Все счастливые лыжники забегают в подъемы одинаково. Каждый несчастный заезжает по-своему. Работает ли эта максима применительно к техническому мастерству? И да, и нет. Большинство ошибок тоже одинаковы.
Набор отдельных движений гонщика руками, ногами и туловищем превышает количеством двадцать. Тем не менее, ключевые ошибки, те что в первую очередь влияют на эффективность и скорость его продвижения, группируются меньшим числом.
Хорошая новость в том, что большая их часть контролируется в поперечной плоскости. Плохая – ТВ трансляции редко выдают этот ракурс идеальным.
Видеораскадровки КОД хода в подъемы во фронтальной проекции одинаково информативны и видом спереди, и видом сзади. Именно с их помощью фиксируется большинство реперов коньковых отталкиваний на лыжах и лыжероллерах – поперечные отклонения туловища, опорно-толчковых ног, боковые разлеты маховых ног и траектории рук.
Поэтому так полезна съемка спортсменов, непосредственно наезжающих на камеру или им в спину. С машин ли, велосипедов сопровождения, стоя ли в лоб на тренировочной трассе. А уж стационарная камера и зеркала перед тредбаном - верх технического обеспечения работы над техникой же. Это – видеосъемка у того, у кого надо съемка!
Поэтому, продолжая обзор тестирования мастера спорта по биатлону на тредбане рассмотрим его “несчастья” со спины.
ошибка: ВЫНОС МАХОВОЙ НОГИ ПЕРЕТЯГИВАНИЕМ ТУЛОВИЩЕМ.
В предварительном шаге КОД хода в подъемы наблюдаются два критичных действия. Первое из них начинается примерно с 10-го процента общего времени цикла. За эту долю лыжник, выходя из максимального торможения после отталкивания предыдущего цикла, успевает в прокате податься корпусом вперед, уводя за собой стопу на отлете [1, стр 12].
Наш биатлонист не засиживался в этом прокате, вовремя подавался вперед, и на выносе рук перед собой подбирался практически к среднецикловой скорости, рис.1.
На скорости 9 км/ч, крутизной подъема тредбана 8º, к отметке гр.п.2, МС оттормаживался до уровня -0,04 g, тогда как его ровеснику, МСМК из резервной сборной СБР в подъеме 5-7º Демино летом 2020, здесь оставалось преодолеть целых -0,17g торможения до выхода на среднецикловую скорость.
Однако сразу после того, МС снова проседал в торможении (график падал вниз), тогда как МСМК продолжал постепенно ликвидировать торможение (его график медленно, но верно продолжал нарастать).
рис. 1 Сравнение графиков КОД хода МС по биатлону в подъем 8º на тредбане (верхний) и МСМК по биатлону в подъем 5-7º на л/роллерах в Демино, 2020 г. (нижний).
Высветленная левая часть обоих графиков продольных ускорений тестового МС и модельного МСМК по биатлону показывает различия в результативности их борьбы с торможениями в начале предварительного шага.
МСМК, вынося руки и маховую ногу, плавно и постепенно выходил на среднюю в циклах скорость к отметке 30% ОВЦ. Стабильность его действий при этом отмечалась высокой повторяемостью мат. модулей ускорений в каждом из 24 циклов (близкие пролегания тонких синих линий на бирюзовом фоне).
МС, почти выбрал свое торможение к 10-ти процентам ОВЦ, но затем его скорость снова начинала падать; к среднецикловой на отметке 29% ОВЦ он проходил через провал скорости на 20-ти процентах, оттуда же появлялись и проблемы со стабильностью его действий.
В структуре предварительного шага это были действия: – вынос рук вперед; – приведение маховой ноги до уровня опорной; – начало выпада ею вперед на приземление. В отличие от техники КООХ, где маховую стопу перед выпадом элита приводит вплотную к опорной, КОД ходом в подъемы маховая стопа путешествует по кратчайшему пути после отлета к месту предстоящего приземления, поперечным просветом полутора ботинок от опорного.
Раскадровка показывает, что МС успешно следовал этому стандарту. Однако, в попытках обеспечить вынос левой маховой ноги отклонением туловища, МС проигрывал в собственно коньковом отталкивании правой, которое выполняется не только разгибанием полусогнутой опорной ноги, но и смещением тела внутрь от её стопы, рис. 2.
рис. 2 Вынос маховой ноги, “перетягивая” её отклонением туловища к опорной ноге, перегружает стопу и снижает на ней боковую силу смещенного веса в коньковом отталкивании предварительного шага. Модельные положения туловища в этом действии поперечно-вертикальны в подаче всем телом вперед (белые линии).
При выносе рук вперед биатлонист излишне отклонялся вправо, вместо удержания поперечно-вертикального положения туловища, отворота торсом влево и повышения тонуса сгибания махового бедра прямыми мышцами живота.Такая ошибка весьма распространена на всех уровнях подготовки спортсменов и в первую очередь заключена в отсутствии верной мнемо-установки на правильное выполнение действия, рис. 3.
рис. З Вынос маховой ноги ошибочным “перетягиванием” туловищем биатлонистами сборной СБР-2016 в том виде, как её получили тренеры Рикко Гросс, Владимир Брагин и Александр Попов.
Модельная кинематика положения тела к окончанию выноса маховой ноги и началу выпада на приземление приведена на рисунке 4. Значительное поперечное смещение проекции ОЦМТ гонщиков внутрь от опорно-толчковой стопы позволяет этим развить значительные пассивные боковые силы конькового отталкивания на ней, одновременно вынося вперед руки и маховую ногу.
рис. 4 Завершенный вынос рук и маховой ноги в предварительном шаге КОДХ в подъемы: а) Дарио Колонья; б) Илья Черноусов.
Маркером правильного положения туловища во фронтальной проекции служит выезд пятки опорно-толчковой стопы вперед-вбок из-под плечевого сустава, расположенного над ней.
Модельные кинезиограммы 13-ти норвежских лыжников гонщиков 2016 года КОД ходом в подъем на тредбане [ 3 ] и 7-ми биатлонистов сборной СБР 2020 года, той же техникой в подъем на асфальте, представлены на рисунке 5.
рис. 5 Сравнение индивидуальных графиков продвигающих скоростей КОДХ в подъемы двух различных команд обнаруживают лишь один случай провала ускорения на отметке 20% ОВЦ. Остальные элитные спортсмены успешно избегали здесь потерь скорости.
ошибка: ПОСТАНОВКА ОТКЛОНЕННОЙ ВЕДУЩЕЙ ПАЛКИ СЛАБЫМ ОТВОРОТОМ ТОРСА, ДАЛЕКОЙ КИСТЬЮ, НИЗКИМ ЛОКТЕМ
Дальнейшая аналитика кинезиограмм МС, тестированного на тредбане , и его ровесника МСМК, ускорявшегося на подъеме в Демино летом 2020, обратила внимание на продолжающуюся нестабильность ускорений первого в конце предварительного шага и в начале основного, рис. 6.
рис.6 Сравнение продвигающих ускорений и стабильности графиков модуля ускорений в переходе на основную опорную ногу МС по биатлону на тредбане (вверху) и МСМК по биатлону на асфальте (внизу, высветленные зоны).
Структура техники КОДХ в подъемы в этих рамках цикла отсылает нас к действиям фазы перехода на основную ногу [1, с. 12 ]. Она представляет собой связку граничных поз 3 – 6 с короткими интервалами времени между ними: –постановку опорной и ведущей палок; – приземление маховой ноги; – отлет от опоры толчковой ноги. Вслед им начиналась фаза разгона на основной опорной ноги палками, рис. 7.
рис.7 Переход на левую ногу в предварительном шаге и последующий разгон правой стопы палками в основном шаге на скорости 9 км/ч, где действия были наименее стабильны.
МС по биатлону верно ставил наконечник ведущей левой палки у места предстоящей постановки стопы. Но, в отличие от модельных раскадровок, слабым отворотом торса, далекой от головы кистью и низким локтем (гр.п. 3).
Такое положение руки: – изначально отклоняло палку вбок от спортсмена; – при вертикальном давлении на неё провоцировало дальнейшее утягивание туловища туда же, к левой опорной ноге основного шага (гр.п. 5,6-7); – низко опущенный локоть биатлониста лишал его возможности сопротивляться такому поперечному отклонению.
Как результат, в граничном положении смещенного подседа (гр.п.7) поперечно изогнутое тело, как и в шаге КООХ, уже существенно нависало над толчковой стопой, чем перегружало её в фазе разгона палками.
Помимо этого, чрезмерное налегание туловищем на ведущую палку, ослабляло давление другой руки на опорную палку, создающую необходимый контрупор коньковому отталкиванию ногой.
Дальнейшая аналитика показала, что такое отваливание туловища затрудняло последующую задачу разгрузки и “выезда” на левой опорной стопе к началу конькового отталкивания, в упоре обеими палками и довороте торса в сторону опорной палки. Кроме того, последующее движение вправо туловища, ранее чрезмерно отклоненного влево, удлиняло его путь и приводило к потере скорости уже в основном шаге.
Модельные действия в переходе на основную ногу, обеспечивающие оптимальный переход и разгон палками, в исполнении Финна Крога и Мартина Сундю, были ранее опубликованы в статье [2, https://www.skisport.ru/news/blog-rudberg/83587/ , gif 2 и 3].
Литература:
1. М.Рудберг, Свободным стилем. Коньковый одновременный двухшажный ход в подъем. М., тип. ООО “Маяк-принт”. кн., 112 с., ISBN 978-5-600-01967-6, 2017 г.
2. М.Рудберг, блог https://www.skisport.ru/news/blog-rudberg/ 2016 - 2020 гг.
3. Н.Myklebust, Quantification of movement patterns in cross-country skiing using inertial measurement units, Norvegian school of sport sience, 2016.
Чтобы оставить комментарий, зарегистрируйтесь и войдите через свою учетную запись.
принцип действия следующий: во время постановки опорной ноги начинаем одновременно с толчком рук совершать активное двигательное действие тазобедренным поясом в горизонтальной плоскости ( крутящий момент вокруг центральной оси человеческой конструкции, которая разделяет тазобедренные суставы) при котором, если мах руками вправо, происходит движение правого тазобедренного в сторону перпендикулярно лыжне вместе с корпусом единым монолитом . левый тазобедренный сустав , в этот момент, движется вперёд в сторону под углом в 45 градусов с одновременным подниманием колена левой ноги - что приводит по завершению правого таз.сустава в сторону , а левого вперёд в сторону под угл. 45 к незначительному вертикальному пассивному движению левого таз.сустава вверх и наоборот. первичность активной работы таза ног, в горизонтальной плоскости, является принципиальным и важным во время кодх. только такая локомоция позволяет переносить естественным или классическим образом вес тела с ноги на ногу , но в едином монолите ( нога - корпус ) в отличии от классического хода. Плюс, данная техника, также, заставляет работать единым монолитом мышцы ягодицы и бедра, как бы, сковывая их таз. и колен. суставами, делая работу этих групп мышц максимально мощной и макс. раскованной.
описанный мною принцип впервые показал нам Сван. сегодня это лучше чем у всех остальных получается у лыжника Сундбю, биатлонистки Соукаловой и нашей Резцовой.
Наряду с этим принципом, существует альтернативный , который показывали и продолжают показывать подавляющее большинство , во время которого, вместо вторичного пассивного вертикального движения таз.суставом вверх, атлеты делают его активным и первичным, задирая ногу вверх, после чего производят удар ногою сверху в них - и всё это заканчивается двойным переломом в коленном суставе и талии. для того , чтобы выйти из этого крена, спортсмен , рефлекторно, бедром ноги, начинает совершать активный крутящий момент внутрь , для того , чтобы , в большей степени, выпрямиться , а не выйти на опорную ногу, при этом описывая полу спираль в вертикальной плоскости всей своей конструкцией , вкручивая , по принципу штопора , ногу в снег, выпрямляя её , а корпус в небо. лидером это стиля является наш биатлонист Женя Гараничев. ни у кого не получается трамбовать снег так, как у него.
рисунки 1 и 5, верхние МС РФ 2022 по биатлону и сборники Норвегии 2016 рисуют те же графики, теми же всплесками и провалами на тех же отметках общего времени циклов,
и оба-два по тем же параметрам схожи с нижними графиками рис. 5 сборников СБР 2020 на асфальте. Да лыжнеги на снегу в 2019 в Битце те же графики тем же макаром рисовали
А, графики ускорений это не кинограммы, где каждый видит свою фигу. Это цифра.
КОДХ очень легко проверяется на равнине. Гараничевский кинематический стиль по равнине - это тихий ужас враскоряку и полный тормоз. Только в подъём. Сваноский несёт по равнине. Только успевай бёдрами шевелить и палками подрабатывать. Можете мне поверить на слово. Всё на собственной биомеханической шкуре испробовал.
Эти провалы скоростей калькулируются приращениями скорости ( вт.числе отрицательными ). Я на примере КООХ приводил пример количественной оценки торможений у разных биатлонистов в фазах замаха и разгона в подседании
А для нестабильности достаточно и визуального сравнения. Как херурги - сунули снимок на свет и увидели: – Ой, как же это вас так угораздило!
А ещё это даёт мощный центробежный эффект, делая КОДХ самым быстрым в подъём. Советую попробовать во время толка палками произвести крутящий момент тазобедренными суставами вокруг оси, который и поражает этот самый центробежный эффект. Вот и вся камасутра . Всё просто . Попробуйте , если поняли. Легче всего , конечно, воочию объяснять. Результат 100процентный. Каждый говорит одно и тоже : - понесло. Причём, по равнине. И сразу визуально становится похож на человека вместо раскоряки.
И палками работаем -
КОДЫХаем образцово
По равнине с горками!
Ну а теперь внятно и аргументированно в форме видео доказательств - что такое КОДХ в исполнении подавляющей части элиты, в том числе, и Нортуга , и Клэбо, и ещё ряда сильнейших...
Это породия равнинного одношажного коньково о хода , но однобокого - по принципу самоката. Если в равнинном коньковом одношаж мы поочереди толкается ногами , спера одной, а потом другой, то ту только одной ногою, которая , в процессе толчка, имеет неестественный бракованный подсед, во время которого колено движется не прямо вперёд, а перпендикулярно к соседнему колену. Наибольшаа яркость такова подседа пренадлежит Евгению Гараничеву.
См комментарии к новости про Домрачеву
Там же и Сван
Теперь по Свану.
Обратите внимание, как долго движется его таз в левый бок ( активная фаза ) которым он задвигает ногу вперёд и вбок, при активном участии мышц корпуса и рук. Всё это и есть - главная биомеханическая принципиальная свановскпя фишка: не ногой толкаться в активной фазе, как это делает почти вся элита, а наоборот, её толкать тазом , корпусом и руками. Вот что такое стиль Свана- стиль будущего, как заверяли нас многие солидные специалисты от лыж.
Обратите внимание, то что делает его правая нога в пассивной энерционный фазе, вслед за ней повторяет и левая в активной рабочей фазе: такая же постановка и под тем же углом - сразу уходит в кат без предварительного убогого и вредоностно подседа , тормозящего разгон в активной фазе КОДХ ( Гараничев) После такого неестественного подседа , в принципе, не возможно качественно и мощно произвести толчок ( только - что встать и упасть на соседнюю ногу , входя в пассивну фазу )
Следующее принципиальное отличие свановского конькового подъёмного. Его корпус с тазом всегда находится над ногою. У Гараничева - между ног. Полного переноса масс тела с ноги на ногу не видно, как и у всех остальных, имеющих в активной фазе этого хода такой же подсед, визуально, похожий на хромоту. У Сундбю и Фуркадом подсед не так бросался в глаза - выглядел культурнее и красивее, из за того , что они ставили ногу на много дальше перед собой в активной фазе, в отличии от Жени.
И последнее.
По законам физики и биомеханики , как ехал Сван, ехать легче и быстрее, потому что техника Свана ( КОДХ ) - техника крутящих моментов с их мощным центробежным эффектом, но; не сгибаний и разгибаний ног в коленных суставов , которые присутствовали у Гараничева и у остальной лыжной и биатлонной элиты в процессе КОДХ в его активной фазе.
Сван , в свою бытность, доказал на практике правоту своей уникальной техники ( КОДХ) оставаясь непобедимым.