• Анастасия Шухова

Спортивная география России: лыжные трамплины. Часть I

Как мы уже писали, прыжки на лыжах с трамплина не считались неким экзотическим видом спорта и даже были популярны на территории нынешней России во второй половине прошлого века. В наши дни от былого величия сохранились лишь крохи, зато развалины старых трамплинов, ржавые фермы и поросшие травой склоны – далеко не редкость. С каждым годом память о былых временах стирается, и установить места былой славы все сложнее. Однако мы попытаемся составить полный список тех мест, где еще несколько десятков лет назад процветали спортивные школы, а местные мальчишки, зачастую вооруженные самодельными лыжами, проводили все короткие зимние дни на трамплине. В новом проекте "Спортивная география России: лыжные трамплины" мы будем знакомить читателя с трамплинными комплексами, существовавшими на территории нашей страны. 

Начнем рассказ со столицы и ближайших к ней регионов. 

Москва

Трамплинный комплекс на Воробьевых горах

О трамплинах на Воробьевых горах мы уже не раз писали. В начале 1930-х годов там построили первый деревянный трамплин, спустя двадцать лет на его месте вырос целый спортивный городок (К-10, К-25, К-40 и К-65): визитной карточкой которого стал московский большой трамплин, построенный по проекту архитектора А. Генералова и инженера Ф. Шлемина. Принято утверждать, что авторство принадлежит А.П. Галли, но это не так. Инженер Галли создал серию типовых проектов, по примеру которых возводились все трамплины на территории СССР. Но каждый из этих чертежей проходил через руки других советских инженеров, изменявших часть конструкций в соответсвии с особенностями местности, где должен был возводиться данный трамплин. В послевоенное время строили на совесть: советские инженеры первыми в мире предложили иное построение самой горы трамплина, рассчитывая радиус кривой в зависимости от начальной скорости спортсмена, а не от предполагаемой дальности прыжка. Это новшество приняли, и все стандарты FIS были изменены в соответствии с этим положением. 

К-65
К-65Анастасия Шухова
К-40
К-40Анастасия Шухова
К-25
К-25Анастасия Шухова
Но, как известно, сейчас прежнего комплекса на Воробьевых горах нет: на его месте идет стройка, и уже видны очертания нового большого трамплина.

Район Богородское

Не только на Воробьевых горах развивали прыжковый спорт Москвы. На территории лыжной базы "Метростроя" в Богородском также был построен трамплин, по словам очевидцев, просуществовавший до 60-х годов прошлого века.

Район Нагорный

Грандиозная идея строительства большого и современного горнолыжного комплекса была озвучена в 2005 году. Он должен был появиться в районе станции метро "Нагорная" и включать в себя наряду с многочисленными спусками и трассами для сноуборда и фристайла  три трамплина мощностью 70, 90 и 120 метров. Москвичам обещали круглогодичную работу комплекса и соревнования самого высокого уровня. Но из этой идеи ничего не вышло: в 2005 году строительство так и не началось, к проекту вернулись в 2009-м в преддверии Олимпиады в Ванкувере, но Игры прошли, забыли и о московском комплексе. А затем трамплины построили в Чайковском, Нижнем Тагиле и Сочи, и надобность в подобных сооружениях в Москве отпала.

Московская область

д. Чулково, Раменский район

В деревне Чулково, совсем неподалеку от аэропорта "Жуковский", находится Боровской курган, на склоне которого открыт горнолыжный клуб Гая Северина. На территории клуба располагается единственный учебный трамплинный комплекс, сохранившийся на территории Московской области. Как известно, команда Московской области – сильнейшая в прыжках на уровне внутрироссийских соревнований. Но звучит все это намного красивее, нежели существует в реальности. На самом деле комплекс состоит всего из двух трамплинов малой мощности, точка "К-point" большего из них располагается на отметке в 25 метров. Трамплины не обладают летним покрытием, так что тут не тренируется не то что региональная команда, но даже юные чулковцы ездили раньше на занятия на Воробьевы горы, а это – час пути без учета загруженности московских дорог. 

Валентин Малышев

г. Яхрома, Дмитровский район

Любители горнолыжного спорта Подмосковья часто посещают парк "Волен", расположенный в Яхроме. На территории этого парка раньше также располагался прыжковый комплекс. В 1948 году в Яхроме был построен 40-метровый трамплин, далеко не самый маломощный по меркам того времени. Рядом располагался другой, поменьше – учебный. Трамплины пользовались популярностью, однако спустя сорок лет после введения сооружения в эксплуатацию на трамплине произошел пожар. Деревянные конструкции выгорели, восстанавливать трамплин не стали. Голая эстакада возвышалась еще несколько лет, а потом трамплин окончательно демонтировали. Строить новый пока никто не собирается, хотя Дмитровский район Подмосковья обладает хорошим рельефом, и на холмах Клинско-Дмитровской гряды отыскать мест для подобного сооружения не представляется трудным.    

В. Бойков

пос. Тучково, Рузский район

В 60 километрах к западу от Москвы, в поселке Тучково, также находился лыжный трамплин. Его мощность составляла около 30 метров, и даже в начале нынешнего века  сооружение находилось в довольно хорошем, по меркам заброшенного сооружения, состоянии. Но никакой спортивной школы поблизости уже давно нет, и пользоваться трамплином было некому. В 2008 году было принято решение его демонтировать.  

Калужская область

Не менее интересна трамплинная география соседствующей с Московской Калужской области. 

г. Калуга

Одним из наиболее примечательных мест Калуги является Березуйский овраг. В 60-х годах на его склоне был построен деревянный трамплин. Однако за состоянием оврага никто не следил: проходившая по его дну речонка Березуйка превратилась в ручей, постройки, стоявшие тут, ветшали, появлялось все больше мусора. Трамплин перестали использовать, а в конце 80-х его и вовсе сломали. Свой миг славы сооружение пережило в 1976 году, когда вся страна увидела трамплин в Березуйском овраге на одном из кадров фильма "Чужие письма", снимавшегося в Калуге. 

Кадр из фильма "Чужие письма"
Кадр из фильма "Чужие письма"

д. Квань

На другом берегу Оки также прыгали с трамплина. В местечке Квань, что на местном диалекте означает "топь", или "болото", стояли два трамплина мощностью 15 и 60 метров. Большой трамплин некогда был местной гордостью, в честь него названа единственная существующая тут улица. Но сейчас на Трамплинной лыжного трамплина нет, его демонтировали в 2008 году как аварийный и даже опасный объект. Теперь на его месте располагается современный горнолыжный комплекс "Квань". 

с. Шопино

Но подлинным памятником прыжковому спорту в России по праву должен служить находящийся совсем неподалеку от "Квани" трамплинный комплекс в деревне Шопино. Некогда тут работали пять трамплинов мощностью от 5 до 55 метров. Этот комплекс называют первым частным трамплинным комплексом в России. Один из калужских тренеров, Евгений Федорович Нилов, выкупил участок в селе Шопино и решил создать настоящую прыжковую школу. Ему удалось воплотить свою идею в жизнь, и в 90-х годах калужские ребята, занимавшиеся в секции прыжков, тренировались именно в Шопино. Но Нилов не стал останавливаться на достигнутом: он хотел дать возможность своим спортсменам тренироваться не только зимой, но и летом. Тут же, у себя дома в Шопино, Нилов принялся за изготовление искусственной лыжни: результатом нескольких попыток оказалось изобретение. Своими руками тренер создал не только детали будущей лыжни, но и станок-пресс, позволивший ему проводить весь процесс самостоятельно. На свою конструкцию искусственной лыжни Е.Ф. Нилов в 1999 году получил патент, после чего смог обустроить не только свои трамплины, но и получать заказы. Но средств не хватало, местному тренеру-конструктору никто не помогал. С каждым годом состояние трамплинов ухудшалось, и сегодня они хотя и стоят еще, но прыгать с них уже никому не придет в голову.  

Е.Ф. Нилов
Е.Ф. Нилов

Рязанская область 

мкр. Солотча, г. Рязань

Неподалеку от Рязани, на Лысой горе в Солотче, стоит в своем роде уникальный трамплин. Основная его конструкция была установлена, но полностью строительство завершено не было. С 1959 по 1974 год на этом месте располагался 30-метровый деревянный трамплин, пользовавшийся успехом у рязанских спортсменов. Однако в преддверии Олимпиады-80 лихорадка строительства спортивных сооружений охватила всю страну. В программе оказался и новый 45-метровый трамплин под Рязанью. Все делалось на скорую руку, и в проекте была допущена ошибка: трамплин этой мощности поместился на Лысой горе, но для создания безопасной зоны выката не хватало места. Когда ошибку осознали, строительство, вышедшее на заключительную стадию, было остановлено. Позже трамплин пытались по-разному использовать: внутренние помещения отдали тиру, на одной из стенок устроили скалодром. Планировалось открыть смотровую площадку, но эта идея так и осталась на бумаге. Трамплин до сих пор стоит на Лысой горе и ожидает своей участи, но вряд ли судьба окажется к нему благосклонной. 

Максим Новиковский

Тульская область

г. Алексин

В конце 1970-х годов в Алексине силами местных энтузиастов был построен 30-метровый прыжковый трамплин. Тульские спортсмены проявили интерес к новому для них виду спорта, спустя несколько лет в Алексине стали проходить соревнования с участием лыжников из соседних регионов. Трамплин просуществовал около десяти лет, а в 1990-х его забросили. С годами металлическую конструкцию постепенно разобрали. 

Брянская область

г. Брянск

Товарищем по несчастью рязанского трамплина стало аналогичное сооружение в "Парке имени 1000-летия Брянска". 50-метровый трамплин также оказался опасным для спортсменов, а его технические характеристики не соответствовали стандартам. Долгое время объект находился на балансе местной спортшколы, но содержать неиспользуемый трамплин ей было не под силу. Проведенная экспертиза показала, что основные металлические конструкции не несут угрозы, что давало возможность превратить трамплин в смотровую площадку. Но инвестор так и не нашелся, и трамплин был снесен в декабре 2018 года.

Продолжение следует

17 7918 Анастасия Шухова 10.09.2020 13:51
Рейтинг: +7 +7 0

Чтобы оставить комментарий, зарегистрируйтесь и войдите через свою учетную запись.

Хороший материал Анастасия. Здесь всё о деградации прыжков с трамплина..
В этом свете, будет интересна история кавголовских трамплинов. От первых трамплинов, на склоне, напротив динамовской базы, до последних , на которых росли чемпионы ОИ и ЧМ..
Ссылка Рейтинг: +3 +3 0
11.09.2020 00:20
Да, Владимир, популярность прыжков с трамплина резко упала.  В 50-е годы прошлого века повсеместно строили небольшие трамплинчики в нашей стране и за рубежом.  С некоторых так никто и не решился спрыгнуть.  Например, я застал деревянный трамплин на откосе реки Молога в Устюжне. С него можно было только убиться.  В Норвегии и Канаде была такая же картина.  Трамплины строили кто как хотел.  Я пропутешествовал по этим странам и практически во всех городишках обнаружил заброшенные трамплины. Этот вид спорта развивается сейчас только в специализированных центрах и о массовости нет речи.  В Канаде я познакомился с Ирвином Серволдом.  Он живет в небольшом городке Кэмроуз.  Он участвовал в ОИ 1956 и 1960 года в двоеборье и лыжных гонках.  Участвовал в соревнованиях и в СССР.  Мне он подарил фотографию 1923 года соревнований по прыжкам с трамплина.  Масса народу приехала на санях и каретах запряженных лошадьми, чтобы посмотреть на смельчаков.  Металлическая эстакада того трамплина сохранилась до сих пор.  Сын Ирвина, участник ОИ 1988 года по двоеборью - Джон пытался возродить этот вид спорта уже в наше время в Кэмроузе, но у него ничего не получилось.  Двоеборье и прыжки с трамплина окончательно прекратили своё существование в Канаде.
Ссылка Рейтинг: +2 +2 0
11.09.2020 07:47
Статья и сама идея, и правда, интересные. Спасибо Анастасии. Любопытно будет и про наш регион почитать.
Но только я немного не согласен с падением интереса к прыжкам в принципе. Честно говоря, я сейчас смотрю только Турне, да и то не полностью, но когда включаю трансляцию, вижу море болельщиков, как было и 10-12 лет назад, когда активно следил за прыжками. Мне почему-то казалось, что прыжки - довольно популярный вид, в Европе уж точно, и популярность его, как минимум, не падает там.
Ссылка Рейтинг: +1 +1 0
Сергей, я имела в виду падение популярности прыжков именно в России. В Европе дела обстоят совсем иначе.
Совсем недавно публиковала статью, относящуюся к этой теме.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
Прекрасная статья. Спасибо, Анастасия !
Нилов - самородок.  
Ссылка Рейтинг: +1 +1 0
11.09.2020 10:49
Анастасия, да, я понял, что здесь речь именно о России. Моя реплика о популярности в целом была Юрию. Мне показалось, что он говорит, не только о Канаде, но и в целом о падении популярности этого вида. Возможно, не так его понял
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
С него можно было только убиться
Юрий Зюзин, как Вы определяли, что с него можно убиться ? Посмотрели и сразу стало понятно или как-то попробовали "съехать" ?
Для меня вообще загадка, как прыгуны прыгают с незнакомых трамплинов, ничего же непонятно
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
Когда в детстве, я немного позанимался прыжками и на большом кавговголовском трамплине, сам не прыгал, помню, что тренировки на большом трамплине шли целый день.Вечером прыгали, при свете прожекторов, ребята после работы, школьники и студенты и  те кто выходил на вторую тренировку, отпрыгав утром. Большинство трамплинов тех лет, кроме учебных, были "глубинного" типа, т. е практически сразу после стола отрыва начиналась в общем то яма, что представляло серьезную психологическую проблему для начинающих, которую я в принципе и не преодолел, получив серьезную травму при падении ..
На современных трамплинах, гора приземления повторяет теоретическую траекторию полёта и спортсмен летит не так высоко, как на глубинных..Обучение и первые шаги, не требуют такого напряжения и силы воли в столь юном возрасте, как были мы.
Первые кавголовские трамплины были на склонах лесопарка, около базы "Динамо" и бывших лыжных баз "Труд" и "Трудовые резервы", по моему их было три. В парке очень серьёзный рельеф и гора приземления имела естественный рельеф, Это, тоже были глубинные трамплины. По моему, они построены были еще до ВОВ, но может я и ошибаюсь. Бревна от эстакады, еще долго валялись на вершине холма, среди вековых сосен, куда мы заходим изредка на имитационных  тренировках.
Соревнования по прыжкам с большого кавголовского трамплина, собирали огромное количество зрителей, встать было негде. Это вид спорта, на примере которого, хорошо прослеживается деградация всего спорта в России,только началось это намного раньше, чем произошел развал легкой атлетики и др. и сочинские события, как последняя точка.
Ссылка Рейтинг: +6 +6 0
11.09.2020 15:34
Павлу, видимо, после войны было дано указание на места для воспитания отваги у молодёжи  приступить к массовому строительству  лыжных трамплинов.  У меня в посёлке под Вологдой был построен трамплин с которого не прыгнул ни один лыжник, так как стол отрыва у него был построен вверх, как у современных трамплинов для фристайла.  Смельчаков спрыгнуть с него не нашлось.  И лишь, только в 60 году был построен правильный трамплин.  В Устюжне я был в 1962 году, когда уже отзанимался 2 года прыжками с трамплина в спортивной школе.  Там стол отрыва был прямо на откосе.  Траектория прыжка была не на откос, а на лёд реки.  Упасть с высоты 10 метров на лёд- это убийство.  Кстати в Канаде я видел остатки трамплина в Ривелстоке, где ещё  до войны один финн прыгнул на деревянных лыжах на 139 метров.  Этот рекорд продержался до 60-х годов.  Эта место сейчас называется горой самоубийц.  Прыжками с трамплина в Канаде занимались эмигранты из Норвегии и Финляндии.  Один старый Норг мне подарил свои деревянные прыжковые и беговые лыжи "Кронсберг" в идеальном состоянии, сделанные в начале 50-х годов.  Хочу их передать в лыжный музей олимпийского центра в  Кенморе.
Ссылка Рейтинг: +3 +3 0
11.09.2020 18:16
Юрий, ваши бы комментарии оформить в виде статьи - было бы интересно почитать.
Ссылка Рейтинг: +1 +1 0
11.09.2020 18:44
Я жил в Кавголово на спортивной базе ЛГУ с 1966 по 1972 года.  В то время в Токсово и Кавголово было около десятка трамплинов разной мощности.  На 40-метровом трамплине института физкультуры я участвовал несколько раз в соревнованиях между ленинградским университетом и институтом физкультуры.  При университетской базе тоже был 15 метровый трамплинчик на котором Г.М. Иванов учил студентов ЛГУ основам прыжков с трамплина.  Я прыгал с него на одной  беговой лыже на спор с чистыми лыжниками на дальность.  Они естественно прыгали на двух лыжах.  Я был уже мастером спорта по двоеборью, поэтому спор выигрывал.
Ссылка Рейтинг: +6 +6 0
Да, был маленький трамплинчик на Орлиной горе, у базы ЛГУ, и примерно такой же у гостинницы "Трамплин, кроме 40 метрового и Большого, еще меньше у базы "Труд". Из университетских, хорошо помню и знал в последствии В. Виноградова, а уж с большого трамплина с разных ДСО народа знал,  не перечесть. Странно, что мы не знакомы были, но не беда зато сейчас вспоминаем ..
Ссылка Рейтинг: +3 +3 0
12.09.2020 05:49
С Володей Виноградовым я дружил с дошкольных лет, сидели на одной парте, потом учились вместе в ЛГУ.  Сначала он был в молодёжной сборной СССР по лыжным гонкам, а потом в Сборной СССР по лыжному двоеборью.  У него сын Сергей мастер спорта по лыжным гонкам и биатлону, а дочь Полина мастер спорта по теннису, чемпионка Европы среди девушек, чемпионка России среди взрослых.
Ссылка Рейтинг: +3 +3 0
Анастасия огромное спасибо за работу. Надеюсь, что ваша работа приведёт нас и в Ленинград-Санкт-Петербург и на Урал и в Татарстан и в Удмуртию и Кировскую область. Да и другие регионы страны заслуживают упоминания, так как прыжки с трамплины были очень популярны.
Владимир я, благодаря базе от Горняка, пару раз была на таких вот соревнованиях. Действительно народищу всегда было море.
Ссылка Рейтинг: +1 +1 0
15.09.2020 12:22
Лыжный трамплин был еще на юге Москвы, рядом с улицей Красного Маяка, где были спорт и турист базы, немного в лесу, на берегу пруда.

примерно :

https://yandex.ru/maps/213/moscow/geo/ulitsa_krasnogo_mayaka/10050573/?from=tabbar&ll=37.570753%2C55.607357&source=serp_navig&z=17
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
Спасибо за информацию! Не могли бы вы пояснить, какой мощности был этот трамплин?
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
Осипов Владимир, Владимир Валентинович Виноградов был моим тренером в ЛГУ в 1983-85 гг. Хороший человек.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0