Трансляции
  • 30 марта, суббота
    • 09:00
      Биатлон
      Чемпионат России, 4 х 6 км, эстафета, жен.
    • 12:00
      Биатлон
      Чемпионат России, 15 км, масс-старт, муж.
  • 31 марта, воскресенье
    • 09:00
      Биатлон
      Чемпионат России, 12.5 км, масс-старт, жен.
    • 12:00
      Биатлон
      Чемпионат России, 4 х 7.5 км, эстафета, муж.

В.Малинин: Обучение катанию на лыжах коньковым ходом

Опубликовано: skisport.ru

Коньковый ход и не только!

Малинин В.М.- к.п.н. инструктор по ФКиС Международного Молодежного Центра «Земля Планета Людей», тренер по лыжным гонкам

 

Современный коньковый ход в спорте высших достижений обрёл неимоверно  притягательную координационно-динамическую красоту и фантастические скоростные возможности.  И это далеко не предел.

Колоссальному прогрессу способствуют: конкуренция на рынке спортивной экипировки (лыжи, крепления, палки, обувь, смазка), спортивное питание, обновляющиеся методики тренировок, направленные преимущественно на совершенствование технических  характеристик,  развитие высочайших функциональных качеств  в скоростно-силовой выносливости.

Наблюдая за техникой коньковых ходов сотен лучших гонщиков мира, испытываешь неподдельное эстетическое наслаждение и восхищение от гармонии, координации, красоты, лёгкости и совершенства.

Их образцовая техника конькового  хода  (одношажного и не только) элегантна, отличается абсолютной симметрией, гармонией и компактностью. Конечности всегда в линии, центр тяжести перемещается в фазе скольжения ещё до постановки лыжи на снег, плечи всегда направлены в сторону носка скользящей лыжи.

 В момент полного распрямления туловища под наконечниками палок образуется большой зазор, способствующий быстрому отталкиванию палками с вовлечением в усилие преимущественно широчайших и грудных мышц туловища.

При этом очень  удивляет мастерство очень близко вести лыжи, филигранная  фаза маха, которая позволяет передавать через  лыжу на снег очень большое усилие, а затем ставить противоположную лыжу прямо по направлению движения.

Мало того, сегодня и спортсмены от первого спортивного разряда на лёгких скоростных трассах заставляют любоваться совершенством и многообразием конькового хода и не только…

Поневоле внимательно  наблюдающего  со стороны, начинают преследовать навязчивые мысли: «И я так тоже хочу научиться…».

И не случайно сегодня лыжные гонки и прогулки на лыжах становятся всё более модными и массовыми занятиями, постепенно  приобретая статус фитнеса на лыжах.

Особенно в настоящее время популярен у всех категорий лыжников (гонщиков, любителей, туристов, детей и взрослых) модный и стильный коньковый ход и в особенности два его варианта: одношажный и двушажный.

Мы, группа энтузиастов  ММЦ «Земля-планета людей» продвинулись в направлении развития лыж, как фитнеса для здоровья и удовольствия от ощущения скольжения на несколько позиций вперёд, опережая  среднестатистические  данные: классическая «неровная» лыжня на поляне,  во дворе, на стадионе, на опушке, в парке, инвентарь на 75 мм, отсутствие необходимого ухода за лыжами.

Мы полностью сменили концепцию «НЕ АБЫ КАК» и добились первых планируемых успехов.

Чтобы делать как можно меньше ошибок в продвижении лыж как стильного вида физической активности опробовали все шаги применительно к детям нашей секции, начиная от  6-7 лет и старше.

Не исключаем, что на определённом этапе стали новаторами, широко используя для обучения коньковому ходу:  коньки, роликовые коньки  с палками, т.к. лыжероллеры на порядок дороже, а зимой естественно лыжи.

 В целом получилось так, что обучение и совершенствование техники конькового хода и его модификаций в нашей системе проходит круглогодично и системно.

 Весна, лето, осень тренировочным средством для постановки техники являются роликовые коньки с палками и без палок, имитационные упражнения и работа над равновесием. Зимой, в её начале, коньки (на своём катке с 10-15  чисел ноября!), поскольку  «коньковая дорога» порой сильно задерживается из-за отсутствия снега.

Методика обучения следующая:

в целом (для  одарённых  и  хорошо  координированных детей), и  с разбивкой на составляющие опорные, т.е. главные (от простого к сложному) упражнения.   

Вначале с нулевого цикла мы учим и совершенствуем технику работы ног на роликах без палок (высокая стойка, взгляд направлен вперёд, оптимально и индивидуально согнуты ноги, таз и бёдра слегка впереди, суставы в линию, ролики равномерно прижаты к асфальту, позиция удобной «ёлочки», пятки близко).  

Следующим  действием  учим детей  делать шаги «ёлочкой» (приподнять поочерёдно ролики  на несколько сантиметров и поставить   вперёд себя) в  стойке на согнутых ногах, постепенно подводя  движения  к  короткому  прокату (ролик катится вперёд-в сторону, по направлению «ёлочки»,  а ребёнок  небольшим (коротким) разгибанием ноги в том же  направлении толкается (разгибая  попеременно ноги) от ролика, продолжая коротко шагать  вперёд себя.  Позднее необходимо ставить ролики (лыжероллеры, лыжи) дальше вперёд, удлиняя шаг и переходя к более длинному толчку и прокату.

Таким образом, методично  и терпеливо (от базовой стойки), а не форсировано  приходит  сначала чувство ролика (позже лыж),  потом умение грамотного направленного отталкивания вперёд-в сторону.

Когда освоена «ёлочка с прокатом» (несколько тренировок с ноля!), необходимо мягко перейти на соединение направленного отталкивания  (скольжение с  подседанием и разгибанием ноги) с махом и переносом центра тяжести тела на скользящий ролик (начать с очень незначительной амплитуды в работе корпуса) .

 Сочетание отталкивания (разгибание ноги вперёд без разворота стопы и таза в сторону), с маятниковым движением прямых плеч (корпуса) в сторону маховой ноги и переходом ролика в положение скольжения – самый важный элемент техники (это  приобретённое инерционное бросковое движение,  или его недостаток, или вовсе отсутствие). 

   И совершенствовать это движение, наращивая инерцию до оптимальной  у каждого отдельно взятого  ребёнка (индивидуально),  необходимо на каждой тренировке, добиваясь непринужденности в движении при переносе центра тяжести тела с толчковой ноги на маховую.

 А  маховая в свою очередь, после оптимальной (индивидуальной) фазы проката и скольжения с подседанием, становится толчковой в тот самый момент, когда махом подтянута стопа завершившей толчок ноги, а корпус (плечи) начали активный бросок с переносом центра тяжести тела, дающий  активный импульс инерционного  ускорения.

Таким образом, лыжник продвигается так называемыми на языке яхтсменов, галсами (вперёд-вправо, вперёд-влево), поддерживая скорость и успевая расслабляться перед очередным циклом.

Гораздо позже к этому грамотно  сформированному навыку нужно подключить работу рук и туловища.

 Почему? Потому, что не следует спешить.

Учить основам техники, и тем  более тонкостям одновременного одношажного хода сразу с палками мы не рекомендуем.

 Существует опасность закрепить  ошибки, в результате которых центр тяжести будет находиться всегда посередине, между лыжами (нельзя решать сразу все задачи по координации), а корпус не создаст броскового (из стороны в сторону) инерционного движения.

Мы глубоко убеждены, что сначала нужно поставить толчок ногами (вперёд без разворота стопы и таза), затем поставить работу корпуса с переносом центра тяжести тела в унисон  с толчком (в направлении переднего колеса ролика или носка лыжи), и только после этого по координации включить на очередном этапе руки, причём без палок (палки у слабо координированных скомкают все движения в  кучу).

Когда вы, не спеша (от простого к сложному),  добьётесь от детей и грамотных движений, и координации, только тогда добавьте палки как итоговое важное средство.

 Техника «встанет» быстро, т.к. координация поставлена на предыдущем этапе.

При обучении  и совершенствовании техники одновременного одношажного конькового хода с палками, постоянно сосредотачивать внимание детей на опережающем выносе палок вперёд–вверх, до момента активного очередного отталкивания ногой и  отрыве лапок от лыжни на 10-15 сантиметров.

Эти рекомендации касаются  последовательности  освоения  техники начинающими тренироваться, как на роликовых коньках (лыжероллерах), так и на лыжах.

 Сначала техника, а потом уже и функциональная подготовка.  Не наоборот. Детей не следует натаскивать на результат. В противном случае они быстро охладеют к этому красивому виду спорта…

А наша задача, научить их таким образом, чтобы, повзрослев, они не бросили активно кататься (или даже тренироваться) из-за отвращения к постоянным стрессовым функциональным нагрузкам в детстве, а привили любовь к одному из великолепнейших со всех сторон, доступных и полезных для здоровья видов спорта, своим детям, а они своим…

 

                                                                                                               

 

 


Skisport 45629 28.12.2012
Рейтинг: +1 +1 0