• Анастасия Шухова

Спортивная география России: лыжные трамплины. Часть IV

Кировская область

г. Киров

Большой 90-метровый трамплин в Кирове был построен в 1951 году, в то время на территории СССР сооружений такой мощности еще не существовало. Наиболее подходящим местом для строительства оказалась Филейская гора на левом берегу реки Вятки. Однако возвышенности естественного рельефа все равно не хватило, и металлическая эстакада кировского трамплина получилась самой высокой в Европе. 

Спустя 18 лет после открытия трамплина произошел несчастный случай: опоры горы приземления не выдержали обильного снегового покрова и рухнули, стол отрыва фактически повис над бездной. 

В 1970-м трамплин удалось быстро восстановить, однако уже тогда стало ясно: сооружение нуждается в серьезной реконструкции. Но содержание трамплина и так стоило недешево, а в 1990-х годах экономика города находилась в плачевном состоянии из-за практически полной зависимости от нерентабельной в то время оборонной промышленности. В последнее десятилетие ХX века кировский трамплин забросили и, казалось, с прыжками здесь уже попрощались. Однако в 2002 году трамплин неожиданно восстановили: он был нужен для проведения внутрироссийских соревнований, так как остальные большие трамплины в стране находились в еще более плохом состоянии. В июне 2010 года на кировском трамплине произошел пожар, нанесший ему серьезный ущерб. Спустя два года было принято решение об очередном восстановлении трамплина, но ремонтные работы или строительство нового объекта так и не начались. В последние годы трамплин послужил любителям ледолазания, тут даже проходили соревнования по этому экстремальному виду спорта, однако летом 2017 года сооружение полностью законсервировали.

Помимо большого трамплина на склонах Филейской горы были построены и два учебных трамплина мощностью 20 и 40 метров. Они также пришли в негодность и стояли в планах сноса, однако в 2016 году местные ветераны прыжкового спорта восстановили их собственными силами, увеличив мощность 40-метрового трамплина до 50 метров. Прыгать на этих трамплинах, правда, можно только зимой; тем не менее, эти сооружения являются большим подспорьем в работе местной школы.

пос. Ленинская Искра

В 1967 году на территории поселка Ленинская Икра, расположенного в ста километрах от Кирова, были построены три трамплина мощностью 20, 40 и 60 метров. Но как и трамплины в областном центре, со временем они были заброшены из-за недостатка средств. Позже трамплины в Ленинской Искре и вовсе снесли. В 2015 году силами бывшего кировского прыгуна Александра Зайцева в Ленинской Искре был построен 25-метровый трамплин. Примечательно, что затраты на такой трамплин составили всего 10 тысяч рублей – именно столько Александр Зайцев потратил на доски, из которых самостоятельно построил объект для прыжков на лыжах. С тех тут проводятся различные детские соревнования, тренировки ветеранов, а также спортивные праздники. 

Нижегородская область

Еще в 1930-е годы в тогдашнем Горьком существовали небольшие снежные трамплины для прыжков на лыжах. В послевоенное время этот вид спорта стал активно развиваться. Уже в 1947 году неподалеку от территории Политехнического института был построен первый 30-метровый трамплин, а спустя год открылась специализированная спортивная школа.

г. Нижний Новгород, Парк Победы

В 1958 году на территории Парка Победы был построен комплекс, состоящий из трамплинов относительно небольшой мощности. В 1973 году тут появился 110-метровый трамплин, ставший одним из самых популярных в стране. В 2008 году комплекс в Парке Победы праздновал полувековой юбилей, а "в подарок" получил постановление о закрытии большого трамплина из-за соображений безопасности; в исполнение этого приказа конструкции горы разгона большого трамплина были снесены. 

В этом же году был проведен конкурс на создание проекта новых трамплинов, который выиграло архитектурное бюро из Инсбрука. Работа австрийских архитекторов выглядела грандиозно; на чертежах, помимо малых и нормального трамплина, закрытых лыжных трасс и плавательного бассейна, был нанесен и профиль большого 125-метрового трамплина. Но стоимость работ оказалась слишком высокой, и от этого варианта пришлось отказаться. Долгое время о трамплинах в Нижнем Новгороде приходилось только мечтать, однако спустя десять лет неожиданно началось строительство нового трамплинного комплекса. К апрелю 2020 года в Парке Победы были возведены трамплины мощностью 40 и 60 метров.  

д. Кузнечиха

В 1976 году неподалеку от областного центра, в деревне Кузнечиха, был построен спортивный комплекс, состоящий из четырех трамплинов разной мощности от 5 до 35 метров. В 1990-х годах комплекс перестали использовать, ремонт трамплинов не проводился, и они оказались заброшенными.

г. Павлово

Во второй половине 1950-х в городе Павлово, расположенном в 90 километрах к юго-западу от Нижнего Новгорода, начал работу 50-метровый трамплин. Вместе с построенными тут же трамплинами мощностью 10 и 30 метров он образовывал полноценный спортивный комплекс, где могли тренироваться как начинающие прыгуны, так и члены региональной сборной. Однако развитие прыжкового спорта в Павлово, как и во всей Нижегородской области, остановилось в 1990-х. Тогда трамплины забросили, а в 2013 году и вовсе снесли.   

Республика Татарстан

г. Казань

В черте города, в Парке Горького, в 1950-е годы располагался небольшой 20-метровый трамплин, на котором проходили соревнования казанских любителей прыжкового спорта и занятия начинающих спортсменов. К сожалению, даже следов трамплина, находившегося в самом центре Казани, сейчас нет.    

мкр. Дербышки

В 1965 году на территории березовой рощи в микрорайоне Дербышки был построен 40-метровый трамплин. В последующие годы он не раз реконструировался, а в 1980 году был перестроен с использованием стальных конструкций и железобетонных плит. "К-point" нового трамплина располагался на отметке в 63 метра. На рубеже веков трамплин в Дербышках вновь потребовал ремонта, однако на него в то время не нашлось средств. Восстановить трамплин удалось лишь в 2019 году. Помимо тренировок на 60-метровом трамплине, местные лыжники могут также использовать 10- и 30-метровые трамплины.  

г. Лениногорск

В 1975 году в Лениногорске был открыт 75-метровый трамплин, параллельно с этим событием начала работу и прыжковая школа. Двумя годами ранее на территории города был построен 30-метровый трамплин, а в 1978 году появился и средний 50-метровый. На сегодняшний день большой трамплин находится в заброшенном состоянии, а остальные продолжают работу: в 2008 году на малых трамплинах был проведен косметический ремонт.  

г. Альметьевск

В 1977 году прибывшими в Татарстан кировчанами В.Н. Наймушиным и А.М. Котовым на  территории Поташкинско-Полянского лесничества к северу от Альметьевска началось строительство лыжного комплекса "Снежинка". В марте 1977 года на территории базы появился 20-метровый трамплин, а летом того же года было закончено строительство 50-метрового трамплина. Позже комплекс разросся, появились дополнительные учебные трамплины. Во второй половине 1980-х годов лыжники Альметьевска пошли дальше и начали возводить 70- и 90-метровые трамплины неподалеку от основной базы. Но строительство так и не удалось завершить из-за разразившегося кризиса 1990-х. Не лучше обстояли дела и с комплексом учебных трамплинов: средств на ремонт не было, содержание объекта обходилось недешево, все меньше детей приходило заниматься в школу. Жизнь в альметьевские трамплины вдохнули лишь к нынешнему году, когда усилиями ветеранов спорта были восстановлены все шесть трамплинов мощностью от 5 до 50 метров.  

Продолжение следует

Часть I

Часть II

Часть III

25 2749 Анастасия Шухова 01.10.2020 22:13
Рейтинг: +6 +6 0

Чтобы оставить комментарий, зарегистрируйтесь и войдите через свою учетную запись.

01.10.2020 22:49
Киров.  Уточнение.  Кировский трамплин был мощностью 70 метров.  Я первый раз с него прыгал в 1965 году ещё на деревянных львовских лыжах.  Запомнились тогда мне классные прыжки рекордсмена трамплина 81 метр Сергея Двинских и чемпиона СССР Станислава Захарова.  Кстати отец Стаса - Петр Данилович Захаров был первым деканом факультета физвоспитания в пединституте.  Он же был причастен не только к созданию этого факультета, но и к постройке самого современного в СССР трамплина в г. Кирове.  В течении 30 лет он был деканом.  Участник ВОВ он был судьёй международной категории по прыжкам на лыжах.  Кстати сказать, трамплин был оборудован лифтом.  Когда я поднялся на старт мои коленки дрожали от волнения.  "Не дрейфь, пацан.  Не ты первый, не ты последний", - этими словами напутствовал меня Стас Захаров.  Он прыгал вышкой ниже.  Трамплин в Кирове был любимым моим трамплином.  Мой личный рекорд на соревнованиях с него 79 метров в 1975 году.
Ссылка Рейтинг: +7 +7 0
01.10.2020 23:10
Спасибо Анастасии за очередной очерк, и спасибо Юрию - ваши дополнения всегда интересно читать.
Фото рухнувшего трамплина внушает ужас. Надеюсь, никто не пострадал тогда.
И на контрасте - фото трамплина, полностью (!) сделанного энтузиастом.
Немного отступлю от темы, но в связи с этой историей вспомнился эпизод. Зимой на лыжне встретился со школьным приятелем, которого не видел уже несколько лет. Во-первых, он меня удивил тем, что подсел на лыжи - раньше он занимался спортом, но интереса к лыжным видам, насколько помню, у него не было. А второй раз удивил, когда мы с ним в раздевалке разговорились про тренировки на лыжероллерах. Оказалось, что недалеко от города, рядом с обычной базой отдыха, примерно такой же энтузиаст (видимо, бизнесмен) на свои деньги положил асфальт и сделал лыжероллерную трассу. Это - лишнее подтверждение тому, что лыжные виды у нас пока в основном держатся на таких вот энтузиастах. И хорошо, что они есть.
Ссылка Рейтинг: +3 +3 0
02.10.2020 05:03
Кировская обл.  Пос. Ленинская Искра в 4 км от райцентра Котельнич.  
В мое время каждый трамплин был не похож один на другой, я бы сказал имел свою душу, которую прыгуну для успеха нужно было понять.  В пос. Ленинская Искра находилась центральная усадьба колхоза "Искра" председателем, которого был Герой Социалистического Труда Андрей Миронович Ронжин.  Именно он был инициатором строительства на территории колхоза пяти трамплинов мощностью от 20м до 60 м и создания в посёлке спортивной школы по зимним видам спорта.  Спортсмены колхоза составляли костяк Сборной ЦС "Урожай".  Лучшим спортсменам колхоза председатель устанавливал персональные стипендии.  Так школьник Александр Пектубаев получал 80 руб в месяц, на которые можно было одному безбедно жить в 70-80 годы.  Не случайно он дорос до МСМК по двоеборью, чемпиона СССР, победителя спартакиады народов СССР, медалиста КМ и неоднократного чемпиона Мира среди мастеров.  К многочисленным боевым и трудовым орденам и медалям Андрей Миронович Ронжин в 1982 году получил почётный знак "За заслуги в развитии физкультуры и спорта".  Его именем названа центральная улица в посёлке.
Ссылка Рейтинг: +3 +3 0
Юрий, насчет мощности Кировского трамплина у меня самой возникали вопросы. Все интернет-источники говорят о 90-метровом трамплине, но в одной из книг инженера Галли этот трамплин называется 60-метровым. Рекорд нынешнего Кировского трамплина составляет, насколько я помню, 104 метра, то есть, сейчас его никак нельзя отнести к малым трамплинам. Но и информации о перестройке трамплина с существенным увеличением его мощности я тоже не нашла... Может, вы можете разъяснить эту ситуацию?
Ссылка Рейтинг: +1 +1 0
02.10.2020 09:24
Настя, трамплин в Кирове точно перестраивали до К-90.  Когда точно, я не помню.  Я не был свидетелем, но в литературе такая информация промелькнула.  Старые кировские тренера знают точно.  Например, Сергей Лысов.
Ссылка Рейтинг: +2 +2 0
Много славных имен в истории лыжного спорта назвал Юрий. Замечательные статьи Анастасии.

Можно вспомнить, что еще в эти годы, ударными темпами ремонтировался Кремль, Восстанавливалась позолота лепнины и резных дверей и пр. Когда БН принимал Клинтона ,то после экскурсии по Кремлю, Клинтон сказал... и эта страна просит гуманитарную помощь.. Пошутил наверное.
Ссылка Рейтинг: +2 +2 0
Анастасия спасибо вам за ваши истории.
Так как зимой катаюсь в Дербышках на лыжах, поэтому вижу полёты ребятишек на трамплине. Люблю поболтать с тренерами. Тренируются и девочки и мальчики. Полноценно тренировки начались года полтора назад, но и до этого были те, кто прыгал с трамплина.
А вот про трамплин в парке Горького я не слышала. Действительно там даже и намёка то на него нет. Надо бы мне узнать у местных жителей про трамплин в парке Горького, его расположение и всякое такое.
Юрий вы как всегда столько интересных вещей рассказываете и вспоминаете. Спасибо Вам.
Ссылка Рейтинг: +2 +2 0
02.10.2020 11:23
Рассказы потрясают! Приходилось ездить в разные лыжные места, но никогда бы не подумал, что было так много трамплинов. Примеры с трассами, трамплинами в небольших поселках впечатляют (сам знаю такие примеры). Практически невозможно представить такое сейчас.
Ссылка Рейтинг: +3 +3 0
Огромное спасибо Анастасии и Юрию.
Уже жду эти статьи.  
Ссылка Рейтинг: +3 +3 0
02.10.2020 14:49
Горький.  История строительства 90 метрового трамплина. В 1957 году на судостроительном заводе "Красное Сормово" был спущен первый теплоход на воздушной подушке "Ракета".  Как раз в этот год Горький с дружеским визитом посетил мэр финского города Лахти.  Власти города решили устроить ему прогулку на "Ракете" по Волге.  Во время поездки финский гость увидел небольшой трамплин на волжском откосе и выразил сожаление, что в Горьком нет большого трамплина.  Руководитель города согласился и пообещал на следующий год исправить эту ошибку.  "Хорошо.  Мы приедем на следующий год на открытие трамплина" - отреагировал мэр Лахти.  Построить за год 90-м трамплин было не реально, но "слово не воробей", а слово в то время руководители держать умели.  И финские спортсмены приехали на открытие трамплина.  И хоть город Горький был закрытый, но для спортсменов из "Рабочего спортивного союза" препятствий с визами не создали.  Первым спортсменом одолевший 100-метровый рубеж в СССР был мой товарищ по команде ЦС "Буревестник" Почетный мастер спорта Борис Азябин именно на этом трамплине.  В 1975 году на чемпионате СССР горьковчанин Михаил Веретенников стал чемпионом СССР с новым рекордом - 108 метров.  Я прыгнул только 97 метров.  
Ссылка Рейтинг: +3 +3 0
Юрий, "Ракета" была, наверное, на подводных крыльях.
Ссылка Рейтинг: +1 +1 0
02.10.2020 16:38
Да, Алексей.  Крылья служат для поднятия корпуса судна над водой.  Когда корпус поднимается над водой возникает эффект воздушной подушки.  Сопротивление воздуха значительно ниже воды и скорость судна резко возрастает.
Ссылка Рейтинг: +1 +1 0
Присоединяюсь к словам благодарности в адрес Анастасии и Юрия.

Никогда не интересовался прыжками, однако ваши очерки и воспоминания читаю с огромным удовольствием. СПАСИБО!

Ждем продолжения )
Ссылка Рейтинг: +2 +2 0
03.10.2020 15:28
Большие трамплины в Кирове и Горьком были очень похожи по конструкции.  И это не случайно.  Ведь проектировал их украинский еврей А.Д. Колоднер.  Не знаю, имел ли он специальное образование, но когда я с ним познакомился в 1973 году, он был больше похож на бомжа, чем на архитектора.  Приехал в Кировск и устроился рабочим на трамплине.  Жил в общежитии.  Чистил от снега ступеньки на трамплине.  К 11 часам утра работу заканчивал и к обеду уже был в лёгком опьянении.  Я даже не мог и подумать, глядя на него, что это человек про которого ходили легенды.  А ведь он был и не плохим лыжником.  После войны участвовал в чемпионатах СССР по лыжным гонкам.  Сразу после завершения строительства трамплина в Кирове в октябре 1951 года он был арестован и на 10 лет был отправлен в лагерь под Воркуту. В 1956 году Колоднер был амнистирован.  Как позднее выяснилось, Александр Давидович приехал в Кировск, чтобы построить самый большой в мире трамплин, однако власти города скептически отнеслись к его намерению.  Узнав, что я работаю инженером и имею доступ к картам он попросил меня сделать выкопировку карты М 1 :  5000 участка горы Айкуайвенчорр под трамплин.  Я ему такую выкопировку сделал.  Профиль горы, действительно, там идеальный для строительства 200-метрового трамплина, но погодные условия эксплуатации его вызывали большие сомнения.  На мои возражения Александр Давидович сказал, что на лётных трамплинах не тренируются, а раз в год проводят международные соревнования.  Через несколько дней он мне показал эскиз будущего трамплина.   Продолжение следует.
Ссылка Рейтинг: +1 +1 0
03.10.2020 22:03
Кстати, А.Д. Колоднер автор проекта памятника Первостроителям Воркуты.  В Кировске Александр Давидович не прожил и года.   Не найдя понимания, он уехал в Красноярск.  В 1974 году там был запланирован финал Спартакиады народов РСФСР и там его талант оказался востребованным.  Нужно было построить 70-м и 120-м трамплин, самый большой в СССР.  На этих соревнованиях я встретился с Александром Давидовичем ещё раз.  Я выступал в двоеборье и отпрягался с нового трамплина очень хорошо.  Был третьим. Проиграл горьковчанину Валентину Архангельскому и ленинградцу Сергею Омельченко. Александр Давидович подошёл ко мне и поздравил.  "Слушай, Юрий Леонидович, мне дали премию за трамплины 500 рублей и я приглашаю Вас вечером в ресторан".  На этот раз он был в новой куртке Сборной СССР, которую ему подарил главный судья соревнований А.К. Григас.  "Спасибо, Александр Давидович, но мне завтра ещё бежать", - отказался я.  Пробежал 15 км я в свою силу и занял в итоге 10 место.  А выиграл Николай Наговицин - серебряный призёр ЧМ 1970 года.  Продолжение следует.
Ссылка Рейтинг: +2 +2 0
03.10.2020 22:33
Настя такой вопрос?
Много приходилось слышать трагических историй, как про соревнования так и про тренировки…
Рассказывали, что даже на спартакиаде народов СССР, в начале 80-х был трагический случай.
А как на самом деле обстоит дело… в твоем виде спорта?
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
04.10.2020 08:39
Окончание.  Александру Давидовичу в ту пору было уже под 60 лет, но выглядел он гораздо старше.  Война, лагерь и не здоровый образ жизни сильно состарили его.  После Красноярска он отправился в Пермь, реконструировать 60-м трамплин. Трамплин в Перми устарел, да и был каким-то корявым.  После реконструкции мощность трамплина увеличилась до 80 метров и он приобрёл вид под стать предыдущим трамплинам архитектора А.Д. Колоднера.  Пользуясь случаем расскажу свои впечатления о главном 120-метровом трамплине Колоднера в Красноярске.  Я совершил с него 2 прыжка в числе первых.  После соревнований на спартакиаде, я понял, что бежать пятнашку  мне уже не по силам, а на прыжки с трамплина силы ещё были, да и нравились они мне.  Итак я попал на него на первую тренировку прыгунов перед финальными соревнованиями Спартакиады.  Трамплин находился в урочище Каштак в другом конце города от 70-м трамплина.  Когда я увидел это сооружение вблизи, честно скажу, было жутковато.  И не мне одному.  Даже самые отчаянные прыгуны притихли.  Однако все обошлось благополучно.  Никто не упал и не получил травму.  Я не помню, кто сделал самый дальный прыжок под 130 метров.  К сожалению, соревнования Спартакиады на этом трамплине отменили из-за погодных условий.  А рекорд трамплина, если не ошибаюсь, установил Юрий Калинин на чемпионате СССР - 154 метра.  Пока этот рекорд так и не побит в России.
Ссылка Рейтинг: +2 +2 0
Stcheto vod, сейчас прыжки с трамплина – далеко не самый экстремальный вид спорта. Трагические истории, на наше счастье, случаются крайне редко. Относительно недавно при выполнении прыжка на полетном трамплине очень неудачно упал австриец Лукас Мюллер, повредивший позвоночник и попрощавшийся не только со спортом, но и с нормальной жизнью... Но это частный случай. В целом картина выглядит так: падения с трамплина часто выглядят очень жутко, однако последствия далеко не так серьезны, как казалось в начале. Таких роликов в интернете очень много, и зачастую мы видим, как спортсмены после падений даже сами поднимаются и покидают зону приземления без посторонней помощи. Самая частая из опасных прыжковых травм – разрыв крестообразных связок колена.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
Юрий, я обратилась к Сергею Лысову, однако и он ничего не смог объяснить относительно мощности кировского трамплина. Вроде бы была реконструкция, но как и когда она была проведена, он не знает.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
04.10.2020 11:49
Анастасия, я нашёл в википедии.  Полная реконструкция большого трамплина в Кирове была проведена в 2002 году.  В 2010 на трамплине случился пожар и трамплин вышел из строя.  Что касается травмоопасности прыжков с трамплина.  Упасть на огромной скорости даже на хорошо подготовленную гору приземления, особенно в радиусе, всегда больно.  Практически все прыгуны с трамплина не избегают травм.  Гарий Напалков и Владимир Белоусов тоже не избежали серьёзных  травм.  Были и летальные исходы.  Я лично имел два сотрясения, перелом руки и надрыв ахиллесова сухожилия.  Сейчас эти травмы дают о себе знать.
Ссылка Рейтинг: +1 +1 0
Юрий, насколько я понимаю, чтобы увеличить мощность трамплина на 20 метров, его нужно довольно серьезно перестроить, чего с кировским трамплином все-таки не происходило. Как мне кажется, его изначальная маркировка была не совсем верной. Трамплины в Кирове и Москве примерно одного типа, в ваших цифрах кировский чуть больше, московский чуть меньше. Но визуально разница гораздо значительнее. Я говорю именно про старые фотографии 70-х годов.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
04.10.2020 16:56
Трамплин в Кирове в 2002 году подвергся существенной перестройке.  Гора приземления стала более вытянутой и соответствовала международным стандартам.  И на фотографии он выглядит более мощно, чем во времена, когда я с него прыгал.  Кировский трамплин и в старые времена был мощнее Московского, его рекорд был на 10 метров больше.
Ссылка Рейтинг: +1 +1 0
По-видимому, так и было. Жаль, что в регионе не нашли средств на сохранение нашего вида спорта, и тренироваться ребятам сейчас практически негде... Юрий, а вы сами прыгали с московского трамплина?
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
04.10.2020 21:51
Нет, не прыгал.  Уже в мое время трамплин устарел и там проводили соревнования только москвичи.  Трамплин был глубинным с крутым радиусом выката.  Позднее трамплин реконструировали и немного увеличили дальность прыжка.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
А я узнала у местных про трамплин в Парке Горького. Одна моя знакомая даже ходила с детьми смотреть соревнования летающих лыжников. Трамплин был расположен с права от входа и приземлялись прыгуны в овраг.  Я примерно так и думала, что трамплин должен был быть расположен именно там, потому как только в этом месте удобный овраг для приземления.
Парк очень изменился после строительства моста Миллениум через Казанку. Благодаря вопросу про трамплин узнала ещё много интересных историй из жизни Казани.:)
Ссылка Рейтинг: +1 +1 0