Биатлон | Новые фото

Илья Ямбаев: "Отработал три Универсиады и две юношеские Олимпиады вообще один"

В период самоизоляции мы решили предпринять попытку открытия новой рубрики – «от первого лица». В ней рассказать о себе и нюансах своей спортивной профессии смогут те, чья деятельность чаще всего остается за кадром.

Нашим «героем невидимого фронта» сегодня стал Илья Ямбаев, сервисмен юношеской сборной по биатлону.

В команде Илья работает 9 сезонов - он занимается подготовкой лыж для спортсменов. Всего в юношеской сборной работают 4 человека.
Александр Флеминг
- На лыжи я встал во втором классе - 8 лет мне было, параллельно ходил на хоккей, пару лет ещё и на самбо, в итоге после 14 лет остались только лыжные гонки.

В 18 лет бросил лыжи увлекся боксом, за 4 года тренировок дошел да КМС. В 22 опять на лыжи встал, выполнил норматив МС меня взяли в московское «Динамо», совмещал работу и гонки, сильно хотел быстро бегать, в «Динамо» на тот момент (2000 год) мало платили где-то тысячи 2000 месяц. В охране, где я на тот момент работал, платили 10 000, но постепенно Динамо росло в плане зарплаты, я ушел из охраны и полностью сконцентрировался на спорте.

В сборную возраст уже не давал пробиться (возможно, и талантом не вышел), но поездить по миру хотелось очень. Сконцентрировался на лыжероллерах, и уже в них попал в команду и выезжал на кубки мира и Европы, ничего значительного не выиграл но в России часто в призах был.

В биатлон в сервис бригаду пришел в 2009 году на вновь созданный Валерием Польховским молодежный состав, через три года работы стал привлекаться к работе в основном составе. Отработал три Универсиады всемирные и две юношеские Олимпиады вообще один (этим горжусь особенно - очень тяжело, но я это сделал, как Ironman).
Александр Флеминг
День сервисмена начинается часа за 4 до начала соревнований. Надо по погоде подготовить тестовые лыжи на обкатку. Наложить несколько видов парафина, а затем структуру - специальный рисунок, который выполняет функцию отвода воды, чтобы «подсоса» лыжи в момент скольжения. Каждый из этих «узоров» зависит от уровня влажности на трассе, состояния снежного покрова, температуры воздуха и многих других факторов. В целом подготовка одной пары лыж занимает около 10 минут.

После этого сервисменам надо на каждой паре откатать спуски и скольжение, и только после этого выбрать оптимальный вариант парафина и структуры, которые будут наносить на лыжи спортсменов. Кстати, у каждого спортсмена по 15-20 пар лыж.
Александр Флеминг
Все мы вышли из спорта, поэтому знаем, что такое труд спортсмена. И всегда готовим инвентарь с учетом индивидуальных запросов. Методом проб и ошибок подбираем оптимальный состав парафина и водоотводящей структуры. И только после этого начинаем готовить инвентарь биатлониста: сначала кладем парафин, снимаем его, потом порошок, ускорители, структура. Как правило, учитываются стартовые номера: кто первым идет, тому первому и готовят. Уже после пристрелки и пробных кругов на лыжах, могут быть корректировки от спортсменов, и мы все в срочном порядке исправляем. Бывает что срочно укорачиваем палки того или иного атлета - их пожелание по инвентарю для нас закон.
Александр Флеминг

И вот все готово и спортсмены выходят на старт. Если читатели думают, что наша работа на этом заканчивается, и мы уходим в свои сервисные вагоны, то они сильно заблуждаются - даже во время гонки мы команда. Перед стартом вместе с тренерами распределяемся по трассе - чтобы своевременно информировать спортсменов о времени отставания или ближайших соперниках.

На втором или третьем круге происходит подкормка атлетов. Энергетические напитки с содержанием солей и минералов. Каждый биатлонист выбирает то, что ему нравится по вкусу. 
Александр Флеминг
Особые эмоции вызывает удовлетворение биатлонистов,  когда они с горящими глазами заходят в вакс-кабину.

Работа сервисмена это в том числе постоянные сборы и переезды, как внутри страны так и за рубежом. Мы постоянно в пути, приезжаем на день или два раньше спортсменов, и уезжаем сразу после финальной гонки очередного кубка или сборов. Потому что на новом месте соревнований, надо расположиться к приезду атлетов, что бы они смогли спокойно с первого дня тренироваться. Мне нравится такая кочевая жизнь. 
Александр Флеминг
Главное жена поддерживает! И вот, какая общая черта у наших сервисменов. Дети у нас рождаются через 9-10 месяцев после окончания сезона. И у многих моих коллег, даже есть по три ребенка в семье.
33 9090 Елена Копылова 12.04.2020 14:44
Рейтинг: +12 +12 0

Чтобы оставить комментарий, зарегистрируйтесь и войдите через свою учетную запись.

12.04.2020 15:34
Последний абзац и удивил, и порадовал ;)
Ссылка Рейтинг: +6 +6 0
12.04.2020 15:41
Судя по тексту, он накатывает структуру накаткой, а не делает шлифт? А Чуркин везде поносит накатки, считает, что они забиваются грязью. Кто что скажет? )
Ссылка Рейтинг: 0 +2 -2
Я уже отбегал на лыжах,но четыре вида накаток остались-почти как новые.Кто хочет
приобрести-пишите свой электронный адрес-обсудим эту тему.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
12.04.2020 17:48
я бы не сказал, что Чуркин везде и прям поносит накатки... в определенных случаях, да и то при возможности иметь правильные лыжи и несколько структур... а так вроде не запрещал))
Ссылка Рейтинг: +1 +1 0
12.04.2020 18:11
Чуркин говорит: имейте достаточное количество пар, наносите на них вовремя шлифт, и забудьте про накатки, кроме крайних случаев.

А тут человек перед откаткой наносит накатки, выбирает, потом на боевые лыжи их наносит. Складывается впечатление, что он их использует в 90% случаев.
Или финансы у сборной по ЛГ, и юношеской сборной по биатлону очень разные.
ПС. Сам часто использую накатки, интересен опыт других людей.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
В биатлоне, в отличие от лыж, дистанции короче. Поэтому и накатка используется чаще. На длинных дистанциях любая накатка кроме линейной будет набирать грязь.
Ссылка Рейтинг: +3 +4 -1
12.04.2020 18:51
На длинных - это после 20 км?
Странно всё это )
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
12.04.2020 20:18
90% КМ лыж и биатлона использует ручные структуры регулярно, при том что имеют доступ почти к любым  шлифтам. Правда к России это относится в меньшей степени. Общаясь с некоторыми известными европейскими специалистами ( тренеры, сервис, производители структур ) , знаю что это вызывает у них легкое недоумение, почему у нас недооцениваю ручные структуры и немногие их используют в работе. Как правило используются  RED CREEK и SWIX, ну и еще есть несколько неплохих производителей. То что ручные структуры набирают грязь, это миф ( набирают не более машинных шлифтов ). Это утверждения дилетантов и не профессионалов, или тех, кто не имеет достаточного опыта работы. Существует также заблуждение, что ручные структуры портят заводской/машинный шлифт . Те кто регулярно работает с ручными структурами знают, что это не так. Машинные структуры вырезаются на скользящей поверхности, а ручные выдавливаются и после одного прохода утюгом ,при промывке лыж после гонки,  "уходят". За счет ручных структур есть возможность расширять диапазон лыж, уходить в холод или тепло, оперативно подстроиться под структуру снега ( конечно для этого надо иметь в арсенале достаточно накаток и ножей, иметь практический опыт и определенные знания ).А если пара подходит под текущие условия , правильно выбранная ручная структура может дать значительную прибавку в скольжении, и никогда наоборот ( потому как ручные структуры сначала выбирают на тестовых парах , как и порошки ). Ручные структуры также актуальны в юношеском и региональном спорте, где нет достаточного выбора лыж. Те специалисты , кто реально работает с лыжами на профессиональном уровне, это конечно же понимают. Наличием большого арсенала смазочного материала сейчас никого не удивить, любая приличная региональная команда имеет все необходимое, многие имеют штатный сервис.  Вот здесь и вносят свою лепту ручные структуры. Многие смогли в этом убедиться. Но в любом случае без наличия " подходящих" лыж сложно добиться отличного скольжения. Необходимо чтобы все сошлось , лыжи, смазочный материал, структуры и конечно же "руки с головой".
Ссылка Рейтинг: +20 +21 -1
12.04.2020 22:29
Валерий, ваш пост полностью совпадает с моими наблюдениями. От себя могу добавить, что накатки с шестерёнками мне кажутся более "правильными".
С Чуркиным был согласен во всём, кроме его высказываний про накатки. Так то он грамотный мужик.
Ссылка Рейтинг: +3 +3 0
12.04.2020 22:43
В коньке елки и линейные миксуются с линейными ( под низ , от пятки ) , линейные , как правило , используются в классике .
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
12.04.2020 22:46
Он ( если речь о том , с кем знаком ) грамотный тренер , но он не сервис .
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
12.04.2020 23:14
Виктор Чуркин https://www.youtube.com/watch?v=xbNcBzr2FXs
У него несколько видео.
Линейные обычно совсем на воду. Может у вас другой опыт?
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
12.04.2020 23:36
Нет, я не знаю кто это , из гонок видимо человек ( полный однофамилец известного биатлонного тренера ). Линейные не только на воду, в минус также используются ( кроме критических холодов ) до - 5  примерно  ( 1 мм ), 2 и 3 мм конечно это тепло, фирн и вода . В классике линейные часто как самостоятельные структуры. Работаю три года с RED CREEK , имею примерно 16 структур или чуть больше. По сезону многие регионы  ( тренеры и сервис  ) обращаются за помощью или консультацией. SWIX также производит эффективные структуры, но значительно  дороже шведских. Остальные менее эффективны, на мой взгляд. Имея 70 - 80 % смазочных материалов ( от производимых в мире ), пришел к выводу, что вывозит ( вкупе с корректно выбранным вариантом смазки ) ручная структура. Как то так.
Ссылка Рейтинг: +1 +2 -1
12.04.2020 23:40
Извиняюсь, в биатлоне известный тренер Виктор Чурин ( не Чуркин ) .
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
Валерий, согласен на 99% с Вами: одна поправка - все же глубокие структуры на сильную воду "за один проход утюгом" не "уходят". Отчасти поэтому (да и из соображений логики тоже) никогда не делаю сильные водяные накатки на лыжи, которые хорошо едут не только по воде, но и по свежаку и в минус: потом могут встать, на время или навсегда. Были примеры. Жалко.
В остальном - согласен.
ЗЫ: При встрече уточню у Илюхи про структуры и их откатку (только когда она будет - наша встреча? Роллерный сезон на носу, но вот когда он будет - и будет ли - в реальности?).
ЗЫ2: У Илюхи как раз - трое :).
Ссылка Рейтинг: +2 +3 -1
13.04.2020 03:33
Я уж детально не расписываю как убирать накатку и вообще технику работы с ними . Это так, глубокий рисунок ( вода )  с одного раза может не уйдет, но при корректной работе убрать несложно. Хорошая пара никогда от этого не встанет ( от слова совсем ). Лыжи перестают работать от неправильного  с ними обращения , в первую очередь работы с утюгом. Чистить  ( чаще парафином а не смывкой ) и заливать регулярно, чтобы сухие не стояли.  При плавлении парафина многие его мажут ( экономят типа парафин )) этого категорически делать нельзя . Парафин надо лить на лыжу ( "ниткой" ) а не мазать . То есть толстый слой парафина должен быть  на скользящей поверхности. Тогда лыжа дольше прослужит, не сожгется. Даже в профессиональном сервисе не все умеют обращаться с утюгом, не говоря об уровне ниже. С Ильей в хороших отношениях ( он работал с моим спортсменом ), Насколько знаю ( со слов сервиса сборной ) они работают с немецкими накатками ( им не покупали другие , или не заказали сами ). Но они уступают шведским и норвежским ( называл марку  выше ). Все тестируется ведь. И когда ребята из сервиса сборной попробовали со мной на тесте шведские , они оценили их очень высоко, но сказали что в команде таких нет.
Ссылка Рейтинг: +1 +2 -1
Лучше иметь больше лыж, закрывая все погоды и вовремя делать ШШ, чем покупать дорогущие накатки. Это для любителей, которые здесь читают и пишут. Детским тренерам, наверное, имеет смысл, у учеников часто нет хороших лыж и что-то можно подправить накаткой на короткую дистанцию.
Ссылка Рейтинг: +4 +4 0
Ну ты, Валера, дал! Я сначала подумал, что это какой-то продавец накаток пишет. Тем более, что не знает кто такой Чуркин, которого вспоминают в каждой теме про смазки. Понимаю, что для тебя он не авторитет, как впрочем и для меня тоже. Но я иногда смотрю его видео - вдруг что-то новое увижу. Валера, ты работаешь с профи, а здесь любители, большинство из которых катается на лыжах 3-5 уровня. Да ещё и парафин наносят через тряпку для экономии. Какие им накатки? У меня нет накаток, но есть достаточное количество лыж. А это главное. С накаткой можно сильно "влететь", что периодически мы и видим на соревнованиях у элиты по тому же биатлону. Стартуют, а потом лыжи встают. В первую очередь в тепло это и происходит.
С прошедшим тебя др!
Ссылка Рейтинг: -1 +2 -3
13.04.2020 11:18
Николай : "Лучше иметь больше лыж ..." конечно лучше. Это как лучше иметь много денег )) сразу видно , профессионал)
Накатки не дорогущие , просто надо иметь всю линейку, а это не дешево. В первую очередь речь идет о спорте высших достижений ( в данном случае лыжи и биатлон ) , а не о детском спорте. Если есть отличная пара лыж, великолепный вариант смазки, то ручная структура достаточно часто дает прибавку. Поэтому ими и пользуются сервис группы большинства профессиональных команд. Об этом речь . А количество лыж не решает в полной мере проблем со скольжением. То же со шлифтами . Их ( шлифт машин ) полно  везде, но доступ к реально рабочим структурам и "рукам" есть далеко не у всех .  Все , кто на контракте у производителя лыж, возят по соревнованиям от 10, 30, 40 и более 50 пар ( в зависимости от статуса и уровня ). Но реально весь сезон у большинства используется от 3 до 6 пар, бывает иногда 2. пары.  Больше редко. Все время в тестах выезжают одни и те же пары, остальные ездят по этапам мертвым грузом . Многие , кто профессионально выступал , знают, что бывают лыжи на узкий диапазон, могут пригодится один раз в сезоне, + - условно .  Какие то пары работают в Европе а в России нет, и наоборот. С этим все сборники сталкиваются. Но бывает , достаточно редко конечно, пара которая " прет"  и вывозит от +10 до - 20 С, в разных регионах и условиях, хоть чем их мажь)).
Ссылка Рейтинг: +4 +6 -2
Такая пара есть у моего сына. Уезжая с Сахалина он продал все коньковые пары, оставив одну морозную, на которой выступал там и в Японии. Этой зимой она здорово ехала в Китае в -23° и в Италии в +8°. Справедливости ради надо сказать, что в Италии ночью было холодно и трасса была на теневой стороне, но солнце было яркое с утра. Я же выступаю только на 2-х парах из 6-и.
Ссылка Рейтинг: +1 +2 -1
13.04.2020 12:56
Николай, у меня в практике нет таких примеров как "залет/ лыжи встали", не всегда лучшие, но всегда одни из них ( пока по крайней мере так :). И элиту сервиса не надо переоценивать, такие же люди. Меньшая часть из них серьезные специалисты, большая .. как в любой сфере. Так же и с шлифт - машинами , дай бог в мире наберется 20 -30 человек, кто реально умеет с ними работать и глубоко понимает предмет, а то и меньше. Отдаю себе отчет, кто читает и пишет здесь. Просто поделился опытом, это не руководство к действию )
Спасибо за поздравление.
Ссылка Рейтинг: +3 +3 0
13.04.2020 12:59
Николай, а лыжи встают из-за накатки? Или смазка не та, погода изменилась, и структура перестала работать?
Кстати, у меня накатки бывают уходят и без утюга - несколько дней, и пластик принимает почти старую форму. А если по фирну катать, то вообще быстро сходят. (И шлифт по фирну сходит, но конечно медленней).
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
13.04.2020 13:01
И если человек мажет парафин через тряпку - это совсем не признак, что у него лыжи 5 эшелона, и он плохо их смазывает. Просто экономит материал, но тратит своё время.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
Семён, конечно, факторов может быть много. Но, иногда проскальзывают мнения сервисеров, что перемудрили с накатками. Эта тема очень сложная, научных исследований нет. Всё по личным ощущениям. Кто-нибудь сравнивал скольжение лыж с накаткой и без через 5, 10, 30, 50 км? Даже на одном небольшом круге могут быть разные условия - температура, влажность, разный снег. И накатка может здесь дать преимущество, а там наоборот. Нет гарантии, что она сработает на всей, тем более длинной, одинаково. Тем более на марафоне. А биатлонисты бегают на маленьком круге, там всё более-менее одинаково.
С Валерой я спорить даже не собираюсь. Он профессионал в этом деле, трудится в каждый день, опыт огромный. Но мы любители должны думать прежде,чем покупать такие вещи - стоит ли овчинка выделки.
Ссылка Рейтинг: +4 +4 0
Про ручные  структуры. Разговаривал  с Ильей, спросил про  подготовку  лыж на ЧЕ  в Раубичах  в этом году. Там были ужасные  условия по снегу- мокрый снег с песком). Наверное, многие помнят. Так вот там ехала только определенная  ручная структура, а от смазки мало что зависело- у всех +/- одинаково  плохо...  Т.е. нашли такую накатку, которая и выручила.
Ссылка Рейтинг: +4 +4 0
13.04.2020 18:42
а про владимирские накатки есть информация ?
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
13.04.2020 22:06
Читал коментарии к данной статье и не смог не добавить свои 5 копеек. :D
Читая эту статью нужно понимать, что написана она журналистом  со слов Ильи. Это не его прямая речь. Тут даже больше художественного вымысла. Журналист обыватель в вопросе подготовки лыж которому Илья попытался объяснить на понятном языке в чем состоит работа сервис бригады.
По поводу ручных структур: В команде используют порядка 10 пар для тестирования базы, 15-20 пар для тестирования порошка и 10 пар для тестирования ручных структурю. Все эти 40 пар подготавливаются на тест и тестируется отдельно база, порошок и ручные структуры. После этого предварительного теста происходит окончательный тест в него включатся 2-3 варианта лучшего порошка, две три ручные структуры на лыжах с лучшим порошком и производят окончательный тест на соревновательной дистанции. 4-5 сервисеров на этих лыжах проходят дистанцию 10-15км.  В течении этого теста производят несколько скаток с промежутком 3-5 км и оценивают какой из вариантов лучший(вариант с порошком и структурой, вариант только на порошке) и на сколько сильно каждый вариант улучшается или ухудшается в течении дистанционного теста. И только после этого теста и анализа производят окончательную подготовку лыж на гонку.
Ссылка Рейтинг: +6 +6 0
14.04.2020 00:15
Что значит "Тестирование базы" не понял. Это тест шлифта?
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
14.04.2020 01:21
Там писал даже не журналист, а фотограф :)
Но поскольку Илья на нашем сайте в любимчиках, я решила поставить. И фото хорошие и видите, обсуждение интересное.
Как в старые добрые времена на Скиспорте, читать комментарии интереснее чем новость.  
Ссылка Рейтинг: +6 +6 0
14.04.2020 10:13

Что значит "Тести
рование базы" не понял. Это тест шлифта?
Да, парафин, жидкий парафин, ускоритель, эмульсия или голые лыжи.
Ссылка Рейтинг: +1 +1 0
15.04.2020 13:22
А, база под порошок )
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
Вчера "искал знакомые буквы" в большой статье на финском языке, посвященной отказу ФИС от фторовых смазок. Из того, на что хватило терпения понял:
- в апреле должны были тестировать систему для определения фтора на лыжах. Но из-за пандемии отложили на неопределённое время.
- при отказе от фтора решающим фактором будет структура на скользящей поверхности. Фтор нивелировал разницу в структурах какое-то время. А теперь с первых км структура будет влиять на скорость в большей степени, чем смазка.
https://yle.fi/urheilu/3-11304071

Во, чудо, у меня по этой ссылке статья перевелась на русский язык. Чего я мучился вчера? )))
Ссылка Рейтинг: +2 +2 0
История такая:
Возникли проблемы у Свикс. Сначала попалась на экологии фирма перерабатывающая фтор для Свикс. Позже она обанкротилась. Потом умерла норвежка от рака, которая заявила, что причина - использование фторированных смазок. Ульванг, оказывается, входит в совет директоров Свикс.  Ууситало (Ваухти) входит в исполком ФИС. Но он открещивается от того, что лоббировал запрет фтора. Но, через несколько дней после решения ФИС по фторовым смазкам, Ваухти выпускает линейку бесфторовых смазок. )))
ЕС запрещает с июля 2020 года выпуск изделий со фтором
определенной формулы. Фирмы - производители смазок подстроились и новые смазки проходят по новому стандарту. Но все обеспокоены тем, что ФИС не готов к выполнению своих решений - слишком мало времени. А также отсутствует технология определения фтора на лыжах. Плюс ещё и пластик на лыжах со фтором. Тут тоже проблема. Надо 2-3 года чтобы поменять парк инвентаря у элиты.
И, как я понял, всё это касается стран ЕС (решение ЕС). А ФИС пытается внедрить запрет на гонки под их эгидой. Первенства водокачек, как я понимаю, их не интересуют.
Ссылка Рейтинг: +4 +4 0
Биатлон | Новые сообщения форума