Горные лыжи | Новые фото
  • Георгий Дубенецкий

Сравним Альпийские курорты и Красную Поляну?

Один из главных споров многих горнолыжников это «Красная Поляна против Альп». Каждый раз пишутся сотни комментов от диванных аналитиков с выкладками цен и бюджетов, плавно переходящие в оскорбления. Несколько лет назад этот материал уже был опубликован на сайте "Лыжного Спорта". Кое-что изменилось, поэтому я решил еще раз предложить вам его, немного осовременив. Надеюсь, пригодится.

Что такое лучше?

Объективно ответить на вопрос «что лучше» или «где лучше» практически нереально, даже когда речь идет о курортах одной страны: например,  Австрии. Каждый курорт хорош по-своему и на каждом курорте есть свои недостатки. Безусловно, Красная Поляна — курорт № 1 в России. Просто потому, что других мест для катания с таким количеством трасс и современных подъемников, отелей и апартаментов, ресторанов и баров, магазинов и сервисов в нашей стране просто нет. Пока нет, но ситуация постепенно улучшается. Поэтому Поляну и пытаются сравнивать с заграницей.

Но есть важный момент, который упускают большинство сравнивающих — в одной только Австрии более 70 горнолыжных регионов и почти 800 деревень и городков, принимающих туристов в горах. Горнолыжный отдых «там» начал развиваться больше века назад, и сейчас практически все, кто работает на курортах — или увлеченные фанаты, перебравшиеся в горы, или люди из семей, на протяжении многих десятилетий занятых в индустрии сервиса или работающих на благо туристов. И именно горнолыжный отдых (и летний отдых в горах) — основная составляющая бюджета этой страны. Можно сказать, его качественная организация является одной из приоритетных задач правительства. Так что когда кто-то говорит: «в Австрии лучше», подразумевая «широчайший выбор, культура обслуживания, учтены все мелочи…» — он в большинстве случаев прав. Конечно же, в целом у них лучше.

И если уж сравнивать, то не «Альпы vs Поляна», а «конкретный альпийский курорт vs Поляна». Впрочем, это тоже будет неправильно, потому что аналог нужно выбирать не исходя из того, что «я там был», а по какому-то определенному критерию. Можно взять за основу примерный километраж трасс и стоимость ски-пассов — просто потому, что мы едем в первую очередь кататься. Но это всего лишь часть отдыха и часть бюджета, а критерии привлекательности курортов могут сильно отличаться. Поэтому я приведу свои соображения.

Транспортная доступность

С точки зрения жителей Москвы, Красная Поляна вне конкуренции. Авиарейсы каждые полчаса-час из любого из трех аэропортов Москвы, два часа в полете и 45 минут на такси в любое время суток или час с небольшим на автобусе. Так что сорваться на пару дней, приняв решение в пятницу днем, абсолютно реально. Да и средняя цена на авиабилеты даже в пик сезона — новогодние каникулы — обычно эквивалентна цене на билеты куда-нибудь в Альпы, а в остальное время намного ниже. (*Можно даже заранее отправить свой багаж прямо в Красную Поляну при помощи сервиса СДЭК, это очень удобно).

Про жителей Юга России вообще нет смысла говорить: для них Поляна – курорт выходного дня и их мы можем сравнивать, к примеру, с жителями Германии или центральной части Италии, которым нужно несколько часов, чтобы добраться до Альп на своем авто.

Загранпаспорт и виза

Несмотря на заверения о том, что «сейчас загранпаспорта и Шенгена нет только у ленивых», это все же является определенным барьером для основной массы любителей зимних гор. (*Ситуация с пандемией резко усложнила этот момент, все написанное относится к “нормальной” жизни.) Также нужны деньги на получение загранпаспорта и визы, необходимость планировать поездку и отпуск заранее. Кроме того, сейчас хватает невыездных по разным причинам людей. Как бы то ни было, будем реалистами: покататься на все курорты Альп в “десятые” годы отправлялось заметно меньшее число наших сограждан, чем на склоны курортов одной лишь Красной Поляны. (*В “тучные” годы по различным оценкам число российских любителей горных лыж и сноуборда, отдыхавших в Альпах, доходила максимум до 350 – 400 тысяч человек за сезон. Каждый из трех комплексов региона Красная Поляна принимает в течении зимнего сезона от полумиллиона до 900 000 отдыхающих. Судя по емкости отелей и апартаментов, включая частный сектор, кататься сюда приезжает до 400 000 человек ежегодно).

Языковой барьер

Говорить на иностранном языке умеют далеко не все россияне и это факт. Решать заранее вопросы проживания и логистики через интернет с гуглопереводчиком еще можно, а вот полное погружение в незнакомую языковую среду для многих будет проблемой. Большая часть наших сограждан не в состоянии перевести с чуждого языка какой-нибудь пункт меню типа «дефлопе из палабуса с семечками кациуса», так что многим в уютных евро-ресторанчиках приходится ограничиваться венским шницелем или пиццей, а вместо ожидаемого гуляша поедать гуляш-суп. А если вы все же знаете английский язык, то далеко не везде по Франции или Австрии он вам пригодится. «У них» английский знают многие, но не все. Да и меню переводят далеко не везде.

Про общение с инструктором, который говорит на языке, который вы вроде бы знаете, тоже можно упомянуть: вряд ли без специальной подготовки вы сможете на склоне понять, что он хочет от вас добиться, а ведь он может использовать малопонятные термины. Хотя на самом деле хороший инструктор может и без слов объяснить, показать и исправить ошибки, но для кого-то такие занятия могут быть не слишком комфортными. А, значит, обучение будет идти менее эффективно.

Магазины

В отношении продовольственных магазинов любой из курортов Европы вчистую проигрывает Красной Поляне. Прежде всего, «там» их просто крайне мало. Помимо этого, в воскресенье они могут быть банально закрыты, причем совсем. Ну, а о том, что продукты можно купить в любое время суток, в Европе просто забудьте. Алкоголь это отдельная статья: в России его можно приобрести круглосуточно, а где — ну… тут проявите смекалку, если это потребуется.

Однако, если для вас вкус санкционных пармезанов никак не сравним с кавказским сулугуни, а рулька и прошутто — это вам не шашлык или суджук, то буржуазная гастрономия однозначно побеждает. А еще эти рассказы про изысканное вино за 2 евро в Европах! На самом деле, в Поляне и в Адлере продаются те самые санкционные сыры, есть фермерские и очень вкусные продукты, а в 10 минут от аэропорта есть замечательный абхазский дьюти-фри, где можно купить много разных "вкусняшек", загранпаспорт для пересечения границы не нужен. Вопрос в том, настолько ли это необходимо есть в России? И надо ли искать шашлык и хачапури в Альпах? На мой взгляд везде хорошо по-своему.

По времени работы практически все спортивные магазины Поляны тоже выигрывают у аналогичных «там», которые закрываются в лучшем случае в 7 вечера. И на Курорте Красная Поляна, и на Роза Хутор, и в поселке такие магазины открыты часиков до 10 вечера. И если вы после ужина вдруг решили, что вам срочно нужны новые перчатки или маска — не вопрос. В отношении ассортимента могу сказать, что если взять все спортивные магазины курортов и поселка Красной Поляны, то в Альпах такое разнообразие предложений можно найти только на улицах самых крупных горных городков типа Шамони, а на подавляющем большинстве курортов ассортимент магазинов в разы скромнее, а их количество гораздо меньше.

Катание — самое главное!

Все-таки именно катание является основным фактором, ради которого и затевается поездка. К катанию относятся не только трассы и подъемники, но и стоимость прокатов, горнолыжных инструкторов, детских школ, а также погода, температура, сезонность курортов и еще много всего. Именно совокупность всего этого, а не отдельный элемент, определяют выбор того или иного курорта. И не забывайте, что каждому катальщику важен свой конкретный набор услуг, поэтому лучшего по каталке курорта не существует. Есть более или менее подходящие. В отношении трассового катания курорты региона Красной Поляны, скорее, проиграют. А вот о фрирайде разговор особый, о нем позже.

Цены на ски-пассы

Первый показатель, по которому начинают сравнивать курорты — это цены на ски-пассы. В целом, Красная Поляна будет подешевле большинства альпийских курортов, если изучить все тарифные сетки или же озадачиться покупкой заранее и сделать это с хорошими скидками. Многие доказывают, что «у них» дешевле, но если взять и все хорошо посчитать, то все-таки «у нас» во многих случаях дешевле. Но есть и исключения: например, политика ряда европейских курортов, когда детей пускают кататься бесплатно. Да и людям в возрасте 70+ только Курорт Красная Поляна предоставляет бесплатные ски-пассы, а в Альпах такое встречается очень часто.

Пару лет назад ввели общий ски-пасс на три курорта, однако на практике оказалось, что гостям курорта единый скипасс нужен только на словах, а на деле подавляющая часть (более 90%) катальщиков продолжает покупать ски-пассы на отдельные курорты, потому что это дешевле.

И естественно, многим нужен ски-бас, который курсирует по курортам. Такие скибасы уже появились, они бесплатные и ходят и из поселка, и курсируют по кругу между тремя курортами, но над графиком и расписанием еще нужно работать - пока под них нужно подстраиваться, что неудобно.

Трассы

Разметка трасс на курортах Красной Поляны, на мой взгляд, вполне информативна, категории сложности размечены адекватно, весенние проталины своевременно ограждаются предупреждающими знаками, реально опасные места обтянуты сетями безопасности или ограждены заборами, склоны в случае лавинной опасности закрываются… Словом, в этом смысле я не вижу повода для придирок. В качестве негативного примера «у них» приведу некоторые места на трассах знаменитого Мерибеля, где камни или земляные проплешины встречаются каждые десять метров, если не чаще.

Абсолютно справедливая претензия к некоторым «синим» трассам на Роза Хутор: они слишком узкие. Да и трасса под основным подъемником Курорта Красная Поляна тоже мне кажется неинтересной. К сожалению, такой уж здесь рельеф — проектировщики трасс учитывают массу параметров склонов, и если они спроектировали трассы именно так, значит на то есть объективные причины. В качестве некоторых трасс выступают более пологие, но более извилистые технологические дороги. Слабо катающиеся люди боятся выезжать на более крутую трассу, поэтому выбирают более пологий, но узкий серпантин и там их уровня катания тоже недостаточно.

Исключение — трассы на склонах Газпром Альпика, но их не так много, как этого хочется. Так что по этому параметру большинство альпийских курортов или регионов Андорры в выигрыше.

Кому не надо ехать в Поляну?

Сразу скажу: я не рекомендую ехать в Красную Поляну кататься нескольким категориям любителям горных лыжи или сноуборда. Первая категория это те, кто любит путешествовать по новым местам и при этом постоянно решать своеобразные квесты: забронировать необходимое жилье на иностранном языке, найти и купить билет на автобус или поезд, выбрать нужный трансфер, понять — как добраться до нужной точки на карте и т. д. В Сочи это не пригодится: есть регулярные рейсовые автобусы с оплатой водителю, «Ласточка» и множество сервисов (и не сервисов) такси. Плюс набирающий обороты каршеринг здесь тоже есть. А любую информацию — например, где поточить лыжи или отремонтировать автомобиль, можно за пару минут найти в Интернете на русском языке. Так что скучно здесь в плане решения квестов, господа.

Вторая категория людей, которым сюда ехать не нужно — те, кто уверен, что за границей все лучше. Тут без комментариев.

Еще есть адепты катания на Чегете. Для любителей крепкого коктейля из непростых Северных склонов, давно знакомых владельцев ресторанчиков на Чегетской Поляне, постоянно приезжающих сюда друзей, кухни Северного Кавказа и посиделок в легендарных кафе нет ничего лучше этого места. Да и сравнивать Чегет и Красную Поляну — это как пытаться сравнить Ля Грав и Ла Плань: два совершенно разных места, и каждое хорошо для определенного круга любителей катания. Так и с Поляной — это место на порядок более подходящее для массового катания, чем Чегет вместе с Эльбрусом.

Также нет смысла ехать в Поляну любителям ски-сафари на курортах с протяженностью трасс 300+ или 600+ километров: кататься в Трех Долинах или Виа Латтеа для них всегда будет интереснее, чем, как они говорят, «скоблить несчастные полторы трассы». На всех четырех курортах Поляны сейчас более 150 км трасс при условии, что зима холодная и открыты они все. Однако все четыре курорта обкатать за один день не получится и ваш максимум — это Роза Хутор + Альпика, включая и зеленые, и черные. Это явно мало для любителей путешествовать по горам на лыжах и подъемниках.

И наконец — «математики», которые привлекательность курорта оценивают в терминах «грамм-градус на вложенный рупь», путем деления истраченной на поездку суммы на общий километраж трасс курорта. Причем к аргументам типа тех, что по знакомой трассе можно проехать быстрее, безопаснее и получить удовольствие именно от знания этой трассы, они глухи. Да и никто из них означенные 600+ километров трасс за неделю не проедет, как бы ни старался. Впрочем, все эти километры тоже надо в среднем делить на два, поскольку по уровню катания примерно половина будет либо слишком сложной, либо слишком простой.

Мое личное мнение — для той недели, которую подавляющее большинство из нас проводит зимой в горах, протяженности и разнообразия трасс на трех действующих курортах Красной Поляны (более 150 км) вполне достаточно. Качество подготовки трасс если кое-где и не дотягивает до лучших трасс Доломитовых Альп или Зальцбургерлэнда, то уж точно превосходит трассы, подготовленные усилиями безалаберных французов. Подъемники в Красной Поляне новые и скоростные, а этим могут похвастаться далеко не все европейские курорты.  Очереди также бывают везде, просто надо уметь правильно планировать катание и тогда не придется долго стоять. (*Только что проверил: даже 2-3-4 января, в самые что ни на есть "пиковые" даты, очереди были именно там, где и ожидалось. В эти даты я рекомендую заранее изучить этот вопрос – рекомендаций в сети много. Если коротко – на Роза Хутор используйте подъемники "Стрела" - "Кабан" - "Сказка" и забудьте о "Кавказском Экспрессе", "Эдельвейсе" и "Волчьей Скале" или поезжайте на склоны "Альпики". Не нужно забывать и о вечернем катании - там традиционно не бывает больших очередей даже в пик сезона.)

А вот такой снег, как в Красной Поляне, есть только на склонах прибрежных курортов Японии и Северной Америки. Причина понятна: это влажный соленый воздух с моря неподалеку. И сюда действительно прилетают настоящие ценители снега из Европы. Их мало — настоящих специалистов в любом деле немного. Но основная масса катальщиков оценить качество снега просто не в состоянии, так что уникальный снег, честно говоря, для большинства не является аргументом. Большинству нужны закатанные в вельвет трассы, и Альпы тут в целом выигрывают: и шириной, и протяженностью.

Фрирайд

Если говорить о фрирайде, то, например, в Италии на многих курортах он под полным запретом, в Австрии есть буквально два-три места, где существует реальная возможность интересно покататься вне трасс, да и во Франции и Швейцарии таких курортов не так много. Не нужно забывать и том, что в Красной Поляне фрирайд реально разнообразен: и катание по широким полям, и довольно крутые кулуары, и редкий лес. В Альпах такое разнообразие вариантов не так часто можно найти даже на тех курортах, где фрирайд разрешен. Так что по этому параметру Красная Поляна действительно с большим преимуществом выигрывает у подавляющего большинства альпийских курортов. Отмечу: не у всех, а у популярных среди основной массы любителей горных лыж и сноуборда.

Культура катания

Культура катания и вообще горнолыжного отдыха у многих посетителей курортов Красной Поляны (да и России в целом) хромает, и в этом европейские горнолыжные курорты однозначно выигрывают. Понять причину несложно: многие россияне только после Олимпиады, то есть буквально в последние годы, встали на лыжи или доску, и о писаных и неписаных правилах поведения на склоне не имеют ни малейшего понятия. Есть еще и такая особенность нашего народонаселения, как отношение ко многим вещам «и так сойдет».

И не будем забывать еще одну нашу национальную особенность — необязательность выполнения правил и даже законов. Плюс отсутствие карательных мер по отношению к злостным нарушителям правил безопасного поведения на склонах, потому что у нас пока нет соответствующего законодательства. И в результате на склонах Красной Поляны гораздо чаще (как мне кажется), чем в Альпах или Пиренеях встречаются «летающие ломы» и случаи «сбил и уехал». Так что к сожалению, с безопасностью на склонах «у нас» ситуация пока хуже, чем «там».

Но в целом публика на склонах Красной Поляны вменяемая и доброжелательная, а из-за границы народ все-таки понемногу привозит культуру катания. 

Спасатели и медицина

Связанные с этой темой работу спасательной службы на склонах, эвакуацию в больницу и медицинское обслуживание в Красной Поляне могу оценить только по словам других людей. И судя по всему, здесь все на хорошем уровне. У врачей большой опыт работы — к сожалению, такова реальность. Оборудование больницы в Красной Поляне осталось после Олимпиады, так что с этим тоже все хорошо. Палаты краснополянской больницы оснащены лучше, чем номера некоторых отелей. Вид из окна на горы, удобные кровати, хорошая сантехника, да и питание вполне сносное.

А в случае необходимости пострадавшего быстро доставляют в одну из больниц Сочи, да и организовать оперативную доставку домой намного проще, чем решать по телефону вопросы со страховой компанией, убеждая ее оплатить счета нескольких медицинских и спасательных структур за границей. Поверьте, опыт, к содалению, имеется — в Альпах это может стать крайне запутанным, недешевым и длительным мероприятием, а задержаться на несколько лишних дней «там» будет сложнее и дороже, чем «у нас», даже при наличии длинной визы.

Еда на горе

С этим у нас пока не очень. Выбор кафе на склонах и обстановка в некоторых из них пока далеки до идеала. Да и ценник на теплый чай в картонном стаканчике или вульгарную сосиску не выдерживает критики. Судя по ведущемуся строительству и постоянно открывающимся новым стационарным «точках общепита» это — временное явление, и в ближайшие годы, надеюсь, претензия будет снята. В конце концов, со времени открытия склонов для массового катания прошло всего три года. В Ла Плань мы лет десять назад были в шикарном свежепостроенном горном ресторане, хотя курорт к тому моменту работал уже более сорока лет.

Туалеты

Количество туалетов на склонах Поляны скорее достаточно — фактически от любого места на курортах до ближайшего туалета в стационарном здании можно добраться максимум минут за десять-двадцать, и туалеты абсолютно нормальные.

Прокаты и сервисы

Если говорить о прокатах и сервисе, то тут, пожалуй, Поляна может побороться за первое место. Рядом с нижними станциями подъемников находится достаточное число прокатов с современным снаряжением, есть тестовые центры с отличным выбором снаряжения, проводятся тесты лыж новых коллекций. Ну а запущенный в этом сезоне круглосуточный сервисный центр “Канта” на Курорте Красная Поляна полностью “заполнил” имевшуюся нишу: теперь можно в любом магазине этой сети, которых здесь чуть ли не десяток – и на каждом из курортов, и в поселке, сдать вечером снаряжение, а утром забрать его в идеальном состоянии.

Инструкторы

Непростой темой «у нас» являются и инструкторы. Если вы новичок и обращаетесь в официальные школы, работающие на каждом из курортов, все будет хорошо. Но желание сэкономить «у нас» часто приводит катающихся в объятия нелегальных, так называемых «черных» инструкторов, а это, к сожалению, лотерея. Поскольку в России нет единого удостоверения инструктора, то напечатать себе некие «корочки» может любой желающий. Да и не будет никто из малоопытных катающихся разбираться в том, что за «корочки» покажет ему инструктор. И поэтому наряду с реально опытными, квалифицированными — реально классными инструкторами, среди «черных» могут встретиться, к сожалению, и не такие. В альпийских странах борьба с нелегальными инструкторами идет жесткая, недавний скандал с британскими (заметим — официально подготовленными в своей стране) инструкторами — лишь один из примеров. Нелегальные инструкторы есть и «там», но их найти крайне сложно, и они не пытаются «выхватить из-под носа» официальных инструкторов потенциального клиента. «У нас» это пока встречается, но с каждым годом все реже.

Пейзажи

Нет в Красной Поляне легендарного Донгуз-Оруна или символа Швейцарии — Маттерхорна, нет розовеющих на закате потрясающе красивых вершин Доломитов или мощных ледников Монблана. И если хочется кататься в окружении нависающих над головой четырехтысячников или за чашечкой капуччино любоваться ледниками, лучше выбрать другое место для отдыха. Хотя… некрасивых гор не бывает, так что в этом плане все совсем субъективно.

История места

Это еще одна тема, немаловажная для многих. И в этом «здесь» проигрывает с разгромным счетом. Нет «у нас» в Поляне или неподалеку от нее ни горных городков типа Зальцбурга или Инсбрука, Аосты или Анси — с замком, многосотлетней или даже двухтысячелетней историей и соответствующей архитектурой, ни соборов с написанными рукой мастера картинами или фресками, ни почерневших от времени амбаров Саас-Фе и Церматта. Только дольмены, но вечером вдоль них не погуляешь. Вот и приходится либо фланировать по набережной Мзымты, либо толкаться на улочках Курорта Красная Поляна, а это, согласитесь, «не совсем то».

До прошлого года не было «у нас» и «намоленного» места, где после трудового дня могут собираться гиды и инструкторы, спасатели и лавинщики. Совершенно особая атмосфера этих мест не для всех, но подобные точки притяжения очень важны: там возникает ощущение сопричастности, единения собирающихся, возникают знакомства, перерастающие в сотрудничество и дружбу. Да и хороших знакомых и друзей можно встретить сразу после катания именно там. Теперь появился “Музей Друзей”на Курорте Красная Поляна – и бар, и музей “в одном флаконе”, с уникальной для нашей страны коллекцией любовно собранного снаряжения, книг, журналов и других артефактов истории горных лыж и сноубордов. Еще одно место встреч – ресторан «Трикони», находящийся вдалеке от склонов, но, на мой взгляд, он уже потерял свою былую привлекательность. Появилось множество ресторанов и кафе - стильных, современных, с авторской кухней, и некоторые – от самых известных рестораторов.

Après-Ski

Если уж пошла тема Après-Ski, то по части аква-центров и бассейнов, спортивных развлекух типа батутов и катка, кинозалов и кафе, концертных залов и ивентов на открытых площадках, ресторанов и кафе, клубов и баров, шопинг-центров и проч. «у нас» — как минимум паритет с самыми раскрученными и крупными курортами Альп, а у подавляющего большинства сравнимых по размеру курортов Поляна выигрывает с громадным отрывом. Учитывая темпы, с которыми эта индустрия размножается и развивается, думаю, что с этим и в дальнейшем все будет отлично. Не говоря уже о том, что при неудержимом желании приобщиться к прекрасному, можно вечерком и в Сочи легко сгонять, что «у них» доступно далеко не везде.

Казино, на мой взгляд, вообще не тема для обсуждения. В Альпах казино есть, к примеру, в Шамони, Сен Венсане, Китцбюэле, но я что-то не видел у входа массового скопления алчущих золотых гор. Так что тут мы тоже слегка выигрываем, хотя это, КМК, и нафиг не нужно. Хотя бесплатные концерты для посетителей – это реально круто.

Погода и климат

Погода — отдельная тема, и везде, на мой взгляд, есть свои плюсы и минусы. Курорты Красной Поляны открывают сезон еще до Рождества, да и снегопады, особенно в этом сезоне, были регулярными и достаточно обильными. С другой стороны, о полноценном катании в апреле «у нас» можно забыть, и в этом месяце лучше ехать на один из альпийских ледников. Кстати, на некоторых из них есть катание летом, чего на низких курортах, к которым относятся и комплексы Красной Поляны, в принципе быть не может. С другой стороны, «у нас» не бывает морозов под минус 25—30 градусов, в которые можно попасть зимой на ледниковых курортах типа Церматта, где катание начинается на высотах более 3500 метров. А под интенсивный дождь я с одинаковым успехом попадал и в конце декабря в Австрии, и в марте в Поляне, тут не угадаешь. Так что самое честное по поводу погоды будет сказать: как повезет, но шансы на дождь в долине и снегопад в верхней части зоны катания «у нас» намного выше.

Цены

В завершение, пару слов о бюджете. Не будем забывать о том, что бюджет любого отдыха складывается из нескольких составляющих, каждая из которых может быть оптимизирована при самостоятельной поездке как в Альпы, так и «к нам». Дорога, трансферы по курорту, еда — все это можно выбирать с разницей в цене, доходящей до десяти раз. А в случае с проживанием разница может быть и еще больше, верхнего предела практически не существует. В сети мне встречались предложения и по 500 — 800 тысяч рублей за неделю отдыха в одном из отелей Красной Поляны. А вот нижний предел у нас все-таки меньше. Хотя бы за счет виз, загранпаспортов и трансфера. 

Так что на мой взгляд, один из плюсов Красной Поляны в ее демократичности. Если говорить о максимально бюджетном варианте, КП будет все-таки дешевле Альп. Можно лететь на самолете (*сам летаю по билетам от 2500 рублей в один конец). А можно приехать на поезде или своем авто — в любом случае билеты не в высокий сезон вполне доступны, а найти «койкоместо» в хостеле за 800 рублей в сутки — вполне посильная задача. Добраться от аэропорта или вокзала можно на автобусе (*С 1 января 2022 года из аэропорта до Роза Хутор начал каждый час ходить автобус №777, цена билета составляет за наличный расчет 300 рублей, по безналичному – 200 рублей.). Ежедневные переезды из поселка Красная Поляна на ски-басе, который ходит, например, до Роза Хутор, бесплатны. Обед или ужин в скромной столовой обойдется в 250 — 700 рублей, на склон можно взять с собой легкий перекус или пачку бутербродов и термос с кофе, так что без учета затрат на ски-пасс минимальный бюджет отдыха начинается примерно с 15 тысяч рублей. Короче говоря, если вы сильно стеснены в средствах, это «у нас» не самая большая проблема. Отдых покомфортнее не в пик сезона обойдется тысяч на десять подороже, а если добавить реально вкусные обеды и ужины в многочисленных кафе или ресторанах, то сумму уже придется удвоить.

Однако, это все в среднем. Горячие туры и ранние бронирования есть не только «у нас», но и «у них». Бывалые катальщики стараются делать долгосрочные визы, чтобы иметь возможность срываться на хорошие предложения не только в России, но и за рубеж. Аренда авто на русском языке может стоить в некоторых случаях в разы дороже, чем на немецком или итальянском (для своих). А если все организовать как следует и заранее, как раз тогда и появляются те самые реально бюджетные цены в Альпах, про которые так часто пишут.

Так что же лучше?

Увольте! Каждый выбирает по себе.

Я же просто сравнил плюсы и минусы «у нас» и «у них». При разумном подходе и правильной подготовке можно отдыхать относительно недорого везде, а на первый план выходят ваши личные предпочтения по катанию, еде и сервису.

Желаем всем хорошего отдыха в России и надеемся, что вскоре и за рубежом! Думаем, для начинающих горнолыжников и сноубордистов этот материал будет полезен.

Текст и фото: Георгий Дубенецкий

Материал был опубликован на сайте riderhelp.ru
44 10362 Георгий Дубенецкий 06.01.2022 14:51
Рейтинг: -3 +6 -9

Чтобы оставить комментарий, зарегистрируйтесь и войдите через свою учетную запись.

06.01.2022 18:41
Георгий, поставил минус, потому что бюджетно съездить в Красную поляну нельзя. Точнее можно, но жить будешь как бомж в курятнике и заваривать доширак. Сам такое наблюдал прошлой зимой. Вечером люди в перекрёстке берут доширак и алкоголь. Поэтому я - за Европу!
Ссылка Рейтинг: +7 +11 -4
06.01.2022 18:44
По аренде авто: 3-5 января 2022 милан дизель среднеразмерный универсал на 3 суток 4800₽. Уверен такое невозможно в Поляне.  
Ссылка Рейтинг: +4 +6 -2
Забанен пожизненно.
1. Что касается разметки трасс. Со слов местного персонала её осуществляют волонтёры. Я малость офигел. В подавляющем большинстве трасс нет ограждений совсем. А если есть, то просто сетка воткнута!!! в снег. А не всверлена буром как в Альпах. Сетка должна удержать улетевшего. Я лично такое видел в Австрии. В Красной Поляне лично друга доставал со склона, когда он не на скорости упал и сетка просто улетела. А трассы в Поляне в большинстве  обрывистые.
2. Цены. Поддержку вышесказанное. Отдых в Поляне сильно недешовый. Это если более или менее жить прилично в 3*, есть в кафе (про рестораны с космическими ценами не говорю) и купить скипас. Даже не сомневайтесь, что выйдет один в один как в Альпах.
3. Аренда машин. Даже если вы её арендуете, то пробки по 1,5 - 2 часа вам гарантированы. А ещё местные гаишники стоят с интервалом 300 м. Ловят все каршеринги и иногодние номера кошмарят. Типичная краснодарская забава на каждый сезон отпусков. Вот этого точно в Альпах не увидишь  
Ссылка Рейтинг: +7 +8 -1
06.01.2022 19:33
"Уверен такое невозможно в Поляне."
Такое невозможно даже в Оренбурге))) Ценник будет в районе 9 тысяч минимум!
Ссылка Рейтинг: +6 +6 0
06.01.2022 19:42
Статья ни о чем, одна вода. Никакой конкретики, зато много высокомерных рассуждений - кому не стоит куда ехать.  
Ссылка Рейтинг: +3 +6 -3
06.01.2022 20:00
Если есть деньги на отдых( свободные)  а есть они у 20-25% населения  то только в Европу в Альпы, а коли денег нет то можно и в Канте покататься или в Битцевском парке на склоне)))
Ссылка Рейтинг: +1 +4 -3
Забанен пожизненно.
Объективности ради приведу простой расчёт-сравнение исходя из собственного опыта.
Австрия.
Проживание. Апартаменты на 2 взрослых и 1 ребёнка до 13 лет.
На неделю в середине февраля 750-800 евро. На рубли это 64 500 - 68 800 руб.
Перелет до Мюнхена (больше всего рейсов и удобная логистика) нашим Аэрофлотом 17 700. Округлим с багажем - 22 000 руб.
Аренда авто.  Берём агрегатор "Рентакарс". Фольксваген Гольф автомат обойдётся на неделю в 27 300 руб.
Накинем на топливо в 500 км покатать: бензин 1,24 евро литр, дизель 1,20 евро литр. Берём самый суровый расход 12 л на 100 км. Итого: 5-7 тысяч рублей заправка общая.
Купить еды в ближайшем супермаркете или магазинчике которых в Альпах полно!!!! , в отличии от Поляны один Перекрёсток. Сложно оценить. Но на день для семьи полагаю 100-150 евро.
Покушать в кафе те-же 150 евро. Можно и дешевле. Порции огромные. Это если с пивом или бокалом вина. Можно и за более весомую сумму.
Добавим консульский сбор и визы тысяч в 15 рублей.
Итого по максимуму, если на пожрать 1000 евро: 226 000 руб с чем-то.
Забыл скипасы. Не знаю сколько сейчас стоят.
В Австри на неделю каталки взрослый 195 евро. Ребёнок 127 евро.
На троих : 517 евро по курсу 86 руб/ евро  - 44 462 руб.
Суммируем: 270 462 руб.

Теперь Поляна.
Купил отель 3* с завтраками на 2 взрослых и 1 ребёнка 11 лет - 154 000 руб.
Перелет Москва - Сочи на троих 50 000.
Скипасы на взрослого на неделю 22 500 руб.
Ребенок 13 500.
На семью : 58 500.
Теперь на поесть. Тут разброс непредсказуемый. Кафе, отель, ресторан. Возьмём в среднем 5000 в день по минимуму на семью из троих человек. Итого 35 000.
Суммируем все: 297 500 руб.
Выводы делайте сами.
Ссылка Рейтинг: +9 +10 -1
06.01.2022 21:44
сравнение попы с пальцем
Ссылка Рейтинг: +1 +3 -2
Сделал следующее:
– запустил поиск по авиабилетам на семью из 3 человек, даты - ближайшая неделя, с 9 по 16 января. Результат (билеты S7 с багажом) - 26364 рубля;
– запустил поиск по жилью на те же даты. 2-х комнатные апартаменты на Курорте Красная Поляна, в пешей доступности от подъемника - 34460 рублей.
PS Да, прокат автомобиля в Адлере обойдется дороже, чем в Европе. Да, при умелой организации поездки и в Альпы можно слетать весьма бюджетно.
Забавно, что большинство комментаторов из всей статьи отметили исключительно цены? :D  На будущее учту, что все остальное малоинтересно ;)
Ссылка Рейтинг: +1 +5 -4
Статья ни о чем, одна вода. Никакой конкретики, зато много высокомерных рассуждений - кому не стоит куда ехать.  
Не понимаю, что вы нашли высокомерного. Но в любом случае: я на горных лыжах 40 лет, покатался на многих десятках курортов в разных странах, и написал то, что думаю.
Ссылка Рейтинг: +4 +6 -2
06.01.2022 21:55
На будущее учту, что все остальное малоинтересно
Почему?
Наоборот интересно не про цены, с ними можно и самому в наше время достаточно быстро определится, а скорее интересна каталка, какие трассы, как готовят, какая инфраструктура, поэтому вполне хорошая информация от вас.
Ссылка Рейтинг: +2 +2 0
Забанен пожизненно.
Вопрос цен очень простой и в тоже время самый важный. Насколько вы готовы выложиться материально для достижения тех или иных условий катания. "Выложиться", это значит работать днями напролет, расходовать время своей жизни. Чтобы променять его на деньги, которые в свою очередь променять на время жизни проведённое ожидаемо лучше или неожиданно лучше. А вот когда тратишь и время и деньги, а вместо этого получаешь развод "на бабло" с совершенно неожиданными результатами... Тогда согласитесь безвозвратно обидно.
Ссылка Рейтинг: +10 +10 0
06.01.2022 22:20
Верно. Поэтому прежде чем куда либо поехать я стараюсь выяснить максимально много про само место, отзывы о нем (желательно из разных источников) и насколько мне было бы интересно его посетить, после уже озабочиваюсь финансовым планом. Вариант быть расстроенным есть всегда, и за большие, и за малые деньги, но это вопрос соответствия ожиданий.
Ссылка Рейтинг: +2 +2 0
Забанен пожизненно.
А теперь нюансы.

2-х комнатные апартаменты на Курорте Красная Поляна, в пешей доступности от подъемника - 34460 рублей."
Многие аппартаменты" в пешей доступности" подразумевают чесать эдак километр плюс минус с лыжами и снарягой на своих двоих до подъёмника. Удовольствие так себе. Либо такси. Но в разгар сезона (а когда он тут не разгар) на такси пару километров едешь час - полтора. Именно это сейчас в Поляне и наблюдаю. Дорога одна. И никуда не деться. Всё что действительно в пешей доступности, то уже существенно выше стоит. Отели не сильно от аппараментов отличаются. Более того, учитывая природную хитрожопость, умудряются продать домики на семью прямо у подъёмника!.... Который не работает с 2014 года. У меня приятель так приехал сейчас с семьёй. И 2 км до ближайшего топать или ехать или фик знает че делать....  
Ссылка Рейтинг: +7 +8 -1
а когда он тут не разгар
Такие пробки, о которых вы пишете, здесь бывают только с 31 декабря по 5 января. Я здесь бывают с 2012 года ежегодно, и в последние годы по несколько раз в год, приезжал и на машине. Здесь машина у дочери, поэтому хорошо знаком с ситуацией "изнутри".
Ссылка Рейтинг: +1 +4 -3
Забанен пожизненно.
Совершено верно. Это апартаменты неподалёку от трассы которая пользуется наименьшей популярностью. Короткая, узкая. Внизу как правило нет снега. По этому подъёмнику катаются больше половины туристы на смотровую. Она там шикарная. Вид на все горы.
Основная каталка находится совершено в другом месте. И посмотрите по карте стоимость тех же аппартамеетов поблизости с "Олимпией" и "Стрелой".
Ссылка Рейтинг: +5 +5 0
06.01.2022 23:11
Смешная статья.
Магазины в Поляне лучше, так как работают дольше, вы это серьёзно? Толку то, если там  мало съедобного.
Культура катания, точнее ее отсутствие вторая причина не ехать в Поляну.
Ссылка Рейтинг: +8 +9 -1
07.01.2022 00:33
Европа - это другой дух, это спокойствие и безмятежность в отличие от сверхтревожной и живущей в какой-то обстановке постоянного выживания России.
Это вообще не про деньги.
А трассы для беговых лыж они вообще по полям между поселками накатывают :)
И есть ощущение, что стараются для людей, для туристов, для меня.
ПС: я очень люблю путешествовать по России, и Сочи моя отдельная большая любовь.
Но сравнивать с Европой..  это просто разные совсем вещи. Вообще туризм - это про посмотреть, как живут другие люди в разных других местах, даже горнолыжный 8-)
Так что в сравнении со Швейцарией в Поляне не хватает Швейцарии ;)
Ссылка Рейтинг: +9 +12 -3
Про магазины - отжиг, перечёркивающий всё остальное. «Единожды солгавший, кто тебе поверит» ((
Ссылка Рейтинг: +2 +6 -4
Про магазины - отжиг, перечёркивающий всё остальное. «Единожды солгавший, кто тебе поверит» ((
Так, давайте конкретно: в чем я солгал? В том, что в регионе Красная Поляна десятки спортивных магазинов, от бюджетного "Декатлона" до брендов сегмента Luxury? Или в том, что есть супермаркеты, работающие круглосуточно?

Попрошу конкретно написать, в чем я солгал.
Ссылка Рейтинг: +3 +5 -2
07.01.2022 09:38
По деньгам - везде одинаково недешево. Проблема всех российских горнолыжных курортов - инфраструктура проживания, досуга. И по совокупности за счет этого Европа выигрывает.
Ссылка Рейтинг: +5 +5 0
А вот с Еленой Копыловой я абсолютно согласен! :D
Ссылка Рейтинг: +4 +4 0
Это апартаменты неподалёку от трассы которая пользуется наименьшей популярностью.
Мы с вами говорим о разных вещах: я обо всем регионе в целом, вы - о конкретном курорте. И тут вы совершенно правы: на Роза Хутор не нужно ехать в Новый год. В другое время - легко, но бронировать места нужно очень заранее. Впрочем, как и лучшие апартаменты и наиболее удобно расположенные, но относительно бюджетные отели в Альпах.
Ссылка Рейтинг: +2 +5 -3
07.01.2022 12:20
Человек изложил свою точку зрения, вполне аргументированно. Не думаю, что здесь на ЛС вдруг понадобилась реклама сочинских горнолыжных курортов. И чего накидываться с обвинениями?
В конце концов, вас туда палками что ли загоняют? Не нравится - не ездите. Однако если не согласны - аргументируйте, а не клеймите автора.
Ссылка Рейтинг: +4 +5 -1
Красная Поляна зимой это то же что и Сочи летом.
Ссылка Рейтинг: +3 +3 0
Забанен пожизненно.
Мы с вами говорим о разных вещах: я обо всем регионе в целом, вы - о конкретном курорте"
Не выворачивайте наизнанку. Вы написали конкретно про Красную Поляну. Я привёл конкретный пример из Красной Поляны, а не из региона в целом.  
Ссылка Рейтинг: +2 +3 -1
Вы написали конкретно про Красную Поляну.
Если вы об апартаментах - да, я писал о Курорте КП (для краткости). Но вы же не указали, что выбираете только Роза Хутор? Безусловно, там  в пик сезона и номеров нет, цены безумные. Не на пиковые даты, если озадачиться заранее, вполне можно найти внятные по цене номера даже на Плато.
Ссылка Рейтинг: +1 +4 -3
Забанен пожизненно.
Уважаемый Георгий. Вы желаете что доказать? Что на Красной Поляне дешевле, чем в Альпах или что? Для незнакомых с тутошней географией, вам следовало бы тогда уж указать, что цетральные трассы и жилье, это местечко Эстосадок. А ещё Красная Поляна она тоже разная. Это как жить в Москве. Можно в центре, а можно у МКАД. Но все вместе это называется именно Красная Поляна. А для большинства населения страны все это просто  Сочи.
Дальше следите за руками.  
Ссылка Рейтинг: +2 +3 -1
А ещё Красная Поляна она тоже разная.
Конечно! Как раз сейчас готовлю материал о том, как избежать очередей и очень коротко о том, как можно комфортно отдохнуть, заплатив за хорошее проживание существенно меньше, чем в вашем примере. (Надеюсь, это цена проживания НЕ в новогоднюю неделю?)
Ссылка Рейтинг: +2 +2 0
Забанен пожизненно.
Георгий. К глубоком сожалению, учитывая нынешнюю ситуацию с закрытием границ и (как я ранее упомянул) природную хитрожопость местных предпринимателей   ценники точно будут выше Альп.
В нынешнем году на праздники приехало существенно меньше народа. Несравнимо с прошлым годом. Раза в три меньше. Очередей на подъёмники практически нет. Есть только в часы пик и когда трассы были закрыты. В ресторанах и кафе тоже норм. Но! Ценники на все взлетели капец.
Вот простой факт. Зашёл в паб на Эстосадок пиво попить. Откровенно признаюсь, что в Москве я ещё нигде таких цен на пиво не видел от слова совсем. Пиво Шпатен разливное 560 руб за кружечку! И это почти самый недорогой вариант.
И так во всем. Утром с первым подъёмником приехали на самый верх. Ратрак точно не выезжал. Хотя скипасы тоже выросли в цене.
Наверное можно найти более или менее бюджетно. Но тогда надо быть готовым к "армянскому сервису" - "Ты сюда не смотри. Ты вот так смотри и нормально брат!".... и переть до подъёмника ещё километра полтора.
Соглашусь. Что во времена СССР мы и этого не видели. И этому были рады. Но еперный театр ! Такие объёмы средств тут народ оставвяляет, такую инфраструктуру построили. Природа точно не хуже и лучше Альп и тд. Но всегда чего то нехватает. Причём самого понятного.

заплатив за хорошее проживание существенно меньше, чем в вашем примере"
Георгий. Вы меня не так поняли. Я не жалуюсь на ценники. Могу себе позволить и то и это. Написать постарался объективно для других. У всех и доходы и потребности разные.  
Ссылка Рейтинг: +4 +4 0
Пиво Шпатен разливное 560 руб за кружечку! И это почти самый недорогой вариант.
Где-ж такое пиво??? Мы в ресторане Хинкал-Мангал (кстати, очень рекомендуем, кухня отличная) то-ли по 250, то ли по 350 за 0,5 брали... :-(

Но то, что цены постоянно растут - кто же спорит? Надеюсь только на то, что по госпрограмме все-таки в ближайшие годы построят, как и запланировано, еще три курорта, аналогичные РХ...
Ссылка Рейтинг: -2 0 -2
Забанен пожизненно.
Да да. На курортах Северного Кавказа уже построили))) Да так, что саму программу свернули в прошлом году.

Где-ж такое пиво??? "
В пабе на Эстосадок. Я же написал. Он тут один.
Ссылка Рейтинг: +3 +3 0
Да да. На курортах Северного Кавказа уже построили))) Да так, что саму программу свернули в прошлом году.
Это не совсем так. Программа продолжается, заменили головную компанию. Архыз развивается, на Эльбрусе подъемники и трассы строят, в этом году новую открыли. В Северной Осетии идет строительство.

И - кстати - Курорт Красная Поляна будет, похоже, строить комплекс в Лагонаки. А за РХ будет строиться еще один курорт - "Долина Васта".

В пабы не хочу, так что не в теме. Уж лучше там рядом зайти в "Музей Друзей" - тематический горнолыжный бар и музей в одном флаконе. Пиво там дешевле и наверняка того же производителя...
Ссылка Рейтинг: -2 0 -2
Забанен пожизненно.
Георгий. Ценю ваш энтузиазм! На Эльбрусе аж с 2009 года построили целых 2 подъёмника и пункт аренды лыж на Азау! Супер достижение! А вокруг как был шалман, так и остался.
На горе как были забегаловки по типу Черкизона, так и ничего не поменялось. Правда на Мире сделали более менее приличную бургерную. Вагончик маленький стоит.

на Эльбрусе подъемники и трассы строят, в этом году новую открыли"
Это конечно громко сказано. Место раскатали ещё в прошлом году. Да она собственно там и была. По ней катали и раньше. Небольшое ответвление от основной трассы. Вы эту " новую трассу" своими глазами видели?  
Ссылка Рейтинг: +3 +3 0
07.01.2022 20:48
А хамство кубаноидов? Такого точно нет в Альпах.
Ссылка Рейтинг: +5 +5 0
Георгий Дубенецкий 132 07.01.2022 09:19
Так, давайте конкретно: в чем я солгал?
Ложь № 1:
Магазины
В отношении продовольственных магазинов любой из курортов Европы вчистую проигрывает Красной Поляне.
В отношении ассортимента и качества любой из продовольственных магазинов любого альпийского региона превосходит продмаги Кр. Поляны.

Ложь № 2:
Магазины
Прежде всего, «там» их (продовольственных магазинов) просто крайне мало.
В каждой деревушке минимум пара с ассортиментом, превосходящим "Империю вкуса" :).

Ложь № 3:
Магазины
Помимо этого, в воскресенье они могут быть банально закрыты, причем совсем.
Минимум один продуктовый на деревню в 3 тыс. жителей работает 100%.

Напоследок:
Георгий Дубенецкий 132 07.01.2022 09:19
...
Так, давайте конкретно: в чем я солгал? В том, что в регионе Красная Поляна десятки спортивных магазинов,
В новости в первом предложении абзаца речь про продовольственные магазины, откуда попытка перевести разговор на "десятки спортивных"?
Ссылка Рейтинг: +1 +2 -1
А вокруг как был шалман, так и остался.
Увы... Особенности региона. В таком месте или все под ноль сносить и заново строить (пример - курорт Архыз и курорты КП) или шалман...
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
В отношении ассортимента и качества любой из продовольственных магазинов любого альпийского региона превосходит продмаги Кр. Поляны.
Видимо, мне так не везло. В Шамони долго искали хоть что-нибудь, нашли мелкий "Спар" с ассортиментом типа "Пятерочка у дома". Но сыры французские, этого не отнимешь :-)

В каждой деревушке минимум пара с ассортиментом, превосходящим "Империю вкуса" .
А вот это - чистой воды утверждение типа "ТАМ все лучше". В некоторых деревушках максимум - мини-лавочка, которая после 18 закрыта. И купить хоть что-то съестное можно исключительно на АЗС. (Австрия, регион Зальцбургерлэнд).
Минимум один продуктовый на деревню в 3 тыс. жителей работает 100%.
Есть такой курорт в Австрии - Бранд. Не искал, сколько там жителей, но когда мы туда приехали часиков в 6 вечера и спросили хозяев апартаментов, где можно купить хлеба, ответ был: "уже все закрыто". Личный опыт, сын ошибок трудных.

попытка перевести разговор на "десятки спортивных"?
То есть, с самим утверждением о том, что в регионе Красная Поляна количество и ассортимент спортивных магазинов больше, чем на небольших альпийских курортах, вы спорить не будете, или и тут я солгал? :-)

PS Чтобы прекратить эту дискуссию (у каждого свой опыт и свое видение - я достаточно поездил по Альпам и на машине, и без, чтобы составить свое мнение о плюсах и минусах), на будущее соглашусь: ТАМ ВСЕ ЛУЧШЕ, сыры вкуснее, вино дешевле, трассы лучше и т.п.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
А хамство кубаноидов? Такого точно нет в Альпах.
Хотя сам пока не сталкивался - как-то народ все больше хороший встречается, соглашусь: это здесь встречается.

Но справедливости ради и во Франции дважды официанты хамили из-за того, что мы по-английски просили объяснить состав блюда. И один раз швырнул тарелки на стол, сорвал фартук и ушел.
Ссылка Рейтинг: +1 +1 0
07.01.2022 23:30
Не понимаю, что вы нашли высокомерного. Но в любом случае: я нагорных лыжах 40 лет, покатался на многих десятках курортов в разных странах, и написал то, что думаю.
Георгий, судя по вашему опыту вы постарше моего семилетнего внука, постоянно повторяющего  модную молодёжную фразу: - Я крутой-вокруг отстой. Мне кажется, что в ваших материалах часто читается снобизм и неуважение к другим людям. Будьте пожалуйста более доброжелательным. Лично для меня лыжи-положительные эмоции, здоровье, хорошее настроение, замечательные люди вокруг. Вас и всех лыжников с Рождеством!  
Ссылка Рейтинг: +2 +2 0
Французы хамят за английский, а не за немецкий, как могло подуматься из далёкой России.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
Георгий, судя по вашему опыту вы постарше моего семилетнего внука...
Благодарю за наблюдение. :-)

Что касается "снобизма" и "неуважения"... Каюсь, иногда не удается сдержаться после комментариев типа "...единожды солгавши, кто тебе поверит", "смешная статья", "ни о чем", "сравнение попы с пальцем".

Хотя в сети я давно (подольше вашего внука :-) ), но время от времени эмоции все же прорываются.
Ссылка Рейтинг: -1 0 -1
Австрийские Сант-Антон (Мекка горнолыжки) и Лех, по моему мнению, проигрывают Красной Поляне по количеству широких красных трасс и их состоянию в течение дня. Большинство катальщиков в Австрии, как ни странно, ездят классическим стилем с заносом задников, загребая снег, за счет чего уже к полудню все склоны превращаются в трассы для могула. В КП подавляющее большинство катаются карвингом (респект нашим инструкторам) поэтому трассы до конца дня остаются вполне ровными. Апре-ски в КП ничуть не хуже, чем в Австрии, а по ценам гораздо демократичней. В чем Австрия выше нас однозначно, так это по честности, порядочности и общей атмосфере доброжелательности.
Ссылка Рейтинг: -1 0 -1