Старший тренер мужской сборной России по биатлону Юрий Каминский подвёл итоги сезона, а также рассказал об изменениях в составе команды и в тренерском штабе.
В эксклюзивном интервью Metaratings.ru специалист рассказал: с чем связаны стрелковые проблемы Эдуарда Латыпова; что случилось с потерявшим сознание Александром Корневым; когда ждать прогресса от молодых Дениса Иродова и Олега Домичека; почему Александр Поварницын не попал в состав сборной; как справиться с постоянными болезнями Даниила Серохвостова и какие изменения в тренерском штабе сборной могут произойти.
– Насколько успешно были выполнены цели на сезон на главных стартах: Спартакиаде и чемпионате России?
– В сезоне помимо этого мы пробовали разные подводящие варианты с учётом того, что если стартовать в Кубке мира, то надо стартовать с первых стартов достаточно хорошо. Ещё в начале сезона мы пытались выйти на уровень высокой работоспособности и показывать неплохие результаты с первых стартов. У нас это получилось, а второй и главный пик пришёлся на Спартакиаду, где большинство спортсменов вышли на свои пики по функциональной подготовке. Чемпионат России уже получился у всех по-разному, и там не хватало стабильности. У одних и тех же спортсменов были как удачные, так и провальные гонки. При таком количестве стартов это закономерно. При попытке выйти на два ярких пика что-то не получилось до конца. Нам не хватило времени для подготовки и к Спартакиаде, хотя большинство спортсменов удачно справилось, и к чемпионату России.
При подготовке к стартам в Златоусте спортсмены находились в пяти местах, поэтому было сложно управлять процессом. Где-то мы полагались на личных тренеров, где-то контролировали их с помощью видео-конференций. Если брать по скорости, то в Златоусте мы вышли на максимальные значения или чуть ниже. Чемпионат получился слабее, потому что накопилась усталость. У Эдуарда Латыпова с ходом проблем не было, но развалилась стрельба.
– Проблемы в стрельбе у него носили хронический характер на протяжении всего сезона, особенно на решающих рубежах, где он не раз упускал победу или медаль. С чем это связываете?
– Очень много гонок у него было, когда на последнем рубеже, сделай он на один промах меньше, он бы их выиграл. Это было и в масс-стартах, и в индивидуалках, и в спринтах. У него высокая скорость, поэтому иногда он может позволить себе промазать. Причины здесь разные. В ходе сезона они были связаны со стойкой, с изменениями в подгонке оружия, которые он делал по ходу сезона, хотя это надо было делать до сезона. Они были минимальные, но на стойку это сильно влияло. С одними ошибками он справлялся, другие появлялись. Так и ходил весь сезон по заколдованному кругу. Где-то было недостаточно работы и в подготовительном сезоне.
Так получилось, что он пропустил сбор в августе, когда у него родилась дочь. Там мы нарабатывали стабильность стрельбы на высокой интенсивности. Этот пропущенный этап ему не удалось компенсировать. Где-то были хронические ошибки, с которыми надо как-то справляться.– У Александра Корнева в ходе сезона был прогресс, хорошие гонки и победа в рамках чемпионата России, но в то же время его не хватило на концовку, и всё закончилось коллапсом в Мурманске. Как оцените его работу?
– Надо отдать должное, Саша очень старается, особенно в стрелковой части. На тренировках с высокой интенсивностью он показывает результаты в стрельбе не хуже, чем Латыпов или Бажин. Пока ему не хватает уверенности и надёжности, чтобы показать те же результаты в гонке. В этом сезоне он добавил в среднем 10 секунд, если говорить о 10-километровом спринте. Надо продолжать работать и разобраться с той проблемой, которая возникла.
– Насколько серьезны его проблемы со здоровьем? После этого было какое-то обследование и объяснение этой ситуации?
– Поверхностно мы немножко разобрались, сделали кардиограмму. Как и следовало ожидать, особых проблем у него не было. Нужно его обследовать более тщательно, потому что это нехороший факт, и требуется разобраться в чём же причина. Из моих педагогических наблюдений, которые мы постоянно ведём, за пульсом, ортопробой, вариациями ритмов сердца, там тоже никаких проблем нет, даже заметна функциональная добавка в сравнении с прошлым годом. Здесь уже дело врачей разобраться в этом досконально. В мае он пройдёт все необходимые обследования, которые нужны для того, чтобы найти причину и понять, как с ней бороться.
– У молодых Дениса Иродова и Олега Домичека не было в ходе сезона серьёзных результатов. В первых их взрослый сезон вы и не ждали от них успехов или же ребята где-то недоработали?
– Если их сравнивать с Корневым, то они не такие функционально сильные. Это проблема многих наших юниоров – перекос в сторону силовых качеств. С точки зрения технических навыков мы тренеры не смогли сделать то, что хотели. Судя по последним результатам Иродова, какие-то изменения в технике пошли. В последнем старте у него был лучший ход в сезоне и не так много он проиграл на последнем круге, показав неплохую стрельбу. В целом он закончил сезон на хорошей ноте. Думаю, что у них есть все возможности в следующем году спрогрессировать. Этот сезон был тяжёлым, потому что резко возросли нагрузки, хотя мы их контролировали. Конечно, какие-то глубинные адаптивные функциональные перестройки идут, но ещё не дошли до конца.
– С чем связана их нестабильная стрельба?
– С точки зрения стрельбы здесь те же проблемы, что у Корнева. Работа с ними велась, но после прихода из юниорской команды приходится со спортсменами дорабатывать винтовку, поэтому не сразу они могут начинать работать более уверенно. Иногда приходится менять стволы. У Иродова в связи с переходом в другой регион теперь будет другой ствол, к которому придётся привыкать. Это тоже проблема. Могу сказать, что он достаточно вдумчиво относится к тренировочному процессу, и наверное, изменения пойдут.
Олег Домичек тоже отработал достаточно неплохо и иногда удивлял нас хорошей стрельбой, как на летнем юниорском первенстве в индивидуальной гонке, показав ноль на четырех рубежах, что является хорошим результатам для молодого спортсмена. Думаю, ребята будут расти и со временем выйдут на уровень лидеров сборной России.
– Насколько ваше мнение было весомым при формировании состава команды А и команды В на следующий сезон?
– Естественно я был непосредственным участником этого процесса, и наши предложения учитывались. У нас были разработаны критерии, по которым отбирались победитель Кубка России (Латыпов), трое лучших по рейтингу СБР (Латыпов, Кирилл Бажин и Карим Халили), по результатам на основных стартах Спартакиаде и чемпионату России в Тюмени (Даниил Серохвостов, Василий Томшин, Ильназ Мухамедзянов и Пётр Пащенко) и лучший юниор Савелий Коновалов. Поскольку он ещё молодой парень и под него была создана отдельная группа, было решено, что он будет готовиться со своей командой. Вместо него мы взяли Корнева, а поскольку решили, что Пащенко будет тренироваться со своим личным наставником Владимиром Брагиным в юниорской команде, также включили в команду Евгения Сидорова.
– Сидоров – новый человек в нашей команде.
– Можно сказать, старый новый. Мы с ним находились в контакте весь этот сезон. Я был в курсе его подготовки, общался с тренером, так что произошёл естественный процесс, что парень вернулся в команду на законных основаниях.
– Как набирали состав резервной команды?
– Странные критерии, если пятый номер рейтинга по ним не попадает.
– Они прописаны достаточно жёстко. Также в команде не оказалось спортсмена, который способен спрогрессировать, Романа Ерёмина. В среднем у него четвёртый ход, но стрельба в этом году просто развалилась. При стрельбе, которая у него была в позапрошлом году, он мог даже выигрывать и быть очень высоко в нескольких стартах. Мы не смогли его завести в команду, хотя он не хуже последних троих. Как и любая система, наша система отбора несовершенна.
С другой стороны, можно было рассматривать рейтинг, но в его зачёт пошло мало стартов. В итоге выше оказались спортсмены, которые пропускали много стартов. Из 33-34 стартов они пропустили порядка десяти. Каждый третий старт они пропускали. На протяжении долгого отрезка времени, особенно в стрелковом компоненте это сказывается. Петя Пащенко в нужном месте в нужное время выступил хорошо и отобрался. Там спортсменов пять разделило несколько очков.
– Даниил Серохвостов уходил из вашей группы, а теперь возвращается. Вы чувствуете его готовность к продуктивной работе с вашей командой?
– На эту тему лучше с ним поговорить. Я думаю, что Даниил – тот человек, который в контактных тренировках и контактной борьбе сильно прогрессирует. В группе он может неплохо добавить, находясь не в составе женской команды, где у него был только один спарринг-партнёр Карим Халили. Если брать по функциональной составляющей, Карим для него не лучший спарринг-партнёр. Мы хотим, что бы в спарринге Серохвостов работал с Латыповым и Корневым и вместе ребята смогли бы добавлять за счёт конкуренции в тренировочном процессе.
– Какая ситуация у него сейчас со здоровьем? Что можно сделать с его постоянными болезнями по ходу сезона?
– Мы сейчас пытаемся выяснить этот вопрос вместе с доктором и уже начали примерно месяц назад изучать причины его заболеваемости. Сопоставим ещё это с его тренировочной программой. Надо его до конца вылечить, потому что в конце последнего сбора он снова заболел, была температура, но сейчас пошёл на поправку. Надо решить вопрос со здоровьем, чтобы исключить дальнейшие проблемы в тренировочном процессе. Во-первых, надо заняться укреплением иммунной системы. Мы подключили доктора, который если понадобится подключит узких специалистов. Даниил сам работал над этим, но не очень хорошо получалось. Он шесть раз за сезон болел. Если в этом сезоне он не справится, это будет путь в никуда. Надо приложить все силы, чтобы поправить здоровье, а в дальнейшем с помощью профилактики исключить все возможные заболевания. Когда он готовился в команде, у него было много случаев, что он проходил на грани, но удавалось купировать.
– Почему Максим Максимов покидает тренерский штаб?
– Он устал. Хочет быть больше с семьёй, воспитывать дочку, которая пошла в школу, поэтому он выйдет из состава сборной команды. Сейчас мы ищем ему замену.
– В качестве замены называют имена Андрея Гербулова и Андрея Прокунина. Насколько вам было бы комфортно с ними работать и есть ли у вас возможность пригласить и второго помощника?
– У нас есть возможность ввести в команду двоих тренеров, но решение ещё не принято. Рассматриваем возможные кандидатуры. Я с ними общался, но есть вопросы, которые находятся не в моей компетенции. У меня есть желание работать и с Гербуловым, и с Прокуниным, и с любым тренером, который сможет привнести что-то новое, чтобы решить проблемы в стрелковой подготовке, но решать будет руководство.
Чтобы оставить комментарий, зарегистрируйтесь и войдите через свою учетную запись.