Клэр Иган — довольно крепкая биатлонистка, в российской сборной она прямо сейчас была бы третьим-четвертым номером и претендовала бы даже на эстафету.
В лучшие годы Иган заезжала на подиум Кубка мира. При этом у Клэр уникальная биография — она начала заниматься биатлоном только в 25 лет. А до этого окончила университет и выучила четыре иностранных языка.
Сейчас Иган возглавляет комиссию спортсменов IBU и в этом качестве сделала несколько громких антироссийских заявлений. Иган была недовольна «слишком мягкими» санкциями против России на биатлонном чемпионате мира, настаивала на четырехлетнем отстранении и нейтральном статусе.
Получается такой Cамуэльссон в юбке. Мы встретились с Иган в Поклюке и выяснили, что ее взгляды намного глубже. И вряд ли их на самом деле можно отнести к антироссийским.
— Этот чемпионат мира был для вас неудачным. Почему так?
— Я бы сама хотела знать почему. У меня в целом неровный сезон. Были хорошие результаты в Хохфильцене (там Иган была в топ-20 во всех гонках, а в спринте однажды финишировала 9-й. — Прим. «СЭ»), но потом я стала уставать. Думаю, потому что когда ты хорошо выступаешь, то бегаешь все гонки подряд. В Поклюке в индивидуалке я шла с тремя нулями вплоть до последнего рубежа, мне до сих пор сложно это вспоминать! Но перенервничала и в итоге на последней «стойке» промахнулась трижды...
— В своем Instagram вы рекламируете мерч американской сборной, а все средства от продажи идут на подготовку команды. Объясните, как это работает. Разве собственная федерация вас не финансирует?
— Смотрите: в США в биатлоне федерация полностью оплачивает все только спортсменам уровня Кубка мира. И только в этом сезоне, так не всегда было. Но есть ведь еще спортсмены, которые выступают на Кубке IBU, на юниорском чемпионате мира... Им приходится за многое платить самим. Например, наши участники открытого чемпионата Европы заплатили по 800 долларов плюс авиабилеты за свой счет. Мы решили поддержать их и начали продавать свой мерч. То есть лично я от этого ничего не получила, но благодаря поддержке болельщиков нам удалось компенсировать расходы всем шести спортсменкам, кто выступал на Европе.
— Лыжные гонки и биатлон: что популярнее среди американцев?
— Оба вида спорта не особенно популярны, хотя лыжи быстро набирают обороты. В Пхенчхане у нас появились олимпийские чемпионки, это дало толчок. Плюс в условиях ковида людям доступно не так много видов спорта, и лыжи — как раз один из них. Слышала, что сейчас в магазинах кончились беговые лыжи, дефицит! С биатлоном, конечно, все сложнее: там нужно оружие, стрельбище...
— Вы начали заниматься биатлоном только в 25 лет. Многие спортсменки в этом возрасте уже заканчивают карьеру. Как так вышло?
— Я выступала за школьную лыжную команду, но это не было спортом в его профессиональном понимании. Я даже не думала, что могу когда-нибудь поехать на Олимпиаду или на чемпионат мира. Поэтому после школы поступила в университет, изучала там политологию и иностранные языки. Я говорю еще на четырех, помимо английского, — немецком, французском, итальянском и испанском. Но мне по-прежнему нравился спорт, в выходные я иногда участвовала в гонках. И как ни странно, получалось хорошо, в 22 года я была близка по результатам к лучшим лыжницам страны моего возраста. Тут я задумалась: если я без тренера, без плана, тренируясь по настроению в свободное от учебы время, могу быть среди лучших в стране, то, может, мне стоит заняться этим серьезно? Так что после университета я присоединилась к профессиональной лыжной команде, а спустя два года перешла в биатлон.
— Правда, что вы работали в пиццерии, чтобы оплачивать свои тренировки?
— Это было еще в университете. Но и потом мне тоже приходилось работать. Наша команда была устроена таким образом, что спортсмены не платили за тренировки и сборы, но взамен выполняли многие обязанности. Помимо профессиональных спортсменов, у клуба был свой отель, где проводили любительские спортивные сборы. Это был основной заработок клуба, который потом тратили на нас, профессионалов. Так что я следила за детьми, помогала с тренировками любителей, даже выращивала овощи на ферме...
— Реально? Утром вы готовитесь к Олимпиаде, а вечером копаете грядки?
— Знаю, что звучит странно, но это так. В США олимпийские виды спорта не имеют поддержки от государства. Наш олимпийский комитет существует только на деньги спонсоров. И если вы выступаете в маленьком и непопулярном виде спорта, да еще и не на топ-уровне, то у вас нет вариантов, кроме как зарабатывать где-то еще. Мне еще повезло, что я работала всего лишь около десяти часов в неделю. Многим приходится гораздо сложнее.
— Как при всем этом вы и другие американцы умудряетесь конкурировать с соперницами, которые с 14-15 лет не занимаются ничем, кроме спорта? Возможно, в вашей системе есть и какие-то преимущества?
— Вот смотрите: я начала серьезно тренироваться с 23 лет, сейчас мне 33 — то есть в общей сложности я около десяти лет нахожусь в профессиональном спорте. И только последние лет пять-шесть имею достаточную поддержку, чтобы не работать где-то еще. Если вы Лиза Витоцци, то лет с 13 вы профессионально занимаетесь биатлоном и к 23 уже среди лидеров Кубка мира. Лучше ли начинать заниматься спортом в детстве? В чем-то — безусловно. У вас будет гораздо больше времени, чтобы выступать. Например, я до сих пор прогрессирую в стрельбе и чувствую в этом потенциал, но вот физические возможности, наоборот, с каждым годом поддерживать все сложнее... Но жалею ли я, что моя жизнь сложилась именно таким образом? Ни капли.
— Почему?
— До 23 лет у меня была жизнь обычного человека. Я окончила университет, получила хорошее образование. Для меня нет проблемы, чем заняться после завершения спортивной карьеры. И знаете, чем мне еще нравится наша американская система? Для нас нет стереотипов, мы открыты для самых разных спортсменов. Например, я бегала еще в университете вместе с лыжницей Роузи Бреннан. Мы ровесницы, но она достигла своих лучших результатов только в этом сезоне. Думаю, во многих других странах ей бы давно пришлось закончить. Ничего не показываешь в 22-23 года — до свидания. Но у нас не так.
— Вы активно высказываетесь по поводу российских допинговых проблем. Что вас больше всего беспокоит?
— Я не согласна с решением CAS (Спортивный арбитражный суд — Прим. «СЭ») в деле ВАДА против РУСАДА. Я считаю, что должны были быть применены рекомендации ВАДА, которые гораздо жестче, чем те, что есть сейчас. Санкции должны были продлиться четыре года, а не два, а российские спортсмены — выступать абсолютно нейтрально, а не с флагом СБР или какой-то другой федерации. Это уже не нейтральность, ведь звучит название страны, и они по факту ее представляют.
— Какая вам разница? Почему «чистые» российские спортсмены должны нести наказание и не выступать под флагом своей страны, хотя они не имеют никакого отношения к допинговым манипуляциям?
— Я не против российских спортсменов, я абсолютно согласна с тем, что они выступают — но только нейтрально. Это единственный способ хоть как-то заставить эту вашу систему меняться. И я думаю, что нынешние санкции — это ничто и никаких изменений в российском спорте так и не произойдет.
— Какие изменения вы хотите увидеть? У нас сменилось руководство в Министерстве спорта, в Олимпийском комитете, в большинстве федераций... Что еще?
— Что еще? Я читала доклады Макларена и Паунда, и там говорилось, что многие ваши спортсмены даже не знали, что им дают допинг или что с их пробами потом проделывают какие-то манипуляции. И там были дети, которым давали ЭПО, стероиды и прочую жесть. Они вообще знали, что это опасно? Что таким образом можно угробить здоровье на всю жизнь? Буквально недавно, в декабре, 20-летняя российская спортсменка сдала положительный тест на анаболики. Я не знаю, может, это был ее личный выбор, а может, и нет. И когда я думаю об этом, я хочу, чтобы у российских спортсменов был выбор, была возможность выступать «чистыми». Хочу, чтобы никто больше не сталкивался с этой системой, которая оставляет два варианта — принимай допинг или заканчивай. Ни к кому не пришел тренер и не сказал: «Эй, если хочешь побеждать, прими допинг, потому что все на нем бегают». Это неправда! Я точно знаю, что в России очень много талантливых спортсменов, которые могут побеждать «чистыми». И я мечтаю, чтобы система их не уродовала. Они заслужили шанс выступать честно. Умрет ли система теперь, после мягкого решения CAS? К сожалению, вряд ли...
— В 2019 году американский легкоатлет Кристиан Коулман пропустил три внесоревновательных допинг-теста, поехал на чемпионат мира и выиграл там золото. Почему здесь никто не возмущался?
— Это и правда было очень стыдно и неправильно. Я не поддерживаю Коулмана и рада, что в итоге его все-таки отстранили и он не поедет на Олимпийские игры. Он не должен был выступать в Дохе, это ошибка. Пропустил три теста — бай-бай. О'кей, допустим, можно случайно забыть поменять данные и пропустить один тест, хотя со мной такого не случалось. Можно даже сделать так дважды. Но когда ты знаешь, что у тебя уже есть два «флажка», случайно ты уже не получишь третий, это исключено. Особенно если ты топовый спортсмен с целой командой помощников. Я хочу, чтобы меня услышали: я вообще не против России, наоборот! Я мечтаю выучить русский язык, меня очень интересует ваша культура. Но я за чистый спорт. Если для этого нужно критиковать США, Канаду, Россию — без разницы, я буду так делать.
— Объясните тогда принципиальную разницу: в случае с Коулманом или даже с велосипедистом Лэнсом Армстронгом вам достаточно наказания конкретных спортсменов. Никто не говорит, что нужно забанить американцев или лишить их флага. Почему с Россией все иначе?
— Потому что в России проблема не с конкретными спортсменами, а с системой. В эти дела были вовлечены чиновники самого высокого уровня. А того же Армстронга поймало наше USADA, чем я очень горда. Хотя он действительно был национальным героем, мой младший брат не пропускал ни одного «Тур де Франс» и буквально молился на Лэнса. И благодаря ему удалось сделать много хороших вещей, например собрать средства для реабилитации онкологических больных. Но когда выяснилось, что Армстронг — обманщик, все перевернулось. Сейчас его никто не уважает, он позор своей страны. В России все иначе. Чем глубже копают, тем больше слоев коррупции там находят. Даже в прошлом году, когда у вас был шанс отдать ВАДА все данные и закрыть эту тему, что вы сделали? Все подделали! Я не юрист, но я доверяю людям, которые посвятили годы этой проблеме. Например, Джонатану Тэйлору из ВАДА. И если он рекомендует именно такое наказание, значит, оно и будет эффективным.
— Как вы относитесь к Александру Логинову? Поддерживаете Мартена Фуркада, который раньше остро высказывался в отношении него и даже отказывался жать руку на пьедестале?
— Правила таковы, что после дисквалификации вы имеете полное право вернуться и снова выступать. Если будет возможность, я без проблем поздравлю Александра лично с хорошим результатом. Но при этом другие люди имеют право осуждать его за употребление ЭПО. Александр обрек себя на это, когда сделал такой выбор. Теперь ему с этим жить.
Чтобы оставить комментарий, зарегистрируйтесь и войдите через свою учетную запись.
Отдаете ли вы себе отчет, что в России принципиально иное отношение к этой теме и стукачей у нас, мягко говоря, не любят?
…Она была вынуждена работать на ферме чтобы добывать деньги на олимпиаду( а работала 10 часов в неделю это примерно 2 часа в день при пятидневке и что за эти два часа можно наработать? Вранье и самопиар. Или вот о разнице допинговых историй в Росси и в США. Почему США всегда с флагом несмотря на кучу положит допинговых историй в той же Легкой атлетике а Россия без. Ответ детский лепет:
В России все иначе. Чем глубже копают, тем больше слоев коррупции там находят- ага а в США просто ставят на все гриф секретно и давай "досвиданья"
Вообщем нет веры к тамим вот любителям правды.
И там были дети, которым давали ЭПО, стероиды и прочую жесть. Они вообще знали, что это опасно? Что таким образом можно угробить здоровье на всю жизнь?
В Рио олимпийские медалисты регулярно употребляли запрещённые вещества, объясняя это терапевтическим применением. Другими словами, они получили лицензии на допинг. Это доказывает, что Департамент медицины и науки ВАДА и МОК коррумпированы и лживы», — говорится в заявлении хакеров.
Далее хакеры привели целый ряд документов, которые не только доказывали, что у американских спортсменов было официальное разрешение на применение допинга, но и позволяли узнать, какие именно запрещённые субстанции они принимали якобы для «улучшения своего здоровья». Единственное, чего нет в документах, — сведений о заболеваниях, от которых страдают американские спортсмены.
Пусть передает привет Серене Вильямс с ее полным набором.
Оксикодон, гидроморфон, преднизон, преднизолон и метилпреднизолон.
А если нет сведений о заболеваниях - там всё можно выбрать на вкус.
Но, так как у этих препаратов куча "побочки"...тут она права : это, действительно, жесть, пусть и "по лицензии ВАДА".
Лицемерка.
Надо внимать и каяться.
Впитывать каждое слово благодати, сказанное гражданкой Иган.
И очень понятно почему они так смотрят на все потоки инфы, которые лились вокруг "российского" допинга
Мировоззрение у них принципе иначе сформировано.
Картина очень четкая получилась и журналист адназначна молодец.
Буквально все основные составляющие их подхода раскрыты, как к чужим, так и к своим.
Начиная с того, как строится подготовка спортсменов уровня сборной в материальном плане у них и у нас.
С этого стартуют все ее дальнейшие подходы и рассуждения.
Спасибо за публикацию!
В полном тексте есть видео тренинга Иган на тредбане. Личный ли он, непонятно. Для России это вроде как роскошь. Может я отстал от прогресса, но не уверен, что у наших спортсменов есть такие возможности, даже на тренировочных базах. Во всяком случае, не слышал об этом. А вот у некоторых как бы бедных норвежцев, которых даже в сборную не всегда берут, есть и личные тредбаны, стоящие в "сараях" их домов. Оказывается и у совсем уж "бедных" американских спортсменов тоже есть. Скажете, что они сами зарабатывают на спорт. Вот Иган приходилось работать 10 часов в неделю Но попробуйте хоть что-нибудь заработать у нас за 10 часов работы в неделю. Разве что на Доширак.
Еще один момент - про мошенничество. Когда-то в США на студенческих контрольных работах и экзаменах якобы не принято было списывать. Об этом мне в штатах рассказывали еще в 90-х. Мол любой увидевший это мог встать и публично заявить. Но вот ныне в ходе удаленного обучения во время пандемии в благополучной казалось бы Америке подобное мошенничество расцвело пышным цветом. Появились даже коммерческие фирмы, продающие такие услуги. На любое контрольное задание практически мгновенно можно получить решение и правильный ответ. Клиентов ("честных" американских студентов) - море. Торгующие такими услугами фирмы наживают сотни млн. долларов прибыли в год. Преподаватели университетов уже отчаялись бороться с этой тоже уже сложившейся системой.
Ну а в целом (по сути допинговой проблемы) возразить, конечно, нечего. Это и нам многим понятно. Кроме нашего популярного: "мол у самих рожа крива".
Вопрос в другом - как от всего этого избавиться. Ведь допинговые системные проблемы у нас являются лишь частью (своего рода подсистемой), которая в силу разных факторов (условий жизни, заработка тренеров, возможности за счет спорта хоть как-то приподняться и тп.) встроилась/подстроилась в/под гораздо более обширную систему нашего общественного жития.
Хорошее интервью. Реально в топе историй, рассказанных "той" стороной.
Наташа, спасибо!
Хорошее интервью, иногда полезно с ржавым скрипом поправить извилины.
25.02.2021 08:40
.... Знаете какая американская мечта? Это как бы кого обмануть , украсть и ограбить и красиво уйти.
25.02.2021 10:13
Дак с конца 80-х населению впаривалась американская мечта . Так что схежесть мечт сейчас неудивительна...
"Не читайте до обеда
советскихникаких газет"Интервью как интервью, ну имеет человек своё мнение про тему российского допинга, и хорошо. Ни на мессию, ни на объект нападок Клэр не тянет.
А если проще - везде всё меняется к лучшему, только не в России....
Проблема "витаминок" в регионах в подростковом и молодёжном спорте как была так и осталась, впечатление, что растёт, особенно в силовых видах.
Да вообще ни в какую
Однажды мы с ней разговорились на тему околодопинга, я сказала, что русские привыкли употреблять много медикаментов без совета с врачом, сами покупают антибиотики, к ним пробиотики, и т.д. Что препараты типа допинга Пылёвой (ноотропы) и поддерживающие типа рибоксина и мельдония, глицин, всякие аспирины-кардио многие любители спортсмены, и не спортсмены, обычные люди используют как БАДы: сам себе назначил, пошёл, купил и съел.
Так она мне не поверила.
Сказала "Вы так говорите, будто аптека это супермаркет, пошёл и купил. Но такого не может быть даже в России"
Вот и поговорили )) наверное она так и не усомнилась, что я лжец и какой-то агент пропаганды
Разница менталитетов. Не хватает у людей воображения представить себе полностью другие условия, другие правила, другие взгляды.
Я сама попадала к стоматологу в Рупольдинге (кстати норвежцу, но живущему в Германии) с непонятным воспалением десны, так он предложил удалить два здоровых зуба, но только не назначать антибиотики. Потому что антибиотик у них - это крайняя мера, считается серьёзнейшим препаратом, "а вдруг потом вам надо будет принять его в серьёзной ситуации, а организм уже не отреагирует" (с).
Сказала "Вы так говорите, будто аптека это супермаркет, пошёл и купил. Но такого не может быть даже в России"
Вот и поговорили )) наверное она так и не усомнилась, что я лжец и какой-то агент пропаганды
Разница менталитетов. Не хватает у людей воображения представить себе полностью другие условия, другие правила, другие взгляды.
Не думаю, что там что-то сильно поменялось. В конце нулевых видел это у своих свояков-американцев. Заходил в магазин в Кембридже (Бостон). Там столько всего на разные категории потенциальных покупателей. Не чета нашим спортфудам. А для обычных людей. И никаких не требуют рецептов.
Все эти наши БАДы откуда пришли - из Штатов.
25.02.2021 15:50
Так, по крайней мере, мне рассказывала русская дама, прожившая в штатах ко времени разговора уже лет пять замужем за американцем.
В просторечье - ОБС, "одна баба сказала". 146% правды
Особо "интересно" было это прочесть от анонима с весьма "характерным" ником и неизвестным андеграундом.
Об этом был мой комментарий
Особо "интересно" было это прочесть от анонима с весьма "характерным" ником и неизвестным андеграундом.
Разница не в анонимности, а в том, что я не пересказываю непонятные рассказы непонятных дам непонятной степени правдивости.
Об этом был мой комментарий
Мой возраст, профессиональный и спортивный статус давно уже научили меня говорить уверенно лишь о том, в чем понимаю. И помалкивать, когда в чем-то не уверен..
Что касается "непонятной" дамы, то это профессор одного из известных американских университетов. К тому же в моем первом комментарии были ссылки и на моих родственников, родителей мужа моей дочери, коренных американцев.
Так что старайтесь в дальнейшем не выхватывать фразы из контекста, а лучше проходите мимо, если сказать по сути нечего.
25.02.2021 17:51
... Сейчас уже такое не прокатит и у нас
Они богаче россиян, у них больше денег - вот и жрут как свою белую булку. В моем детстве Метандростенолон стоил 1р28 коробка. Не всякий подросток мог себе позволить. А сейчас цены черного рынка от десятки начинаются за коробку.
США - крупнейший потребитель не только крэка (курительного кокаина), но и анаболических стероидов. На них приходится больше половины мирового черного рынка. Основная страна, где их производят - соседняя Мексика. По данным анонимных опросов американские легкоатлеты-школьники старших классов, имеющие высокие результаты, почти всегда принимают анаболические стеороиды. Я на Ютуб однажды нашел ролик - школьники бежали 800 метров и первый пробежал за 1 минуту 50. Норматив мастера спорта.
800 метров из 1:50 это уровень примерно топ-10 для High School и топ-30 для College
Борьба действительно странная. Если девушке так хорошо известно, что виноваты проклятые российские чиновники, так надо найти способ наказать именно проклятых российских чиновников (и большинство русских людей будет отнюдь не против!). Так вы же наказываете почему-то Сергея Устюгова, только один пример, не дав ему реализовать лучшую на тот момент спортивную форму по совершенно невнятной причине.
Она сочувствует бедным юным спортсменам. И что? От того, что наказали Устюгова, мой младший ребенок, остановившийся на уровне мс от нежелания колоться для дальнейшего продвижения, он что, получит новые возможности? Нет. Потому что девушка в реале самоутверждается, а с "проклятыми российскими чиновниками" ничего поделать не может. Тема протухла...
холоднымито есть чистыми руками.чудесный комментарий , "тупые пиндосы" --это наверно из Задорнова , " у них всё прогнило и лживо, а она продукт гниения " -- это из советской агитки .
сколько живу всё время слышу про "гниение" запада , только почему то воняет в прямом смысле из нескольких миллионов советско-российский туалетов типа сортир,(особенно в летней период) по всей этой территории, хоть в подмосковье ,хоть в Пестово , хоть в Вологде и много ещё где, территория то большая.
а так до да , у них то с допингом всё плохо , а у нас то всё хорошо, и эта дама знает гораздо больше о российском допинге может потому что она просто хочет о нём знать? а россиянин Юрий ( и ещё очень многие ) знать о нём ничего не хочет.
чуть не забыл, про НХЛ и НБА . эти организации не просто хоккей или баскетбол, а большой и прибыльный бизнес , который послал куда подальше эту лживую и продажную организацию под названием - вада , и показывает людям зрелища (хлеб там давно есть).
а в целом страны разные , знания у людей разные , дурят людей в разных странах по разному , но цель у власть держащих одна, дать плебсу - "хлеба и зрелищ" и управлять им себе на радость.
В 1965 в возрасте 17 лет (после второго курса техникума, это 10 класс школы) выиграл первенство города Златоуста среди взрослых мужиков с результатом 1.59.5. Обычная гаревая дорожка. Подготовка исключительно лыжная.
Учитывая, что школу в США заканчивают в возрасте 18-19 лет, результат на 800 метров 1.50 и даже быстрее при специальной подготовке, да и на тартановых дорожках, вполне достижим. Даже без "спецпитания".
Можно про бабушек рассказывать у подъезда. Только я знаю, что надо чтобы 1:50 бежать, а американцы не с другой планеты прилетели.
26.02.2021 14:13
Считаю нужно модеста понизить в звании.
на вид у него еще не было ))))