Начало см. здесь: Чувство Японии.
Если коротко, то Япония горнолыжная – это мягкие малолюдные трассы, лесное катание, много снега и широкие лыжи в прокатах. А главное – постоянное ощущение комфорта, дружелюбия и одновременно – ненавязчивости, уважения чужого личного пространства. Очень, знаете ли, приятное сочетание, впечатление от которого нисколько не портят несовременные подъемники, установленные в 70-х – 80-х гг. прошлого века, когда страна переживала горнолыжный бум. В те времена на островах было построено почти 600 курортов, часть из них сейчас закрыта.
До этого путешествия я считал, что горнолыжная Япония находится за пределами реальных финансовых возможностей «среднего» российского горнолыжника. Как выяснилось, это не совсем так. Нет, конечно, девятичасовой перелет не может стоить столько же, сколько и рейс в знакомые многим горнолыжникам Мюнхен или Милан. А вот затраты на проживание-питание-катание выдерживают сравнение с аналогичными затратами в поездке в Австрию или Италию. И если продумать свою поездку, то десятидневное путешествие в Японию обойдется далеко не в ту сумму, которую с вас хотят получить туристические компании за недельный тур.
Но сначала я попытаюсь отговорить вас от этого путешествия. Прежде всего, не нужно планировать поездку в стиле «на недельку, тушенку и водку везем с собой, только покататься». На мой взгляд, Япония настолько многогранна и необычна, что помимо катания надо обязательно запланировать и знакомство – хотя-бы поверхностное, и с другими сторонами жизни этой страны. А раз так, то и траты вырастут. Знакомые многим Австрия и Италия для кошелька гораздо менее вредны.
Еще одно ограничение – не рассчитывайте найти здесь жесткие «до звона» трассы – их не будет. И если вы относитесь к числу страстных любителей спортивных лыж и леденистых склонов, лучше направить носки своих лыж в другие места. Здесь мягко.
Курорты в Японии небольшие. Мы покатались на трассах четырех курортов. Три на о. Хоккайдо: это Фурано – 50 км трасс, Русуцу – 42 км трасс и Нисэко – 44,5 км трасс, и Аппи Когенна о. Хонсю – 45 км трасс. Так что если говорить о километраже трасс, то в сумме эти четыре курорта вчистую проигрывают Трем Долинам, не говоря уже о Доломиты Суперски. Не за километражем подготовленных склонов сюда имеет смысл лететь, хотя подготовка трасс здесь практически идеальная, а ночные снегопады делают их мягкими и очень комфортными для коленей. Замечу, что в последние годы мы и в Альпах предпочитаем небольшие курорты, где нет толп на подъемниках и толчеи на склонах. Нам кажется интереснее «обкатать» за одну поездку два-три курорта, чем жить в одном месте. Тем более, что от одного курорта Японии до другого – порядка часа – полутора езды на автобусе. Впрочем, кому как, мое дело – предупредить.
Нисэко, Фурано и Русуцу – это три основных и хорошо известных японским любителям горнолыжных курорта на о. Хоккайдо. Нисэко - это общее название четырех довольно разных курортов.Это мощный курорт Niseko Grand Hirafu и лыжные центры Niseko Village, Niseko Hanazone и Niseko Annupuri, часть из них объединяют несколько зон катания. Плюс ещё одна зона катания – Moiwa, которая не включена в общий ски-пасс. В каждой из зон есть и свой локальный ски-пасс, дешевле общего, а кое-где и ски-пассы на три или пять часов. Grand Hirafu — это один из самых крупных японских горнолыжных курортов, который больше похож на курорты Европы, с поправкой на то, что это – Япония. Городок достаточно большой, здесь множество отелей и апартаментов самых разнообразных стилей – от классического до модернистского. Здесь наиболее широкое разнообразие трасс и лесного катания, есть и освещенные в вечернее время склоны. Мы жили и катались в Niseko Village, но из-за погоды нам не удалось выполнить «обязательную программу», то есть полюбоваться на хорошо видный со склонов красивый вулкан Йотэй. Между отдельными курортами Нисэко постоянно бегают шаттлы, так что можно, живя в одном месте, покататься везде.
В часе езды от Нисэко расположен еще один популярный среди иностранцев горнолыжный курорт – Русуцу. Кроме «обязательного» набора — катание, онсэны и караоке — здесь есть и другие виды развлечений: катание с горок на «ватрушках», снежный рафтинг – катание на надувной лодке за снегоходом, прогулки на снегоходах и собачьих упряжках, весьма солидный торгово-развлекательный комплекс с кучей ресторанов на первых двух этажах громадного отеля Rusutsu Prince Hotel, игровые залы и крытый бассейн с искусственными волнами (он, правда, довольно мелкий – в основном для детей, которых здесь много). Этот курорт я поставлю на второе место по разнообразию катания после Нисэко: здесь две зоны катания, соединенные монорельсовой дорогой и канаткой с небольшими кабинками, широкие возможности для лесного катания и хорошо подготовленные трассы.А еще здесь нашелся склон специально для любителей Чегета: очень крутой и весь в буграх, но достаточно короткий, во-первых, а во-вторых, его можно комфортно объехать по довольно пологой гладкой трассе. Именно в Русуцу мы, кстати, встретили несколько групп райдеров из разных стран и немного покатались с гидом из Великобритании.
Третий горнолыжный курорт о. Хоккайдо, на котором мы «отметились» — Фурано, самый «японский», уютный и спокойный из трех. Это относительно небольшая тихая деревушка с традиционными развлечениями, которые дополняют катание на горных лыжах и сноубордах. Мне здесь очень понравилось: трассы с разнообразным рельефом, в верхней части – очень приятный для катания лес и просторный склон для внетрассового катания, к которому нужно пройтись пешком от верхней точки подъемника, а в нижней части – просторные малолюдные склоны, где можно как следует покарвить. Возможно, свою роль сыграла погода: здесь было яркое солнце, голубое небо и свежий снег на лесных склонах, мы получили мягкое катание на любой вкус. Я бы сказал, что это курорт для любителей горных лыж среднего возраста – семейного или не слишком «громкого» отдыха. Хотя молодежи тоже хватает.
Аппи Когенна о. Хонсю – еще один «японский», в смысле основной массы катающихся, курорт. Здесь отмечу три момента. Первый – есть длиннющая «зеленая» трасса, идущая с самой вершины, что позволяет даже новичкам посмотреть на мир с высоты и спуститься на лыжах. И при этом здесь очень неплохой выбор трасс выше средней сложности плюс, естественно, лесное катание. Второй – очень классный онсэн, расположенный отдельно от отелей. Сидишь в горячей минеральной водичке, любуешься заснеженным лесом, а на макушку ветер подсыпает снег… Катание здесь тоже и разнообразное, и мягкое, и просто классное. Есть еще один момент: снег здесь немного более влажный, чем на курортах о. Хоккайдо, он ближе к снегу Красной Поляны.
У тех курортов, на склонах которых нам довелось покататься, есть одна общая черта. Горы в Японии похожи на вулканы: чем ближе к вершине, тем круче. В нижней части курортов – постепенно выполаживающиеся склоны, а в верхней части склоны более крутые: «черные» и «красные» трассы. И если в компании есть не слишком уверенно катающиеся люди, им здесь будет очень комфортно: малолюдно, полого, мягко, и в любой момент можно быстро съехать в отель (на каждом курорте есть отели skiin – skiout), отдохнуть, выпить кофе, перекусить и расслабиться в онсэне или небольшом аква-комплексе. Да и хорошо катающимся тоже неплохо: выложившись на более сложных трассах, к отелю «свистишь» уже расслабленно.
Еще одна особенность всех четырех курортов – снег. Он легкий и сухой, и выпадает его много. Настолько много, что здесь редко увидишь снежные пушки, поскольку природного снега вполне достаточно. «Много» - это до 24 метров за сезон. Откуда берется столько снега: холодный ветер из Сибири пересекает Японское море, воздух быстро нагревается и насыщается влагой. Встречаясь с гористой цепью Японских островов, воздушная масса вынуждена подниматься вверх, охлаждаясь и отдавая накопленную влагу в виде снега. Обычно на курортах о. Хоккайдо (их тут больше сотни) выпадает метров восемь – девять, и толщина снежного покрова на склонах и в лесу порядка трех метров. Мы были почти в начале сезона, и только на одном курорте снег был раскатан – сотрудники жаловались, что «уже неделю не было снегопада», он начался сразу же после того, как мы оттуда уехали. На остальных трех курортах мы попали в снегопад и окрестностей рассмотреть не удалось, а на двух курортах еще и верхние трассы были закрыты, из-за сильного ветра не работали подъемники, ведущие на макушку горы. Что ж, горнолыжник должен быть философом. Но комфортного и трассового, и лесного катания нам все равно хватило.
И не только нам: везде довольно много австралийцев, встречали нескольких норвежцев и французов, ну и китайцы тоже есть. Но основное «народонаселение» курортов – это, конечно, японцы. Наиболее «японские» курорты из четырех - это Фурано на о. Хоккайдо и Аппи Коген на о. Хонсю. В нашем отеле в Аппи Когене кроме нас были еще две небольшие группы иностранцев – по три – четыре человека из Норвегии и Финляндии, все остальные катальщики были японцами. А вот в Нисеко и Русуцу полным-полно австралийцев, многие из которых вываливаются из самолетов в шортах и шлепках – закаленные ребята!
Комфортно здесь кататься и по причине мягкого свежего снега, который выпадает почти каждую ночь, и потому, что здесь невысоко: высшая точка подавляющего большинства курортов Японии редко достигает высоты 2.000 м. При этом температура в нижней части склонов была порядка -10 градусов, так что ни корки, ни закатанных до льда проплешин мы не видели.Благодаря отсутствию резких перепадов температуры снег здесь очень однородный, не видели мы слоев с различной структурой, хотя и честно пытались закопаться поглубже. Впрочем, ледяных проплешин нет и еще по одной причине: здесь реально мало катающихся. Видимо, именно поэтому владельцы курортов не видят смысла заменять подъемники 70-х – 80-х гг. выпуска на более современные и скоростные: если нет очередей, зачем?
Среди японцев довольно много хорошо катающихся любителей. Причем они катаются и в классическом стиле, и в резаном ведении. Судя по тому, что некоторые трассы не ратрачат и там накатаны бугры, любят они не самое простое катание, в том числе и могул. Так что здесь есть места для любителей самых разных стилей катания.
Практически везде есть вечернее катание по освещенным трассам. И тут вы оказываетесь перед сложным выбором: или покататься, или порелаксировать в онсэне – традиционном японском водном комплексе с минеральной водой из горячих источников, которые тоже есть везде. Впрочем, в онсэн можно отправиться и после обильного ужина. Главное – не переусердствовать: порции в кафе могут оказаться весьма серьезными, и потом не захочется никуда, мы пару раз предпочли просто поваляться в кровати, любуясь снегопадом за большим окном.
Замечу в скобках, что, если хочется посмотреть как можно больше курортов, это сделать довольно просто. Многие курорты расположены в часе езды друг от друга и их связывает регулярное автобусное сообщение. При желании можно хоть каждый день перебираться с одного курорта на другой. Если не лень собирать и разбирать сумки, конечно, но к этому привыкаешь уже на второй день.
Нужно обязательно отметить дружелюбие и гостеприимство персонала отелей, подъемников, ресторанов – везде мы встречали радушный прием и искреннее любопытство. Причем все разговоры начинались с вопроса: «Откуда вы? А у вас сейчас холодно?» И искреннее удивление, когда выяснялось, что в Японии сегодня намного холоднее, чем в Москве.
Добраться до всех курортов быстрее всего на самолете (возьмите на заметку: если вы летите из Москвы на рейсе Japan Airlines, то местные перелеты из Токио в один из ближайших к курортам аэропортов бесплатны, за исключением сборов), а затем на автобусе. С багажом проблем нет: на JAL лыжи или сноуборд летят бесплатно, плюс два места багажа по 23 кг. Любопытно, что жидкости на борт проносить можно: в аэропортах есть специальные анализаторы, которые безошибочно «чуют», что у вас ничего вредоносного во фляжке или бутылке нет.
Можно выбрать вариант с быстрым переездом на синкансене (поезд-пуля), но билет на него стоит заметно дороже, чем на «Сапсан» из Москвы в Санкт-Петербург. Точные цены не привожу, поскольку все будет зависеть от выбранного курорта. Пересадки достаточно комфортны, если у сумки или чемодана есть колесики. Везде на пересадочных узлах есть лифты, так что свою сумку по лестнице мне не пришлось носить ни разу.
Перелет на «Дримлайнере» Boeing 787-8 из Москвы комфортный, еда в полете вкусная, напитки носят каждые полчаса, выбор фильмов очень приличный, а джет-лаг, вопреки мрачным ожиданиям, напряг не слишком: я в первые пару ночей просыпался и не мог заснуть в течении часа – двух. Возможно, свою роль сыграло то, что прямиком из аэропорта в Токио мы отправились в онсэн и отдали должное водичке, а в перелете не налегали на бесплатный алкоголь. После возвращения в первые дни в сон клонит ранним вечером, а утром просыпаешься рано без будильника. Терпимо, короче говоря.
Виза бесплатна, консульство Японии дает ее «на 15 дней в течении трех месяцев». Мое мнение (если оно кого-то интересует, конечно) – лететь нужно дней на десять как минимум. Помимо катания, на каждом курорте и вокруг него есть масса интересных мест, да и Токио посмотреть хотя бы одним глазком очень рекомендую.
* * *
Информация:
О Японии: visitjapan.ru
Перелеты: ru.jal.co.jp
Справочник по всем курортам: skiresort.info
Фурано: snowfurano.com (о. Хоккайдо);
Русуцу: hokkaido-rusutsu.com/ru-ru (о. Хоккайдо);
Нисэко: niseko.ne.jp/en (о. Хоккайдо);
Аппи Коген: appi.co.jp (Север о. Хонсю).
* * *
За помощь в подготовке материала благодарю Владимира Кропинова (ski-pro.club) и Юлию Матвееву (trueski.ru).
Январь 2019
Чтобы оставить комментарий, зарегистрируйтесь и войдите через свою учетную запись.