Начальник Управления по организации массовой физкультурной работы и взаимодействию с территориальными органами власти и управления Москомспорта Алексей Пыжов: "Почему лыжня, протоптанная лыжниками, не может называться лыжной трассой?"


Меня никогда не узнавали на улицах. Поэтому, когда ко мне в первый раз подошёл незнакомый человек и спросил: «Вы Лена Копылова? Хочу пожать вам руку!» - честное слово, испытала шок.
Потом это произошло ещё и ещё, на чемпионате России в Увате, в Москве, и даже совсем недавно - на церемонии закрытия Авачинского марафона в Петропавловске-Камчатском. Все они говорили одно и то же: «Вы задали очень хороший вопрос про лыжные трассы в Москве! Нас это тоже очень беспокоит!»

Причём это были даже не москвичи. Засветившись в телевизоре в качестве защитницы лыжных трасс Москвы, я узнала заодно о проблемах питерских, иркутских, саратовских и тольяттинских лыжников, московских и подмосковных биатлонистов, и даже лыжников и биатлонистов далёкой Костомукши.

***

29 марта организаторы «Гонки чемпионов» провели пресс-конференцию, которую телеканал «Россия-2» показал в прямом эфире. В ней участвовали организаторы гонки - клуб «Новая лига», спортсмены, руководство СБР и по одному представителю от Министерства спорта РФ и от Москомспорта. Первых представлял Юрий Нагорных, вторых — Алексей Николаевич Пыжов, начальник Управления по организации массовой физкультурной работы и взаимодействию с территориальными органами власти и управления Правительства Москвы. В своём вступительном слове Алексей Николаевич сказал, что такие мероприятия, как «Гонка чемпионов» призваны пропагандировать здоровый образ жизни, и лучшим эффектом от шоу будет, если 1600 юных лыжников и биатлонистов Москвы, увидев на расстоянии вытянутой руки звёзд биатлона, почувствуют желание заниматься спортом и тянуться к вершинам спортивного мастерства.

Так получилось, что накануне пресс-конференции я была в Битце, где многострадальный спортивный клуб много лет пытается поддерживать единственную нормальную лыжную трассу Москвы, а также отстаивать её существование в непростой, а иногда почти безнадёжной борьбе с главным веянием времени: желанием из всего извлекать доход здесь и сейчас, не заботясь о последствиях. Очередная атака на клуб была предпринята департаментом природопользования Правительства Москвы, обязавшем лыжников до 11 апреля снести все постройки (раздевалки, спортивный зал, веломастерскую и тренерские комнаты).

В общем, момент показался мне подходящим, и я задала тот самый, витавший в воздухе, вопрос, который так понравился зрителям:

- Алексей Николаевич, вы сказали, что если 1600 московских детей изъявит желание заниматься биатлоном, вы будете считать, что «Гонка чемпионов» прошла не зря. А есть ли им, куда приходить? Готова ли Москва их принять и поставить на лыжи? Вы говорите, что спорт приходит в большие города, такова всеобщая мировая тенденция. Готова ли Москва его встречать? Есть ли у Москвы шанс снова стать лыжным городом, хотя бы для любителей, не говоря о профессиональных спортсменах?

- Специальных спортивных сооружений, лыжных трасс, удовлетворяющих требованиям ФИС, например, в Москве нет. Это связано со многими факторами: действительно, город тесен, часто препятствием являются интересы самих природных зон, их охраны. Но есть много парковых зон, пригодных для катания. Наверняка вы в этом сезоне видели и читали в прессе отзывы о лыжных маршрутах, хотя можно спорить, где там правда, где нет. В Москве ведётся большая работа, связанная с организацией зимнего спортивного досуга населения. И когда мы говорим о постоянном увеличении числа лыжных маршрутов, это не пустые слова. Сколько «Буранов» бегало этой зимой по лесопарковым зонам, давай возможность москвичам выйти на лыжню рано утром? При каждом окружном центре физкультуры и спорта Москвы созданы специальные «летучие» группы, ответственные за создание таких трасс в лесопарковых зонах и местах отдыха.

Что касается биатлонного стадиона, то мечта есть, есть давно. Конечно, если говорить о профессиональном, настоящем стадионе, это возможно только в области. В Москве места, подходящего по природным характеристикам, с необходимыми перепадами высот и пригодного для строительства, просто не существует

Юрий Нагорных: в Москве сложно построить стрельбище, но есть проект в Красногорске, на базе лыжного комплекса и предварительная договорённость между министром спорта Виталием Мутко и губернатором МО Борисом Громовымо создании в Красногорске стрельбища. Это даст возможность сборной команде тренироваться в те дни, когда она находится в Москве. Для сборных команд местом базирования будет федеральная база Новогорск, соответственно, рядом, в нескольких километрах, будет лыжная трасса и стадион. Будет этот комплекс использоваться и для проведения городских и областных соревнований.

Было неудобно продолжать тему, не слишком интересную для федеральных СМИ, и отнимать эфирное время у организаторов гонки, поэтому для более основательного разговора я подошла к Алексею Николаевичу после конференции.

- Алексей Николаевич, так получилось, что вчера я была в Битце и застала там комиссию из разных департаментов Правительства Москвы, которые буквально на моих глазах наложили штраф на спортивный клуб «Альфа-Биитца» и вынесли решение о сносе всех построек, стоящих там ещё с советских времен. Знает ли Москомспорт о проблемах клуба и лыжной трассы?

- Именно об этом решении, о предписании Департамента природопользования я пока ничего не знаю. Сам я, как представитель другого департамента, конечно, за спортивные сооружения и за то, чтобы они использовались. Но самодельные сооружения — это самодельные сооружения. Исходя из этого видимо проверяющие и вынесли это решение.

Я хорошо знаю вашего редактора и отношение его к Москомспорту, местам весьма ироничное. И я хочу совершенно официально предложить и вашему журналу и лыжникам-любителям совместную работу по поддержке и обслуживанию лыжных маршрутов в Москве. Почему-то словосочетание «лыжная трасса» вызывает у ваших читателей только раздражение. Да, это не соревновательные лыжные трассы, но мы этого и не говорим. Но почему лыжня, проложенная лыжниками, это не лыжная трасса?

- Потому, что в 99% случаев это чистой воды показуха. К тому же, не имея никакого статуса, эти «места» не могут развиваться, в любой момент там могут построить гаражи или торговый центр, а лыжников никто и не спросит. К тому же всю зиму их становилось то 170, то 500, то 700, когда реально пригодных для катания мест в Москве хорошо если 15 наберется.

- Не знаю, кто запустил такую цифру, как «700» в отношении этих маршрутов, но точно не Москомспорт. Однако мы решили на своём сайте показывать те лыжные места, где собираются люди, так что в этом плохого? Да, я вашу позицию знаю. Что лыжная трасса — это перепад высот, стадион, 60 см подушка...

- Думаю, требования москвичей на порядок скромнее, но хотелось бы видеть, что эти места катания реально существуют. Пусть их будет три, но они должны быть оформлены как спортивные объекты, и доступны людям. Насколько я понимаю, механизм узаконивания, оформления таких сооружений попросту отсутствует, тем более, что, например, Битцевская трасса проходит по землям трёх собственников: Москвы, области, а также занимает часть участка земель службы внешней разведки, находящихся в федеральной собственности?

- Москомспортовские десять трасс, которым вы отказываете в этом названии, всю зиму были готовы и доступны людям. Сложнее всего то, что эти места должны постоянно поддерживаться. Вы совершенно правы, должны быть хозяева у этих мест, и это - самый сложный вопрос. Департамент природопользования — это департамент природопользования. Администрация парка — это администрация парка. Тем, кто хотел у себя видеть лыжников, мы активно помогали. Организовали бесплатный прокат лыж, закупили на следующий сезон два ретрака. Понятно, что ретрак не сделает парковый маршрут лыжной трассой, но мы сможем нормально их готовить. Я всю зиму встречался с авторами писем, написанных слово в слово, до буквы, как под копирку, и со многими мы договорились о совместной работе. Люди часто возмущаются чиновниками, в том смысле, что им лишь бы деньги урвать, но Москомспорту на лыжи никто денег не выделял. Покупка «Буранов», организация окружных летучих групп, всё это делалось только на средства Москомспорта. Мы даже нанимали студентов РГУФКа с тем, чтобы они помогали нам делать лыжню.

- Так что требуется от лыжной общественности для сотрудничества с вами?

- Подсказывать нам такте места, где нашими силами или силами энтузиастов можно сделать место, пригодное для катания. Указывать на недостатки. Только не надо при этом чиновников обвинять, что где-то на лыжне жители с собачками погуляли. Надо не раскачивать лодку, а стараться вместе грести к одной общей цели.

- Так всё же, как лыжники могут существовать на территории парков например? Кто и куда должен придти, с каким предложением, с какими документами?

- У каждого парка есть администрация. Если это природный парк, то есть администрация лесопарковой зоны, если это парк культуры и отдыха, то это окружное управление культуры, если это просто пустырь, то это администрация района. Но прежде чем приходить к ним с предложением по огранизации лыжного досуга, придите в Москомспорт. Укажите нам это место, где например, была лыжная трасса, а потом её засыпали, превратили в пешеходную зону (говорю как пример, если это происходит в парке), будем вместе смотреть, что можно сделать. Я отвечаю в Москомспорте за развитие физкультуры и за массовый спорт, и этой зимой в Интернете чего только о себе не начитался. Но обижает не это. Обижает то, что люди просто требуют: «Сделайте нам», не выдвигая никаких конкретных предложений, не понимая проблем, ни как это вообще делается. Мы например разговаривали с Сергеем Семеновичем (Собяниным - "ЛС") о такой проблеме, как сочетание интересов Москомспорта и Департамента природопользования. Люди не понимают, что просто провести ретрак по лесопарковой зоне — надо каждый раз получать специальное разрешение. Не дай бог, какую-нибудь веточку заденешь. Есть такие веши, которые просто невозможно сделать, не позволяет закон.

- Как предполагается использовать эти ретраки будущей зимой?

- Они будут перевозиться по всей Москве, а приписаны к Юго-западному и Северо-западному городским округам. Места массового катания будут определены заранее, летом и осенью, перед зимним сезоном. Приходите, предлагайте места, которые нужно включить в план подготовки, обустроить, и каким вы видите это место. И будем вместе смотреть, что в каждом конкретном случае можно сделать.

СПРАВКА (официальный сайт Москомспорта):

Пыжов Алексей Николаевич
, заместитель руководителя, начальник Управления по организации массовой физкультурной работы и взаимодействию территориальными органами власти и управления.

Координирует деятельность окружных управлений, Центров ФКиС, спортивных организаций города по привлечению москвичей к занятиям физической культурой и спортом. Осуществляет контроль за организацией и проведений мероприятий, проводимых под девизом «Выходи во двор – поиграем!» и в рамках Календаря физкультурно-массовых мероприятий «Спорт для всех». Осуществляет контроль за деятельностью и координацию работы Управления по организации массовой физкультурной работы и взаимодействию территориальными органами власти и управления.

Телефон: 8(495) 624-18-78
32 7595 Елена Копылова 21.04.2011 11:42
Рейтинг: 0 0 0

Чтобы оставить комментарий, зарегистрируйтесь и войдите через свою учетную запись.

00
21.04.2011 12:30
ниочем
разговор слепого с глухим
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
м-да.... удручающее впечатление.
можно еще согласится, что подсказки лыжников о потенциальных трассах были бы полезны.
Но какое дело людям до сложностей взаимотношений между департаментами.
Это ваша работа, ребята, разруливать подобные вещи.
Летучие группы, катающиеся бураны и стадионы для лыжников - это забавно :)
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
21.04.2011 12:55
Алексей Николаевич.
1. Парк Покровское-Стрешнево. Но готовить можно только бураном, так как между деревьями в самых узких местах. Около метра. И здесь же хочу напомнить о закрытом в 2008 году отделении лыжных гонок ДЮСШ "Знамя Труда" в помещении которого переодевались и шли на тренировку  дети, а вечером - взрослые. Вот так вы (я имею ввиду в целом власть) любите своих граждан.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
21.04.2011 13:13
Согласен с malex.Все лыжные трассы держатся на энтузиазме отдельных людей.Режиму это не интересно.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
"Возить ретраки по всей Москве".
Подозреваю, что в следующем сезоне у нас будет 700 трасс, подготовленных ретраком :-)
Не лучше ли оставить эти ретраки на месте и готовить 3-4 трассы, но по-настоящему?
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
21.04.2011 13:21

оооочень слаб товарищ наш родной
тема то видать не откатная  
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
00
21.04.2011 15:05
1.он не знает что это за вид спорта
2.ему это не надо
поэтому и ответы такие

-лыжнику между деревьями 1м "самотоп"
-роллеристу между асфальтовых ям
-велосипедисту между машин
-а им бедным между бассейном и трехэтажной дачей
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
Елена, спасибо, очень актуальное интервью.
К сожалению, этот товарищ ошибается насчёт того, что с администрацией лесопарка можно о чем-то договориться.
Были мы в администрации парка, там сказали, что такие вопросы на их уровне не решаются, "пишите Кульбачевскому (руководитель департамента природопользования)".
У зам.рук. департамента были, тот подтвердил: должно быть письмо уровня как минимум зам.префекта на имя руководителя департамента природопользования с конкретным предложением о том что управа, округ, спортшкола хотят своими силами трассу готовить там-то и там-то, и тогда скорее всего вопрос будет решен положительно.

письмо от зам.префекта сделать можно, вопрос решаемый, но:
1. мне не понятен смысл всей этой бюрократической цепочки, почему такой вопрос нельзя решить на уровне территориального ГПБУ или даже администрации парка???
2. Любое звено бюрократической цепочки может дать сбой: зам.префекта не отправить письмо, не получить ответ, а департамент - найти, к чему придраться и запретить.  
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
Словоблудие все это. Наверняка в европе бывают, ни в Скандинавии, так в Италии или Австрии. Ну так и делайте как у них! Чего вело-то изобретать в стакане? Летучие группы, катающиеся бураны... не смешно. Общественность подкачала, да, это правда (((
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
Лена, Вам большое спасибо, тоже с благодарностью жму Вашу мужественную женскую руку.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
to Геннадий Богопольский
"мне не понятен смысл всей этой бюрократической цепочки" - смысл всех подобных цепочек очень даже понятен. Во-первых, чем длиннее цепочка, тем труднее найти ответственного, если что не так. Бабло все любят, а вот отвечать далеко не. Во-вторых, кушать всем хочется. Если такие цепочки ликвидировать, знаешь сколько народу без работы останется?
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
21.04.2011 16:04
"Люди не понимают, что просто провести ретрак по лесопарковой зоне — надо каждый раз получать специальное разрешение. Не дай бог, какую-нибудь веточку заденешь. Есть такие веши, которые просто невозможно сделать, не позволяет закон."

Братья и сестры, я рыдаю над задетыми веточками.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
21.04.2011 16:15
Человек, вероятно, хороший, но далек от профессионального решения данного вопроса. Именно поэтому битцевская трасса и должна оставаться в руках профессионалов,которые знают, что такое лыжная трасса,как проводить соревнования и т.д.,а не в веденнии чиновников, которые об этом не имеют представления, зато в их руках безграничная власть по уничтожению всего, что создано чужим трудом и присвоению любого количества  чужих денег.
Хорошему человеку Алексею Николаевичу можно посочувствовать. Но, если не привлечет к работе специалиста, то у нас так и будут ретраки по москве ездить вместо того, чтобы готоввить профессионально лыжные трассы.
То же можно сказать и о велосипедных и беговых дорожках, которых у нас нет ни в городе, ни в парковой зоне.
Люди, занимая должности, ответственных за спорт (как массовый так и профессиональный) должны знать как и что делать, а не ждать, что им кто-то будет это объяснять или делать за них.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
21.04.2011 16:19
Да уж, бураном или тем более ретраком готовить трассу не позволяет закон. А застроить лес - это закон позволяет, надо только договориться уметь с нужными людьми.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
21.04.2011 17:25
Ай да Лена, молодец!
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
21.04.2011 17:42
Я уже почти 30 лет занимаюсь лыжами и первый раз слышу такое выражение - "летучие группы". У меня даже нет сомнения насколько этот человек далёк от всех любителей лыжного спорта.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
21.04.2011 17:58
Слава Лене Копыловой!
В красках показана не легкая судьба Пыжова Алексея Николаевича. Он по теме как по лезвию босиком. Страшно говорить про трассы с Леной. Прикинулся тряпкой и перетерпел допрос.
Веточки задеть боится.....чего от страху не скажещь.
Такие рассказы начальства я называю включением дурака.
Отношение Исаева к Москомспорту называет ироничным. У лыжной публики к этой конторе отношение расстрельное!
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
Путин обещает к 2020 году РФ будет пятой экономикой мира. Вот тогда о лыжных трассах и поговорим.

Какие лыжные трассы? Хорошо только что отбили Skype, gmail, рыбалку и 40-часовую рабочую неделю. Радуйтесь, что Михалкову 1%, а не десять.

А если серьезно, то почему бы не принять закон, хотя бы региональный, об обустройстве трасс во всех парках и возложить его на парковые предприятия с соотв. финансовыми обеспечением. Есть же у них трактористы, есть механизмы, почему не добавить к ним буран и резак? Новых штатных единиц для нарезки трасс не нужно.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
21.04.2011 19:50
Можно ли воскликнуть? УРА! МЫ ПОБЕДИЛИ!!
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
Антонина Акимовна, конечно же нет. В этой битве победить нельзя.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
...
Начальники в кабинетах
Заливают щеками стол,
Им опять за обедом встал костью в горле
Очередной ЛЫЖНЫЙ СПОРТ
...
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
Начальник Управления... взаимодействию...и управления... Алексей Пыжов - одни слова, слова, а толку ноль!  Самому не тошно от таких интервью?
...и этой зимой в Интернете чего только о себе не начитался....
Один раз-это случайность, два раза-совпадение, три-закономерность! Может пора задуматься, сделать вывод и на пенсию???  
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
Тут очень тактично кто-то сказал про хорошего человека, но не профи в вопросе. Но у меня есть некоторый опыт в вопросе чиновничества. Мне видится все гораздо прозаичнее. Человек как раз профи. Т.е. чиновник, который отвечает на конкретный вопрос и при этом ничего конкретного не говорит. Он же ничего и не делает. Он и не будет делать. Здесь ( в лыжных трассах) отката не получить. А при постройке коттеджей высшей категории - хватит и себе и детям и внукам. Короче, один раз действительно поработал - дал добро юридическое на застройку и даже если уволят - "весь в шоколаде". Сажают то только, когда по-крупному не поделился.
С кем Елена Копылова о Битце говорила? (честь ей и хвала за это - абсолютно от души говорю) с такими же, с кем раньше пробовали сделать Битцу для народа. Чтобы дети шли на лыжню, а не в наркоманы. Бесполезно...
Пока такие люди у руля - коттеджам быть ВЕЗДЕ. Будут застраиваться санитарные зоны, лесопарки, заповедники, ВСЕ.
Выход вижу только один. Привлекать внимание федеральных властей (т.е. уровнем выше). У нас выборы в следующем году. Может откликнутся по сему, учитывая , что недовольство народное по более жизненным вопросам уже доходит до критической точки.  
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
22.04.2011 08:11
Да нормальный он человек, обыкновенный. Чиновники в большинстве своём вовсе не такие уж монстры. Надеюсь, за май у меня получится дойти до Москромспорта и узнать подробнее всё о лыжных маршрутах и летучих группах. А ещё банально, но всё же: давайте меньше возмущения, больше конструктива. Пишите о конкретных проблемах, трассах, школах, где что закрывается, предлагайте варианты решения, если есть. Если нет - просто укажите проблему. Можно мне на почту.  
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
Лена, написал в почту
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
22.04.2011 13:23
Получила и ответила :)
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
не получил :(
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
22.04.2011 21:14
О, сорри, это я не вам ответила.  Давайте завтра поговорим, после Камчатки я вообще не жилец во второй половине дня. Зато просыпаюсь без будильника в 5!
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
Спасибо Елена за призыв к конструктиву. Попробуем.
К примеру в ЮАО. О Чертанове надеюсь Геннадий Богопольский сможет подробнее меня, а я об Орехове-Борисове, Бирюлеве и Царицыно.
Была у нас еще совсем недавно и трасса и детская спортшкола (еще в 2006). Сейчас - ничего (каменный мешок под названием ГМЗ "Царицыно"). Катаемся по прудам :-(.
Предлагаю организовать и попытаться узаконить трассу на южном берегу Нижнего Царицынского пруда (где собирались построить Храм 1000-летия крещения Руси, но построили в другом месте).
Там места хватит на 5-10 км, есть небольшой рельеф, можно сделать пару неплохих спусков-подьемов.
Что мешает - отсутствие техники и конная милиция (пытались натаптывать классику - а на следующий день следы копыт прямо по лыжне).
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
По коридорам власти ходить бесполезно. Нужно на 1 Мая выйти на демонстрацию с лыжами, организовать сбор на пл.Маяковского и тысяч несколько через Красную площадь. В начале октября повторить. В декабре выборы Госдумы, в марте президента РФ. Это единственный шанс. Разумеется, заготовить транспоранты с требованиями. Уверен, лыжники вывалят на демонстрации.
Удачи!
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
23.04.2011 17:57
Виктор Мжан (vmjan@list.ru) ,    23-04-2011 16:13
Да. Вот это сильнее всего.
Время!!!
Это единственный шанс.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
24.04.2011 14:17
Сергей, а что это за ответы вы выложили в галерею? Есть ли где-то ваша история, с каким вопросом обращались и проч.?
Ссылка Рейтинг: 0 0 0