Увидев бурную реакцию по итогам третьего марафона Галичское заозерье в форуме skisport.ru (1. Отзыв на Галичское заозерье 2025, 2. Галичское Заозерье... Спасибо, что живой), мы связались с инициатором проекта Всеволодом Розановым и попросили организаторов ответить на вопросы читателей нашего сайта. Всеволод согласился, заметив, что и им, как организаторам гонки, чрезвычайно важна эта обратная связь. 25 февраля мы анонсировали эту прямую линию, вы имели возможность задать там свои вопросы, и вот наступило время ответов, которые организаторы любезно прислали в виде готовой статьи с ответами на ваши вопросы (см. ниже).
Лыжный марафон «Галичское Заозерье», входящий в серию марафонских гонок Russialoppet, в третий раз прошёл в Костромской области. На двухдневные соревнования 15-16 февраля собралось более 1.900 участников из 48 регионов России и 4 зарубежных государств. На старт марафона и полумарафона вышло более 900 спортсменов. Интерес у лыжников вызвала и классическая гонка на дистанции 21 км, впервые организованная в окрестностях Галичского озера. В ней приняли участие 300 лыжников.
На спортивных информационных площадках соревнования вызвали огромный по количеству высказываний и разнообразный по их сути отклик участников: от восторженных благодарностей организаторам до жёсткой критики в их адрес. Команда проекта очень внимательно знакомится с оценками соревнований, серьёзно анализирует их и учитывает при планировании работ по подготовке следующих стартов. На днях организаторы «Галичского Заозерья» провели выезд на трассу, чтобы проанализировать самые крупные в истории проекта соревнования и полученную от участников обратную связь.
По итогам инспекции команда проекта подготовила ответы на вопросы, замечания и предложения, высказанные респондентами. В беседе «по следам Галичского Заозерья» приняли участие идейный вдохновитель проекта Всеволод Розанов, технический реализатор марафона Иван Петров, компания Smart Action, и главный судья соревнований Андрей Арсеньев.
Для удобства читателей мы разделили вопросы по темам, поднятым в обсуждениях.
Именно они неизменно вызывают волну откликов. Кто-то из участников, порой не стесняясь в выражениях и не сдерживая эмоций, критикует организаторов за и излишнюю сложность, и небезопасность при прохождении, предлагая вообще исключить их из трека гонки. Кто-то откровенно признается, что едет каждый раз в Галичское Заозерье именно ради «того самого спуска». Кто-то высказывает конкретные и конструктивные предложения по улучшению.
В нынешнем году особенно много оценок вызвал второй спуск, на котором были падения, в том числе приведшие к поломкам инвентаря и даже к травмам нескольких участников.
Однозначно есть замечания по технической подготовке этих участков трассы конкретно к нынешнему старту. Прежде всего, это микронеровности на всем протяжении спусков. Вибрация, сообщаемая лыжнику, скорее всего, вызывала неуверенность у некоторых участников, поэтому люди начинали плужить с разной скоростью, что приводило к наездам, падениям и образованию колейности, которая на втором круге ещё больше усложнила спуск. Полотно данных участков трассы необходимо выровнять ещё в ходе летней подготовки трассы. Кроме того, мне кажется очень правильным предложение, высказанное участниками - там, где ширина спуска это позволяет, разделить его на две зоны. С одной стороны две-три прямые ровные лыжни, где спортсмен чувствует себя уверенно, с другой – участок для плужения или для маневра в случае падения идущего впереди лыжника.
По итогам инспекции и ваших откликов мы наметили фронт подготовительных работ к следующему лыжному старту. Весной, летом и осенью будет проведена основательная работа по подготовке лыжной трассы. Полностью выровняем полотно дистанции, уберём все так называемые нырки, проработаем контруклон там, где это необходимо.
На первом спуске внизу образовался трамплинчик из-за ручья, который там течёт и вымывает грунт. Мы боремся с ним уже третий год, но на этот раз планируем предпринять кардинальные меры: изыскать бюджет и положить там трубу, завезти дополнительный грунт и выровнять этот участок спуска. Будет изменена траектория этого спуска: увеличим выкат, уведём его прямо в поле, а плавный поворот влево начнём через 70-100 метров после завершения спуска, дав возможность спортсменам ещё больше погасить скорость.
Примерно то же будет сделано со вторым спуском: он будет выпрямлен, расширен, будут убраны деревья и ветки в начале спуска, мешающие просмотру, добавим более длинный выкат с уходом в лесополосу.
В нынешнем году малоснежная зима добавила проблем и нам. С учётом погодных условий мы сделали ряд важных шагов по увеличению безопасности прохождения трасс. Как бы ни было жаль, но нам пришлось отказаться от маршрута «из точки в точку» на классической гонке как раз по причине недостаточного снежного покрова, в чем мы увидели опасность для участников и их инвентаря. Исключили из классической дистанции первый спуск, как наиболее рискованный, и оставили второй и третий, так как они более пологие и всегда были более комфортными при прохождении. Но в этом году из-за недостаточности снежного покрова нарекания появились: малейшие неровности отдавались в лыжи, в ощущения и создавали некомфортность некоторым участникам.
Чтобы на будущее иметь возможность ещё более оперативно и эффективно реагировать на аналогичную погодную ситуацию, мы планируем доработать длину маршрута на пологой части нашей трассы. Это даст возможность изменить маршрут гонки, если мы будем видеть объективные риски использования спусков. В случае необходимости будем оперативно заменять холмистые участки трассы на равнинные.
От наших участников нередко звучат предложения включить в дистанцию отрезок лыжни, проложенной по Галичскому озеру. Как раз в рамках подготовки пологой части будем смотреть и возможность выхода на озеро. Но нужно понимать, что сделать это не так просто. За три года существования лыжного марафона «Галичское Заозерье» погодные условия пока ни разу не позволили думать об этом. Толщина льда на озере должна быть не меньше 30 см, чтобы выдержать технику. Заболоченные берега озера не дают промёрзнуть этим участкам как следует. Это понимаем мы, это понимают и контролирующие органы, без разрешения которых вывести маршрут на лёд мы не можем. Но запрос мы услышали. Если будет по-настоящему морозная зима, будем об этом думать.
В связи с поломкой дорогостоящего инвентаря в результате падений от лыжников прозвучало предложение сделать отдельную его страховку.
Всеволод Розанов: - Предложение считаю полезным, поэтому мы уже начали диалог со страховыми компаниями об условиях предоставления таких услуг.
Участники, вышедшие на старт гонок 25 км и 50 км жаловались на тесноту стартовых карманов: «Приходилось вставать между лыжнями, что всегда чревато поломками инвентаря и завалами».
Иван Петров: - Обязательно учтём вопрос недостаточной площади стартовых карманов. Увеличим ширину с 12 лыжней в нынешнем году до 15 в следующем. И удлиним стартовый коридор. Места хватит всем!
Участники в комментариях отмечают недостаточный временной зазор между стартами 50- и 25-километровой гонок, что привело к образованию «пробки» уже на первом подъёме, когда лидеры полумарафона «накрыли» марафонцев, стартовавших в третьей волне.
Иван Петров: - Да, эта ситуация нами обсуждалась уже в ходе старта. В следующем году примем одно из двух решений: либо сделаем большой разрыв между стартами 50 и 25 км, либо 50 и 25 будут стартовать вместе – волнами в соответствии с рейтингом. Есть рейтинг Russialoppet, у нас уже есть своя хорошая статистическая база. Совместив эти данные, мы отранжируем всех участников по стартовым карманам.
Многие участники жаловались на длинную очередь за номерами и на очередь за мешками для камеры хранения.
- Иван Петров: - Проблему с очередями увидели, осознали, наметили пути решения. На выдаче будет увеличена площадь зоны регистрации. Мы добавим ещё один такой же шатёр, что позволит увеличить количество столов выдачи, все они будут распределены по стартовым номерам с интервалом в 200-300 номеров.
Мы также обсуждаем возможность предвыдачи стартовых комплектов в Москве, за несколько дней до турнира, в течение одного или даже двух дней. Кроме того, учтём замечание по поводу отдельной выдачи пакетов для хранения. Они станут частью стартового пакета.
Участники в отзывах отметили достаточное количество пунктов питания, хорошую работу волонтёров на них и правильное питание на финише. Однако встречались жалобы на качество изотоника: «очень уж разбавленный изотоник».
- Иван Петров: - Для обеспечения участников длинных гонок питанием в процессе гонки мы работаем с разными партнёрами. На будущее - внимательнее будем контролировать качество и концентрацию изотоника.
*
*
Иван Петров: - Задача, которую мы ставим в этом году перед собой – это тщательная летняя подготовка трассы. К началу холодов трасса будет максимально ровной. Далее наша задача – начать укатывать трассу с выпадением первого снега, и тем самым формировать устойчивый снежный покров полотна трассы. Сначала откроем круг 15 км, после январских праздников будем подключать весь круг на 25 км. С этого времени мы планируем еженедельно (скорее всего, по четвергам и пятницам) выкладывать фото и видеоматериалы о состоянии трассы и давать полные анонсы того, что происходит на трассе, в новостях на наших информационных площадках.
Андрей Арсеньев: - Есть хороший опыт на разных трассах - веб-камеры, работающие в режиме онлайн. Перед поездками на трассы я часто обращаюсь к этому ресурсу. Рекомендую организаторам «Галичского Заозерья» оборудовать трассу такими камерами. Это будет очень полезно и будущим участникам, и самим организаторам, что снимает массу вопросов. Но знаю, что есть большие ограничения в возможности – отсутствие электричества на стартовой поляне и на трассе.
Всеволод Розанов: - Нам очень понравилось предложение, прозвучавшее на форуме skisport.ru об организации надзора лыжного сообщества за состоянием трассы в преддверии соревнований. Было бы здорово избрать, выражаясь финансовым языком, аудитора гонки, который будет осуществлять этот контроль со стороны «заказчика» - то есть участников. Были бы рады услышать предложения от тех, кто мог бы взять на себя роль «посла» лыжной братии для регулярного (например, ежемесячного) контроля над состоянием подготовки трассы.
За две-три недели до старта в будущем году планируем организовать вебинары «Как проходить галичские спуски», которые уже согласился провести такой авторитетный лыжник как Алексей Барышников. Наверняка его мастер-классы будут очень востребованы у участников, поскольку Алексей - человек крайне профессиональный и очень конкретный в своих рекомендациях.
Что касается веб-камер, о которых сказал Андрей Иванович Арсеньев. Это тоже очень дельное предложение. С нашим партнёром - компанией МТС – мы думаем над оборудованием таких камер, работающих в режиме 24 на 7. В этом году не решили этот вопрос, поскольку не было постоянного источника питания. Напомню, наши трассы, стартовый городок организуются в прямом смысле в чистом поле, поэтому вопросы электроснабжения и связи мы тоже решаем постепенно, от сезона к сезону. Также как и другие вопросы организации наших стартов с тем, чтобы сделать их комфортными, безопасными, насыщенными для всех наших участников.
К вопросу безопасности участников наших стартов мы подходим очень ответственно и серьёзно. В этом диалоге с вами рассказали о первоочередных мерах, которые предпримем по итогам нынешних соревнований, но с вниманием отнесёмся и к другим вашим замечаниям, предложениям по улучшению организации наших стартов. Будем благодарны за обратную связь на форуме skisport.ru, а также на наших информационных площадках в социальных сетях ВКонтакте и Телеграм, в нашей электронной почте info@galtropa.ru.
Чтобы оставить комментарий, зарегистрируйтесь и войдите через свою учетную запись.
Отсюда и сплошные падения переломы и травмы и поломка инвентаря.
Что будет если любители откажутся участвовать? я думаю и марафона не будет! Для примера мы приезжали клубом 5 человек, желание возвратится нет ни у кого!
Что будет если любители откажутся участвовать? я думаю и марафона не будет! Для примера мы приезжали клубом 5 человек, желание возвратится нет ни у кого!
а) слышат про организационные недочеты и будут над ними работать
б) не идут на поводу у плужаков (плужаторов) и четко позиционируют интересный рельеф и спуск, как отличительную особенность марафона.
На будущее внесу его в список возможных стартов.
Лица, не умеющие проходить спуски, пусть выбирают старты себе по силам и уровню подготовки. И не ноют.
Тормоза придумали трусы (С)
И интересно, насколько организаторы свободны в корректировке трассы. Там же наверняка какой-нибудь охраняемый природный или исторический объект. Так просто и чахлый кустик не спилишь.
А вебкамеры 24/7, как мне кажется, лишнее.
т.е. банально спуск не доготовили утром
а выбрасывать рельеф это конечно не наш метод. Думаю многие туда едут чтобы получить интересную трассу, а не унылый плоскач
(организаторы марафона "Европа-Азия" просто удалили меня из Телеграм-чата и заблокировали за критику организации соревнований
Спуск готовить утром поздновато
Чтобы трасса схватилась, надо с вечера это делать
Ну и утюжить её весь сезон
Я уже неоднократно писал про трассу Тарту маратон, которую от старта до финиша утюжат тяжёлой машиной по нескольку раз в неделю от первого снега до вечера накануне гонки.
И чем ближе к старту, тем чаще. Только постоянная работа тяжёлого ратрака может подготовить хорошую подушку.
И все равно в ночь перед стартом пойдёт снег и все испортит
Один и тот же марафон может потребовать самого разного уровня готовности. Зависит от погоды))
[А вот был бы тогда ВТБ...] Поэтому мое мнение таково, что несколько, не менее трех, специалистов (инспектор трасс, техделегат, представитель команд, представитель спортивной общественности), не зависимых от организаторов и деятелей RL, нужны для объективной проверки подготовки соревнований и освещения информации по старту марафона для лыжников-любителей, по примеру работы российских соревнований по лыжным гонкам.
Он не подготовил ни одного сборника, факт. И возможно для Бородавко с Сориным и не авторитет. Но как тренер для любителей он один из лучших.
Бородавко же с Большуновым работает, а не в Одинцово с любителями возится. Идём к тому, кто есть и постоянно в доступе. Тем более он и вправду как тренер хорош.
Я вот недавно Финляндия Хиихто бежал. Можно почитать мой отзыв в профильном разделе форума [Отчёты о поездках на Worldloppet].
В этом году марафон из-за отсутствия снега проводился в два круга. На втором кругу точно так же все спуски были выскоблены и разбиты, хотя на мой взгляд ни один из них какой-то опасности не представляет.
А уж кто Марчалонгу бегал, так тоже расскажет историй. И видео с Васалоппета тем более все видели.
Люди в своей массе всегда и везде будут разбивать спуски и падать на ровном месте. Поэтому другого выхода, кроме как тренироваьь прохождение спусков, не существует.
Будьте смелее и верьте в себя, ничего сложного в этом нет
Тем самым он подал два сигнала. Необходимо соблюдать безопасность себя и окружающих. А организаторам ставить безопасность превыше всего остального.
Лично у меня намного больше нареканий вызвали волны, в полях было подготовлено плохо, возможно, водитель ратрака неопытный либо у машины проблемы с газом. Я таких волн нигде не видел, несколько раз думал носки сломаются.
Какая глупость! Конечно это не сработает. Сплужат обе эти части
Меня Дёмино в этом году приятно удивило - там первый спуск на десятке расширили в два раза, и он (вдруг!) стал в два раз безопаснее. Возможно, ключ к "успокоению" спуска лежит в его существенном расширении?
По Демино , на мой взгляд, причина в отсутствии снега. Закатали до глянца, на вид почти лед. Что толку на льду плугом корячиться?) так что я лично пользуюсь девизом Питерского видеоблогера: "кто ссыт тот гибнет"))) для начала помогает!
От Рашалопет должно быть ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ!!! требование к организаторам марафонов - схема, с рельефом, и хотя бы два показателя сложности 1) набор высоты 2) наличие опасных и сложных спусков по 10 бальной системе.
Почему в Финляндии это возможно, а у нас нет??? Все трассы обозначены цветом.
Кроме того, должны быть отмечены пункты питания и точки с запасными палками организаторов и болельщиков.
Нет схемы от оргов, задерживать продажи слотов.
Каждый марафон одно и тоже, воду в ступе толчем. Даже сахалинский не исключение. А Красногорский 2024 и Камчатка где мужик берёзу спилил ребрами . Сколько было вопросов по поводу количества пунктов питания и замены палок, ведь марафон не круговой и фигачить в такой подъем без палок не каждому под силу.
Системный подход называется.
А так посмотреть на страницы марафонов, каждый пишет что хочет, как правило в прилагательных и нет системы обязательной информации.
Всем пофигу, бабло спилили и проблемы индейцев шерифа не волнуют.
Пока кто нибудь не схлопочет срок, пусть и условный, за организацию бардака и непреднамеренное увечье любителей.
Можно конкретно ответить, кроме как отменить кл гонку из точки в точку что конкретно было предпринято для повышения безопасности?
боюсь что ответов не будет, какие то там тех замеры нам не покажут.
А надо было просто кому то самому встать на лыжи и сьехать с этих спусков. и все, и не пудрить мозги ответами.
Отдельное спасибо что скорых было достаточно и они справлялись и оказывали оперативно помощь ребятам и девчатам.
если честно, за те почти 50 лет которые я стою на лыжах мне не было так страшно на спусках как на этой гонке....
Всем пофигу, бабло спилили
ИМХО, все страшно ПРОСТО. Орги не сделали ПРОСТЕЙШЕЙ вещи: они не извинились! А ведь было ой-ей-ей как за что! Пашин перелом - это не причина? А масса скорых на вывоз людей с ЛЮБИТЕЛЬСКОГО мероприятия - это норма? А час на морозе из-за ЧИСТОГО косяка оргов - это ок?
Я был в ситуации оргов - когда мы хотели сделать праздник, старались, волонтерили - но что-то пошло не так. Мы ИЗВИНИЛИСЬ! Первым делом.
А тут орги явно дают понять: били, бьем и будем бить! Мы во всем правы.
И какая тогда разница: коммерсы они или энтузиасты? Итог-то один: они ужасающие организаторы марафонов! Массовых! Люди же едут не за энтузиазмом и не за переломом ноги: они на любительскую гонку едут! Те, что МСМК - они на ЧМ или на ЧР едут. А тут - любители. Праздник. И Макс Какорников, пробежавший сотни марафонов, пишет выше, что "так страшно ему не было никогда", а опытнейший сильный лыжник Темкин ломает ногу - а у оргов все хорошо, просто ледочек и снега мало...
Что бы написал (и сделал через год!) я:
- Что они не готовы к такому кол-ву людей, не рассчитывали на него, это вышло из-за такой зимы и бесснежья - и через год они это УЧТУТ! Или научатся и найдут финансы - или ограничат число. Точка! Нет других вариантов!
- Что они с вторым спуском, "как факт" и с трамплином на первом допустили в ЭТИХ условиях и в ЭТОМ году ДИЧАЙШИЙ, ПРЕСТУПНЫЙ косяк, стоивший поверившим им людям здоровья и инвентаря. Что они УЖЕ по камерам нашли всех пострадавших, связались с ними, обещали бесплатный слот через год (или шоколадку: суть НЕ В ЭТОМ!), и ИЗВИНЯЮТСЯ перед всеми. И что через год трасса ПО ПОГОДЕ, условиям и числу людей будет ТЕСТИТЬСЯ - и такое не повторится, даже если для этого придется упростить что-то и уменьшить длину. Эта гонка - не для заработка призовых Ермилом и Ко, при максимальном к ним уважении. Она - для массы ЛЮБИТЕЛЕЙ, и их безопасность - критерий №1, 2, 3, ....
- И то же примерно - с отсутствием нормальной регистрации по волнам, очередью час на морозе и т.д.
Было это в ответе? Нет. Вот и все, что нужно знать об этом мероприятии, планируя себе старты: эти люди СНОВА подведут! Они не учатся и выводов не делают.Это - то, что есть в ветке. А что у них в мыслях и намерениях - знают только они и Иван. Но один знаменитый узник Освенцима, выживший там и ставший великим ученым, говорил: "Всегда верьте людям (и не принимайте это за шутку), сообщающим вам вслух, что они собираются вас убить".
Вот мой вывод из этой ветки. И нет тут никакой связи с техникой прохождения спусков или размером заработка (или трат) оргов на марафон. Если меня собираются убить задаром и даже потратившись на это - мне от этого легче?
вроде как марафон хотят провести что бы было много народу, ценник на любителя и массовость как раз и рассчитан, а вот по самой трассе уже и не любительская.
Если будут проводить по этой же трассе не сделав спуски более безопасными то народу точно поубавится!
На мой взгляд, повода для отмены гонки не было, но при этом все надеялись на чудо в виде крупного снегопада. а его не было. Зная организаторов, думаю, что организаторы сделали всё, что могли. Разве что претензия к подготовке равнины у меня и вопросы к квалификации водителя ратрака или состоянию самого ратрака. Лично я номер получал заранее в Костроме и многие сделали так же. Очереди на выдаче утром есть всегда и везде, действие это неприятное и заранее предположить очередь нетрудно. Мне одного раза в жизни хватило утром получать номера, больше я так не делаю.
Марафон проводится уже третий год точно, про него много видео, всем по идее известно, что спуски там одни из самых сложных. Так почему на него заявляются люди, которые плужат, не имея впереди завала (это видно даже на фото), зачем они это делают, если плужение в принципе опаснее, чем спуск в посадке, кто и зачем учил их так ездить и что они забыли на этом старте, раз навыков прохождения спусков у них нет?
все ждали трудностей на первом спуске а вышло что второй писюн был труднее
к то му же орги говорили что убрали трамплин на первом, что уже не верно ибо даже по первым участникам видно как они "взлетали"
Тогда, получается, правильно Григорий Парр выше писал, одного Барышникова на мастер-классе мало.
Надо пригласить авторитетного специалиста из сборной по прыжкам на лыжах с трамплина. Дать азы полёта и приземления телемарком.
И судью отдельного там поставить, чтобы оценку за технику давал. Выиграл условный Сидоров в разножке финиш у Петрова, а ему стоп, у тебя низкая оценка за технику прыжка, да и дальность полёта не впечатляет,так что победителем объявляется Петров!
ИМХО, все страшно ПРОСТО. Орги не сделали ПРОСТЕЙШЕЙ вещи: они не извинились! А ведь было ой-ей-ей как за что!
думаю они просто не отошли еще от общественной реакции. Это же стресс для них, везде снега нет. мы тут организовали . а они. т.е. мы - еще и не довольны.
И Артамонова так делает - на гонках АртаСпорт. Не таких массовых - но зато регулярных, и по сумме там больше народу бегает, чем даже в Демино.
Нет. Они во всем правы. Т.е. почти ВСЕ, кого я знаю, там упали (МС и КМС, в частности), а Павел сломал ногу - и из ответа я понял, что все хорошо, т.е. следующий раз уже кто-то погибнет. Это нормально? Нет. Это и есть "собираются убить и честно сообщают об этом".
Именно ТОН организаторов и убил. Ты очень точно это сформулировал. Я постарался это отразить в своем посте. А нужно было врать?