Кировская область
г. Киров
Большой 90-метровый трамплин в Кирове был построен в 1951 году, в то время на территории СССР сооружений такой мощности еще не существовало. Наиболее подходящим местом для строительства оказалась Филейская гора на левом берегу реки Вятки. Однако возвышенности естественного рельефа все равно не хватило, и металлическая эстакада кировского трамплина получилась самой высокой в Европе.
Спустя 18 лет после открытия трамплина произошел несчастный случай: опоры горы приземления не выдержали обильного снегового покрова и рухнули, стол отрыва фактически повис над бездной.
В 1970-м трамплин удалось быстро восстановить, однако уже тогда стало ясно: сооружение нуждается в серьезной реконструкции. Но содержание трамплина и так стоило недешево, а в 1990-х годах экономика города находилась в плачевном состоянии из-за практически полной зависимости от нерентабельной в то время оборонной промышленности. В последнее десятилетие ХX века кировский трамплин забросили и, казалось, с прыжками здесь уже попрощались. Однако в 2002 году трамплин неожиданно восстановили: он был нужен для проведения внутрироссийских соревнований, так как остальные большие трамплины в стране находились в еще более плохом состоянии. В июне 2010 года на кировском трамплине произошел пожар, нанесший ему серьезный ущерб. Спустя два года было принято решение об очередном восстановлении трамплина, но ремонтные работы или строительство нового объекта так и не начались. В последние годы трамплин послужил любителям ледолазания, тут даже проходили соревнования по этому экстремальному виду спорта, однако летом 2017 года сооружение полностью законсервировали.
Помимо большого трамплина на склонах Филейской горы были построены и два учебных трамплина мощностью 20 и 40 метров. Они также пришли в негодность и стояли в планах сноса, однако в 2016 году местные ветераны прыжкового спорта восстановили их собственными силами, увеличив мощность 40-метрового трамплина до 50 метров. Прыгать на этих трамплинах, правда, можно только зимой; тем не менее, эти сооружения являются большим подспорьем в работе местной школы.
пос. Ленинская Искра
В 1967 году на территории поселка Ленинская Икра, расположенного в ста километрах от Кирова, были построены три трамплина мощностью 20, 40 и 60 метров. Но как и трамплины в областном центре, со временем они были заброшены из-за недостатка средств. Позже трамплины в Ленинской Искре и вовсе снесли. В 2015 году силами бывшего кировского прыгуна Александра Зайцева в Ленинской Искре был построен 25-метровый трамплин. Примечательно, что затраты на такой трамплин составили всего 10 тысяч рублей – именно столько Александр Зайцев потратил на доски, из которых самостоятельно построил объект для прыжков на лыжах. С тех тут проводятся различные детские соревнования, тренировки ветеранов, а также спортивные праздники.
Нижегородская область
Еще в 1930-е годы в тогдашнем Горьком существовали небольшие снежные трамплины для прыжков на лыжах. В послевоенное время этот вид спорта стал активно развиваться. Уже в 1947 году неподалеку от территории Политехнического института был построен первый 30-метровый трамплин, а спустя год открылась специализированная спортивная школа.
г. Нижний Новгород, Парк Победы
В 1958 году на территории Парка Победы был построен комплекс, состоящий из трамплинов относительно небольшой мощности. В 1973 году тут появился 110-метровый трамплин, ставший одним из самых популярных в стране. В 2008 году комплекс в Парке Победы праздновал полувековой юбилей, а "в подарок" получил постановление о закрытии большого трамплина из-за соображений безопасности; в исполнение этого приказа конструкции горы разгона большого трамплина были снесены.
В этом же году был проведен конкурс на создание проекта новых трамплинов, который выиграло архитектурное бюро из Инсбрука. Работа австрийских архитекторов выглядела грандиозно; на чертежах, помимо малых и нормального трамплина, закрытых лыжных трасс и плавательного бассейна, был нанесен и профиль большого 125-метрового трамплина. Но стоимость работ оказалась слишком высокой, и от этого варианта пришлось отказаться. Долгое время о трамплинах в Нижнем Новгороде приходилось только мечтать, однако спустя десять лет неожиданно началось строительство нового трамплинного комплекса. К апрелю 2020 года в Парке Победы были возведены трамплины мощностью 40 и 60 метров.
д. Кузнечиха
В 1976 году неподалеку от областного центра, в деревне Кузнечиха, был построен спортивный комплекс, состоящий из четырех трамплинов разной мощности от 5 до 35 метров. В 1990-х годах комплекс перестали использовать, ремонт трамплинов не проводился, и они оказались заброшенными.
г. Павлово
Во второй половине 1950-х в городе Павлово, расположенном в 90 километрах к юго-западу от Нижнего Новгорода, начал работу 50-метровый трамплин. Вместе с построенными тут же трамплинами мощностью 10 и 30 метров он образовывал полноценный спортивный комплекс, где могли тренироваться как начинающие прыгуны, так и члены региональной сборной. Однако развитие прыжкового спорта в Павлово, как и во всей Нижегородской области, остановилось в 1990-х. Тогда трамплины забросили, а в 2013 году и вовсе снесли.
Республика Татарстан
г. Казань
В черте города, в Парке Горького, в 1950-е годы располагался небольшой 20-метровый трамплин, на котором проходили соревнования казанских любителей прыжкового спорта и занятия начинающих спортсменов. К сожалению, даже следов трамплина, находившегося в самом центре Казани, сейчас нет.
мкр. Дербышки
В 1965 году на территории березовой рощи в микрорайоне Дербышки был построен 40-метровый трамплин. В последующие годы он не раз реконструировался, а в 1980 году был перестроен с использованием стальных конструкций и железобетонных плит. "К-point" нового трамплина располагался на отметке в 63 метра. На рубеже веков трамплин в Дербышках вновь потребовал ремонта, однако на него в то время не нашлось средств. Восстановить трамплин удалось лишь в 2019 году. Помимо тренировок на 60-метровом трамплине, местные лыжники могут также использовать 10- и 30-метровые трамплины.
г. Лениногорск
В 1975 году в Лениногорске был открыт 75-метровый трамплин, параллельно с этим событием начала работу и прыжковая школа. Двумя годами ранее на территории города был построен 30-метровый трамплин, а в 1978 году появился и средний 50-метровый. На сегодняшний день большой трамплин находится в заброшенном состоянии, а остальные продолжают работу: в 2008 году на малых трамплинах был проведен косметический ремонт.
г. Альметьевск
В 1977 году прибывшими в Татарстан кировчанами В.Н. Наймушиным и А.М. Котовым на территории Поташкинско-Полянского лесничества к северу от Альметьевска началось строительство лыжного комплекса "Снежинка". В марте 1977 года на территории базы появился 20-метровый трамплин, а летом того же года было закончено строительство 50-метрового трамплина. Позже комплекс разросся, появились дополнительные учебные трамплины. Во второй половине 1980-х годов лыжники Альметьевска пошли дальше и начали возводить 70- и 90-метровые трамплины неподалеку от основной базы. Но строительство так и не удалось завершить из-за разразившегося кризиса 1990-х. Не лучше обстояли дела и с комплексом учебных трамплинов: средств на ремонт не было, содержание объекта обходилось недешево, все меньше детей приходило заниматься в школу. Жизнь в альметьевские трамплины вдохнули лишь к нынешнему году, когда усилиями ветеранов спорта были восстановлены все шесть трамплинов мощностью от 5 до 50 метров.
Продолжение следует
Чтобы оставить комментарий, зарегистрируйтесь и войдите через свою учетную запись.
Фото рухнувшего трамплина внушает ужас. Надеюсь, никто не пострадал тогда.
И на контрасте - фото трамплина, полностью (!) сделанного энтузиастом.
Немного отступлю от темы, но в связи с этой историей вспомнился эпизод. Зимой на лыжне встретился со школьным приятелем, которого не видел уже несколько лет. Во-первых, он меня удивил тем, что подсел на лыжи - раньше он занимался спортом, но интереса к лыжным видам, насколько помню, у него не было. А второй раз удивил, когда мы с ним в раздевалке разговорились про тренировки на лыжероллерах. Оказалось, что недалеко от города, рядом с обычной базой отдыха, примерно такой же энтузиаст (видимо, бизнесмен) на свои деньги положил асфальт и сделал лыжероллерную трассу. Это - лишнее подтверждение тому, что лыжные виды у нас пока в основном держатся на таких вот энтузиастах. И хорошо, что они есть.
В мое время каждый трамплин был не похож один на другой, я бы сказал имел свою душу, которую прыгуну для успеха нужно было понять. В пос. Ленинская Искра находилась центральная усадьба колхоза "Искра" председателем, которого был Герой Социалистического Труда Андрей Миронович Ронжин. Именно он был инициатором строительства на территории колхоза пяти трамплинов мощностью от 20м до 60 м и создания в посёлке спортивной школы по зимним видам спорта. Спортсмены колхоза составляли костяк Сборной ЦС "Урожай". Лучшим спортсменам колхоза председатель устанавливал персональные стипендии. Так школьник Александр Пектубаев получал 80 руб в месяц, на которые можно было одному безбедно жить в 70-80 годы. Не случайно он дорос до МСМК по двоеборью, чемпиона СССР, победителя спартакиады народов СССР, медалиста КМ и неоднократного чемпиона Мира среди мастеров. К многочисленным боевым и трудовым орденам и медалям Андрей Миронович Ронжин в 1982 году получил почётный знак "За заслуги в развитии физкультуры и спорта". Его именем названа центральная улица в посёлке.
Можно вспомнить, что еще в эти годы, ударными темпами ремонтировался Кремль, Восстанавливалась позолота лепнины и резных дверей и пр. Когда БН принимал Клинтона ,то после экскурсии по Кремлю, Клинтон сказал... и эта страна просит гуманитарную помощь.. Пошутил наверное.
Так как зимой катаюсь в Дербышках на лыжах, поэтому вижу полёты ребятишек на трамплине. Люблю поболтать с тренерами. Тренируются и девочки и мальчики. Полноценно тренировки начались года полтора назад, но и до этого были те, кто прыгал с трамплина.
А вот про трамплин в парке Горького я не слышала. Действительно там даже и намёка то на него нет. Надо бы мне узнать у местных жителей про трамплин в парке Горького, его расположение и всякое такое.
Юрий вы как всегда столько интересных вещей рассказываете и вспоминаете. Спасибо Вам.
Уже жду эти статьи.
Никогда не интересовался прыжками, однако ваши очерки и воспоминания читаю с огромным удовольствием. СПАСИБО!
Ждем продолжения )
Много приходилось слышать трагических историй, как про соревнования так и про тренировки…
Рассказывали, что даже на спартакиаде народов СССР, в начале 80-х был трагический случай.
А как на самом деле обстоит дело… в твоем виде спорта?
Парк очень изменился после строительства моста Миллениум через Казанку. Благодаря вопросу про трамплин узнала ещё много интересных историй из жизни Казани.