые нам потом приходится решать уже в сборной команде. Это работа над техникой, развитие координации гибкости,быстроты, отчасти силы. И их можно решить более качественно, чем решаем мы, потому что мы уже на ходу латаем дыры. А в этом возрасте надо заниматься физической и технической подготовкой в соответствии с теми сенситивными периодами, в которых находятся спортсмены. С учетом возраста развивать те качества, которые в данный период имеют «окно возможностей».

noisy 15.05.2018 12:06

Здравствуйте, Юрий Михайлович!  На что, по Вашему мнению, стоит обращать особое внимание при летней подготовке на лыжероллерах (классика, конёк) подростков 12-16 лет?

- Я бы вообще не зацикливался на подготовке на лыжероллерах особенно в возрасте 12-13 лет. Существует великое множество упражнений, кроме роллеров, которые могут подготовить подростка к совершенствованию необходимого технического навыка. Ведь во время пубертатного периода у спортсмена ломается практически всё, остается только моторно-двигательные программы в голове. Их количество и качество будет определять последующую технику, а включать специфику, как у нас любят, на данном этапе совершенно не обязательно. Да, в 14-15 лет объем на роллерах уже надо увеличивать, а раньше кататься на роллерах можно, но это такое же средство для совершенствования моторно-двигательных программ на потом. Что касается результата, то давай ребенку интенсивность, объем, и он у тебя побежит… а потом встанет. Сколько я таких наблюдал в своей карьере…

Какие основные недостатки (распространенные недостатки) вы видите в работе с молодыми спортсменами.

- Про один я уже сказал – это то, что молодых спортсменов начинают тренировать, как взрослых. Второе – работа без учета сенситивных периодов физического развития. Есть «окна возможностей», то есть периоды, в которые определенные качества развиваются быстрее, чем в другое время, и это надо использовать. Также многие начинают зацикливаться на специальных средствах, таких как имитация или лыжероллеры, а надо делать подготовку как можно более разнообразной. Так, если брать советский период, то там, во-первых, физкультура была совершенно другая, а во-вторых, мы участвовали в куче соревнований начиная с лёгкой атлетики и заканчивая баскетболом. Я даже в гребле участвовал. Поэтому когда появился коньковый ход, я его сразу воспринял, возможно, благодаря тому, что играл в хоккей. Надо создавать ребенку условия для многоплановой, многоборной подготовки – это пойдёт ему только в плюс.

А у нас зачастую бывает, что тренер посмотрит, как тренируется сборная команда или другие топовые спортсмены, и начинает переносить эти упражнения на детей. Всё-таки надо, прежде всего, совершенствовать технический навык: чем больше мы заложим ребенку двигательных программ, тем легче ему потом будет сформировать ту технику, которую он захочет и которая будет отвечать современным требованиям и тому физическому потенциалу, который он наработает.

Ещё один недостаток вижу в отсутствии реального контроля за развитием тех качеств, которые развиваются в реальном времени. Есть несколько нормативов: кросс по стадиону от 1 до 3 км в зависимости от возраста, пятерной или десятерной прыжок, подтягивания и отжимания – их все и применяют. А контролировать надо те качества, которые мы развиваем в данный момент. Развиваем быстроту – контролируем быстроту, развиваем гибкость – контролируем гибкость, то же самое с координацией… С выносливостью и силой всё понятно, тут проблем нет, хотя тут тоже есть нюансы. Подтягиваться тоже можно по-разному: просто на максимальное количество – контролировать выносливость; с определенным грузом; с максимально возможным грузом, если развиваешь силу. Под задачу подбирается и тест, чтобы проконтролировать, есть ли у тебя прирост, и если его нет – вовремя остановиться или внести коррективы. Нет прироста, значит, эти тренировки тебе не нужны в таком объеме, в котором ты их делаешь. Надо их либо перевести в поддерживающий режим, либо на какое-то время полностью от них отказаться. Для чего нужен контроль – чтобы управлять процессом. Если ничего не контролируем, то мы процессом и не управляем – он идет сам по себе.

MAKC . 15.05.2018 12:53

Юрий Михайлович, добрый день.
Может, немного повторюсь.
Хотел бы получить ответ на следующие вопросы по подготовке лыжников:
- Какие годовые объемы должны выполняться спортсменом, скажем в юношеском, юниорском и взрослом возрасте.

- Считаю важным ответить на этот вопрос относительно детского спорта. В первую очередь, не надо зацикливаться на цифре. В юниорскую сборную команду приходят люди с 2-3 тысячами километров и 7-8. Кто больше прогрессирует?

- Наверное, тот, кто добился высоких результатов с 2-3 тысячами? А такие, правда, есть?

- Есть, но это, конечно, редкость. В основном люди приходят с 4-5 тысячами километров в год. Но я бы не хотел, чтобы у людей была в голове какая-то определенная цифра. Важно понимать, что нужно учитывать, когда ты формируешь тот или иной объем. Прежде всего, возраст, второе – сенситивный период, третье – наличие определенных средств подготовки у определенного тренера. Это в сборной у нас потребовались быстрые роллеры – закупили быстрые роллеры, потребовались медленные – закупили медленные. А разница в скорости между ними почти в два раза! И как тут объем называть? Средства, конечно, очень многое решают. И, кстати, разнообразие тренировочных средств позволит увеличить объем за счет того, что меньше будет уставать центральная нервная система. Также надо учитывать учёбу: например, есть дети, которые учатся в физико-математических классах, а есть – в обычных. Это совершенно разная нагрузка на ребенка, и это дело надо корректировать. А есть случаи, когда юные спортсмены параллельно занимаются двумя видами спорта – и это тоже надо учитывать. У меня, например, воспитанники занимались дзюдо, танцами, акробатикой – и эти занятия потом спортсменам очень здорово помогали в координационном и техническом плане. Но как это в объем посчитать? И надо постоянно помнить, что самое плохое, что мы можем сделать с ребенком – это дать ему чрезмерную нагрузку. В идеале она должна быть адекватной или чуть ниже, как у врача, главное – не навредить.

Бойков Александр 16.05.2018 14:34

Здравствуйте, Юрий Михайлович! Желаю Вам всего самого наилучшего, успехов во всех делах и богатырского здоровья. Есть несколько вопросов
1) Какую схему микроцикла Вы используете в своей практике, 6+1?

2) Сколько силовых тренировок проводится в микроцикле, их направленность (круговые, на максимальную силу и т.д.)

- Содержание микроцикла очень сложно дать в общем, так как оно очень сильно зависит от того, какие цели выбраны в подготовке. Соответственно, такие будут средства и объемы тренировок. Так, если мы делаем акцент на развитие аэробных качеств, в микроцикле появляются дополнительные тренировки аэробного характера, делаем акцент на абсолютную скорость, добавляется больше тренировок скоростно-силовой направленности, на быстроту. Если нужно поднять среднедистанционную спринтерскую скорость, делаем гликолитические работы. И важно эти нагрузки таким образом скомпоновать в достаточно коротком временном интервале, чтобы кратность их стимулировала адаптацию, а, соответственно, и развитие необходимых нам качеств. На данный момент это я считаю самое сложное в методике подготовки не только в лыжных гонках, но и в любом виде спорта.

Если говорить о спринтерской группе сборной команды, то у нас были микроциклы и по четыре дня (3 рабочих + 1 отдых), и по восемь дней (7+1). Аэробный микроцикл, акцент в котором делается на развитие аэробных качеств (но там всё равно присутствует и скоростная, и скоростно-силовая работа), мы делали либо 6+1, либо 7+1. Если какой-то скоростной, то либо 3+1, либо 5+1. Подводящий микроцикл я люблю давать 4+1, но иногда перехожу и на 3+1, если спортсмену надо больше отдохнуть перед соревнованиями. Но тут надо исходить из индивидуальных особенностей, потому что есть спортсмены, которые во время дня отдыха теряют тонус, что приводит к снижению работоспособности в подводящих тренировках. Тогда приходится день отдыха дробить, давать какую-то небольшую нагрузку постоянно. Также продолжительность микроцикла зависит от места подготовки. Так, в горах мы используем схему 4+1 либо 5+1, то есть даем больше отдохнуть.

3) Сколько раз в микроцикле присутствует прыжковая имитация?

- Раньше в аэробном недельном микроцикле мы делали имитацию два раза в неделю. Сейчас делаем один раз либо развивающую тренировку на одном подъеме до полукилометра, либо бег с имитацией до 2-х часов и одну поддерживающую на отрезках 100-150 метров и включаем силовую работу на роллерах, по воздействию адекватную имитации: либо с жилетами, либо с баллонами в развивающих МЦ.

- Над чем вы работаете посредством имитации?

- Прежде всего, это работа над локальной мышечной выносливостью, по крайней мере, на тех кругах, на которых мы её делаем. Также посредством имитации можно хорошо развивать функциональные качества. Мы, как правило, четко регламентируем выполнение этой тренировки не выше порогового уровня. Чуть-чуть разрешаем выходить за его пределы, потому что на имитации очень сложно четко выдержать пульсовые показатели. Если смотреть по физиологии, это развитие митохондриальной выносливости, ну и силовой. А если интенсивность завышать – это будет чистый гликолиз: это диффузионные насосы, умение выводить лактат, терпеть закисление.

- Как часто можно такую гликолитическую работу проводить?

- Перед этим надо себе ответить, зачем такая работа нужна. Как правило, её делают, когда уже проработаны все остальные системы, и нужно проработать только высокоинтенсивный диапазон. Я работу высокой интенсивности делал максимум два-три раза в месяц. Это стрессовая работа, от неё необходимо хорошо восстановиться, но она очень хорошо развивает гликолитические процессы и сдвигает параметры, которые отвечают за гликолиз.

malex 14.05.2018 19:16

какие виды силовых тренировок вы проводите? (объемный вопрос. специально задал кратенько. захотите - расскажете поподробнее. нет – отпишетесь)

- Больше всего за время моей работы изменились мои взгляды на силовую подготовку спортсменов. Если раньше, когда я только начинал работать тренером, такого понятия для лыжника как работа со штангой вообще не было, то потом мы пришли к тому, что элемент развития максимальной силы является основополагающим. И периодизация силы – это важный аспект в подготовке лыжника-гонщика. Как распределить силовые тренировки, с какой интенсивностью и в какой последовательности их проводить? В начале сезона мы развиваем гипертрофию мышечного волокна. Я не очень люблю штангу, потому что у моих спортсменов есть проблемы со спинами, а второе – при работе со штангой очень сложно учесть специфичность движения, чтобы оно было биомеханически подобно соревновательному движению лыжника. Так что мы подбираем упражнения на различных тренажерах, стараясь, чтобы структура движения и мышцы, на которые мы воздействуем, были теми, которые необходимы именно в лыжных гонках. Таких тренировок на гипертрофию мы проводим два раза в неделю от 6-7 до 10-12 в зависимости от того, нужно спортсмену набрать вес или нет.

Затем мы уходим на развитие мощностных параметров – уменьшаем количество повторений в подходе до шести. Одну тренировку делаем в тренажерном зале, а вторую – на лыжероллерах, пытаясь перенести наработанные качества на лыжную технику. Также на данном этапе мы начинаем включать аэробные силовые тренировки: либо на зарядках, либо как дополнение к аэробным тренировкам. Это и лыжный тренажер (попеременный и одновременный ход), и прыжковые упражнения. Постоянно присутствуют и упражнения на мышцы кора и мышцы-стабилизаторы туловища. Эти упражнения проводятся как разминка перед силовой тренировкой от 20 минут до получаса. Так продолжается в течение всего подготовительного сезона, и только ближе к соревнованиям мы все менее специфичные средства убираем, чтобы преобладали более специфичные средства, то есть лыжи. Например, делали 7-8 толчковых движений одновременным ходом с жилетом или в крутой подъем, коньком без палок в крутой подъем с отягощением или сопротивлением. Оставляем для поддержания силового компонента и прыжковую имитацию один раз в неделю небольшими отрезками по 50-60 метров до 10 раз. Красной нитью через всю подготовку идет одновременный ход. Сейчас без него никак нельзя, и уже начиная с июня мы начинаем включать такие отрезки, потом увеличиваем их длину, интенсивность, чтобы они носили развивающий характер.

В микроцикл хочется включить как можно больше силовой работы, и начиная с 2011/12 года мы её количество постоянно увеличивали, пока в 2016 я не понял, что мы уже начинаем перебирать. Там был период, когда у нас в начале сезона были самые плохие результаты. Мы тогда остановились, проанализировали и ушли в сторону более лыжных упражнений в полной координации, увеличили интенсивность и вернулись назад. Честно говоря, это был один из самых сложных моментов в моей тренерской карьере в качестве тренера сборной команды, когда мне пришлось довольно жестко управлять процессом, вводить дополнительные тренировки, чтобы вернуться на тот уровень, с которого мы ушли. Мы перебирали не в какой-то отдельной тренировке, а в общем объеме силовой работы, что приводило к падению результатов. Как мы считаем, из-за перебора в силовой работе мышцы становились жестче, терялась специфическая мышечная координация, что приводило к некоторой потере в технике, поэтому ты не финалист, а полуфиналист, не полуфиналист, а четвертьфиналист и так далее. Ребята перестали уверенно проходить прологи… Пришлось уменьшать количество силовой работы, чтобы вернуть всё на круги своя.

8. - Вы один из немногих тренеров, кто использует в своей подготовке силовую тренировку в статодинамическом режиме с отягощениями. Расскажите, пожалуйста, как вы её вписываете в тренировочный процесс? Что делаете за день до такой тренировки? Что на следующий день? Ведь до и после статодинамики вообще ничего нельзя делать, кроме восстанавливающей тренировки (даже в баню нельзя). И в какой период подготовки вы её используете?

- Любая силовая тренировка, и статодинамика в том числе, требует среднего или ниже среднего уровня утомления. Нельзя перед ней и после неё делать развивающую работу. Статодинамика хорошо сочетается с аэробной работой, но у меня, на самом деле, статодинамические тренировки с отягощениями делал только Антон Гафаров. У него были проблемы со спиной, и мы старались как можно сильнее закачать корпус, а в статодинамическом режиме он закачивается сильнее. Это было нужно, чтобы он мог быстрее вернуться и ни в коем случае повторно не сорвать спину.

Если же говорить вообще о статодинамике, то её мы включаем на начальном этапе подготовки – май-июнь. С одной стороны, статодинамика – это хорошее средство, чтобы развивать медленные мышечные волокна, а медленные мышечные волокна способны в качестве источника энергии потреблять лактат, и, соответственно, они оттягивают на себя часть лактата, который образуется в быстрых мышечных волокнах. Плюс она увеличивает силу медленных мышечных волокон и с ними всей мышечной композиции. С другой стороны, происходит сильное замедление спортсмена: выносливость появляется, но теряется скорость. Я много анализировал нашу работу и пришел к выводу, что статодинамика, которую мы делали до августа, больше вредила, чем помогала, поэтому лучше такие тренировки до начала июля уже прекратить. Может быть, точечными упражнениями в дальнейшем поддерживать наработанные качества, как это делает, например, Алексей Полторанин. Подводя итог, статодинамика увеличивает выносливость, но при этом снижает скорость, и необходимо найти баланс между этими качествами. Базовая рекомендация заключается в том, чтобы развивающую статодинамическую работу делать только на начальном этапе подготовки, а потом либо проводить её в поддерживающем режиме, либо вовсе прекращать.

- Если возвращаться в построению миркроцикла, то как правильно расположить в нем тренировки?

- Силовую тренировку лучше проводить в конце микроцикла перед днем отдыха или внутри микроцикла перед разгрузочным днем, потому что, чтобы от неё сформировался тренировочный эффект, нужно хотя бы 24 часа, а лучше 36. Возможно, в это время не надо полностью отдыхать, но делать какую-то работу, которая будет не сильно утомлять мышечно и не повредит эффективности силовой. Мы обычно после силовой тренировки делаем какую-то развивающую функциональную работу на роллерах или в имитации, но стараемся выждать 24 часа.

Murmanchanka 17.05.2018 22:46

В какую сторону изменились ваши взгляды на подготовку спортсменов со временем и изменились ли?

- В принципе, я, когда пришел в сборную команду, не был специалистом спринта. У моих ребят больше получались длинные и даже марафонские дистанции. Но, наблюдая за тем, как развивается спорт, я стал сторонником специализации. Считаю, что специализация должна быть не только в спринте, но и в том же марафоне, как нам наглядно продемонстрировал Ииво Нисканен. Тот же Хеллнер в 2010 году выиграл тридцатку, а в 2011 – спринт, но он не выигрывал другие дисциплины в эти годы. Как правило, спортсмены, которые считают, что имеют некий ограниченный ресурс, выбирают для себя что-то одно, и, как правило, они добиваются большего успеха, чем те, которые бегают всё. Даже у Нортуга эти крены были видны: либо он выигрывал 15 и 30 км, либо спринт и марафон, хотя два раза он и становился Королём лыж, прибавляя к тридцатке полтинник.

Конкретно в спринте изменились взгляды на аэробную подготовку. Сейчас настолько возросли скорости и конкуренция, что аэробная составляющая стала не менее важна, чем на дистанциях, и от этого никак не уйти.

Также работа в сборной команде научила меня тому, что очень важны детали, особенно в технической и тактической подготовке играющие очень важную роль. Отметил бы и возрастающую с каждым годом роль психологии, умения спортсмена сконцентрироваться. Побеждают обычно те, кто настраивается побеждать, формируют определенное отношение к предстоящему событию. Эта работа должна проводиться с помощью специалистов, но у нас почему-то это не принято.

Что для спортсмена важнее физическая одарённость или личностные качества, или это всё не очень важно, важен тренер?          
  Правда ли, что все наши выдающиеся спортсмены были с рождения сверходарены, или кто-то из них в детстве-юности был вполне обыкновенным?

- Сразу могу привести несколько примеров: Зимятов, Девятьяров, Крюков – которые в детском возрасте не показывали каких-то выдающихся результатов. Да, они были одаренными, но не самыми-самыми. И только благодаря своему стремлению и характеру они добились того, чего добились. Зная этих людей лично, я могу уверенно это сказать.

Можно ли каким-то образом спортсмену приобрести хороший финишный рывок, были ли в вашей практике такие прецеденты?

- Наиболее яркий случай в моей практике, когда спортсмен сильно добавил в финишных качествах – это Антон Гафаров. Сказалось то, что он тренировался в группе с сильными финишерами. Когда он стал вторым в спринте в Куусамо, он на равных состязался и с Брансдалем, и с Петерсоном – самыми сильными на тот момент финишерами мира. С ним мы шли комплексным путем, потому что он сильный, но не быстрый спортсмен. В любом случае, задатками выше среднего он, конечно, обладал, но всё равно всё время приходилось раскачивать его мышечную систему. Это очень сложный и творческий процесс, но очень важно, чтобы спортсмен сам этого сильно захотел. Тогда будет хорошая взаимосвязь спортсмена с тренером, и тот будет понимать, пошла та или иная нагрузка или не пошла. Тут очень важно поймать мышечные ощущения спортсмена, а для этого нужна качественная обратная связь со спортсменом. Если это получилось, то намного проще работать, и эффекта, как в случае с Антоном, получается очень хороший.

9. Как вы делаете силовую подготовку в соревновательный период? Только специальную (на лыжах)? Или общую в зале тоже делаете? В каких режимах? С какими весами? На развитие (или уже только поддержание?) каких качеств?

- Веса могут быть разные, в зависимости от того, какие качества мы хотим простимулировать. В соревновательный период мы должны поддержать уже наработанные силовые качества. Если нужно поддержать нервно-мышечный импульс, я должен выбрать больший вес снаряда или большее усилие с меньшим количеством повторов – 3-5, но с весами, близкими к максимальным. Если мы хотим поддержать мощность, то мы уменьшаем усилие – делаем 6-7 повторений. Количество упражнений в этот период ограничено: треть от того количества, которое делается в подготовительный период. Всё неспецифичное надо стараться убрать, а работа в зале, особенно со штангой – неспецифична, поэтому её надо использовать точечно, только чтобы поддержать.

Делаем силовую работу и на лыжах. Какую, я уже говорил чуть раньше. Например, Крюков больше любит как раз специальную работу, которую мы обычно делаем на крутом подъеме с жилетом. Работу с сопротивлением используем крайне редко, потому что спортсмену тяжело качественно сформулировать ответную реакцию. Тренер чуть-чуть перетянул резину – и уже не тот эффект. А с отягощением спортсмен один раз прошел, прочувствовал и затем уже работает более качественно. Здесь важно именно вложиться в усилие, и чтобы оно было выполнено в тех же углах, в той же технике и координации, что и в соревнованиях.

stabbo 14.05.2018 23:03

Я понимаю, что мой вопрос забанят и заминусуют. Но я хотя бы попытаюсь.
Итак.
Есть ситуация, о которой все знают. Есть и наши чемпионы, в резкой форме высказавшиеся. Мой вопрос такой:
Есть ли Вам что сказать или сказать есть, но время не пришло? Или сказать нельзя по каким-то причинам? Или можно ведь не просто промолчать, а намекнуть, что высказаться "позже"? Я к тому, что любой ответ информативен. Весь мир нас поливает, а наши молчат или просто тупо отрицают без объяснений. Тоже промолчите?
Спасибо за ПОНИМАНИЕ.

- Вопрос, на который надо ответить. Я никогда ничего не пытался утаивать, но тут проблема в том, что одним и тем же фактам можно давать разную трактовку. Можно говорить, что это политика, на нас наехали. А можно говорить, что мы допустили какие-то ошибки. Но один факт для меня является очевидным. В лыжных гонках спортсмены не использовали допинг, не употребляли никаких коктейлей, не подменяли пробы. Я их достаточно хорошо знаю, ведь «под раздачу» попали и двое моих ребят. И я знаю, что они никогда не использовали допинг. Нет у меня на руках таких фактов.

Модест Соловьев 15.05.2018 11:24

Юрий Михайлович, у меня такой вопрос. Предположим, Вам предлагают работу тренера в сборной команде европейской страны. И на собеседовании спрашивают: "Что там было в Сочи и в период подготовки к Сочи, что Вам лично известно?" Как ответите?

- Поскольку я один год был главным тренером сборной команды, я пару раз участвовал в заседании олимпийских штабов. Надо сказать, что там обсуждались самые разные темы. Считалось, что это секретно, но эти вещи почему-то сразу же уходили в прессу. Например, предполагалось сделать такой снег, который будет удобен нам, как сделали норвежцы в Холменколлене, шведы в Фалуне. Есть определенные рецептуры производства снега, чтобы сделать его более скользким или напротив более медленным, и все страны-организаторы этим пользуются этим преимуществом. Но как только эта информация просочилась в прессу – а произошло это, как я сказал, практически сразу – эту тему закрыли.

Что касается допинга, то я ни разу не слышал подобных обсуждений. Да, отчитывался замдиректора ФМБА, обсуждались некие аппаратные способы повышения работоспособности и восстановления, намного меньше – фармакологические. Но никогда не возникала тема допинга.

- Когда вы говорите «фармакологические», речь идет о разрешенной фармакологии?

- Когда мы начинали работу с любыми фармакологами, я сразу ставил условие, что речь у нас будет идти только о разрешенных методах. И даже если они сегодня разрешены, а завтра их могут запретить – мы этим не пользуемся.

Может быть, это просто не обсуждалось при мне, но мне кажется, что из-за одного тренера из одного вида спорта темы заседания штабов менять не могли. Либо организовалась какая-то группа лиц во главе с Родченковым, которая хотела себя показать и проявить. Таких людей перед Олимпийскими играми рядом с командой крутится как раз масса. Все предлагают какие-то чудодейственные способы поднятия результата: начиная с психологов и заканчивая всякими волшебными таблетками. Мы с такими людьми не общались. Спортсмены знали, что они до этого выигрывали без фармакологии, поэтому пользоваться чем-то не было никакой необходимости. Как только новый спортсмен приходил ко мне, я проводил беседу, показывал газетную вырезку из «Спорт Экспресса», где было подробно расписано, что такое допинг, чем он вреден, как и в течение какого времени он ловится, чтобы человек понимал, что если он будет использовать что-либо запрещенное, он рано или поздно попадется.

- После Олимпиады были разговоры об инертных газах. Вы их использовали?

- Да, инертные газы мы пробовали. Смысл их использования в том, что они на какое-то время отключают мозг (я говорю упрощенно), и в этот момент все процессы в организме протекают лучше. В каком-то конкретном случае какому-то конкретному спортсмену это, может быть, и помогло, но мы довольно быстро от инертных газов отказались. Способ непростой, достаточно опасный для здоровья, и мы его практически не использовали.

Если говорить о том, что было, то это прессотерапия, электростимуляция, электромагнитное воздействие. Много работали над восстановлением, возможно, в какой-то момент даже чересчур много, и постепенно начали сужать круг процедур. Что касается фармакологии, то нам предлагали милдронат, но мы его в основном раздавали родственникам. Даешь спортсмену и говоришь: «Отдай бабушке» (смеется). За время моей работы в команде мы этот препарат использовали три-четыре раза, когда надо было подстраховаться, чтобы спортсмен не перетренировался.

Иван Пилюгин 15.05.2018 02:12

Вопрос простой. Слышали ли когда-нибудь о допинге? Если да, то от кого впервые услышали и в каком контексте?

- Ещё когда я был спортсменом, то замечал, что в разные периоды времени с некоторыми людьми бежал наравне, а потом они внезапно начинали меня обыгрывать. Когда уже закончил, мне рассказали, на чем тот или иной спортсмен бегал. То есть это явление было у нас очень давно. В 80-90-е годы допинг в стране процветал, но если говорить о нынешнем периоде, то сейчас мы почти чистые. «Почти», потому что я не исключаю, что отдельные спортсмен по глупости хватают какие-то препараты, которых они просто не знают, чтобы, к примеру, экстренно вылечиться. А чтобы кто-то сознательно применял допинг, то, по крайней мере, в лыжных гонках с 2010 года у нас в сборной команде не было случаев. На местах, конечно, бывает по-разному. Но я недавно читал на одном из спортивных сайтов анонимное интервью человека, который распространяет допинг, и там он говорил, что в спорте высших достижений практически не осталось тех, кто пользуется его услугами. В основном, это те люди, которые бегают в системе армии и МВД. Вот где надо раз и навсегда навести порядок, и тогда допинг уйдет из лыжных гонок навечно, я считаю.

Кстати, у нас очень сильная антидопинговая компания в стране проводилась в преддверии Олимпийских игр в Сочи. Я до сих пор захожу в Бабушкинскую спортивную школу, и там висят плакаты, лежат методички. А ещё РусАДА работало, сами тренеры проводили работу. Всем понятно, что с этим делом давно пора закончить.

Остается лишь вопрос терапевтических исключений. Как так получается, что некоторые спортсмены под непонятными предлогами получают право использовать препараты, которые радикально влияют на результат, как та же американская гимнастка Симона Байлз? Вот с этим бы разобраться…

Сергей 17.05.2018 14:39

Была ли у ваших спортсменов астма? Пользовались ли ваши спортсмены противоастматическими препаратами?

- Опять же перед Сочи с нами работала группа известного пульмонолога академика Чучалина. Из семи человек, которые у меня тренировались в 2013 году, трем было показано применение противоастматических препаратов по терапевтическим исключениям, двум потребовалось дальнейшее обследование, и только у двоих не было выявлено признаков холодовой астмы. Перед Пхенчханом мы повторили эти исследования с Никитой Крюковым и выяснили, что ему показаны эти препараты. Но выяснилось, что максимальная доза сальбутамола, или вентолина, которая разрешена всем спортсменам и без ТИ, с большим запасом перекрывает его потребности. Он попробовал и отказался от этого, но Никита вообще с большим предубеждением относится к фармакологии.

- Что значит «попробовал и отказался»?

- Там пшикаешь и выходишь на старт. Пару раз он так делал, но никакого эффекта не было. Где-то половину от максимальной дозы. И в этом свете непонятно, как у Мартина Йонсруда Сундбю могло быть 10-кратное превышение?! Там и ощущения неприятные, и сухость во рту, и повышенное слюноотделение… Не говоря уж о том, сколько раз надо было пшикать.

- Так всё-таки было у кого-то из ваших спортсменов терапевтическое исключение?

- Из россиян, насколько я знаю, ТИ на противоастматические препараты были оформлены только у Легкова и Вылегжанина. А вот использовали ли они противоастматическими препаратами, я сказать не могу.

Какой разрешенной фармподдержкой пользуются ваши спортсмены, и есть ли у них ТИ на запрещенные препараты?

- Сегодня из всех препаратов для поддержки сердечно-сосудистой системы мы можем использовать только рибоксин. Всё остальное, что мы используем, это так называемые биодобавки: микро- и макроэлементы, витамины и адаптогены. Естественно, аминокислоты, белково-углеводные напитки и другое спортивное питание мы тоже используем. Никаких ТИ у моих спортсменов никогда не было!

- Какие именно адаптогены вы используете?

- Левзею, золотой корень и лимонник. Я сам покупаю их и настаиваю. Левзею мы используем как природный анабол во время силовой работы для стимулирования эффекта. Раньше использовали экдистен, где используются вещества из верблюжьей колючки, но перед Сочи получили на него негативную аннотацию из ФМБА и его использование прекратили. Вообще мы попробовали много разных добавок от разных фирм, но в цифрах никаких изменений мы не поймали, на анализах это никак не отразилось.

Алексей Жилин 15.05.2018 22:35

Извините, о допинге.
Ни один из пойманных на реальном допинге (типа ЭПО) российских лыжников и биатлонистов так и не рассказал, как в его организме оказался запрещенный препарат. Считаете ли Вы нормальной такую ситуацию?

- Конечно, это ненормально. Но это касается всей нашей жизни, а не только спорта. Мы очень любим замалчивать какие-то негативные вещи. Есть такое русское слово «заминать», у которого нет аналогов в других языках. А надо бы один раз разобраться и навсегда закрыть эту тему. Понятно, что среди спортсменов и тренеров такие меры будут непопулярными, но надо один раз показать, что это неприемлемо. Просто часто в таких случаях совпадают интересы федераций, их руководителей, спортсменов, тренеров – все хотят результата. Но никто не хочет быть замазанным, и начинается система замалчиваний. Хотя сейчас у нас постепенно всё становится более-менее гласным.

Дело в том, что существует противоречие в том, что одни спортсмены выступают, используя запрещенные препараты, а другие нет. И оно должно быть как-то разрешено. Сейчас все на западе идут «цивилизованным» путем, используя терапевтические исключения, а что кому разрешили – не разглашается. Как-то Крюков на собрании спортсменов FIS поднялся и сказал: «Давайте огласим список тех, кто использует ТИ, и кому что разрешают, чтобы мы хотя бы внутри себя понимали, как обстоят дела». Но, естественно, все отказались. Это было собрание на чемпионате мира 2017 года, на котором также выступал Петухов, когда он говорил, что его отстранили от соревнований без каких-либо фактов. В наше время ходила присказка, что ВАДА – это шлагбаум, который перед одними открывается, а перед другими закрывается. Наверное, раньше это так и было, сейчас – не знаю. Я всегда своим спортсменам говорю, если считать, что все чистые, так спокойнее жить и легче работать.

Бывает ли так, что Вы просыпаетесь и НЕ ЗНАЕТЕ, какой конкретно объем и тип работы и с какой интенсивностью спортсмен сегодня должен выполнить?

- Детальный план составляется на весь сбор, схематичный план – на подготовительный период, а общий – на весь сезон. Так рекомендую поступать всем тренерам, потому что так ты понимаешь взаимосвязь достаточно больших макроциклов, исходя из поставленных задач. Когда я просыпаюсь, я исхожу из того, что должен узнать состояние спортсменов и дальше определить, соответствует ли та работа, которая стоит в плане, его сегодняшним возможностям, будет ли от неё максимальный эффект, или её надо как-то скорректировать или даже заменить. Так что, если отвечать на вопрос, то скорее я никогда не знаю, какая работа будет сделана в конкретный день.

- Кажется, был вопрос, нет ли желания снова начать «со школьной скамьи»?

- Я удовольствием могу повозиться с детьми. Например, когда мой сын тренировался, я, бывало, приходил на тренировки, забирал их группу и проводил занятие. Иногда и сейчас могу кому-то помочь, проконсультировать, но чтобы снова начать оттуда… Дело в том, что в работе детского тренера всё настолько зарегламентировано и забюрократизировано, что, когда я прихожу в спортшколу и на всё это смотрю, у меня волосы дыбом встают. Я просто преклоняюсь перед людьми, которые сейчас работают с детьми, потому что это очень тяжело. Повез детей в метро – надо составить бумажку от каждого из родителей. А у нас бывало, что родители даже не знали, что мы уехали на соревнования в Москву. Конечно, это тоже перекос, но то, как сейчас люди работают, для меня просто нереально с организационной точки зрения. И это многих отпугивает от работы с детьми, не только меня, поэтому «нет».

Как вы считаете, сильно ли болельщики и интернет-отзывы могут влиять на спортсменов?

- Конечно! Есть некоторые спортсмены, которые, прочитав что-то неприятное для себя в Интернете, будут целый день ходить и переживать по этому поводу. Для таких людей это может быть убийственно.

Как относитесь к болельщикам?

- Очень положительно. Лыжи – не тот вид, в котором болельщиками стоит пренебрегать. Наоборот, их надо любить, потому что иногда их бывает меньше, чем спортсменов (смеется).

Ваш взгляд на спортивную славу?

- Как говорил Бальзак, слава – это товар, который стоит дорого, но портится быстро. Поэтому к славе надо спокойно относиться.

Как спортсмены, на ваш взгляд, меняются после приобретения популярности?

- Популярные спортсмены становятся более избалованными – это минус. А плюс, по крайней мере, для них самих в том, что они становятся более самостоятельными. Так, то, что произошло с моей группой, это в какой-то мере издержки популярности. Как к этому относиться? Наверное, как к неизбежности. Спортсмены, к сожалению, чаще меняются не в лучшую сторону.

О чем мечтаете, чего больше всего хочется?

- Иногда думаю: «Пора бы на пенсию» (смеется). От такой кочевой жизни иногда устаешь, и хочется просто посидеть на месте. Так получилось, что с января по конец мая я выезжал только по одной неделе на Кубок России и чемпионат России. И я совершенно не устал от сидения дома. В то же время сейчас взялся за работу, и это, наверное, хорошо.

1. Расскажите о своём самом ярком моменте на должности тренера сборной за 10 лет? Это может быть как результат гонки, так и какое-то революционное решение в тренировочном процессе или биомеханике. Или что-то другое.

- Кубок Наций, который я держал в руках, и четыре первых места на этапе Тур де Ски в Оберхофе 31 декабря 2011 года. Тогда на следующий день норвежцы и шведы меня стали поздравлять с Новым годом, хотя до этого не замечали. Очень полезную работу мы сделали по методике тренировки в горах перед Сочи. И последняя победа Крюкова на этапе Кубка мира в Стокгольме в 2016 году, когда он на финише прошил всех норвежцев.

2. Аналогичные вопросы, но про эмоции со знаком "минус". Когда хотелось всё бросить?

- Олимпийские игры в Сочи-2014. Вот что значит «Олимпиада не пошла». Хотя и перед этим хорошо выступали, а вот на самой Олимпиаде… Постоянно появлялись какие-то мелкие помехи – тут не так, там не так – и состояние тревоги возрастало-возрастало, и вдруг в день перед гонкой радикально меняется погода… Тут я совсем упал духом, но показывать этого было нельзя. Старался, чтобы это было незаметно, но индивидуальный спринт у нас всё равно оказался провальным. Ну и это столкновение на финише командного спринта завершило череду неудач.

Второе – это нынешний допинговый скандал. Я всю жизнь и сам не употреблял допинг, и спортсменам его никогда не давал, а получилось, что и мои спортсмены, и я оказались отстранены от Олимпийских игр. Наверное, это самое большое разочарование в спорте вообще.

Ну и последнее – расформирование спринтерской команды.

Наум 15.05.2018 17:25

Вопросы:
1. катаетесь ли вы сами на беговых лыжах, какой стиль передвижения у вас любимый и почему?

- Да, стараюсь выходить зимой на лыжах по возможности. Особенно, когда идут более мягкие работы. Когда идут более интенсивные – получается кататься гораздо реже. Если случается, выхожу классическим стилем. Коньковым кататься недолюбливаю. Хоть он и получался у меня лучше, чем классический, я испытываю к нему некоторое предубеждение.

2. каков ваш любимый вид спорта, помимо беговых лыж?

- Легкая атлетика и игровые виды спорта, в которых интересует не столько результат, сколько техника, тактика, принимаемые тренером решения. В нашем виде спорта это остается за кадром.

3. о ваших успехах знает вся страна. Но назовите свою самую большую неудачу или неуспех в вашей тренерской деятельности.

- Если говорить о соревнованиях, то это Олимпиада в Сочи. Если о спортсменах, то это Виталий Шилов и Аня Белова. Они совершенно не реализовали себя. Дошли до уровня юниорской сборной команды, но там потерялись.

4. кто и когда вас привел в лыжи, какова история вашего успеха в лыжных гонках как тренера?

- Очень большой вопрос. Это подробно описано в моей книге, поэтому переадресую к ней. Если вкратце – привели мои друзья, один из которых – Коля Черкасов – уже умер, и Валера Борисов. Мы играли вместе в хоккей и футбол, а потом вместе пошли в лыжи, где на тренировках тоже было много футбола. В итоге так получилось, что они ушли, а я остался.

эд драньков 15.05.2018 19:45

С уважением отношусь к Юрию Михайловичу за профессионализм, интеллигентность и отсутствие скандалов в его жизни.
Вопрос: в чем секрет Клэбо сезона 2017-2018? (Бег по болоту, гениального деда-тренера, бабушку с противоаллергичным хлебом, семейный подряд при подготовке Клэбо - не предлагать).

- Клэбо – это продукт норвежской системы подготовки. Я её подробно описываю в книге, и эти принципе всегда подробно освещаю на тренерских семинарах. Кому интересно, могут посмотреть.

Ну а второе – это человек, который на сегодняшний день воплотил в себе все лучшие качества спринтера. Почему именно спринтера? Во-первых, анализируя технику, мы приходим к выводу, что чисто классический ход в спринте уже мало эффективен. Он не даст результата, мы не сможем удержаться за тем же Клэбо, если будем бегать по Гроссу. Если он выносит руку под очень небольшим углом, чтобы сразу атаковать, то тот же Большунов тянет руку вдаль. Кто из них быстрее и мощнее толкнется? Конечно, Клэбо! А вот как так получилось, мне и самому хотелось бы знать. Что-то мне кажется, что не только дед его тренировал, но и другие специалисты подбирали упражнения. Мне очень было бы интересно узнать, как же сформировалась такая мышечная система, которая так эффективно работает.

Так что секрет не в его функциональных качествах – они у него, конечно, хорошие, но не безусловно лучшие – а именно в его двигательной системе, которая сформировалась таким образом, что он может эффективно реализовать то, что он имеет.

Иван Исаев 15.05.2018 08:31

Юрий Михайлович, здравствуйте!

Будете ли вы консультировать Никиту Крюкова в предстоящем сезоне? Вы с ним обсуждали такую вероятность? Или он ушёл на полную самоподготовку и в предстоящем сезоне в ваших услугах уже не нуждается?

P.S.
Ждём ваших новых учеников на Олимпе - неважно, какую страну они будут представлять. Или ваши дальнейшие планы связаны только и исключительно с Россией?  

- На вопрос про Никиту я отвечал в самом начале нашего разговора. Что касается планов, то, как, наверное, многие уже знают, с этого года я буду работать со сборной Казахстана. Еще в прошлом сезоне, когда я проводил у них семинар, они предложили мне поработать у них. Я предложил вернуться к этому вопросу после Олимпийских игр, и буквально через несколько дней после их окончания раздался звонок. Звонил Генеральный секретарь Федерации лыжных гонок Казахстана Андрей Невзоров. Он повторил предложение, мы начали общаться, во второй половине апреля я был в Казахстане, предметно поговорили с тренерами, наметили пути дальнейшей работы. Было аналогичное предложение от белорусов, с которыми сейчас будет работать Николай Петрович Лопухов, но я отказался, так как уже пообещал Казахстану. Вообще, у меня было порядка десяти предложений от разных регионов, в том числе и в биатлоне, и я очень благодарен людям за то, что они меня так высоко ценят и сделали предложение о работе. К сожалению, я не мог всем ответить положительно и выбрал то, что важно для меня как для специалиста. С одной стороны, у меня будет возможность реализовать уже имеющиеся тренерские взгляды, с другой стороны, дать себе новый толчок, поработать в другой системе, которая, конечно, похожа на нашу, но имеет свои особенности. Хочется узнать что-то новое и в то же время попытаться реализовать свои наработки.

- Вы будете главным тренером?

- Моя должность будет называться тренер-консультант, но что касается работы со спортсменами, я буду выполнять как раз функции главного тренера. Помогают мне два тренера: Зубрилин И.А. и Борцов В.А. Председатель спорткомитета Жарасбаев С.М. назвал это главным тренером, а я считаю, что обязанности главного тренера мы разделили с менеджером команды Александром Степановичем Батяйкиным, который был главным тренером сборной Казахстана все предыдущие годы. Ему выделили чисто организаторские начала, а я отвечаю за методическую часть.

- С кем будет тренироваться Алексей Полторанин?

- У Алексея будет комплексная подготовка. Где-то он будет работать с командой, где-то отдельно. Так, он будет самостоятельно тренироваться в июле и один восстановительный сбор осенью. В остальном он будет работать с командой, но я прекрасно понимаю, что это уже тонко настроенная скрипка, которая очень хорошо исполняет свою партию. И я не буду вести себя как слон в посудной лавке и сильно вмешиваться в его подготовку. Если какие-то изменения и будут, то они будут точечными, в которых я твердо уверен, что они ему могут помочь. В целом, он будет ориентироваться на планы Мати Алавера, который покинул команду. В этом году на чемпионате мира будет его коронная гонка, и мы будем стремиться создать ему максимально благоприятные условия для подготовки.

27 23683 Андрей Краснов 05.07.2018 06:27
Рейтинг: +21 +21 0

Чтобы оставить комментарий, зарегистрируйтесь и войдите через свою учетную запись.

05.07.2018 10:37
Спасибо за интервью

Отличный разбор по Клэбо - дело не в румянце и не в самых быстрых лыжах, а в том самом, что бросалось в глаза на первом же его большом старте - открытии сезона 16/17г.
В соревновательный период мы должны поддержать уже наработанные силовые качества. Если нужно поддержать нервно-мышечный импульс, я должен выбрать больший вес снаряда или большее усилие с меньшим количеством повторов – 3-5, но с весами, близкими к максимальным. Если мы хотим поддержать мощность, то мы уменьшаем усилие – делаем 6-7 повторений
А как понять, когда нужно то, а когда другое?

Всё же думаю, что причина гонений на ДП не в успехах Крюкова, а в во мнении лыжного сообщества вообще и норвежского в частности. В этом сезоне в норвежских СМИ проскакивали сообщения о том, что введение запретных зон на Биркебейнере может стать актуальным в ближайшие годы. Русские тут точно не причем.
Ссылка Рейтинг: +2 +2 0
05.07.2018 12:55
Прочитал интервью - как на курсы повышения квалификации съездил! Очень очень интересно! Спасибо!!!
Ссылка Рейтинг: +7 +7 0
05.07.2018 13:18
Точно, шикарный материал!
Ссылка Рейтинг: +5 +5 0
05.07.2018 14:46
Спасибо за содержательный разговор и Юрию Михайловичу, и Андрею Краснову, и читателям сайта.

Ясно, что Вяльбе - надолго. Отсюда ясно, что и Каминский ушёл из сборной России надолго, если не навсегда. То есть в жизни Каминского это важная переломная точка, крутой поворот в жизни. Будем наблюдать за Юрием Михайловичем и болеть за него.

Я тут в комментарии какой-то радиостанции зимой сказал, что Юрий Бородавко - уникальный тренер, которого уже дважды выставляли из сборной России, а он в этом году в третий раз вернулся в сборную уже с третьим поколением своих новых учеников. Желаю Юрию Каминскому такого же возвращения. И не столько даже  возвращения в сборную России (хотя это было бы здорово), сколько возвращения на Олимп со своими новыми учениками (неважно - российскими или казахстанскими).

Удачи, Юрий Михайлович, в вашей следующей жизни, мы за вас болеем!  
Ссылка Рейтинг: +10 +13 -3
05.07.2018 15:51
Ответ на вопрос Александр Кормушкин неверный или вопрос не понял Каминский
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
05.07.2018 18:25
Забанен пожизненно.
Сколько не читал разных тренеров, все говорят и повторяют одно и то же "нельзя выжимать детей, бла-бла, юниоры выжатые ... " а по факту все как было так и остается во всех циклических видах, никто из тренеров не будет ждать, пока там какой-то юниор до 16 лет будет носом дышать и белок разглядывать. На всех возрастных категориях ВСЕМ тренерам нужен только результат или ни училища, ни сборов, ни инвентаря ни ЦСП и прочих вкуснях, а то и на соревнования брать не будут. фигле - физкультурник же. Все они говорят одно и тоже но ни один не собрал там тренерский совет какой или не внес рациональное предложение для реформирования системы в детско-юношеском спорте. Та же погоня за кмс\мс ... потому что и зп и финансирование школы на прямую зависит от кол-ва успешных гонщиков - нет результата - могут и вообще закрыть.
Тренера мне на прямую и признаются, мол, а что мы можем сделать ? Система такая, нет результатов = плохо работаем.
Я это отлично понимаю , вот только зачем они повторяют то, во что сами не верят.

А за интервью спасибо. Интересно.  
Ссылка Рейтинг: +9 +10 -1
Вцелом интервью оставило положительное впечатление. Хотел бы поправить Юрия Михайловича. Родченков, когда стал директором лаборатории, не занимался разработкой допинг-схем и никого по своей инициативе не консультировал, не лез с допингом к сборникам. Это все фантазии Вяльбе. Не потому что Родченков такой хороший, он был занят совсем другими делами.

Второе, во что верится с трудом, это рассказ про диллера, у которого почти не осталось клиентов. Разные анонимные опросы, в том числе признания самих диллеров, говорят об обратной тенденции. Скорее всего, этот дилер просто был заменен какой-то другой логистикой - проиграл конкуренцию.

Сальбутамол в дозировке до 3-х пшиков здоровому спортсмену ничего абсолютно не дает. Те кто принимает Сальбутамол как стимулятор, принимают его в лошадиных дозах, и как правило в таблетках (что запрещено ВАДА). Поэтому ещё ни один велогонщик или лыжник не попался на камеру с ингалятором, хоть случаев передозировки установленных тестами ВАДА уже больше 20.
Ссылка Рейтинг: +1 +6 -5
Спасибо Юрию Михайловичу за интервью и за всю его работу!
Юра, УДАЧИ!
Ссылка Рейтинг: +4 +5 -1
06.07.2018 02:20
Отличное интервью, очень понравилось! Спасибо Юрию Михайловичу! Прямая речь, это всегда очень здорово. Можно сделать много интересных выводов и человек виден.
  Например видно, что Юрий Михайлович с большим уважением относится к коллегам.
  И видно так же, что причина распада и ликвидации спринтерской группы, это не злая Вяльбе, как многие здесь топят, а совокупность нескольких причин, и прежде всего развитие предпочтений в международных и наших лыжных сообществах в сторону  универсализима. Вот и ликвидировали по результатам и деньгам-возможностям. Конечно страшно, что вместе с водой могут выплеснуть и ребёнка. На мой взгляд, универсалы это конечно здорово, но их не так много, как хотелось бы, и их может не хватить на все-все лыжные гонки, и не везде они могут оказаться так уж хороши.
  Не все, опять же, способны стать универсалами. Яркий пример - Пеллегрино. Очень сильный, крутой, но не универсал, как он не старался развиваться в эту сторону. Хотя там самая насущнешая необходимость, не так много у итальянцев сильных лыжников, и универсал там был бы ну очень кстати.
  Так же понятно, что чистый спринтер, это немного обидно, потому что и стартов меньше и карьера в среднем короче, оттого и метания наших спринтеров из группы ЮМ, и это тоже одна из причин распада группы. Оправдался только уход из группы Устюгова, но не остальных.
  Еще раз спасибо Каминскому за интервью и Андрею Краснову конечно. Успехов Юрию Михайловичу и нашим ребятам!
Ссылка Рейтинг: +5 +5 0
06.07.2018 02:25
И про Клэбо я с ЮМ совершенно согласна, его главное преимущество перед нашими спортсменами, это то, что он очень быстро думает, перестраивается, принимает решения, реагирует, ну и тренировали его хорошие тренеры и много, разные навыки, вроде прохождения спусков-поворотов, развиты бесподобно, результат мы все видели. Хотя в прошлом сезоне Большунов и был круче, на мой взгляд, в чистой силе и выносливости, а обыграть Клэбо так и не смог. Достал только Саша его своим поведением на трассе в конце сезона, тогда Йоханнес даже видео записал под кодовым названием "Ну не работает такая тактика!" Обозвал Большунова сумасшедшим и дал понять, что забодался бегать за ним на все деньги от самого начала и до конца спринтов. Типа, нет чтоб как все приличные спринтеры, погуляли в начале, тактика, то-сё, и в конце разобрались на финише, и не так напряжно, и все равно я, Йоханнес, выиграю) Ну надоел Большунов, так бегать, скока можно!)))
Ссылка Рейтинг: +2 +3 -1
Спасибо редакции журнала за одну из лучших Прямых Линий, если не самую лучшую! Спасибо отдельно Андрею Краснову за отличное интервью с множеством дополнительных актуальных вопросов, которые существенно расширили диалог. И, конечно, Спасибо с большой буквы Юрию Михайловичу за такие развернутые ответы с душой! Без преувеличения, это наш самый близкий и понятный, хотя, возможно, не всеми понятый и не до конца реализовавшийся на профессиональной арене эффективный тренер.
Ссылка Рейтинг: +9 +9 0
Юрий Михайлович говорит, что допинг был в прошлом, он сталкивался с обманщиками, которые вдруг резко улучшали результаты, а вот сейчас этого всего практически нет, так кое-где еще осталось: в милиции, а так уже и дилеры разоряются. На самом деле реальность другая. Приём ЭПО микродозами не ловится, гормон роста не ловится, биопаспорта не работают. В таких условиях какая у спортсменов мотивация завязывать с запрещенными препаратами? И про Сальбутамол. Неужели Юрий Михайлович не заглянул в Интернет, чтобы узнать как именно применяется Сальбутамол как допинг, а не как средство от астмы? У меня разные мысли от этого интервью.

И по Дюшес-листу. Банк Тинькофф не отрицает, что инструкция для отдела кадров, найденная в google.docs составлена в банке. Потому что есть цифровые подписи и документ идентифицируется. Отрицание только создаст проблемы. Сколько можно отрицать Дюшес-лист? Может поговорить с тогдашним министром спорта зачем он так подставил Крюкова, Петухова и других?
Ссылка Рейтинг: -8 +4 -12
06.07.2018 12:09
Клебо быстр, шустр и находчив! Это и дает ему решающее преимущество, при прочих равных. А что с нашими ребятами... Любое столкновение/сближение - шок и трепет + потеря устойчивости (замечено почти у всех наших). Современный лыжник не будет побеждать без гибкой тактики и (вы уж извините) хорошей вистибулярки, в спринте особенно(!)
Ссылка Рейтинг: +3 +4 -1
Иван, те качества, которыми в полном разнообразии обладает Клябу, как раз и развиваются лучше всего в детском-юношеском спорте, в соответствии с сенситивными периодами. И в этом смысле как раз очень хорош футбол, хоккей и горнолыжная подготовка с элементами ски-кросса. В зрелом возрасте все эти качества практически не возродить, если тренеры с детства это все упустили. Яркий пример тому  Юстина Ковальчик, которой очень сложно давались спуски, взрывные перестроения, реактивность и вариативность техники. Если с детства тренеры увлекались в работе с детьми функциональной и силовой работой, то ловкость, резкость, реактивность, взрывные качества, быстроту и ловкость, умение тактически моделировать ситуации, как правило, упускают. Поэтому и шок, и ступор при неординарных ситуациях в гонках...
Ссылка Рейтинг: +6 +7 -1
06.07.2018 13:22
Да, Юрий Михайлович, и спасибо, что помянули добрым словом Спринт-тур и Сергея Баталова. Это были классные времена... :)
Ссылка Рейтинг: +5 +7 -2
06.07.2018 13:45
Забанен пожизненно.
Клэба ни какой не универсал, в дистанционных гонках он - статист. Похож на крога во многом и до Нортуга, Устюгова, даже Большунова ему пока далеко ... слишком явно у него, пелегрино и других чистых спринтеров видна специализация.
Так что ещё не известно кто недоработал и кому дали не достаточно в детстве. То, что по каким-то причинам и ввиду возраста у него дикий рывок - не говорит ни о чем. У многих такой, как-то его и Глеб Ретивых сделал и Пелегрино не раз и Устюгов ... Не стоит из него делать прям Бога.
Вот дистанционные гонки ему точно не светит бегать в ближайшие годы ...  
Ссылка Рейтинг: -2 +5 -7
Сергей, в природе не бывает "ваших" методик. для циклических видов, всего существует 7  методов ( фундаментальных )  и 3 методики.
методы: 3 связанных с работой в непрерывном режиме ( до отказа (развивающий), до учащения пульса( удерживающий) и 50 % от развивающего на той же интенсивности. 3 метода, связанные с работой в интервальном режиме : интервальный ( креатинфосфатный ) повторный и целостно-приближённый ( эмпирические - фартлек и лесенка не в счёт ) и седьмой - это система скоростных режимов не ниже интенсивности пано.
методики
1. биокибернетика ( принцип программирования конечного результата, т е , той скорости , которая соответствует конкретному нормативу : 1 разряд, кмс и т д ...)
2. суммарный эффект развивающих нагрузок на фоне не до восстановления ( принцип интегрального воздействия нагрузкой на организм )
3. биологически обоснованная система спортивной тренировки ( принцип резонансного воздействия нагрузкой на организм ) все эти 3 методики имеют математическое обоснование в отличии от "ваших" эмпирических методик ( отсебятина)
отсутствие выше написанного в арсенале Ю.М. Каминского, не позволило Панжинского удержать на ванкуверском уровне...
ничего критичного в адрес Великого тренера. именно Великого ! не имея спортивного образования, держаться долгие годы на таком уровне...это надо быть очень талантливым и великим тренером...жалко, что Вяльбе этого так и не поняла.
Ссылка Рейтинг: +3 +3 0
06.07.2018 21:23
 Алексей Седенков, Ваш список не полон. Я вспоминаю (как минимум) ещё одну методику: " Принцип отражения цели как основа построения тренировочной двигательной деятельности". Её в свое время продвигал ученый Бойко.
На самом деле методик и школ великое множество, и цель тренера-новатора выкристаллизовать свою ("JKD"), удобную,понятную и эффективную; как тренеру, так и его подопечным.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
06.07.2018 21:37
Почитал интервью - получил интелектуальное удовольствие. Почитал комменты - загрустил от словоблудия. Все большие спецы, особенно по Клэбо. Ну вот подскажите мне, как из середнячка высшей лиги, за один подготовительный сезон стать уверенно и стабильно лучшим на планете с самого начала сезона и до его конца??? Только по пунктам: 1, 2, 3 и т.д.
Ссылка Рейтинг: +5 +5 0
Классное интервью. Только  почему- то через коммент, а то и чаще обсуждают  Клэбо
:D
Ссылка Рейтинг: +4 +4 0
Большое спасибо Юрию Михайловичу, Ивану Ивановичу и Андрею Краснову за такую отличную "прямую линию". Читал это интервью, как интереснейшую книгу. Браво!
Ссылка Рейтинг: +6 +7 -1
06.07.2018 23:43
Спасибо за статью! Прочитал ответы на вопросы с удовольствием!
Все просто, понятно и продумано. Профессионал.
Ссылка Рейтинг: +6 +6 0
07.07.2018 08:03
Как докладывают заслуживающие доверия источники, в Казахстане у Юрия Михайловича есть определенные проблемы. Дело в том, что система, при которой на централизованную подготовку, под крыло одного человека "заводятся" все состоявшиеся спортсмены, воспитанные совсем другими людьми, дает очевидные сбои. В, частности, Казахстане в прошлом году лыжники, ушедшие на самоподготовку, показали ЛУЧШИЕ результаты, чем спортсмены, готовившиеся централизованно. И вот приезжает товарищ Каминский, а перспективные хлопцы и девчата говорят - отстаньте вы все от нас! Не нужно нам ваших сборов и всего прочего -  оставьте нам зарплату и инвентарь, а уж остальное мы сами сделаем))) Как-то так. Ну, и естественно, мат. ценности тоже, никто не доверил. Организационные вопросы будут решать другие, проверенные люди. А интервью очень хорошее. Здравомыслящий человек.
Ссылка Рейтинг: +2 +3 -1
Иван Хлебов, список действительно не полон...
дело в том что всё остальное это " аксессуары" : силовая работа, спец. силовая, статодинамика, электромиостимуляция, лазерная стимуляция, гипоксический метод и т д и т д ...это всё дополнительные средства спортивной тренировки...эти 7 методов , как семь нот для музыкантов. других не бывает. эти 7 как цифры и числа для математиков.
спасибо вам, что упомянули светлое имя великого учёного ( Бойко, Владимир Васильевич ) именно он довёл до ума эту самую пресловутую биокибернетику посредством банальной системы скоростных режимов с применением ( впервые в мире )  импульсного принципа воздействия нагрузкой на организм, повторками, по 4-5 тренировок в день, выдав фантастические результаты ! его методика была продана западу.
Ссылка Рейтинг: +1 +2 -1
08.07.2018 10:23
мне понравилось в интерьвью ,где Ю.М. говорит о детском спорте .Мне этот КЛЕБО с пальмы не упал .))) А вот детское воспитание ,даже не от части спорта ,а развитие .Важнейшая тема страны . Я свегда имел мнение что вот эти вот разряды и звание нужно отменять .Именно они делают ту не поправимую ошибку в спортивном образовании . Ребенок и тренер да и в большенстве своем сами родители нацелены на ....,,ДАВАЙ ДАВАЙ ДАВАЙ,, Твой товаришь выполнил первый взрослый,Как так и потекли по шекам амбиции .Не секрет что припараты дети применяют .Порой в тайне от тренеров и родителей .От того что у них под рукой ком.и вся информация .А слухи до китая доведут .В моем детском спорте тоже были мои сверстники которые баловались этим .А это извените СЕМИДЕСЯТЫЕ годы .!!!!  ТАк что допинг был всегда и придумали его именно в СССР применительно к спорту .Ну а разработчиком допинга была фашисткая германия .Которая в концлагерях на опытах к людям разрабатывали так называемый укол ,,жизни,, для солдат вермахта .Архивы захватила советская армия .Так что все эти допенги на переливание крови беременных женщин от туда .Перечеслять не буду чтоб не правельно поняли меня .Ну а Ц.С. динамо даже смотреть страшно .Особенно на ,,альфа,,и ,,вымпел,,Бойцы реально идут как в последний бой .Так что .Надо начинать с малого в спорте .Убрать все разряды оставив одно гто
Ссылка Рейтинг: -2 +2 -4
08.07.2018 10:40
да еще о детском спорте .Мало кто из родителей видят своего ребенка по окончанию спорта в спорте .Как правило они видят детей в спорте на этапе школьного периода .Я имею в виду лыжи .Которые пока из немногих остаются не корумпированной .В отличии от хоккея тенеса и футбола.Лыжи как развивающий фактор .Не более .Даже если ребенок показывает в разы \генетике\ результат выше своих сверстников при одинаковой тренировочной базе .Родители не хотят его видеть в спорте . Юристов докторов и менежмента в стране хватает а вот ребенок с унаследственной генетикой -товар штучный. С Крюковым просто звезды сложились в нужной форме .Там и мама и Ю.М. и парк все в доступности чтоб получилась звезда в спорте .О чем я..... Я о родителях . Если детей надо тренировать и влюблять в дисцеплину .То с родителями надо обязательно разговаривать .Проводить семинары ,собрания .Совместно ходить в походы ,устраивать чаепитие . Тренер должен бояться потерять воспитаника.Любого и толстого и безнадежно худого . Как было у нас при СССР .От того что все они в совокупности составляют ауру ,коллектив .Где не только результаты в спортивных достижениях а и помощь в уроках ,чтение литературных класивов ,сочинения и стихи . А потом не секрет ...мы и влюблялись в своих девченок .Ходили за ручку в кино ,в спортивных лагерях .
Ссылка Рейтинг: +1 +3 -2
09.07.2018 00:36
Эка, куда вас занесло, андрей!  :D
Тренер должен бояться потерять воспитаника.Любого и толстого и безнадежно худого .
Ну, ведь сейчас зачастую тренеры выращивают не человеко-личность, а некую человеко-функцию. Вспомним Вяльбе. Что, она была самой техничной, сильной, выносливой? Да, нет конечно! А почему побеждала? Потому, что была (и остается) Личностью; человеком с внутренним стержнем. Вот и не бегут наши девчонки - нет сильных характеров - нет Личностей...
Ссылка Рейтинг: 0 +1 -1