• Анастасия Шухова

Летать или не летать, вот в чем вопрос

В недавнем интервью FIS рейс-директор Кубка мира по лыжному двоеборью Лассе Оттесен признался, что его команда работает над созданием правил соревнований на полетном трамплине. А впервые появиться такие этапы могут уже в постолимпийском сезоне. 

Разнообразие программы – это, безусловно, хорошо. Мы все стоим за проведение соревнований по лыжному двоеборью в форматах масс-старта, спринта и, наоборот, более длинных гонок. Однако в случае с полетными соревнованиями возникает немало вопросов.

Конечно, многие двоеборцы не против проверить свои силы, да и смелость, на полетных трамплинах. Многие спортсмены даже имеют за плечами опыт, поскольку выступали в соревнованиях открывающих в Планице, а норвежцы имели возможность прыгать и в Викерсунде. Рекорд дальности полета среди двоеборцев принадлежит Виду Врховнику: в марте 2019 года словенец приземлился на отметке 219 метров. 

Помимо Врховника отметку в 200 метров в разное время преодолевали Ансси Койвуранта, будучи двоеборцем, установивший свой личный рекорд дальности полета, Вильхельм Денифль, Максим Лаэрт, Ховард Клеметсен, Джейсон Лами-Шаппюи, Бернхард Грубер, Самуэль Коста, Гашпер Брецль, Матиас Мерингер, Юни Каитайнен, Йенс Лурос Офтебро и Леон Шарц. 

Как видим, список не велик. И это при том, что попытки на полетных трамплинах двоеборцы совершали без давления, уже завершив сезон, воспринимая все происходящее как праздник. А теперь представим себе именно полетные соревнования у двоеборцев. Кто будет допущен до соревнований? Ведь таким спортсменам, которые на большом трамплине не добираются до отметки "K-point", на "Летальнице" просто нечего делать... К тому же нельзя стильно повышать лавку – это противоречит соображениям безопасности. 

Можно представить, что Ярл Магнус Риибер улетит на 210 метров, а, к примеру, Фабиан Риссле приземлится на отметке 160 метров. Тогда немец будет проигрывать около пяти минут. Насколько длинной должна быть дистанция гонки? Обычные 10 километров? Можно вручать медали сразу после прыжков, не дожидаясь гонки. 15? Маловато. Может быть, 20? Но это уже не рядовой этап Кубка мира, а что-то в стиле гонок "Iron Man"... 

Может быть, что-то интересное из этой затеи и выйдет, но пока вопросов больше, чем ответов. Самое печальное, что в последние годы в лыжном двоеборье потерян баланс, все больше и больше влияет на итоговый результат попытка на трамплина. Если десять лет назад гонщик, стартовавший в 20-х номерах, мог рассчитывать даже на победу, то сегодня занявший пятое место на трамплине с трудом добывает бронзу. Добавленные полетные этапы станут лишь дополнительной гирей на прыжковой чаше весов лыжного двоеборья. И если уж устраивать такие соревнования, то стоит добавить в календарь и 30-километровую гонку, чтобы дать шанс проявить себя не только двоеборцам-прыгунам, но и тем, кто обладает большей скоростью и выносливостью. 

16 1821 Анастасия Шухова 23.04.2021 16:10
Рейтинг: +4 +4 0

Чтобы оставить комментарий, зарегистрируйтесь и войдите через свою учетную запись.

Двоеборцы (комитет ФИС) - самый творческий, изобретательный департамент в международной федерации. С их подачи и апробации появились и утвердились позже в других лыжных дисциплинах и даже в других видах спорта, в том числе и летних:
- система старта по Гундерсену (самая рейтинговая, смотрибельная гонка преследования)
- командные спринты
- интересный старт с гандикапом дистанционным (пока не очень распространён)
Огромный респект экспертам двоеборья за эти исторические вехи и жду с нетерпением новых интересных инициатив от них
Ссылка Рейтинг: +3 +6 -3
23.04.2021 17:54
Про баланс интересно (как специалисту в теории построения механизмов). Верно ли. что прыжки и гонка должны быть равноценными? Есть ли количественные критерии оценки этой равноценности?
Ссылка Рейтинг: +4 +4 0
24.04.2021 01:29
Если им позволят гигантские трамплины, то лыжегоночная часть начнет постепенно отмирать. И смысл двоеборья, как таковой, обесцениться, станет бессмыслицей.

Вот же время нынче - всё ради шоу.

P.S. Интересный вопрос - почему хотят гигантские трамплины, а не марафон в лыжегоночной части? ;):D
Ссылка Рейтинг: +4 +4 0
24.04.2021 01:35
А статья интересная, Насте зачет.
Ссылка Рейтинг: +2 +2 0
24.04.2021 01:41
Шварц Дмитрий

Конечно, прыжки и гонка должны быть равноценными, как и всё в нашем мире, где мы живем, вы абсолютно правы.
А вот с критериями (и здесь вы снова правы) — как всегда, проблема.
Общего мнения нет, Каждый тянет в свою сторону, как ему выгодно.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
Да просто надо прыгать на тех же лыжах, на которых бегают и в том же комбезе. Ну или бегать на тех лыжах на которых прыгают.
Ссылка Рейтинг: +6 +7 -1
24.04.2021 11:12
А трамплин установить на лыжном кругу? Чем больше пролетишь, тем меньше останется бежать.
Какой простор для инноваций.
Штанга и кросс. Борьба и стрельба. Бег и гребля....
Ссылка Рейтинг: +4 +5 -1
24.04.2021 13:18
На самом деле вопрос в статье затронут серьезный. Где критерии? где граница? Каждый в своей профессии большую долю времени этими вопросами занимается.
Ссылка Рейтинг: +3 +3 0
24.04.2021 18:09
Я полагаю, что это уже перебор.  Зачем нужно рисковать жизнью ради потехи.  Для начала бы сам Оттесен, хотя бы скатился с горы приземления лётного трамплина, а потом уж подумал к чему приведёт его инициатива.  Да, есть несколько двоеборцев готовых испытать себя раз или два, но зачем ставить риск на поток?
Ссылка Рейтинг: +4 +4 0
Лассе Оттесен за время долгой и успешной прыжковой карьеры не раз выступал на полетных трамплинах, так что здесь обвинения неуместны. А вот сама затея полетных соревнований у двоеборцев кажется неразумной.
Ссылка Рейтинг: +3 +3 0
24.04.2021 18:57
Когда это было?!  Для чистого прыгуна пощекотать нервы пару раз в году ещё можно.  Я в 1974 году пару раз спрыгнул с лётного трамплина в Красноярске.  Потом до вечера трясло от нервного перенапряжения.  Хотел себя испытать.  Я тогда приехал на финал спартакиады народов РСФСР как двоеборец и в прыжках был третьим.  Так, что в прыжках был подготовлен не плохо, но и не настолько хорошо, чтобы была уверенность в своём мастерстве.
Ссылка Рейтинг: +5 +5 0
24.04.2021 20:40
Почему хочется большой  трамплин, а не марафон, как раз понятно. Чем больше трамплин, тем зрелищнее, а марафон будет смотреть долго и скучно.

Про критерии равноценности трамплина и гонки - придумать что-то разумное формальное не видится сложным - я бы выставил ее на следующий год, как тему для курсовой. Но перед этим хочется проверить, что задача уже не решена.  
Ссылка Рейтинг: 0 +1 -1
Юрий, вы серьезно сомневаетесь в успешности карьеры Оттесена? Загляните на сайт FIS, да и на страницах этого журнала была публикация о нем... https://www.skisport.ru/news/nordic-combined/94936/
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
Дмитрий, я сомневаюсь и в зрелищности. Болельщики ждут от таких соревнований настоящих полетов, их радуют прыжки за 220 метров. Но вряд ли мы увидим такое в исполнении двоеборцев, просто потому, что они не прыгуны, а двоеборцы. Надо понимать, что это два разных вида спорта.
Ссылка Рейтинг: +3 +3 0
24.04.2021 22:38
Анастасия, я помню его ещё по Олимпиаде в Лиллехаммере.  Я там был в то время.  Это действительно выдающийся прыгун с трамплина, но загонять двоеборцев на лётный трамплин у меня не укладывается в голове.  Одно дело рисковать собой, а другое подвергать опасности других.  Я ведь и сейчас считаю, что и женское двоеборье - противоестественно, хотя и горячий поклонник Марии Кузьминой.  Да и женские прыжки с трамплина сверхопасный вид спорта для женского организма.  Связки рвуться в 10 раз чаще у женщин, чем у мужчин.
Ссылка Рейтинг: +3 +3 0
Юрий, так и я не приветствую это новшество. Мне кажется, полётные соревнования противоречат идее двоеборья. Полёта - это высшее искусство прыгунов, а двоеборцы должны заниматься своим делом. Так можно и на горнолыжные склоны их отправить. Кстати, десять лет назад в Валь ли Фьемме пробовали проводить гонку Гундерсена по аналогии с финалом Tour de Ski, и двоеборцы действительно поднимались на Альпе-Чермис. Но глядя на этот пример, мы понимаем, что всякие экстремальные эксперименты в двоеборье не приживаются.  
Ссылка Рейтинг: +2 +2 0