«Ты помнишь, как всё начиналось...?»
Конец 70-х и 80-е годы прошлого столетия были золотым периодом советского альпинизма. Около 30 альплагерей по всей стране, сотни восхождений на Кавказе, Памире, Тянь-Шане, масса первопроходов, покорение сложнейших стен, экспедиции на семитысячники...
Состоявшееся в 1982 году покорение Эвереста нашими спортсменами было ключевым моментом того времени. Среди участников восхождения были наши земляки: восходители Владимир Шопин и Владимир Балыбердин, от организаторов Леонид Трощиненко. Это было сложнейшее восхождение, и подготовка к такому мероприятию требовала очень грамотной организации тренировочного процесса.
И одной из важных частей подготовки к горам были беговые лыжи. В то время массовость на альпинистских лыжных мероприятиях в Ленинграде была сумасшедшей. В качестве основного старта проводился альпинистский чемпионат города по лыжным гонкам. Но попадали на него только сборные команды альпинистских обществ, прошедшие строгий отбор на внутренних соревнованиях.
Известнейшие альпинисты Владимир Шопин, Владимир Балыбердин, Виктор Маркелов, Леонид Трощиненко, Зинаида Ленивкова в то время были «забойщиками» в лыжных соревнованиях, и на них равнялись остальные альпинисты. Владимир Балыбердин за тренировку проезжал больше 50 км. В то время проводилось много разных гонок: и эстафеты, и 10-ки, и 15-ки, но самой престижной и «культовой» дистанцией всегда был марафон. Часто его проводили на бывшей спартаковской трассе (ныне стартовую поляну занимает горнолыжный комплекс «Северный склон», а остальная трасса застроена коттеджными поселками). Это было время, когда советские люди занимались спортом за идею. Так неоценимый вклад в организацию лыжных соревнований внес тренер и руководитель секции альпинизма ДСО «Локомотив» Алексей Лопатко.
Но в результате начавшейся Перестройки в конце 80-х годов произошел развал СССР, что сказалось и на альпинистском сообществе. Федерация альпинизма как объединение профсоюзных спортивных обществ (Зенит, Спартак, Труд, Локомотив, Буревестник и др.) перестала проводить лыжные старты и организацию подхватили местные альпинистские клубы (Горняк, Университет, Политех, Маяк, Штурм, Кировец и др.). Эти клубы в сложнейший период 1989-1990 годов объединяли ресурсы и совместными усилиями продолжали проводить старты на трассе "Молния" (Малиновая гора), на трассе "Коммунальщик" в Токсово. Многие альпинисты, ранее активно ходившие в горы, окунулись в омут рыночной экономики и вынуждены были обустраивать свою жизнь по-новому, да собственно, как и все люди в нашей стране. Стало не до восхождений и марафонов. Массовость лыжных стартов стала падать. А начиная с 1991 года усилиями Николая Пимкина, Алексея Шершнева лыжные гонки в Питере были переведены на спонсорские бюджеты. Новоявленные бизнесмены спонсировали все судейские расходы и выставляли богатые на тот момент призовые. Это был шок, когда на пьедестале стали вручать победителям телевизоры и музыкальные центры. Появился новый, коммерческий стимул. Это вдохнуло новую жизнь в лыжные гонки альпинистов. Тот, кто знает то время, понимает, о чем идет речь. Но справедливости ради надо сказать, что настоящий альпинист не может жить без гор, а гор без лыж не бывает. Лыжный марафон, как и другие рейтинговые соревнования в графике альпинистских стартов, дал толчок для нового поколения альпинистов попасть в горы.
В 1991 году спартаковская трасса перестала существовать, и лыжный альпинизм поселился на долгое время в одну из популярных локаций для проведения лыжных стартов – трасса и стрельбище СКА.
С 1993 года к организации марафонов подключилась Северо-Западная Строительная Компания в лице Михаила Гаврилова и Дмитрия Сергеева (альпинистский клуб Маяк). Но и другие клубы (Горняк, Политех, ЛЭТИ) финансово и идейно помогали организаторам, выставляя на старт большое количество гонщиков, как «матерых» альпинистов, так и начинающих значкистов-первокурсников. Все-таки в начале 90-х, а это был переломный период в жизни страны, многие были на распутье, и такая неопределенность сильно ударила, как по массовости соревнований, так и по физической подготовке альпинистов, поэтому было решено 50 км заменить на более простую 30-километровую гонку.
Если вспомнить еще раньше, то в середине 80-х в Россию пришел коньковый стиль, и альпинисты, конечно, начали его массово осваивать. Свободный ход стал набирать свою популярность благодаря более высокой скорости передвижения и более экономичной технике. Классический альпинистский марафон трансформировался в коньковый и в какой-то момент у организаторов появилось ощущение, что классикой бегать уже никто не хочет. Чтобы исправить такое положение дел, было решено проводить поочередно - год классикой и год коньком. Не забывали альпинисты и про подрастающее поколение. Регулярно в рамках альпинистской эстафеты проводились и детские старты.
В середине 2000-х годов Дмитрий Сергеев предложил по аналогии с марафоном Birkebeinerrennet в Норвегии, бежать нашу гонку тоже с рюкзаком. Предложение было встречено с энтузиазмом, тем более, что оно идеально ложилось в концепцию – «Альпинист неразделим со своим рюкзаком». Вес рюкзака определили в 2.5 кг и таким образом эта особенность стала визитной карточкой альпинистского марафона на многие годы, вплоть до настоящего времени.
А годы шли: одни альпинисты заканчивали спортивную карьеру, на смену им на лыжню приходили их дети, как в калейдоскопе происходила смена поколений. После 2014 года организацию марафона подхватил альпинистский клуб Горняк под эгидой Федерации альпинизма Санкт-Петербурга. И по сей день мастер спорта Виктор Смирнов является бессменным вдохновителем и идейным лидером всех альпинистских лыжных гонок. Примерно в это время соревнования были переведены на коммерческую основу для того, чтобы частично компенсировать расходы на их проведение. Но и спонсоры никогда не оставляли без внимания довольно массовое мероприятие, в котором в некоторые года участвовало до 200 альпинистов. Чтобы популяризировать и повысить заинтересованность участников, организаторами было предложено сделать альпинистский марафон открытым стартом и привлечь спортсменов лыжников, которые участвуют только в абсолютном зачете, наряду с альпинистами. А в альпинистском награждении появился зачет среди альпинистов ветеранов старше 60 лет.
Справедливости ради, надо сказать, что изначально марафон назывался «Гонка памяти альпинистов», но несмотря на смену бренда на «Альпинистский лыжный марафон» мы всегда, собираясь на старте, вспоминаем наших товарищей.
Альпинистское братство – это отдельная категория спортивного сообщества, характеризующаяся повышенной ответственностью, взаимовыручкой, любовью к природе и романтикой отношений.
Становись альпинистом, покоряй вершины и конечно бегай лыжные марафоны!!!
Закончить этот рассказ хочется позитивными словами из песни Юрия Визбора «...один уронил общий спальник – он в пропасть летел, как топор. Другой молотком зашарашил по пальцу, – но всех вместе радует спорт!»
Приглашаем все иногородние альпинистские клубы, да всех желающих, принять участие в наших стартах. Для этого можно заявиться на сайте федерации http://www.fasl.ru/news/n1311/
PS. Выражаем большую благодарность всем альпинистам и их клубам за искреннюю помощь в организации мероприятий за все эти годы. Просим извинения, что не смогли назвать всех помощников, неравнодушных к лыжному спорту.
Фотографии за 2001-2004 год
Чтобы оставить комментарий, зарегистрируйтесь и войдите через свою учетную запись.
Но конечно беговые лыжи - идеальная тренировка ОФП для гор.
Жалко что лыжные гонки альпинистов в Москве как-то стушевались последнее время
туды её в качельВ ЛГУ (который теперь СПбГУ) была туристическая секция, куда по-моему входили и альпинисты. Были там и не слабые лыжники. Брат однокомандника по лыжам - Буянов (имени не помню) торжественно поздравлял лыжников, которых обыгрывал, с присуждением звания Почётный турист. Троллинг цеплял Мне повезло не поучаствовать в этих поздравлениях.