29 августа стартует 107-я многодневная велогонка Тур де Франс (Tour de France). С момента своего основания в 1903 году всего лишь для рекламной кампании одной из французских газет гонка выросла со временем в одно из самых громких спортивных событий в мире. Ежедневные старты на протяжении трех с половиной недель с общей протяженностью веломаршрута около 3500 км являются едва ли на самым экстремальным испытанием на сверхвыносливость в мире современного профессионального спорта. Основательные научные исследования «пришли» в Тур запоздало, только в середине 1980-х гг. В первой части предлагаемого обзора некоторые сведения о физиологическом профиле участников Тур де Франс.
Часть 1.
Тур де Франс, действительно, одно из главных событий в современном спортивном мире. Глубокие исторические корни, крепкие традиции и огромная мировая популярность велоспорта в мире обеспечивают стабильно высокие телевизионные рейтинги этого почти месячного соревнования. Мировая телеаудитория Тура уступает лишь просмотрам футбольного чемпионата мира и летним Олимпийским играм.
В последние 30 лет средний возраст победителей Тура 29 ± 5 лет (24–34 года). Антропометрический профиль участников (масса тела, рост, площадь поверхности тела, индекс [ИМТ]) характеризуется широким диапазоном в зависимости от специализации велосипедистов – «горняки», специалисты гонок на время, «универсалы».
Максимальное потребление кислорода (МПК) у большинства участников варьируется от 5,0 до 5,5 л/мин или от 70 до 80 мл/кг/мин. Наивысшие значения (≥ 80) обычно характерны для горняков с массой тела <70 кг. Для победителей гонки значение МПК варьировалось от 6,1 л/мин (81 мл/кг/мин) до 6,4 л/мин. Минимальный порог для победителей Тура от 80 мл/кг/мин.
Максимальная мощность, определяемая в лабораторных тестах, разнится от 450 до 500 вт (6,5–7,5 вт/кг) из-за нестандартности протоколов тестирования. Как правило, первая десятка финишеров Тура достигает 500–550 вт (7–7,7 вт/кг).
Лактатный порог, обозначающий рабочую нагрузку при концентрации лактата до 4 ммоль/л, обычно соответствует ~ 330 - 380 вт (77 – 86%МПК). Точка респираторной компенсации или анаэробный порог, физиолдогически соответствующий началу накопление лактата в крови, при 400–450 вт (~ 90% максимальной мощности или ~ 90% МПК).
Необходимое ежедневное потребление энергии в течение 3-недельного тура: ~ 840 г углеводов, ~ 200 г белка и ~ 160 г жира. Потребление жидкости колеблется от 3,3 до до 6,7 л в сутки в зависимости от количества углеводов, употребляемых в жидкой форме в виде спортивных напитков. Особенно важен прием углеводов (1,1 г/кг) в течение первых 6 часов после этапа. Это потребление углеводов дополняется белками (0,35 г/кг) для увеличения ресинтеза мышечного гликогена в первые часы восстановления.
Гематологический профиль велосипедистов, кровяной допинг.
Эта тема особого назначения. Её следует обсуждать отдельно, но не упомянуть в данном контексте нельзя, поскольку с самого начала Тур де Франс его участники использовали самые разные средства для повышения производительности. В ход шли вино в смеси со стрихнином, пропитанные эфиром носовые платки или хлороформ, втираемый в десны для снижения болевых ощущений и усталости. В 1967 году британец Том Симпсон умер на подъеме в гору Мон-Ванту после того, как выпил смесь алкоголя с амфетаминами. Наверное, самая грандиозная катастрофа Тура случилась в 1998 году, когда был арестован автомобиль французской команды Festina, перевозивший рекомбинантный эритропоэтин и другие запрещенные допинговые вещества.
Примерно 10 лет назад Международный Велосипедный Союз UCI и Всемирное антидопинговое агентство учредили так называемый «биологический паспорт» основным методом контроля гематологических вариаций у спортсменов. Сегодня регулярным наблюдением охвачено более тысячи профессиональных велосипедистов.
Авторы: Alfredo Santalla, Jose A. Rodriguez-Marroyo, Conrad P. Earnest, Alejandro Lucia. International journal of sports physiology and performance 2012.
Другие виды спорта «на выносливость».
Максимальная аэробная мощность является решающим фактором производительности в спортивных дисциплинах, связанных с развитием выносливости. Представленный ранее обзор "Лыжники - рекордсмены максимального потребления кислорода", подготовленный норвежскими учеными, охватил текущие «мировые рекорды» аэробной мощности у легкоатлетов-бегунов, велосипедистов, гребцов и лыжников-гонщиков.
Еще одно исследование (Tonnessen Е. at al., International journal of sports physiology and performance 2015), в котором наблюдались представители зимней спортивной элиты в олимпийских дисциплинах, дополнит общую картину.
Нынешние форматы соревнований в лыжных гонках (многодневные гонки, промежуточные финиши, марафонская серия Skiclassics и т.д.) заимствованы у велоспорта. Тренировочные подходы, тактические схемы, словом - «философия» лыжного спорта всё больше ориентирована на велогонки.
P.S. В качестве бонуса.
Для начального знакомства с эпохальным мировым событием под названием TOUR DE FRANCE очень рекомендую посмотреть небольшой (10 мин.) анимационный сюжет об истории гонки, основных правилах, специфике многодневного соревнования, о том, что остается за кадрами телетрансляций «Большой французской петли».
https://www.facebook.com/watch/?t=677&v=1042559439126768
Продолжение следует.
В следующей части: кто из чемпионов Тур де Франс разных лет имел бы наибольшие шансы на успех, если бы они соревновались в одно и то же время. Как влияет трехнедельная велогонка на организм спортсмена.
Чтобы оставить комментарий, зарегистрируйтесь и войдите через свою учетную запись.
жду продолжения .
Касаемо сравнения лыжных многодневок с ТдФ, то они пока что "Большой Петле" и в подмётки не годятся, за исключением разве что Ski Classics.
а если смотришь рост и массу, то думаешь что это не люди а сверхчеловеки