Трансляции
  • 1 декабря, воскресенье
    • 06:00
      Лыжные гонки
      Кубок России, 10 км, индивидуальная гонка, класс., жен.
    • 08:00
      Лыжные гонки
      Кубок России, 10 км, индивидуальная гонка, класс., муж.
    • 09:30
      Биатлон
      Кубок России, смешанная эстафета
    • 11:25
      Лыжные гонки
      Кубок мира, 20 км, масс-старт, своб., муж.
    • 13:25
      Лыжные гонки
      Кубок мира, 20 км, масс-старт, своб., жен.
    • 15:45
      Биатлон
      Кубок мира, 4 х 7.5 км, эстафета, муж.
    • 19:25
      Биатлон
      Кубок мира, 4 х 6 км, эстафета, жен.
  • 2 декабря, понедельник
    • 06:00
      Лыжные гонки
      Кубок России, квалификация спринта, класс., жен./муж.
    • 08:00
      Лыжные гонки
      Кубок России, индивидуальный спринт, класс., жен./муж.
  • 4 декабря, среда
    • 06:00
      Лыжные гонки
      Кубок России, 20 км, масс-старт, своб., жен.
    • 08:00
      Лыжные гонки
      Кубок России, 20 км, масс-старт, своб., муж.
  • Михаил Рудберг

Несгибаемый Бьорндален на гнутых палках

Опубликовано: skisport.ru

   “Великий и ужасный” открыл очередной сезон в Шушене. Уле Эйнару не впервой побеждать. Но вот, конюшня “Exel” давно не ставила себе такую жирную галочку. Гнутые палки, что называется, прокатили. Маркетинговый ход, или верные расчеты? Подумаем вместе. 

     В одной из предыдущих статей нам уже доводилось рассматривать динамику осевых сил на обычных палках при одновременной работе руками  в классическом ОБХ.  

рис.1.jpg
         В первых двух третях отталкивания высококвалифицированные гонщики развивают на палках  средние усилия порядка 170 - 220 N, на каждой по 18-23 кГ. В последней трети усилия ниспадают до средних  величин 70 - 90 N ( 8-10 кГ). Причина такого слабого окончания - в скорости отъезжающих назад  штырей, при  набранной Инерции тела. Спортсмены по-просту не успевают полноценно  приложиться  к палкам.
  А раз так, то в последние годы укрепилась тенденция заканчивать одновременное отталкивание   кистями у бедер, и в классическом бесшажном и в коньковом одношажном ходах. Повысить темп и пораньше уйти на вынос рук к следующему шагу предпочитают сейчас практически все ведущие лыжники.  Доброе  старое доталкивание выпрямлением рук, да еще  сгибанием кистей демонстрирует здесь, пожалуй, один лишь Д. Колонья. 
-Вот! Так этот пистолет все улики перевесит! - радостно воскликнет Глеб Жеглов.
 Может быть, но мы - не он. Будем считать, что, швейцарец  депонировал свой  технический резерв на будущее.
Во всяком случае, характерный горбик конечного усилия на графике явно не давал покоя инженерам. Пока кисти в “мертвой” точке отталкивания остаются у бедер, и пока плечи паровозными шатунами не увели предплечья на следующий круг... почему бы в этот момент не наподдать  им пару?

 Должен сказать, жена уже года три, как начала ходить с палками. Нордическая моя. Но она пловчиха, и ей это как слону дробина - на пешем шаге руки работали очень коротко. А тут прикупили палки с телескопическими амортизаторами, и - ого! Пошла работа и на малой амплитуде.   

       Помню, взял их попробовать и сразу подумал: мда-а, этот продукт - явно побочный. Чегой-то производители мутят в своих амбарах. Такое доталкивание не должно пропадать даром...    Ну, телескопы дело громоздкое  и пока запрещенное, а вот гнутая палка, похоже, из разработок этой же серии. Не поршня, так пружины.

рис.2.jpg

          На обоих кадрах - окончание отталкивания руками. Вероятно, вот этот изгиб под ручкой ( в красном кружочке) и должен,  по замыслу Exel,  двинуть эволюцию лыжных гонок и биатлона на следующий уровень. В начале отталкивания руками нагрузки деформируют палку, но она не отыгрывает сразу же, как все остальные.

   Во  всяком случае, чтобы идея прижилась,  “заряд” должен остаться неизрасходованным, вплоть до окончания навала. Тогда энергия аккумулируется на самых невыгодных тупых углах продольного наклона палок, а возвращается  позже - на более приемлемых, острых. И на первый взгляд кажется, что действительно -  при постановке  на снег привычная  хаотическая деформация начинается на нижних двух третях палок.  Верхняя, гнутая часть, принимает усилия навала, деформируясь только в продольной плоскости. 

рис.3.jpg


     В своем рекламном ролике Exel, наоборот, указывает на преимущества в начале толчка-зеленая кривая http://www.youtube.com/watch?v=u6y7qoLKB_Q&feature=youtu.be. Но, кажется, лукавят.  Первую треть отталкивания  на обычных палках  доводили до максимума аккурат за 0,1 секунды и без них, во всяком случае шведские молодежные сборники еще в2004-5 году (Hans-Christier Holmberg, Stephan Joseph Lindinger Thomas Stoogl).     Правда, на роллерном тредмиле. И крутизна нарастания сил на гнутых Exel такая же, как на нашем графике с результатами  десятилетней давности. С  тем же Импульсом продвижения, в рамках 50-60 Ns.  А вот окончания ничем не отличаются друг от друга. 

Вероятно, проблема в том, что  тензометрия хороша при только при наличии сопротивления опоры. Такие датчики   реагируют на начальные деформации, а когда гонщик разогнался и набрал Импульс тела - им мало веры, нужны другие критерии эффективности. УЭБ не чукча, но может, он их чувствует?  Знает Exel и темнит, или нет никакого реального выигрыша  - покажет время. 

 Не исключено, что если гнутые палки приживутся, то, как и лыжи, будут подбираться гонщиками под разные срабатывания. Зная, что максимальные осевые силы на обеих палках составляют в ОБХ примерно 2/3 веса, можно будет и прикидывать средние силы по третям и главное - в последней. Она выйдет в районе 1/5-1/7 веса гонщика - килограмм на 10-12 для взрослых, мастерам до 15,  вероятно. Надо будет пробовать, конечно.              

     Главная задача - маленькая зарядка в навале и маленький отыгрыш в конце, похоже, решена. И без запрещенных технических устройств для повышения энергоотдачи.  Будем ждать, чем ответят дружественные конкуренты  и,  главное конечно же... какова цена вопроса?




Михаил Рудберг 18053 16.11.2014
Рейтинг: 0 0 0