Популярны ли прыжки с трамплина как вид спорта? Однозначный ответ дать сложно, так что лучше сказать: и да, и нет. Прыжки с трамплина – это не футбол, который смотрят во всех уголках планеты. Далеко не везде о прыжках вообще слышали, но все же есть регионы, где прыжки с трамплина смотрят и любят. К примеру, в Польше о прыжках не знает только тот, кто вообще не разбирается в спорте, а портреты спортсменов украшали даже упаковки кондитерских изделий.
В Германии, в южной части страны, преимущественно в Баварии, прыжки с трамплина также являются одним из наиболее популярных видов спорта. В Норвегии своеобразной иконой прыжкового спорта стал трамплин в Холменколлене. Архитектурное чудо неподалеку от Осло покорило, например, сердце австралийского снукериста Нила Робертсона, сделавшего фотографию на фоне знаменитого трамплина. Но еще интереснее тот факт, что Робертсон, будучи австралийцем по рождению и проживая в Кембридже, то есть, весьма далеко от прыжков, так уверенно называет этот вид спорта в подписи к снимку.
Интересно, сколько российских спортсменов, приехав, к примеру, в Сочи, обратят внимание на комплекс "Русские горки"? И вот тут-то мы подходим к проблеме популярности прыжков с трамплина у нас в стране. Приходится признать, что на сегодняшний день аудитория этих видов спорта в России крайне мала. Но было ли так всегда?
Как изменилось все за несколько десятилетий... В наши дни прыжки с трамплина – лишь один из видов профессионального олимпийского спорта, которому нет места в массовой культуре. А большинство жителей Советского Союза могли встретиться с летающими лыжниками и трамплинами и в книге, и в кино, и на улочке родного села.
"С каждым годом растет число колхозников, занимающихся прыжками с трамплина. Этот увлекательный и полезный вид спорта способствует воспитанию смелости, ловкости, находчивости", – так писали о развитии прыжкового спорта в СССР в середине прошлого столетия. Действительно, во многих регионах нынешней России, там, где есть хоть какая-то возвышенность, можно отыскать то, что когда-то было трамплином, а теперь – лишь железный остов, прогнившие ступени и нагромождение бетонных блоков.
Пожалуй, самым ярким примером популярности прыжков с трамплина в СССР может служить фильм "Ирония судьбы, или С легким паром!". Эту кинокартину смотрели все и, соответственно, видели предшествующую самому фильму мультипликационную заставку. Ту, где однотипные жилые дома шествуют по планете, делая весь мир единообразным. Наряду с пляжами и верблюдами там изображен любитель прыжков на лыжах, решивший мирно прокатиться; однако, съехав с трамплина, он оказывается не на привычной снежной равнине, а на застроенном новыми зданиями участке. Очевидно, что автор мультипликации не стал бы выбирать прыгуна с трамплина, если бы рядовой зритель становился в тупик и спрашивал: "А что он делает?". Нет, такого не было: советскому человеку и пляж, и трамплин были одинаково привычны.
Продолжая разговор о кино, стоит упомянуть снятую в Перми студией "Беларусьфильм" художественную ленту, посвященный прыжковому спорту. В 1973 году картина "Большой трамплин" появилась на экранах, и, как оказалось, получила известность среди любителей этого вида спорта не только на территории нашей страны, но и за рубежом.
Не был обойден вниманием и старый трамплин на Воробьевых горах. Там снимались многие сцены известных отечественных кинофильмов. В 1969 году в прокат вышла кинокартина "Москва в нотах", созданная объединенными усилиями "Мосфильма" и западногерманской компании "Бавария-Ателье-Гезельшафт". В своеобразном киноконцерте, сыгранном на главных площадках столицы, приняли участие Муслим Магомаев, Людмила Гурченко, Ирина Роднина... А азербайджанский квартет "Гая" спел свою песню на... московском трамплине. Идея фильма заключалась в том, чтобы посмотреть на Москву глазами иностранца, а, значит, и показать на экране нужно было то, чем столица может гордиться. Так что попадание трамплина в этот список можно считать своеобразной "грамотой за заслуги".
Участвовал большой трамплин и в криминальной и, прямо скажем, вульгарной драме "Москва", отснятой на рубеже прошлого и нынешнего веков. А его "младший брат", малый 40-метровый учебный трамплин, попал в кадр в одной из заключительных сцен всем известного фильма "Покровские ворота".
Трамплин, как молчаливый свидетель всего происходящего, появляется и в рассказе Валентина Распутина "В ту же землю". Тут уже речь идет не о "гиганте" на Воробьевых горах, а о сооружении в провинции: "В прежние годы, когда еще делались попытки приукрасить жизнь, у обрывистого края оврага, где микрорайон, соорудили спортивный трамплин для прыжков с лыжами. И прыгали, пружинисто выбрасываясь в воздух, и летели на птичьей высоте выгнутыми вперед фигурами, насаженными на лыжи, и, приземляясь, взрывали снег и долго катились под уклон. На трамплин со всего города собирались мальчишки, здесь всегда было шумно, весело и колготно. Потом, когда жизнь открылась сплошной раной, трамплин забросили, и металлическая ферма его теперь торчала голо и мертво, как скелет".
Как мы видим, город не назван. Хотя из текста рассказа ясно, что действие происходит в Братске, но место, где разворачиваются описанные события, здесь не играет роли: такая картина рисуется везде, будь то Братск или Москва... Или десятки других российских городов, где деды, будучи еще ребятами, проводили время на заснеженных склонах, тренируясь на самодельных трамплинах и выступая на тех, что построили инженеры с именем, а их внукам остается разве что искать на поросшем травой и березняком холме очертания некогда существовавшей тут горы приземления...
Чтобы оставить комментарий, зарегистрируйтесь и войдите через свою учетную запись.
В маленьком Выборге в 70е было 2 трамплина и целая ДЮСШ для двоеборцев.
Прекрасно, просто прекрасно.