Как мы уже писали, прыжки на лыжах с трамплина не считались неким экзотическим видом спорта и даже были популярны на территории нынешней России во второй половине прошлого века. В наши дни от былого величия сохранились лишь крохи, зато развалины старых трамплинов, ржавые фермы и поросшие травой склоны – далеко не редкость. С каждым годом память о былых временах стирается, и установить места былой славы все сложнее. Однако мы попытаемся составить полный список тех мест, где еще несколько десятков лет назад процветали спортивные школы, а местные мальчишки, зачастую вооруженные самодельными лыжами, проводили все короткие зимние дни на трамплине. В новом проекте "Спортивная география России: лыжные трамплины" мы будем знакомить читателя с трамплинными комплексами, существовавшими на территории нашей страны.
Начнем рассказ со столицы и ближайших к ней регионов.
Москва
Трамплинный комплекс на Воробьевых горах
О трамплинах на Воробьевых горах мы уже не раз писали. В начале 1930-х годов там построили первый деревянный трамплин, спустя двадцать лет на его месте вырос целый спортивный городок (К-10, К-25, К-40 и К-65): визитной карточкой которого стал московский большой трамплин, построенный по проекту архитектора А. Генералова и инженера Ф. Шлемина. Принято утверждать, что авторство принадлежит А.П. Галли, но это не так. Инженер Галли создал серию типовых проектов, по примеру которых возводились все трамплины на территории СССР. Но каждый из этих чертежей проходил через руки других советских инженеров, изменявших часть конструкций в соответсвии с особенностями местности, где должен был возводиться данный трамплин. В послевоенное время строили на совесть: советские инженеры первыми в мире предложили иное построение самой горы трамплина, рассчитывая радиус кривой в зависимости от начальной скорости спортсмена, а не от предполагаемой дальности прыжка. Это новшество приняли, и все стандарты FIS были изменены в соответствии с этим положением.
Но, как известно, сейчас прежнего комплекса на Воробьевых горах нет: на его месте идет стройка, и уже видны очертания нового большого трамплина.
Район Богородское
Не только на Воробьевых горах развивали прыжковый спорт Москвы. На территории лыжной базы "Метростроя" в Богородском также был построен трамплин, по словам очевидцев, просуществовавший до 60-х годов прошлого века.
Район Нагорный
Грандиозная идея строительства большого и современного горнолыжного комплекса была озвучена в 2005 году. Он должен был появиться в районе станции метро "Нагорная" и включать в себя наряду с многочисленными спусками и трассами для сноуборда и фристайла три трамплина мощностью 70, 90 и 120 метров. Москвичам обещали круглогодичную работу комплекса и соревнования самого высокого уровня. Но из этой идеи ничего не вышло: в 2005 году строительство так и не началось, к проекту вернулись в 2009-м в преддверии Олимпиады в Ванкувере, но Игры прошли, забыли и о московском комплексе. А затем трамплины построили в Чайковском, Нижнем Тагиле и Сочи, и надобность в подобных сооружениях в Москве отпала.
Московская область
д. Чулково, Раменский район
В деревне Чулково, совсем неподалеку от аэропорта "Жуковский", находится Боровской курган, на склоне которого открыт горнолыжный клуб Гая Северина. На территории клуба располагается единственный учебный трамплинный комплекс, сохранившийся на территории Московской области. Как известно, команда Московской области – сильнейшая в прыжках на уровне внутрироссийских соревнований. Но звучит все это намного красивее, нежели существует в реальности. На самом деле комплекс состоит всего из двух трамплинов малой мощности, точка "К-point" большего из них располагается на отметке в 25 метров. Трамплины не обладают летним покрытием, так что тут не тренируется не то что региональная команда, но даже юные чулковцы ездили раньше на занятия на Воробьевы горы, а это – час пути без учета загруженности московских дорог.
г. Яхрома, Дмитровский район
Любители горнолыжного спорта Подмосковья часто посещают парк "Волен", расположенный в Яхроме. На территории этого парка раньше также располагался прыжковый комплекс. В 1948 году в Яхроме был построен 40-метровый трамплин, далеко не самый маломощный по меркам того времени. Рядом располагался другой, поменьше – учебный. Трамплины пользовались популярностью, однако спустя сорок лет после введения сооружения в эксплуатацию на трамплине произошел пожар. Деревянные конструкции выгорели, восстанавливать трамплин не стали. Голая эстакада возвышалась еще несколько лет, а потом трамплин окончательно демонтировали. Строить новый пока никто не собирается, хотя Дмитровский район Подмосковья обладает хорошим рельефом, и на холмах Клинско-Дмитровской гряды отыскать мест для подобного сооружения не представляется трудным.
пос. Тучково, Рузский район
В 60 километрах к западу от Москвы, в поселке Тучково, также находился лыжный трамплин. Его мощность составляла около 30 метров, и даже в начале нынешнего века сооружение находилось в довольно хорошем, по меркам заброшенного сооружения, состоянии. Но никакой спортивной школы поблизости уже давно нет, и пользоваться трамплином было некому. В 2008 году было принято решение его демонтировать.
Калужская область
Не менее интересна трамплинная география соседствующей с Московской Калужской области.
г. Калуга
Одним из наиболее примечательных мест Калуги является Березуйский овраг. В 60-х годах на его склоне был построен деревянный трамплин. Однако за состоянием оврага никто не следил: проходившая по его дну речонка Березуйка превратилась в ручей, постройки, стоявшие тут, ветшали, появлялось все больше мусора. Трамплин перестали использовать, а в конце 80-х его и вовсе сломали. Свой миг славы сооружение пережило в 1976 году, когда вся страна увидела трамплин в Березуйском овраге на одном из кадров фильма "Чужие письма", снимавшегося в Калуге.
д. Квань
На другом берегу Оки также прыгали с трамплина. В местечке Квань, что на местном диалекте означает "топь", или "болото", стояли два трамплина мощностью 15 и 60 метров. Большой трамплин некогда был местной гордостью, в честь него названа единственная существующая тут улица. Но сейчас на Трамплинной лыжного трамплина нет, его демонтировали в 2008 году как аварийный и даже опасный объект. Теперь на его месте располагается современный горнолыжный комплекс "Квань".
с. Шопино
Но подлинным памятником прыжковому спорту в России по праву должен служить находящийся совсем неподалеку от "Квани" трамплинный комплекс в деревне Шопино. Некогда тут работали пять трамплинов мощностью от 5 до 55 метров. Этот комплекс называют первым частным трамплинным комплексом в России. Один из калужских тренеров, Евгений Федорович Нилов, выкупил участок в селе Шопино и решил создать настоящую прыжковую школу. Ему удалось воплотить свою идею в жизнь, и в 90-х годах калужские ребята, занимавшиеся в секции прыжков, тренировались именно в Шопино. Но Нилов не стал останавливаться на достигнутом: он хотел дать возможность своим спортсменам тренироваться не только зимой, но и летом. Тут же, у себя дома в Шопино, Нилов принялся за изготовление искусственной лыжни: результатом нескольких попыток оказалось изобретение. Своими руками тренер создал не только детали будущей лыжни, но и станок-пресс, позволивший ему проводить весь процесс самостоятельно. На свою конструкцию искусственной лыжни Е.Ф. Нилов в 1999 году получил патент, после чего смог обустроить не только свои трамплины, но и получать заказы. Но средств не хватало, местному тренеру-конструктору никто не помогал. С каждым годом состояние трамплинов ухудшалось, и сегодня они хотя и стоят еще, но прыгать с них уже никому не придет в голову.
Рязанская область
мкр. Солотча, г. Рязань
Неподалеку от Рязани, на Лысой горе в Солотче, стоит в своем роде уникальный трамплин. Основная его конструкция была установлена, но полностью строительство завершено не было. С 1959 по 1974 год на этом месте располагался 30-метровый деревянный трамплин, пользовавшийся успехом у рязанских спортсменов. Однако в преддверии Олимпиады-80 лихорадка строительства спортивных сооружений охватила всю страну. В программе оказался и новый 45-метровый трамплин под Рязанью. Все делалось на скорую руку, и в проекте была допущена ошибка: трамплин этой мощности поместился на Лысой горе, но для создания безопасной зоны выката не хватало места. Когда ошибку осознали, строительство, вышедшее на заключительную стадию, было остановлено. Позже трамплин пытались по-разному использовать: внутренние помещения отдали тиру, на одной из стенок устроили скалодром. Планировалось открыть смотровую площадку, но эта идея так и осталась на бумаге. Трамплин до сих пор стоит на Лысой горе и ожидает своей участи, но вряд ли судьба окажется к нему благосклонной.
Тульская область
г. Алексин
В конце 1970-х годов в Алексине силами местных энтузиастов был построен 30-метровый прыжковый трамплин. Тульские спортсмены проявили интерес к новому для них виду спорта, спустя несколько лет в Алексине стали проходить соревнования с участием лыжников из соседних регионов. Трамплин просуществовал около десяти лет, а в 1990-х его забросили. С годами металлическую конструкцию постепенно разобрали.
Брянская область
г. Брянск
Товарищем по несчастью рязанского трамплина стало аналогичное сооружение в "Парке имени 1000-летия Брянска". 50-метровый трамплин также оказался опасным для спортсменов, а его технические характеристики не соответствовали стандартам. Долгое время объект находился на балансе местной спортшколы, но содержать неиспользуемый трамплин ей было не под силу. Проведенная экспертиза показала, что основные металлические конструкции не несут угрозы, что давало возможность превратить трамплин в смотровую площадку. Но инвестор так и не нашелся, и трамплин был снесен в декабре 2018 года.
Продолжение следует
Чтобы оставить комментарий, зарегистрируйтесь и войдите через свою учетную запись.
В этом свете, будет интересна история кавголовских трамплинов. От первых трамплинов, на склоне, напротив динамовской базы, до последних , на которых росли чемпионы ОИ и ЧМ..
Но только я немного не согласен с падением интереса к прыжкам в принципе. Честно говоря, я сейчас смотрю только Турне, да и то не полностью, но когда включаю трансляцию, вижу море болельщиков, как было и 10-12 лет назад, когда активно следил за прыжками. Мне почему-то казалось, что прыжки - довольно популярный вид, в Европе уж точно, и популярность его, как минимум, не падает там.
Совсем недавно публиковала статью, относящуюся к
Нилов - самородок.
Для меня вообще загадка, как прыгуны прыгают с незнакомых трамплинов, ничего же непонятно
На современных трамплинах, гора приземления повторяет теоретическую траекторию полёта и спортсмен летит не так высоко, как на глубинных..Обучение и первые шаги, не требуют такого напряжения и силы воли в столь юном возрасте, как были мы.
Первые кавголовские трамплины были на склонах лесопарка, около базы "Динамо" и бывших лыжных баз "Труд" и "Трудовые резервы", по моему их было три. В парке очень серьёзный рельеф и гора приземления имела естественный рельеф, Это, тоже были глубинные трамплины. По моему, они построены были еще до ВОВ, но может я и ошибаюсь. Бревна от эстакады, еще долго валялись на вершине холма, среди вековых сосен, куда мы заходим изредка на имитационных тренировках.
Соревнования по прыжкам с большого кавголовского трамплина, собирали огромное количество зрителей, встать было негде. Это вид спорта, на примере которого, хорошо прослеживается деградация всего спорта в России,только началось это намного раньше, чем произошел развал легкой атлетики и др. и сочинские события, как последняя точка.
Владимир я, благодаря базе от Горняка, пару раз была на таких вот соревнованиях. Действительно народищу всегда было море.
примерно :