Моё путешествие в Сербию получилось несколько спонтанным. У меня намечался отпуск в конце декабря 2016 — начале января 2017 года. Размышляя, куда же поехать, я в первую очередь думал посетить какой-нибудь горнолыжный курорт за пределами России. Ранее я уже бывал на горнолыжных курортах России, таких как Шерегеш (Кемеровская область), Абзаково и Банное (оба рядом с Магнитогорском), а также на Красной поляне (г. Сочи). А т. к. хотелось изведать что-то новое, в смысле «горнолыжки», и при этом побывать за границей, мой выбор пал на Сербию с её безвизовым режимом (в моём случае было самым важным), относительно дешёвым перелётом (около 18 000 руб. туда-обратно) и, как потом оказалось, с вполне демократичными ценами на проживание, питание и посещение достопримечательностей. Здесь стоит отметить, что информации для самостоятельного путешествия по Сербии крайне мало, а которая есть и та в большинстве случаев устаревшая. Информацию приходилось собирать просто по крупицам. Конечно это не относится к достопримечательностям, бронированию жилья и мест, где можно поесть, т. к. здесь можно воспользоваться общеизвестными сайтами. Но такая информация, как общественный транспорт в том же Белграде, путешествие по Сербии автобусом, телефонная связь, явно в недостаточном количестве. Ну что же, обо всём по порядку.
Первоначально мне повезло увидеть Белград с борта самолёта, при этом район нового Белграда, который расположен ближе всего к аэропорту, с застройкой его кварталов однотипными домами, был виден особенно отчётливо.Районы старого и нового Белграда условно разделены рекой Сава.
В самом аэропорту на выходе с телескопического трапа нас встречали полицейские, которые у всех проверяли паспорта. То ли они кого-то ждали именно с России, то ли это у них обычная процедура для всех рейсов, прилетающих из-за границы, но в других своих поездках такого я не встречал.
В зале выдачи багажа есть автомат по обмену валюты, а также туристический информационный центр, который был закрыт в связи с празднованием Православного Рождества. К слову сказать, Рождество здесь явно святой праздник, т. к. в Белграде практически ничего не работало в этот день: магазины, кафе и рестораны в большинстве своём были закрыты. Что же касается обмена валюты в автомате, то я не знаю насколько выгоден курс, 50 евро я обменял при выходе в зал прилётов, остальную валюту уже в городе.
На официальном сайте аэропорта можно найти информацию по транспортному сообщению с Белградом: маршруты общественного транспорта (с указанием тарифа, времени и пути следования) и такси (с указанием тарифов поездок не только до Белграда, но и по всей Сербии). Также здесь имеются ссылки на официальные сайты железнодорожной компании (информация на сербском и английском) и двух автобусных компаний (информация только на сербском), осуществляющих междугородние, региональные и международные перевозки. Если не знаете сербского, рекомендую использовать браузеры, поддерживающие функцию перевода.
Из существующих вариантов я выбрал бюджетный вариант поездки до Белграда, при выходе из здания аэропорта сразу же увидел автобус A1, который мне и был нужен.
Так я доехал до площади Славия (является конечным пунктом маршрута A1), попутно замечая вывески знакомых русскому человеку компаний Газпромнефти, Лукойла, Сбербанка и ВТБ.
На мой взгляд 3 дней вполне достаточно, для знакомства с Белградом и посещения музеев, если вы конечно не увлекаетесь искусством, тогда, наверное, не хватит и недели. При этом, планируя своё посещение в Белград, учтите, что в большинстве, если не во всех, музеев нерабочим днём является понедельник, а также, конечно же, национальные праздники. Отдельно остановлюсь на музее Николы Теслы и военном музее, которые мне довелось посетить.
В музее Николы Теслы проводятся небольшие экскурсии на английском языке, время их проведения конечно нужно уточнять, мне довелось застать их где-то около полудня. Экскурсия начинается с просмотра фильма о Николе Тесле, затем в дело вступает экскурсовод, который рассказывает и показывает некоторые из изобретений Теслы. Гвоздём программы, как я полагаю, является свечение ламп, которые выдаются посетителями, под воздействием электрических полей и электрическая дуга между рукой добровольцев из числа посетителей и электродом, тем самым ощущающих на себе воздействие электричества. Ничего на первый взгляд выдающегося в представленных экспозициях для нашего времени, но, как справедливо отмечает экскурсовод, изобретения являлись прорывными и новаторскими для того времени. Также в музее представлены фотографии членов семьи Николы Теслы, его личные вещи и урна в виде шара с прахом знаменитого изобретателя.
Что касается военного музея, то его экспозиции свидетельствуют о многочисленных войнах, произошедших на многострадальной сербской земле, начиная с давних времён и заканчивая натовскими бомбёжками 1999 года. Меня наиболее заинтересовали периоды первой и второй мировых войн с фотографиями тех времён, а также войны 1998 и 1999 годов с экспозициями, на которых представлено оружие сербской армии и захваченное у боевиков. Кстати свидетельства натовских бомбёжек до сих пор сознательно сохранены сербскими властями, как память о произошедших событиях. Лично мне довелось увидеть разрушенное здание бывшего министерства обороны Югославии.
Что касается местной телефонной связи, то здесь ничего сказать не могу, так как местную сим-карту не покупал, знаю только, что её можно купить в обычном газетном киоске, а также конечно в отделениях операторов сотовой связи.
Теперь немного о системе общественного транспорта Белграда. Транспорт представлен дневными и ночными автобусами, маршрутками, обозначенными буквой Е и номером маршрута, а также, как упоминалось ранее, троллейбусами и трамваями. Билеты на маршрутки покупаются только у водителя. Билеты на остальной транспорт можно купить в обычном газетном киоске.
Лично я купил «Бус Плус» на один день, заплатив 40 динар за саму карточку и 250 динар за тариф.Если послать запрос *011*номер остановки#, в ответ получите информацию в скольких остановках от вас находится соответствующий общественный транспорт. Вот такая хитрая система. Правда здесь стоит отметить, что указанный сервис, по-видимому, работает только с местными SIM-картами, т. к. мне ничего не приходило. Что касается какого-нибудь приложения с GPS-навигацией, то такого я не нашёл. Единственно, что я нашёл в App Store это приложение EasyEway, в котором есть информация о маршрутах движения общественного транспорта некоторых городов нескольких стран, в том числе и сербского Белграда. Задав начальные и конечные точки, можно получить информацию о соответствующих маршрутах и остановочных пунктах. Плохо то, что для работы требуется интернет-соединение, несмотря на отсутствие GPS-координат нахождения общественного транспорта. Так что есть, что развивать и куда расти.
Такси в Белграде я не пользовался. В App Store смог найти только одно приложение такси, которое даже со второго раза удалось скачать, но так и ни разу не удалось запустить.
Для путешествующих на автомобиле полезно будет знать, что бензин в зависимости от марки стоит в районе 140–150 динар.
Стоит также отметить. что в Белграде помимо обычной полиции, есть и коммунальная полиция, задачей которых, по информации взятой мной из интернета, является борьба с безбилетным проездом, с излишним шумом в домах, с контролем времени работы магазинов.Резюмируя свои впечатления от пребывания в Сербии, могу сказать, что чего-то выдающегося и впечатляющего я не увидел, но при этом я и не обманулся в своих ожиданиях, как ожидавшая увидеть балканский колорит ведущая одной из наших программ, один из выпусков которой был посвящён Сербии и её столице. Думаю, что для знакомства с балканским колоритом, необходимо погружаться сюда с головой, побывав на Балканах продолжительный период времени, путешествую по территории Сербии и других балканских стран, при этом активно общаясь с местными жителями.
Хочу отметить, что так я увидел Белград и частично Сербию, посещая его зимой во время аномальных для этих мест морозов.
Другой человек увидит Сербию с абсолютно другой стороны. Составлять своё впечатление только на основании данной статьи не следует, здесь как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Чтобы оставить комментарий, зарегистрируйтесь и войдите через свою учетную запись.