-
09:30
Кубок России, 12.5 км, гонка преследования, муж.
-
10:40
Биатлон с Дмитрием Губерниевым (12+)
-
12:30
Кубок России, 10 км, гонка преследования, жен.
-
13:25
Кубок мира, 20 км, индивидуальная гонка, класс., муж.
-
13:30
Кубок мира, 4 х 6 км, эстафета, жен.
-
15:55
Кубок мира, 20 км, индивидуальная гонка, класс., жен.
-
16:15
Кубок мира, 4 х 7.5 км, эстафета, муж.
В обсуждениях "норвежской астмы" и терапевтических исключений лично меня всегда поражают два момента. Во-первых многие считают, что информация по ТИ страшно секретная и никаким путем нормальному человеку ее добыть невозможно. А во-вторых эти же люди твердо знают, что все норвежцы сидят на ТИ. Как это можно одновременно в одну голову уложить, я не представляю. С одной стороны мы про ТИ ничего не знаем, но с другой стороны мы знаем, что у всех норвежцев эти ТИ есть. Откуда мы это знаем? А вот Вяльбе с Бородавко про что-то такое говорят, да и вообще это всем известно(с). Ну штош.
Недоступны поименные списки атлетов с терапевтическими исключениями. Это правда. Потому что конкретный диагноз и назначения препаратов составляют врачебную тайну. Пока сам спортсмен не захочет про себя рассказать, мы не можем знать наверняка, есть у него ТИ или нет. Но на сайте wada публикуются ежегодные очеты со статистикой допинг-проб, и этой статистики уже более чем достаточно, чтобы оценить сверху-снизу количество ТИ вообще и у "норвежцев-астматиков" в нашем любимом лыжном спорте в частности.
Ежегодные отчеты по допинговым нарушениям "Anti-Doping Rule Violations (ADRVs) Report" выкладываются в разделе статистики на официальном сайте WADA. Вот тут:
Возьмем последний доступный год. На шестой странице отчета за 2018 можно видеть сводную информацию по количеству допинг-проб, положительных результатов анализов, количеству ТИ и так далее. В год антидопинговыми лабораториями под контролем wada было обработано 263519 проб. В 2771 (1%) пробе анализ на наличие запрещенных препаратов дал положительный результат. И 333 этих результата (12%) были прикрыты терапевтическим исключением. Уже видно, что на справках сидят далеко не все атлеты. Грубо говоря, десять человек из тысячи что-то жрут, и один человек из этих десяти, и соответственно один из общей тысячи, прикрывается справкой. Негусто. Но поскольку общее число ТИ довольно велико, а в разных видах очевидно потребность в разгоняющих лекарствах разная (на ЭПО или анаболики лыжник и мастер швабры в керлинге облизываются наверное по-разному) то надо читать документ дальше.
В отчете есть данные по каждому национальному антидопинговому агентству. По норвежскому тоже есть. Можно посмотреть, сколько они справок выписывают. Немного, кстати. Но именно по терапевтическим исключениям там нет разбивки по видам спорта внутри одной страны (иначе документ бы распух во много раз и таблицы стали бы совсем нечитаемыми). Плюс для меня не очень ясно, в статистику чьей лаборатории попадет результат анализа норвежского лыжника, который проходит допинг-контроль на соревнованиях в Германии, например. Поэтому надежнее смотреть конкретно на вид спорта. То есть на skiing cross-country. На данные во всех мировых лыжах за год.
2013
2014
2015
2016
2017
2018
2013 - 2 справки, 2014 - 1, 2015 - 2, 2016 - 2, 2017 - 0, 2018 - 1
Одна-две справки в год, товарищи! А есть сезоны, когда и вовсе ни одной. Да и самих положительных анализов редко больше десятка. По сравнению с другими зимними видами беговые лыжи очень чистые. Ну по крайней мере на бумаге. А уж если смотреть на легкую атлетику или там велошоссе, то вообще прозрачней слезинки ребенка. Свалим все эти справки на норвежцев, чего их жалеть. Но надо посмотреть на кого именно валить. В регламенте Чемпионате мира, например, указано, что в каждом старте допинг-контроль проходит первая четверка плюс два человека по жребию. На других крупных соревнованиях очевидно похожие требования. Даже если не считать внесоревновательный контроль, лидеры сезона должны сдавать в год анализов не меньше, чем они собирают подиумов. Причем на соревнованиях типа ЧМ или ОИ кое-кому из топовых лыжников приходится писать в баночку несколько раз с интервалом в один-два дня. И если ему надо будет объяснить терапевтическим исключением один свой положительный анализ, то через пару дней придется второй раз объяснить и следующий. А справкой свой анализ в 2018 прикрыл всего один спортсмен. И всего один раз. Кто это был? Можно погадать на досуге, листая фотокарточки в профилях атлетов на сайте fis, но на всю норвежскую команду эту одну справку никак растянуть не получится. Да и двух справок тоже на всю команду не хватит.
Разумеется, статистика wada не гарантирует, что никто из лыжников не употребляет втихаря чего-нибудь эдакого. Но если обвинять норвежцев или кого-нибудь еще в несправедливых ТИ, то смотреть надо именно на количество оформленных ТИ. Терапевтические исключения не делаются подпольно у знакомого доктора и не держатся в секрете. Наоборот, спортсмен делает ТИ для того, чтобы его предъявить антидопинговой службе и справка пролететь мимо соответсвующей колонки в отчете никак не может. Норвежцев обвиняют, что они делают себе справки, чтобы жрать "по закону", то есть открыто и не таясь. А все легальное остается в документах, это вполне надежный источник для ответа на вопрос, много ли лыжников что-то легально жрут. Нет, вот получается что очень немного.