Любопытные своей необычностью технические результаты гонок со сменой стиля были продемонстрированы на недавнем Кубке мира в норвежском Лиллехаммере.
И дело не в победителях и призерах скиатлона (они, как раз, были весьма предсказуемы), а в сопоставимых скоростях классического и свободного стилей.
Если верить сухим цифрам официальных протоколов, то неоспоримый факт скоростного преимущества конькового лыжного хода может быть оспорен.
Достаточно беглого взгляда на финишные протоколы скиатлона, чтобы убедиться в одинаковых временнЫх показателях на классической и коньковой половинах дистанции 20 км у подавляющего большинства участников гонки. Такое равное соотношение скоростей характерно для обоих забегов: мужского и женского, равно, как для фаворитов и аутсайдеров. Почему же исчезло общепризнанное преимущество свободного (конькового) стиля?

Сразу просятся объяснения в неодинаковой протяженности этапов. Действительно, классическая дистанция состояла из 4-х кругов по 2,5 км, коньковая – 3 х 3,4 км. Но тут же появляются веские контраргументы. Во-первых, классическая петля 2,5км входила в конфигурацию конькового круга и фактически повторяла его на ¾ всей длины. Круги совпадали на 70-75%. Правда максимальный перепад (разница между самой низкой и высокой точками) на коньковой трассе всё же был больше: 57 против 42. Однако трудность любой дистанции определяется прежде всего суммарным перепадом подъемов. На обеих половинах гонки этот показатель был одинаков – на 1 км дистанции приходилось 40 м вертикального набора высоты. Кстати, это предельная величина трудности трассы, предусматриваемая правилами соревнований. Как раз практически равнозначная трасса для разных стилей провоцировала редкую возможность приемлемо объективного сравнения. Регламентом же скиатлона рекомендуется подготовка двух разных кругов.



Известно, что при прочих равных условиях (скольжение, рельеф) разница в скорости конька и классики приближается к 10%, а иногда превосходит. На слабо пресеченных трассах эта разница может быть большей, на тяжелом рельефе – сокращается. Также неодинаковы скоростные соотношения в экстремально отличающихся погодных условиях. Однако общее преимущество всегда на стороне конькового передвижения. В Лиллехаммере что-то пошло не так!
Погода была достаточно стабильной на протяжении всего соревновательного дня и говорить об изменчивом скольжении на протяжении менее, чем часовой гонки, не приходится. Снежный покров на трассе отвечал стандартам хорошей плотности.
Алгоритм сравнения скоростей конька и классики в скиатлоне должен учитывать потери времени на прохождение транзитной зоны и замену инвентаря. В данном случае электронный хронометраж довольно точно регистрировал переходный 100-метровый отрезок. В тайминг-отчете гонки среднее время на преодоление транзита составляло примерно 40 сек.

С учетом еще примерно 30 сек., необходимых для преодоления (со средней скоростью всей гонки) разницы в длине сравниваемых трасс, получилось:
- в топ-10 у мужчин скорость конькового полуэтапа выше скорости классического в среднем не более 1 км/ч. В переводе на временной эквивалент это не больше 1 мин. на равно длинных половинах скиатлона;
- у других участников отличия в скоростях стилей колебались от 0 до 1,3 км/ч;
- у лидеров-женщин эта разница меньше, чем у мужчин. Случаев одинаковой скорости прохождения полуэтапов среди лыжниц больше.
Резюме.
У меня немного вероятных толкований обнаруженной аномалии почти равных скоростей конька и классики. Либо организаторы некорректно измерили круги, по которым проложена трасса. Либо сложнейший рельеф стирает различия в скоростных резервах двух стилей лыжного бега.
Первый вариант едва ли можно принять за всамделишный. Профессионализм местных организаторов не хочется подвергать сомнению. Более того, скиатлон в программе Кубка мира в Лиллехаммере проводится регулярно, и что любопытно – результаты нынешних гонок с точки зрения предложенного анализа, очень схожи с аналогичными забегами здесь за последние 9 лет.

Постскриптум.
Не первый раз в последнее время появляется броский повод обсудить тему скоростного потенциала классического лыжного хода. Вспомним хотя бы драматическую мужскую эстафету на чемпионате мира 2021 года в Германии.
Чтобы оставить комментарий, зарегистрируйтесь и войдите через свою учетную запись.
Так что приведенные графики и прочие как бы научные изыскания (при всем моем уважении к автору) всего лишь наукообразие на пустом месте. Увы...
Ну и одинаковый суммарный перепад высот по-разному проходится. Чем меньше "зубцы", тем легче.
178.68.158.21
Очень важен профиль горок. Если на трассе короткие высокие подъемы и длинные пологие спуски, то это быстрая трасса.
Пусть на фигурных коньках классикой попробуют.
Вдруг быстрей получится.
Пусть на фигурных коньках классикой попробуют.
Вдруг быстрей получится.
старт на отметке 10.6 финиш классики 20.0 те 9400 была классика, старт конька 20.0, финиш 29.8, те 9800 конёк
GPS даёт погрешность, но она одинаковая на коньке и классике.
Добавьте туда тактику, лупили классику, у Гуса ср. пульс на классике выше чем на коньке на пару ударов, хотя там была и свежесть со старта и не было финишных разборок.
Думаю, не стоит натягивать сову на глобус
Спасибо за информацию. Думаю, она во-многом проливает свет на ситуацию.
Возможно лыжня была лединистая или с глянцем? Такой факт хорошо объяснит отсутствие разницы в скоростях.
Задумывался о том, что гора ТДС может быть преодолена классикой быстрее чем коньком при определенных условиях. Уверен, если бы не было стартового равнинного участка, мы увидели бы разные варианты прохождения. Или если бы можно было заменить лыжи как в некоторых велосипедных стартах меняют разделочные велосипеды на групповые перед финальной горой
Вполне возможно, что классикой было бы быстрее, да, но, это в теории.
А на практике конёк в такую горищу даёт экономию сил и на финише это даст преимущество коням. Классисты просто не выдержат темпа.
Поправьте меня, если неправ.