Две недели назад мы анонсировали прямую линию наших читателей с главным конструктором беговых лыж Fischer Хансом Хубингером. И вот эта встреча состоялась в рамках дилерского семинара Fischer и Vauhti, прошедшего 19-20 сентября в УТЦ "Кавголово". На этом семинаре всем российским дилерам Fischer была представлена новинка компании - лыжи Speedmax 3D, проведены тесты этих лыж в лыжном тоннеле, рассказано о новинках продукции Vauhti. Помогала мне с переводом в этом интервью, а иногда и сама отвечала на какие-то сугубо "российские" вопросы руководитель подразделения "беговые лыжи" компании Fischer-Москва Елена Родина.
Но прежде чем мы перейдём к ответам Ханса и Елены на ваши вопросы, хочу хотя бы бегло поделиться с вами впечатлениями от посещения УТЦ "Кавголово". Точнее, поделюсь я с вами даже не своими впечатлениями, а просто приведу слова Сергея Иванова (того самого широко известного в лыжных кругах турбодеда):
- Живут же люди: лыжный тоннель у них, лыжероллерная трасса без каких-то мам с колясками и детьми на трёхколёсных велосипедах, без квадроциклов и собачников. Ну и чего им, питерским, не тренироваться и не бежать?
Вы бы слышали, сколько в этих двух коротких предложениях было одновременно и восхищения, и какого-то огорчения оттого, что ничего подобного в Москве у нас пока нет и не предвидится…
Со своей стороны могу сказать, что полностью подписываюсь под словами Сергея. И тоннель, и лыжероллерная трасса, компактно расположившиеся на территории УТЦ и на 100 процентов огороженные от проникновения посторонних, реально впечатляют. Действительно, есть чему позавидовать.
Но давайте всё же вернёмся к нашим сегодняшним собеседникам - Хансу Хубингеру и Елене Родиной.
* * *
- Я с удивлением из этой статьи узнал (открываю бумажный журнал "Лыжный спорт" №60 за 2013 год, в котором опубликована предыдущая прямая линия наших читателей с Хансом Хубингером), что наша встреча 2013 года была, оказывается, не первой, и что до этого мы с вами встречались ещё и в 2006 году ("Л.С." №35 за 2006 год). Поэтому мы знакомы, оказывается, уже тысячу лет.
Ханс улыбается в ответ.
- Ок, сегодня я снова буду задавать вам вопросы не от редакции, а от имени людей, которые непосредственно пользуются вашей продукцией.
И самый первый вопрос от наших читателей - точнее, это даже не вопрос, а реплика.
Не вполне ясно почему этого нет в тексте, но позвольте добавить: Ханс Хубингер - это есть тот человек, который придумал все беговые лыжи Фишер в этом веке. Главный Конструктор. Нет в настоящее время легендарнее фигуры в этой области, чем Ханс.
Иван:
- Знаете, автор этой реплики - довольно загадочный для нас персонаж. Он хорошо разбирается в вопросах лыжной индустрии, два года он писал на сайте openski.ru различные материалы и реплики, и опять-таки делал это анонимно, так что никто не знает, кто это. Может быть, за этим ником скрывается Елена Родина, или Сан Саныч Завьялов, или Сергей Иванов, или кто-то ещё - мы не знаем, кто это (Лена с Хансом смеются над этим моим предположением). Ханс, как вы прокомментируете эти слова?
Ханс:
- Я начал работать в компании в 1986 году и уже в 1991 году занимался сервисом на чемпионате мира в Валь ди Фиемме. Когда я пришёл в компанию, я начал с нуля, я не занимал ту позицию, на которой нахожусь сейчас. Нынешнюю должность я занимаю с 1998 года и с тех пор полноценно отвечаю за все разработки и технологии профессиональных лыж Fischer. Ремарка вашего читателя о том, что я известный в лыжном спорте человек, мне лестна, но нужно понимать, что современные лыжи Fischer - это результат командной работы целой группы людей, которой я руковожу.
Иван:
- Ок, начнём тогда с вопросов? Они, быть может, не всегда приятные, но это вопросы наших читателей, и они касаются продукции Fischer. Итак, ниже - два вопроса, посвящённые лыжам Double poling.
Как подбирать лыжи с маркировкой DP (Double poling)?
Кроме правил подбора лыж DP, хотелось бы узнать текущие взгляды Главного Конструктора на то, какими лыжи DP должны быть по сравнению с обычной классикой/коньком для того же гонца - мягче или жестче, длиннее или короче колодка, что насчет жесткости мысков и длины лыж в целом, и т.д.
Вопрос обусловлен противоречивой информацией на этот счет в различных источниках...
Иван:
- Маленькая ремарка. Александр Шабунин - это питерский лыжник совершенно новой генерации. Насколько я понял, у него не очень хорошая лыжная техника в её классическом понимании, и у него ещё не скоро появились бы шансы добиться в лыжных гонках каких-то заметных результатов, но тут появился даблполинг! И этот одаренный физически парень просто становится в лыжню, начинает толкаться двумя и занимает довольно высокие места - например, на последней "Финляндия Хиихто" он был, представьте себе, шестнадцатым! То есть его интерес к лыжам для даблполинга не случаен.
Ханс:
- Разница между лыжами даблполинг и классическими лыжами - в жёсткости. Лыжи даблполинг сочетают в себе жёсткость коньковой лыжи и прогиб - классической. По сравнению с традиционными коньковыми или классическими лыжами лыжи даблполинг позволяют, отталкиваясь практически только руками, тем не менее дорабатывать ногами и таким образом продвигаться вперёд. На более длинной дистанции мы рекомендуем использовать классические лыжи даблполинг, а на более короткой - даблполинг спринт.
Давайте поясню, чтобы не запутаться с терминологией. У нас есть модель Double Poling Sprint, очень похожая на коньковую лыжу, у неё и ростовка как у коньковых лыж - 191 см. Соответственно, на более длинной дистанции мы рекомендуем использовать классический вариант лыж для даблполинга, близкий по длине к обыкновенным классическим лыжам.
Елена:
- Хочу добавить со своей стороны, что Ханс всё-таки больше специализируется на обслуживании соревнований Кубка мира, а там лыжами даблполинг особо никто не пользуется. Зимой я консультировалась с норвежскими представителями Fischer по этому вопросу, т.к. считаю, что у норвежцев большая практика в этой области. Они мне объяснили, что лыжи даблполинг имеют неоспоримое преимущество, если на трассе много подъёмов. Особая конструкция лыж даблполинг позволяет при подъёме одновременным бесшажным ходом лыжам не врезаться в лыжню, заходить вверх более гладко и продолжать скользить в колее. Если же дистанция равнинная, то можно вполне обойтись и обычными классическими или коньковыми лыжами.
Возвращаясь к первому вопросу про подбор, то в целом мы рекомендуем подбирать лыжи даблполинг как клистерные лыжи.
Когда я спросила всё тех же вышеупомянутых норвежцев: "Есть ли у вас какая-то формула, как преобразовать индекс FA в вес спортсмена при подборе лыж даблполинг?", они мне ответили, что на самом деле такой формулы не существует. Например, у Петера Элиассена есть лыжи с FA от 38 до 48. Соответственно, чем круче трасса, тем более мягкие лыжи он использует, а на более равнинной трассе он использует более жёсткие лыжи.
О twin skin Carbon и SpeedMax.
* Как точно подобрать по весу с прицелом на гонки? В известной табличке подбора по FA есть раздел twin skin, но сюда попадают и Race с наклеенным мохером поверх скользящей поверхности, и более гоночные модели, где эти модули утоплены в ее толщине. В результате Race нужно выбирать с огромным запасом относительно мазевых, а эти 2 верхних модели как? На тесте было ощущение, что Carbon с жесткостью обычных клистерных лыж б/менее нормально работает. Какова рекомендация Fischer?
Ханс:
- Мы рекомендуем подбирать 0,6 от веса гонщика. То есть при весе в 80 кг лыжи должны быть с индексом жесткости 48 +.
Елена:
- По моему опыту лыжи Twin Skin SpeedMax можно брать ещё более жёсткие. Потому что Carbon в настоящий момент является наиболее жёсткой и наиболее скользкой моделью в линейке, а Twin Skin SpeedMax и Race - помягче. Соответственно, SpeedMax можно и 0,65 взять.
Каковы различия в колодке (902 и 90L)? Как они проявляются на практике?
Ханс:
- Если сравнивать 902 и 812 конструкции, то у 902 более длинная колодка. А в модели 90L колодка ещё длиннее, чем у 902-й. Когда очень жёсткая трасса, лыжи 90L имеют преимущество. Но в целом 902 является более универсальной конструкцией по сравнению с 90L.
- По какой формуле подбираются юниорские коньковые фишер спидмакс?
Почему ходит так много слухов об украинских лыжах топ.сегмента, несмотря на официальную позицию Фишер?
Ханс:
- Технологии холодной склейки скользящей поверхности есть только в Риде. Поэтому мы не знаем, почему постоянно возникают эти слухи о производстве тех или иных лыж на Украине, но вашему читателю остаётся только поверить мне на слово, что это не так.
Елена:
- У меня у самой есть небольшое объяснение этому заблуждению: у нас в линейке есть детская модель лыж, которая называется "Спринт" - вот она как раз производится в Мукачево. И эта лыжа по своему дизайну очень похожа на взрослые профессиональные лыжи. Возможно, с этим связано то, что людям, которые где-то что-то видели в Мукачево, кажется, что "Спринт" - тоже взрослые лыжи.
По поводу подбора - юниорские лыжи подбираются точно так же, как и взрослые: 100 - 120 процентов от веса человека. Единственное, все мы понимаем, что при одном и том же росте юниоры всегда весят меньше, чем взрослые. Естественно, юниорские лыжи при одной и той же ростовке будут мягче взрослых.
Когда появятся коньковые лыжи carbon lite без дырок на носах?
Вопрос один.
каков смысл отверстий на концах лыж ?
Иван:
- Вообще, таких вопросов об отверстиях в мысках лыж - несколько, и эти вопросы звучат в России постоянно. Люди не очень верят, что эти отверстия нужны; не очень верят, что они действительно работают. Я, естественно, не буду говорить за всех, но это достаточно распространенное мнение.
Ханс:
- Как технолог я твёрдо заявляю, что отверстие в мыске лыжи - это не маркетинговый ход. Проведя различные исследования, мы установили, что когда мы убираем вес с мыска лыжи, пусть это и будет всего лишь несколько граммов, на плече, которое получается при работе лыжи, эффект увеличивается в несколько раз, возникает как бы геометрическая прогрессия. То есть, условно, мы убираем с мыска пару граммов, а по эффекту, по физическим силам это эквивалентно тому, как если бы мы убрали в несколько раз больше. И опять же облегчение мыска позволило нам удлинить переднюю часть лыжи. То есть, снижая вес мыска, мы сдвигаем баланс лыжи назад и тем самым улучшаем скольжение. Потому что чем дальше точка баланса к пятке, тем лучше лыжи работают.
Честно говоря, с тех пор как, мы сделали это отверстие, я в первый раз слышу, что кто-то просит вернуть всё обратно. На самом деле мы постоянно работаем над надёжностью лыж, у нас нет никаких нареканий, единственное, встречающиеся ситуации, когда лыжи ломаются при транспортировке. Это действительно есть, но просто надо быть аккуратнее при перевозке лыж. И я, если честно, себе лыж Fischer без отверстий на мыске уже даже и не представляю. Единственное, может быть, удобнее было бы наносить структуру на лыжу без отверстия в мыске, но мы с этим справляемся и считаем, что это очень важное технологическое преимущество перед нашими конкурентами.
Иван:
- Я правильно понимаю, что во всём мире эту технологию приняли и ни у кого никаких вопросов не возникает, и это сугубо российское явление - раз за разом задавать вопрос о целесообразности этих отверстий?
Ханс:
- Я вообще в первый раз слышу об этом. На самом деле и в профессиональном спорте ко мне никто никогда не обращался с заявлением о том, что ему неудобно, что на мыске лыж есть отверстия. Более того, я много раз видел лыжи разных производителей, стоящие у стенки (например, в сервисе той или иной национальной сборной). И вы можете увидеть, что у лыж одинаковой ростовки на Fischer крепления всегда стоят чуть ниже, чуть ближе к пятке по сравнению с конкурентами. Этот эффект достигается благодаря именно вот этому отверстию на мыске. Если бы это был только маркетинг, я как технолог первым бы воспротивился этому нововведению. Потому что вырезать отверстие на мыске - довольно сложный и дорогой технологический процесс, и если это делать только для того, чтобы рассказать красивые истории… В этом не было бы никакого смысла, потому что это сделать достаточно сложно технологически.
Я прекрасно помню, как появилась эта технология. Модель только появилась, и чтобы принять решение, мы сделали внутренний тест на глетчере с сервисменами Fischer - только они опробовали эту новинку. И тогда я спросил тех, кто участвовал в этих тестах: ну что, двигаемся в этом направлении? И они ответили: "Да, однозначно, мы выпускаем такие лыжи". Модель была разработана к чемпионату мира в Либереце, спортсмены получили эти лыжи за три дня до начала соревнований, и я сильно переживал , т.к. не был уверен в том, что спортсмены примут эту модель. В итоге может, не 100 процентов, но процентов 70 спортсменов выступали в Либереце именно на этих лыжах, и это несмотря на то, что они получили эти лыжи за три дня до начала чемпионата. Для меня это было невероятным результатом. Да, первое время лыжи иногда ломались именно на мыске, но мы доработали материалы, изменили технологию, и сейчас этой проблемы нет. Я понимаю - всё можно сломать, лыжи ломаются и в других местах, не только в мыске. Мы можем сделать лыжи с толстыми стенками в мыске, но при этом они будут тяжелее. Смысл тогда делать это отверстие?
Иван:
- Насколько я понимаю, неприятие этой модели заключается не только в том, что они ломаются, но и в том, что на реальных лыжных трассах, то есть не на трассах Кубка мира, при определенных погодных условиях через это отверстие летит снег. Я видел ироничные картинки, на которых на мысках лыж Fischer эти отверстия заклеивают скотчем. Проблема ещё и в этом.
Елена:
- Иногда, когда спортсмен стоит на спуске в стойке, снег летит даже в лицо.
Ханс:
- Мы всё это рассчитывали. Максимум, куда летит снег - это в область колена, выше он точно не летит. И ещё хотел бы сказать, что когда снег проходит через отверстие в мыске лыжи, это не недостаток, а, наоборот, преимущество, - это отлично охлаждает, вентилирует ноги (Ханс, правда, при этом смеется и поясняет, что это шутка).
Знаете, мне кажется, в том, что снег летит через мысок, как раз и была одна из причин успеха этих лыж в Либереце. Там как раз были такие условия, мягкий снег. То есть когда вы едете на обычных лыжах, вы как бы приминаете, раздвигаете этот свежий снег и лыжа начинает работать нестабильно, начинает вибрировать, а дырка этот снег пропускает через себя, и лыжа ведёт себя на спуске стабильнее. И в этом случае ощущение устойчивости, стабильности у лыжи с отверстием в мыске лучше, чем у традиционной лыжи.
Иван:
- Этому вашему нововведению уже 10 лет. Почему другие лыжные производители не следуют этим же путём?
- Это хороший вопрос. Мне кажется, что другие компании не используют отверстия на мыске потому, что они не хотят поддерживать нашу технологию. Если кто-то другой выпустит что-то аналогичное, это будет доказательством того, что Fischer действительно выпустил инновационный продукт. Тем не менее, все идут по пути снижения веса мысков лыжи, и вы знаете, что другие производители сейчас делают мыски всё более и более короткими, и сейчас их уже практически нет. Но FIS это регулирует правилами - бесконечно укорачивать мыски нельзя; кроме того, на мой взгляд, путь укорочения мыска - опасный. Технология производства отверстия в мыске дорогая - чтобы сделать обрамление этого отверстия прочным, чтобы лыжи с таким отверстием не ломались при прикосновении с препятствием, требуются довольно дорогие композитные материалы - не всем это, видимо, по карману. Но, если вы знаете, в этом году на рынок вышла компания Kastle, которая возродилась, и она планирует производить лыжи с отверстием в мыске лыжи.
Иван:
- Спасибо за эти пояснения, но давайте попробуем всё-таки лаконично ответить на конкретный вопрос нашего читателя: карбонлайты без дырок будут или нет?
Ханс:
- Нет.
Елена:
- На самом деле много лет наша третья сверху модель - RCS - была без отверстия. Но эта модель выпускалась в таком виде только благодаря позиции российского представительства Fischer, потому что я всегда говорила, что для России надо оставить хотя бы одну такую модель. И когда два или три года назад я сдалась и сказал: "Хорошо, делайте", у всех европейцев была неописуемая радость - я даже не ожидала такой реакции. Оказывается, они уже очень давно ждали этого, и только мы как представители самого крупного лыжного рынка в мире сдерживали этот процесс.
Ханс, когда, на ваш взгляд, появятся классические лыжи, которые позволят полностью отказаться от мази держания? Fischer будет первым, у кого появятся такие лыжи?
Ханс:
- Конечно, мы надеемся, что будем в этом первыми (улыбается). Мы очень близки к тому, чтобы сделать полноценную соревновательную лыжу с камусом. Сейчас все варианты отказа от мазей держания связаны именно с технологией камуса, и все мировые бренды имеют такие лыжи. Пока в профессиональном спорте традиционные лыжи работают лучше. Погодные условия бывают различными, и необходимость в традиционных лыжах будет всегда.
3D - на первый взгляд чистой воды маркетинг, неужели не осталось в беговых лыжах куда прогрессировать, что главной инновацией позиционируется "скользкая боковина"?
Ханс:
- Для нас скользящая боковина - это следующий шаг в развитии технологий. Возможно, кто-то считает это маленьким изменением, но смотря как на это посмотреть. Каждый год мы стараемся вносить какие-то изменения в конструкцию лыжи на основе той информации, которую получаем во время внутренних тестов и от ведущих спортсменов, но не все результаты этой работы анонсируем широкой публике. Все наши нововведения многократно опробованы на практике как сотрудниками компании Fischer, так и профессиональными гонщиками. Часто мы используем материалы, которые не так просто использовать в традиционном производстве. Например, сейчас мы стали использовать полиэтилен на боковинах, потому что это нововведение позволяет снизить силу трения. Мы произвели серьёзные инвестиции в производственный процесс для внедрения этой технологии. Бессмысленно делать такие инвестиции в производство только из-за маркетинга. Мы верим в эту технологию.
Работает ли Fischer над созданием карбонового шасси для лыжи? Позволит ли лыжа, сделанная из карбона, точно воспроизводить в будущем её характеристики и не заниматься такими вещами, как подбор и спаривание лыж?
Иван:
- Следом идёт комментарий от всё того же анонима CMI : "Только задавайте этот вопрос Хансу в самом конце беседы, иначе он будет говорить бесконечно" (все смеются). Это действительно интересный вопрос для вас?
Ханс:
- Да, конечно. Мне не в первый раз задают этот вопрос и, конечно, он интересный. Все знают, что карбон - очень важный материал в спорте, возьмите пример хотя бы велоспорта. Но лыжи - это не велосипед, в лыже самое важное - её рабочие характеристики, и жёсткость лыжи и её вес - далеко не самые главные среди этих характеристик. Если мы посмотрим только на вес лыжи, то, конечно, лучшим решением будет сделать лыжу из карбона. Мне не так легко это объяснить, но в целом лыжа должна обладать определенной гибкостью - при нагрузке она должна определенным образом прогнуться, отпружинить и передать энергию спортсмену. И скажем так - сделать цельную карбоновую лыжу - не самый верный способ сконструировать лыжу с оптимальными рабочими характеристиками, потому что карбон не обладает необходимой эластичностью. При производстве лыжи мы пытались использовать разные сочетания самых различных материалов: карбоновых волокон, стекловолокна, дерева, мы очень много экспериментировали в этой области, и мы считаем, что сочетание материалов, которые Fischer использует сейчас, наиболее оптимально для того, чтобы сохранить энергию внутри лыжи и в дальнейшем передать её спортсмену. Если бы мы сделали полностью жёсткое карбоновое шасси, например, карбоновые коньковые лыжи, то, с нашей точки зрения, такая лыжа вела бы себя на снегу слишком агрессивно, энергия толчка уходила бы в снег, трансформируя его.
1. Насколько этично существование так называемого "спортивного цеха" по отношению к десяткам тысяч спортсменов-любителей и начинающих спортсменов по всему миру, покупающих лыжи топовых моделей с таким же дизайном, за полную стоимость в спортивных магазинах, и чем вы оправдываете это?
Ханс:
То, что вы называете спортивным цехом, мы называем экспериментальным цехом. Он позволяет нам создавать разные конструкции, использовать разные скользящие поверхности и отрабатывать все эти нововведения на спортсменах топ-уровня. Иногда мы изготавливаем лыжи по индивидуальным параметрам для топ-спортсменов, но делаем это для того, чтобы изучить в целом рабочие характеристики той или иной лыж. Топ-спортсмены очень хорошо чувствуют лыжи и могут дать правильный отзыв о работе лыжи. Это позволяет в будущем делать уже серийные лыжи с такими параметрами. Но даже спортсмены топ-уровня получают лишь часть своих лыж из экспериментального цеха, а остальную часть своих лыж, они получают с общего конвейера, то есть это те лыжи, которые вы также можете купить в магазине. Единственное преимущество топ-спортсменов заключается в том, что они имеют возможность эти лыжи откатать и вернуть те, что им не подошли.
И основная задача производства лыж в экспериментальном цехе - найти новые, самые лучшие модели для будущего массового производства. Спортсмен-любитель, который покупает лыжи в магазине, может быть уверен в том, что эти лыжи - точно такие же, как и у топ-спортсменов.
2. Почему лыжи Fischer, особенно моделей "Skate", при подборе под вес спортсмена по FA и HR часто оказываются слишком жесткими по показаниям "флексометра", что в дальнейшем подтверждается в реальной практике на лыжне. Такая ошибка приводит не к возврату пары, это не предусмотрено, а к покупке другой пары. Это правильно?
Ханс
- Я не знаю, что такое флексометр, поэтому затрудняюсь ответить на этот вопрос.
3. Почему нет лыж "Skate" жесткости Soft для спортсменов небольшого веса, и особенно в сочетании с высоким ростом? Или такие лыжи производятся, но нет заказов из России?
Елена:
- Запрос на такие лыжи существует, но он невелик. У нас существует определенный минимум на производство каждой ростовки, каждой жесткости. По всему миру коньковые лыжи жёсткостью Soft в необходимых для производства объёмах не заказываются. Под заказ такие лыжи мы можем найти у себя на складе с большой долей вероятности. Точно так же как реально найти короткие и при этом очень жёсткие лыжи. Например, даже здесь в тестах есть лыжа ростовки 181 см на 70 - 75 кг. Всё возможно, но необходимо специально заказывать, например, в магазине Fischer. И мы будем пытаться найти именно то, о чём нас попросили.
4. Выпуск лыж с платформой NIS, а потом IFP, ограничивает покупку для спортсменов использующих SNS, а теперь и NIS. Сказалось ли это на продажах?
Елена:
- В этом году такой большой предзаказ на новые гоночные лыжи, что Fischer вынужден часть производства сместить на более поздние сроки - фабрика просто не справляется с заказами. Поэтому очень часто нам говорят одно - например, что мы что-то делаем не так в Fischer - а объёмы заказов показывают прямо противоположную картину.
Такой вопрос: на Фишерах, сравнивая их с Саломонами, Атомиками, Росси и Мадшусами, сдвиг креплений (типа Ротафелла) вперед-назад почему-то оказывает гораздо меньшее влияние. Это следствие существенного отличия конструкции Фишер от других фирм? Мб просто конкретный экземпляр и такого эффекта на самом деле нет (у любителя статистика, естественно, не велика)? Как Вы думаете?
Ханс:
- Нужно понимать, какие лыжи мы сравниваем - коньковые или классические? В коньковых лыжах я могу согласиться, что сдвиг креплений имеет меньший эффект, чем у других брендов. Во многом это зависит от нашей конструкции и от того, как мы производим лыжи. У нас своя собственная философия, и у каждого бренда она, естественно, своя. В классических лыжах Fischer сдвиг креплений вперёд-назад даёт значительный эффект.
RCR SK взрослые 2018/2019 гг (приглянулись по цене):
1. Производство Украина или Австрия?
Елена:
- Самое интересное, что эти лыжи в России вообще не представлены. Но на первый вопрос могу ответить: Австрия.
2. Сотовые 100% или есть пена в сердечнике?
Ханс:
- Пена не используется в беговых лыжах Fischer.
3. В чем конструктивное отличие от RCS - подробнее про базальтовую ткань?
Ханс:
- У RCR стоит универсальная скользящая поверхность, а у RCS - тёплая скользящая поверхность, это основное отличие. В RCR меньше используется карбоновое волокно и больше – базальтовое
* * *
Далее - вопросы, которые были заданы не в комментариях к анонсу прямой линии с Хансом Хубингером, а поступили напрямую от известных в российском лыжном мире видеоблоггеров – Александра Безгинова и Максима Тартынского.
Александр Безгинов
1. Если на КМ все гоняют на 610 конструкции, то получается, что она лучшая и универсальная. Смысл вообще оставлять 115 - чисто для более простых лыж?
Ханс:
- Мы используем 115 конструкцию в более доступных моделях потому, что эта конструкция позволяет людям даже с не очень хорошей техникой скользить дольше на лыже, чтобы лыжа как можно позже кантовалась - в коньковом ходе это важно. Именно эта конструкция позволяет это сделать.
Александр Безгинов2. Как главный конструктор вы реально видите плюсы у дырки в носу?
Ханс:
- Уже ответили на этот вопрос.
Александр Безгинов
3. Не планируется ли вернуть выпуск лыж без платформы?
Ханс: Не планируется.
* * *
Теперь вопросы от Максима Тартынского.
1. Почему у Фишер нет очень холодных шлифтов? На -25-35, например - ведь в России часто бывает такая температура. И будут ли такие разрабатываться?
Ханс:
- Наши холодные лыжи используются в довольно широком температурном диапазоне и, для нас очень важно, чтобы наша единственная модель на такую температуру была максимально универсальной. Всё-таки экстремально низкие температуры встречаются не так часто - в основном в России и Канаде.
Елена (обращаясь к Хансу):
- А если при условиях очень низких температур вообще снять структуру, это будет работать?
Ханс:
- При экстремально низких температурах, может быть, лучше иметь лыжи вообще без структуры, то есть абсолютно гладкие. Но нужно понимать, что такие лыжи буду работать только при условиях низкой температуры и низкой влажности.
Елена:
- Кстати, хочу добавить от себя, что цикли Кузьмина при сильных минусовых температурах имеют право на жизнь. А если всё-таки чуть теплее, то тут… (Лена задумывается, подыскивая подходящую формулировку). Тут уже каждый должен решит этот вопрос сам для себя.
Максим Тартынский
3. Согласны ли вы с утверждением, что холодную А5 базу нужно делать только холодными (тугоплавкими) парафинами, а тёплую 28 нужно делать тёплыми (мягкими) парафинами?
Ханс:
- Да, это правильно. Точнее, скажем так - это утверждение абсолютно справедливо для холодной А5-й базы. Но вот у тёплой 28-й базы такой строгости нет. Если лыжи готовят для длинной дистанции, то можно использовать и более твёрдые холодные парафины. Готовить холодные лыжи тёплыми мягкими парафинами точно не имеет смысла.
Максим Тартынский
4. C-special поверхность (с жёлтым пластиком) нужно готовить как-то по-особенному, или так же, как и обычную, графитосодержащую (чёрную?)
Ханс:
- Мы рекомендуем использовать те же самые мази скольжения, что и при подготовке графитосодержащей поверхности. Самое важное с лыжами C-special - использовать их при правильных погодных условиях - то есть на крупнозернистом сыпучем снеге. Почему-то многие считают, что это лыжи на воду, но это не так. Это лыжи на чуть-чуть подсушенное зерно, фирн. У других производителей лыжи с прозрачным пластиком являются более универсальными. У FISCHER это узкодиапазонные лыжи, которые именно в своих погодных условиях работают очень здорово, но при других погодных условиях более универсальный выбор лыж с чёрным пластиком.
Максим Тартынский
5. Почему в Speedmax 3D убрали карбоновые вставки с мыска и пятки?
Ханс:
- Мы не убирали карбон, он интегрирован внутри лыжи, просто его стало не видно.
Максим Тартынский
6. Можно ли приехать к вам на завод (можно и украинский) и заснять, как делаются SpeedMax3D?
Ханс:
- К сожалению, это запрещено политикой компании, это коммерческая тайна.
Максим Тартынский
7. Вы согласны, что технология скользящей боковой поверхности - это бесполезная технология, ведь даже смазчики сборной России её не мажут?
Ханс:
- Я не согласен. Cила трения имеет значение только в сочетании с давлением. Основные силы трения действуют на нижнюю скользящую поверхность лыжи. Но при определенных погодных условиях, например, в коньковой гонке на мягкой трассе, когда вы отталкиваетесь лыжей, есть довольно большой контакт и боковой поверхности лыжи со снегом, и тогда у вас, естественно, есть давление и на боковины, и здесь тоже начинает действовать сила трения. Когда мы говорим про спорт высших достижений, когда борьба идёт за сотые доли секунды, мы не можем игнорировать этот фактор. В классике лыжи контактируют боковой поверхностью со снегом, например, в поворотах. Конечно, это воздействие на боковины лыж происходит не всегда, оно имеет не приоритетное значение, но когда мы говорим о лучших лыжах и о лучших спортсменах, когда мы говорим о секундах и долях секунды, об этом обязательно нужно помнить.
Иван:
- Ок, Ханс, спасибо вам за этот диалог. Мы виделись с вами и беседовали в 2006 году, потом в 2013-м, теперь вот - в 2019-м и, может быть, наша следующая встреча состоится где-нибудь в 2025 году? Мы (журнал "Лыжный спорт") сотрудничаем с компанией Fischer уже 23 года, и почему бы нашей следующей встрече не случиться, скажем, году эдак в 2026, когда нашему сотрудничеству исполнится три десятка лет?
Ханс смеется и говорит:
- Интересная идея, но хорошо бы сначала дожить до этих времён.
* * *
Что ещё почитать:
Fischer год за годом наращивает своё присутствие в самых разных сегментах рынка. Наши корреспонденты попытались с цифрами в руках проследить, то происходило в лыжной индустрии на протяжении последних 16 лет. Эту статью из 61 номера журнала "Лыжный спорт" за 2013 год мы выложили на сайте совсем недавно, и пока у неё всего лишь три сотни просмотров. Если вы не читали этот материал в бумажной версии журнала, советуем познакомиться - там много интересной статистики.
Александр Завьялов: Всё о беговых лыжах Fischer
Чтобы оставить комментарий, зарегистрируйтесь и войдите через свою учетную запись.
На самом деле, на Планерной тоже нет мам с колясками, квадроциклистов и т.п. Хотя, конечно, там не так красиво и трубы нет. Так что не понимаю такой досады от мэтров.
Но, чует моё сердце, сейчас внимание людей из-за нас с вами уйдёт в сторону от основного предмета этой прямой линии, а это не здорово.
Удовлетворения от ответов на мои вопросы нет.
Замысловатую формулу подбора лыж Фишер, приводящую к ошибкам в подборе, чаще, чем к попаданию в точку, объяснил не знанием, что такое "флексометр", как контрольный инструмент. В Скандинавии, в каждом приличном магазине, продавцы при подборе, и сервисмены берут в руки флексометр и щуп. В первую очередь это касается Фишера.
Отсутствие жесткости "Soft" в верхних моделях, из той же оперы и только подтверждает мои соображения. Знает конечно и понимает, что ошибка заложена.
По спортцеху не убедил, называется по другому, но он есть. Раньше, примерно до начала 2000 гг. расхождение в качестве было малозаметное, если уж совсем не брак попался. Сейчас большинство стремится купить "лыжи спортцех" т.е на лицо расхождение качества. Спортсмены заметили это первыми.
"Фокусгруппа" из рядовых спортсменов, подпитанная картинкой с телевизора, успешно формирует растущие заказы, не смотря на чехарду с типами платформ,
покупают "промолыжи" в магазинах по супер ценам, на пьедесталах то "такие же".
Вспоминается фильм "Хозяин Чукотки", там по ходу, американцы меняли меха у чукчей, на трубу от граммофона. Труба без граммофона не работала..,
Удивили "восторги" по поводу УТЦ.
Не далее как месяц назад был там.
Просто в шоке от раздолбанной, загруженной, с постоянными ограничениями 40, дороги до Кавгалово.
Реально тренироваться там можно только в выходные, в рабочие дни - если только не работать.
В родной мск, вокруг меня Битца, Мещерское, Ромашково, Крылатское...
Роллерный круг на Планерной, если выкинуть равнину, на порядок лучше и по качеству асфальта и по набору высоты. И тоже без мам и велосипедов.
Парни, это какое-то старческое ворчание, вам (нам) еще рано).
"Начальник Чукотки"
Кстати и В.Осипов регулярно катается, хотя было время и он критиковал его, я даже удивляюсь ему, возрастной уже спортсмен то..
По Фишеру, я сейчас уже соглашусь. Легким девчонкам и юниорам например правильные лыжи не подобрать..причины, ну они и названы. Маркетинг рулит, надо больше продавать, перекрашивать ..и пр. Этого многим другим производителям не достает. Но я бы не хотел, что все так вели себя на рынке и в продажах...
Славик, по тренировкам.
Труба + Роллерка + Имитационные круги в одном месте. В Москве такое есть?
Труба работает до 22:00. Укатайся.
Освещение на роллерке горит всю ночь. Укатайся.
Имитационные круги. Лес сосновый, почва песчаная. Осеннего говнезита, как на Планерной, в Ромашково, в Крыле нет. Упрыгайся.
Озеро. Уплавайся летом.
Роллерка на Планерной посвежее, да. Но всего 2,5 км. По набору высоты совсем не круче, чем в Кавголово. А катать на Планерной по 20-25 кругов, чтобы торкнуло немного, у меня уже голова кружится.
Хотя, конечно, ворчать мне ещё рановато. Пошел на тренировку.
Если взять условную 30ку, то в Кавгалово, собирая все подъемы, в т.ч. и закрытую часть трассы, набрал примерно 600м. А на Планерной это 1000м на ту же 30ку.
Ну и кто "крутоват"? По плоскоте катаете).
Николай, ну ладно "флекстестер", ну понятно же, можно переспросить..а если не хочется отвечать, можно и прикинуться.
С новыми лыжами ездил в skiwax, у них в магазине есть простенький прибор для измерения жесткости лыжи. Показания прибора и надписи на наклейках совпали на 99%
Посмотрите на Фишер РЦС 2007 года (желтые). Носок тоже облегчен. И возможно более кардинально. Середина носка, продольно, имеет толщину лыжи, примерно 1см шириной, а боковые части сделаны более тонкими. За счет изогнутой формы носок имеет жесткость. Поломать проблематично. "Воткнуться" (как на мадшусах) проблематично, носок изогнут как надо. Нет необходимости "усиливать" тонкий (меньше см) периметр "дырки" "дорогими композиционными материалами".
Т.о. альтернативный и более надежный путь - имеется. Почему не пойти по этому пути?
ИМХО дырка имеет 2 задачи: 1) маркетинговый ход - такое только у нас + оправданное удорожание (дорогие композиционные материалы) 2) поломка лыж становится более вероятной, что увеличивает оборот (есть не один знакомый, кому "туристы" на тренировке в дырку палкой попали).
Остальной мир не жалуется. )) "Туристов" нет, трассы ровные - мы бы тоже в таком мире не стали.
PS: На свой невнятный вопрос получил невнятный же ответ. Ну есть эффект... Это философия такая. ))
Славик, давай в Снежком. На ту же 30ку наберёшь почти 3000м высоты. Точнее 2800м.
Серега, место там божье, намоленное, но то, что всё в одном месте, это минус а не плюс, завоешь без смены картинки. Труба конечно аргумент). Тут ничего не скажешь.) Но в целом Питер для лыж не подходит, по сравнению с Москвой уж точно.
Но думаю в эту сторону...
В прошлом годе, первая тренировочка на лыжах была 21 ноября в Крылатском. Они прошлогодний снег раскатали. 4,5км - 1025м набор....
-5, солнце, красивейшие виды...
В трубу и не захочешь.
В этом году тоже припасли..
Вспоминаются (почему-то) в этой связи сверхэффективные палки X-Curve от Excel, плоские палки от Swix..
Маркетинг рулит нынешним миром!
Все-таки, наверно, правильнее делать выводы об успешности технологии из уст тех, кто ею непосредственно пользуется, в данном случае - спортсменов. Конструктор тут может лишь пояснить ее смысл и цель, а вот результат - вряд ли.
P.S. Выше: Exel, а не Excel, sorry
Например, о лыжах DP Ханс ответил на уровне рекламного проспекта, будто не он их проектировал. Елена немного выручила, но вопросы остались. Например, о гибкости носков лыж, о чем Александр и спрашивал.
"По моему опыту лыжи Twin Skin SpeedMax можно брать ещё более жёсткие. Потому что Carbon в настоящий момент является наиболее жёсткой и наиболее скользкой моделью в линейке, а Twin Skin SpeedMax и Race - помягче. Соответственно, Carbon можно и 0,65 взять." По логике, в последнем предложении Carbon надо заменить на Speedmax.
ещё возник один вопрос по ходу ответа на мой вопрос. Ханс что то говорил про смещение пятки креплений. интересно , что показала по этому поводу эпюра моментов и эпюра напряжений ?? для классических лыж толчок в колодку - это очень важный момент...запахло несостыковочкой. готов Ханса вызвать на дуэль !
А так, конечно, неожиданно было услышать такой поверхностный ответ от главного технолога Фишер((( Побольше бы конкретики и расчетов. Наверное, еще не поздно дополнить интервью, запросив уточнений от ХХ и Фишера, чтобы повысить предельную его полезность 8)
Карху выпустили лыжи с укороченным скином и скользким Оптигрип по концам. У лыж 100% держание, а концы можно не мазать анти-льдом.
ну а если сурьёно, то скиспортовцы и не таких специалистов на чистую воду выводили. Александр Рязанов не даст соврать ! Он лично атомик валил за концы в виде полу-спирали.
По логике, в последнем предложении Carbon надо заменить на Speedmax.
Может набрать "флекстестер" и "лыжи" ? По мадшусам и картинки есть.
Основная же вариативность в наших любительских результатах определяется толщиной жировой складки на животе, недельными объемами тренировок и т.п. простыми, банальными истинами. Добавил часок в недельный объем тренинга в подготовительный период - и зимой вдруг те же лыжи поехали как бы быстрее.
Но поговорить, конечно, интересно. Хотя это лишь мало значимая для любителя теория.
"Пена не используется в беговых лыжах Fischer. ".
т.к. топовый-топ не интересует, и был не очень хорошый опыт с классикой с* с пеной.
а так и есть. это ваще тормозом попахивает при передвижении в подъём
Да, странно звучит... Что толку балансировать лыжу весом в 1 кг, если на нее потом навалится 70 кг? Как раз важно разработкой эпюры именно при нагрузке 70 кг обеспечить "масляный клин" с нужным малым углом, как в теории подшипников скольжения. Чтобы нос не зарывался, но и пятка тоже. Поэтому и "чем дальше точка баланса к пятке, тем лучше лыжи работают" тоже странно звучит. "Угол атаки" имеет оптимум, а не чем больше, тем лучше... Ну на пятки крепления прикрутите.. )))
Уже нифига не понять где коммерческая тайна, а где научная тупизна. Одно другое успешно маскирует.
речь о балансе лыжи в воздухе
Сам катаю на фишере, печально слышать слова от Ханса про карбон и полиэтилен. Неужели это предел для фишера?
Еще по поводу дырки. А с чего, вообще, взяли, что она у Фишер делает вес мыска меньше, чем у конкурентов? У Саломон, Мадшуса мыска как такового ведь почти вообще практически уже нет. Кто взвешивал? Результаты в студию!
Вспоминается Станиславский..
А вот лыжи гладкие, без нанесённой на заводе структуры, могли бы и продавать наравне с "реди ту юз". Не только ради сильного мороза, но и с тем, чтобы каждый мог сам решить, как и какую структуру он хочет нанести, не перерезая заводскую.
"Дырка", думается, всё же больше преследует цель уменьшения инерции передка в целом, лучшей поворачиваемости лыжи, нежели смещения баланса. Баланс сместить можно было бы и иными средствами..
Про УТЦ я бы добавил, что он удобен близостью к станции "Кавголово". В будние дни расписание поездов оставляет желать лучшего, но в выходные я почти всегда еду туда электричкой.
Из издержек с этими дырками вспоминается Энгадин 2012. Когда получил номер в предпоследней группе и не стал трепыхаться. Подумав, что 20 минут гандикапа до предыдущей группы будет вполне достаточно. Но через 15 км после старта, переехав озеро, пришлось ехать практически до конца на параллельных с краю по лыжне для классики, поскольку на коньковой трассе проехать через толпы ранее стартовавших швейцарских пенсионеров было практически нереально.
Ехал на фишерах с дырками. На лыжне все время попадались смерзшие комочки снега, которые постоянно застревали в дырках, со свистом тормозили. Приходилось встряхивать лыжи, чтобы выбивать их оттуда. Что сбивало с ритма, хотя особо уже и перестал торопиться. Но это было единственный раз, больше нигде такого не случалось. Хотя в дальнейшем неоднократно ездил на фишерах с дырками ДП по лыжне на классических гонках.
А дырка, об этом и спортшкольники давно знают, для буксировки лыжника. Это единственный серьезный аргумент.
Эффект от дырки, как способе уменьшить момент инерции вращения, мизерный именно потому что угловые скорости не те, чтобы это имело смысл. Скорее трюк влияющий на психологию потребителя. Потребитель думает, что он сильно вращает лыжей, хотя это не так.
Были в начале века у Trab трапециевидные в сечении лыжи. Почти треугольные. Прилагалась специальная пластиковая платформа для установки крепления. А кто-то из финнов, Peltonen кажется, делал в ту же пору лыжу полукруглого сечения. В целях повышения торсионной жесткости. Но не прижилось особо пока ни одно, ни другое.. Бета-профиль, собиравший снег, атомик то-ли внутрь спрятал, то-ли вовсе изжил.
Karhu.
Так оно было бы справедливее.
В этом году спуск на фишерах ходила Шмидхофер. Никаких дыр в них сейчас нет.
Действительно прорывной инновацией была бы технология, позволяющая избавится от налипания снега сверху, особенно тяжелого мокрого снега весной. Этот снег по весу многократно превосходит выигрыш от дырки и, когда он есть, делает топовые лыжи по весу вторыми сверху.
сначала хотел ответить Вам, что я не имел ввиду, что на Фишерах с дырками спускались Кламмер или Русси.
Но, потом решил освежить память и вот, что нашел быстро.
А это, уж согласитесь, задолго до дырок на беговых Фишерах.
С такой дырой я лыж не видел. Такое количество изъятого материала действительно могло бы оказать влияние. Я помню лишь последние, относительно современные инкарнации, с небольшим серповидным отверстием. Теперь и вовсе не видать, чтобы кто-то с дырками гонялся.
О Кламмере знал лишь, что он - каринтиец из Фрезаха