Мы немного подзадержались с публикацией ответов на эту прямую линию – как всегда, когда в работе задействовано много разных людей, возникают какие-то задержки по объективным причинам. Как мы и договаривались предварительно, на вопросы этой прямой линии ответил не только сам Алексей, но и другие учредители Ассоциации: Геннадий Фищенко, Алексей Нуждов, Татьяна Аникеева, Сергей Кондратков, Андрей Кондрашов, Сергей Пальчиков.
А теперь – к делу.
Наум:
Нисколько нет сомнений в интеллектуальном и техническом ресурсе данной организации, поскольку в ней состоят известные и уважаемые люди в спортивной общественности. Но каков ресурс новой организации - материальный и политический? Как организация собирается противостоять материальному и политическому ресурсу тех компаний и людей, которые осваивают и застраивают, а порой просто уничтожают спортивные объекты и лыжные трассы в частности? Какая стратегия и тактика?
Наум, спасибо за вопрос и веру в наши силы. Сразу скажу – преувеличивать их не надо. Мы не собираемся смело противостоять объединенным ресурсам власти и капитала, застраивающим нашу планету.
Практически каждый из нас – учредителей и членов Ассоциации - воплощает свой проект, который имеет отношение к развитию лыжных трасс. И каждый из нас знает – чтобы сделать что-то реальное, не надо начинать с глобальных обобщений и борьбы за мир во всем мире. Надо брать лопату и идти копать.
И, вполне возможно, мы могли бы и дальше продолжать работать каждый в своем направлении, не объединяясь. Но мы хорошо понимаем, что именно нам мешает обустраивать и содержать трассы для беговых лыж. Среди целого ряда препятствий есть главное – понятие «лыжная трасса» отсутствует в законодательстве и прочих нормативных актах. В нашей реальности это равнозначно тому, что устроитель лыжной трассы (заметьте, именно некоммерческой) находится вне закона.
Если земля не ваша собственность и не у вас в аренде, а вы прокладываете по ней многокилометровую лыжню, пусть не для себя, а для всех, вы рассматриваетесь как нарушитель прав собственности, общественного порядка, лесного или градостроительного кодексов и много чего еще. И это нормально. Просто практически во всех странах, где – хоть иногда, хоть высоко в горах – выпадает снег, статус беговых лыжных трасс для народа определен и закреплен.
Там тоже так было не всегда. Просто последние лет 20-30 качество трасс не только для спортсменов, но и для прогулок на лыжах сильно изменилось. Как изменились и требования к технике и технологии их подготовки. Лыжня – это не «солдаты протоптали», это целый спортивный объект.
Самое грустное в этой проблеме еще и в том, что практически нет организованных групп, способных сформулировать этот запрос, эту проблему.
Вот мы и подумали, что, может быть, вместе мы сможем донести эту информацию получше и помочь нам всем определить статус лыжных трасс в нашей снежной стране.
Наум:
Планируется ли создание формата краудфандинга под конкретные проекты и задачи? Допустим, проект освещения 2 км трассы где-то, нужно столько то, собрали столько то, освоили столько то, построили, сдали, показали, отчитались перед теми, кто сдавал пожертвования.
Алексей Карцев:
Очень интересный формат, возможно, мы к нему и придем, как придем и к написанию программы по поддержке ЛТ, но первая задача — это узаконить лыжные трассы, само понятие "лыжная трасса" отсутствует в законодательстве. Наша задача это исправить, мы должны уйти от «пожарных проездов», «туристических тропинок», за которыми прячется лыжная трасса.
Наум:
Еще вопрос. Это уже не первая организация в защиту спортивных объектов и, в частности, лыжных трасс. Чем эта ассоциация отличается от всех предыдущих? Как спортивной общественности поверить, что это всерьез и надолго?
Алексей Карцев:
Чем отличается организация от всех остальных? А кто эти "остальные", кто ещё озабочен отсутствием законности лыжных трасс? Знаю только, что параллельно занимается этим Андрей Михайлович Беликов. А кто еще?
Мы настроены серьезно. В нашу организацию входят зрелые и работящие люди. Трудятся они как на трассах, так и в кабинетах. Среди нас журналисты, юристы, президенты федераций по биатлону и лыжным гонкам. Все эти люди являются устроителями своих ЛТ и проблему знают не понаслышке.
Геннадий Фищенко:
Согласен с Алексеем. Мы из тех немногих, кто устраивает и содержит лыжные трассы для многих. Людям, которые каждый сезон приходят кататься, очень хочется, чтобы трасса была на месте, жила, развивалась. Именно в это им хочется верить, не задумываясь о деталях.
А чтобы люди поддержали нас своими голосами, каким-то своим участием в деле узаконивания лыжных трасс, их надо еще суметь убедить в этом. Будем стараться.
Иван Исаев:
Наверное, будет правильно, если я скажу тут хотя бы пару слов о том, почему в России очень долго не было ни одной общественной организации, занимающейся проблемой сохранения лыжных трасс, а теперь их оказалось сразу две.
Мы в журнале «Лыжный спорт» долго носились с этой идеей, озвучивая её в самых разных местах перед самыми разными аудиториями, но в лыжном сообществе всё не появлялось и не появлялось силы (или людей) готовой заняться этим делом.
Когда пару лет назад в СК «Альфа-Битца» с идеей создания такой организации появился Андрей Беликов, его никто не воспринял всерьёз по одной простой причине – в лыжных кругах его никто не знал. Человек брался за создание крупного (по сути – всероссийского) общественного движения, но при этом нигде никогда никакими лыжными проблемами не занимался – это настораживало многих, если не всех, имевших отношение к этой истории. Но я немедленно и очень горячо поддержал Андрея — это я звонил и убеждал лидеров лыжных трасс собраться на учредительную конференцию новой общественной организации. На самой учредительной конференции, когда сразу несколькими людьми было высказано вполне аргументированное сомнение в том, что неизвестный в лыжных кругах человек может возглавить такую организацию, я постарался убедить всех присутствующих в том, что нам надо обязательно поддержать Андрея, поскольку никто другой за это дело не брался.
Дальнейшее вам известно: у Андрея довольно скоро возник конфликт с одним из самых сильных и пассионарных лидеров лыжных трасс московского региона – Геннадием Фищенко из ГАБО, а когда мы предложили собраться на исполком движения, чтобы обсудить сложившуюся ситуацию, Андрей от такой встречи просто уклонился, сославшись на нелегитимность встречи. Стало понятно, что с Андреем надо расставаться, но точно так же стало понятно, что впереди – многомесячная (а быть может, и многолетняя) тяжба с обсуждением, кто более прав в этой ситуации, кто легитимнее: исполком или уклоняющийся от встречи с исполкомом руководитель организации Беликов. Поэтому на очередном заседании исполкома было принято решение дистанцироваться от Беликова и зарегистрировать новую организацию. Сейчас Андрей строит карьеру внутри «Единой России», повсюду представляясь лидером Общероссийского Общественного Движения Лыжные Трассы России (ООД ЛТР). Кого на самом деле он сейчас представляет, для меня загадка.
И всё-таки нужно признать, что А.Беликов сыграл важную роль в истории движения. Он был первым его лидером, он был инициатором создания этой организации, и в этом качестве, несомненно, войдёт в историю российского лыжного спорта. Другое дело, что дальнейшая его деятельность, дальнейшие попытки сделать вид, что он представляет широкие лыжные круги, уже начинает наносить объективный вред движению (две организации в таком деле – плохо), но с этим ничего не поделаешь – какое-то время мы, видимо, тут и там будем натыкаться на следы его деятельности, пока он не превратится уже в абсолютного маргинала, не представляющего реально никого.
Алексей Карцев:Наум:
Еще вопрос. Как планируете привлекать молодежь к решению озвученной проблематики? Молодежь в последнее время скорее потребитель, и традиционные методы ее привлечения в свои ряды (напугать отсутствием / разрушением спорт инфраструктуры) вряд ли сработают. Чем завлекать будете? А это необходимо, без нее ведь никуда. А старое поколение не вечно.
– Я и сам пока не старый))). На данный момент собрался боеспособный коллектив. Двери в нашу организацию открыты всем, кто хочет и может изменить ситуацию с законностью лыжных трасс. Силком тащить никого не будем, а вот если вы активный, и у вас есть мысли по реализации, то милости просим.
Геннадий Фищенко:
Что касается работ на трассе, я каждый день не перестаю удивляться, сколько людей готово бескорыстно тяжело физически поработать. К нам каждые выходные приходят десятки людей. Возраст разный, молодежи много. Интересно, что некоторые и не лыжники вовсе, а просто хотят помочь хорошему делу. Это очень вдохновляет.
И к организации нашей уже многие проявляют интерес. Здесь просто от распространения информации все зависит. Спасибо вам большое за вопросы к этому интервью, например.
Наум:
Вопрос Алексею Карцеву. Есть ли у вас профиль на скиспорте, и какой никнейм? Если нет, то почему, это ведь один из самых популярных ресурсов в рунете по лыжным видам спорта? Аналогичный вопрос, пожалуй, можно задать и остальным учредителям данной ассоциации.
Алексей Карцев:
- Никнейм есть, звучит как "КАРЦЕВ АЛЕКСЕЙ". Но в форумах не участвую, так как большая загрузка на работе, а в выходные уделяю время семье.
Дмитрий Малиновский:
Доброе начинание! И всё-таки, как планируете защищаться от застройки лыжных трасс и заборов собственников земельных участков? Какие шаги запланированы и уже выполняются? Планируете ли привлекать волонтеров для поддержания лыжных трасс или надеетесь на бюджетное финансирование?
Алексей Карцев:
Планируем защищать ЛТ на законодательном уровне, ввести понятие ЛТ во все нормативные документы, акты, постановления, распоряжения и т. д.
Шаги: Сейчас мы плотно сотрудничаем с ГКУ Московской области "Мособллес", нас поддерживает советник заместителя Председателя Правительства МО - министра экологии и природопользования МО Сергей Борисович Пальчиков. Совместно родились мысли как узаконить ЛТ, какие поправки внести в те или иные законодательные акты.
Сотрудничаем с Мособлдумой и конкретно с Легковым Александром Геннадьевичем, Жолобовым Олегом Владимировичем; депутат Госдумы Антон Шипулин не остается в стороне по этой проблеме.
Совместно с комитетом молодежи Мособлдумы, Мособллесом было написано Ходатайство председателю правительства Мишустину, в котором была описана проблема и пути ее решения. На первое письмо мы получили отписку, что «…ЛТ узаконивать не нужно, они и так есть в лесу…», ответ передаю не слово в слово, но смысл был такой. Затем мы написали еще одно письмо, более детально его проработав. Ждем ответа.
Волонтеры — это хорошо. Привлекать волонтеров должны организаторы соревнований. Вы знаете, я бы весь наш коллектив назвал волонтерами, потому как никто денег за работу в АОЛТ не получает, а некоторые только вкладывают свои.
Иван Исаев:
Алексей, можете рассказать хотя бы парой слов о себе? Какое отношение имеете к лыжному спорту? Почему согласились возглавить эту ассоциацию?
Алексей Карцев:
- Я родился и вырос в г.Раменское, здесь и занимался лыжными гонками. На тот период у нас была отличная трасса на озере Борисоглебское, на ней даже проводили Кубок Фишера в 1997 и 1998 годах и многие другие соревнования. Гонку тогда перенесли из Красногорска.
Образование высшее, закончил Московскую Государственную Академию физической культуры по специальности «Специалист по спорту и физкультуре», также прошёл переподготовку в РАНХиГС по специальности «Управление спортивными объектами». Последние 8 лет активно принимаю участие в судействе соревнований по лыжным гонкам. За плечами опыт от районных соревнований до этапов Кубка России, чемпионатов России и даже Олимпийских игр. Проблемы развития массового лыжного спорта знаю не понаслышке. Присоединился к инициативной группе по узакониванию беговых лыжных трасс после некоторых раздумий. Я уже упоминал, что у нас в городе была великолепная лыжная трасса, но её не стало по разным причинам, и никто её сейчас восстановить не может, так как территория отошла парку, а спорткомитет не может ничего с этим поделать, поскольку земля ни одной спортшколе не принадлежит. Вот за деньги пенсионеров и обрабатывается трасса в тихую. Так вот, я и подумал - если не мы, то кто порядок у себя на местах наведет?
Последний год активно работаю по этому вопросу с Мособлдумой, другими инстанциями, выступаю на соответствующих площадках и форумах. В качестве исполнительного директора Ассоциации организаторов лыжных трасс тесно сотрудничаю с Мособллесом. В Подмосковье, в том числе благодаря нашей инициативной группе, ставшей в итоге Ассоциацией, удалось начать диалог с властями. Стремимся к тому, чтобы сегодняшнее и дальнейшее существование лыжных трасс было воспринято властью повсеместно как серьезная проблема и важная задача. Стараемся защищать и продвигать интересы любителей лыж как в целом, так и в конкретных проблемных ситуациях. Первостепенной задачей нашей команды является узаконивание понятие «лыжная трасса». В качестве долгосрочной цели рассматриваем необходимость принятия государственной программы по развитию и поддержке общедоступных лыжных трасс для населения, и далее - обустройство этих лыжных трасс.
Андрей Кондрашов:
Передам вопрос подвижников, желающих сделать лыжную базу с трассой в мегаполисе, но без олимпийских амбиций, а с намерением организовать досуг любителей спорта, условия для детских секций, школьных уроков физкультуры, активного семейного времяпровождения. С чего начать? Куда стучаться, с кем договариваться?
Алексей Карцев:
- Конечно же, нужно начинать взаимодействовать с местной властью. Главы районов, муниципалитетов, административных образований - к ним нужно стучаться и приходить уже с готовым проектом, картинками. Наглядный способ передачи информации сейчас очень актуален, если придете без проекта, только со словами, шансов мало.
А, вообще, у меня сложилось мнение, что если местная власть не захочет, то ничего и не будет, даже если будете писать губернатору, Президенту. Конструктивная работа с местными властями - это залог успеха.
Елена Копылова:
Андрей задал мой вопрос ))
Какие сейчас юридические статусы у существующих лыжных трасс Москвы и МО? Есть ли у вашей организации программа действий: кто и что делает, в какие сроки, как оценивается результат? Какие-то шаги к цели прописаны конкретно, этапы работы? Из каких источников финансируетесь, ведь, наверное, нужно будет привлекать и платных работников, юристов, бухгалтерию вести и т.п. Есть у вас бюджет на свою основную деятельность и орграсходы?
Юридический статус у трасс Москвы и Московской области как и во всей России –НИКАКОЙ, отсутствует понятие и отсюда корень большинства проблем. Вот эту ситуации и хотим исправить.
В Московской области мы достигли определенного успеха, в части размещения трасс и сопутствующей инфраструктуры на землях лесного фонда. Наше активное взаимодействие с лесными специалистами Подмосковья нашло активную поддержку с их стороны. Мы оцифровали лыжные маршруты, которые Мособллес наносит на интреактивную карту мпст активности в лесах Подмосковья (www.mosoblles.com). Для создания пунктов проката спортинвентаря и организации питания по программе Всевлес (Всевлес.рф) можно быстро получить разрешение на размещение объекта в лесу. Лесничества теперь в первую очередь будут проводить санитарно-оздоровительные мероприятия вдоль лыжных трасс.
Геннадий Фищенко:
Никакого статуса лыжных трасс нет - ни в Москве, ни в Московской области, ни во всей России. И готовятся они организаторами лыжных трасс вопреки всему, нарушая Земельный и Лесной кодексы, и в любой момент организатора лыжной трассы можно привлечь к административной и уголовной ответственности.
Я лично занимался составлением Плана освоения Парковой зоны и мне, при всем уважении, не смогли в документах написать «лыжная трасса», «лыжероллерная трасса» и даже на лыжной базе написать: «Лыжная база». Такие термины отсутствуют, их даже написать в официальном документе нельзя. Это нормально?
Какие программы, какие сроки (если только тюремные, за создание трассы), этапы (в Сибирь), финансы, юристы, бухгалтеры, бюджеты? Доходит до абсурда: под Сергиевым Посадом «убили» трассу квадроциклы и джипы. Лыжники подали на них в суд и проиграли, судья сказала, что лесные дороги там есть, поэтому квадроциклисты и джиперы правы, а лыжники не правы, так как там нет лыжных трасс. Но их нет и по всей нашей необъятной стране!
Друзья, но это же абсурд: соревнования всех уровней по лыжным гонкам и биатлону есть, включая чемпионаты мира и Олимпийские игры, а трасс, где надо к ним готовиться, нет!
О каком можно говорить проценте занимающихся физкультурой и спортом, когда циклические виды спорта – основа массовости и фундамент для других видов спорта - законодательно не имеют права на самую доступную инфраструктуру – лыжню.
Алексей Нуждов:
Попробую дополнить ответы Алексея Карцева.
Среди заданных вопросов я бы выделил для себя три основных:
1. Что действительно вы там собрались делать, какая у вас стратегия?
2. Что будете делать по реализации этой стратегии?
3. Какой у вас бюджет, какими средствами располагаете?
Все вопросы, вроде бы, о совершенно понятном - все эти устроители лыжных трасс: Наседкин, Бочаров, Фищенко, Кондратков и все остальные - сталкиваются примерно с одними и теми же проблемами. В разных регионах эти проблемы имеют свою специфику, но, в целом, ситуацию можно охарактеризовать так: устроители лыжных трасс обихаживают эти трассы из любви к лыжному спорту, делают так, как они это понимают, как знают и как умеют. Вроде благим делом люди занимаются, их всячески приветствовать и благодарить за это надо, но жизнь такова, что они в процессе этой своей работы наталкиваются на проблемы: как административные, так и законодательные. То есть чаще всего эти люди просто не понимают, что там можно легально делать в этом лесу, а что нельзя, земля это Лесфонда, не Лесфонда, можно там рубить деревья, или нельзя, можно убирать валежник, или это противозаконно, можно заниматься планировкой грунта, или получишь за это от государства "по шапке"? Куча юридических тонкостей, преград, запретов, и у них нет ни возможности, ни желания, ни компетенции изучать всё это, противостоять этим наездам со стороны властей.
Вторая проблема - материальная. Поддерживать хорошую трассу стоит немалых денег, а брать их им негде. Раньше можно было какими-то малыми средствами обходиться, а сейчас даже заправить снегоход или купить небольшое приспособление к нему стоит таких денег, каких у этих устроителей лыжных трасс и нет. И у публики, которая пользуется этими лыжными трассами, тоже особенных денег нет - ну, так исторически сложилось. То есть, получается: у всех этих устроителей лыжных трасс по всей России одни и те же проблемы: административные, юридические, материальные.
Для чего мы создали эту Ассоциацию? Осознав, что у всех устроителей лыжных трасс одинаковые проблемы, мы поняли, что нужны какие-то общие алгоритмы их решения. У всех у нас перед глазами пример СК "Альфа-Битца" в Москве. По сути, несколько лет назад власти города собрались, уничтожив небольшую инфраструктуру клуба (все эти вагончики-раздевалки, сарайчики для хранения снегоходов и пр.), ликвидировать и саму лыжную трассу, потому что готовить её стало бы после ликвидации клуба некому. И мы с вами знаем, что люди не согласились с этим. Понятно, что один спортивный клуб "Альфа-Битца" не смог бы справиться с этой проблемой, но отозвались юристы, программисты, журналисты, какие-то волонтеры, помощники, и каким-то образом этот механизм общественного давления в этом конкретном месте, в этих конкретных условиях сработал - власти Битцу не просто оставили в покое, но даже построили там лыжную базу.
Получается, что вся эта история с Битцей, активность людей, которым судьба лыжной трассы оказалась небезразлична, в определённом смысле нас и подвигли на создание этой организации - мы хотим попробовать этот опыт Битцы растиражировать, обобщить и распространить на всю Россию.
Отсюда совершенно конкретные выводы: нужно, в конце концов, создать юридическую организацию и понять - для чего мы её создаём? Думаю, для того чтобы объединить в ней всех этих людей - нашу социальную среду, базу, опору. Она, на мой взгляд, состоит из трёх разных и по величине, и по значимости, и по активности слоёв:
- Во-первых, это сами устроители - Бочаровы, Фищенко, Наседкины, Кондратковы - все вот эти люди по всей стране. У нас в стране 87 регионов, и в каждом по десятку таких точно есть. То есть под тысячу человек таких вот региональных лидеров, увлечённых людей, фанатиков своего дела у нас точно есть: у кого-то эти трассы побольше, у кто-то - поменьше: у Фищенко - 50 км, у Бочарова с Кондратковым - по 20 км, у Наседкина - 5 км, и так далее. Но это вот такой костяк - те, кто делает это всё своими руками.
Второй слой — это те, кто пользуется этими трассами: лыжники-любители. Эта масса больше на порядок, а то и на два порядка, все они тоже гипотетически наши активные помощники. Но их, по большому счёту, тоже относительно немного.
И третья, самая многочисленная часть — это обычные люди, которые живут неподалёку от этих лыжных трасс и которые будут просто ходить в лес гулять как в советские времена, вести здоровый образ жизни, пользоваться этой трассой - их должно гипотетически становиться всё больше и больше, и они тоже являются нашими сторонниками. Это самая большая часть.
На этом нашу базу, нашу социальную среду, из которой будет состоять наше общественное движение, мы описали.
Дальше. Любой общественной организации надо развиваться, мы хотим для себя и для людей сформулировать наши задачи, они должны быть максимально понятными и простыми: всем этим людям, обслуживающим лыжные трассы, мы должны попробовать создать максимально комфортные условия, чтобы все эти трассы, имеющиеся на сегодняшний день, сохранились, чтобы как сами трассы, так и действия людей, которые их обустраивают, имели правильный правовой статус. Потому что дело они делают благое, но это дело не должно быть глупым, волюнтаристским, нарушающим закон - всё нужно делать в рамках действующего законодательства. А если возможностей этого законодательства не хватает, нужно совместными усилиями рамки этого законодательства расширить таким образом, чтобы каждый из этих Бочаровых, Фищенко, Кондратковых и Наседкиных, действовал: а) в правовом поле, б) имел какую-никакую административную и материальную поддержку от государства. Государство каким-то образом должно помогать этим устроителям лыжных трасс, и объяснить это государству - наша главная задача.
И, кроме того, мы должны выработать механизм для тех, кто придёт вслед за этими Фищенко и Наседкиными, кто захочет быть их последователями - чтобы на уровне муниципальных образований и выше по вертикали все чиновники чётко понимали, что эти устроители лыжных трасс действуют не сами по себе, что они не какие-то бандиты или браконьеры, а они действуют в рамках определённых полномочий, выработанных совместно общественностью и государством.
Вот как мы, например, в Московской области сделали? Пришли в Мособллес, к конкретному человеку, объяснили ситуацию, и этот конкретный человек нам сказал: вы можете делать то-то и то-то, мы вас в этом поддержим, а вот это делать нельзя, соблюдайте такие-то правила, и если вы их будете соблюдать, мы вам поможем: во-первых, разрешим, не будем препятствовать вашей деятельности, а во-вторых, быть может, даже задействуем какие-то механизмы государственной поддержки. И вот как раз эти механизмы мы и должны выработать, создать.
Часто слышу: надо писать письма. Но если ты пишешь письмо, кого ты реально представляешь? Бочарова, Нуждова, Кондрашова? Десять человек? Ну, может быть, сотню человек. Имеет право эта сотня на что-нибудь, кроме отписок от государства? На мой взгляд, нет.
Первое, что нам нужно сделать, что должно стать базовой нашей стратегией - собрать в один кулак всех наших единомышленников. Вот мы зарегистрировали Ассоциацию организаторов лыжных трасс, сделали сайт skitracks.ru, теперь наша главная задача на ближайший год, максимум два - получить от всех этих устроителей лыжных трасс, любителей лыжного спорта обратную связь, нам важно понять, сколько нас. Нужно разместить призыв у нас на сайте, у вас на скиспорте, в социальных сетях, мессенджерах: ребята, мы создались, у нас задача максимально простая на этом этапе - все, кто разделяет наши взгляды, поддержите нас. Давайте поймём, сколько нас по всей России - людей, кому нужны эти лыжные трассы: сто человек, тысяча, две тысячи? Чем больше, тем лучше, тем сильнее будет эта организация. А потом уже определим каких-то моральных лидеров, которых эта масса людей наделит правом выражать волю этого сообщества людей. И тогда уже мы, может быть, что-то из себя начнём представлять, соберём... Вот это главный вопрос ближайшего года, может быть, пары лет - сколько мы членов соберём.
У нас сейчас в Ассоциации организаторов лыжных трасс 10 учредителей, остальные, кто разделяет наши цели и задачи — это участники. Они никаких, по большому счёту, прав не имеют, но они разделяют наши взгляды и участвуют в нашей жизни. И каждый из них делегирует нам свой голос, возможность выражать от его имени мнение, возможность куда-то писать, готовить документы, дорожные карты, то есть рождать какую-то интеллектуально-административную элиту в этом нашем социуме. Нужно просто на сайте сделать таблицу и вписывать туда всех наших сторонников: вот ссылка - ребята, записывайтесь, и давайте посмотрим, сколько людей разделяет наши цели. Напишите нам по почте, напишите буквально пару предложений: "Я такой-то, делаю трассу там-то и там-то (или катаюсь там-то и там-то). Разделяю ваши взгляды, готов быть частью ассоциации". Всё!
И посмотреть, сколько мы за год сторонников наберём? Если 10.000, то уже хорошо. А если, например, 200 или 500 – то о чём дальше говорить?
А параллельно мы пытаемся какую-то дорожную карту разработать - что нам нужно делать в первую очередь, кроме того, что объединиться? И мы на этом сайте перед этими людьми должны отчитываться о том, что мы делаем. И мы сразу же и увидим, кто активный, а кто - нет. Например, кто-то нам говорит: "Мы хотим вот такое-то письмо написать". Отлично, пишите, не надо ни от кого прятаться, вот она, наша организация, у кого что есть, делайте, всё равно нам какую-то движуху вокруг этого надо создавать. Год в таком ключе поработаем, что-то у нас получится, что-то - нет, а потом проведём новое учредительное собрание, где у нас учредителей будет уже не 10 человек из Московской области, а несколько сотен человек из разных регионов России. И вот тогда мы и посмотрим, а сколько же нас на самом деле, и как раз и увидим: а у нас есть вообще поддержка общественности, или её нет. Сейчас все возможные направления деятельности у нас в уставе расписаны, а на устав мы наложим реальную жизнь, реальные потребности людей. И не надо ничего стыдиться или бояться - надо на сайте отражать, что мы делаем, как есть: когда собрались, кто пришёл, сколько человек было, что решили, какие предложения были озвучены? Пока я бы так обозначил нашу стратегию.
На самом деле, по факту мы уже год как заняты этой деятельностью. Все почему-то считают, что какой-то быстрый эффект от этой работы можно получить. Нет, создание работоспособной общественной организации — это тяжёлый кропотливый труд сродни строительству политической партии. Я вот по тому же СБР могу судить. Ну, или давайте возьмём уровнем пониже, Московскую область. Чтобы Федерация биатлона Московской области эффективно заработала, мне пришлось регулярно общаться с тренерами, директорами спортшкол, разговаривать с ними, смотреть им глаза в глаза. Во-первых, нужно было сформулировать общую задачу, потом для её реализации начать делать практические дела: стрельбища построить, сделать Кубок, составить календарь, проводить старты, изыскивать для этого средства, вкладывать туда свои деньги и поддерживать всячески тех, кто реально работает, и не обращать внимание на тех, кто занимается пустой болтовнёй.
Я вот тут недавно разбирал старые бумаги, нашёл свои планы пятилетней давности по федерации биатлона Московской области - было интересно сравнить с тем, что на самом деле получилось. Пять лет назад я себе написал, что нужно сделать:
1. Довести количество занимающихся биатлоном в области до 1.000 человек;
2. Открыть не менее 10 новых отделений, используя возможности в том числе и лыжных секций;
3. Создать инфраструктуру, построить стрельбища;
4. Сделать Кубок,
5. Войти в топ-5 лучших федераций по России,
6. Делегировать от 3 до 5 членов в сборные команды России разного уровня - от юниорской до взрослой.
Сейчас, по прошествии лет, могу сказать, что, в принципе, всё удалось, с той только разницей, что я предполагал всё это сделать за пять лет, а ушло семь. Но другого-то пути нет, работает только это, только поступательное движение вперёд шаг за шагом.
А по поводу бюджета нужно чётко сказать: никакого бюджета мы не планируем, у нас его и нет, если только какие-то взносы членов ассоциации, и то нам только предстоит подумать над этим. Да нам, собственно, на этом этапе никакой бюджет и не нужен, важно понять - нужно ли вообще то, что мы делам, людям. Или, как там у вас на сайте спрашивают: "Сможете противостоять финансово-политическим группировкам?" Но нам не надо им противостоять, надо свою организацию создавать и ставить на ноги, она только тогда может кому-то противостоять, когда собой будет что-то представлять, а так надо же быть реалистами - нас сейчас 10 человек. И мы хотим куда-то что-то написать, чтобы нам дали бюджет, и после этого мы кому-то там будем противостоять? Ну прекращайте народ-то смешить - зачем нам кому-то противостоять? Таких 10 человек может собраться где угодно и по какому угодно поводу, почему им кто-то должен помогать? Мы должны стать моральными авторитетами в этой области, вокруг нас должны объединиться люди здорового образа жизни, люди, кому эти лыжные трассы небезразличны. И этих людей должно в стране быть реально много. Вот тогда, быть может, дело и сдвинется с мёртвой точки. Так что, поддержка широких слоёв лыжников - залог успеха всей этой нашей работы. Поддержат? Будем двигаться дальше вперёд. Не поддержат? Значит, эти наши усилия в данном конкретном случае людям оказались не нужны.
Татьяна Аникеева:
Полностью поддерживаю слова товарищей, поэтому и являюсь учредителем, в том числе, этой Ассоциации. Являясь Президентом ФЛГМО, считаю, что задача федерации - работать не только на профессиональный спорт, а участвовать во всех начинаниях, что связаны с развитием лыжного спорта. Без трасс не будет лыжников. Всегда лыжные гонки считались основой здорового образа жизни, комплекса ГТО, входят, как вид в программу школьной физкультуры. И, к сожалению, реалии таковы, что назрела ситуация, в которой нужно на правовом уровне узаконить эти трассы, сохранить их для будущих поколений.
Андрей Кондрашов:
В дополнение и подтверждение обстоятельного и скорее, даже – программного комментария Алексея Нуждова.
На своем опыте убедился, что в отсутствии заинтересованных лоббистов-олигархов или «членов семьи» существует единственный действенный инструмент защиты коллективных интересов в нашей стране. Это массовая публичная настойчивая поддержка. Так было и двадцать лет назад в случае с «Альфа-Битцей», так это пока еще работает и сейчас. Помню, мне довелось быть переговорщиком от защитников Битцевского леса и его лыжных трасс с одним из главных оппонентов – Службой Внешней Разведки, наступавшей расширением своей территории на лыжную зону. Встреча с представителем СВР была деловитой и, я бы даже сказал, «дружеской». В самом деле, без наездов, упреков, жестких обвинений. Наши доводы были выслушаны внимательно и, как мне показалось, с пониманием. В общем, встреча была по-настоящему дипломатичной. Прощаясь, разведчик подытожил: «Благородным делом вы занимаетесь. Жаль только, что ваши интересы расходятся с нашими…» В итоге, как известно, компромисс всё же был найден. Небольшую часть любительской лыжной трассы СВР присоединил к своим владениям. Но вот уже два десятка лет (!) в центре Москвы (!) по-прежнему существует настоящий лыжный оазис, лучшая в столице (!) трасса для тренировок и прогулок. 20 км (!) всегда подготовленных снежных трасс, необходимая инфраструктура (раздевалки, прокат, секции), и всё это благолепие в основном общественными стараниями. Буду несправедлив, если не упомяну теперь и определенную поддержку городской власти.
Другой совсем свежий пример. Прошедшим ковидным летом не одна тысяча велосипедистов собралась на знаменитой московской велотрассе в Крылатском, узнав о готовящейся реновации этого спортивного объекта. Флешмоб был, по сути, общественной импровизацией, получившей массовый отклик благодаря соцсетям. Но главным итогом неожиданной акции стала очевидная осторожность московских властей в первоначальной решительности «осваивать» это уникальное и любимое место велотренировок и соревнований. Градоначальство почувствовало и увидело огромную поддержку интересов велосообщества.
Лозунг большевиков столетней давности «Пролетарии всех стран, объединяйтесь!» можно и нужно адаптировать к нашим заботам о лыжных трассах. Если не увидим единомышленников, не сможем их найти, тогда будем топтаться по тем тысячам (по бумажным отчетам) лыжных трасс, о которых регулярно и браво рапортует чиновничество, но которые в большинстве своем таковыми не являются.
Алексей Ильвовский:
Алексей, добрый день! Присоединяюсь к вопросу Ивана Исаева: расскажите немного о себе. Волею судеб я знаю почти всех учредителей и членов Ассоциации, безмерно уважаю их реальные дела на благо лыжных трасс - но впервые из этой новости узнал про Вас. Как Вы пришли к этой должности, как решились этим заняться? Кто Вы по роду работы и образования: юрист? Есть ли лыжный бэкграунд? Где живете?
Алексей Карцев:
Алексей, чуть выше рассказал о себе вкратце, и как пришел к этой должности. По первому образованию я «Специалист по ФК и спорту», по второму - "Управляющий спортивными объектами".
Аккаунты есть в соц. сетях: Вконтакте, Инстаграмме и на сайте https://www.skitracks.ru . Лыжное прошлое как спортсмена есть, конечно же. Занимался в секции лыжных гонок в г.Раменское, тренером у меня был Денисов Александр Петрович, сейчас он уже не тренирует. В лыжную секцию я пришел в 8 классе, достаточно поздно уже. Учась в институте, выполнил норматив КМС по лыжным гонкам. Параллельно проходил службу в армии. Бегал за военную часть на ведомственных соревнованиях. Там, кстати, и узнал Александра Легкова, это был вроде бы 1999 или 2000 год. Мы были в разных командах. А помимо этих соревнований, конечно, участвовал в первенстве Московской области, но больших успехов не добился, так как поздно пришел в лыжные гонки, хотя первенство области в первый раз мы с ребятами выиграли в эстафете. Уже после института принимал участие в марафонах, а со временем перешел на судейство и организацию соревнований по лыжным гонкам и биатлону.
Алексей Ильвовский:
И второй вопрос. Все неравнодушные люди тут отлично помнят первую попытку создать такое объединение по борьбе за лыжные трассы. Его главной целью, фактически, было изначально - продавить принятие законов, легализующих само понятие "Лыжная трасса", а далее - последовательно "додавливать" массу конкретики, позволяющей трассам жить в наших реалиях (сервитуты, ООПТ, финансы, общественники, государство, девелоперы, ретраки, и многое другое).
По факту все свелось к манифестам в поддержку одной известной партии. В итоге учредители вышли из того объединения и создали это. Как Вы лично оцениваете перспективы "второй попытки", какие теперь цели ставите перед собой лично, как и с кем (помимо учредителей и членов, есс-но) планируете взаимодействовать для их достижения? По возможности просьба ответить конкретно, не раскрывая всех секретов, конечно :) . Спасибо!
Алексей Карцев:
- Я не скажу, что наши задачи сильно отличаются, могу только сказать, что это наши задачи, а не лозунги. Выполнять которые мы будем одну за другой, шаг за шагом. Первая организация «Лыжные трассы России» существует и по сей день, я знаком с её лидером Беликовым Андреем Михайловичем, могу сказать, что в её рядах появилось очень много людей с регионов, и это хорошо для всей лыжной общественности - чем больше говорят о проблеме, тем выше шанс, что она решится.
Дорогие читатели и неравнодушные люди к лыжному спорту, не рассматривайте две наши организации как конкурирующие. Нас в России в принципе две. Больше нет…
Мы не намерены конкурировать с теми, кто пытается решить те же задачи и бьётся в те же стены.
Евгений Баландин:
Зашёл на сайт Ассоциации, просмотрел, ознакомился. Сайт пока молодой, только развивается и ждет наполнения контентом. Небольшое пожелание - транслировать о необходимости волонтерской деятельности и на скиспорт как сайт с более обширной аудиторией. Соответственно, будет больше возможностей в этом плане. Ну и - делится результатами и здесь тоже.
Алексей Карцев:
Да, сайт молодой, и потихонечку мы его заполняем. Кстати говоря, и появился он на деньги одного нашего товарища из нашего же коллектива.
По поводу трансляций, результатов - учтем. Я думаю, мы все будем вас сразу радовать успехами или огорчать отписками от инстанций.
Сергей Кондратков:
Прежде чем что-то обсуждать, нам нужно понять, к кому мы обращаемся (к какой аудитории, к их уровню погружения в проблему). Не все, к кому мы обращаемся (чиновники, депутаты, простые неравнодушные граждане России), понимают важность проблем и задач, которые мы поднимаем и обсуждаем (даже олимпийские чемпионы, даже многие руководители от спорта и даже руководители лыжных федераций, кроме Аникеевой). На такие мысли меня наталкивает обсуждение в Общественной палате проблемы о наличии в законодательстве понятия «лыжная трасса». В этой связи нам (тем, кто принимает участие в нашем обсуждении) нужно «начинать от Адама». От пропаганды здорового образа жизни россиян и роли лыжного спорта в этом деле, создании, сохранении и развитии условий, возможности, доступности для занятий нашим видом спорта. Нам (россиянам) нужно брать пример со стран, которые пекутся о здоровье своей нации. Лыжные трассы используются круглый год, универсально разными видами спорта, при именно приоритете слова «лыжные», поскольку современные лыжные трассы в связи с ростом скоростей должны отвечать самым высоким требованиям (по ширине, по качеству, по условиям безопасности и т.д.). Кажущиеся для нас очевидными вещи не очевидны для большинства. Поэтому нужно объединять единомышленников в понимании важности для оздоровления россиян, объяснять всем и везде необходимость и важность лыжных трасс. Хорошо подготовленные лыжные трассы важны не только для спорта высших достижений, но и для массового спорта, причем доступного широким кругам населения нашей страны. Большой спорт без оздоровления всего населения, без поддержания и развития массового спорта и физкультуры просто невозможен и не имеет перспектив.
Для решения существующих проблем нужно:
1. Поддержать, вписать наше видение, и таким образом участвовать в реализации постановления от 21 июля 2020 года о концепции прорывного развития России до 2030 года, предложенной президентом. Считаю, что первые три задачи, изложенные в постановлении, совпадают с задачами, которые пытаемся решить и мы;
2. Объединить усилия депутатов ГД (Старовойтов, Гордеев, Шипулин…). Провести с ними работу по объяснению государственной важности решения проблем лыжных трасс. (Гордеев в качестве федерального министра принимал участие в церемонии открытия Кубка мира мастеров 2005 года в Красногорске. В своей речи на открытии он сказал правильные слова: «… Я большой поклонник бега на лыжах и считаю, что это самый лучший вид спорта, который, как никакой другой, способствует тому, чтобы человек оставался здоровым и активным на долгие годы жизни.» Затем, в должности губернатора сделал много для развития лыжного спорта в Воронежской области.);
3. Сформулировать предложения и представить в ОНФ;
4. Поддержка волонтёрства и добровольчества в создании новых и сохранении существующих лыжных трасс на всех уровнях (от местного до федерального);
5. Активная поддержка, продвижение и освещение спортивных и массовых мероприятий, проводимых участниками ассоциации, привлечение олимпийских чемпионов, выдающихся спортсменов, политиков к обсуждению и решению проблем нашего вида спорта;
6. Интервью, мнения от народа, рассказы о том, в каких условиях приходится тренироваться (вдоль дорог, по бурелому, болотам…), активное участие в формировании общественного мнения.
* * *
От редакции:
Похоже, поддержка движения широкими слоями общественности сейчас самое главное. Так что, если вы дочитали до конца этот немаленький текст, вам точно не безразлична данная идея. Потратьте ещё ровно минуту – перейдите по этой ссылке, зарегистрируйтесь на сайте skitracks.ru в качестве сторонника движения, там очень простая анкета: пять обязательных пунктов и четыре – необязательных. Для успеха данного предприятия чрезвычайно важно, чтобы нас было много, чтобы ассоциация представляла не две-три сотни маргиналов, а хотя бы несколько тысяч (а лучше – десятков тысяч) людей, кому лыжные трассы России небезразличны.
Считайте, что на данном этапе слово за вами, нашими читателями.
Чтобы оставить комментарий, зарегистрируйтесь и войдите через свою учетную запись.
Хороший вопрос. И на эту тему нужно, действительно, делать отдельный материал. Как-то разрозненных фактов-примеров из разных стран в памяти много, но вот в целую картину мы ни разу это пока не сложили. Нужно будет делать.
Могу сказать, что Минфин РФ управляет многомиллиардным (в долларах) стабфондом (деньги от нефти) по тем же практикам, что и Норвежский суверенный фонд (тоже деньги от нефти). Хотя таких фондов в мире много, но выбрали именно Норвегию эталоном, стремятся к ней в управлении фондом.
"Многокилометровая" лыжная трасса невозможна в городском парке: затопчут, на лыжероллерке посбивают друг друга - только для физкультурников и детей на тренировке. Она же в лесу - лыжники-любители в обслуживании как спортивный объект по деньгам не тянут, если ввести оплату за тренировки - массово не придут; летом сложно подобрать использование унылым лыжным петлям, тем более по корням, болоту, косить в убыток. А ведь все посылы АОЛТ сводятся к массовой многокилометровой лыжной трассе. - То есть всех в кучу: детей-профессионалов, взрослых-таких же, любителей, физкультурников и туристов. И обременение по расходам вменить государству - содержание, фонд оплаты труда, летние издержки и проч. Именно отсюда идет некачественная подготовка трассы...
Казалось бы, есть путь аренды земли любительским спортклубом, устройство и содержание лыжной, а шире - спортивной трассы; или аренда спортивного объекта. - Как пример прошлого сезона семьи Девятьяровых и гольф-клуба Forest Hills в Дмитровском ГО. Никак подробно не освещенный в лыжной прессе путь устройства на гольф-полях лыжной трассы, обучения, лыжных походов и гонок. Однако как бы ни поднимался технический уровень обеспечения лыжных гонок, а с ним и требования к подготовке лыжных трасс, качество и стоимость экипировки лыжника, "наши люди" не готовы к такому коммерческому объединению и оплате расходов за свое увлечение. Иначе - пока лыжный тупик: куча мала в парках, лесопарках на окраинах, на лесных дорогах.
И вот о чем не говорят в ООД ЛТР и АОЛТ. Вдруг вышел закон о лыжных трассах. Как и будет ли он работать? Легально рубить лес? Гонять бульдозер по грунтовкам общего пользования? Аренда земли изменит ставку? Станет бесплатной? (Набирается после двух-трех коммерческих гонок.) То есть вся проблема на самом деле в деньгах и в нежелании платить: за аренду земли, за тренировки, увлечение, парковку. Пока действует лишь хитрый способ спасения от "домашней площадки": добровольное пожертвование.
Мы не смогли выкупить поле, т.к. за него просили 100 млн рублей, хотя часть земли для клуба мы выкупили, тоже большие деньги, но деваться некуда, потому что тогда нас отсекли бы от леса. Конечно никакие лыжи эти затраты не окупят...
Ранее с частником мы заключили договор о безвозмездном использования поля и лет 10 использовали его на благо всех лыжников. Я лично, благодарен хозяину этого поля за то, что он нам это поле предоставлял. У нас был запасной вариант и мы его использовали-это стартовое поле на болоте у родника, хотя пришлось побегать по инстанциям и сильно выложится, чтобы перекроить трассу и сделать все ещё лучше!
Я благодарен за помощь Дмитровской администрации, ГКУ МО «Мособллес», Комитету лесхоза, членам клуба и волонтеров поддержавших ГАБОвскую народную лыжню в сложный период.
Кроме того нам удалось договориться с руководством Дмитровского ГО и ГКУ МО «Мослесхоз»о восстановлении туристического маршрута Дмитров-ГАБО в котором Вы Андрей, ранее принимали самое деятельное участие. Спасибо Вам за это!
P.S. АОЛТ много уже добилась, Организаторам лыжных трасс стало дышать легче, но впереди работы ещё много и если лыжники и любители ЗОЖ поддержат АОЛТ, то вместе с Вами мы решим задачи и цели поставленные в Уставе. Просьба на нашем сайте АОЛТ всем, понимающим важность поставленных целей зарегистрироваться и стать УЧАСТНИКОМ нашей организации!
Экологическая экспертиза?
Мособллес дает страховку от первого паводка, что целиком не смоет эту местность весной?
А сколько посажено деревьев на лыжной трассе? (Никому как будто не приходит в голову, что спортивная трасса может быть создана не только в лесу, что влечет значительную вырубку древесины любой сортности и затрудненные работы по планировке грунта, а на полевых неудобьях, с геодезическими, инженерными и! - лесопосадочными работами по высадке кустов и деревьев, защищающих трассу.)
Моя деятельность по маршруту в настоящем времени и с результатом. Например, к 12 января 2020 г. привлек организатора, помог и подготовил не отдельный лесной отрезок 6.5 км маршрута в ГАБО, а целиком массив леса как сетку просек для Зимнего рогейна "Золотого маршрута":
Туристский маршрут в Дмитров предполагал тишину леса для охоты, по краю трека находился воспроизводственный охотучасток. И разовые проезды спортсменов на лыжном марафоне и в лыжном турпоходе совсем не то, что регулярно подготавливаемая техникой лыжня по маршруту. (Подразумевается долгосрочный договор с МООиР и его отделом в Дмитрове.)
Любому обществу и государству даже по выходе искомого закона очень сложно будет разводить потоки лесных гостей-охотников с собаками, на лошадях, на квадроциклах, снегоходах, джипах и прочем с туристами. (Даже на восстанавливаемых по стандарту 4м-вой ширины просеках.) Причем последние - это наименее платежеспособная группа по содержанию пути...
Также было бы очень неплохо добавить на сайт АОЛТ ссылки на эту прямую линию. На сайте АОЛТ уже есть информация о целях и задачах, но в рамках прямой линии можно было узнать об организации гораздо больше, чем написано на официальном сайте.
Подробыне ответы организаторов на вопросы отлично объясняют насущные проблемы и планируемые пути их решения, показывают и доказывают необходимость создания АОЛТ, агитируют к всутплению в ряды организации.
Всем, кто позже придёт на сайт АОТЛ, было бы небезинтересно ознакомиться с этими материалами, прочитать развернутые ответы учредителей.
Сейчас на сайте АОЛТ в разделе Медиа есть лишь ссылки на публикации 2019 года, еще про ООД ЛТР.