Рекламное объявление

Государственное автономное учреждение Мурманской области «Центр спортивной подготовки» ОГРН 1025100860762 ИНН/КПП 5190404600/519001001

Реклама
52 Мурманский лыжный марафон 28-29 марта 2026 года

Мамонты: Кризис отечественной циклики


На ХХХ летней Олимпиаде в Лондоне российские спортсмены выиграли 24 золотых, 26 серебряных и 32 бронзовых медалей, заняв в итоге не совсем то место, которое планировалось в командной борьбе. Наш традиционно главный соперник – США – завоевали 46 золотых, 29 серебряных и 29 бронзовых наград, обойдя почти в два раза отечественную команду по золотым медалям. Так основательно мы американцем еще не проигрывали.
Из 302 комплектов медалей, которые разыгрывались на Олимпиаде, 119 комплектов (=39%) приходится на циклические виды спорта (велосипед, гребля, спортивная ходьба и беговые виды легкой атлетики, плавание, триатлон).

Каков же вклад в общекомандный зачет внесли представители циклических видов спорта? Российские спортсмены завоевали 6 золотых (М. Савина - 800м, С. Кирдяпкин – 50км спортивная ходьба, Ю. Зарипова – 3000м \сп, Е. Лашманова – 20км спортивная ходьба, гребцы на байдарке А. Дьяченко и Ю. Постригай, Н. Антюх – 400м с\б), 3 серебряных и 8 бронзовых наград. Много это или мало? Ответ можно дать только в результате сравнения с командой–победительницей Игр. Достижения спортсменов США в циклических видах спорта таковы: 22 золотых, 19 серебряных и 12 бронзовых наград. Как видно, это сравнение явно не в нашу пользу.

Мы считаем, что такого превосходства команда США в этих видах спорта достигла в основном за счет использования эффективной методики тренировки.

Для многих специалистов и тренеров не является секретом, что отечественная методика тренировки в циклических видах спорта является консервативной, замешанной на «фарме» и многие годы оставалась вне критики. Вот только непонятно, почему до настоящего времени не скажем об этом открыто. Не об этом ли свидетельствует отъезд многих ведущих спортсменов из страны и приглашение зарубежных наставников на работу в Россию?

Квалифицированный тренер, используя различные средства и методы подготовки в том или ином циклическом виде, может направить тренировочный процесс на подготовку либо спортсмена–«специалиста» на одной дистанции, либо на воспитание универсального спортсмена, стартующего и выигрывающего медали на нескольких дистанциях.

Что же мы увидели в Лондоне? Во многих случаях выдающихся успехов добивались спортсмены–«универсалы». Пример тому - выступления М. Фелпса, У.Болта, Ф. Меллис, С. Ричардс, Ф. Эллисон, В. Данна, М. Фара, Е.Шивень, Р. Лохти, Я. Сунь, К. Хой, Д. Кенни и других, которые завоевали в циклике от двух до четырех золотых медалй. В итоге «универсалы» принесли своим командам следующее количество золотых наград: США - 16, Китай - 4, Великобритания – 6, Ямайка – 3. В нашей команде таких спортсменов вообще не оказалось.

Стоить сказать, что и раньше было немало универсальных спортсменов в плавании и в беге: М. Спитц, Д. Набер, Д. Шолландер, А. Хуанторена, Эль–Геруш и многие другие. Аналогичная картина характерна и для зимних циклических видов спорта. В то же время мы далеки от утверждения, что спортсмены–«специалисты» полностью себя исчерпали в показе выдающихся результатов. Таким образом, в подготовке спортсменов–«универсалов» пальма первенства принадлежит зарубежным тренерам.

Естественно, что методика подготовки «универсалов» должна отличаться от технологии подготовки–«специалистов». Но в отечественной спортивной науке нет никаких рекомендаций на этот счет.

И что характерно? «Универсалы» умудряются в течение одного соревновательного дня с одной стороны успешно стартовать на двух–трех дистанциях. А с другой - добиваться выдающихся результатов, как в спринте, так и на стайерских дистанциях. Пример: китаец Ян Сунь - олимпийский чемпион в плавании на дистанциях 1500м и 400м и бронзовый призер на дистанции 200м вольным стилем.

Обращает на себя внимание еще одно любопытное обстоятельство. Медали у отечественных спортсменов в циклических видах спорта выигрывают в основном женщины. Мужчины же остаются только статистами. А вот среди зарубежных спортсменов (США, Великобретании, Кении, Эфиопии, Ямайки) такой тенденции не наблюдается. Представители обоих полов добывают медали в циклике. И здесь не последнюю роль играет более надежная методика тренировки.

Не обошлось на этой Олимпиаде и без допинговых разоблачений. Были дисквалифицированы за использование запрещенных препаратов итальянец А. Швернер (50 км спортивная ходьба), француз Х. Хирт (бег – 5000м). К большому сожалению, попалась на запрещенной фарме и отечественная велосипедистка В. Баранова. Непосредственно перед Олимпиадой за использование допинга были дисквалифицированы три российские бегуньи (С. Клюка, Е. Зинурова и Н. Юламанова). Все это лишний раз свидетельствует о том, что по–прежнему среди руководителей федераций, многих тренеров и спортсменов делается ставка на «медико–биологическое» обеспечение тренировочного процесса, а не на совершенствование методики тренировки.

Остановимся еще на одном заблуждении многих отечественных тренеров в циклике, увлекающихся освоением огромных объемов тренировочной работы при малом количестве стартов. Передовой опыт зарубежных спортсменов опровергает такой подход. Все решают не за облачные объемы нагрузок, а грамотная сбалансированная методика интегральной подготовки, где в одном занятии умело сочетаются самые различные средства и методы тренировки.

«Мамонты» по–прежнему твердо убеждены в том, что рациональная методика тренировки играет главенствующую роль в становлении высокого мастерства во всех видах спорта: как в циклических, так и ациклических. Ярким примером торжества методической мысли в ациклическом виде было блестящее выступление российских дзюдоистов под руководством итальянского тренера Э. Гамбы: 3 золотые, 1 серебряная, 1 бронзовая награды. Хорошие иностранные специалисты привносят в тренировочный процесс много нового и порой заставляют отечественных спортсменов делать то, о чем они раньше и не задумывались. Вот пример:
«Мы полагали, что если много «качаться», то выйдешь на ковер «деревянный» и не сможешь нормально бороться, - говорит один из подопечных Гамбы Денис Лаврентьев. – Но это оказалось не так. Гамба заставляет нас работать с железом, и результаты показывают, что это правильное направление. Я сам чувствую, что прогрессирую».

Резюме. Одна из главных причин нашего глубокого кризиса в циклических видах спорта (спринт, средние, длинные дистанции) – топтание на месте, использование в тренинге давно устаревших методических концепций, низкая квалификация тренеров, многих из которых по–прежнему не чураются «фармы».

Господа спортивные чиновники и трубадуры наших побед! Не обольщайтесь мизерной золотой прибавкой (с оглядкой на Пекин!) Дебют и миттельшпиль олимпиады были, как давно уже повелось, провальными. И только блистательный эндшпиль наших спортсменов (в отнюдь не в циклических дисциплинах!) позволил занять России приемлемое четвертое место.

В заключение авторы еще раз обращаются не столько к «великим стратегам», «гроссмейстерам» медального планирования, сколько ко всем искренне заинтересованным лицам: потрудитесь, господа «забежать» на сайт нашего журнала и ознакомиться с нашими (неоднократно ранее высказанными) рекомендациями по выходу из сложившийся тяжелой ситуации. Сочи – уже рядом, да и Рио – не за горами.

«МАМОНТЫ» (Анатолий Якимов и Август Ревзон)

18 5671 Андрей Краснов 20.09.2012 16:19
Рейтинг: 0 0 0

Чтобы оставить комментарий, зарегистрируйтесь и войдите через свою учетную запись.

20.09.2012 17:24
Опять одни слова. А рекомендации неубедительны.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
"Непосредственно перед Олимпиадой за использование допинга были дисквалифицированы три российские бегуньи (С. Клюка, Е. Зинурова и Н. Юламанова)."
КЛЕВЕТА. Они были исключены по показателям биопаспорта. то же мне "специалисты". стыдно должно быть за такое ...
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
20.09.2012 18:54
2colonel chesney, да одни слова. А зачем рекомендации здесь и не специалистам в тренировочном процессе высших достижений? Общие слова должны заставить задуматься и дальше задавать конкретные вопросы, тем кому нужны конкретные ответы. Думаю если такие найдутся им дадут не общие слова. Я вот как то так воспринимаю посыл Мамонтов. ИМХО они во многом правы. Тренироваться нынче нужно по другому не как в СССР.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
20.09.2012 20:38
2В.Белов, так если Вы не специалист как же можете осуждать нынешнюю,а так же заочно советскую методику тренировок и заявлять:"Они во многом правы"?)
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
20.09.2012 21:02
2Валера Стайер. Я как раз специалист. Причем дипломированный. А с советской методикой я знаком не заочно, а очень даже очно. Она сломала и уложила в небытие очень много талантливых людей. Я рожден в СССР :-(  
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
20.09.2012 22:05
2В.Белов,ну раз Вы "причем дипломированный специалист" почему не воспитали своих чемпионов  и показали новую методу? Быть может чего-либо не хнаю,так как с Вами лично не знаком,но Ваш пост о шлеме в соседних новостях отдаёт как раз таки непрофессионализмом...
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
20.09.2012 22:16
Кстати, раз уж мы на лыже-биатлонном сайте,давайте посмотрим на эти виды спорта. Ну пришёл иностранец в женскую сборную,ну и??? Результаты спорные,хотя против него как тренера команды ни чего не имею... Просто статья, по моему мнению, как и прошлая - ни о чем... Дзюдоисты думали что им "качаться" нельзя... контактный силовой вид единоборств,ага,а лыжникам вредно бегать...
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
Ну да... Статья без путей решения проблемы. Констатация фактов. Но в ней есть неоспоримое - циклики себя не показали. Т.е. в консерватории ( по Жванецкому) надо что-то менять. Не очень согласен, что СССР во всем виноват. Но бравада г-на Мутко по телеку, что все в номе - меня удивила (если не сказать грубее). Более того, считаю, что именно в те времена (советские) со спортом - то было все как надо. И НИОКРы  чисто под это были (какие - никакие, но были)и методики тренировок тоже. И "золота" по тем стандартам было больше.Сейчас все это (методики и пр.)"на коленке" делается отдельно взятыми специалистами. Чего мы хотим? Да, есть еще пока Кулибины на Руси, но мир уже живет более масштабными категориями, фармой, методиками и пр. Пока не будет системного подхода - ничего не будет ни в спорте ни в глобальном масштабе страны.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
21.09.2012 09:05
Валера Стайер (trofimuk89@mail.ru) ,    20-09-2012 22:16
Ваш спор - это очередной спор анонима с мастером спорта по лыжным гонкам и в какой-то момент одним из лучших лыжероллистов страны... Как у вас еще хватает наглости, прячась под ником, обвинять человека в непрофессионализме...
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
Я уже как-то писал в комментариях, но "мамонты" их, видимо, не читают. За всех перечисленных ими спортсменов не скажу, но, например, называть Марка Спитца универсалом может только человек, вообще не понимающий, что такое плавание. Спитц выигрывал на дистанциях 100 и 200 метров вольным стилем и баттерфляем, эти же дистанции он плыл и в трех эстафетах. Отсюда семь золотых медалей на одной олимпиаде. Вольный стиль и баттерфляй, при несомненных различиях, во многих компонентах техники очень похожи. Вот если бы он выигрывал 100 м брассом и 1500 вольным стилем - тогда да, универсал. Про китайца, отметившегося на 1500, 400 и 200 м - не он первый. Сальников в 1980-м выиграл 1500м, и он же плыл в эстафете 4х200 вольным. Отлично, кстати, проплыл свой этап. Но не припомню, чтоб кто-то из пловцов на серьезных соревнованиях выигрывал 100м и 1500м одновременно. Даже 50 м и 200 м редкость, если такое было вообще. Так что ссылки на того же Спитца - попытка подогнать под свою теорию существующие факты. После таких примеров к остальным словам мамонтов начинаешь относиться, мягко говоря, с недоверием.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
21.09.2012 13:34
и Болта в универсалы записали.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
Видимо, Болт выиграл марафон под другим именем - шифровался.  
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
21.09.2012 17:13
я так понял, что унивесалами были названы все, кто завоевал больше одной золотой медали на Играх в циклических видах)
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
Пожалуй! Люди, столь небрежно относящиеся к фактом, на мой взгляд, не заслуживают доверия. Ничего личного, тем более, что лично с "мамонтами" не знаком и пересекающихся с ними интересов не имею.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
22.09.2012 12:00
2Андрей Краснов
Мда,тронул меня Ваш пост до глубины души! Не знаю что хватает или не хватает Вам писать в таком тоне, я лишь задавал конкретные вопросы на которые не увидел ответы. Мне не совсем понравились Ваши слова "наглость" и "прячась". Если Вы откроете свои ясные очи шире, увидите, что нет абсолютно какого-либо анонима, уж тем более мне не за что и не от кого прятаться! Данная учётная запись на этом сайте у меня одна! Если иметь "ник" - значит прятаться априори - уберите тогда их что ли. Свободу слова ни кто не отменял, я лишь спрашивал интересующие меня вопросы, человека в непрофессионализме я не обвинял, во всяком случае, если его это задело, могу извиниться. Но его комментарий относительно шлема это что? Издёвка? Незнание? На мой взгляд незнание это и есть непрофессионализм. Так в шлемах бегают уже наверное лет 5. Затем,если опять же получше посмотрите в моём сообщени были слова :"... быть может чего-либо не знаю,так как с Вами лично не знаком..." Исходя из этого можно было как минимум понять,что я ни в чем не обвиняю. Далее,Ваши слова о МС по лыжам и т.д. Я должен знать всех МС РФ? Их можно считать по пальцам? Я должен слышать о гонщиках смежного с лыжными гонками спорта? Не собираюсь говорить о своих результатах,но уверяю - между нами не пропасть, к тому же так же имею высшее образование спортфака, из этого считаю , что не являюсь кастой ниже. Вопросы мои были по существу тренерской деятельности, думаю звание МС не значит гениальность в методике подготовки, а просто сказать : одни не правы, другие правы и точка - не выход, на этом сайте много случаев критики без обоснования.Я говорил,что статья сплошь вода,оппонент мне противостоял,если Вы решили,что я категорически неправ,а его слова истина,зачем тогда нужны комментарии и почему только мне высказали своим обращением? Кстати в моём сообщении говорилось не о "заочном знакомстве с системой подготовки в СССР",а о " заочном осуждении таковой"!Думаю ( моё мнение,не навязываю его ни кому) из тех людей кто осуждает совнтскую методику вряд-ли кто-либо расскажет чем же она была плоха и отличается от нынешней. Прошу не путать Методику и Индивидуальное планирование или Тренировочный Процесс, конкретно какие тренировки ПРАВИЛЬНЫЕ делают сейчас ( не варианты тренировок), но их не было раньше.
Творческих успехов,все здоровья! Салют!
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
22.09.2012 18:18
 2Валера Сивер напрасно кончился. По существу : основа методики в СССР «бери больше кидай дальше пока летит  отдыхай»  объемы основа всего, меня в свое время помучили также, хотя это мне совершенно не подходило. Когда осознал время уже ушло. Индивидуполного подхода не было никто не замораживается этим. И после меня еще замучили много народа, списывают всё на не способность или отсутствие таланта. Так вот один такой изгнанный из спорта факультативно мной тренируемый стал ЧМ по очередники и выступал на КМ по лыжам,МСМК.А тренировал я его не так как это делали. Основой методики стали развитие недостающих качеств. Моделирование соревновательной практики и условий предстоящих соревнований, постоянная скоростная и интервальная работа. Исключение или замена запланированной работы если объективно организм не восстановился и не готов ее освоить и выполнить. Самостоятельно он еще добавлял большое количество ОФП на снаряжение и с отягощениями. Основной принцип методики не ухудшить уже достигнутого,не загнать нагрузкой себя назад. Естественно при этом по объективным причинам не получалось сумасшедших объемов. Мы же в то время были просто любителями и ходили на работу а тренировались по вечерам.Но результаты росли и человек вернулся в профессионалы. До сих пор по сути продолжает тренироваться , хоть и самостоятельно , но по сути также. Надеюсь немного ответил на Ваши вопросы. Почитайте методики уважаемого Самохина. Там много интересного и полезного, они доступны если поискать. Удачи в творчестве!

Ссылка Рейтинг: 0 0 0
22.09.2012 18:22
Прошу прощения за ошибки — пишу со смартфона, а он любит добавлять слова сам какие сочтет нужным  :-)
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
22.09.2012 20:07
ну все мы - люди ) да,да,читаю много в том числе Самохина. Достаточно интересно написано,а главное вроде все обоснованно. Очень полезно проштудировать. Но основной моей идеей было другое,возможно не так выражался, я хотел сказать что и в советские времена тренировки то были те же:длительные, переменные, интервальные. Индивидуальность безусловно важна, здесь Вы правы, что так же подтверждает Ваш опыт. В Союзе наверное не хватало образования тренерский кадров на всех уровнях, а может быть и целенаправленно был поставлен такой жёсткий и весьма жестокий "естественный отбор".
Ссылка Рейтинг: 0 0 0