В последние годы огромную популярность приобрели беговые лыжи для классического стиля «с камусом». О том, что такое камус и для чего он нужен, вы узнаете из этой статьи.
Итак, камус. Камус – это специальная ворсистая вставка под колодкой лыжи для классического хода, которая обеспечивает сцепление с лыжней. Камус применяется в качестве альтернативы мазям держания, так как хорошо и качественно намазать классические лыжи – это целое искусство. Тут нужен не только богатый опыт, основанный на многочисленных пробах и ошибках, но и внушительный арсенал мазей, который есть далеко не у каждого. Но сперва проведем небольшой исторический экскурс.
С проблемой того, что при движении в гору лыжи норовят поехать в обратном направлении, лыжники столкнулись много столетий назад. Собственно, как только появились лыжи, появилась и такая вот маленькая сложность. И, как ни удивительно, такой модный ныне камус оказался одним из первых технических решений этой проблемы от наших далеких предков. Первоначально камус делали из жесткой части шкуры, взятой с нижней части ног крупных животных: оленя, лося, лошади и так далее. Шерсть на этих шкурках имеет четкое направление, поэтому она хорошо скользила вперед и препятствовала скольжению назад. Такой принцип используется в камусах и до сих пор, только на смену шкурам животных пришла синтетика и мохер, который тоже представляет собой особого рода пряжу из шерсти ангорской козы.
Изначально камусы занимали всю скользящую (нижнюю) поверхность лыжи, и лишь во второй половине 20 века уже практически современные фирмы-производители лыжного инвентаря – Fischer, Atomic, Salomon и другие – стали пробовать использовать камусные вставки исключительно под колодкой. Тогда инновация не прижилась: технология была довольно дорогой, а скольжение лыж не особо отличалось от скольжения лыж с насечкой, и от камуса временно отказались.
В очередной раз вернулись к старой-новой идее около 10 лет назад, когда австрийская фирма Atomic первой выпустила на рынок модель лыж с камусом под названием Skintec. Дело в том, что за прошедшее время производители научились делать лыжи с таким прогибом, чтобы в фазе скольжения средняя часть лыжи не касалась лыжни, но в то же время легко прижималась к ней в момент отталкивания. Сами камусы тоже стали более скользкими и более простыми и дешевыми в изготовлении. Важную роль в распространении камусных лыж сыграли и подвижные крепления, благодаря которым стало возможным лучше регулировать баланс скольжения и держания.
Ставка Atomic сыграла на все 100%, и довольно скоро большинство ведущих фирм-производителей лыжного инвентаря стали выпускать камусные лыжи. В данный момент модели с камусом захватили большую часть рынка классических лыж. Исключениями являются лишь самый дешевый сегмент, в котором «правят бал» лыжи с насечками, и самый дорогой и технологичный – соревнования элитных спортсменов уровня Кубка мира. Так в чем же основные преимущества лыж с камусом?
Как правило, лыжи с камусом подбираются чуть жестче, чем обычные классические лыжи. Дело в том, что в фазе скольжения на одной ноге при попеременном двухшажном ходе (см. материал про лыжные хода), камус может соприкасаться с лыжней и «дергать», делая скольжение неравномерным. Если вы столкнулись с подобной проблемой, попробуйте подвинуть крепления ближе к пятке. Если напротив, недостаточно держания, подвиньте крепление ближе к носку лыжи.
Уход за скользящей поверхностью лыж с камусом ничем не отличается от ухода за скользящей поверхностью любых других лыж. На неё можно наносить твердые и жидкие парафины, ускорители, и так далее. Также на концы лыж можно наносить структуру на шлифовальном станке.
Если же говорить непосредственно об уходе за самим камусом, то раз в несколько тренировок его желательно обрабатывать специальным средством, которое препятствует образованию льда, а после тренировок на грязной лыжне чистить. При этом важно использовать именно средство для очистки камуса, потому что использование обычной смывки для мази может привести к порче камуса, например, к отклеиванию.
Вопрос, заданный в заголовке статьи – являются ли лыжи с камусом альтернативой использованию мазей держания. Да, являются в подавляющем большинстве случаев, кроме одного – соревнования на результат. Специально не будем писать, что это соревнования элитного уровня, потому что у каждого лыжника есть своё понимание «крутости» старта: для кого-то это Кубок мира, для кого-то – чемпионат или Кубок России, для кого-то – первенство города или района, а может быть массовый марафон. Так вот в гонках на результат лыжи с камусом пока лучше не использовать, потому что по скольжению они будут проигрывать лыжам с правильно подобранной мазью держания, и, как правило, этот проигрыш будет значительным.
Камусные лыжи Atomic используют технологию SkinTec. Основными преимуществами SkinTec являются не только быстро сменяемые камуса из 100-процентного мохера, но и особые конструкции колодки Race Carbon WC insert и Step-Down-Sidewall (SDS). В фазе скольжения эти конструкции не дают камусу соприкасаться со снегом и тем самым тормозить лыжу, а в фазе отталкивания лыжа легко прижимается к снегу и не проскальзывает назад.
Самих камусов производится несколько видов: универсальные – для повседневного использования; и гоночные – для максимальных результатов при различных погодных условиях. Менять камус на лыжах Atomic очень и очень просто:
В модели Redster C9 Carbon Skintec использованы все передовые технологии марки: топовый пластик BI6000 с 10-процентным содержанием секретной добавки, улучшающей скольжение, легчайший сердечник Nomex Featherlight, на скользящую поверхность нанесена структура World Cup, установлены пластины под крепления Prolink Shift-IN Classic с возможностью регулировки.
Важной фишкой классических лыж Atomic C9 Carbon Skintec является специальная карбоновая вставка под колодкой под названием Race Carbon WC. С помощью этой вставки мы с одной стороны получаем легкое и упругое отталкивание без сверхусилий, как на лыжах с мягкой колодкой, а с другой – после окончания отталкивания колодка моментально поднимается над лыжней, что значительно улучшает скольжение лыжи!
Это чуть более простая модель от Atomic. В ней используется не сотовый, а вспененный сердечник Densolite Speedcell, колодка SDS, чуть более простой пластик скользящей поверхности BI 5000.
Модель для лыжников среднего уровня, спортсменов-любителей и тех, кто возвращается в спорт после перерыва. Они чуть тяжелее за счет чуть более тяжелого сердечника Densolite. Пластик скользящей поверхности BI 4000 – высокомолекулярный, но самого низкого уровня, с 20-процентным содержанием графита. Он хорошо «впитывает» смазку, но требует регулярного ухода.
Камусная технология французской марки Salomon носит название eSkin. Это камусы из 100% мохера, обеспечивающие хорошее скольжение и надежное держание. На лыжах установлены платформы под крепления Prolink Shift с возможностью регулировки.
S/LAB Carbon eSkin – топовая модель Salomon с камусом. В пяточной части лыжи используется карбоновая ламинация Thinply Carbon, а носочная сделана из стекловолокна, что обеспечивает лучший контакт колодки лыжи со снегом в момент отталкивания и делает отталкивание более уверенным в любых условиях. Карбоновые элементы лыжи, изготовленные по технологии Thinply, легче и более эффективны в работе по сравнению с элементами из обычного карбона. Плетение карбоновых волокон под углом 45 градусов улучшает жесткость элементов на скручивание, создавая дополнительную устойчивость при движении коньковым ходом и эффективное ускорение при движении классикой.
Вторая модель в гоночной классической линейке. Здесь нет Thinply Carbon в пяточной части, но используется тот же сердечник Nomex – очень легкий, с сотовой структурой из композитного материала, включающий в себя карбоновое волокно, покрытие из стеклопластика и боковые стенки из тонкой древесины. Обеспечивает максимальную стабильность при минимальном весе.
Особенность камуса Twin Skin от фирмы Fischer заключается в том, что это не одна, а две полоски камуса, которые углублены в зоне колодки лыжи по обе стороны от желобка. Они практически не препятствуют скольжению и прекрасно держат при отталкивании. Twin Skin работает в широком погодном диапазоне, но особенно хорош на жесткой леденистой лыжне. Последние два года Fischer выпускает с камусом и гоночную модель для классического хода Twin Skin Speedmax 3D, идеальную для тренировок и даже – при определенных погодных условиях – для соревнований.
Тут используется технология холодной приклейки скользящей поверхности Cold Base Bonding, которая позволяет сохранить первоначальную структуру и свойства пластика, благодаря чему он лучше взаимодействует со смазкой, облегченный сотовый сердечник Air Core HM Carbon и пластик скользящей поверхности World Cup Plus. Символы 3D в названии означают особый скользящий материал боковин, уменьшающий трение о снег и таким образом увеличивающий скорость скольжения лыжи.
Это также профессиональная модель лыж с камусом Twin Skin и базой World Cup Plus. Они идентичны лыжам Speedmax за исключением чуть более тяжелого сердечника Air Core Carbon, а также отсутствия скользящих боковин.
Подводя итог, хочется ещё раз отметить, что лыжи с камусом – действительно хорошая альтернатива лыжам с мазью во всех случаях, кроме спортивных соревнований. Однако камусные технологии постоянно развиваются, и, на самом деле, лыжи с камусом уже очень близки к тому, чтобы их начали использовать в гонках даже спортсмены-профессионалы. У этой технологии слишком много преимуществ, а значит и стимулов развиваться и сделать этот последний шажок в мир больших гонок!
Все необходимое для лыжных гонок вы всегда можете приобрести в магазине "Ювента Спорт"
Чтобы оставить комментарий, зарегистрируйтесь и войдите через свою учетную запись.
по мне так, ещё одна пара для удобства в жизни, и тренировках.
в европе очень много и катаюся и марафоны бегают на таких лыжах, причём в погоды не только вокруг 0.
Валентин Рожков поднимал эту тему.
я сам пару марафонов на таких пробежал ( правда на Язерке отклеилась одна полоска от торможения плугом), конечно отмечу что мне очень хорошая, скользкая пара попалась, главное под мой вес, лыжами точно доволен.
ты их возьмёшь с собой?
И еще. Сменные камусы в Ювенте только для фишер. Для саломон (особенно интересно), атомик будут в продаже?
У нас в магазинах, пожалуй, 90% классических лыж это лыжи с камусом. И на лыжне очень много лыжников на таких лыжах.
Салтыков-Щедрин страдал правильно, да только про часть жизни России. Пушкин, например, и Достоевский, видели, сквозь все, и другую часть, основную.
Ну, а "звёздное небо над головой" Канта обозначило причину многих печальных последствий для других, согласно продолжения этого императива.
Тоже хотела камусные беговые...однако, приличная коробка с мазями, около 90 шт, разных фирм и цены, привычная лёгкость нанесения, пока делает приобретение излишним.
А по сабжу, уже 3 сезон пошел, как я пересел на камусные лыжи и к мазям возвращаться никакого желания нет. Особенно, когда настанет "сопливая" весенняя пора.
Опробовал саломон RC8. Погода была не камусовая совсем. Метель и -11, от лыжни по факту только некоторый контур, соответственно чуда не произошло)) держание отменное скольжение никакое. Причем держание такое, что прям когда одел лыжи даже не понял поедут ли они вообще)) Чутка исправило ситуацию смещение крепление на -2, но не радикально.
Пока не отчаиваюсь буду пробовать дальше.
PS: Зато на контрасте коньковые лыжи потом просто полетели))
Что хочется сказать?
Объективный проигрыш моим же мазевым лыжам порядка 1,5-2 минут на 5 км.
Для тренировок и прогулок не критично, для гонок любого уровня это конечно охренеть как много.
Но для тренировок критично то, что держание у камуса на троечку, и при значительном градиенте подъемов стреляет.
(помню как мы с другом в каком-то году на Хиихте на первых километрах протискивались в подъемы между толпами финнов в узкие коридоры между лыжнями на одних ногах без рук, лыжи держали как гвозди - так вот, это вообще не про камус)
Камус имеет право на существование, но для меня (и думаю, для большинства тех, у кого есть волшебный чемоданчик с мазями и клистерами) он пока выглядит как иногда полезная забава, или возможность сэкономить время если лениво мазаться.
Мое мнение о лыжах с камусом, чтоб так сказать сгладить офтоп: не хотелось бы держать 100500 пар лыж на каждый случай. Если около 0, то просто катаюсь коньком.
Для тренировок и прогулок не критично, для гонок любого уровня это конечно охренеть как много.
Но для тренировок критично то, что держание у камуса на троечку, и при значительном градиенте подъемов стреляет.
Я бы тренировался на них гораздо больше, не будь проблем с покупкой саломоновксих камусов. Сейчас приходится беречь - по льду, грязной трассе не катаюсь. Да и мазаться интересно, так что часто беру мазевые и, на случай провала, камус.
Скольжение лыж с камусом радикально меняется с нанесением ленты Оптивакс прямо на камус. Вы совершенно перестанете отставать на спусках от намазанных лыж, а многих будете объезжать. Именно так у меня и бывает. Ленты хватает надолго, я даже ещё не испытал на сколько долго.
Возможно, Мадчус не подходит под вашу технику. Многим же нравится.
Да, в основном на гонки лучше мазевые лыжи, но это в нормальный минус. А сколько гонок классикой в такую погоду бегает народ? 1- 5 гонок за зиму? А сколько тренировок классикой за зиму? Несколько десятков раз. Так почему бы не получать удовольствие в эти десятки раз каждой зимой? А кто любит суету со снятием мази, особенно клистеров? Да ещё в домашних условиях под косые взгляды жены. ))
У меня камус будет третьей безмазевой парой. Прогулочное зеро на искусственный снег отличный вариант. Но в этом году рано навалило снега и я только пару раз на них проехал.
Гоночный Оптигрип 2.1 идеальный вариант на переходку и плюс. К сожалению, народ это ещё не понял. Но, кто имеет такие лыжи, очень довольны. Я знаю только одного человека, который их пробовал в горах и остался недоволен. Но они любят влагу и чем больше, тем лучше.
Камус, вероятно, будет только для тренировок и я готов потратиться ради удобства.
Может лишний раз не проехать - топливо экономно сберечь? Ну, а для чего...мало ли)
Если мы не знаем, сколько выделяется топлива и сколько требуется - может, беречь приходится ради того, чтобы выполнить работы в минимально приемлемом объеме?
Еще вариант ответа, не требующий гаданий - года три назад на странице УТЦ Вконтакте я высказывал пожелание повторно резать лыжню к вечеру, ответ был свежим и неожиданным для России: "не положено". Какая-то из инструкций по технике безопасности не допускает выполнение работ на снегоуплотнительной машине при наличии на трассе тренирующихся. Очень вероятно, инструкция писалась для г/л склонов, но сотрудникам УТЦ приходится следовать ей.
На рельефе разница была бы еще заметнее.
У нас, порой, лишний раз не едут нарезать по банальной лени...а спонсоры топливо дают достаточно.
P. S. 90 баночек мази звучит буржуазно, но на самом деле, там дублей по 2-3... Некоторые "температуры" исчезают быстро, востребованы часто...
Если возьмёте лыжи под свой вес (90-95 кг), то стрелять не будут.
Для лыж с камусом надо обязательно брать крепления с возможностью их сдвижки.
Для лыж с камусом надо обязательно брать крепления с возможностью их сдвижки.
Спасибо!
Одна пара zero на около нуля.
Вторая пара от -5 и ниже - гладкие лыжи на холод.
Zero в ноль держат лучше камуса и скользят тоже лучше. Ближе к -4 zero начинают постреливать, но ничто не мешает их намазать.
Камус на мягкой лыжне, особенно на туристической, всё-таки подтормаживает. У меня камусные лыжи удачно подобраны (Salomon RC10) и на жёсткой трассе вполне неплохо работают, но если свежий снег, то подтупливают. Не катастрофично, но заметно. Использую для катания вне гоночных трасс.
Лыжи zero у меня Madshus - шикарная штука! Очень рекомендую. В 0 держат как на гвоздях, забегаю в вертикальные горки на параллельных - как на мазевых в -30. Но что-то не видно их в продаже нигде.
Лыжи приобрел для жены неделю назад. И уже неделю морозы.. А она в мороз не ходит на лыжах.. Есть время подготовить. ))
Внизу есть видео.
Внизу есть видео.
Ваши советы на форуме надо собирать в отдельную рубрику "Советы по подготовки лыж". Спасибо, что делитесь опытом.
Что же я теперь в остальное время буду делать?
В чем его кошмарность?
Утюг выглядит так, как-будто на нём рыбу коптили, а не лыжи обрабатывали:D
А какая разница для ленты? Так выглядят утюги у большинства лыжников, это ни на что не влияет.