Только год - 1977. А статья, видимо, вышла где-нибудь в первой половине марта. Но подождём - наверняка у кого-нибудь лежит дома в заветной папочке в виде вырезки.
· РАЗНЫЕ бывают гонки. · Обычные не в счет - я имею в виду уникальные. Скажем, за год до Олимпийских игр в Инсбруке мне пришлось участвовать в лыжных соревнованиях на глетчере. На настоящем, между прочим, глетчере, в Австрийских Альпах, на высоте чуть ли не 3,5 тысячи метров. Очень необычная гонка… Но самая замечательная это, конечно же, «Ваза-лоппет». · Рассказывают, будто бы в 1522 году король Швеции собрался тайно бежать в Норвегию (в стране им были очень недовольны). Зимой с верными ему людьми он прошел на лыжах от Селена до Моро (сейчас это небольшие городки), откуда открывался свободный путь b Норвегию… · Вообще-то в итоге король никуда не убежал. Но от Селена до Моро все же на лыжах прошел. А через четыре века -- в 1922 году об этой истории вспомнили и решили провести гонку, повторявшую путь того самого короля, 85 километров. Гонка всем понравилась. Популярность «Ваза-лоппет» необычайно велика. Причем гонка не зависит ни от чего и ни от кого. Даже национальная лыжная федерация Швеции над ней не властна. У гонки свой организационный комитет, который функционирует круглогодично. Прошла очередная гонка, тут же подаются заявки на участие в следующем году. Каждый желающий вносит 100 крон и ждет все лето и осень, готовясь в поте лица, старта. Причем число участников постоянно растет. В этом году их было уже 11 800. Среди них 250 спортсменов, представлявших национальные сборные различных стран, остальные лыжники-любители (мы их называем туристами) со всего мира, даже из США. · Селен, как я сказал, небольшой городок, протянувшийся вдоль реки. Старт дается почти на его окраине, на площади длиной с километр. Первые два ряда спортсмены, за ними в 20 метрах туристы строго по занятым в предыдущей гонке номерам. Первая тысяча, вторая… Те, кто стартуют впервые, - в последних рядах. · Справиться с такой армадой лыжников дело нелегкое. Все пританцовывают на месте, рвутся B бой, оглядываются назад… Зазеваешься -затопчут, попадешь в кучу не выберешься. Когда-то. говорят, и даже совсем не. давно, старт давался по выстрелу из пушки. Но я этого выстрела никогда не слышал. Лавина трогалась с места всегда минут на 5-10 раньше… Не ждать же… Сейчас организаторы придумали: перед стартующими устанавливается металлическая сетка. Ровно в 7.45 утра она резко поднимается вверх - · -и пошел! Но ° гонке е успеется. еще у Сначала об организации. За несколько минут до старта ты раздеваешься и бросаешь свои вещи мешок, на котором обозначен на н номер, соответствующий твоему стартовому. меня, например, был 210-й. Мешки грузят в автобусы и увозят в Моро… Финишировал тут т же ставишь лыжи (нечто вродес е стеллажа) на свой номер. B двадцати шагах автобус садишься H едешь b сауну. Перед сауной, опятьуже таки в порядке номероверешь разложены мешки. свой - паришься, моешься… Затем тут : т же в столовой обедаешь. Снова … в автобус, на финиш, берешь лыжи и…с боден до 17 часов - награжде- · · Все просто, рационально, быстро. Заведенный ритуал не меняется уж не з не знаю, сколько лет… Селен с н с Моро соединяет шоссе, трасса гонки то приближается к нему, , то о го отдаляется.С старта тянутся прекрасно подготовленные колеи. и. Через 5 км их о х остается ч я четыре. Гонку у по шоссе сопровождают тысячи две машин, трассу на протяжении всего в о времени гонки патрулирует вертолет. Местность живописная: ухоженные леса, аккуратные симпатичные деревеньки. Повсюду зрители. · На 28-м километре первый питательный пункт. Всего их пять. Черничный и лимонный напитки, дольки апельсинов. Есть нужно о но обязательно, Гонка тяжелая. Так просто 85 кило-
· метров не одолеешь. Я пробовал трижды, прежде чем в ней · победил. Впервые я стартовал в «Ваза-лоппет» в 1972 году. почти сразу после Олимпийских игр в Саппоро. Бежал, кстати, тогда и олимпийский чемпион на 30-километровой дистанции Вячеслав Веденин. Он стал вторым, я - вось- · · · - я, Федор Симашев и швед Томас Магнуссон. Оставалось немного, но резко ухудшилось скольжение. Магнуссон остановился перемазал лыжи, мы же с Симашевы решили потерпеть. Жалко как-то: отыгрываешь, отыгрываешь и вдруг просто так взять и за здоро-
· Таков он - Иван ГАРАНИН. Право, прекрасный · мым. На следующий год я · занял одиннадцатое место и, наконец, еще год спустя второе. Помню, в 1974-м - году я сделал все, что мог. Но вот годом раньше, когда занял одиннадцатое место, вполне мог оказаться и первым. Мы тогда далеко оторвались от всех · · Обозреватели отмечают · · станция 85 километров требует не столько скорости, сколько огромной выносливости, великого запаса прочности. Побеждает тОТ, кто сумеет примерно к 70-му километру сохранить больше сил. Уходить вперед раньше, отрываться, что-то предпринимать просто не имеет смысла. · В этот раз мы пробежали километров тридцать (кроме меня выступали Александр Суслов и Александр Пятыгин), скорость хорошая, но, конечно, не максимальная. С вим!». Я понимаю ему хочется прибавить, сил-то много. Но я знаю, чего он не знает: как эти силы неожиданно быстро иссякают в конце. Поэтому я ему ответил: «Подожди. Спешить начнем после 60-го километра». · К роковым шестидесятым я чувствовал себя неплохо и полностью контролировал запас сил и скорость. Но вскоре группа начала редеть на глазах. К отметке 70 км нас осталось восемь, в том числе испытаннейшие сверхмарафонцы - финны Сиитонен, Костка и Киннунен. В это время обычно от большой потери соли в организме начинает сводить мышцы. У меня еще на 55-м километре свело грудные - такая острая боль… На старте я взял в дорогу солевые таблетки и баночку мази «О минус 5» -на всякий случай. Но, верно, когда первый раз доставал из кармашка таблетку, остальные выронил… Пока сказал об этом тренером, пока не сумели передать мне новые таблетки, пришлось изрядно потерпеть. Но в конце концов все прошло. · И вот настало время посмотреть, B ком сколько осталось сил… Раза три я вышел вперед. «подергал» наш и без того маленький он тут же развалился. Нас осталось трое: я, Костка и Киннунен. Но Костка вскоре совершенно изнемог и встал. Киннунен же еще километра два меня преследовал. Но и ему пришлось резко сбросить скорость. Теперь путь был свободен! И я уже, словно не чувствовал усталости, Хотя, как потом выяснилось, потерял за гонку 4 килограмма веса. · Километров за десять до финиша зрители стоят сплошной стеной. Ты бежишь в узком коридоре, возбужденный гул голосов гонит тебя вперед и вперед, даже если и нет сил. Последний километр лыжни проложен прямо по улицам горсда. На асфальт толсто насыпан снег, утрамбован, вырезана лыжня. За 100 метров до финиша победительница местного конкурса красоты (он специально проводится перед гонкой) мисс Моро надела мне на шею большущий лавровый венок, и так - через 4:30.34 после старта - я пересек финиш, Последний же из финишировавших шел около 12 часов. · Интересно, , сколько времени потребовалось шведскому королю, ,чтобы одолеть ь расстояние между Селеном и м и Моров в том, 1522 году?… В нынешней гонке, кстати, , тоже с е стартовал король - Карл XVI Густав. Чтобы не привлекать к себе особого внимания, , он стартовал инкогиито, и всю гонку не снимал с глаз темных очков. Почти ни кто и не знал,ч л, что король у ь участвует в нет в соревнованиях. Он занял 5708-е м е место. Был очень доволен результатом и на с а финише картина упал н ни. В прессе по этому колеповоду шутили, что, дескать, , впервые за а несколько столетий шведского короля увидели на коленях… 17.00 на церемонии награждения он как ни в чем не бывало вручал отличившимся медали и призы. Словом, гонка получилась · по-настоящему королевской. Рассказ И. ГАРАНИНА записал А. КОРШУНОВ.
В Советском спорте фото, конечно, не с Васы. Вот короткий ролик именно с той Васы, в конце победный финиш Ивана Ивановича https://www.youtube.com/watch?v=6-IwLquyIRA И лыжи вроде были Фишер у него на той гонке.