Норвежка Марте Ульсбю-Ройселанн первой в истории биатлона завоевала 7 медалей в 7 гонках чемпионата мира. В прошедшем сезоне у нее была лучшая скорость; и если бы не пропуск 7 личных гонок, она точно бы боролась за Кубок мира с Доротеей Вирер.
– Очень странно взять 7 медалей в 7 гонках. Приехать домой, добившись цели. Это очень странное чувство. Моей главной целью была индивидуальная медаль, в идеале золото. 5 золотых медалей и 2 бронзы – это намного больше того, на что я рассчитывала. Было по-настоящему странно.
– Ты очень много работала, тренировалась, готовилась психологически, приехала в Италию заранее. Какими были последние дни перед ЧМ, все ли шло по плану?
– Нет. Мы приехали в Антерсельву за двое суток перед смешанной эстафетой. У меня был первый тренировочный день, мне просто хотелось испытать правильные ощущения, почувствовать спокойствие и уверенность, что все будет хорошо. На пристрелке я поняла, что винтовка не в порядке. Затвор не работал так, как обычно. Было трудно заряжать, а в таком случае невозможно добиться идеального выполнения стрельбы.– А ты не могла одолжить винтовку?
– Да, у нас есть резервное оружие. Но твоя собственная винтовка… Очень сложно найти подходящее сравнение… Это как твой ребенок. Ты же не заменишь так просто ребенка. Ты тренируешься с винтовкой весь год и хочешь стрелять именно из нее, потому что лучше всего ее знаешь.
– Это, скорее, как игрок в твоей команде, а не просто вещь?
– Это намного больше, чем вещь. Это как любимое существо.
– И что ты делаешь, если у него начинаются колики?
– Нужно просто найти ближайшую больницу. И это была фабрика «Аншутц», где изготовили винтовку. К счастью, мой тренер по стрельбе Патрик изъявил желание поехать туда, потратил 3 часа на дорогу в Германию, починил винтовку и ночью вернулся обратно.
Я опробовала ее на следующий день, за сутки до смешанной эстафеты. Сильно нервничала, но винтовка работала, и я была очень довольна.
– То, что ты сейчас лучшая в мире, не было само собой разумеющимся, когда ты была маленькой. У тебя был непростой старт в отношении здоровья. Расскажи об этом.
– Да, начало жизни у меня было тяжелым. Я родилась с очень серьезной астмой. С первых минут у меня были проблемы с дыханием. Все было настолько плохо, что маме пришлось бросить работу, чтобы присматривать за мной. В худшие моменты объем легких у меня был таким, будто дышишь через соломинку. Если кто-то пробовал, то знает, что это довольно трудно.
– Ты помнишь это чувство?
– Я была очень маленькой. Я помню страх, что не смогу дышать. Мне по-прежнему неприятно, к примеру, задерживать дыхание под водой. Я не могу этого вынести. Это наверняка сидит где-то внутри с тех времен.
– Какая помощь вам была оказана?
– Невероятно хорошая помощь. Во-первых, моя мама – человек, который никогда не сдается и делает все для своих детей. Также мне повезло, мы попали к врачу Дагу Шибергу, которого сейчас, к сожалению, уже нет в живых. Он направил нас в университетскую больницу «Воксентоппен» в Осло, в отделение для детей, которые больны астмой. Там нас научили, как с этим справляться. Это было в начале 90-х, я родилась в 1990-м.
Тогда еще не получили широкого распространения представления о том, что астматикам нужна физическая активность. Тогда просто выписывали лекарства. Я сидела с небулайзером несколько раз в день.
Но в Осло уже существовал исследовательский проект, как можно развить объем легких и что это помогает при астме. Так что в три года я начала тренировать легкие, чтобы увеличить их объем. И когда пошла в школу, состояние было уже намного лучше. Это помогло.
Я очень благодарна, что приняла участие в этом проекте. И что мама сделала для меня так много, и теперь я могу сидеть здесь как чемпионка мира. Думаю, не многие в это верили.
– Что стало для тебя движущей силой и заставляло работать над собой? Твоя семья?
– Да, это они приобщили меня к этому. У меня потрясающая семья. Прежде всего мама и папа всегда интересовались спортом. Было не так много соперничества, не возникало и мысли, что я хочу стать чемпионкой мира. Это было больше в таком ключе: «Марте, пожалуйста, не ленись. Сейчас мы пойдем в долгий поход».
У меня есть брат, который старше на 6 лет. Довольно большая разница в возрасте, и он тоже вдохновлял меня на то, чтобы отдаваться целиком. У нас было много соревнований. Как правило, я проигрывала. Но я отдавала все силы. Желание победить его заставляло меня работать. Я бросила ему вызов позже в забеге в гору на лыжероллерах. Но сейчас он внезапно уже не хочет соперничать со мной. У него семья, дети. Мне нужно попробовать вытащить его и все же победить хоть раз.
– Он никогда не давал тебе выиграть?
– Никогда. Никогда не было так: «Дайте малышке Марте победить». У меня были на руках все карты: астма, я много болела. «Бедняжка, Марте. Разве она не может иногда побеждать?» Такого никогда не было.
– Твой путь был длинным. Сейчас тебе 29, и это довольно зрелый возраст для спортсмена. Ты видела людей того же года рождения, опережавших тебя, добивавшихся лучших результатов. А ты шла вперед шаг за шагом. Появлялось ли у тебя когда-либо желание сдаться?
– Нет. Думаю, у всех элитных спортсменов бывают периоды, когда чувствуешь, что жертвуешь многим, а получаешь взамен слишком мало. Но я действительно строила себя, камень за камнем, с каждым годом приближаясь к лучшим. И меня вдохновляла мысль, насколько хороша я могу стать. Путь длинный, но я вижу эту возможность.
Я по-прежнему чувствую, что мне есть куда расти, и мне хочется узнать, куда это меня приведет.
Перевод с норвежского
Чтобы оставить комментарий, зарегистрируйтесь и войдите через свою учетную запись.
Вообще в биографиях чемпионов (советских и российских в том числе) строчки вроде "он рос хилым и болезненным ребенком..." не редкость. Истории о том, как занятия спортом изменяли человека и доводили до олимпийской медали, стали привычными. Астма тут ничем не хуже других диагнозов, современный уровень медицины позволяет астматикам нормально гонятся наравне с остальными. Отношение обывателей и болельщиков, которые сейчас в каждом астматике видят потенциального и кинетического допера, тоже когда-нибудь изменится. В конце концов, такое отношение выросло на газетных бреднях о чужих липовых справках, глядишь может быть и в другую сторону оно повернется если в СМИ и в интернете станет больше нормальных материалов по этой теме.
у них и малые и бедные и южно-бесснежные - все нации бегут
это не спорт! это ...
*
вот у FIS видно, все по чесноку - такой "интересный" для всего мира сценарий просто не выдумать - даже спьяну
в половине гонок в топ10 - 7норвежцев и еще по одному представителю от рос, фин, шве/ита
кто это будет смотреть кроме норгов и русских?
ну шве/фин - просто по старой памяти
*
я уже женский биатлон перестал смотреть
скоро и мужской перестану
Вот и эта астматичка увезла с ЧМ 2020, помимо медалек, ещё и четверть миллиона евро!
Для этого и существует паралимпиада. Добро пожаловать.
Потом спрашиваем себя: ПОЧЕМУ нас (российских спорсменов) не "любят" в мире?
ПРЕКРАЩАЮ общение на этом САЙТЕ, противно читать комментарии похожие на словестный "ПОНОС"....
Удачи в общении адекватным КОЛЛЕГАМ!
В детстве он болел полимиелитом. Его ждала очень тяжелая жизнь.
Но, кто-то дал ему совет: "Займись спортом, Скотти,
это может помочь победить недуг!"
Скотти поверил.
У меня до 9 лет было освобождение от физры и кличка жиртрест в классе - из-за астмы. А в 12 лет я выполнил 3-й взрослый в беговых коньках (там это сложно, это не лыжи), и кличка уже была "шпала" - из-за роста и худобы.
С тех пор куча разрядов, 48 лет занятий спортом, где суперуспехов нет не из-за астмы (ее давно нет у меня), а просто из-за природы: нет особых данных для чемпионства.
Так что спорт - это надежда! А астма - это не инвалиды. В нашем спорте, кстати, особенно в военном поколении, куча детишек в детстве очень болели, и в спорт пошли поэтому. Стали чемпионами многие. Есть десятки звездных фамилий.
24.03.2020 14:56
Наташа, по астме сейчас не нужны ТИ. Препараты разрешены.
Разрешены препараты, входящие в одну из трех выделенных групп, и в ограниченной дозировке, из двух других или из первой с превышением - все же по ТИ.
Да, а с оставшейся частью сообщения спорить глупо
лично я тоже стал относиться скиптически с норвежским астматикам после того ак нашго биатлониста ( Алексей Волков ) узаконили в ранге астматика, прописали соответствующую субстанцию , после чего он не стал бежать быстрее, более того, всё получилось с точностью наоборот...
Вольному — воля. Спасённому — рай.
Наташе Нистад вряд ли интересно мое мнение...
24.03.2020 21:06
Владимир Житенев к сожалению или счастью, это не совсем так. Разрешены препараты, входящие в одну из трех выделенных групп
Тем не менее, это так. Разрешенные препараты покрывают потребность в 99% базовой терапии астматика, который ударяет по физкультуре и спорту.
И в материалах ВАДА, говорящих то, что я озвучил, тоже какое-то лукавство.
Удачи в поисках лучшей жизни а вдруг она есть?!
Но, если не найдешь, возвращайся.
По крайней мере, тут тебя примут обратно, не сомневайся.
"Скандинавки обладают неким даром "раскрытия" после 27лет:Бергер, Экхольм и разумеется "Королева Марит"."
А у нас таких не было?
"Чем больше таких статей, тем больше у каждого нашего астматика шансов на нормальную жизнь в спорте."
Подписываюсь под этими словами!
Добавлю от себя: Не только в спорте.
"Сколько же они обокрали спортсменов в лыжах...уму непостижимо!
Вот и эта астматичка увезла с ЧМ 2020, помимо медалек, ещё и четверть миллиона евро!"
Вот уж не ожидал от вас...
24.03.2020 21:29
Володь, я, собс-но, согласен с Бруно, и мы оба смотрим глазами астматиков- любителей спорта на это.
Алексей,
Разговор был о применении противоастматич. препаратов (ТИ по астме) для повышения результата.
Ты подключился и категорично заявил:
"Наташа, по астме сейчас не нужны ТИ. Препараты разрешены."
Я вижу два варианта:
1. "ТИ по астме не нужны [вообще]" - это неправда.
2. "ТИ не нужны [для определенных препаратов, в разрешенных дозах не повышающих результат]" - это не имеет отношения к тому, что говорили до того.
Вопрос: почему все-таки часть препаратов по-прежнему в условно-разрешенном списке?
Считается, что препараты запрещают, когда применение вредно для здоровья или когда повышают результат. Судя по опыту Сундбю, немедленного негативного эффекта передоз Сольбутамола не несет - почему разрешенная доза ограничена?
Твой вопрос по ТИ в целом и по астме в частноти я понимаю, ты про это писал и раньше, я в целом и тут согласен с тобой: но вот только коэффициент корреляции между ЭТОЙ темой и наличием у нынешней чемпионки астмы в детстве равен 0. С таким же успехом у нее мог быть в детстве рахит и диатез, а нынче назначены ТИ по черт знает чему. Или не назначены. Или не было рахита...
Вот, примерно, что можно узнать из данной статьи ЧЕСТНО, если ее читать, а не домысливать от себя про проклятых астматиков-воров медалей, как делает Наташа Нистад.
25.03.2020 19:07
К себе и к тем, с кем близок духом, более требователен, поэтому твое обобщающее утверждение "для противоастматич. препаратов ТИ не требуется" цепляют. Против этого и возразил.