Норвежка Марте Ульсбю-Ройселанн – суперзвезда и феномен биатлона, знаменосец сборной Норвегии на закрытии Игр.
Трёхкратная чемпионка Пекина, а всего на этих Играх у неё пять медалей: золото в смешанной эстафете и 2 золота и 2 бронзы в личных гонках.
Только в эстафете не смогла она взойти на пьедестал почета.
Теперь у нее 7 медалей ОИ, она 11-кратная чемпионка мира и первая в истории биатлонистка, завоевавшая 7 медалей за 7 гонок ЧМ в Антхольце-2020: две бронзы и пять золотых, в том числе две личные.
За это достижение французское издание L’Equipe признало Марту спортсменкой года в мире;
Ниже история девушки, которая по-настоящему раскрылась лишь ближе к 30. Это перевод материала NRK.
***
Она ненавидела биатлон и не была амбициозна.
Школьная ведомость с оценками Марте совершенно не указывала на то, какая карьера ее ожидает.
1) «Ты работаешь целенаправленно и хорошо, но не всегда готова к занятиям».
2) «В первую очередь тебе нужно улучшить выносливость и стрельбу».
Так звучали замечания учителя 15-летней Марте.
Отделение называлось «элитный спорт», учебный предмет – биатлон. И самой неуспевающей в классе была она, кто 14 лет спустя станет первой в истории биатлонисткой, взявшей 7 медалей на одном ЧМ.
«У меня было не так много положительных отзывов в тот период, так что в результате вышла четверка. Учитель колебался между тройкой и четверкой, но в итоге поставил четверку. И я помню, что мне было очень досадно, потому что все в классе получили пятерки и шестерки. Думаю, я была худшей, во всяком случае, самой неорганизованной».
NRK опросил элитных спортсменов, были ли они звездами в детском возрасте, и 55% ответили – да. Улсбю Ройселанн не среди них.
Она начала заниматься биатлоном в 9-м классе и ненавидела его – первое полугодие ей хотелось все бросить. И когда Марте выбрала биатлонное отделение в гимназии, то сделала это в основном из-за того, что мечтала уехать из дома.
«У меня было не так много амбиций. Я просто-напросто не понимала, что такое биатлон. Мне казалось, что понимала, но когда приехала сюда, то осознала, что понятия не имела».
В 15 лет Марте пришла новичком в лыжную гимназию в Сирдале, где ее учителем стал бывший тренер сборной Рогер Груббен. Там во многих смыслах началось ее путешествие.
Марте выросла на ферме и всегда любила проводить время на свежем воздухе. Она ходила в лыжные походы с семьей, строила с братом горки для катания на санках, лазила по деревьям и немного играла в гандбол в младших классах.
«Я закончила с гандболом в 7-м. Мне нравилось бегать туда-обратно на фланге, но я старалась избегать контакта с мячом. А потом поняла, что гандбол – это не мое».
На второй год старшей школы у папы появилась идея, что Марте нужно заниматься каким-то спортом на открытом воздухе. Именно тогда местные энтузиасты организовали во Фруланде биатлонную группу. Папа Ульсбю предложил дочери попробовать.
«Первые полгода я ненавидела биатлон. В группе были только мальчики – войны снежками, толкание и стычки. Если бы все зависело только от меня, то я бы бросила после двух тренировок. Но я очень рада, что папа – я говорю «заставил», но он же этого не делал – уговорил меня попробовать еще чуть-чуть. А через полгода я страстно увлеклась этим видом спорта».
Год спустя, следуя примеру старшего брата, она поступила в лыжную гимназию в Сирдале. В ее глазах жизнь брата выглядела потрясающей, и Марте настроилась уехать из дома и справляться со всем сама.
Перемены были громадными.
«Я была настолько неорганизованной. Не проходило и тренировки без того, чтобы я что-то не забыла. Я чувствовала, что постоянно отстаю от одноклассников буквально во всем».
Она описывает новые будни с ежедневными тренировками вместо двух раз в неделю, к чему привыкла. Новое окружение, больше ответственности, стирка одежды, домашние задания.
«Я все время не успевала, пыталась догонять, догонять, догонять. Мне кажется, я жила в постоянном стрессе, думая, что никогда не достигну цели, никогда не выйду на ноль – как со школой, так и с биатлоном. Так что первый год в гимназии вышел лихорадочным, но я многому научилась».
В добавок ко всему ей пришлось иметь дело с требовательным и строгим Рогером Груббеном, который ожидал от учеников несколько иной дисциплины, чем та, к которой 15-летняя Ульсбю-Ройселанн была готова.
«Поначалу я очень боялась Рогера. Он требовал пунктуальности и организованности, которых мне так не хватало. Сейчас он сама доброта – невозможно поверить, что он был настолько суров, но это так. Он был вечно недоволен все первое полугодие. Но это было хорошо, потому что мы сильно его зауважали».
Груббен называет личные качества ученицы, ставшие ключом к успеху – несмотря на то, что поначалу ее опережали: «Ее мотивация развивалась, становилась сильнее. А еще она любит соревноваться. Она реалистична и одновременно очень тверда в расстановке приоритетов. Ей просто хочется посмотреть, насколько высоко она сможет подняться».
Груббен много лет работал в сборной Норвегии и сотрудничал с Уле Айнаром Бьорндаленом, а также был тренером и учителем в лыжной гимназии в Сирдале. Он встречал много спортсменов, преследующих ту же цель. Ульсбю Ройселанн выделяется среди них.
По словам Груббена, дело в том, что королева ЧМ-2020 не боится поражений. Она воспринимает неудачи и вызовы совершенно особенным образом.
«Ее психология дает только плюсы в биатлоне. Тут она, пожалуй, немного отличается от других, потому что многие ощущают давление от ожиданий. С ней, конечно же, происходит то же самое, но ее отличает то, как она с этим справляется».
Марте тоже помнит, что она рано добилась успехов на соревнованиях, и что в особенности стартовый биб помогал ей делать шаг вперед.
«К счастью для меня, Рогер был терпелив и не списывал меня, хотя порой все выглядело мрачновато. Так что уже той же зимой я показала очень хороший прогресс, стала одной из лучших в классе, совершенно неожиданно взяв две медали на чемпионате Норвегии среди юниоров. Это шокировало всех и меня тоже».
И после весеннего семестра 16-летняя Марте внезапно получила высшие баллы по биатлону.
«Кажется, мне просто нужно было переварить все, чему я научилась. Я по-прежнему была одной из самых неорганизованных, но добилась наибольшего прогресса относительно того, с чего начинала.
Думаю, Рогер был слегка удивлен. Потому что бывает, что кому-то не удается показать себя на соревнованиях, хотя они очень хорошо тренируются. Но со мной все было наоборот. На соревнованиях у меня получалось выдать больше, чем тот уровень, на который я на самом деле тренировалась. Так что, мне кажется, Рогер немного удивился и подумал, что, может быть, во мне все же что-то есть».
Данные NRK показывают, что не нужно быть звездой в детстве, чтобы достичь вершин. Сказочный успех Ульсбю Ройселанн – доказательство этому. Тем не менее, Груббен беспокоится, что многих детей заставляют выбирать основной вид спорта и серьезно тренироваться.
«Если говорить о Марте, то когда она поступила в гимназию, от нее могли бы ожидать 15-17 тренировочных часов в неделю. Ее это сломало бы. Возможно, она бы хорошо реагировала год или два, но никогда не достигла бы тех высот, на какие поднялась сейчас».
Груббен указывает, что на детей и подростков оказывается огромное давление, от них требуют успехов во многих областях. Тренер считает, что большинство из них на самом деле не добьются успеха, и опасается, что родители забывают о самом главном.
«Дети должны приобрести уверенность в себе и испытывать гордость за свои умения и знания. Очень часто обстоятельства меняются быстрее, чем сами спортсмены. Иногда бывают периоды, когда нужно позволить выбирать дорогу им самим, без особого давления извне».
Груббен считает, что самая главная часть в развитии таланта – сделать так, чтобы спортсмены были здоровы, веселы и жили наполненной смыслом жизнью. И тогда можно вынести куда больше нагрузок. И вдобавок те, кто работают тренерами, должны видеть в детях не только спортсмена, а цельную личность.
«Без этого мы не увидели бы Марте Ульсбю Ройселанн на верхней ступеньке».
Доцент Норвежского университета естественных и технических наук Стиг Арве Сатер в течение 10 лет следил за мальчиками-футболистами одного года рождения из сборной страны. Только 16% из тех, кто был звездами в 14 лет, впоследствии попали в клубы высшей лиги или за рубеж.
– Что общего у этих 16%, кто был звездами в детстве и добился успеха во взрослом возрасте?
– Разумеется, они много тренировались и работали над собой. У них была внутренняя мотивация, и они часто попадали в среду с хорошими предпосылками для развития, где у них было за кем тянуться, – объясняет Сатер.
Последний пункт очень знаком Ульсбю-Ройселанн. Хотя сама она шокирована, что именно она из всего класса добилась наибольшего успеха. Марте думает, что, возможно, знает, почему это произошло.
«Мне дало преимущество то, что я всегда немного отставала от других. Я никогда не была лучшей».
Ей приходилось все время бороться за то, чтобы приблизиться к одноклассникам, и это привело к постоянному прогрессу.
«В этом смысле я рада, что была одной из слабейших».
Чтобы оставить комментарий, зарегистрируйтесь и войдите через свою учетную запись.
через всё интервью мысль что она была худшей, но
- в 15 пришла новичком в спортивную гимназию
- в 16 выигрывает несколько медалей на чемпиоанате Норвегии среди юниоров
в каком месте она была одной из слабейших?
Как я вижу, так она была одной из лучших с самого начала.