Прошло уже почти восемь лет, как автор этих строк посетил первый раз знаменитую финскую лыжную многодневку «От границы до границы» (по-фински – RajaltaRajalleHiihto, далее - RR), и под её впечатлением решился создать российский аналог – Карельскую Лыжную Неделю (далее – КЛН), которая в 2014 году успешно прошла в Калевале вот уже шестой раз.
Поскольку КЛН изначально создавалась как «калька», или, если хотите, «дочка» RR, то общего у них очень много. Прежде всего – основная идея. И то и другое - несоревновательный многодневный лыжный пробег классикой из точки в точку (а не маленькими кругами), налегке (вещи везут организаторы транспортом от ночёвки к ночёвке), с ночёвками каждый раз в новом месте, по нарезанной размеченной лыжне, с регулярными пунктами перекуса по дороге (не нужно брать ничего с собой). Средний дневной километраж тоже близок – порядка 65 км. Питание, ночлег и сауны полностью включены. Остаётся только кататься на лыжах, обо всём остальном полностью позаботятся организаторы. Как на RR, так и на КЛН очень лояльное отношение к начинающим лыжникам и тихоходам – всегда можно сняться с промежуточного пункта, проехав часть пути на автобусе (снегоходе) либо вообще пропустить один или несколько дней по самочувствию – никто не тычет пальцем, штатная ситуация. Это, в частности, позволяет брать с собой свою менее спортивную вторую половину (или ребёнка, или родителя, нужное подчеркнуть) и иметь полноценный семейный отдых.
Теперь перейдём к различиям.
1.Стоимость. Поскольку дорога в Финляндию вносит существенный вклад, сравниваем, учитывая стоимость транспорта, для определённости от Москвы до Москвы, для других городов цифры слегка изменятся.
КЛН (2015) |
RR (2015) |
Около 30 000 руб |
Около 1300 Евро (грубо 65 000 руб ) |
Различие очень существенное. Далее мы посмотрим, из чего оно складывается (иными словами «за что платить»).
2.Размещение (места ночёвок).
КЛН |
RR |
Половина ночёвок – в скромном отеле ВЕЛТ. Электричество, душ (напор нестабильный), WiFi, тёплый туалет. Сауна прямо в отеле – под заказ за отдельную плату. Другая половина ночёвок – в избах (хуторах, гостевых домах), без электричества, водопровода, туалет – яма с очком во дворе. Вместо душа – русские бани на дровах, без водопровода, с шайками и прорубью. Есть даже одна баня по-чёрному. |
Большая часть ночёвок (6-7) – отели либо комфортабельные коттеджи. Электричество, бесплатный WiFi, тёплые туалеты, душ, сауны, несколько раз – сушильные шкафы. 1-2 ночёвки – в школах на матрасах, тем не менее – все те же «городские» удобства, кроме WiFi разве что. |
3. Бассейны, аквапарк. Тут всё просто – в Карелии ничего подобного нет вообще. На RR в одном отеле целый аквапарк с водопадом и джакузи, а ещё как минимум в двух – просто бассейны (совмещены с саунами).
4. Питание (основное, т.е. в точках ночёвок, не на трассе).
КЛН |
RR |
Питание в стиле «бизнес-ланч», т.е. меню в каждом конкретном месте ночёвки жёсткое. В основном – русская кухня. Всё вкусно, и голодным никто не остаётся. |
В большинстве случаев – очень разнообразный шведский стол на любой вкус в ресторанах при отелях. Множество блюд, гарниров, салатов и закусок на выбор, очень трудно выбрать что-то одно, а всё вместе физически не влезает. Если себя не сдерживать, в конце мероприятия вес участников возрастает на 4-6 килограммов даже при условии полного прохождения 440 км трассы. |
5. Эвакуация с лыжни (или плановое частичное прохождение маршрута).
КЛН |
RR |
Чаще всего производится выброска с маршрута снегоходом, в санях. Выдаётся тулуп. Необходимо дождаться прохождения всей группы, чтобы не портить лыжню (есть костёр и всё тот же тулуп). Заброска с утра на середину маршрута реальна, но неудобна (нужно заранее договариваться, сильно раньше вставать и, вероятно, пропускать завтрак). |
Как заброска, так и выброска в любых сочетаниях производятся комфортабельными тёплыми автобусами, едущими параллельно группе и заезжающими на крупные пункты питания на лыжне (ПП). Старт автобуса одновременно со стартом основной группы, так что никаких проблем проехать любую часть пути: что начальную, что конечную – на автобусе нет. Договариваться ни с кем не надо, просто садишься и едешь. В экстренных случаях с более мелких промежуточных ПП эвакуация на машинах (везде на ПП есть автодороги, в отличие от КЛН). |
6. Прочие различия.
КЛН |
RR |
На хуторах и на значительной части трассы нет мобильной связи. |
Мобильная связь везде. |
Регистрация до отъезда (при наличии мест) |
Регистрация до 25 декабря (при наличии мест) |
Нарезана исключительно классическая лыжня. |
Организаторы режут (гарантируют) только классику. Однако, из-за близости «лыжных» отелей, примерно 90 км (грубо 3*30) из 440 можно идти по подготовленной коньковой трассе на коньковых лыжах (палках, ботинках) с «переобуванием» в автобусах, и ещё примерно столько же более мелкими порциями – коньком на классических лыжах (при желании). |
Таким образом, финский вариант обеспечивает больший комфорт, особенно начинающим или «семейным» лыжникам, но и стоит вдвое дороже. И наоборот, если 60 км в день не представляют сложности и главное – катание на лыжах, а не звёздность отеля, можно сэкономить и выбрать КЛН. Регистрация на оба мероприятия подробно описана на сайте 100km.ru
Автор: М. Афанасенков
Чтобы оставить комментарий, зарегистрируйтесь и войдите через свою учетную запись.
Кстати, вчера мне пришло письмо от главного организатора Карельской лыжной недели Миши Афанасенкова, вот его фрагмент: