делаю пошагово так на улице: 1. Разогреваю пробкой колодку (растираю активно) 2. Грею клистер в кармане 3. Наношу в шахматном порядке на колодку 4. Стараюсь распределить по каждой стороне колодки большим пальцем руки (палец теплый и клистер немного под ним разравнивается) 5. Растираю пробкой (пробка синтетическая)
Но прочитал бы и о других вариантах, возможно более технологичных и лучших.
практически невозможно воспользоваться морозным клистером.Если его, как то и нанесешь-разровняешь, то нужного сцепления с поверхностью лыжи не будет. Я как то видел, как ветеран отогревал тюбик на "торпеде" заведенного автомобиля. Потом, они вдвоем сели в POLO с лыжами.Один держал лыжу ,другой мазал и растирал пробкой.Пыхтели, что стекла запотели.. Фены наверное есть дорожные на 12 вольт.,но это тоже, не совсем на улице, а у машины.А почему такое отношение к горелке.На правильной горелке огонь естественно открытый, но мазь и лыжа контактируют с нагретой пластиной. По сути, это тот же утюг.
одно и тоже в стартовом посте, но каждый понимает по своему и комментирует по своему. Я постарался подробно ответить на заданный вопрос ТС, который даже указал температуру окружающей среды -2 градуса по Цельсию.
Но можно и полутвердыми в несколько слоев, если на марафон. Но и клистеры на эти условия, если на ледянистую колею, при домашней температуре с большим усилием наносятся. Если -2 и впереди несколько десятков лыжников, то можно предположить смело, что будет ледок в рельсах, и намазать дома.
Я был на выезде, трассу видел в первый раз, клистер там или не клистер определить для меня было вообще нереально. Что уж там, я и видя трассу попробовал твердые мази + видел как и другие тоже твердыми готовили, а кто-то еще клистером. В общем, мне было не очевидно, что делать.
Мне и после финиша неочевидно. На полутвердых было почти нормально (первый круг держало на 4+, второй уже на троечку) - думаю, клистером я намазался бы лучше, но не факт. В субботу на УТЦ я отлично откатался без всякого клистера, так что мазаться им на вск, не видя снега на трассе, не стал, остается снять шляпу перед мастерством "эксперта".
Rode Violet P40 0 Легкие проблески держания Rode Blue Super Weiss P28 -1...-4 Вообще не держала Rode Super P32 -1..-3 Вообще не держала Rode Rot Extra P52 0..+2 Легкие проблески держания Rode Rossa P50 0...+3 Побоялся что заледенеет, не пробовал Rode Blue P34 -2..-8 Не пробовал Swix VR 70 0..+2 Ехал на ней, поначалу чутка держала, потом вообще финиш, просто ноль держания.
Ну и жене своим выбором устроил 34 км на руках, хехе
Из перечисленного лет 20 назад пробовал только последнюю мазь
06.02.2024 16:13
.. так и не научился мазать, плюнул, из этой серии теплее 55-ки ничего нет.
Мазал так: дома грунт Rex под утюг, далее в тепле два слоя Start Race +2/-2 и на холоде очень-очень тонко Start Black Magic. Получилось так, что времени на перебор вариантов у меня не было, но в целом не жалею.
... от теплого западного ветра, где снег меньше прогрело в субботу, в колеях было подобие муки, там на первом круге даже чуток прихватывало, по держанию был запас. Когде немного потеплело, а я устал, держание логчно стало хуже (
Скольжение все время на 4+, от своих соседей (большую часть гонки в районе 100-го места) я в основном отъезжал.
У меня скольжение было топец, но это не могло на таком рельефе
06.02.2024 16:32
Ведь держания не было совсем. Поэтому под конец я совсем загрустил и меня начали обгонять пачками, да и в начале все подъемы бегом (потом уже и шагом) елочкой это не дело совсем.
Есть, конечно, стимул вернуться и намазаться хоть сколь-нибудь приемлемо, а не так, как в этот раз.
Это про "вернуться и намазаться". То и другое реально, как по отдельности, так и вместе, но условия будут другими (понимаю, что банальность жуткая, прошу прощения). Вообще, прогноз погоды обещал более серьезный квест для классики - так, в одном из вариантов в дополнение к тому счастью, что было, мелькал еще и снег во время гонки))
Участок трассы "вдоль забора" и название неподалеку СНТ "СПОРТ" намекает на постоянное давление со стороны желающих расширить застройку за счет близлежащих территорий (по аналогии с другими такими местами в нашей стране). Хотя я тут, конечно, могу быть не прав, ведь я не местный
При желании можно найти больше инфы, в том числе и на главной Скиспорта. Обращения, письма, личный разговор Алябьева и Егоровой с ВВП на "Балу олимпийцев" в Кремле - ничего не сработало. Деньги правят миром (
Одно дело - когда действуют строительные гиганты типа "ЛСР" или "Донстроя", в данном же случае объемы именно строительства были никакие, действовали местные мелкие хапуги, успешно продававшие земли Минобороны. Навар был в земле, речь шла о десятках килобаксов за сотку. Ну, и похоже, у них был властный покровитель с качественным доступом к Телу №1.
Бывшая тогда губернатором СПб В.И. Матвиенко просила у министра обороны Сердюкова передать земли Администрации города для строительства нормального спортцентра международного уровня, тот ответил: объекты используются по назначению и на них ведется подготовка армейских спортсменов, все в целости и сохранности и убыли площадей не выявили Позже министр сменился, но политика в отношении Всеволожского полигона осталась прежней.
Ничуть не хуже Хиихты. Приезжал несколько раз с удовольствием. Местные, бывало, к подготовке трассы придирались, в какие-то годы к толпе курсантов на лыжах, но для меня замечательная природа Карельского перешейка и формат перекрывали все. В Москве ничего подобного на моем спортивном веку не было.
Но ТМ в один круг как правило большая часть трассы была сильно рыхлой. Бежал один раз, когда сократили до 43 км и два раза проезжал без номера. Всегда было местами очень рыхло и перепахано даже на спусках.
то. Работали достойно, только широкодиапазонные клистера. Из Rode фторовый -2+3 или +5С подзабыл (Черный), возможно Swix Universal (Белый), Rex Gold-7+3,Последний особенно здорово.Я им мазал. Колодку, можно было подсыпать порошком по погоде, у кого, что есть или сверху Start BM, у кого есть..Тогда снег отваливался с ходу. Фиолетовые Swix и другие, даже переходный, сильно цепляли. Конечно тонкий слой грунта,просто горячий грунт снять тряпкой и этого достаточно.
если из RODE, клистер желтый "0 С" и Universal +6-6C, а у Swix еще один Universal, их у SWIX два, один потеплей, другой до +5С. На это, нужно время и резервная пара лыж, хотя бы одна и возможность быстро снимать мазь, прямо здесь на трассе и не бегать за 100 метров в дом.
Если не видишь всю трассу. Я мазался клистером на минус только в Иматре, где по всему 5 км кругу ледяные рельсы и они нигде не прерываются.
Я использую клистеры только на плюсовую погоду весной, на старый снег, когда точно уверен, что не будет подлипа и можно из колеи спокойно выходить, если надо.
Либо греть, либо сохранять нагретым. Например, держать рядом с бутылкой с горячим. Наверное, можно и окунуть, если очень нужно ) Необязательно изотоник, можно горячую воду в отдельной бутылке заготовить. Некоторые твёрдые мази тоже не нанести на морозе. Имел опыт с start oslo в -18, результат был очень посредственный.
хороший, я обычно пытаюсь сохранять нагретым в кармане, но вот это
Например, держать рядом с бутылкой с горячим. Наверное, можно и окунуть, если очень нужно ) Необязательно изотоник, можно горячую воду в отдельной бутылке заготовить.
Давно бежал Невскую классику и на 30 км мазь стёрлась. Решил подмазать, было -8, достал мазь из кармана, синюю, а она никак не намазывается. И тут рядом Юра достает баночку из плавок, из того места, где всё самое ценное, подмазывается и уезжает вдаль. Я на руках доехал до 35 км (по 6 минут на км), там на пункте был костер, на нём я свою мазь и разогрел. Но руки уже отвалились.
так я перемазал в свое время все, что только смог и одежду и бокс с мазями. Держание было отменное ))) Теперь клистеры я предварительно в пакетик кладу, либо заматываю стрейч пленкой.
А для лыж я сам сшил кожаный фартук на длину колодки, на молнии, чтобы не пачкаться и не пачкать чехлы. Оборачиваю им сложенные лыжи и застёгиваю на молнию. Дома уже аккуратно снимаю фартук и снимаю клистер в перчатках.
И в таком виде. Но я не сталкивался с тем, чтобы клистер стирался с колодки и требовалось подмазывается. По моему опыту, если клистером подготовить то на два марафона хватит. Но клистер хорошо собирает грязь и даже становится толще.
На Джизерске как-то к финишу от клистера приехала почти сухая колодка. Были ледяные бугры и на спусках всё стёрли вместе с грунтом. В тепло да, и собирает и утолщается
А смысл на грунт наносить? Мне кажется, сцепление клистера со скользящей намного крепче, чем в случае грунта под утюг. У меня был опыт морозного клистера holmenkol - проехал за два дня почти 50 км. Снял его, потому что нацеплял много шелухи от коры сосен и иголок, и стал из-за этого плохо держать.
Как по мне, самый надёжный вариант выше предложил Алексей Жилин. Налить в подсумок горячий чай перед тренировкой, а в кармашек подсумка положить тюбики с клистером. Тогда он будет все время тёплый, чтобы можно было подмазаться в любой момент. Но это будет на 100 % работать только с универсальными широкодиапазонными или теплыми клистерами (красные, желтые), которые сами по себе мягкие. А насчёт kx30 не уверен. Это один из самых жёстких клистеров, который даже если растопить на улице, потом все равно сложно размазать по холодной лыже без комков. Такие клистеры обычно используют как грунт под более мягкие клистеры и наносятся под утюг, но никак не на улице.
и тоже SWIX. Казалось, что проще. Но вот столкнулся с тем, что по рекомендации взял мазь от другого производителя на специфические условия и срабатало она отлично, а от свикса у меня такой не нашлось. И теперь вот в тех условиях та мазь отлично работает. Поэтому, я сделал вывод, что есть удачные и неудачные варианты у разных производителей.
По теме клистеров: морозный, пару специальных на около 0 и пара тёплых на разный снег, грунт само собой Вообще, я клистеров боюсь, но когда мажусь, то сильно не влетаю, ттт
Добавлю, что я не очень искушённый смазчик, но требовательный потребитель ещё ни разу в сервисе меня идеально не намазали
клистеров, пару универсальных от Свикс, один с фтором Свикс, есть Ваухти фторовый, есть Старт с фтором и молибденом. Но... как написал Александр выше пришел к мысли упразднить разнообразие производителей до одного, так проще и понятнее, да и менее вариативно. А то по погоде, по снегу , да еще и производителям мази варианты, я иногда просто в ступор впадаю, что же делать, психую и на тренировку клею ленту Рекс))))
Вот у меня линейка Rode минусовые и плюсовые, наверное почти вся.
Но на местных соревнованиях периодически попадаю в ситуацию, когда то перемазался, то недомазался, подходишь к кому-нибудь "что сегодня держит", и в ответ мазь производителя N, которую ты видишь в первый раз, и этот N, и эта мазь всегда каждый раз разные.
Причем, обычно это подается как "очевидно, что сегодня держит мазь X от фирмы N!", что немного обескураживает
Мази разных производителей (т.е. разные линейки мазей)
06.02.2024 19:06
одна не хуже и не лучше другой, они просто разные. ИМХО, лучше всего работать с одной линейкой, (как написал выше Ал-р Бойков), например, со Свиксом, Роде, Стартом или Рексом - с тем, с чем у вас исторически сложится. Так гораздо проще все систематизировать и не запутаться. Вот прочтите, что по этому поводу пишет Ал-р Родимов: https://www.skisport.ru/forum/cross-country/16952/#245153
Прошу прощения, но категоричные заявления Родимова в той ветке далеко не бесспорные. Он писал, что линейка Swix VR не нужна, и особого толку от нее нет. Понятно, что это было почти два десятка лет назад, да и серия VR уже не выпускается.
А между тем серия Krystall едва ли не самая лучшая у Swix. В принципе, очень хороша и современная серия VP, но VR - это песня. Нужно только в них разобраться, чего Родимов, видимо, не сделал. Так что, думаю, на его мнение ориентироваться в этом вопросе точно не стоит.
Действительно, здесь вышла накладочка:) Насчет VR полностью согласен, сам ими пользуюсь, несколько лет назад закупил два комплекта, надеюсь, еще надолго хватит:) Его пост привел в пример касательно использования одной линейки. Тоже считаю, что лучше пользоваться одной линейкой, так легче понять и не запутаться. Потом уже появятся мази других брендов, которые будут для вас ценными. Ну, например, сам иногда пользуюсь также Родой 0-3 (-1-3) и Рексовской "морковкой". Ну и еще считаю правильными некоторые общие принципы смазки, о которых он говорит.
по хорошему не обойтись, потому что у каждого из них, есть свои супер варианты. Хорошо, когда многое из лучшего, разных производителей и линеек внутри бренда, есть в распоряжении. Не буду здесь растекаться, но все мази разных производителей, можно мешать и делать варианты иногда недоступные для моноварианта. При смазке клистерами, иногда нужна тепловая обработка, для получения микса(смеси), а иногда требуется наоборот, охладить первый слой, чтобы закрыть его поверх, например серебрянкой или тем же START BM, по условиям. Подсыпать порошком надо, не успевшую остыть колодку. Практически всегда, под клистер нужен грунт. Все варианты надо пробовать перед стартом и быть готовым, на внесение коррективов.
аллюминевой пудрой, редко бронзовой. Они есть у всех брендов. В основном клистера, но есть и полутвердые , например переходные у SWIX и START. Мази с наполнением меньше набирают грязь..и пр. При растирании, хорошо видно равномерность нанесения..
уверен что Вы правы, но писал про себя, что моего опыта маловато подбирать правильные миксы, а тех.карт по крайне мере со стабильными параметрами сложно найти) Вот хорошо, что тут делятся опытом (в том числе и Вы) и база постепенно наполняется.
Владимир, для начала посоветовал бы самый популярный и универсальный микс клистеров rode rossa/rode multigrade. Работает этот микс в большинстве клистерных условий на фирновый снег, глянцевую лыжню в широком диапазоне температур. Этот вариант прекрасно работал в Токсово в эти выходные, кстати. А так, в личку подробнее вам отпишу чуть позже.
Стараюсь использовать широкодиапазонные. Например, много лет фторовый роде +-6, в минус почти не пробовал, а в плюс работает надежно до верхней границы. При этом у той же роды в этом диапазоне есть и другие - красный, серебрянка, может еще что, не помню. Год назад прикупил Start mwf, пока нравится, снег мало подмерзает, можно не мучиться с закрытием. На -2 и ниже не пробовал, как-то не сложилось. Но морозный да, нужен, хотя и редко. Итого, для начала - базовый, один-два широкодиапазонных. Потом можно экспериментировать с узкодиапазонными, серебрянкой, смолой и проч. Но времени на это нужно много. Когда на Биркебейнере официальным смазчиком была свикс, клистерные рецепты для любителей всегда состояли из K21 и K22, но я ими не пробовал. А лента в Токсово не вариант была?
Пока что я более-менее разобрался, что у меня держит в нормальную зимнюю погоду и в холод. Переходная погода и плюс остаются terra incognita, вот пытаюсь закрыть этот пробел в образовании.
Интересно, что у нас дома в Туле при похожей температуре на той же неделе отлично держала Rode 0..+2 в качестве промежуточного слоя, закрытая сверху фиолетовой Rode на 0. А в Токсово все было совсем не так...
мне Николай Кабанен о ней рассказал. У меня от Рекс, два варианта- теплый и морозный. Клеится легко, колодка примерно как под клистер, прохожу утюгом. Хватает тренировки на три, четыре (смотря какие). Держит примерно в 75% случаев, но иногда поверх наношу твердую мазь, когда лента подстирается. Но на мой взгляд это не решение для гонок, может конечно у кого и есть опыт применения на соревнованиях.
Уточните, пожалуйста, теплая в плюсовом диапазоне на сколько хорошо работает? Не хочется как то с кластерами на тренировки связываться, а камус на мокром снегу тоже так себе вариант
слышу периодически, что когда клистер подмерзает при плюсовой температуре, нужно присыпать поверх солью. Ни разу так не пробовал и даже не представляю технологию, может кто из опытных расскажет как и когда использовать соль?
Но соль ведь смоется с клистера и довольно быстро. Вопрос на сколько её хватит. Как я понимаю надо солить самой мелкой. Так не только клистер, но и полутвердую можно солить.
снижения температуры замерзания было понятно. Вопрос в практической области, как раз помол используемый и как правильно использовать, да и нужно это сейчас или есть мази современные, где все это уже прошлое? Вот в чем вопрос)))
Подлипа быть не должно в принципе. А вот степень держания - это под конкретного лыжника. Если лыжи мастера дать любителю, то он скорее всего будет постоянно ловить отдачу. Поэтому мазаться лучше под себя и свои физические возможности. И получается советы мастера скорее повредят.
На FH были представители Rex. Когда я к ним подошёл за рецептом, то они спросили: на какое время я рассчитываю, еду ли я по равнине бесшажным. И рецепты у них были разные для разных случаев.
Я использую клистер в основном весной, когда снег превращается уже в кашу, даже искусственный, и коньком кататься становится тяжело. Я тогда перехожу на классику с клистером. Для этого у меня есть специальная клистерная пара Россиньол. Использую мази Рекс, за 25 лет научился ими пользоваться, есть к их системе мануал и рекомендации. Если делаю по мануалу то по-крупному не попадаю со смазкой классики.
Если гонка и нестандартные условия, то обращаюсь к более опытным лыжникам.
То искал бы на маркетплейсах "утюг дорожный беспроводной со встроенным аккумулятором с зарядкой от USB" Заряжал бы в машине, на нем бы грел тюбик с мазью и им же мазь и разравнивал. В общем нужно что то с нагревателем от АКБ, чтобы тюбик разогреть.
Ну почему не купить горелку для разогрева клистера?Да хотя бы зажигалку?Или сухое горючие...Если боитесь за лыжи то клистер то почему не хотите открытым огнём разогревать?
С собой был SWIX KX30. Он задубел (хоть температура воздуха была -2 наверное) и его не получилось нанести.
Вопрос: как отогревать его в уличных условиях (т.е. типичных, аренду вакс-кабин у нас на соревнованиях не предлагают, как вы прекрасно знаете)?
На старте, в котором я участвовал, я видел вариант с горелкой, т.е. открытым огнем, мне это не подходит, нужно что-то другое.