Поводом для этого интервью стала прямая линия с Маркусом Майстером - руководителем подразделения "беговые лыжи" компании Kastle. К сожалению, ни я, ни Маркус Майстер с Вернером Шнайдером (генеральным директором компании "Изи Сейф Рус" - эксклюзивного дистрибьютора Kastle в России) - не смогли в процессе нашего разговора вспомнить, на каких лыжах Иван Гаранин выиграл в 1977 году знаменитую шведскую Васалоппет.
В поисках ответа на этот вопрос я позвонил прославленному нашему лыжнику, чемпиону мира и двукратному обладателю Кубка мира по лыжным гонкам Александру Завьялову.
- А чего ты сам-то не позвонишь Гаранину? - удивился Сан Саныч.
- Да у меня нет его телефона.
- Так я тебе дам, записывай.
…Но в тот же день я Ивану Ивановичу звонить не стал, мне показалось, что звонить в Казахстан с учётом временнóй разницы было уже поздновато, а когда наутро я набрал номер Гаранина, он уже знал о нашем вчерашнем разговоре с Завьяловым.
* * *
- Иван Иванович, это вас из Москвы беспокоят, из журнала "Лыжный спорт". Меня по иронии судьбы тоже Иваном Ивановичем зовут - правда, моя фамилия Исаев…
- Ну, мне ваша фамилия знакома, я же столько лет читаю ваш журнал.
Слушайте, но почему вы перестали выпускать журнал, почему не сохранили?!!
- Ну, видите ли, рекламодатели стали уходить из бумажного журнала, не хотели дальше размещать там рекламу, всем сегодня интересен Интернет. Но, по правде говоря, месячная аудитория сайта сегодня в десятки раз больше аудитории бумажного журнала, который выходил раз в три месяца. А если взять годовую аудиторию, то и в сотни раз. Так что, может быть, ни о чем жалеть и не надо?
- Может, вы и правы, но нам журнал нравился, и нам его реально не хватает…
- А вы вообще его читали, он к вам попадал как-то в Казахстан?
- Всегда! У меня есть в домашней коллекции все номера.
- Что, правда?!
- Я очень интересовался всем этим. Я вам так скажу: в этом журнале 50 процентов материалов были хорошими, а остальные 50 процентов - очень хорошими. И для любителя среднего уровня это было нужное дело - этот журнал был единственным, что объединяло лыжников всего пространства СНГ. Мы же в Казахстане очень сильно отстаём от вас, если честно, и журнал нам реально помогал.
- Приятно. Ваши слова - как бальзам на душу.
- Это не бальзам, это оценка вашей деятельности.
- Иван Иванович, я вас почему побеспокоил - у нас сейчас такое интересное событие в России - Kastle возродились.
- Мне Завьялов Саша позвонил, предупредил о вашем звонке, я уже знаю.
Значит так, смотрите - сначала я выступал на этих лыжах один, и выступал очень хорошо. За мои выступления в сезоне спорткомитет СССР получал 200 пар лыж. Из этих 200 пар мне доставались две пары.
- Так мало?
- Да, я вам могу показать контракт, если не верите!
Лыжи были двух видов: одни были без боковин - полностью пенопластовые. И это были самые лёгкие в мире лыжи - 900 граммов пара. Вторая пара была тренировочная - 1.100 граммов. В первый год, в 1979 году, я из СССР выступал на этих лыжах один, и людям из Kastle этот первый опыт сотрудничества показался успешным. Во второй год на этих лыжах мы выступали с Сашей Юрасовым уже вдвоём, а в третий год к нам присоединился Уно Лейст из Эстонии. И всё это в Kastle хорошо оценивали. Представьте, на третий год они в нашу команду даже тренера пригласили. Смазчиком был я. И всё остальное - за счёт Kastle. Это была фантастика, я был просто поражён, как всё было организовано: присылают билеты, мы прилетаем. Встречают в Вене, завтра уже готовы рекламные костюмы, лыжи подбирают по росту, по весу. Дают водителя, и мы поехали: Австрия, Италия, снова Австрия, потом Финляндия, и в самом конце - Васалоппет в Швеции.
Значит, что я смог выиграть на Kastle? Кёниг Людвиг Лауф выиграл на этих лыжах, Марчалонгу, это имеется в виду 1979-80-81 годы. Третий-пятый был на них на "Финляндия Хиихто". Выиграл, получается, четыре марафона: Кёниг Людвиг Лауф 90 км, Марчалонгу 70 км, Коасалауф 72 км и Пинска Лауф 70 км. Кстати, Юрасов был первым на этих лыжах в Обераммергау, на Кёниг Людвиг Лауф. Там случай интересный вышел: шесть человек ушло вперёд на 5 минут. И разметка пошла вверх - хорошо нарезанных пять лыжней. Мы туда все и ушли, и получилось, что из-за невнимательности судей махнули лишних 5 км. И когда мы всё-таки вернулись на основную лыжню, 16 человек перед нами уже прошло.
Подали протест. Полчаса судьи совещались и знаете, какое решение приняли? Объявили семь победителей: Саша Юрасов выиграл тогда эту гонку с огромным отрывом, его и объявили победителем, плюс всю нашу группу в шесть человек. Организаторы пошли на большие затраты, но нашли выход из положения, чтобы никого не обидеть, представляете?
Лыжи были очень хорошие. Они были самые лёгкие. Недостаток их был в том, что нельзя было на них ездить по плохой лыжне - они не очень любили ямы, но по хорошей лыжне они работали идеально, на спусках я никогда никому не проигрывал.
- А как они в подъёмы работали?
- Работали изумительно. К сожалению, я каждый раз в течение всего подготовительного сезона не знал, поеду я на эти соревнования, или нет - узнавал о том, что еду на них, только когда спорткомитет получал эти 200 пар лыж. Меня обычно только в конце декабря извещали о том, что контракт подписан, лыжи получены, и я могу участвовать в соревнованиях.
Там ведь как получилось? Инженер фабрики Fischer ушёл тогда на Kastle, и всё было построено на одних и тех же технологиях: пластик - тот же, конструкция - та же, только раскраска отличалась. И лыжи не уступали никому. И сейчас, ну что - Fischer впереди, больше всех платят, всё понятно. Я сейчас выступаю на Rossignol - это очень хорошие, стабильные лыжи. Никаких проблем. Некоторые хвалят Madshus и тоже, наверное, по-своему правы. Главное, я считаю, подобрать структуру и хорошие лыжи на три вида условий: нулевую погоду, холодную и тёплую, вот и всё - можно соревноваться практически при любых условиях.
- Скажите, а вот эти 200 пар куда уходили?
- Понятия не имею. Они могли уйти куда угодно, я почему-то у ребят очень мало видел эти лыжи. А то, что приходило каждый год по 200 пар, это зафиксировано в документах, я могу это доказать. Думаю, уходили налево, но доказательств у меня на руках, конечно, никаких нет.
А закончилось всё грустно. В 1982 году биатлонисты тоже заключили контракт с Kastle, а [Александр Иванович] Тихонов выступил почему-то на каких-то международных соревнованиях на лыжах Adidas. Видимо, заплатили или дали что-то хорошее за это выступление. А это - скандал, нарушение действующего контракта. И после этого Kastle с нами, русскими, больше дел иметь не захотели, контракт закончился.
- То есть они обиделись?
- Ну, что значит обиделись? Это не обида, это… Среди приличных людей так ведь не делается, правда? Он же [Тихонов] на этапе Кубка мира выступил на лыжах другой марки - ну вот это как?
- Иван Иванович, а гонки свои за сборную СССР вспоминаете? У меня ведь до сих пор перед глазами стоит картина, как вы в 1976 году в Инсбруке на Олимпиаде в эстафете лихо так дали на одном из последних подъёмов и переложили нашу команду с пятого на третье место. У меня эта картина до сих пор перед глазами стоит, а ведь я тогда мальчишкой был...
- Там ситуация была: если посмотреть результаты 15-километровой гонки, просто сравнить четыре лучших наших результата и четыре - норвежцев, мы должны были выиграть у них 8 минут! Мы должны были выигрывать эту эстафету в одну калитку! Но никто из наших не попал в смазку. Все говорят, что виною - сломанный ботинок Жени Беляева на первом этапе. Да, сломал, но не это было решающим обстоятельством. Он в тот момент был лучшим спринтером мира - 2 секунды он проиграл Бажукову перед этим на "пятнашке" - это вообще ни о чём. А он шёл по этапу с ребятами, которые проиграли ему на "пятнашке" по три-четыре минуты, и не мог от них уйти. Смазка!
Дальше - Савельев - олимпийский чемпиона на "тридцатке" - проигрывает соперникам две минуты на этапе! Это как?!
Бажуков, хотя и считается, что он хорошо прошёл свой этап, но он тоже прошёл его не в свою силу.
Я стоял перед стартом: у меня были две пары лыж, намазанных, как и у ребят, полутвёрдыми мазями, и ни одна из них толком не работала. И я один перешёл на жидкую мазь. Одну лыжу успел смазать, а вторую только точки мазью успел поставить под колодкой, даже растереть не успел, потому что уже первый-второй-третий передали эстафету, сейчас мне надо было стартовать, а я даже лыжи ещё не замаркировал. Представляете?
Я начал потихоньку - на первых километрах отыграл какие-то небольшие секундочки. А всё остальное отыграл на двух больших подъёмах: на четвёртом-пятом километре, и на шестом-седьмом: вот на этих подъёмах я по 25 секунд на каждом и отыграл. И когда я этих троих увидел на втором подъёме, а там парни шли не подарок, один только чемпион мира на 50 км Свен-Оке Лундбек чего стоил - так сразу же понял - ещё не вечер! И нас там, на том подъёме, стало четверо, а медаль бронзовая - одна. Надо было уходить, нельзя было доводить всё это до финишных разборок. Ну, я попробовал - и всё получилось. И там же на финише мне председатель Спорткомитета СССР Павлов вручил удостоверение заслуженного мастера спорта СССР и значок.
Я был на этой Олимпиаде четвёртным на 15 км, третьим на "тридцатке", четвёртым - на "полтиннике", ну, и с бронзой - в эстафете. В четырёх гонках дважды третьим и дважды четвёртым, представляете? Грех жаловаться. Я всегда хорошо бегал эстафеты - обычно бегал первый и четвёртый этапы. И сейчас Зимятов прислал мне фотографию, я вам пришлю её - мы тогда обыграли олимпийскую сборную команду СССР на Лахтинских играх, обыграли вторым составом, второй командой: я первый этап бежал за вторую команду, финишировал первым и передаю эстафету Зимятову. Он же меня на 10 лет моложе - он 1955-го года рождения, а я - 1945-го. И мы выиграли в тот раз не только у первой олимпийской сборной СССР, но и у Норвегии, Швеции, Финляндии... Вот оно, становление Зимятова: 1977 год - ему тогда было 22 года, а уже такая значимая победа. Мы вообще часто сейчас встречаемся: Коля Зимятов, Саша Завьялов, я...
- Вы же так и остались единственным советско-российским гонщиком, который выиграл Васалоппет. Единственным! Ну, ещё Михаил Ботвинов выиграл через 20 лет после вас, но он всё-таки тогда был уже гражданином Австрии.
- Я выступал на Васалоппет семь раз. Мои результаты такие: первый (на Fischer), второй, пятый, восьмой, одиннадцатый, шестнадцатый (это всё на Kastle), и 262-й.
- Двести шестьдесят второй? Это в каком году?
- Меня оргкомитет пригласил на 75-й юбилей гонки в 1999 году. Мне было уже 54 года, но я был готов очень хорошо, а получил от организаторов номер 12.638, представляете?
- За что это они вас так обидели?
- Они, может быть, подумали - этот человек уже в возрасте, просто не спеша прокатится. Я, вообще, накануне старта на торжественном банкете просидел до двенадцати ночи, по-моему. И они на этом банкете год за годом двигались от самого первого года проведения гонки в современные годы. И до года моей победы, до 1977 года, дошли уже только глубокой ночью. Ну и, понятно, интервью: что вы чувствовали на старте, на трассе, на финише, ваши впечатления от гонки, и так далее. Я им потом, когда всё уже закончилось, говорю: мы бы хотели завтра пробежать: я и Володя Смирнов. Они и дали нам номера. Но Володе дали номер впереди, он же только-только закончил свою карьеру, а меня, видите, куда засунули…
Там старт, вообще, проблемный. Я иду в свой коридор, оцениваю количество людей передо мной, и понимаю, что это я должен буду как минимум тридцать минут простоять на месте, прежде чем смогу сделать хотя бы первый шаг. Я прорываюсь кое-как в третью-четвёртую тысячу, бросаю свои вещи прямо на речке, на берегу: курточку и штанишки. Дали старт, и я понимаю, что мне нужно любыми путями вперёд. И вот я из третьей-четвёртой тысячи в 54 года перебрался на 262 место - это тот максимум, который я сумел выжать в этой ситуации. А Володя Смирнов победителю 17 минут проиграл, был семьдесят шестым. А ведь хотел выиграть! Но он стартовал вместе с элитой, а я проиграл победителю 33 минуты, стартуя из четвёртой тысячи.
- Иван Иванович, а вы на каких лыжах выиграли Васалоппет в 1977 году?
- Васалоппет я выиграл на Fischer. А уже Марчалонгу, Кёниг Людвиг Лауф и Коасалауф выиграл на Kastle. И третьим-пятым был на "Финляндия Хиихто". А Саша Юрасов на этих же лыжах тогда выиграл.
- Как вы восприняли известие о том, что Kastle возрождается? Вам было интересно об этом услышать?
- Очень! Я бы даже несколько пар лыж купил у них для себя, мне их интересно снова попробовать спустя столько лет. Но я вам могу сказать, что в наши годы эти лыжи ничем не уступали самым лучшим образцам других производителей. Сейчас конкуренция среди лыжных брендов очень большая, но раз выигрывают на лыжах разных производителей, значит, лыжи у всех примерно одинаковые, я считаю. Всё зависит от гонщика, от смазки, от подбора лыж. Если Kastle возродятся, я думаю, это будут хорошие лыжи, ничем не хуже других. Всё-таки там хорошие традиции, австрийское качество - думаю, они справятся.
- А как для вас складывалась эта победная для вас Васалоппет? С кем боролись?
- Были самые сильные ребята - Паули Сиитонен, Матти Куоску, и Киннунен (имени, к сожалению, не помню), и очень хорошо в гонке традиционно бегут шведы. У них, быть может, нет таких громких имён, как у остальных, но на своей домашней гонке они всегда прыгают выше головы. Они к этой гонке специально готовятся, заранее тестируют трассу, очень хорошо понимают, какая будет разница в температуре в начале гонки и в конце, знают, как работают мази в то или иное время суток или на том или ином участке трассы. Я много раз в этой гонке участвовал. У нас ведь какой был самый серьёзный недостаток? Мы почему-то всегда приезжали накануне гонки, иногда - поздно вечером. И никогда не знали - как там мази на трассе работают и какие? Там же старт даётся в низине, потом поднимаешься наверх и дальше медленно-медленно снова спускаешься вниз. И разница в температуре между низшей и высшей точкой иногда бывает до пяти градусов. Плюс - временнáя разница: старт в 8 утра, а финиш - в полдень. Поэтому первое - смазка, второе - приезд - всё это сказывается на результате не только твоём, но и всей команды.
Первый мой старт в Васалоппет - 1972 год: Веденин - второй, я - восьмой. Проигрыш у него - пять минут. И дальше всё время так: приезжаем - старт, приезжаем - старт, приезжаем - старт. Ни попробовать трассу, ни попробовать смазку, всегда всё - с листа. Очень трудно было в таких условиях с ними соревноваться.
- А как вы в гонке питались?
- Там кормят достаточно хорошо - семь питательных пунктов на трассе. Хватало.
- То есть вы на общественных пунктах питались? Своё питьё никто не предлагал по трассе?
- Нет, только на общественных пунктах. Если очень хочешь пить, то я как делал? Там по трассе поят кого-то, а меня, например, никто не поит. Особенно в два последних года. Я иду, вижу боковым зрением: кто-то стоит с бачком, ждёт своего, я раз - и в мгновение этот бачок выхватил, утащил.
- Ух ты!
- Это нормальное явление в таких гонках (смеётся): его кормят, меня - нет, ну, мы немножко таким образом уравниваем шансы.
Трасса средняя. В начале хороший такой подъём, где-то километра четыре. А потом в основном под спуск. Но он очень пологий, его иногда чувствуешь, иногда - совсем не ощущаешь.
- А вы когда-нибудь мазь с собой брали, перемазывались по ходу этих гонок? Или это было бессмысленно?
- Мазь брал иногда. Допустим, температура минус пять градусов, берешь с собой нулевую мазь. Соль берешь и мазь.
- Но хоть раз перемазывались, было такое?
- Было. Очень быстро перемазываешься и снова - в лыжню. А сейчас они уже идут все без мази, даблполингом, мазь никому не нужна. А тогда мы перестраховывались, всегда чуть-чуть в держание уходили, с учётом возможного потепления. И если идёшь впереди, они всегда сзади накатывались. А в группе, если сзади идёшь, то нормально, комфортно. У меня есть снимки, подтверждающие, что уже в то время, когда я выигрывал, я иногда шёл коньком, уже использовали этот ход эпизодически. Когда плохо держало, я шёл коньком. Ну, как коньком - на самом деле полуконьком - левая лыжа в лыжне, а правая - коньком сбоку. Я при возможности покажу вам снимки.
- Сколько вам сейчас лет?
- Мне 74 года. Я и сейчас выступаю в соревнованиях, тренируюсь пять раз в неделю, кроме понедельника и четверга. На лыжероллерах принял 10 стартов за это лето. Зимой примерно столько же.
- А в каких соревнованиях участвуете?
- Местных, в Костанайской области среди ветеранов, и на первенстве Казахстана среди ветеранов. По лыжам проводятся такие у нас соревнования, и по лыжероллерам.
- А на чемпионат мира среди ветеранов не ездите?
- У нас тут инцидент в Казахстане случился. Я двукратный чемпион мира среди ветеранов: в 1999 году в Грюндельвальде выиграл тридцатку, и в 2007 году в Рованиеми снова победил на этой же дистанции.
А в чём инцидент? Четыре года назад мы переизбрали президента нашего союза Шарова Валерия Григорьевича. Переизбрать-то мы его переизбрали, отстранили, а он эти перевыборы не признал. И вот до сих пор мы не можем выехать. С Шаровым мы, сборная Казахстана, никогда никуда не поедем, нас десять человек. А он по-прежнему держится за своё место. Вот так и живём, никуда не ездим. Зарегистрировали новую организацию - "Казахстанское сообщество любителей лыжных гонок" во главе с Коренецким А.Н., но проблему с выездом так пока решить и не можем. В моём городе я воспитал двух девочек - двукратных чемпионок мира 2013-го и 2015-го годов. Они тоже не хотят с Шаровым ехать. В общем, в последний раз на чемпионате мира среди ветеранов я был в 2016 году.
- А вы в каком городе живёте?
- Как всегда жил, так и живу в городе Рудный Костанайской области. Это недалеко от Челябинска, 360 км. Так я здесь и остался. Степь. Ровная степь. Ни одного метра подъёма.
- Не жалеете, что не приняли российское гражданство при распаде СССР? Что в Россию в своё время не перебрались?
- У меня две дочки в Екатеринбурге, и я там в 2013 году выиграл первенство России среди ветеранов, соревнования проходили как раз в этом городе. Жалею, конечно. Если я вам скажу, вы будете в шоке - в Рудном лыжню я делаю уже 28 лет. У меня было два снегохода "Буран": 10 лет, и всё, больше они не работают. Сейчас снегоход получше - Arctic Cat. Понятно, что нет у нас никаких ратраков, об этом и говорить даже не приходится. Так что мы отстали от всех… В Щучинске - нормально. В Кустанае - удовлетворительно. А у нас - ниже нуля. Если я лыжню не нарезал, то лыжни и нет. И так - 28 лет.
- Ну, а вам деньги на эти снегоходы, на бензин кто-то даёт?
- Что вы, какие деньги?! Всё на мои. Проводил я здесь 20 лет Марафон в честь Ивана Гаранина, сам покупал призы, сам готовил трассу. Последний в 2000-м году провёл, потом мне это всё надоело, устал, решил закончить с этим. Сейчас только лыжню делаю, с детишками тренерам помогаю, ковыряюсь, сам выступаю по ветеранам. А ведь город - 100.000 человек! Ну, если снегохода нет на 100-тысячный город, это вам о чём-то говорит? Если никто не делает лыжню, это как? Комбинат очень большой, железную руду даёт для Магнитки, а денег нет даже на снегоход...
А то, что не уехал… Не знаю. У нас в городе есть ещё призёр Олимпийских игр по боксу Ваня Дычко. Но он быстро сориентировался и уехал. Сейчас живёт в Америке. Пробует себя, пока вроде всё получается. А мне куда в 74 года?
Пенсию вам сказать, какую я получаю?
- Интересно.
- 65.000 тенге. Это 10.200 рублей. Это же ни о чём! Хорошо, что у меня после нескольких лет занятий бизнесом остались какие-то сбережения. А без них - что бы я сейчас делал?
Но я не хочу жаловаться: спортом занимаюсь, с детишками ковыряюсь, трассу делаю… У меня в России много друзей, так что всем им передавайте привет.
Чтобы оставить комментарий, зарегистрируйтесь и войдите через свою учетную запись.
спорт в городе. В середине 60-х неоднократно приезжал в составе сборной Казахстана в Магнитогорск на Новогодний кубок Магнитки. Скромный труженик лыжного спорта, пример для нынешней молодежи!
Вот ведь вкус к жизни какой у человека...
По разным случаям, в том числе когда выигрывали Черноусов и Вокуев, сколько ни пробовал что-то найти о Гаранине, ничего не получалось, только скупые строчки в Вики, и вот - целая история.
70-е не застал, но, пока читал, вспомнил Олимпиаду в Калгари, и то, как вместе с Николаем Зимятовым и Василием Рочевым-старшим вместе смотрел мужскую пятнашку на "Лауре". Вот так вот может повезти обычному болельщику. До сих пор бережно храню российский флаг с автографом Николая Семеновича. Хорошие и добрые воспоминания.
Ивану Ивановичу - здоровья и долгих лет!
... и всё-таки лучшие результаты были с Fischer!
Нашему Ивану Ивановичу спасибо за материал уникальный !
Низкий поклон кумиру детства.
С удовольствием посмотрел все старые фотографии. Но вот эти две просто нереально красивы:
Видимо за давностью лет он, что то подзабыл…
«А закончилось всё грустно. В 1982 году биатлонисты тоже заключили контракт с Kastle, а [Александр Иванович] Тихонов выступил почему-то на каких-то международных соревнованиях на лыжах Adidas.»
Последним стартом Александра Тихонова, была победная эстафета ОИ 1980 года. Там вся эстафетная команда бежала на лыжах Adidas.
Да, тоже какая-то нестыковка по датам. Завтра позвоню Ивану Ивановичу, уточню. Но это было телефонное интервью - наверное, какие-то даты Иван Иванович мог и перепутать, попробую с этим разобраться.
Лучше же чем: Kastle: уже на Ali Express с бесплатной доставкой
В общем, Скиспорту зачет за грамотный пиар спонсора!
В начале 80-х нам тренера говорили, что у Ивана Гаранина дневной объем в летний период доходил до 100 км и более (естественно без велосипеда)...
А интервью очень интересное получилось. Да и Иван Иванович - человек-легенда, вот уж воистину человек-легенда и посей день!
Медали чемпионата СССР
Королева Нина 2-1-0
Иван Гаранин 7 – 5 – 3 (все медали личные)
Году в 77, вроде.
а вот он на лыжне.
Спасибо за информативное интервью!
ещё раз большое спасибо двум Иванам !!
Спасибо за ссылку!
Интересно бы узнать как тренировались в те годы. Объемы-километры. Масс-стартов на крупных соревнованиях ведь не было, соответственно не было наверно и спринтерской подготовки. С другой стороны, были эстафеты, и большие марафоны с общим стартом.
Еще удивительно сейчас - сколько зрителей на трассах. Особенно на чемпионате СССР. Сейчас наверно у телеэкранов столько не соберешь
ведь кестли на подходе...
ещё чуть-чуть
и снова они будут в моде.
ведь сам ГАРАНИН
был от них в восторге !
но, правда есть один момент:
не пересели б в них бы норги...㌀
Самые большие тренировки, которые он вспомнил:
А) на велосипеде проехал за 12 часов 300 км. Но это при сильном ветре. Как считает Иван Иванович, если бы ветра не было, он точно проехал бы 360 км. Особо подчеркну: несмотря на наличие велосипедных тренировок, Гаранин никогда не прибавлял "велосипедные" километры к общему километражу лыжной, лыжероллерной и беговой работы.
Б) на лыжероллерах проехал за 6 часов 20 минут 120 км.
В) За ноябрь во время сбора в Вершине Тёи проехал на лыжах 1.600 км.
Всем Ивана Ивановичам спасибо.
Вышло очень атмосферно!
беру свои слова обратно, наверно , во всём виноваты Кёстли, воскресшие из небытия плюс душа Гаранина и его любовь, в том числе и к скиспорту
Правда, исчезли и те и другие. Адидас и ботиночное производство потом свернул.
Неясно, зачем вообще с фирмачами связались тогда? Билеты покупать поучиться? Так без толку: семь раз на одни грабли наступить - это от души.
Самое ведь время тогда было бы посоревноваться - не грубой силой, а мозгами, организацией дела, экономикой - все начиналось с чистого листа. Деревянные скандинавские лыжи ушли в прошлое. Никто не знал, как делать новые, не было технологий, материалов. В том числе - и у австрийцев. Технологическими и индустриальными лидерами в ту пору они точно не были.
При социализме не умели изобретать или качественно делать спортинвентарь? Умели.
MZ был в ту пору лидером кольцевых мотогонок. И это японцы подкупали восточных немцев, чтобы выведать их технические решения, а не наоборот.
Хотя начинали и те, и другие с довоенных моделей DKW.
Ижевцы содрали с Öлинза амортизатор так, что клон стал лучше оригинала. Сказалось военное производство.
Себестоимость продукции - тоже не абсолютный критерий. Высокая себестоимость JDM- продукции японцев никогда не смущала.
Но вот организация дела, навык принятия рациональных решений - с этим у нас действительно как видно проблема. И ни время, ни расстояния, ни границы государственные ее не решают.
Характерно, что и для мотоспорта технику покупали у тех же австрийцев.
Эстафета - тоже хороший пример. Да и мазать с акцентом на держание на Васе - ну, я не знаю какой в этом смысл..
Председатель, застрявший в должности как пробка?Сколько у нас подобных историй в ТСЖ и СНТ!
Наше всеобщее организационное бессилие..
Что касается этической стороны дела - питье ли чужое забирать или допускать вольности в соблюдении договорных обязательств - в общем, одного порядка явления. Чести не делают. Что значит - "в равных условиях"? Кто-то мешал кормить своего участника на трассе?
Не во всём соглашусь и в отношении "бурана". Надежность, качество исполнения, удобство эксплуатации, обслуживания - это одно дело. Но с точки зрения конструкции, компоновки он лучше подходит для работы на трассе, чем одноленточные снегоходы с более мощными, но тяжелыми и высокооборотными моторами. Разве что буксировать тяжелую прикатку или борону ими сподручнее.
Хорошо, конечно, иметь оба варианта.
Фирмачи , подарите Гаранину лыжи!
Давайте продвинем идею , поддерживайте!