Трансляции
  • 19 марта, вторник
    • 08:55
      Лыжные гонки
      Чемпионат России, 10 км, индивидуальная гонка, класс., жен.
    • 11:55
      Лыжные гонки
      Чемпионат России, 10 км, индивидуальная гонка, класс., муж.
  • 20 марта, среда
    • 09:35
      Лыжные гонки
      Чемпионат России, командный спринт, класс., жен./муж.
  • 22 марта, пятница
    • 09:35
      Лыжные гонки
      Чемпионат России, 4х5 км, эстафета, жен.
    • 11:55
      Лыжные гонки
      Чемпионат России, 4х7,5 км, эстафета, муж.
  • 23 марта, суббота
    • 09:00
      Биатлон
      Чемпионат России, 10 км, спринт, муж.
    • 10:20
      Лыжные гонки
      Чемпионат России, 30 км, масс-старт, своб., жен.
    • 12:00
      Биатлон
      Чемпионат России, 7.5 км, спринт, жен.
  • 24 марта, воскресенье
    • 09:00
      Биатлон
      Чемпионат России, 12.5 км, гонка преследования, муж.
    • 12:00
      Биатлон
      Чемпионат России, 10 км, гонка преследования, жен.

Белое безмолвие как символ Гренландии. Часть II.

Опубликовано: Журнал №19

Лагерь с высоты птичьего полёта
Лагерь
Первые впечатления о Гренландии - оказывается, это не бескрайняя плоская льдина где-то почти на Северном полюсе, как это представляется, если рассматривать географическую карту северного полушария. Точнее говоря, подавляющая часть Гренландии - действительно белое безжизненное пространство, покрытое многометровым (а где-то и километровым) слоем льда, возраст которого достигает нескольких тысяч лет. Делает же Гренландию возможной для проживания и привлекательной для туристов узкая прибрежная полоса, омываемая теплым (по крайней мере с трех сторон - запада, юга и востока) океаном. На этой полоске живут люди, здесь после долгой и суровой зимы наступают весна и лето, зеленеет трава и расцветают цветы. Все это, конечно, не идет в сравнение с растительностью в наших широтах, но там, в Гренландии, эту смену времен года переоценить трудно. Скалистые горы, расположенные на побережье и в чем-то схожие с нашими Хибинами, делают пейзаж чрезвычайно колоритным. Несмотря на суровый климат, Сисимьют - вполне комфортабельный город с хорошими дорогами, магазинами, банками и т.п., - словом, всем необходимым для современной жизни. Хорошее сообщение, обеспечиваемое по воздуху и морским путем, делает Гренландию не оторванной от основного цивилизованного мира. И вот это чувство неоторванности от цивилизации в совокупности с дикой и суровой природой в немалой степени способствуют наплыву туристов, что составляет немалую долю в бюджете страны, и тому, что многие европейцы, в особенности датчане (Гренландия - провинция Датского королевства), приехав сюда ненадолго, остаются здесь едва ли не на всю жизнь. Это состояние почти европейской обустроенности с заполярным колоритом, непременным элементом которого являются собачьи упряжки (число ездовых собак в Сисимьюте сравнимо с числом жителей) приятно поразило нас уже в первые часы после прилета.

Три главных организатора марафона: Ханс Кристиан Йоргенсен, Ларсерак Скифт, Михаэль Бинтзер
Hans-Cristian Jorgensen, Larserag Skifte, Michael Bintzer
Не прошло и часа, как мы поселились в отведенных для нас комфортабельных комнатах со всеми удобствами в общежитии Kurt Rasmussen High School (высшая школа имени Курта Расмуссена), где для хранения и подготовки лыж участникам было отведено специальное помещение. А если добавить ожидавший нас прекрасный обед и первую прогулку по трассе будущего марафона (несмотря на позднее время солнце стояло еще высоко благодаря набиравшему силу полярному дню), когда мы увидели всю эту первозданную ослепительную красоту, то нельзя не признать, что путешествие наше началось более чем удачно, а трудности предстоящего марафона отошли на второй план. Итак, до старта оставалось два дня, которые ушли на "переваривание" необходимой информации и тщательную подготовку экипировки. Что же нам предстояло? Первый этап - от Сисимьюта до палаточного лагеря на льду довольно большого озера в 57 км от старта. Второй этап протяженностью в 47 км представлял собой вытянутую петлю, начинающуюся и заканчивающуюся в лагере. И, наконец, третий этап после второй ночевки в лагере - по трассе первого этапа в обратном направлении с финишем в Сисимьюте. По условиям соревнований каждый участник должен иметь рюкзак, вес которого на старте каждого этапа должен быть не меньше пяти килограммов, а на финише - не менее трех. В рюкзаке должны быть комплект сухого белья, запасные тёплые брюки и тёплый свитер, носки, перчатки, шапочка, солнечные очки, металлический термос с горячим питьём, перекус, спаспакет. Не позднее, чем за час до старта каждый из участников должен был сдать для транспортировки в лагерь все необходимые вещи, включая спальные принадлежности и еду на два дня, причем вес этого багажа не должен был превышать 15 кг.

Северное сияние над Сисимьютом
Северное сияние
Накануне вечером организаторы устраивали проверку спальников каждого участника. Надо сказать, что нам повезло с погодой - всю неделю ярко светило солнце и днем было довольно тепло - чуть ниже - 20 градусов. Зато ночью температура опускалась за -35, так что спальники должны были быть достаточно теплыми. И если организаторы браковали чей-то спальник, приходилось брать более подходящий напрокат, причем довольно недешево. Нам в этом смысле повезло - московская фирма "БАСК" снабдила нас спальниками, предназначенными для ночевок альпинистов на запредельных высотах, и чрезвычайно теплыми и легкими пуховками. Не без некоторой дискуссии наши спальники были признаны годными (решающим доводом, развеявшим сомнения в отношении наших спальников, послужило наше заявление, что альпинисты, не так давно взошедшие на Мак-Кинли, пользовались как раз такими спальниками). Надо сказать, что организаторы снабдили нас подробнейшей инструкцией с перечислением всех необходимых вещей, которые нужно везти с собой в рюкзачке и отправить в лагерь, так что основной нашей задачей было не превысить норму в 15 кг.

Дросилла и Дамарис Леннерт - родные сёстры, школьницы из Сисимьюта
Drosilla & Damaris Lennert
Итак, все было готово к старту и вроде бы ничего не забыто и, тем не менее, страх не страх, но опасения, конечно, оставались. Во-первых, длина дистанции - 160 километров и, как мы заметили в дни, предшествующие старту, не по самому слабому рельефу (какой он окажется на самом деле, мы узнали только после старта и, как сейчас представляется, это оказалось к лучшему - бояться уже было некогда). Во-вторых, ночевка в лагере также особого энтузиазма не вызывала. Все-таки мы привыкли, что после каждого марафона, каким бы трудным он ни был, нас ждет горячий душ, удобная постель и нормальная еда. Здесь же нужно было на лютом морозе снять мокрую экипировку, переодеться в сухое, как-то приготовить еду и ночевать в холодной палатке, а на утро снова выходить на старт. Есть от чего призадуматься. В конце концов, решили, что мы не первые, марафон проводится в пятый раз, и люди как-то справляются с этими трудностями. Решили, что мы - не хуже, и сразу стало легче. Кроме того, исключительно теплое отношение организаторов, которое мы постоянно ощущали, едва сойдя с трапа самолета в Сисимьюте, также придавало уверенности в своих силах. Мы знали, что в случае каких-либо непредвиденных обстоятельств нам быстро придут на помощь и не оставят в беде. Вообще, следует выделить три отличительных черты, характерные для супермарафона ACR: деятельность оргкомитета была чрезвычайно эффективной на каждом из этих направлений. Первое и, наверное, самое главное - безопасность участников. Именно условие безопасности (и в некоторой степени - финансовые возможности) ограничивают число возможных участников: в этот раз нас было немногим более сотни. Несколько сотен волонтеров (все в одинаковой униформе - красных комбинезонах) обеспечивали нашу безопасность на трассе и в лагере.
Эти 6 газовых плит бесперебойно снабжали кипятком 110 участников и 175 волонтёров
Траса была не просто хорошо размечена - через каждые 75 метров был воткнут флаг с мощным и высоким древком, и в случае каких-либо форсмажорных обстоятельств рекомендовалось ни в коем случае не уходить куда-либо в сторону, а расположиться прямо на трассе у ближайшего флага. Кроме того, каждый из участников обязан был нести в своем рюкзаке помимо дополнительной одежды так называемый пакет безопасности, включающий фольгированное одеяло и большой пластиковый пакет, с помощью которых можно было переждать мороз и сильный ветер до тех пор, пока не подоспеет помощь. То, что это не перестраховка, мы поняли на инструктаже накануне старта, когда нам показали впечатляющие кадры, снятые во время одного из предыдущих марафонов, когда внезапно разбушевавшаяся стихия вынудила организаторов остановить гонку вскоре после старта первого этапа. Вторая отличительная черта - экологическая безупречность марафона: нигде не должно оставаться хоть какого-нибудь мусора, поскольку суровый климат способствует его сохранению на многие годы. Естественно, что такое отношение к стране, где ты живешь, можно только приветствовать, но для гонщиков это создает дополнительные проблемы. Как мы привыкли питаться во время марафона? На питательном пункте получаешь пластмассовый стаканчик с питьем, опоражниваешь его и бросаешь под ноги, не особо заботясь, уберут ли весь этот мусор после гонки. Здесь же - строжайшее правило - на питательных пунктах (которые, кстати, расположились на трассе на расстоянии на более 10 км друг от друга) тебя, конечно, напоят, но питье могут налить только в твой собственный стаканчик, который ты должен везти с собой и ни в коем случае не выбрасывать. В противном случае - можешь быть снят с дистанции (это - одна из трех возможных причин, по которым снимают с марафона, две другие - использование конькового хода и отсутствие хотя бы одного из трёх стартовых номеров участника). И сразу возникает куча маленьких проблем. Как везти этот чёртов стаканчик? В рюкзаке не повезешь - слишком много времени надо, чтобы доставать его оттуда и прятать назад. Каждый выходил из положения по-своему - кто-то для этой цели приспосабливал подсумок, кто-то пришивал специальный карман и т.д. Сколько людей - столько и решений.

В помещении кухни была просверлена лунка и воду для приготовления пищи брали прямо из-подо льда чистейшего горного озера
И третий аспект, с самой лучшей стороны характеризующий ACR-марафон. Пожалуй, лучше всего его сформулировали сами организаторы: "Наш марафон не просто самый тяжелый марафон в мире, но и самый красивый!". По этой причине трасса марафона этого года была изменена таким образом, чтобы не пропустить все самые живописные места. И действительно, трасса идет вдоль горных ущелий, пересекает фьорды, озера с высокими гористыми берегами. К сожалению, во время гонки не до красот, ведь гористая местность, по которой проходит трасса, означает соответствующий профиль, о котором мы уже упоминали выше. Тем не менее, вся трасса так накрепко засела в наших головах, что и сейчас не составляет большого труда представить себе чуть ли не каждый из 160 километров. Поэтому в этот жаркий летний вечер, вспоминая какой-либо особо замечательный кусочек трассы и непрерывно перебивая друг друга: "А помнишь?..", "А помнишь?..", мы как бы заново в очередной раз преодолевали марафон, забыв о смертельной усталости, которую пришлось испытывать, о досадных падениях, об отчаянии, которое иногда охватывало в середине этих бешеных подъемов, когда, казалось, нет уже сил карабкаться дальше наверх, а верхушка подъема при этом даже не просматривается. Все это теперь кажется не столь существенным, а все эти ошеломляющей красоты пейзажи стоят перед глазами так, будто мы только вчера вернулись из Гренландии.

Продолжение следует...

"Репортаж с Арктик Сёкл Рейс / Arctic Circle Raсe 2001" - часть первая

"Репортаж с Арктик Сёкл Рейс / Arctic Circle Raсe 2001" - часть третья

Иван Исаев 5772 28.01.2002
Рейтинг: 0 0 0