…После совершенно волшебного Дёминского классического полумарафона стал думать - куда поехать в следующие выходные? Побродив по сети и созвонившись-списавшись с разными организаторами, убедился в том, что в близрасположенных областях отменены аж три марафона. Соответственно, выбор оказался между Казанским лыжным марафоном (900 км от Москвы) и Петрозаводским PTZ-ski марафоном (1.100 км от Москвы). Решил ехать в Петрозаводск главным образом по единственной причине: это существенно севернее, и была надежда, что там со снегом окажется лучше, чем в Казани.
Итак, двухэтажный фирменный поезд "Карелия" с удобным графиком движения (отправление в 21-00, прибытие в 9-00), лыжи замечательно встают в купейном вагоне вертикально в нишу для пальто (в ногах), новые туалеты, душевые, удобные индивидуальные LED-светильники в изголовьях кроватей, одноразовые тапочки, завтраки и обеды с возможностью заказать доставку прямо в купе, услужливые проводницы. Прибавьте к этому ставшую привычной возможность покупки и возврата билетов онлайн, и вы поймёте, что компания РЖД, определённо, сделала рывок в последние годы в плане обновления парка своих вагонов и улучшения качества обслуживания пассажиров.
На перроне встречаю Олега Менжака, Сергея Суслова (лидера лыжной трассы в Алёшкино), Колю Крупнова - оказывается, они тоже едут на этот марафон. Позже, уже на трассе, увидимся с Толей Кондратюком - лидером общего зачёта СМЛР, Володей Ингеройненом и другими коллекционерами лыжных марафонов из большого и дружного семейства СМЛР.
Поселиться решаю на Кургане: во-первых, организаторы заботливо предложили трансфер до Нового Лососинного именно от Кургана, где пройдёт гонка, а во-вторых, хотелось познакомиться с этим легендарным местом.
На вокзале в Петрозаводске испытываю шок: заказав через сервис Яндекс-такси машину, узнаю, что поездка от вокзала до Кургана будет стоить 110 рублей. По московским меркам такие цены как-то никак не хотели укладываться в голове.
Селюсь в одноместном номере прямо на базе Курган, Олег Менжак и Сергей Суслов селятся в двухместном номере напротив, Коля Крупнов с вокзала уезжает в какую-то другую гостиницу в городе.
Накануне старта сходил-побродил (пешком, без лыж) по Курганским петлям. Увы, кататься там было почти невозможно - голимый лёд. Забегая вперёд, замечу, что, возвращаясь на следующий день с марафона пешком через петли лыжной трассы в Кургане, мы с Кириллом Горевым увидели, что по трассе прошёл ратрак, постаравшийся размолотить лёд в крошку, и частично ему это удалось сделать. Да и лыжники не заставили себя после этого долго ждать - тут же вслед за ратрактом выпорхнули на трассу.
1
2
3
4
5
…На следующий день за нами на Курган приходят два микроавтобуса Мерседес, сюда же подтягиваются некоторые будущие участники, не ночевавшие на Кургане, мы плотненько забиваем оба автобуса и ровно в 8-30 отправляемся в недолгий путь длиною в 35 - 40 минут.
В автобусе местные лыжники рассказывают, что PTZ-ski марафон должен был, оказывается, состояться на Кургане, но дожди, превратившие лыжную трассу в сплошной лёд, поставили саму возможность проведения гонки под угрозу, и Павел Волков, Денис Лянгин и Олег Мазаев (я так понял, что они и есть главные организаторы марафона) приняли решение провести гонку в Новом Лососинном, где снега оказалось на порядок больше, чем на Фонтанах.
6
7
8
9
10
11
12
О Новом Лососинном стоит рассказать особо. Это не деревня, не посёлок и не городок, а бывшая база ракетчиков (в годы эксплуатации она называлась базой "Буран") - удивительный объект ПВО, своим коротким веком существования попавший на стык, на излом двух огромных эпох в истории нашей страны. Он был построен и запущен в эксплуатацию в декабре 1980-го года, уже на излёте существования колосса под названием СССР, когда до смерти Брежнева оставалось меньше двух лет и когда вот-вот должна была начаться знаменитая кремлёвская "гонка на лафетах", а был закрыт уже в 1989 году, всего за пару лет до распада СССР, рухнувшего из-за низких цен на нефть в 80-х годах прошлого века (почти вся экономика СССР в те годы держалась на экспорте углеводородов, и как только рухнули цены на эти углеводороды, рухнул и Советский Союз).
13
14
15
Итак, в 1989 году базу ракетчиков расформировали, действующих офицеров и солдат откомандировали к новым местам службы, а вот некоторые военные пенсионеры остались доживать свой век здесь, на базе ракетчиков в Новом Лососинном. Интернет полон историй борьбы этих людей за свой посёлок с привлечением администрации района и республики, депутатов, прокуроров, прессы, но куда там - жернова истории медленно, но верно (и столь же неотвратимо) постепенно смололи этот артефакт социализма, превратив в руины этот удивительный объект-свидетель холодной войны СССР со всем остальным миром.
…Городок умирал постепенно. Сначала здесь оставалось жить с десяток семей военных пенсионеров: в те годы здесь ещё было электричество и работала котельная, подававшая тепло в дома, ходил школьный автобус, чистились дороги, работал магазин. Потом перестала работать котельная, не стало канализации, водопровода, закрылся магазин, перестал ходить школьный автобус. Дольше всего продержалась линия электропередач, и на неё жители городка молились в буквальном смысле этого слова - электричество было здесь самой последней ниточкой, связывавшей посёлок с "большой землёй". Но как я уже написал выше и как написал об этом у нас на сайте Андрей Пшеничников, вышеупомянутые жернова истории мелют медленно, но верно, и вот уже сгнили и упали деревянные опоры линии электропередач, мародёры срезали и увезли с неё провода, и посёлок остался без этой самой последней ниточки, связывавшей его с "материком".
И всё равно люди продолжали здесь жить! Представьте, ещё каких-нибудь 10 лет назад (то есть спустя два десятилетия после закрытия базы!) здесь всё ещё жили: без тепла, света и канализации, без дороги и водопровода, но как-то доживали свой век, отапливая квартиры буржуйками, таская воду в вёдрах и канистрах из родника, поддерживая немудрёные огородики, защищая свои дома от мародёров (специально для этой цели держали собаку).
Сегодня всё это в прошлом, людей здесь больше нет, сейчас здесь лишь четыре двухэтажных жилых корпуса с пустыми глазницами окон и дверей, разрушенная котельная с высоченной кирпичной трубой, остовы каких-то громоздких сооружений военного назначения и… пусковые шахты ракет, которые ни украсть, ни взорвать, ни разграбить за прошедшие три десятилетия никто так и не сумел. Представьте - мародёры умудрялись находить здесь и выкапывать из-под земли проложенный кабель (его здесь, видимо, были километры, проложенные между самыми разными военными объектами), умудрились вывезти даже все бетонные плиты - ими были выложены-вымощены местные дороги. Но вот пусковые шахты ни вывезти, ни разграбить не сумели - слишком монументальными они оказались, и стоят они теперь немыми свидетелями навсегда ушедшей от нас эпохи...
16
17
18
19
20
21
22
В группе ВКонтакте марафона кто-то из организаторов даже пообещал нам проезд во время марафона через одну из таких шахт, но, видимо, парни решили пощадить наши лыжи, и на каждом круге мы проезжали всё-таки не ЧЕРЕЗ, а МИМО этой шахты. Я оглядывался на неё, в шахте даже был снег, опять-таки, видимо, заботливо уложенный туда организаторами марафона, и очень жалел, что мне так и не довелось через неё проехать…
23
24
* * *
Сам я по бывшим жилым корпусам городка не пошёл, но по приезде в Москву посмотрел пару фильмов на Ютьюбе, посвящённых этой базе ракетчиков. Было интересно "пройтись" вместе с авторами этих фильмов по квартирам, поглазеть по стенам, обклеенным газетами 80-х годов прошлого века, почитать вместе с ними заголовки газет страны, боровшейся из последних сил с многочисленными внешними врагами в начале 80-х годов прошлого века. Чем закончилась эта борьба СССР с остальным миром, мы с вами хорошо знаем…
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
Трасса марафона была проложена по-домашнему, без затей. С приличной по размерам петлёй, где нужно было двигаться просто навстречу друг другу по двум параллельным лыжням. Понятно, что ни на одном по-настоящему массовом марафоне такой фокус выкинуть не получилось бы, а на таком вот камерном, домашнем, марафоне - пожалуйста: при обгоне все старались вести себя максимально дружелюбно, ловя свободные "окна" во встречном потоке, чтобы опередить попутчиков.
На круге в 12,5 км был один пункт питания, но поскольку трасса мимо него проходила дважды, то и попить на круге можно было два раза, что было весьма удобно.
36
37
38
39
40
Я понимаю, что перенеся марафон в Новое Лососинное, организаторы спасали гонку, которую невозможно было провести в этот раз на Кургане. Хорошо представляю, какое количество проблем им пришлось срочно решать при переносе гонки - начиная с подготовки трассы, проходившей по совершенно заросшим просекам, которые пришлось чистить, и заканчивая расчисткой дороги для того чтобы туда смог добраться самый разный транспорт. А ведь старт этот - относительно небольшой, участников - относительно немного, и бюджет марафона, как я понимаю, был совсем небольшим.
Честно говоря, порадовался, когда организаторы сняли с нас номера на финише. Значит, они смогут использовать эти номера и во второй, и в третий раз, а значит, одной дырой в бюджете гонки будет меньше.
Выскажу, быть может, крамольную мысль на эту тему. Понятно, что я свои номера с гонок, в которых принимал участие, не выбрасываю, понятно, что все они аккуратно сложены у меня во внушительных размеров коробке. И знаю, что так обстоит дело у абсолютного большинства из лыжников - развешивать эти номера по стенам "на память" удаётся лишь считанным единицам. Например, мой питерский товарищ Кирилл Горев - владелец сети магазинов "Спортивная линия", развешивает свои номера у себя в магазине. Получается красиво и по своему маняще - эти номера мотивируют покупателей "Спортивной линии" попробовать самим выйти на старт, попробовать преодолеть себя, попробовать дойти до финиша.
41
Но как представлю себе, сколько этих номеров пылится у нас с вами в домах и квартирах по самым разным коробкам, как представлю себе, как приходится изворачиваться организаторам тех или иных соревнований в поисках денег на изготовление всё новых и новых одноразовых номеров, аж дух захватывает. Особенно это касается, естественно, таких вот небольших стартов, где бюджет на всё про всё оказывается реально очень и очень небольшим.
Выскажу ещё более крамольную мысль: а если бы организаторам не приходилось выкладывать ещё и немалые деньги на изготовление медалей, насколько бы им легче было сводить концы с концами? Изготовление медалей и стартовых номеров - весьма существенная часть затрат любого оргкомитета на проведение любой гонки. И, как правило, именно эти две статьи проделываю немалые бреши в их бюджетах. А теперь вспомните - кроме изготовления памятных медалей и одноразовых стартовых номеров нужно обеспечить ещё и подготовку трассы, оплатить работу судей, расчистить дорогу и парковку, изготовить памятные значки, рекламную атрибутику, обеспечить питание на трассе и на финише, призы победителям и призёрам... Иногда мне становится искренне жаль организаторов, вынужденных (простите мне это выражение) едва ли не выворачиваться на пупе, и поэтому, увидев, что у нас забирают номера на финише, я порадовался: значит, на изготовлении номеров организаторы сумели хоть чуть-чуть сэкономить, значит, дыра в бюджете из-за этой статьи расходов у них стала чуть меньше.
На финише нам предложили изумительную форелевую уху прямо отсюда, с костерка, разведённого неподалёку в яме-нише, очищенной от снега. Съев-выпив целую миску, я пришёл потом ещё и за замечательной гречневой кашей, и только тогда наелся, наконец, уже окончательно.
Набор высоты на всём марафоне составил 360 метров. По большому счёту, эту трассу можно назвать равнинной: на круге оказалось два-три подъёма, сопоставимых по крутизне и продолжительности с подъёмами на первой трёшке в Битце, да была на ней ещё пара коротких крутых бугров, куда нужно было забегать ёлкой или всё же заталкивать себя одновременным одношажным ходом. Вот, собственно, и всё.
Признаюсь, до недавнего времени я был ярым противником даблполинга и сторонником старой доброй попеременной классики. Но, понаблюдав за происходящим в мире любительских лыжных гонок, с грустью осознал, что старая добрая классика на массовых европейских и заокеанских марафонах, по-видимому, обречена: никто не станет проводить массовые марафоны на трассах, по своей сложности напоминающих трассы Кубка мира. А на более простых, в основном равнинных трассах у даблполинга есть неоспоримое преимущество по сравнению с "диагональной" классикой в виде лучшего скольжения. И если несколько лет назад на тех же Марчалонге и Васалоппет даблполингом ехала лишь первая сотня, то теперь этот ход использует как минимум уже первая тысяча, и эта тенденция, думаю, будет только усиливаться.
Сам я решил попробовать, что же это такое - даблполинг - только в этом сезоне на Тотемском марафоне в Вологодской области. Но там ударил мороз в минус 17, смысла ехать без мази под колодкой не было никакого (при таком морозе мазь держания едет ничуть не хуже, чем чистые лыжи) и мой дебют в даблполинге пришлось отложить до Тум-ski-марафона в Рязанской области. Дебют этот мне понравился, и вот в Петрозаводске я вышел на старт классического марафона без мази под колодкой уже во второй раз в жизни.
Ну, что вам сказать? Конечно, тоска по самим движениям диагональной классики осталась, ничего лучше этого старого доброго стиля передвижения на лыжах я себе даже и представить не могу. Но, положа руку на сердце, при переходных температурах чистые лыжи едут заметно лучше намазанных под колодкой, и проигрыш на подъёмах и тягунах, получаемый на чистых лыжах, с лихвой компенсируется потом выигрышем на спусках и равнине. Оказывается, даблом при не очень холодных температурах совершенно точно получается быстрее - даже при моих возрасте и нынешней спортивной квалификации. С одной важной поправкой - если речь идёт о любительских лыжных гонках, а значит - не очень сложных трассах.
Скажу вам более - у дабла оказалось ещё одно удивительное, фантастическое преимущество по сравнению с двумя предыдущими стилями передвижения: при определенных условиях, (при каких-то травмах, проблемах с опорно-двигательным аппаратом) дабл оказывается самой настоящей палочкой-выручалочкой. Например, приехав в прошлом году в Ливиньо на двухнедельный сбор, я столкнулся с довольно сильной болью в голеностопном суставе - ни коньком, ни классикой кататься в тот приезд в Италию я так и не сумел, и вполне благополучно откатался весь сбор даблом. А что бы я делал, не узнай к тому моменту об этом способе передвижения на лыжах? Поначалу было страшновато (и даже жутковато) раз за разом заталкивать себя в подъёмы одновременным, чувствуя, как наливаются руки, пресс, спина непривычной тяжестью. А потом я вдруг обнаружил, что таки-да - могу затолкнуть себя в подъёмы именно "безногим" (так называет этот стиль передвижения мой московский товарищ-лыжник Володя Кочетов). И, не поверите, появилась некая уверенность, появился вкус к этому виду. А, например, другой мой товарищ-лыжник Максим Чуриков после появления даблполинга "подсел" на него настолько, что исключил для себя не только диагональную классику, но и коньковый стиль! Максим говорит, что теперь уже не представляет себе, как можно было кататься иначе, ему даблполинг нравится больше всего.
А в конце этой заметки хотелось бы порассуждать вот о чём. В 2015 году мне повезло принять участие в единственном Дёминском классическом лыжном марафоне. В тот год на финише этой гонки-спутника основного Дёминского марафона оказалось всего 28 участников, и в дальнейшем организаторы приняли решение отказаться от проведения этой гонки, найдя оптимальный (и востребованный!) формат проведения дёминской "классики" в виде полумарафона. Так я оказался обладателем-покорителем редкого, почти "антикварного" старта, состоявшегося всего лишь единственный раз в истории. Многие ли из вас могут похвастать тем, что у них в активе есть Дёминский классический марафон? А я вот - могу.
Если же от Дёминского классического марафона перекинуться к PTZ-ski марафону и предположить, что он в дальнейшем будет проходить на лыжной трассе Фонтаны в Кургане и не вернётся в Новое Лососинное, то может получиться так, что я снова случайно попал в точку, став обладателем ещё одного редкого, поистине уникального марафона, прошедшего в необычной обстановке и поневоле вернувшего нас в безнадёжно ушедшую, отлетевшую от нас эпоху. Конечно, я буду гордиться этим достижением, буду помнить этот старт. Но, быть может, Павлу, Денису и Олегу стоит задуматься о том, что PTZ-ski-марафон, проходящий именно в Новом Лососинном, может стать изюминкой всего лыжного спорта Карелии, её своеобразной визитной карточкой? Я понимаю, что проводить марафон в Фонтанах проще, удобнее, трасса там лучше, шире, вся логистика, качество подготовки трассы, парковки, транспортная доступность, точки общепита, гостиница и многое-многое-многое другое говорят в пользу Фонтанов. Но всё-таки у марафона, проходящего в Новом Лососинном, совершенно точно есть свой шарм, своя аура, своя история и своя репутация. Может быть, стоит сделать этот марафон (да ещё и с проездом через пусковую шахту) всё-таки традиционным?
44
45
46
С другой стороны, я прекрасно понимаю, что Павлу, Денису и Олегу там, на месте, виднее, - это нам, сидя в Москве на диване, легко давать советы и рассуждать об уникальности и аутентичности, а им - решать раз за разом, год за годом все проблемы, связанные с проведением этой гонки, по сути, в чистом поле.
Так что, наверное, нет худа без добра: если Павел, Денис и Олег решат проводить дальше эту гонку в Новом Лососинном, лыжная Россия получит уникальный и по-своему очень запоминающийся лыжный марафон. А если парни решат вернуться на Фонтаны и будут проводить свой марафон дальше именно там, я снова окажусь одним из немногих счастливчиков, ставших обладателем этого поистине уникального приобретения.
* * *
Ещё почитать:
- Белокурихинский марафон - полный разрыв шаблона (Алтай)
- Харовский марафон (Вологодская область)
Чтобы оставить комментарий, зарегистрируйтесь и войдите через свою учетную запись.
Превосходнейший рассказ, снабженный отличным видеорядом и историческим экскурсом. Страшно жалею, что отказавшись от поездки на Kareliafest, и вычеркнув Карелию из зимнего сезона, пропустил такой замечательный марафон. Больше всего обожаю именно "камерные" старты, и если в следующем году организаторы не поменяют его место проведения, ОБЯЗАТЕЛЬНО туда поеду.
Прям просится из этого фильм сделать!
Здорово!
А так очень позитивно и ностальгично.
Возможно я немного разочарую автора, но как лейтенант запаса ПВО, немного поправлю: Это не ракетные шахты, а капониры для вагончиков с электроникой. А пусковая установка у вас на фото 14. На фото 13 транспортно-заряжающая машина.
А так очень позитивно и ностальгично.
Кстати, в нескольких местах попалась информация о том, что на территории "Бурана" есть-таки девять настоящих пусковых шахт, но якобы они все заросли и отыскать их непросто. Честно говоря, не поверил в эту информацию (что отыскать их непросто) и не стал об этом упоминать в заметке. Но некоторая (небольшая на мой взгляд) вероятность того, что это правда, всё-таки существует. Что думаете по этому поводу?
Возле некоторых капониров должны быть искусственные горки, на них антенные посты находились. Но все это просто зенитно ракетный комплекс ПВО, носящий исключительно оборонный характер ( не оружие нападения), такие еще до сих пор в Сирии эксплуатируются.
И неудобные номера на тесемках мне тоже не нравятся. Парусят, съезжеют, Приходится их подгонять их по фигуре, вязать узлы, укорачивать тесемки...
Эту тему, автору, может быть вынести в отдельную ветку, чтобы увидели организаторы. Один номер-майка может стоить 200-250 руб. при тираже 300 шт., получается мин. 60 т.р. Затраты приличные.
.