Как "строят" лыжный трамплин на Воробьевых горах

27 ноября открылась обещанная еще к чемпионату мира по футболу канатная дорога на Воробьевых горах. Эта новость порадовала. Ведь дорога на вид была давно готова, но рабочие все не уходили, посетителей не пускали... Приходили тревожные мысли, а не обычный ли это для Москвы долгострой? Не будет ли новая канатная дорога чем-то вроде старой эскалаторной галереи, год за годом ветшающей неподалеку? Но все-таки канатную дорогу пустили, и она работает, пусть и с переменным успехом (на следующий день после открытия, компьютерные системы дороги подверглись кибер-атакам, вследствие чего работа фуникулера была приостановлена на пару суток). 

Да, что ни говори, а новый вид транспорта в Москве, какой-то дополнительный экскурсионный аттракцион – вещь хорошая. Но нас как любителей лыжного спорта больше интересует то, что строится (или не строится) на склонах Воробьевых гор, а именно трамплин. Что изменилось за полгода с тех пор, как был написан последний материал на эту тему? Почти ничего, кроме открытия канатной дороги. Те же самосвалы и экскаваторы, рабочие и горы строительного мусора. И если учесть, как сейчас быстро строят – ведь многие, наверное, видели у себя в районе, как новые здания буквально вырастают на глазах,  – то все это больше похоже на имитацию работ. Конечно, нам всем бы хотелось видеть новый трамплин, смотреть, как дети узнают о возможности заниматься прыжками и двоеборьем, постепенно заполняются группы в местной спортивной школе, проводятся первые соревнования... Но, к сожалению, это все больше и больше становится похожим на несбыточную мечту...

В первую очередь, если кто-то решает что-то строить, то он создает проект. В нашем случае проект подменен картинкой, и всем, кто знает, что такое прыжки на лыжах, сразу становится ясно, что изображенный на этом рисунке объект – не трамплин. Это некая слегка волнообразная горка без всякого подобия стола отрыва. И даже если представить себе, что спуститься с этой горы, хотя бы на детской ледянке, возможно, то такого "первооткрывателя" ждет встреча с деревом или выполняющим неизвестно какую функцию белым столбом. Одного взгляда на фотографию какого-нибудь из существующих трамплинов достаточно, чтобы понять, что выкат занимает большую площадь, а где места не хватает, создают контр-уклон, чтобы спортсмену было где затормозить, к слову, скорость прыгуна на приземлении превышает 100 км/ч... 

Не менее интересно выглядит и вид сбоку. Все та же конструкция без стола отрыва. Хотя нет, что-то все-таки не так... Ага, деревянные павильоны станции канатной дороги были справа от трамплина, а стали слева... Ну все ясно, картинка просто отзеркалена: если смотреть с этой стороны на трамплин, не увидишь ни здания РАН, ни метромоста... А "умные" расчеты углов и еще чего-то, видимо, сугубо специального явно взяты или из головы, или из плана какого-нибудь построенного трамплина.

В интернете можно найти еще один вариант проекта трамплина. "К сожалению", он не является официальным, но все-таки эта работа творческой мысли не позволяет пройти мимо. Этот проект носит название "Луч", подготовлен мягко говоря малоизвестным архитектурным бюро в Лондоне, имеющим также филиал и в Москве.

Особенного внимания заслуживает аннотация, написанная, кстати, то ли роботом, то ли переведенная с иностранного языка самым простым online-переводчиком. А к чему относятся последние два абзаца – видимо, тайна составителя. 

Все это, конечно, смешно, но Александр Петрович Галли, создававший тот, исчезнувший, трамплин более полувека назад, был бы потрясен, увидев как работают теперь, имея возможность получать консультации за границей, новейшее оборудование и избыток всевозможных материалов. Тогда, в начале 1950-х годов, к строительству походили ответственно, прежде чем говорить о том, что что-то возводится, рисовались планы, вычерчивались точные чертежи, предусматривавшие все до каждого сантиметра. И кстати, была даже выпущена брошюра А.П. Галли "Как построить лыжный трамплин".   

Но вернемся к дню сегодняшнему. Так кто же строит, пусть и на бумаге, наш трамплин? Просто так этого не узнаешь, иногда попадается название компании – арендатора территории склона Воробьевых гор. Это Ассоциация организаторов культурно-массовых и спортивно-зрелищных мероприятий "Новая Лига". Эта компания, кстати, находится в партнерстве с Ассоциацией лыжных видов спорта России, представляющей нашу страну в FIS. Но все же, кто занимается непосредственно проектированием? Завесу приоткрывает видео-сюжет телеканала Матч ТВ, подготовленный еще в 2017 году. На кадре появляется молодой человек – архитектор Сергей Неботов. Он работает в дизайнерском бюро "Новое", его коллеги – такие же начинающие архитекторы. Занимаются они по большей части так называемой "бумажной" архитектурой, то есть проектами, невоплотимыми в жизнь. Из существующих построек – парковые павильоны и небольшой участок обновленного три года назад Садового кольца. Таким образом, бюро Неботова на Воробьевых горах может спроектировать такие вещи, как сеть велодорожек и пешеходных маршрутов, какие-нибудь необычные дизайнерские фонари, скамейки, ларьки, павильончики и так далее. Все это, может быть, будет очень красиво и современно, тут дело только во вкусах, но с проектированием трамплина это не имеет ничего общего. Трамплин для прыжков на лыжах – именно для прыжков на лыжах, ведь в прессе очень много заметок относительно постройки горнолыжного трамплина и будущих юных горнолыжников (кстати, на официальном сайте СК "Воробьевы горы" фото, на котором, судя по подписи, должен быть изображен горнолыжник, на самом деле с соревнований по фристайлу... Не слишком профессиональная работа спортивного клуба, не правда ли?), – сооружение очень сложное с технической точки зрения. Помимо этого, есть множество требований FIS, при невыполнении которых трамплин просто не получит сертификата, на нем будет невозможно проводить хоть сколько-нибудь крупные соревнования, а тогда, зачем же его вообще строить? 

В этом же сюжете Матч ТВ фигурирует и нынешний президент Федерации прыжков на лыжах с трамплина и лыжного двоеборья России Дмитрий Дубровский, заверяющий зрителей в том, что трамплин будет построен. Более того, эпизодически на заседаниях президиума ФПЛДР идет речь о новом трамплине, и ответственность за строительство лежит на вице-президенте Александре Беккере. 

Летом 2016 года была опубликована статья Александра Беккера, касающаяся строительства на Воробьевых горах. В частности, в ней говорилось, что, "московский трамплин станет, вероятно, самым современным трамплином в мире", а вот о сроках реализации этого проекта не было ни слова. Кроме того, снова была помещена картинка, не имеющая ничего общего с прыжковым трамплином. Получать подобную информацию от того, кто заведомо знает, что такое прыжки с трамплина, говоря грубо, просто оскорбительно.  

Ну а теперь самое важное. 28 ноября я обратилась в электронную приемную мэра Москвы Сергея Собянина, задав пару вопросов о существовании проекта нового трамплина, организации, осуществляющей строительство, ходе и сроках выполнения работ. 

Вчера пришел ответ, из которого можно сделать только один вывод: трамплина Москве придется ждать очень долго, да и сомнительно, что она его вообще дождется...

3 5459 Анастасия Шухова 18.12.2018 18:23
Рейтинг: +3 +4 -1

Чтобы оставить комментарий, зарегистрируйтесь и войдите через свою учетную запись.

18.12.2018 20:00
Интересно получается.  В.Ф. Славскому ордена дают за строительство трамплинов в Чайковском и Н. Тагиле, а в Москве, у себя под носом, он ничего сделать не может.  Зачем было строить два трамплинных комплекса в одном регионе?  Если бы в Н. Тагиле обошлись только трамплином К - 90, то денег бы хватило и на Москву, Н. Новгород и на Вятку, признанных когда-то центров подготовки двоеборцев и прыгунов.  Под Олимпиаду в Сочи дали бешеные деньги на строительство трамплинов.  Вот их и закопали безответственно, а теперь пожинаем плоды.
Ссылка Рейтинг: +2 +2 0
19.12.2018 09:59
У нас в Лениногорске, что в Татарстане, тоже есть трамплинный комплекс, построенный в начале 80х годов. К-20 к-40 и к-70. Маленькие до сих пор функционируют, и летом и зимой, проводятся региональные и всероссийские соревнования среди спортсменов младшего возраста. 70ка функционирует зимой, так как у нее покрытие склона травяное, но что то последний год не видел там прыжков, да и подьемник как то выглядит усталым, ржавым. Большой трамплин вроде как в аварийном состоянии, два малых на подходе. Лыжная трасса прилегающая имеет очень хороший рельеф, но нет освещения и нет лыжероллерной трассы и хорошей снегоуплотнительной техники. Городу эта школа по видимому не нужна, она как балласт. Писались письма и в минспорта и президенту, но в итоге дишь отписки
Ссылка Рейтинг: +2 +2 0
20.12.2018 10:31
В ответном письме от главного архитектора Кузнецова указано, что он еще и первый заместитель председателя. Вопрос: председателя чего?
Ссылка Рейтинг: 0 0 0